Особенности формирования алкогольной зависимости у подростков
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Особенности формирования алкогольной зависимости у подростков

Подростковый алкоголизм

Подростковый алкоголизм — алкогольная зависимость, возникающая в подростковом возрасте. Имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие компульсивного влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, осмотра, беседы с подростком и его родителями. Тактика лечения определяется индивидуально, ведущая роль отводится психокоррекционным мероприятиям.

Общие сведения

Подростковый алкоголизм – серьезная проблема современного общества. Точные данные о распространенности алкогольной зависимости в пубертатном возрасте отсутствуют, однако, согласно статистике, более 10% всех госпитализаций подростков в психоневрологические стационары осуществляются в связи с постановкой диагноза «подростковый алкоголизм». По результатам опросов, в 90-е годы средний возраст юношей на момент первого употребления спиртного составлял 16-18 лет. Спустя десятилетие этот возраст снизился до 10-12 лет. При этом, если раньше подростковый алкоголизм чаще диагностировался у подростков мужского пола, то с начала XXI века половые различия практически стерлись и спиртное начали активно принимать не только юноши, но и девушки.

Алкоголизм у взрослых возникает через 5-10 и более лет регулярного употребления спиртного. Для развития подросткового алкоголизма требуется всего 2-3 года регулярного приема этанолсодержащих напитков. Отличительными особенностями алкоголизма у подростков являются более явные и более грубые изменения со стороны всех органов и систем. Подростковый алкоголизм влечет за собой быстрое ухудшение физического здоровья, психическую и интеллектуальную деградацию. У больных часто выявляются необратимые изменения репродуктивной системы, обуславливающие бесплодие и рождение детей с врожденными аномалиями. Лечение подросткового алкоголизма осуществляют специалисты в области наркологии.

Причины подросткового алкоголизма

Подростковый алкоголизм формируется под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. Отмечается наследственная предрасположенность – у детей алкоголиков зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания) возникают в 3-4 раза чаще по сравнению со сверстниками — детьми непьющих родителей. При этом у сыновей алкоголиков подростковый алкоголизм диагностируется гораздо чаще, чем у дочерей. Исследователи предполагают, что эта особенность – результат наследственности, связанной с полом ребенка.

Повышенное влечение к алкоголю и другим психоактивным веществам у подростков нередко возникает после черепно-мозговых травм. Вероятность развития подросткового алкоголизма также повышается при наследуемых акцентуациях характера и психопатиях. При каждой акцентуации выявляются свои типичные причины употребления алкоголя. Подростки эпилептоидного типа принимают спиртное «чтобы отключиться», дети шизоидного типа – чтобы упростить общение со сверстниками и заглушить постоянные внутренние противоречия. Толчком для развития подросткового алкоголизма у истероидов и гипертимов становится желание привлечь внимание и повысить собственный статус в глазах группы. Астеники используют спиртное, как способ ухода от конфликтов, депрессивные подростки – как «лекарство» для нормализации настроения.

К числу психосоциальных факторов, увеличивающих вероятность развития подросткового алкоголизма, относят искажения системы воспитания в родительской семье, влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов. Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки, чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, двойных стандартов или недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, в детстве нередко выявляются эпизоды физического насилия со стороны родителей.

Дефекты воспитания усугубляются влиянием сверстников. Подросток испытывает потребность «завоевать» место в группе, повысить свой социальный статус. При попадании в асоциальные компании это оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, кражами и другими подобными действиями. Определенное влияние на развитие подросткового алкоголизма оказывают обусловленные переходным возрастом неустойчивость самооценки, повышенная чувствительность к стрессам, тревожность и импульсивность. Факторами, непосредственно влияющими на развитие подросткового алкоголизма, являются потребность детей получить удовольствие, уменьшить тревогу и страх, облегчить общение со сверстниками, испытать необычные ощущения и не быть «белой вороной».

Особенности подросткового алкоголизма

Впервые подростки обычно употребляют алкоголь в компании сверстников. В последующем прием спиртного становится своеобразной групповой потребностью. Пока подросток не в своей компании – желание выпить отсутствует. Как только он попадает в привычную среду – активируются соответствующие стереотипы поведения. Развитию подросткового алкоголизма способствует возникновение своеобразных представлений о «хорошем времяпрепровождении». Наряду с беседами, спорами, прогулками, прослушиванием музыки и посещением ночных клубов выпивка начинает восприниматься, как неотъемлемый элемент нормального общения. Многие специалисты рассматривают этот этап, как период формирования групповой психической зависимости, предваряющий развитие подросткового алкоголизма.

Этап формирования личной психической зависимости сглажен и практически не отслеживается из-за преобладания яркой эйфории, отсутствия внутренних противоречий и однозначной положительной мотивации к употреблению спиртного. Особенно быстро подростковый алкоголизм развивается у больных психопатией. Уже после нескольких приемов алкоголя возникает компульсивное влечение, однако, в отличие от компульсивного влечения у взрослых, оно также проявляется только при контакте с группой. Появление компульсивного влечения соответствует началу алкоголизации. Эпизодическое употребление алкоголя быстро сменяется регулярным, подростковый алкоголизм прогрессирует, развивается физическая зависимость.

У подростков быстрее, чем у взрослых, возникает анозогнозия (отрицание алкоголизма), исчезает способность контролировать количество выпитого. При подростковом алкоголизме в короткие сроки формируется алкогольное мировоззрение: «без спиртного – не жизнь», «возможность выпить – свидетельство благополучия» и т. д. Уже на этапе возникновения компульсивного влечения появляются психопатологические расстройства. Больной подростковым алкоголизмом становится злобным и агрессивным или безвольным, вялым, безынициативным.

При этом изначально существующие акцентуации и особенности личности «смешиваются» с проявлениями подросткового алкоголизма, образуя сложную специфичную картину, что иногда приводит к переоценке тяжести психической деградации. При изменении условий жизни (прекращении контакта с группой, смене обстановки и т. д.) и адекватной психологической коррекции на ранних стадиях подросткового алкоголизма большинство психических нарушений становятся менее выраженными или исчезают.

После формирования физической зависимости психопатологические проявления становятся более стойкими. При воздержании у больных подростковым алкоголизмом развивается абстинентный синдром, который также отличается от аналогичного состояния у взрослых алкоголиков. У взрослых первыми признаками абстиненции являются дисфория и расстройства психики, у подростков – вегетативные нарушения. Выявляется брадикардия, снижение АД, бледность кожи и слизистых, отсутствие потливости. При усугублении подросткового алкоголизма в период абстиненции на первый план выходят психические изменения – дисфория, истерические реакции или депрессивные расстройства. В отличие от взрослых, у подростков не бывает истинных запоев. Долго сохраняется тошнота и рвота при употреблении большой дозы алкоголя. Алкогольные психозы при подростковом алкоголизме развиваются крайне редко.

Последствия подросткового алкоголизма

Алкоголь крайне негативно влияет на интеллект, психику и тело подростка. Этанол нарушает образование новых нейронных связей, которые в норме должны активно формироваться в детстве и в юности. При подростковом алкоголизме снижается способность к обучению, ухудшаются процессы усвоения новой информации и переработки ранее полученных данных. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, возникает соответствующее представление о социальных нормах, формируется установка, допускающая неумеренное употребление спиртных напитков, асоциальное поведение и т. д.

Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, попадают в неблагоприятную социальную среду. Одни подростки отказываются от дальнейшего обучения и выбирают низкооплачиваемый неквалифицированный труд, другие начинают воровать и попадают в колонии для несовершеннолетних. Даже при раннем лечении подросткового алкоголизма это обстоятельство нередко оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. Пациенты, ставшие членами асоциальных компаний и преступных группировок, часто возобновляют употребление спиртного после лечения, снова вступая в контакт с привычным окружением.

При подростковом алкоголизме страдают все органы и системы. Нарушается деятельность внутренних органов; повышается вероятность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и мочевыводящей систем. У зависимых подростков чаще повышается артериальное давление, развивается тахикардия и аритмия, возникает гастрит, гепатит, панкреатит, пиелонефрит, цистит и уретрит. Переохлаждения в пьяном виде и снижение иммунитета приводят к учащению инфекционных заболеваний легких и верхних дыхательных путей. Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, часто ведут беспорядочную половую жизнь, что влечет за собой нежелательные беременности, распространение гонореи, сифилиса и других половых инфекций.

Диагностика и лечение подросткового алкоголизма

Диагноз выставляется на основании анамнеза, беседы с больным и его родителями. При тяжелом подростковом алкоголизме, сопровождающемся выраженными психическими, интеллектуальными и соматическими нарушениями, постановка диагноза обычно не представляет затруднений. При отсутствии выраженных изменений возможна гипердиагностика подросткового алкоголизма. Специалисты полагают, что в 30-50% случаев диагноз выставляется ошибочно, поскольку наркологи принимают характерные для подростков имитационные формы поведения (нарочито демонстративное пьянство, достижение глубокого опьянения «как у взрослых», опохмеление при отсутствии абстиненции) за симптомы подросткового алкоголизма.

Однако такую гипердиагностику нельзя считать необоснованной или вредной, поскольку алкоголизм у подростков развивается стремительно. Ранняя постановка диагноза предотвращает дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов, уже начавших регулярно употреблять алкоголь, от развития тяжелой зависимости. Больных изолируют от привычной компании собутыльников. Смена условий жизни и режима дня, а также изменение привычной активности способствуют разрушению характерных для подросткового алкоголизма патологических установок и паттернов поведения.

Лечение тяжелых стадий алкоголизма у подростков часто оказывается неэффективным из-за упорной анозогнозии, отсутствия критики к собственному поведению и интенсивной патологической тяги к спиртному. Использование имплантов, аверсивных препаратов и других подобных методик обычно не приносит желаемого результата. Наилучший эффект лечения подросткового алкоголизма наблюдается при проведении психологической коррекции в условиях специализированного реабилитационного центра и длительной изоляции от привычного круга общения. Психотерапию сочетают с учебой, трудотерапией и занятиями спортом.

Особенности алкоголизма у подростков
статья по теме

Проблема алкоголизма школьников – проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
statya_opravit_222.doc 26.5 КБ
statya_otpravit.doc 26 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Дети младшего школьного возраста. Социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму, должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.

Работа с детьми младшего школьного возраста нацелена на:

— формирование у младшего школьника потребности в обучении.

— формирование и развитие качеств личности, таких, как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, объективно препятствующего алкогольным интересам, стремлениям, интересам

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрации, сюжетно-ролевая игра.

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают своё влияние на ребёнка, и всё большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус ребёнка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога со школьниками этого возраста — это работа с группой через следующие направления деятельности:

  1. Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом, проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа.
  2. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя.
  3. Антиалкогольное воспитание, направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем.
  4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.
  5. Преодоление социально- педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников – проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Предварительный просмотр:

Особенности алкоголизма у подростков.

Факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением.

После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии — подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Даже однократная амнезия — грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет.

В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны.

Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений».

Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых — и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых.

Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1-3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев, и с самого начала появляются психические нарушения: раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых.

Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно.

Статья об особенностях развития младшего пдростка.Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил.Начало анатомо-физиологической перестройки организма младшего подро.

Консультация для родителей о том, как наладить правильное общение с подростками.

Проблема агрессивности подростков — одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав.

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. .

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и выработки собственной позиции по отношению к алкоголизму среди подростков.

Влияние алкоголя на организм подростков

Детский и подростковый алкоголизм – это огромная проблема, которая, к сожалению, с годами становится все более актуальной. По статистике под влияние пагубной зависимости чаще попадают 13-14 летние подростки.

Учитывая, что на ранней стадии болезнь протекает практически бессимптомно, родители не сразу осознают наличие проблемы и упускают возможность начать лечение до появления осложнений.

Развитие подростка

В возрасте 10–16 лет организм активно развивается. Окончательно формируются и начинают полноценно функционировать внутренние органы и системы. Стремительно развивается головной мозг, устанавливаются связи между нервной и эндокринной системами. Завершается созревание нервных клеток, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. Щитовидная железа и надпочечники функционируют более активно.

На этом этапе у подростков динамично развивается психика. Организм в этом возрасте еще недостаточно созрел, а устойчивость ЦНС невысока, следовательно, проявляется усиленная реакция на внешние воздействия. Именно поэтому алкоголизм среди подростков развивается стремительно и приводит к возникновению тяжелых соматических, интеллектуальных и психических расстройств.

Причины подросткового алкоголизма

В большинстве случаев причиной употребления алкоголя подростками становятся родители и отношение к спиртному в семье. Если ребенок с раннего возраста регулярно видит, как кто-то из родных пьет, на столе частенько появляется бутылка, то он считает это нормой, что увеличивает риск возникновения алкоголизма.

Бывает и так, что родители сами предлагают ребенку алкоголь: малышу, чтобы он быстрее уснул, ребенку постарше, чтобы он почувствовал себя полноценным членом взрослой компании. У некоторых знакомство с алкоголем происходит в младенчестве, если мать пила в период беременности или грудного вскармливания.

Помимо этого, к причинам алкоголизма у подростков относят:

  • генетическую предрасположенность;
  • неблагополучная обстановка в семье, чрезмерная опека или полное отсутствие внимания со стороны родителей;
  • личностные особенности (слабый характер, неумение отстаивать свою позицию);
  • черепно-мозговые травмы;
  • психопатию;
  • общение с дурной компанией, в которой постоянно присутствует алкоголь;
  • большое количество свободного времени, отсутствие увлечений.

Мотивация к употреблению

Основные мотивы, побуждающие подростков к употреблению алкоголя, можно условно разделить на несколько групп.

  • Любопытство. В большинстве случаев в фильмах и рекламных роликах употребление спиртного показано в позитивном ключе. Это атрибут приятного времяпрепровождения, достатка. Также, когда в доме собираются гости, они пьют алкоголь, после чего становятся веселыми, добродушными. Все это провоцирует подростка попробовать спиртное.

  • Желание самоутвердиться, выделиться на фоне сверстников, показаться более взрослым и опытным. В этом возрасте дети часто не уверены в себе, ищут свое место в социуме, пытаются заслужить одобрение и уважение приятелей. Также они могут подражать одному из тех, кто занимает в компании место лидера.
  • Психологические проблемы. В некоторых случаях употребление алкоголя подростками провоцирует безответная любовь, проблемы с учебой, напряженные отношения с одноклассниками, одиночество. Часто пьющие подростки таким образом пытаются привлечь внимание родителей.

Этапы формирования заболевания

Формирование алкоголизма в подростковом возрасте принято делить на несколько этапов:

  1. Период привыкания к алкоголю, длится примерно 3–5 месяцев. В этот период огромное значение имеет среда обитания ребенка (семья, школа, друзья).
  2. На втором этапе употребление алкоголя подростками становится регулярным, увеличиваются дозы и частота приема. Появляются изменения в поведении. Это критический момент, когда развитие болезни еще можно остановить. Этап длится около года.
  3. Наблюдается явно выраженная психическая зависимость. Подросток всячески оправдывает и пропагандирует употребление алкоголя, а возросшая многократно толерантность к спиртному гордо преподносится им, как признак зрелости. Количество выпиваемого сильно увеличивается, в ход идет любой алкоголь, который можно достать.
  4. Хроническая стадия. Подросток уже не может контролировать количество выпитого спиртного. Формируется абстинентный синдром, который ярко проявляется после приема больших доз алкоголя.
  5. Финальный этап, на котором появляются все признаки взрослого алкоголизма. Психика и поведение кардинально меняются. Стремительно развивается слабоумие, подростки эмоционально деградируют, становятся грубыми, агрессивными, сексуально распущенными, все больше отдаляются от социума. Учащаются проявления алкогольной амнезии.

Особенности подросткового алкоголизма

Ранняя алкоголизация среди подростков чаще всего проявляется в группе. Находясь вне своей компании, подросток не нуждается в алкоголе, но как только он оказывается в привычном окружении, проявляются соответствующие стереотипы поведения. Употребление алкоголя очень скоро начинает восприниматься как обязательный элемент общения. Возникает некая групповая зависимость, которая предваряет развитие личной зависимости. Именно возникновение осознанного влечения к алкоголю можно считать началом алкоголизма.

Еще одна особенность подросткового алкоголизма в том, что очень быстро формируется алкогольное мышление: «пить – это хорошо», теряется способность контролировать дозу, возникают психопатические расстройства. Также подросток яростно отрицает наличие проблемы.

На этапе формирования физической зависимости, развивается абстиненция, которая протекает не так, как у взрослых. У подростка на первый план выходят не психические, а вегетативные нарушения – низкое давление, вялость, замедление сердечного ритма. Позже к проявлениям абстинентного синдрома добавляются подавленность, мрачная раздражительность, истерики, депрессия.

Еще одно отличие подросткового алкоголизма от взрослого – отсутствие настоящих запоев и очень малое число алкогольных психозов.

Действие алкоголя на организм подростка

Алкоголизм в раннем возрасте опасен в первую очередь быстрым развитием и сильнейшим влиянием алкоголя на неокрепший организм подростков. У взрослых людей алкоголь перерабатывается ферментами желудка и печени, но у девушек и юношей эти органы функционируют еще не в полную силу, поэтому спирт расщепляется очень медленно. Токсическое воздействие на организм в течение длительного времени приводит к развитию тяжелых соматических и психических недугов.

Как алкоголь разрушает организм подростка?

Вред алкоголя обусловлен его отравляющим влиянием на все жизненно важные органы организма подростка:

  • головной мозг – этанол разрушает клетки серого вещества, что приводит к снижению умственных способностей, деградации;
  • сердечно-сосудистая система – стенки сосудов в юном возрасте очень чувствительны и быстро истончаются под влиянием алкоголя, сердечная мышца постепенно дряхлеет и не может нормально функционировать;
  • печень – этанол, не успевая перерабатываться, скапливается в органе, вызывая гибель клеток и замену их жировой тканью, что приводит к торможению выработки необходимых ферментов;
  • ЖКТ – спирт обжигает слизистые желудка и кишечника, провоцируя воспалительные процессы, кроме того, алкогольные коктейли, содержащие огромное количество сахара, оказывают негативное влияние на поджелудочную железу;

Алкоголь негативно влияет на иммунную систему подростков, что приводит как к более частым болезням, так и к большему риску осложнений после них.

Подростковый алкоголизм также опасен для репродуктивного здоровья, так как именно в этом возрасте закладывается основа для дальнейшего функционирования половой системы.

Симптомы алкогольной зависимости у подростка

Основные признаки алкоголизма у подростков проявляются внешними признаками, изменениями в поведении, психоэмоциональном состоянии:

  • запах алкоголя или перегара;
  • краснота на лице;
  • нарушенная координация, неровная походка;
  • резкое изменение веса (в любую сторону);
  • проблемы со сном;
  • плохие оценки в школе, прогулы;
  • новая компания, нежелание знакомить родителей с новыми друзьями;
  • неопрятный внешний вид, безразличие к гигиене;
  • забывчивость, нарушение внимания, неспособность концентрироваться;
  • частая смена настроения, постоянное беспокойство, нервозность;
  • апатия или чрезмерная возбудимость, раздражительность;
  • скрытность, лживость.

Что предпринять родителям, если подросток начал пить?

Как только у родителей появилась уверенность в том, что ребенок употребляет алкоголь, надо сразу же принимать меры. Пьянство в раннем возрасте очень быстро приводит к развитию подросткового алкоголизма, поэтому медлить нельзя.

Необходимо действовать сразу в нескольких направлениях:

  • оградить ребенка от опасной компании;
  • поговорить с ним, объяснив с какими страшными последствиями он может столкнуться в дальнейшем;
  • подключить специалистов, которые окажут психологическую, а в случае необходимости и медицинскую помощь.

Что делать, если подросток пришел домой пьяным?

Если несовершеннолетний член семьи пришел домой пьяным, следует придерживаться нескольких правил:

  • убедиться, что с ним все в порядке (при необходимости вызвать скорую);
  • уложить спать;
  • утром первым делом выяснить обстоятельства произошедшего;
  • оценить поступок ребенка, рассказать о своих переживаниях, но ни в коем случае не переходить на личности и не кричать.

Наилучшим вариантом станет представление ситуации в качестве полезного опыта. Хорошо, если подросток поймет, что увлечение спиртными напитками приносит не столько удовольствие, сколько множество проблем.

Как определить стадию алкоголизма?

Алкоголь опасен для психического и физического здоровья юношей и девушек, поэтому употребление алкоголя в раннем возрасте надо пресекать на корню. Определить, на какой стадии зависимости находится подросток, можно по его поведению и некоторым внешним признакам.

Проблема в том, что поначалу алкоголизм у детей и подростков развивается практически бессимптомно. Но если подросток начал пренебрегать своими обязанностями, грубить, раздражаться по пустякам, если первую половину дня он вялый и разбитый, а оживает с приходом вечера – это повод серьезно задуматься.

Определить конкретную стадию алкоголизма может определить только специалист-нарколог.

Методы лечения подросткового алкоголизма

Лечение подросткового алкоголизма проводится комплексно. Необходимо изолировать ребенка от пьющих друзей, по возможности изменить распорядок дня и условия жизни, добавить занятия спортом, трудотерапию. Отличный результат наблюдается после курса психокоррекции.

Аверсивные препараты или импланты для лечения алкоголизма у подростков используют нечасто, так как они чаще всего не дают желаемого результата, а кроме того, многие средства нельзя использовать в силу юного возраста пациента.

Последствия подросткового алкоголизма

Этанол губительно влияет на здоровье, интеллект и психику человека. Последствиями употребления алкоголя подростками могут стать тяжелые заболевания, такие как: цирроз, гастрит, панкреатит, цистит, уретрит, почечная недостаточность, гепатит и другие. Из-за блокировки образования нейронных связей, снижается интеллект, способность к обучению.

Еще одна опасность алкоголя для девушек и юношей – искаженное представление о социальных нормах, которое со временем приводит их в неблагоприятную среду. Зачастую такие подростки отказываются от дальнейшей учебы, становятся членами преступных группировок.

Под влиянием алкоголя молодые люди начинают практиковать беспорядочные половые связи, что приводит к появлению венерических заболеваний, нежелательных беременностей, рождению детей с патологиями.

Заключение

Для того, чтобы предотвратить заболевание или заметить его на начальном этапе, очень важно проявлять интерес к жизни подростка, знать с кем он общается, где и как проводит время. Поскольку подростки в этом возрасте не могут критически оценивать последствия своих действий, родители должны помочь им выбрать верный путь, чтобы те не утопили свою жизнь в спиртном и не стали алкоголиками.

Особенности алкоголизма у подростков

Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство). Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше.

Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии — подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезией — плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия — это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия — грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление, и амнезии бывают длительными, то тем более. Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.

Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые.

Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».

В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых.

Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится.

Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения — тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые.

Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.

Многие родители «прозревают» и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых — и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость – чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых.

Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1-3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев, и с самого начала появляются психические нарушения: раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых.

Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства.

Профилактика алкоголизма.

«Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров.

Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных,психолого-педагогических и психологических мероприятий.

Перечислим их кратко:

— Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.

— При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, попытаться «установить» психологический заслон.

— Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни).

— Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.

— Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.

Успех борьбы с пьянством и алкоголизмом в значительной мере зависит от их профилактики, одно из ведущих мест в которой занимает санитарно-просветительская работа.

Однако на современном этапе мало только «просветить» человека, рассказать ему об общих гигиенических правилах, его надо научить определенному режиму труда, отдыха, быта в конкретных условиях жизни.

Поэтому цель противоалкогольного санитарного просвещения в настоящее время заключается в следующем:

— разъяснить населению причины возникновения пристрастия к алкоголю и распространенности злоупотребления спиртными напитками;

— на убедительных примерах показать последствия пьянства и алкоголизма;

— воспитывать у населения отношение к алкоголику как к больному, требующему лечения;

— воспитывать нетерпимое отношение к пьянству;

— широко информировать население о мерах профилактики и методах лечения алкоголизма;

— способствовать формированию гигиенически правильного поведения человека;

— помочь в организации режима труда, досуга.

В настоящее время нужна пропаганда, которая не ограничивалась бы сообщением общеизвестных правил, а строилась на доказательных научных данных, воздействовала не только на разум, но и на чувства слушателей. Очень важно, чтобы она была психологически ярко окрашенной, эмоциональной.

Антиалкогольной пропагандой должны быть охвачены самые широкие слои населения и в первую очередь те, кто любит выпивать по поводу и без повода и при этом не считает себя пьяницей. Очень важно разъяснить, к каким опасным последствиям для здоровья приводит злоупотребление алкогольными напитками, как из пьянства развивается грозное заболевание- алкоголизм со всеми присущими ему симптомами. Особое внимание следует уделить необходимости раннего выявления и лечения алкоголизма, воспитывать непримиримое отношение к любому проявлению пьянства. Необходимо также раскрыть связь алкоголизма с преступностью.

Особо следует остановиться на вопросе о том, как алкоголизм разрушает семью, как от этого страдают дети.

Антиалкогольное воспитание должно проводится не только среди школьников, но и среди их родителей на родительских собраниях.

Очень важно разъяснить родителям, что отношение детей к жизни, их отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся сами родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям. Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.

Родители иногда бывают инициаторами выпивок своих детей. Во многих «благополучных» семьях подчас не считается преступным дать ребенку сухого вина или пива, а иногда потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет пить дома», — говорит иной отец, наливая своему сыну-подростку. Да и сами дети, подражая взрослым, нередко наливают себе в рюмку, находясь за общим столом. Такое подражание взрослым может закончиться плачевно.

Родителям, особенно молодым, следует разъяснить вредное влияние алкоголя на потомство, на растущий организм ребенка. Необходимо убедительно показать, что истоки употребления алкоголя детьми в неблагополучии семьи, неправильных взаимоотношений родителей, их ссорах, пьянстве и др.

Наоборот, дружная семья, общие увлечения любимым делом, правильный режим работы- факторы, препятствующие пьянству, равно как и другим отрицательным наклонностям. Необходимо не только разъяснить все это родителям, но и научить тому, как правильно направлять интересы и деятельность ребенка.

Наряду с проведением антиалкогольной пропаганды среди родителей, ею необходимо охватывать и детей. Причем дети сами должны в ней активно участвовать, бороться за трезвую окружающую среду.

Начинать антиалкогольное воспитание молодежи надо с момента поступления их на работу. Содержание бесед имеет другую направленность, чем со старшими школьниками. В них в первую очередь следует подчеркнуть опасность систематического употребления спиртного, показать, как случайные выпивки вызывают пристрастие к алкоголю. Показать отрицательное влияние алкоголя на трудоспособность.

В беседах с учащейся молодежью внимание следует акцентировать на вопросах влияния алкоголя на память, внимание и другие психические функции.

Надо постараться выработать у детей собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя. Ребенок не только должен твердо знать, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие друзья или сверстники.

Некоторые родители воспитывают своих детей в оранжерейных условиях, выполняя все их желания и капризы, не приучая их к умению сдерживать свои порывы и желания. В результате из таких детей нередко вырастают черствые эгоисты. И такие люди, попадая в компанию пьющих, легче попадают под их влияние.

Подростковый алкоголизм

Характеристика подросткового алкголизма, причины возникновения, этапы формирования алкогольной зависимости у подростков.

Злоупотребление алкоголем, которое происходит среди молодежи в период между 13-18 гг. жизни называют ранним или подростковым алкоголизмом. Поскольку психологические и физиологические процессы бурно развиваются в период полового созревания, они становятся основными факторами риска развития острых прогрессирующих форм алкоголизма именно в этот период.

Подростковый алкоголизм формируется в три раза быстрее, чем аналогичная зависимость во взрослом возрасте (3-4 года). Алкогольная болезнь может развиться практически сразу от первого употребления, с появлением всех характерных признаков алкоголизма.

Наиболее уязвимой мишенью воздействия этанола на подростковый организм является центральная нервная система, которая находится в стадии формирования. В результате токсического воздействия алкоголя нарушаются нормальное функционирование процессов дифференцировки нейронов, что, как следствие, тормозит процесс формирования личности, абстрактного мышления, умственной способности и памяти. Наряду с этим, серьезный вред наносится и другим системам организма, степень выраженности которого зависит от уровня и общего стажа алкоголизации, а также формы употребления алкоголя (периодичность, количество и дозирования).

Причины развития подросткового алкоголизма

Среди факторов развития подросткового злоупотребления алкоголем выделяют психологическое копирование поведения старших по возрасту и авторитетом лиц и деформацию развития личности со склонностью к алкоголизму. Усиление действия этих факторов может также происходить на фоне психотравматических последствий некоторых особых жизненных ситуаций, таких как потеря родителей, алкоголизм в семье, отсутствие родительской опеки и воспитания, социальное равнодушие.

Развитие подросткового алкоголизма в значительной степени зависит от психологических особенностей индивида, таких как преморбиднисть личности, типы акцентуации характера и психические патологии. Так, в частности, среди причин алкоголизма при епилептоидном радикале личности выделяют желание индивида избежать неприятного настроения, в следствие чего стремительно растет риск нарастания експлозивности в виде спонтанных вспышек агрессии. Нередко алкоголизация происходит также с сочетанием употребления некоторых токсичных ПАВ (ацетоном, клеем и т.п.); при ананкастном и сенсетивном расстройствах употребление алкоголя осуществляется с целью поднятия собственной самооценки и приодоления приступов тревоги; при истерическом типе употребляют алкоголь в качестве средства от чрезмерной эмоциональности и нормализации психического состояния. Развитие алкогольной зависимости на фоне психических расстройств имеет прогридиентний характер и очень быстро приводит к развитию тяжелых алкогольных психозов и слабоумия.

Наиболее распространенной причиной возникновения подросткового алкоголизма считаются посттравматические последствия мозговых травм и органического нейроинфекцийного поражения центральной нервной системы. При наличии этих обстоятельств формирования алкоголизма характеризуются более быстрым прогридиентним темпом развития со злокачественным течением, приводит к ранней потере способности к количественному контролю, формирование тяги к употреблению, появления признаков алкогольной абстиненции (симптома похмелья). Систематическая патологическая алкоголизация среди подростков значительно усиливает патологические черты их характера, что приводит дальнейшее употребление алкоголя в любых стрессовых ситуациях в их жизни.

Особенности алкогольного опьянения

Алкогольное опьянение в подростковом возрасте наступает очень быстро, финалом которого нередко может быть потеря сознания и алкогольная кома. В результате наблюдается повышение артериального давления, температуры и уровня глюкозы в крови, падает количество эритроцитов в крови. Непродолжительное возбуждение поведения после употребления спиртного быстро меняется на сонливость и переходит в состояние глубокого интоксикационного сна, не исключена возможность появления судорог (судом) и смертельных случаев. Состояние опьянения может также сопровождаться проявлениями психических расстройств и галлюцинаций.

Этапы развития подросткового алкоголизма

Формирования подросткового алкоголизма имеет следующие этапы развития:

  1. Начальный этап — развитие своеобразного привыкания к алкоголю с продолжительностью 3-6 месяцев. Большое значение на этом этапе имеет среда проживания (школа, друзья, семья) индивида со своими привычными нормами отношения к алкоголю и алкоголизации.
  2. Второй этап — регулярное употребление алкогольных напитков, рост дозирования и частоты алкоголизации. Наблюдаются поведенческие изменения характера личности. Продолжительность происходит на протяжении или до одного года. Именно этот этап формирования наркозависимости является критическим для возможного терапевтического вмешательства.
  3. Третий этап — развитие выраженной психической зависимости. Наблюдается рационализация алкогольного поведения и формирования характерной системы оправданий злоупотребления. На этом этапе подростки нередко становятся активными пропагандистами употребления. Присутствует полная потеря ситуационного и количественного контроля, возростает толерантность в три-четыре раза, которая преподносится подростками как признаки зрелости и становятся предметом хвастовства среди сверстников.
  4. Четвертый этап — хронической стадия алкогольной зависимости, при которой синдром похмелья (абстиненция) приобретает признаки завершенности с определенными особенностями. Для подросткового возраста абстинентный синдром отличается перемежающимся характером, что выражается в его проявлениях лишь в следствии употребления значительных доз алкоголя. Клеточная картина абстинентного синдрома преимущественно выражена психическим компонентом.
  5. Пятый этап — развитие алкоголизма с признаками алкозависимости во взрослом возрасте. Наблюдается стремительное развитие слабоумия (деменции), в результате чего молодые люди быстро деградируют, отделяются от общества, поведение приобретает признаки грубости и сексуальной распущенности, с появлением алкогольной амнезии, нарушениями нормального эмоциональной деятельности.
Читать еще:  Алкогольный абстинентный синдром
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector