Профилактика зависимости от психоактивных веществ
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Профилактика зависимости

Профилактика зависимости от наркотических средств и психотропных веществ представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска заболевания наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к этим болезням.

Определенные жизненные обстоятельства могут либо способствовать, либо препятствовать началу употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие эти шансы, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ.

Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества (ПАВ). Ими могут быть:

  • проблемы физического и психического здоровья;
  • рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией,
  • регулярное общение со сверстниками, употребляющими наркотики, отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей и т. д.);
  • ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;
  • высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень доходов в семье;
  • неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе;
  • проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками.

Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:

  • семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;
  • средний и высокий уровень доходов в семье, адекватная обеспеченность жильем;
  • высокое качество медицинской помощи;
  • низкий уровень преступности в населенном пункте, регионе;
  • доступность служб социальной помощи;
  • высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие,
  • высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;
  • соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ.

В мире существует определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, у которых уже отмечены эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно уже возникло, но ещё не достигло пика своего развития.

Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика типа «А» направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа «Б» (именуемая также четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.

Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Проблема профилактики злоупотребления психоактивными веществами до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных проблем наркологии.

Неуклонный рост наркотизации и алкоголизации населения всего мира свидетельствует о необходимости интенсивной разработки новых современных концепций, отвечающих требованиям времени и условиям социальной среды.

Профилактика зависимости от наркотических средств и психотропных веществ представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска заболевания наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к этим болезням.

Определенные жизненные обстоятельства могут либо способствовать, либо препятствовать началу употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ.

Обстоятельства, достоверно снижающие эти шансы, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ. Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества (ПАВ).

Ими могут быть:
— проблемы физического и психического здоровья;
— рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией,
— регулярное общение со сверстниками, употребляющими наркотики, отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
— личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей и т. д.);
— ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;
— высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень доходов в семье;
— неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе;
— проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками.

Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:
— семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;
— средний и высокий уровень доходов в семье, адекватная обеспеченность жильем;
— высокое качество медицинской помощи;
— низкий уровень преступности в населенном пункте, регионе;
— доступность служб социальной помощи;
— высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие,
— высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;
— соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ.

Становится очевидным, что профилактика имеет перед собой цель усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления ПАВ и уменьшить выраженность факторов риска формирования зависимости от них. Нет единственного фактора, который бы способствовал началу употребления психоактивных веществ конкретным человеком.

В процессе жизни на индивида воздействуют совокупности как факторов риска, так и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием зависимости от ПАВ.

В мире существует определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи.

Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, у которых уже отмечены эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии.

Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно уже возникло, но ещё не достигло пика своего развития.

Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика типа «А» направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости.

Третичная профилактика типа «Б» (именуемая также четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.

Разработка и апробация различных программ профилактики наркотической зависимости среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением во всем мире, в том числе и в России. Однако формирование эффективных профилактических стратегий происходит с большими трудностями.

Многие авторы обзоров действующих профилактических программ приходят к заключению о том, что результаты их внедрения не являются оптимистичными (Moskowitz J.M., 1981; Moskowitz J.M., 1983). Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически строго обоснованных моделей, отсутствием достаточного количества апробированных технологий, неточным определением предмета (объекта) воздействия и т.д.

Существенный прогресс в области профилактики наркомании обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании профилактики как превенции, учитывающей, прежде всего психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации (Howard J., 1997) Анализ содержательной стороны различных подходов имеет не только теоретический, но и практический интерес.

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ

Первичная профилактиканаправлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми лицами и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся молодые люди в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях. Первичная профилактика опирается на основную уставную деятельность Университета и направлена на формирование у студентов и учащихся непримиримого отношения к злоупотреблению психоактивными веществами. Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует считать создание системы позитивных мер, ориентированных не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблемы потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека в творчестве и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Цель первичной позитивно направленной профилактики состоит в воспитании психически здорового, гармонично развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме каких-либо адаптогенов.

Читать еще:  Роль питания в профилактике и лечении профессиональных заболеваний

Задачи первичной профилактики:

— пробуждение личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на неприемлемость злоупотребления психоактивных веществ;

— внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих создание ценностей здорового образа жизни, мотивированного отказа от «пробы» и приема психоактивных веществ, а также технологий раннего обнаружения случаев злоупотребления психоактивных веществ;

— поддержка научных исследований в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами;

— реализация постоянно действующей антинаркотической пропагандистско-информационной кампании, ориентированной на образовательный процесс и учащуюся молодежь;

— целенаправленная широкая поддержка антинаркотической деятельности студенческого общественного движения и самоуправления;

— стимулирование коммерческих и финансовых структур в осуществлении мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;

— налаживание постоянно действующей системы мониторинга не только в отношении употребления и распространенности психоактивными веществами, но и эффективности действия системы профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на работу с людьми группы риска.

Вторичная профилактика— система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ касается лиц, уже испытывающих на себе влияние проблемы, но не обнаруживающих еще клинических признаков болезни. Стратегическим приоритетом вторичной профилактики является полное прекращение потребления психоактивных веществ и сохранение личностного и социального статуса.

Цель вторичной профилактики состоит в максимальном сокращении продолжительности воздействия психоактивных веществ на человека, ограничении степени вреда, наносимого злоупотреблением как потребителю, так и окружающим, предотвращении формирования хронического заболевания.

Задачи вторичной профилактики:

— создание системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ;

— обеспечение доступного и социально безопасного обследования и диагностики;

— оказание специализированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи потребителям психоактивных веществ и окружающей микросоциальной среде.

Третичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на работу с химически зависимыми с целью профилактики рецидива заболевания.

Третичная профилактиказлоупотребления ПАВ — система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности.

Третичная профилактика зависимости касается больных, страдающих химической зависимостью.

Стратегическим приоритетом третичной профилактики является остановка развития болезни химической зависимости и реабилитация пациента в основных сферах его жизнедеятельности.

Цель третичной профилактики — прекращение разрушительного воздействия психоактивного вещества на организм и его функции, восстановление и адаптация личности на основе ее сохранившихся частей.

Задачи третичной профилактики:

-создание специальным образом организованной психотерапевтической среды (наркологический стационар, диспансерное лечение, терапевтическое сообщество, клубы для выздоравливающих больных и их родственников);

-обеспечение диагностики состояния и степени снижения личностного уровня, физического и психологического здоровья;

-разработка и проведение индивидуальных и групповых программ реабилитации выздоравливающих и их родственников.

По мнению экспертов ВОЗ, реабилитация — это комплексное, направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне. Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно на основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических — технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин, токсические вещества и др. средства, после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя) представляет собой серьезную проблему современного общества. Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост наркологических заболеваний в десять раз. Данные официальной статистики надо умножать на 5-7. Причем каждый наркоман способен вовлечь в свою среду 10-12 человек.
Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом числа противоправных деяний, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками. Отмечается и увеличение числа негативных медико-социальных последствий наркомании — прекращение образования, разрушение семей, психические расстройства, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: СПИДа, инфекционных гепатитов, туберкулеза, венерических болезней (при употреблении ПАВ происходит активизация полового пути, прежде всего из-за потери контроля над сексуальным поведением). Кроме того, необходимость достать деньги для покупки наркотика толкает наркоманов на занятие проституцией. Причем в древнейшую профессию вовлечены и юноши, и девушки в возрасте 12-22 лет. Злоупотребление ПАВ нередко ведет к инвалидизации и смерти.
Потребление ПАВ является саморазрушающим поведением, следствием бездуховности и морального несовершенства. Употребление наркотиков – это получение удовольствия таким путем, не имея других удовольствий. Главная причина наркомании — неудовлетворенность жизнью. Наркомания – это тяжелая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека. У наркомана идет деградация личности и для него на 1 место ставится собственное Я (любыми возможностями выполнить желание достичь наркотического состояния). Бросить может 3-6%, т.е. идет полное выздоровление (важно, чтобы было желание самого зависимого), а чаще снимается физическая зависимость, а психическая остается, поэтому наркоман может вернуться в свою среду, тем более обычно наркоманов преследуют “приятели” или наркоторговцы.
Первичные алкогольные установки формируются в результате усвоения социального опыта. Они определяются как уровнем алкоголизации, принятым в родительской семье, в ближайшем окружении, так и отношением индивида к наблюдаемым явлениям. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения (ценны его взгляды, поведение, манера одеваться, говорить, привычки и так далее).
Формирование первичных алкогольных установок относится уже к периоду дошкольного детства. А качественный скачок в отношении к спиртным напиткам наблюдается в подростковом возрасте (12-15 лет), когда к семейным впечатлениям начинает добавляться информация от сверстников. Вовлечение в группу и функционирование в ней быстро приводит к усвоению групповых ценностей и стандартов, включая отношение к алкоголю.
Чем более эмоционально насыщена информация, чем глубже процесс ее переработки, усвоения, тем более интимно она вплетается в личностную структуру, становясь уже чем-то внутренним по отношению к личности, частью ее мировоззрения.
От того, насколько удачной была первая попытка принятия наркотиков, зависит дальнейшее отношение к ним. Первоначально максимальный эффект получают не многие, просто употребляют “за компанию”. А впоследствии плачевный результат у большинства.
Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Школьники стали основной возрастной группой приобщения к алкоголю, табаку и наркотикам, где не важен социальный статус семьи.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей ПАВ. Средний возраст употребления наркотиков снизился до 13 лет.
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ и тем меньше эффективность реабилитационных программ.
Становится очевидным, что уже нынешнее поколение подростков не будет способно воспроизвести здоровое потомство. Следующее малочисленное и менее здоровое поколение воспроизведет еще меньше и, вдобавок, потенциально больных в своей массе детей.
Единственно возможным способом остановить распространение наркомании, токсикомании, алкоголизации является профилактика злоупотребления ПАВ.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ, т.е. профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
`Профилактика злоупотребления ПАВ на современном этапе имеет разнообразные формы организации.
На уровне государства можно выделить два основных направления профилактической деятельности:

  1. Меры, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
  2. Меры, направленные на предотвращение употребления ПАВ и развитие зависимости от них, а также уменьшение вредных последствий употребления.

В зависимости от тактики профилактической работы выделяются следующие подходы:

  1. Информационный подход.
  2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.
  3. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
  4. Подход, основанный на учете роли социальных факторов.
  5. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.
  6. Подход, основанный на укреплении здоровья.
Читать еще:  Лечение соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы

В рамках этих подходов выделяют следующее:

  • Предоставление информации о ПАВ, их вреде и негативных последствиях употребления
    (информация должна быть дифференцированной в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для того, на кого направлена).
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Развитый самоконтроль.
  • Гармоничное эмоциональное развитие.
  • Определение значимых личностных ценностей.
  • Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.
  • Развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
  • Оптимизм.
  • Личностная и социальная компетентность.
  • Навыки уверенности в себе.
  • Развитие навыков обдуманного принятия решений.
  • Налаживание социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции.
  • Быть успешным.
  • Гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, и оптимальный стиль воспитания – сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием (эмоциональной поддержкой ребенка родителями).
  • Ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).
  • Ведение членами семьи здорового образа жизни (ЗОЖ). Признание ЗОЖ в качестве семейной ценности.
  • Хорошая адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения.
  • Повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся со школой.
  • Принятие себя в социальной роли ученика.
  • Успешная учебная деятельность.
  • Успешное участие в общественных мероприятиях.
  • Поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях.
  • Конструктивное взаимодействие и отношения со сверстниками и педагогами.
  • Эффективная антинаркотическая политика в учреждении образования (школа, как место, свободное от наркотиков; проведение мероприятий, способствующих формированию развитию навыков ЗОЖ).
  • Развитая система дополнительного образования. Особое значение имеет вопрос о развитии у ребенка разносторонних социально одобряемых интересов или увлечений каким-то видом деятельности за счет посещения им кружков, спортивных секций и занятий в других организациях дополнительного образования. Но отдавая ребенка в какой-либо кружок или секцию, нужно исходить прежде всего из желаний ребенка и его способностей. Необходимо помнить при этом, что дополнительная занятость ребенка не должна стать для него непосильной нагрузкой. Кроме того, целесообразно выбирать такие виды дополнительного образования, которые позволят ребенку реализовать потенциальные возможности, которые остались невостребованными в основном учебном процессе. Необходимо всегда думать о том, чем в будущем помогут ребенку приобретенные знания и умения.
  • Улучшение социально-значимых способностей (коммуникабельность, позитивные отношения со сверстниками);
  • Негативное отношение к употреблению ПАВ сверстниками;
  • Эффективность в игре, работе, отношениях.

Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики злоупотребления ПАВ, так как может:

  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и контроля над их усвоением;
  • влиять на уровень притязаний и самооценку несовершеннолетних;
  • осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;
  • привлекать различных специалистов (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников ОВД и др.) для осуществления профилактических мероприятий.

1.Негативно-ориентированную профилактику злоупотребления ПАВ, которая предусматривает проведение профилактических мероприятий в рамках проблемно-ориентированного подхода. Акцент в негативной профилактике ставится на отрицательных последствиях приема ПАВ. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию. (Акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивает достижение поставленных целей).
2. Позитивная профилактика, целью которой является воспитание “личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ” (Концепция профилактики злоупотребления ПАВ…, 2000). В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, именно эта стратегия профилактической деятельности является приоритетной.
Должно быть исключение “запретной информации” — т.е. детям не должна предоставляться информация, которая может стимулировать интерес ребенка к эффектам употребления наркотических и др. ПАВ, или способствовать вовлечению ребенка в наркотизацию. Полностью исключить сведения о технологии изготовления и применения наркотических веществ.

Здоровьесберегающие технологии и профилактическая деятельность

Внедрение в практику образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий позволит решить проблемы сохранения и развития здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии предполагают систему педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на сохранение и развитие здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью на всех этапах его обучения и развития.
Суть здоровьесберегающего сопровождения работы учителя на уроке заключается в организации комфортного общения, сотрудничества с учащимися. Необходимо обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый. Забота педагога – создать ситуацию успешности, благополучия, включить ученика в ту деятельность, где он сможет проявить себя, почувствовать себя значимым для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности. Именно это является основным принципом профилактической работы в школе.
Профилактика в широком смысле слова ставит своей целью повышение качества жизни, затрагивая медицинские аспекты здоровья, она призвана изменять социально-психологический статус личности и обеспечивать условия для закрепления позитивных изменений.
В результате этого для подростка будет создана безопасная и поддерживающая среда, которая позволит подростку решать собственные личные проблемы, устанавливать социальные связи (то есть находить друзей, учиться правильно общаться со взрослыми, строить жизненные планы).
Главное в работе педагога — создать доверительные отношения с учениками и развить в каждом из них систему личного противостояния наркотикам.
Профилактика ПАВ — совершенствование знаний, умений и навыков педагогов образовательных учреждений, родителей и учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Итак, усугубление наркологической ситуации, в частности, тенденция к неуклонному омоложению потребителей ПАВ, требует создания целостной системы профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях.
Школа играет ведущую роль в профилактической работе. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, сохранения и развития физического и психического здоровья учащихся. Приоритетной является позитивная профилактика, опирающаяся на возрастные особенности.
В результате проведения системы учебных и воспитательных мероприятий у детей и подростков должно быть сформировано целостное отношение к себе и своему здоровью, внутренние установки на сознательный отказ от употребления наркотических веществ, умение решать жизненные проблемы социально-позитивным путем. Большое значение в профилактической программе должно отводиться вовлечению обучающихся в общественную жизнь, организации их досуга, а также определенной работе с семьей и педагогами.
Профилактическая работа в школе – это часть здоровьесберегающего образования, когда учиться хочется, уровень тревожности ребенка наименьший, когда школа для ученика это не только общение со сверстниками, но и с учителями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет. Вот тогда и вся профилактическая работа будет иметь положительные результаты.

Педагог-психолог Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений И.И. Филипчева

Одно окно | Об учреждении | Учительская | Учащимся | Законным представителям | Сервисы

статистика посещений

индекс цитирования

админ сайта

© copyright

Рекомендации психолога по профилактике зависимости подростков от психоактивных веществ

Профилактика зависимости от психоактивных веществ у подростков

КУРЕНИЕ

Изменения личности при курении

Специальными исследованиями психологов установлено, что у курильщиков со стажем отмечается ряд личностных особенностей, которые можно расценить как изменения личности, связанные с курением. Они в той или иной мере присущи курящим людям. К ним относятся:

  • Большая экстравертированность (открытость и откровенность), склонность к задушевным разговорам во время курения; часто с элементами демонстративности, состязательности, хвастливости, с претензиями на какие-то достоинства — мужественность, самостоятельность, эмансипированность, то есть с истерическими чертами;
  • Нестабильность, неустойчивость и импульсивность поведения. Курильщикам быстро все надоедает. Часто хочется бросить работу, отвлечься, но придать своему безделью и определенной недостаточности какую-то значимость;
  • Эгоцентризм и эгоизм. На сигареты тратиться много денег, в том числе в ущерб семейного бюджета и за счет детей. За ущерб другим людям, которые они причиняют, им не бывает стыдно;
  • Тревожность, обидчивость, недоброжелательность, претенциозность, проекция своих недостатков на других людей;
  • Курящие чаще пробуют спиртные напитки, чаще пробуют наркотики и становятся наркоманами. Путь к наркомании начинается с курения, так как оно создает стереотип получения ложных, искусственных удовольствий за счет интоксикации, без труда и без удовлетворения человеческих потребностей.

Предупреждение курения

Чтобы предупредить курение подростков, необходимо способствовать повышению самоценности и самооценки его личности. Для этого обязательно помочь расширить круг общения со сверстниками, особенно некурящими. Ограничить общение со сверстниками, которые снижают его самооценку, например критикуют, унижают. Основывайте общение с подростком на доверии и уважении. Отнеситесь к нему, как к взрослому, скажите: «Я знаю, что ты способен отказаться от этого, если тебе предложат. У тебя хватит ума не начинать. Я верю в тебя!».

Помочь подростку стать интересной личностью. Для этого подросток должен многому научиться, многое знать и уметь. В этом случае ему будет интересно общаться с другими сверстниками (есть о чем рассказать, есть что показать). Поощрять и способствовать посещению кружков, секций, включать в общественную и творческую деятельность.

Не использовать в общении с подростком так называемые «саботажники общения». К их числу можно отнести:

  • Предупреждение, предостережение, угроза («Делай, как сказано или. »);
  • Приказ, команда («Чтобы больше я этого не слышал»);
  • Критика, обвинение («На что это похоже»)
  • Обзывание, высмеивание, оскорбительные прозвища («Такое может сказать только идиот»);
  • Выспрашивание, расследование, допрос («Почему ты так поздно?»)
  • Чтение морали, проповеди («Тебе следовало бы помнить, сколько средств на тебя затрачено, а ты. »).
Читать еще:  Типы диет для лечения ожирения

К числу «саботажников общения» можно отнести выражения, снижающие самооценку подростка:

  • Я тысячу раз тебе говорил.
  • О чем ты только думаешь.
  • Неужели тебе трудно запомнить, что.
  • Сколько раз надо повторять
  • Ну что за друзья у тебя.

К числу выражений, повышающих самооценку подростка и которые желательно чаще употреблять в общении с ним, относятся:

  • Посоветуй мне, пожалуйста.
  • Я бы никогда не сумел сделать это так хорошо, как ты.
  • Какие у тебя замечательные друзья.
  • У тебя поразительная наблюдательность.
  • Смотреть, как ты работаешь, — одно удовольствие.
  • Пожалуй, я бы пошел с тобой в разведку. и т.п.

Что делать, если ребенок курит!

Обнаружив пачку сигарет в кармане сына или дочери, не впадайте в панику. Подумайте, как отвратить его от дурной привычки. Вот несколько «работающих» способов.

  • Придется идти на жертвы. Лучший способ – отказаться от курения всем членам семьи или хотя бы дымить вне дома. При исследовании проблемы распространенности курения подростка в курящей семье.
  • Не можете бросить, хотя бы честно в этом ребенку признайтесь. Мол, дурак я, силы воли не хватает, а ты-то парень с характером, у тебя должно получиться.
  • Подростки обожают экстремальные виды спорта. Катание на роликах, прыжки с парашютом — в конечном счете, все это менее опасно, чем табачная зависимость. Дайте ребенку поэскспериментировать, подтолкните его в какую-нибудь секцию.
  • Для девчонок в этом возрасте внешность-это все. «Милая моя, если хочешь – кури. В конце концов, не в мальчиках счастье. Ну и что, что зубы станут желтые, кожа позеленеет, а запах изо рта не перебьет даже французский парфюм!».
  • Заключите с ребенком пари. Спорим, что у тебя не хватит духу отказаться от курения на полгода? Выиграешь – получишь велосипед (пару новых дисков, право приходить домой на час позже).
  • Научите ребенка противостоять соблазнам. Один из лучших способов – карманные деньги. Выделяйте на неделю так называемую родительскую стипендию. Пусть он сам планирует траты и поймет, какую брешь в его бюджете образует лишняя пачка сигарет.

Алкоголь – самый распространенный наркотик

Он является причиной ежегодной гибели около ста тысяч человек. Сюда входят самоубийства, катастрофы и убийства. Алкоголь действует на психику по-разному. Он способен притягивать к себе, возбуждать желание выпить еще и еще. Человек отключается от реальности. В состоянии опьянения снижается возможность контролировать свои поступки.

Формирование личности подростка – сложный, противоречивый процесс. Ребенок в 13- 15 лет требует самостоятельности, отказывается от опеки взрослых. Но при этом от него теперь требуется нести ответственность за свои поступки. Физическое развитие ведет к появлению новых потребностей. Ребятам в этом возрасте свойственно группирование. Чаще всего подростки проводят свободное время в группах. Эти уличные компании чаще всего ничем не занимаются, их основная функция – развлечение. Как раз таким компаниям свойственна ранняя алкоголизация. В таких компаниях часто все придерживаются правила: думать, поступать «как все», стараться, чтобы все было «как у всех» – от одежды до сокровенных желаний. Истиной считается то, что принято компанией. «За компанию» легко спиваются.

Подростки с детских лет видят алкоголь на столе у взрослых, потребление спиртного для них выглядит как необходимость и помощь при общении, вечный спутник праздничного стола. Сначала подростку не нравится вкус спиртного, но позже на первое место выходит не вкус спиртного, а состояние веселости, расторможенности.

Причем именно в возрасте 13-15 лет быстро возникает психическая и физическая зависимость от алкоголя.

Психическая зависимость характеризуется желанием постоянного потребления алкоголя, чтобы испытать ощущение эйфории или снять состояние беспокойства.

При физической зависимости человек, долго не принимающий алкоголь, испытывает так называемый синдром «отмены», т.е. организм требует следующей дозы.

Так как состояние организма подростка несбалансированно и дисгармонично, то привыкание к алкоголю и зависимость от него наступает гораздо быстрее, чем у взрослого человека, и усугубляется психическими расстройствами. Возникают различные нарушения во всем организме. Часто подростки, не имея денег на спиртное, довольствуются фальшивой продукцией, что приводит к отравлениям.

Часто подростки подражают героям из фильмов или, неосознанно, обстановке в семье. Поэтому одна треть алкоголиков вышла из семей, в которых спиртное часто, а то и всегда, присутствует на столе по поводу и без повода и в больших количествах. Молодые люди воспринимают алкоголь как переход к взрослой жизни, но часто бывает переход уже в не жизнь.

Обязательно следите за тем, как, где и сколько пьет ваш ребенок. И замечайте все изменения в поведении сына или дочери. Если появились некоторые признаки из перечисленных далее, значит, ваш ребенок уже имеет проблемы с алкоголем.

Причины, при которых стоит «бить тревогу»

  • У ребенка снизилось внимание и появилась рассеянность
  • Ребенок не помнит, что с ним было вчера вечером
  • Ребенок постоянно чувствует недомогание
  • Ребенок пьет по утрам, причем так, как будто старается утолить жажду
  • Ребенок хвастается количеством выпитого
  • Ребенок попадает в пьяном виде в неприятные ситуации
  • Ребенок пьет потому, что у него есть проблемы, для того, чтобы снять стресс
  • Ребенок пьет в одиночестве или когда его «доводят» родственники, знакомые
  • Ребенок пытался не пить, обещал делать это редко, но не получилось

Если вы заметили хотя бы несколько признаков, обратитесь к врачу-наркологу.

Наркомания

Наркомания – опасное зло, которое приводит к болезням и часто к смерти. Также является причиной криминальных действий, потому что уже само по себе употребление наркотиков является преступлением. Поэтому наркоманы склонны объективно и субъективно к совершению преступлений. У них ослаблен контроль над поведением. Из-за спроса на наркотики возникают группы людей, которые изготовляют и сбывают наркотики.

Причина пристрастий к наркотикам кроется в любопытстве. И самое страшное в том, что каждый человек может стать наркоманом, если будет употреблять наркотики постоянно. Причем позже, когда привыкание закончилось, для достижения прежнего эффекта требуется постоянное наращивание дозировок, что ведет к формированию психической зависимости, когда все мысли только о «кайфе» и о возможностях его достать. Личность подростка меняется. Он становится раздражительным, подозрительным,

Помимо изменения личности подростка могут возникнуть другие выраженные психические расстройства: бредовые идеи, галлюцинации, двигательные расстройства, тики. Может развиться вирусный гепатит, появляется тромбоз вен. Действие наркотика часто непредсказуемо, оно зависит от личности подростка. Но важно помнить, что любой наркотик вызывает химические изменения в мозге, и наркоман уже физически не сможет обходиться без очередной дозы. У подростка нарушаются представления о времени и пространстве. Ощущается сухость во рту, глаза воспаляются, ухудшается память.

  • Внимательно наблюдайте за подростком, если почувствовали, что его поведение изменилось. Посмотрите, нет ли следов от уколов на руках. Если возникли подозрения, обратитесь к врачу-наркологу.
  • Если вдруг у ребенка появились тошнота, возбуждение, бред, галлюцинации, учащенный пульс, затруднение дыхания, бессознательное состояние – возможно, что это передозировка наркотиком. Звоните в «скорую помощь». Подросток может отказываться от помощи, боясь ареста. Не обращайте внимания на эти просьбы. Главное – успеть спасти ребенку жизнь.

Подросток может увлечься употреблением химических веществ, вызывающих состояние, сходное с состоянием опьянения. Но в этом случае не чувствуется специфического запаха, хотя ребёнок, скорее всего будет вести себя необычно: речь неясна, движения замедленны. При воздержании появляется чувство тревоги, нарушается сон, повышается утомляемость. Также могут возникнуть мышечные боли, бледность, синюшность руг и ног, рвота, галлюцинации.

Часто в компаниях подростки нюхают бензин, клей, вызывая у себя состояние отупения, галлюцинации. Это может привести к грубым психическим расстройствам, а также к смерти.

Психическая зависимость появляется после 3-5 галлюцинаций.

К этому прибегают сначала из любопытства, а потом для улучшения настроения. Влечение сопровождается психическим дискомфортом, беспокойством – эти синдромы носят постоянный характер.

Особую настороженность должны вызвать случаи как бы ошибочного отравления у подростков, их повторы. Чтобы определить, что с подростком, обратитесь к врачу – наркологу и психологу. Чтобы предотвратить знакомство подростка с каким бы то ни было наркотиком, необходимо, чтобы ребёнок получил исчерпывающую информацию о последствиях эйфории, вызываемой приёмом наркотиков. Для этого в поликлиниках и школах проводят беседы. Также выпускается специальная литература. Незнание может привести к любопытству, а именно это часто является первопричиной наркотической зависимости.

Основывайте общение с подростком на доверии и уважении. Отнеситесь к нему, как к взрослому, скажите: «Я знаю, что ты способен отказаться от этого, если тебе предложат. У тебя хватит ума не начинать. Я верю в тебя!».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector