Программы реабилитации подростков с зависимостью. Организация деятельности центров
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Программы реабилитации подростков с зависимостью. Организация деятельности центров

Индивидуальная программа реабилитации трудного подростка
методическая разработка по теме

Данная методическая разработка предназначена для социальных педагогов и классных руководителей для организации работы с подростками группы «риска»

Скачать:

Вложение Размер
individualnaya_programma_reabilitacii_trudnogo_podrostka.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа реабилитации

на 20____ – 20__ уч. год

Ф.И.О. ученика, дата рождения

Фактор риска: административные правонарушения, низкая успеваемость и посещаемость учебных занятий.

Цель: отсутствие рецидива правонарушений, осознание своего проступка, формирование устойчивой мотивации к учению, воспитание и развитие навыков здорового образа жизни.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время. Контрольное обследование ЖБУ. Выявление круга общения.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН, по проверке нахождения подростка в вечернее время.

Посещение на дому.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время. Посещение на дому.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время..

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время. Посещение на дому.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий. Профилактические беседы соц. педагога, классного руководителя, инспектора ПДН. Совместные рейды с инспекторами ПДН по проверке нахождения подростка в вечернее время. Контрольное обследование ЖБУ.

Организация досуговой деятельности

Ознакомление с работой кружков «ЦО№2», выбор кружка по интересу. Месячник:

«Внимание, дети!», Анкетирование «Подросток группы «Риска» в социуме»

Привлечение к трудовой деятельности в школе.(эколог. месячник), проф. подготовка. Участие в проведении «Осенний марафон».

Анкетирование: «Изучение уровня информированности и отношения подростков к алкоголю и наркотическим веществам»

Участие в проведении новогодних мероприятий.

Привлечение к участию в Зимней спартакиаде.

Участие в проведении конкурсной программы «День Святого Валентина», «Защитника Отечества»

Участие в экологической декаде: День земли, «Марш парков»

Месячник правовых знаний и профилактики наркомании, употребления алкоголя и табакокурения «Молодежь за ЗОЖ»

Организация и участие трудового лагеря.

Работа с родителями

Посещение на дому с целью контрольного обследования условий жизни и воспитания.

Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Беседы с мамой, братом

Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Проведение мероприятия ко Дню матери. Родительское собрание «Профилактика правонарушений среди подростков»

Консультирование по вопросам обучения и воспитания. Посещения на дому.

Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Родительское собрание «Профилактика правонарушений среди подростков. Правовые основы семейного воспитания»

Консультирование по вопросам обучения и воспитания. Посещения на дому.

«Круглый стол» на тему: «Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка»

Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Собрание отцов «Роль отца в воспитании детей».

Беседы с мамой Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Консультирование по вопросам обучения и воспитания. Беседы с .

Родительское собрание «Итоговая аттестация. Куда пойти учиться!»

Беседы с мамой Консультирование по вопросам обучения и воспитания.

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику:

«Уголовная и административная ответственность за совершенные правонарушения и преступления»;

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику «Закон и ответственность»Участие в месячнике правовых знаний и профилактике наркомании.

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику«Административные правонарушения и закон» Цикл занятий «Правовая защита подростка».

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику. Участие в проведении

викторины «Правовой аспект».

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику.

соблюдение прав ребенка.

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику.

Месячник «Полиция и дети».

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику

« О вреде алкогольных продуктов и их действие на организм подростка»

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику.

социально- правовое консультирование.

Встречи с инспекторами ПДН и беседы на правовую тематику.

Социально- психологическая служба

«Диагностика развития личности ребенка. Выявление отрицательных установок в поведении, развитии»

Тестирование: «Диагностика познавательных и творческих интересов, потребностей, склонностей подростка».

Тренинг «Мир глазами агрессивного человека»

Творческая мастерская по теме: «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»

Тренинг «Мир глазами агрессивного человека»

Тренинг-занятие «Мне плохо, я злой. »

Творческая мастерская по теме: «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»

Программы реабилитации подростков с зависимостью. Организация деятельности центров

Образовательные программы по организации деятельности центров и кабинетов по профилактике злоупотребления ПАВ

Разработаны образовательные программы по организации деятельности центров и кабинетов по профилактике злоупотребления ПАВ подростками и молодежью (Слободчиков В.И. и др., 2002).

Основные направления развития их работы — образовательные и социокультурные программы; психолого-педагогическая поддержка, разработка молодежных проектов, экспертная деятельность в системе профилактики.

Ю.В. Валентик и др. (2003) излагают концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

Реабилитация наркозависимых, или третичная профилактика злоупотребления ПАВ проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания.

Она предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, и возвращение их в семью, образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности (Шипицына Л.М., 2003). Автор в профилактической работе предлагает сделать акцент па усилении защитных факторов: личностных защитных механизмов, развитии прочных внутриличностных антинаркотических барьеров, успешной социализации.

Продолжительность реабилитации несовершеннолетних с зависимостью от ПАВ обусловливается тяжестью заболевания, возрастом начала болезни. Реабилитация больных подростков должна быть комплексной и в значительной степени педагогической и воспитательной деятельностью. Она должна осуществляться бригадой специалистов — педагогов, психологов, медицинских и социальных работников (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2008).

В специальной литературе подчеркивается, что эффективные для реабилитации взрослых, зависимых от ПАВ, традиционные терапевтические сообщества с жестким режимом, основанным на авторитарности, подвергаются критике, когда речь идет о реабилитации дезадаптированных подростков, злоупотребляющих ПАВ. В этих случаях наиболее адекватны структуры, создающие «заботящуюся» реабилитационную среду (Валентик Ю.В. и др., 2003).

Программы реабилитации подростков предполагают не только работу, направленную против зависимости от ПАВ и разработку способов ее преодоления, но и работу над самим собой. Последняя понимается как самопознание и поиск способов самореализации, альтернативных приему ПАВ.

Авторы включают в реабилитационную программу следующие мероприятия: индивидуальную и групповую терапию; групповые тренинги, групповую творческую и спортивную деятельность, туристические группы, сотрудничество с родителями (встречи родителей, семейная психотерапия), контакты с внешней средой (начало трудовой деятельности с помощью тех, кто заканчивает лечение, участие в общественных организациях).

Особое значение придается уровню реабилитационного потенциала подростков. Его составляющими являются преморбидная информация о подростке от рождения до начала употребления ПАВ, клинические особенности злоупотребления ПАВ, особенности социального статуса и социальных последствий употребления ПАВ, личностные особенности реабилитируемого подростка.

В зависимости от степени выраженности основных составляющих реабилитационного потенциала подростки могут быть разделены на три группы: с высоким, средним и низким уровнем реабилитационного потенциала. Отмечено, что реабилитационный потенциал не остается на постоянном уровне, он увеличивается или уменьшается в зависимости от выбора и осуществления ими той или иной линии поведения, ориентированной на употребление или неупотребление ПАВ (Валентик Ю.В., 2003).

В литературе подробно описаны основные принципы реализации профилактических программ для подростков: добровольное согласие на участие в реабилитационных мероприятиях, конфиденциальность, системность, этапность, позитивная направленность.

Отмечена необходимость включения в реабилитацию значимых лиц, формирования реабилитационной среды и реорганизации микросоциальной среды (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2008). Реабилитация подростков может осуществляться как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. Предпочтение следует отдавать проведению комплексной, стационарно-амбулаторной программы реабилитации (Валентик Ю.В., 2003).

Современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ системный (Дудко Т.Н., 2008) и предполагает приоритет профилактической работы. При этом в основу профилактики положен принцип опережающего обучения — то есть целевая подготовка детей организуется заблаговременно, предваряя реальный этап возможного наркогенного заражения, и учитывает факторы, влияющие на возможное формирование аддиктивного поведения, более актуальные для последующего возраста.

В настоящее время особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений. При этом целесообразно включение в профилактические мероприятия представителей других субъектов профилактики: инспекции по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, лечебно-профилактические учреждения педиатрического профиля (Погосов А.В., Аносова Е.В., 2010).

Необходимо сказать о том, что трансформация в настоящее время наркологический патологии у несовершеннолетних (рост числа подростков, злоупотребляющих пивом, больных сочетанными формами наркотических зависимостей) требует разработки как новых способов раннего выявления потребителей ПАВ, так и эффективных методов реабилитации лиц подросткового возраста, страдающих пивным алкоголизмом, гашишной наркоманией, сочетанными формами зависимостей.

Обследования потребителей потребителей пива и конопли

С 2005 по 2012 г. обследовано 160 подростков мужского пола — потребителей пива и конопли, 140 (87%) из них в отделении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, 12 (8%) — при проведении поенной стационарной экспертизы, 8 (3%) — в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Возраст подростков колебался в пределах 15—18 лет.

Критерием включения в исследование стали диагнозы: синдром гависимости вследствиеупотребления алкоголя (F10.2 по МКБ-10), синдром зависимости вследствие употребления каннабиноидов (гашишная наркомания) (F12.2 по МКБ-10), синдром зависимости вследствие сочетанного употребления алкоголя и каннабиноидов (пивной алкоголизм, осложненный гашишной наркоманией) (F19.2 по МКБ-10).

Критериями исключения из исследования были коморбидная психическая (шизофрения, аффективные и невротические расстройства, эпилептическая болезнь) и наркологическая (другие наркомании, токсикомании) патология, сопутствующие соматические заболевания.

Все обследованные подростки были разделены на четыре группы: 1-ю группу составили 60 подростков с диагнозом «пивной алкоголизм», 2-ю — 20 подростков с диагнозом «гашишная наркомания», в 3-ю группу включены 60 подростков с диагнозом «пивной алкоголизм, осложненный гашишной наркоманией», в 4-ю — 20 человек с алкоголизмом, связанным с употреблением пива и крепких спиртных напитков (водка, суррогаты алкоголя).

При проведении исследования использовали в качестве основных методов: клинико-психопатологический (оценка симптомов и синдромов в различные периоды заболевания); клинико-динамический (оценка динамики клинических характеристик заболевания); клинико-катамнестический (ретардированная оценка динамики клинических характеристик заболевания); экспериментально-психологический (диагностика индивидуально-личностных особенностей и познавательных процессов).

Клинико-психопатологическое исследование проводили по схеме, предусматривающей исследование анамнеза жизни и анамнеза заболевания, объективного статуса (соматического, неврологического, психического).

Индивидуально-личностные особенности изучали посредством наблюдения диагностической беседы по А.Е. Личко, а также с помощью патохарактерологического диагностического опросника для подростков (ПДО) Личко—Иванова.

Результаты беседы и наблюдения были дополнены информацией, предоставленной родственниками подростков, сведениями из медицинской документации, психолого-педагогических характеристик, материалов уголовных дел.

Клиническая картина заболевания в обозначенных группах изучалась с учетом существующих в отечественной специальной литературе представлений о клинико-синдромологических характеристиках болезней зависимости (Пятницкая И.Н., 1994; Погосов А.В., 1998; Иванец Н.Н., Винншова М.А., 2008; Рохлина М.Л., 2008; Альтшулер В.Б., 2010).

В диагностике также использован предложенный нами ряд критериев, свойственных синдромам измененной реактивности, патологического влечения и изменений личности (Погосов А.В., Аносова Е.В., 2010, 2011).

По Международной классификации болезней (10-й пересмотр) «Классификация психических и поведенческих расстройств (клинические описания и указания по диагностике)» (ВОЗ, Россия, Санкт-Петербург: Оверлайд, 1994) диагноз обследованных больных укладывался в рамки «Психических и поведенческих расстройств в результате употребления психоактивных веществ» (F10; F12; F19).

При диагностике пивного алкоголизма и гашишной наркомании руководствовались МКБ-10, Национальным руководством по наркологии (Альтшулер В.Б., Кравченко С.Л., 2008). Диагноз пивного алкоголизма по МКБ-10 выглядел как «синдром зависимости вследствие употребления алкоголя» — F10.2, диагноз гашишной наркомании — «синдром зависимости вследствие употребления каннабиноидов» — F12.2, диагноз пивного алкоголизма, осложненного гашишной наркоманией, — «синдром зависимости вследствие сочетанного употребления алкоголя и каннабиноидов» — F19.2.

Клинико-психопатологический анализ в сформированных группах проводился раздельно у больных пивным алкоголизмом (1-я группа), гашишной наркоманией (2-я группа), пивным алкоголизмом, осложненным гашишной наркоманией (3-я группа), алкоголизмом вследствие употребления пива и крепких спиртных напитков (4-я группа).

Детская реабилитация: мероприятия, методики, правила

Если обратиться к статистическим данным Всемирной организации здоровья, то более 660 млн. человек на планете имеют тяжелые заболевания, требующие реабилитации. Из этого числа 200 000 человек – дети.

Термин «реабилитация» затрагивает медико-социальные, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты. Включает медицинское, психологическое и педагогическое воздействие на детей и подростков, имеющих ограничения, которые могут быть врожденными или возникнуть после перенесенной травмы.

В каких случаях здоровье детей и подростков требует реабилитации

Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.

Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.

Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:

  1. Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
  2. Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
  3. Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
  4. Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
  5. Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
  6. За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.

Реабилитация детей и подростков проходит в три этапа:

  1. Этап клинического восстановления, который осуществляется всесторонне. Состоит из возобновления работы пораженных систем. Данный этап завершается при излечении основного заболевания, восстановлении утраченных функций. Организм ребенка готовится к следующему этапу восстановления.
  2. Санаторный этап – осуществление возобновления пораженных функций, нормализация работы иных органов и систем.
  3. Этап адаптации позволяет достигнуть полного восстановления здоровья, возврата к обычным условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом.

Детям необходима реабилитация в следующих случаях:

  • болезни органов дыхания;
  • расстройства нервной системы;
  • заболевания мочевыводящей системы;
  • ревматизм;
  • патология носоглотки хронического характера.

Виды реабилитационных мероприятий

Система комплексной восстановительной терапии включает следующие виды реабилитации:

  • медицинская;
  • физическая;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • бытовая.

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, которые состоят из лечебной терапии, оперативного вмешательства, психотерапии, рефлексотерапии, санаторно-курортного лечения, лечебной физкультуры. Данный вид начинается при получении травмы. Продолжается до полного выздоровления пациента либо перехода в хроническую стадию, сопровождается поддерживающей терапией.

В зависимости от формы заболевания выделяют: кардиологическую, неврологическую и ортопедическую реабилитацию. Основная задача восстановительных действий – устранение дефекта, стабилизация ремиссии, уменьшение патологических нарушений.

Строгий постельный режим, утрата привычных контактов часто приводят к развитию депрессии.

Физическая реабилитация включает восстановление двигательной активности в быту.

Проведение утренней гимнастики, спортивные элементы, дозированная ходьба. Данный вид восстановления применяют с первых дней возникновения травмы.

Психологическая реабилитация осуществляется под контролем психологов. Главная их задача – адаптация детей к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно, без ощущения ущербности.

У больного, а также членов его семьи, должно выработаться рациональное отношение к недугу. Ребенка необходимо мотивировать на участие в лечебном процессе.

В первые дни заболевания необходимо спокойное и деловое отношение всех контактирующих лиц. Атмосфера в семье должна быть доброжелательная, без спешки, суеты, тревоги.

Социальная реабилитация призвана восстановить физический, психологический статус. Она гарантирует право больным детям на бесплатное медицинское лечение, получение некоторых лекарств, посещение санаториев.

Методики и комплексы реабилитационных занятий

Реабилитация детей и подростков включает следующие методики:

  1. ЛФК направлена на корректировку мышечного дисбаланса. Применяется при любых травмах и заболеваниях. В основе метода лежит использование главной функции человеческого организма – движения. Систематическое выполнение упражнений позволяет восстановить точность движений, а также координацию, равновесие. Разрабатывается индивидуально для каждого пациента, учитывая характер патологии.
  2. Эрготерапия проводится с участием медицинских специалистов. Она помогает улучшить, восстановить самочувствие и научить ребенка самостоятельно справляться с бытовыми проблемами. Применяется при инсультах, травмах, после перенесения операций.
  3. Кинезойтерпирование – метод применяется для лечения растяжения связок, мышечной боли, отеков, гематом – с помощью специальной клейкой ленты. Данный способ применяется и как самостоятельная терапия, и в комплексе с основным лечением.
  4. Массаж – необходим при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нарушении обменных процессов. В зависимости от нарушения, подбирается максимально эффективная техника.
  5. Кинезиотерапия заключается в применении активных и пассивных действий с помощью тренажеров. Занятия проводятся под контролем инструктора, который корректирует правильность выполнения. Важное условие – правильное дыхание.
  6. Физиотерапевтические методы заключаются в воздействии на организм токов, магнитного поля, лазера, ультразвука.
  7. Мануальная терапия – воздействие на точки организма только при помощи рук специалиста.
  8. Рефлексотерапия – известная методика, которая возникла в древнем Китае. Воздействие на определенные участки тела, где проходит жизненная энергия, с помощью иголок. Перед применением терапии необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.
  9. Использование вертикализатора показано пациентам, имеющим ДЦП, при поражении головного и спинного мозга.

Микротоковая рефлексотерапия

Правила реабилитации для получения максимального эффекта

Восстановительные мероприятия должны быть направлены на то, чтобы ребенок, невзирая на свое заболевание, мог получить образование и хорошую работу в дальнейшем. Запрещено надолго прерывать учебный процесс. Специализированные реабилитационные центры имеют учебные классы. При невозможности посещения обычной школы необходимо ребенка перевести либо в специальный класс, либо на сокращенный учебный день. В отдельных случаях практикуются занятия на дому.

В больничных условиях медики, педагоги, психологи должны разнообразить досуг ребенка с помощью игр и развлечений. К примеру, просмотр телевизионных программ и прослушивание музыки, которые отвечают данному поколению. Если присутствует негативный настрой к учебе, деятельности, то необходимо попробовать предложить какое-нибудь хобби.

В период лечения важно обеспечить детям общение со сверстниками, в ином случае адаптация будет не полной. Но это общение необходимо контролировать.

Максимального эффекта можно достигнуть только при постоянной работе и выполнении всех поставленных задач. В этом ребенку должны помогать медицинские работники, преподаватели и родители. Только при объединении усилий можно добиться успеха.

Вывод

Наиболее результативным методом решения поставленных задач является комплексное применение лечебных и профилактических мероприятий. При этом возможно максимально восстановить утраченные способности пациента и улучшить качество жизни.

Программы реабилитации подростков с зависимостью. Организация деятельности центров

Участие сотрудников РЦ «Вершина» в семинаре-тренинге «Повышение эффективности выздоравливания от химической зависимости, путем формирования приверженности лечения социально значимых заболеваний, в контексте ВИЧ-инфекции, ВГС, Туберкулез и личного здоровья-сбережения», направленного на улучшение качества оказываемых услуг в сфере реабилитации и социальной адаптации зависимых от высокоактивных веществ людей

02.02.2020 — День рождения РЦ «Вершина»

02.02.2020 — День рождения РЦ «Вершина»

Проведена выездная инспекционная проверка РЦ «Вершина»

01.11.2019 Межведомственной рабочей группой проведена выездная инспекционная проверка РЦ «Вершина», на месте осуществления реабилитационной деятельности.

30.01.2020 Проведен семинар по вопросам информирования и трудоустройства

30.01.2020 Представителями ОКУ центр занятости населения города Челябинска, проведен семинар по вопросам информирования и трудоустройства граждан, происходящими социальную адаптацию а РЦ «Вершина», так же проведена мини-ярмарка вакансий

Как реагировать на употребление подростком наркотиков и алкоголя? (Руководство для родителей)

Последние новости

Участие сотрудников РЦ «Вершина» в семинаре-тренинге

Участие сотрудников РЦ «Вершина» в семинаре-тренинге «Повышение эффективности выздоравливания от химической зависимости, путем формирования приверженности лечения социально значимых заболеваний, в контексте ВИЧ-инфекции, ВГС, Туберкулез и личного здоровья-сбережения», направленного на улучшение качества оказываемых услуг в сфере реабилитации и социальной адаптации зависимых от высокоактивных веществ людей

02.02.2020 — День рождения РЦ «Вершина»

02.02.2020 — День рождения РЦ «Вершина»

Проведена выездная инспекционная проверка РЦ «Вершина»

01.11.2019 Межведомственной рабочей группой проведена выездная инспекционная проверка РЦ «Вершина», на месте осуществления реабилитационной деятельности.

30.01.2020 Проведен семинар по вопросам информирования и трудоустройства

30.01.2020 Представителями ОКУ центр занятости населения города Челябинска, проведен семинар по вопросам информирования и трудоустройства граждан, происходящими социальную адаптацию а РЦ «Вершина», так же проведена мини-ярмарка вакансий

Как реагировать на употребление подростком наркотиков и алкоголя? (Руководство для родителей)

  • Вы здесь:
  • Главная
  • О центре
  • Программа

Центр социальной адаптации «Вершина» проводит реабилитацию людей страдающих от алкогольной и наркотической зависимости. Выздоровление от наркомании и алкоголизма – это процесс и поэтому курс реабилитации проводится в четыре этапа и включает в себя:
Этапы реабилитационного процесса.
Процесс реабилитации в реабилитационном центре основан на принципах последовательного, поэтапного применения различных комплексов реабилитационных мероприятий.
Выздоровление от наркомании и алкоголизма – длительный процесс, в нашем реабилитационном центре он состоит из 4 этапов.
Программа реабилитации рассчитана на период 8-9 месяцев в условиях стационарного отделения в зависимости от состояния резидента. Резиденты, поступающие в реабилитационный центр, проходят четыре основных последовательных этапа ее реализации:

1.«Вхождение» или «мотивация». (Восстановительный, адаптационный) Начальный этап «входа» в программу. Продолжительность до 1-го месяца. На первом этапе диагностируется химическая зависимость и психофизическое состояние резидента.
Целью этого этапа является ознакомить зависимого человека с терапевтическим Сообществом: его правилами, нормами, ценностями, принципами и философией. На этом этапе человек осознает количество и качество внутренних и внешних потерь в результате активной зависимости. На этом же этапе проводится ознакомление резидента со структурой, режимом и работой центра, принципами реабилитационной помощи по программе. Резидент получает мощную поддержку и заботу, необходимую первые дни трезвости. К новичку прикрепляется наставник – один из старших резидентов, который регулярно рядом. Вместе с консультантом резидент составляет список проблем, с учетом которого формирует цели и задачи, определяется оптимальный план реабилитационных мероприятий на период участия в программе. Проводятся мероприятия по компенсации возможных нарушений здоровья. Какое-то время резидент находится в положении новичка с обязательным выполнением всех налагаемых этим статусом и регламентом работы реабилитационного центра (отделения) требований и ограничений. На 1-ом этапе реализации программы завершается диагностика и постепенно начинают использоваться основные элементы РП.

2.«Базовый курс реабилитации». (Интеграционный этап).
Продолжительность его от 2-3 месяцев. После диагностики резидента, и ознакомления его со структурой, режимом и работой центра, принципами реабилитационного процесса резидент включается в основные элементы реабилитационного процесса. На этом этапе наркоман/алкоголик работает с мотивацией к трезвой жизни. Приобретает все необходимые знания о зависимости, узнает ее механизмы. Основной целью этого этапа реабилитации является, признание своей болезни и неспособности самостоятельно справиться с ней, приобретением навыков обращения за помощью и принятия этой помощи в свою жизнь. Осуществляется активная психокоррекционная работа с зависимыми, направленная на преодоление у него психологических защитных механизмов, формирование критического отношения к своему заболеванию, коррекцию социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей и формирование подсознательной программы здорового образа жизни. Резиденты максимально вовлекаются в режим жизнедеятельности и структуру реабилитационного учреждения, в усвоение всех его норм и правил.

Режим дня:

8-00 Подъем
8-05 Пробежка
8-25 Порфирий
8-40 Завтрак
9-10 ННД
9-30 Работа по шагам
11-20 Планерка, Чай-брейк
11-45 Труд 1
13-00 Лекция
14-30 Обед
15-00 Труд 2
16-00 Спорт
17-00 Группа
19-00 Ужин
19-30 Итоги дня
20-00 Самоанализ
21-30 ЛФК
22-00 Баня
23-00 Д.З.
22-30 Чай-брейк
24-00 Отбой

3.«Личностный рост». Завершающий (стабилизационный) этап.
Продолжительность до 2-3 месяцев. Прекратить употреблять наркотики/алкоголь сложная задача, но не менее сложная задача не вернуться к употреблению. Наступает время работать с проблемами, которые могут послужить к возврату в употребление. На этом этапе решаются проблемы личностного характера, такие как низкая самооценка, страхи, чувство вины, жалость к себе, зависимость от чужого мнения, лень, неумение конструктивно решать конфликтные, стрессовые ситуации, что помогает резиденту найти мир с самим собой. Кроме этого, он учится брать на себя ответственность не только за себя, но и заботиться о других.
На этом этапе закрепляются результаты, достигнутые на предыдущих этапах, вырабатываются навыки коммуникации, самоконтроля и самодисциплины.
Основные задачи, решаемые на III этапе:
Подготовка резидента к выходу из реабилитационного процесса;
Закрепление и реализация навыков ответственного самостоятельного поведения;

Режим дня:

8-00 Подъем
8-05 Зарядка
8-30 Порфирий
8-40 Завтрак
9-00 ННД
9-30 Труды
11-45 Чай-брейк
12-00 Труды
13-00 Лекция
14-00 Обед
14-30 Труды
17-00 Группа
18-00 Шаги
19-30 Итоги дня
20-00 Ужин
21-30 Самоанализ
23-00 ДЗ
24-00 Отбой

4.«Постреабилитационный период».
Продолжительность 3-4 месяца.На завершающем этапе реабилитационного процесса решается вопрос, оказания социально-психологической помощи резиденту по выходу из стационарного реабилитационного центра. В этот период человек начинает свою жизнь вне Терапевтического Сообщества. Основной целью данного этапа является плавный переход человека из центра в социум, снижение риска кризисных состояний, связанных с этим переходом.
Такая помощь может быть оказана специальным консультативным подразделением реабилитационного центра, при тесном взаимодействии с родственниками и ближайшим окружением резидента, кроме этого группами само- и взаимопомощи. Одним из показателей эффективности реабилитационного воздействия является возобновление резидентом образования и профессионального роста. Эта цель достижима при работе с реальной жизненной ситуацией и средой зависимого человека.
Резидент в течение 10-14 дней в месяц посещает консультационный центр и на такой же период возвращается в РЦ. С целью сбросить стресс, накопленный в социуме, проработать проблемы, существующие по-прежнему, провести профилактику срыва, интенсивно делиться полученными знаниями и опытом с другими, более молодыми участниками программы. Это время максимально приближенных условий к реальной жизни. Терапевтическое сообщество понемногу ослабляет свое влияние и становится не суровым учителем, а добрым другом. За это время удается воссоздать новую зрелую личность. На этом этапе он проходит программу по профилактике срыва. Учится мыслить позитивно. Наркоман/алкоголик продолжает свою работу по 12 шаговой программе и получает опыт 4-7 шагов. Приступает к решению проблем семьи, своих взаимоотношений с родственниками. В зависимости от личного плана реабилитации, составленного вместе с консультантом. Это ступень большей самостоятельности, большей ответственности. формируются и апробируются новые паттерны поведения в микросоциальной среде, семье, в проблемных ситуациях, закрепляются достигнутые результаты по восстановлению личностного, социального, семейного статуса.
Основные задачи периода постреабилитационных мероприятий:
Активное использование полученных в ходе реабилитации навыков в реальных жизненных ситуациях;
Восстановление взаимоотношений с ближайшим социальным окружением.
Возвращение и дальнейшее позитивное функционирование резидента в нормативном окружении;
Достижение удовлетворительного уровня здоровья, восстановление способности продолжать образование и трудиться;

Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Подсолнух»

2.1 Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Подсолнух»

Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями « Подсолнух» в системе Департамента социальной защиты населения Ульяновской области начал работать с июля 2001 года. Целью деятельности учреждения является оказание социально-правовой, психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями (преимущественно неврологического профиля). В силу тяжести заболеваний они не могут посещать массовые школы и детские сады. Это дети со сложными комплексными нарушениями (ДЦП, генетические нарушения и умственная отсталость), они освидетельствованы как «необучаемые» или, в лучшем случае, находятся на специальном / индивидуальном обучении. В центре «Подсолнух» реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья организуется через включение этих детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников (в интегрированных группах). С детьми работают 29 специалистов, 40% из них имеют первую и высшую квалификационные категории.

Реабилитационный Центр «Подсолнух» осуществляет комплексную (социальную, медицинскую, психолого-педагогическую) реабилитацию детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, и членов их семей. Центр предоставляет услуги детям и подросткам инвалидам от 0 до 23 лет, имеющих заболевания ЦНС, со сложной структурой дефекта с выраженной умственной отсталостью (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП и т.д.), хромосомные нарушения (синдром Дауна, синдром Ретта, миопатия Дюшена, и т.д.), психические расстройства в стадии ремиссии (шизофрения, аутизм и т.д.), речевые и соматические расстройства. Большинство детей, обслуживаемых в Центре – инвалиды детства, которые являются «неорганизованными», т.е. не посещающими учреждения образования.

Центр работает в режиме дневного стационара с круглогодичным обслуживанием детей и членов их семей, проживающих в городе Ульяновске и в районах области.

Центр обслуживает: ежедневно в среднем — 55 человек; в течение года — до 3 тыс. человек (физических лиц). За год специалистами Центра оказывается более 30 тыс. социально-экономических, социально-правовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.

— отделение социально-медицинской реабилитации:

Комплекс восстановительного лечения включает в себя: функциональную диагностику, комплексный и сегментарный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, ЛФК с использованием лечебно-нагрузочных устройств «Гравистат» и «Адель», механотерапию, медикаментозное лечение.

— отделение психолого-педагогической реабилитации:

Социальная и психолого-педагогическая реабилитация осуществляется через включение детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников по 4 основным направлениям (программам):

· «Раннее вмешательство» (для детей с ДЦП от 2 до 5 лет).

· «Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с ОВ» (для детей с умственной отсталостью и ДЦП от 6 до 13 лет).

· «Трудовая реабилитация и профориентация подростков с ОВ» (в трудовых мастерских и творческих кружках на базе Центра и профориентационные бригады в музеях, библиотеках, театрах).

· «Социокультурная реабилитация» (через театральную, клубную деятельность, а также в виде участия в социально значимых областных, городских и районных мероприятиях).

· Для подростков-инвалидов старше 18 лет по субботам организован клуб общения «Берег». Разрабатываются проекты по включению подростков и молодых инвалидов в социальную инфраструктуру (учреждения культуры, дополнительного образования, спорта).

· Для детей-колясочников в Центре организован «Детский маршрут» — 1 раз в неделю автомобиль Центра привозит их для участия в реабилитационных и социокультурных мероприятиях.

-отделение нестационарных форм реабилитации (в сельских районах области):

Для семей, проживающих в районах области, работа организуется по следующим направлениям:

· Для специалистов и семей — образовательные семинары на базе районных комитетов социальной защиты (в год проводится около 25 семинаров).

· Для детей – диагностика реабилитационного потенциала, разработка реабилитационных программ и консультации специалистов Центра (около 20 семей).

· Для семьи — краткосрочные, интенсивные реабилитационные курсы на базе Центра (43 семьи).

· В летний период учреждение организует лагеря дневного пребывания для детей-инвалидов в поселениях области (в 2009г. охвачено 260 детей с ограниченными возможностями). (см. Приложение 1)

Рост числа детей в 2007г. обусловлен открытием новых семейных клубов в районах области и интенсивной работой учреждения по организации выездных обучающих семинаров для родителей и специалистов.

В целом план по обслуживанию выполняется учреждением на 125%. При мощности учреждения 55 человек, в день в среднем по году обслуживается 60 человек.

Воспитание в семье ребенка-инвалида – это очень важная и ответственная задача, поставленная перед родителями, так как семья ребенка — это именно та среда, которая должна создать благоприятные условия для его развития и роста. Но справиться самостоятельно с данной ситуацией, к сожалению, под силу не каждой семье. Ведь рождение ребенка с отклонениями в развитии – большое потрясение для родителей. В данной ситуации требуется определенный период адаптации. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, довольно обширен – проблемы психологической помощи, воспитания и обучения, экономические проблемы, низкий уровень юридической грамотности, зачастую – отсутствие специальной медицинской помощи. Именно здесь и должны задействовать свои силы, свой потенциал специалисты специальных учреждений, так как без их квалификационной помощи, без тех средств, какими обладают реабилитационные учреждения, при отсутствии оптимального для ребенка режима сопровождения, родители довольно долго преодолевают все стадии совладения с проблемной ситуацией. [38; с. 98]

Реабилитационный Центр – именно то государственное учреждение, которое призвано решать комплексные задачи, связанные с социальной реабилитацией детей-инвалидов и семей, их воспитывающих.

Семьи детей-инвалидов имеют в чем-то сходные затруднения. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, социальные работники, медики и педагоги реабилитационных центров, образовательных и других учреждений. Наличие комплексной программы по реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, перспективных и текущих планов работы специалистов позволяют решать эти проблемы.

На сегодняшний день на учете в Центре состоят 1322 детей-инвалидов. Динамика оказываемых услуг отражена в диаграммах. (см. Приложение 2,3)

Но, к сожалению, возможности патронажа уступают по своей значимости комплексу работы с семьями в условиях самого Центра, так как перенести весь комплекс услуг Центра, созданный для гармонизации и последовательности комплексной реабилитации детей и семей, в одну взятую семью невозможно. Поэтому Центр старается расширить свои возможности по работе с семьями детей-инвалидов с применением новейших реабилитационных технологий непосредственно в Центре.

Специалист, работающий с семьей, должен иметь полные сведения о семе, в которой воспитывается ребенок-инвалид. Аналитические данные, полученные в результате работы с каждой семьей за последние 3 года, позволили разделить условно их по социальному статусу на 2 группы:

Читать еще:  Антидепрессанты - при лечении боли и обезболивании
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector