Психотерапия созависимости в наркологии
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Психотерапия созависимости в наркологии

Психотерапия созависимости

Лечение созависимости – длительный процесс, подразумевающий изменения на познавательном, эмоциональном, поведенческом и духовном уровнях. Прежде всего следует разорвать порочный круг явных либо скрытых враждебных отношений. Полезно научить жену алкоголика нескольким простым приемам, которые можно использовать при общении с пьяным мужем, чтобы избежать нарастания агрессии. Во?первых, не следует провоцировать его собственными враждебными поступками и высказываниями; наоборот, следует мобилизовать все свое миролюбие. Во?вторых, если он фиксируется на негативных моментах, не оспаривая этого, обратить его внимание также и на позитивные моменты. В?третьих, дать ему возможность объективно (без критической оценки) увидеть себя сейчас со стороны. И наконец, в?четвертых, переключить его эмоции на не совместимое с агрессией состояние с помощью доброжелательного (не саркастического!) юмора, нежных чувств к любимому ребенку, своей сексуальной привлекательности (разумеется, близость следует отложить, чтобы не подкреплять пьянство и агрессию).

Когнитивная терапия созависимых личностей учитывает их доминирующие установки: 1) я социально ущербный, нуждающийся, некомпетентный, слабый, беспомощный; 2) они заботящиеся, поддерживающие, компетентные; 3) чтобы выжить и быть счастливым, мне нужны другие люди; мне нужны постоянная поддержка и поощрение; 4) основной стратегией должно быть установление созависимых отношений.

При чрезмерной психологической зависимости супругов друг от друга Тодд дает парадоксально предписание: находиться в постоянных колебаниях относительно возможного развода. Поттер?Эфрон (2002) разработал трехмесячную программу, сочетающую индивидуальный и групповой подход. В ней используются образовательные приемы, осуществляется помощь членам семьи в самопонимании, принятии концепции болезни и применении принципов адекватной взаимозависимости в отношениях между близкими людьми. Данная программа направлена на изменение системы ценностей и повышение самооценки.

В. Д. Москаленко (2002а) применяет программу преодоления созависимости, которая включает в себя компоненты информирования по актуальным проблемам, коммуникативный тренинг, индивидуальную, супружескую и групповую терапию, посещение групп Ал?Анон и Нар?Анон. Вначале больная заполняет следующий опросник.

– Какова была ваша роль в родительском доме? Приходилось ли вам брать на себя ответственность за других? Чувствовали ли вы себя угнетенной, ощущали ли давление со стороны родителей?

– Что вы чувствовали к своему мужу, когда вступали в брак? Не было ли у вас такого ощущения, что он ждет от вас поддержки, заботы, готовности взять на себя ответственность за его радости и горести?

– Чего, по вашему мнению, муж ожидал от вас в браке больше всего: заботы, материнского ухода, уюта в доме или порядочности, уважения к нему?

– Как ваш супруг заботится о том, чтобы ваша жизнь была интересной и наполненной? Намекает ли он вам (или даже требует), чтобы вы продолжали образование, совершенствовались в своей профессии, реализовали все свои способности?

– Чего вы ожидаете от супруга для себя лично? Высказываете ли вы ему претензии или довольны тем, что можете служить ему и другим, быть полезной для семьи?

– Из каких источников вы черпаете основания для своей самооценки? Не является ли таким источником главным образом ответственность и забота о других? Как отразится на вашей самооценке ситуация, когда необходимость в вашей заботе исчезнет?

– Что вы делаете для себя лично в целях раскрытия собственных способностей, удовлетворения своих интересов и склонностей?

– Не зависит ли теперь ваше самочувствие целиком от внешних обстоятельств?

– Вы потратили много усилий, чтобы помочь мужу?алкоголику и скрыть от всех его пьянство. Составьте список того, что вы делали в этом направлении. Поставьте знаки «+» против тех действий, которые были успешными, и «–» против тех, которые не дали результатов. Насколько, по вашему мнению, целесообразно продолжать делать то, что оказалось бесполезным?

– Какие стороны вашей жизни разрушило пристрастие мужа к алкоголю? Какие грани вашей личности не раскрылись?

Последовательно прорабатываются следующие темы: работа с чувствами, контролирующее поведение, отстранение, действие и реакция, границы, родительская семья, самооценка, избавление от позиции жертвы, умение самостоятельно думать, работа с утратой, постановка собственных целей, отстаивание своих прав, утверждение себя.

К. Уилсон и Э. Голдман (1997) для лечения созависимых используют психодраму. Предварительная задача – растопить лед недоверия, свойственный таким больным. Для ее решения вначале применяются простые методы: групповое расслабление, глубокое дыхание, сосредоточенность на своих ощущениях с закрытыми глазами. Затем ведущий задает каждому вопросы о важных людях и событиях в его жизни, важнейших чертах его личности, ведущих интересах и т. п., причем ведущий и сам дает ответы на эти вопросы. Далее участники проделывают парные упражнения на повышение доверия, например, «Слепой и поводырь». Партнеры обмениваются ролями и затем все делятся своими впечатлениями.

На первом этапе работы достигается осознание роли алкоголя в семье. Каждый участник составляет из членов группы две социограммы: родительской и собственной семьи. Это позволяет ему воочию увидеть влияние поведения алкоголика в родительской семье на его собственную семейную жизнь. Не менее важно, что при этом разрывается заговор молчания об алкоголизме в семье родителей. Наступает время работы с чувствами – горем по поводу неоплаканных утрат, невысказанных обид и т. п. Используется техника «пустого стула», на который усаживается родитель?алкоголик, чтобы завершить «неоконченный разговор» со Значимым Другим. Аналогичная техника – «ненаписанное письмо».

На второй стадии терапии проводится работа с базовыми проблемами: способами поведения, усвоенными в детстве и ставшими проблемой во взрослой жизни; отношением к ПАВ; темами доверия, зависимости и контроля; проблемами близости и сексуальности; вопросами установления границ. Применяются техники классической психодрамы.

Третья стадия посвящена проработке достигнутых инсайтов, в ней широко используется ролевой тренинг. При репетиции нового поведения с членами семьи эффективен прием «Зеркало», позволяющий больному увидеть, как он своим привычным поведением сам невольно провоцирует нежелательную реакцию. Для освобождения «затюканного внутреннего Ребенка» помогают упражнения на спонтанность и разыгрывание историй с принятием на себя ролей, нехарактерных в обычной жизни.

В заключительной фазе терапии участники начинают принимать на себя ответственность за собственные решения, обязательства и личностный рост, строят планы на будущее. Используется техника «Волшебная лавка», в которой члены группы могут приобрести качества, необходимые им для изменения своей жизни в обмен на специфические черты созависимых: страх, гнев, безнадежность, отсутствие доверия.

В тех случаях, когда описанный выше метод конфронтации В. Джонсона оказывается неэффективным и больной отказывается от лечения, Д. Беренсон рекомендует следующую стратегию: урегулирование семейной системы через объяснение проблем и обучение семьи приемам преодоления негативных чувств; участие родственников в группе Ал?Анон; супругу больного предлагается сделать выбор: 1) вести себя как прежде; 2) отдалиться эмоционально; 3) отделиться. При выборе второго варианта супруга учат не критиковать употребляющего алкоголь, принять ситуацию, как она есть, жить с больным и быть ответственным за собственные реакции на его поведение.

Берри и Дженей Уайнхолд (2002) применяют для избавления от созависимости 12?шаговую программу, которая включает следующие ступени. 1. Осознать созависимые модели. 2. Понять причины проблемы. 3. Распутать созависимые отношения. 4. Отказаться от своих проекций. 5. Устранить ненависть к себе. 6. Устранить силовые игры и манипулирование. 7. Научиться просить о желаемом. 8. Снова научиться чувствовать. 9. Исцелить своего «внутреннего Ребенка». 10. Определить собственные психологические границы. 11. Научиться близости. 12. Изучить новые формы взаимоотношений.

Е.В. Змановская (2003) рекомендует созависимым родителям четко, по пунктам определить обязанности ребенка в семье, передать максимально возможную ответственность за ребенка ему самому. Необходимо создать в семье эмоциональную атмосферу, при которой ребенку хотелось бы больше времени проводить дома. Надо убедить сына или дочь в необходимости специальной помощи, а самим заняться собственной жизнью и жизнью своей семьи.

А.Г. Данилин и И.В. Данилина (2001а) предлагают родителям подростка?наркомана следующую программу избавления от созависимости.

1. Четко определите обязанности ребенка в семье, поручите ему заботу о младшем ребенке или домашнем животном, не подстраховывайте его в этом.

2. Перестаньте контролировать его общение с друзьями и его расходы, подслушивать его телефонные разговоры, диагностировать его состояние по глазам или венам, требовать от него учиться или работать, снабжать его деньгами, если он тратит их на наркотики, оплачивать его долги.

3. Создайте в семье атмосферу открытых и теплых отношений, без упреков и навязывания своих оценок и мнений, интересно проводите вместе время; в моменты разногласий постарайтесь понять и по возможности разделить точку зрения ребенка. Выражая собственные негативные чувства, начинайте с признания положительного в ребенке, обсуждайте лишь конкретный случай, говорите корректно и закончите разговор дружелюбным конструктивным предложением.

4. Обязательно убедите сына получить медицинскую помощь; используйте для этого его жалобы на здоровье, страх перед призывом в армию и т. п.

? Дождавшись окончания осмотра больного мужа, жена бросается к врачу:

– Доктор, что с ним? Это серьезно?

– Вашему мужу необходим полный покой, я выпишу очень эффективное успокоительное.

– А как ему его принимать?

– Принимать будете вы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Психотерапия созависимости в наркологии

Программа преодоления созависимости включает в себя информирование по вопросам зависимости от ПАВ, созависимости, дает представление о семье как системе, предусматривает тренинг и освоение навыков здоровых взаимоотношений в семье на основе уважения других, учит способам отреагирования чувств, выражения любви к детям и другим членам семьи.

В процессе преодоления созависимости рекомендуется сочетать специальную программу групповой психотерапии с сеансами индивидуальной психотерапии, супружеской и семейной психотерапии, а также посещение групп Ал-Анон, Нар-Анон, чтение литературы по затрагиваемым вопросам.

Читать еще:  Социальные и медицинские последствия употребления наркотиков

Психотерапевт может использовать такие формы работы: лекции, индивидуальное консультирование, семейное консультирование с составлением родословной (генограммы), индивидуальная и групповая психотерапия; редко, по показаниям, медикаментозная терапия.

Практикуется ведение дневника, выполнение домашних заданий. Групповая психотерапия — главный метод преодоления созависимости.

Само собой разумеется, что психотерапевт лишь предлагает лечение, а созависимые лица выбирают его или не выбирают. Работа основана на добровольности. Отсев из первоначального состава группы неизбежен, что не должно смущать психотерапевта. Сопротивление любому вмешательству — типичная характеристика созависимых. Девизом их могли бы быть слова: «Умру, но не изменюсь».

Формирование психотерапевтической группы происходит после индивидуальных консультаций, в ходе которых изучаются внутрисемейная ситуация, характер взаимоотношений между членами семьи, «горячие точки» семьи, а также психическое состояние обратившегося за помощью, степень выраженности созависимости.

Желательна консультация либо даже участие в групповой работе самого больного. В нашем опыте первыми за помощью обращались жены больных алкоголизмом либо матери больных наркоманией. Больные в это время либо уже находились на лечении у другого врача данного лечебного учреждения, либо приходили на лечение в то время, когда родственники уже работали по программе преодоления созависимости.

Иногда лечение проходили одновременно больной в стационаре и родственник в амбулаторных условиях. Около половины из тех больных, которые ранее отказывались от лечения, приходили с просьбой о помощи по завершении их родственником работы в группе.

Проведение всего курса психотерапии обеспечивается творческим подходом. Несмотря на разработанный сценарий каждого занятия, работа строится с учетом настроения в группе; иногда приходится «сдвигать» сценарий в сторону вопроса, более актуального для группы именно сейчас.

В качестве обратной связи с группой мы используем практику обязательного подведения итогов каждого занятия. Это делает один из участников по собственному желанию. Кто-то другой берет на себя функцию выразить благодарность созависимым за участие в группе — с перечислением и подчеркиванием того, что именно сегодня делали участники группы.

Мы практикуем сбор записок, в которых просим указать те 3 положения, которые участник вынес сегодня из группового занятия. Это дисциплинирует мышление участников, помогает закреплению материала и весьма полезно для психотерапевта.

Содержание записок не разглашается без позволения их авторов, но может использоваться в дальнейших занятиях. Начинается каждое занятие с самопредставления, нескольких слов каждого о себе, о своем актуальном самочувствии; при этом лучше говорить о том, что мы чувствуем, чем отмечать, как мы себя чувствуем. Этот прием дает навык идентификации чувств.

Заканчивается занятие молитвой о спокойствии духа либо «молитвой» из формул гештальт-терапии.

Приводим тезисное изложение тем, которые можно обсуждать в группах преодоления созависимости.

Тема: «Работа с чувствами»

Цель — научиться определять свои чувства, попрактиковаться в их выражении словами либо языком тела и пр., увидеть сходство своих чувств с чувствами других людей, почувствовать, что есть «резерв» неиспользуемых чувств, понять, что все наши чувства хороши. На примере одного из чувств (например, страха, гнева) понять, как эти чувства могут быть выражены неразрушительным, здоровым образом.

Что Вы чувствуете? (Но не: Как Вы себя чувствуете?)

Можно предложить группе обсудить следующие вопросы:
1. Какие чувства считались нормальными в Вашей семье? Проявления каких чувств были под запретом?
2. Были ли в Вашей жизни события, которые заставили вас отгородиться от определенных чувств?

Наркомания или алкоголизм одного из членов семьи. Оскорбление — физическое, эмоциональное, сексуальное. Насмешки окружающих, болезненные прозвища. Иные.

3. Какие события помогли Вам вновь испытывать всю гамму чувств? Ответами могут быть следующие примеры:

Родители всегда выслушивали меня и позволяли обсуждать с ними все мои переживания. Учитель, тренер, воспитатель проявляли ко мне живой интерес. Группа психологической поддержки.

Священник помог мне уже в зрелом возрасте избавиться от комплексов. Иные.

Если для группы актуальны какие-то определенные чувства, то можно поработать над ними. Возьмем для примера страх. Страх испытывают часто как зависимые, так и созависимые люди. Страх — это выученная эмоция.

Следовательно, путем обучения можно обуздать его.
1. Перечислите 1 — 2 из своих страхов, которые Вы испытывали сегодня.
2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?
3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить эти страхи?

При обсуждении ответов на вопросы упражнения можно подвести участников группы кболее глубокому осмыслению страха через другие чувства.

Страх — это чувство беспомощности, тревоги, беспокойства, ужаса, вызванное ожиданием опасности, боли, несчастья.

Что мы можем делать со своими страхами?

Здесь суммируется опыт участников дискуссии.

В резюме можно включить следующее:
1. Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа «Я ничего не могу поделать с собой. »
2. Мы можем заниматься по настоящей программе либо по Программе 12 шагов.
3. Мы можем сбалансировать свою жизнь.
4. Мы можем расширить зону комфорта, идя на риск.
5. Мы можем упражняться в технике расслабления. Список можно продолжить.

Аналогичным образом можно работать с гневом, стыдом, либо с такой реакцией на чувства, как слезливость.

Созависимость при наркомании и алкоголизме

Особенности возникновения созависимости

Созависимость при наркомании или алкоголизме характеризуется постоянной озабоченностью и поглощенностью, эмоциональной и физической зависимостью от больного (таким человеком может стать, как близкий родственник – родитель, ребенок, бабушка, дедушка, или же хороший друг или знакомый). Возникновение такого состояния начинает влиять на все внутрисемейные отношения, т.к. действия наркомана или алкоголика начинают контролировать поведение созависимого.

Основные признаки, которые могут проявляться в состоянии созависимости:

  • заблуждение, самообман;
  • отрицание фактов;
  • компульсивные действия (навязчивые неосознанные действия, которые человек выполняет, даже осознавая их бесцельность или вредность);
  • снижение эмоциональной чувствительности;
  • понижение самооценки, ненависть к себе, игнорирование собственных потребностей;
  • чувство вины;
  • неконтролируемый гнев и агрессия по отношению к себе и окружающим;
  • депрессивные состояния, мысли о суициде;
  • апатия, замкнутость, проблемы с общением;
  • возникновение проблем в интимной сфере;
  • различные нарушения здоровья, которые вызывают постоянные стрессы и навязчивые состояния.

Таким образом, созависимый человек становится несвободным, его мысли и действия начинают вращаться только вокруг предмета его зависимости – «придет домой – или не придет», «украдет – или не украдет», «продаст или не продаст» и т.п.

По мнению ученых, много лет изучающих проблемы созависимости, такие болезненные состояния наступают не сразу, и по степени и характеру признаков очень отличаются у разных людей. Каждый человек имеет свой характер, личностные особенности, сформированные жизненным опытом, поэтому «заражение» созависимостью наступает у всех по-разному. По статистике, наступлению таких болезненных состояний более подвержены люди из так называемых «неблагополучных» семей, в которых кто-то из членов семьи был алкоголиком или наркоманом, а также росшие без родителей. В такую же категорию включаются и жертвы разных видов насилия (сексуального, физического, эмоционального и пр.).

Какие категории людей могут заболеть созависимостью? Созависимость при алкоголизме или наркомании применяется к супругам и партнерам, родителям и детям алкоголиков и наркоманов, которые в большинстве случаев выросли в неблагополучной семье или к другой среде с нездоровыми правилами, способствующими развитию таких состояний.

Почему человек становится наркоманом?
Почему наркомания — болезнь?
Реабилитация наркозависимых.

Почему так сложно прекратить употреблять наркотики?
Что происходит с человеком, когда он прекращает употребля .

Окружение наркозависимого.
Доверие в семье.
Ценности человека.
Как помочь наркоману?

Как заставить наркомана выздоравливать?
Что делать если наркоман употребляющий спайс (или соль) не хочет?
Какой выбрать реабилитационный центр?
Что такое глубокая трансформация .

Созависимость при алкоголизме

Как отмечают специалисты, созависимость – это зеркальное отражение той зависимости, которой страдает близкий человек. Человек, страдающий от таких болезненных состояний, поглощен желанием контролировать поведение другого, забывая о своих желаниях и потребностях. При опросе родных зависимого, они начинают приводить примеры поведения алкоголика, теряясь при вопросе о собственном самочувствии. Глубокое поглощение мыслями о близком человеке приводит к потере собственных желаний и ощущений.

Например, жена мужа-алкоголика старается постоянно удерживать его от пьянства и этим занятым все ее мысли. В своем стремлении избавить его от этой пагубной привычки она забывает о себе, стараясь контролировать его, теряет контроль над своей жизнью. Такой неусыпный контроль может привести к потере работы (« я хотела все время наблюдать за ним, чтобы он не пил» и пр.), утрате здоровья (из-за постоянных стрессов), отдалении от родственников и друзей.

Если в семье есть дети, мать может забывать о них, заботясь о муже-алкоголике, но при этом так и не добивается того, чтобы он перестал пить. В таких случаях созависимый старается усилить уровень контроля, применяя угрозы, давление, уговаривая или советую зависимому не пить, и при этом только усугубляют беспомощное состояние алкоголика. В таких случаях созависимые стараются полностью брать ответственность за близкого, страдающего от пагубной привычки, на себя, относясь к ним, как к маленьким детям. Подчеркивая беспомощность зависимого, они стараются полностью управлять его мыслями и действиями, ограждают от любой домашней работы и ответственности.

Используя любые средства «для благой цели», родственники зависимого стараются брать его ответственность на себя, относится к ним, как к маленьким детям. При этом они совсем забывают о себе – что они едят, как и сколько спят, как себя чувствуют и пр. Но такое самопожертвование не приводит к результатам – алкоголик пьет, как и пил, или же еще больше усугубляет свою болезнь.

Читать еще:  Из чего делают спайс

Созависимость при наркомании

Созависимость в семье наркомана – обычное явление. Такой тип психологической зависимости близкого человека от наркозависимого приводит к его безнаказанному манипулированию и развитию чувства вины.

Как происходит развитие созависимости от наркомании?

  1. Человек узнает, что кто-то из членов семьи принимает наркотики. В первую очередь, начинаются попытки спасти близкого человека – этот этап связан с принятие «роли спасителя». На данной стадии наркомана пробуют уговорить бросить принимать запрещенные препараты, веря в том, что он не обманет и или даже «входят в положение», давая ему деньги, понимая при этом, что они будут потрачены на наркотики. И именно на этой стадии наркоман получает старт своего контроля, понимая, что может усиливать давление на родного человека с целью получения денег на свои потребности в наркотиках. На этом этапе созависимость только развивается и человек искренне верит в то, что его забота позволит избивать зависимого от его болезни.
  2. Стадия приобретения «роди преследователя». После бесполезных уговоров и увещеваний, человек, наконец, понимает, что все это ни к чему не приводит. После этого осознания наступает принятие решительных мер – максимальный контроль, преследование, запирание в комнате, просматривание смс и электронной почты, скандалы с друзьями и пр. Но, как правило, на данной стадии наркоман уже хорошо усвоил технику манипулирования и знает слабости своих близких. Кроме того, друзья-наркоманы могут помогать ему, обучая, как правильно бороться с вами (в смысле, как вытянуть побольше денег на наркотики). На такой стадии вы еще считаете наркомана близким человеком, а он – уже нет, вы – просто инструмент достижения его цели. На этой стадии, так же, как и на первой, нужно осознать реальность происходящего и ни в коем случае не подчиняться ему.
  3. Этап «роль жертвы». После всех проигранных наркоману атак родственники принимают роль жертвы. Как правило, наркоман добивается этого путем манипулирования, «нытья» о том, что именно близкие виноваты в его зависимости. Родные начинают испытывать чувство вины, попадая в ловко поставленный капкан. Таким образом, наркоман находит самое уязвимое место и начинает «вить веревки» из близких. Из проблемного он превращается в бедного, недолюбленного ребенка, которому не додали внимания, денег и пр. и пр. Только родные начинают уговаривать наркомана лечиться и упрекают в зависимости, он сразу же напоминает им «кто виноват».

Если вы находитесь на любой из этих стадий – выход только один – вести зависимого в профессиональный реабилитационный центр! Самим будет очень сложно справиться – так как вы необъективно видите реальность, жалеете и любите своего близкого, оправдывая его пагубные пристрастия.

Нужно ли лечить созависимость и как выбрать терапию?

Лечение созависимости обусловлено тем, что при лечении и реабилитации зависимого человека ему нужно вернуться в здоровую нормальную среду, иначе он снова начнет употреблять запрещенные препараты. Наличие созависимости не только пагубно влияет на выздоровление наркомана или алкоголика, который проходит курс терапии, но и у них самих постоянно присутствует риск начать употреблять алкоголь или наркотики.

При возникновении созависимости очень важно понять, что эта проблема возникла не только по вине другого человека (наркомана или алкоголика). В большей мере в этом виноват тот, кто позволил допустить чрезмерное влияние другого человека на нас. Нельзя не придавать этой проблеме должного влияния, ведь созависимый человек насколько пренебрегает своим здоровьем, что это может привести не только к развитию серьезных заболеваний, но и к летальному исходу.

Чтобы вылечить созависимость, нужно перестать брать ответственность на себя, и обеспечить алкоголику или наркоману профессиональное лечение и реабилитацию! А зависимого нужно научить брать ответственность за свои поступки! Выход из всей этой ситуации возможен только в сознательном решении отказаться от принятой на себя роли жертвы.

Чтобы получить помощь созависимым, обратитесь в наш реабилитационный центр! Мы проводим эффективное лечение и реабилитацию алкоголиков и наркоманов, а также помогаем их близким людям избавиться от созависимости. У нас созданы отличные условия для прохождения терапии, работают лучшие специалисты с высокой квалификацией и большим практическим опытом решения таких проблем!

Как помогают созависимым в центре «Решение»?

Созависимость: не пытайтесь «спасать» алкоголика

От пребывания рядом с сильно пьющим близким человеком, у его родственников развивается такое состояние, как созависимость (co–dependence).

Родственников человека, страдающего алкогольной зависимостью, очень часто мучает вопрос – а нельзя ли незаметно для самого пьющего что-то подсыпать или подлить в еду, чтобы он раз и навсегда потерял интерес к вкусу спиртного? Вообще-то, такие средства есть, но их использование запрещено УК РФ, так как у них водится один неприятный побочный эффект – вместе с интересом к алкоголю они забирают жизнь, поскольку являются ядами. А других столь же действенных препаратов медицина пока что не придумала. К тому же, в любом случае их пришлось бы подсыпать-подливать каждый день, чтобы поддерживать нужный уровень лекарства в крови. Все дело в том, что алкоголизм, как заболевание, обладает одной очень неприятной особенностью – пока сам пациент не захочет избавиться от пристрастия к бутылке, ему никто не сможет помочь, даже самый квалифицированный врач.

Феномен созависимости

Мало того, на фоне ежедневного стресса от пребывания рядом с сильно пьющим близким человеком, у его родственников развивается такое состояние, как созависимость (co–dependence).

Это слово и понятие для российского уха ново и непривычно. Действительно, в нашей стране оно появилось сравнительно недавно, хотя зарубежом, в основном в США, о созависимости говорят и пишут с 70-х годов прошлого столетия.

Если отвлечься от строгих определений, коротко суть феномена можно объяснить следующим образом: алкоголик зависит от алкоголя, а его близкие – от самого алкоголика. Чаще всего созависимостью страдают супруги и дети. Они стараются постоянно контролировать поведение пьющего, «посвящают свою жизнь его спасению», отдаваясь этой идее с фанатизмом и неистовством, без остатка. На самом деле, такое поведение только усугубляет ситуацию и ничуть не способствует формированию у алкоголика мотивации на лечение.

Как отличить созависимость от заботы?

Созависимость отличается от обычной заботы и беспокойства за близких именно своим патологическим характером, иррациональностью и импульсивностью действий созависимых, снижением эмоционального фона (иногда это характеризуют как «эмоциональное отупение»), как и для алкоголика, для созависимых характерно отрицание наличия проблемы, самообман, заблуждения. В случае длительной созависимости могут формироваться и физические (точнее, психосоматические) заболевания.

Основное звено в созависимости, по мнению большинства зарубежных и отечественных специалистов – низкая самооценка. Источников ее может быть несколько – чаще всего она формируется у людей, у которых у самих были значительные проблемы в детстве (неблагополучная семья, алкоголизм одного или обоих родителей, физические и психологические травмы, полученные в школе и на улице). Часто источником насилия, которое способствует занижению самооценки, становится для своих близких и сам пьющий. В таком случае может формироваться так называемый «порочный круг», разорвать который без квалифицированной медицинской и психологической помощи извне практически нереально.

Как описать, что такое созависимость?

Если попытаться представить себе созависимость в виде графика, получится синусоида, то уходящая в отрицательные эмоции (запой, побои, скандалы), то поднимающаяся в положительные (трезвые промежутки, когда алкоголик пытается сгладить и как-то компенсировать физический и психологический ущерб, нанесенный своим близким).

Самое интересное, что созависимые могут устраивать себе сеансы отчаянной самокритики, но если критика придет извне, возможны всплески немотивированной раздражительности или даже агрессии. У них формируется также парадоксальная реакция на похвалу или комплименты – люди разучиваются адекватно их принимать, происходит только углубление вины.

Модель созависимости не поможет больному

Созависимые стремятся контролировать и расписывать поведение всех членов семьи, считая, что они лучше знают, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Как ни странно, такая модель поведения подталкивает пьющего вовсе не к мысли о лечении, наоборот, он чувствует и понимает, что практически всегда, в любой ситуации сможет тем или иным способом выпросить себе прощение. Набрав определенные положительные очки, алкоголик непременно сорвется и уведет в срыв своих созависимых близких. Продолжаться так может достаточно долго – в зависимости от состояния здоровья пьющего, а также запаса терпения и физического здоровья его родственников. Исходы также могут различаться, но все они имеют негативный оттенок.

Таким образом, любая болезнь патологической зависимости – будь то алкоголизм, наркомания или игромания – разрушают не только личность самого больного. Вся жизнь зависимого занята мыслями о спиртном, очереной «дозе» или игровых автоматах. Постепенно происходит зеркальное отражение болезни в родственниках, и жена, мать, подруга, сестра или брат начинают навязчиво пытаться поставить поведение больного под свой контроль, причем во всех сферах жизни.

Ситуация не безвыходна

Есть ли выход из этой ситуации? Есть. Он сложен и долог, потребуется помощь психотерапевта, причем в лечении будет задействована вся семья. Тем не менее, квалифицированный специалист в состоянии справиться с такой ситуацией. Помощь могут также оказать специализированные программы «Анонимных алкоголиков», направленные на работу именно с родственниками пьющих.

Однако проще не войти в подобную ситуацию, чем из нее выбираться, точно так же, как любую болезнь проще предотвратить, чем лечить. И, опять же, потребуется грамотная психотерапевтическая помощь. Если обратиться за ней на ранней стадии, есть возможность не только предотвратить катастрофу в семье, но и, под руководством врача, разработать правильную тактику поведения. Совместные усилия всех членов семьи могут создать в семье такую атмосферу, когда пьющему человеку действительно захочется избавиться от пагубной привычки.

Читать еще:  Спайс наркотик последствия

Психотерапия созависимости

Лечение созависимости – длительный процесс, подразумевающий изменения на познавательном, эмоциональном, поведенческом и духовном уровнях. Прежде всего следует разорвать порочный круг явных либо скрытых враждебных отношений. Полезно научить жену алкоголика нескольким простым приемам, которые можно использовать при общении с пьяным мужем, чтобы избежать нарастания агрессии. Во?первых, не следует провоцировать его собственными враждебными поступками и высказываниями; наоборот, следует мобилизовать все свое миролюбие. Во?вторых, если он фиксируется на негативных моментах, не оспаривая этого, обратить его внимание также и на позитивные моменты. В?третьих, дать ему возможность объективно (без критической оценки) увидеть себя сейчас со стороны. И наконец, в?четвертых, переключить его эмоции на не совместимое с агрессией состояние с помощью доброжелательного (не саркастического!) юмора, нежных чувств к любимому ребенку, своей сексуальной привлекательности (разумеется, близость следует отложить, чтобы не подкреплять пьянство и агрессию).

Когнитивная терапия созависимых личностей учитывает их доминирующие установки: 1) я социально ущербный, нуждающийся, некомпетентный, слабый, беспомощный; 2) они заботящиеся, поддерживающие, компетентные; 3) чтобы выжить и быть счастливым, мне нужны другие люди; мне нужны постоянная поддержка и поощрение; 4) основной стратегией должно быть установление созависимых отношений.

При чрезмерной психологической зависимости супругов друг от друга Тодд дает парадоксально предписание: находиться в постоянных колебаниях относительно возможного развода. Поттер?Эфрон (2002) разработал трехмесячную программу, сочетающую индивидуальный и групповой подход. В ней используются образовательные приемы, осуществляется помощь членам семьи в самопонимании, принятии концепции болезни и применении принципов адекватной взаимозависимости в отношениях между близкими людьми. Данная программа направлена на изменение системы ценностей и повышение самооценки.

В. Д. Москаленко (2002а) применяет программу преодоления созависимости, которая включает в себя компоненты информирования по актуальным проблемам, коммуникативный тренинг, индивидуальную, супружескую и групповую терапию, посещение групп Ал?Анон и Нар?Анон. Вначале больная заполняет следующий опросник.

– Какова была ваша роль в родительском доме? Приходилось ли вам брать на себя ответственность за других? Чувствовали ли вы себя угнетенной, ощущали ли давление со стороны родителей?

– Что вы чувствовали к своему мужу, когда вступали в брак? Не было ли у вас такого ощущения, что он ждет от вас поддержки, заботы, готовности взять на себя ответственность за его радости и горести?

– Чего, по вашему мнению, муж ожидал от вас в браке больше всего: заботы, материнского ухода, уюта в доме или порядочности, уважения к нему?

– Как ваш супруг заботится о том, чтобы ваша жизнь была интересной и наполненной? Намекает ли он вам (или даже требует), чтобы вы продолжали образование, совершенствовались в своей профессии, реализовали все свои способности?

– Чего вы ожидаете от супруга для себя лично? Высказываете ли вы ему претензии или довольны тем, что можете служить ему и другим, быть полезной для семьи?

– Из каких источников вы черпаете основания для своей самооценки? Не является ли таким источником главным образом ответственность и забота о других? Как отразится на вашей самооценке ситуация, когда необходимость в вашей заботе исчезнет?

– Что вы делаете для себя лично в целях раскрытия собственных способностей, удовлетворения своих интересов и склонностей?

– Не зависит ли теперь ваше самочувствие целиком от внешних обстоятельств?

– Вы потратили много усилий, чтобы помочь мужу?алкоголику и скрыть от всех его пьянство. Составьте список того, что вы делали в этом направлении. Поставьте знаки «+» против тех действий, которые были успешными, и «–» против тех, которые не дали результатов. Насколько, по вашему мнению, целесообразно продолжать делать то, что оказалось бесполезным?

– Какие стороны вашей жизни разрушило пристрастие мужа к алкоголю? Какие грани вашей личности не раскрылись?

Последовательно прорабатываются следующие темы: работа с чувствами, контролирующее поведение, отстранение, действие и реакция, границы, родительская семья, самооценка, избавление от позиции жертвы, умение самостоятельно думать, работа с утратой, постановка собственных целей, отстаивание своих прав, утверждение себя.

К. Уилсон и Э. Голдман (1997) для лечения созависимых используют психодраму. Предварительная задача – растопить лед недоверия, свойственный таким больным. Для ее решения вначале применяются простые методы: групповое расслабление, глубокое дыхание, сосредоточенность на своих ощущениях с закрытыми глазами. Затем ведущий задает каждому вопросы о важных людях и событиях в его жизни, важнейших чертах его личности, ведущих интересах и т. п., причем ведущий и сам дает ответы на эти вопросы. Далее участники проделывают парные упражнения на повышение доверия, например, «Слепой и поводырь». Партнеры обмениваются ролями и затем все делятся своими впечатлениями.

На первом этапе работы достигается осознание роли алкоголя в семье. Каждый участник составляет из членов группы две социограммы: родительской и собственной семьи. Это позволяет ему воочию увидеть влияние поведения алкоголика в родительской семье на его собственную семейную жизнь. Не менее важно, что при этом разрывается заговор молчания об алкоголизме в семье родителей. Наступает время работы с чувствами – горем по поводу неоплаканных утрат, невысказанных обид и т. п. Используется техника «пустого стула», на который усаживается родитель?алкоголик, чтобы завершить «неоконченный разговор» со Значимым Другим. Аналогичная техника – «ненаписанное письмо».

На второй стадии терапии проводится работа с базовыми проблемами: способами поведения, усвоенными в детстве и ставшими проблемой во взрослой жизни; отношением к ПАВ; темами доверия, зависимости и контроля; проблемами близости и сексуальности; вопросами установления границ. Применяются техники классической психодрамы.

Третья стадия посвящена проработке достигнутых инсайтов, в ней широко используется ролевой тренинг. При репетиции нового поведения с членами семьи эффективен прием «Зеркало», позволяющий больному увидеть, как он своим привычным поведением сам невольно провоцирует нежелательную реакцию. Для освобождения «затюканного внутреннего Ребенка» помогают упражнения на спонтанность и разыгрывание историй с принятием на себя ролей, нехарактерных в обычной жизни.

В заключительной фазе терапии участники начинают принимать на себя ответственность за собственные решения, обязательства и личностный рост, строят планы на будущее. Используется техника «Волшебная лавка», в которой члены группы могут приобрести качества, необходимые им для изменения своей жизни в обмен на специфические черты созависимых: страх, гнев, безнадежность, отсутствие доверия.

В тех случаях, когда описанный выше метод конфронтации В. Джонсона оказывается неэффективным и больной отказывается от лечения, Д. Беренсон рекомендует следующую стратегию: урегулирование семейной системы через объяснение проблем и обучение семьи приемам преодоления негативных чувств; участие родственников в группе Ал?Анон; супругу больного предлагается сделать выбор: 1) вести себя как прежде; 2) отдалиться эмоционально; 3) отделиться. При выборе второго варианта супруга учат не критиковать употребляющего алкоголь, принять ситуацию, как она есть, жить с больным и быть ответственным за собственные реакции на его поведение.

Берри и Дженей Уайнхолд (2002) применяют для избавления от созависимости 12?шаговую программу, которая включает следующие ступени. 1. Осознать созависимые модели. 2. Понять причины проблемы. 3. Распутать созависимые отношения. 4. Отказаться от своих проекций. 5. Устранить ненависть к себе. 6. Устранить силовые игры и манипулирование. 7. Научиться просить о желаемом. 8. Снова научиться чувствовать. 9. Исцелить своего «внутреннего Ребенка». 10. Определить собственные психологические границы. 11. Научиться близости. 12. Изучить новые формы взаимоотношений.

Е.В. Змановская (2003) рекомендует созависимым родителям четко, по пунктам определить обязанности ребенка в семье, передать максимально возможную ответственность за ребенка ему самому. Необходимо создать в семье эмоциональную атмосферу, при которой ребенку хотелось бы больше времени проводить дома. Надо убедить сына или дочь в необходимости специальной помощи, а самим заняться собственной жизнью и жизнью своей семьи.

А.Г. Данилин и И.В. Данилина (2001а) предлагают родителям подростка?наркомана следующую программу избавления от созависимости.

1. Четко определите обязанности ребенка в семье, поручите ему заботу о младшем ребенке или домашнем животном, не подстраховывайте его в этом.

2. Перестаньте контролировать его общение с друзьями и его расходы, подслушивать его телефонные разговоры, диагностировать его состояние по глазам или венам, требовать от него учиться или работать, снабжать его деньгами, если он тратит их на наркотики, оплачивать его долги.

3. Создайте в семье атмосферу открытых и теплых отношений, без упреков и навязывания своих оценок и мнений, интересно проводите вместе время; в моменты разногласий постарайтесь понять и по возможности разделить точку зрения ребенка. Выражая собственные негативные чувства, начинайте с признания положительного в ребенке, обсуждайте лишь конкретный случай, говорите корректно и закончите разговор дружелюбным конструктивным предложением.

4. Обязательно убедите сына получить медицинскую помощь; используйте для этого его жалобы на здоровье, страх перед призывом в армию и т. п.

? Дождавшись окончания осмотра больного мужа, жена бросается к врачу:

– Доктор, что с ним? Это серьезно?

– Вашему мужу необходим полный покой, я выпишу очень эффективное успокоительное.

– А как ему его принимать?

– Принимать будете вы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector