Сообщества взаимопомощи наркологических больных. 12 Традиций
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Сообщества взаимопомощи наркологических больных. 12 Традиций

Сообщества взаимопомощи наркологических больных. 12 Традиций

12 Традиций АА

Вся деятельность Анонимных Алкоголиков базируется на так называемых «12 Традициях» — принципиальных нормах жизни каждого члена сообщества.

Вот их текст:
1. Наше общее благо должно быть превыше всего — личное выздоровление зависит от единства АА.

2. Для осуществления целей нашей группы нет авторитета выше, чем любящий Бог — такой, как он может выражать себя в сознании нашей группы. Наши лидеры — это люди, которым мы доверяем и наши добрые друзья, они нами не управляют.

3. Единственное условие для членства в АА — это желание бросить пить

4. Каждая группа должна быть самостоятельной, кроме тех случаев, когда дело касается других групп или АА в целом.

5. Каждая группа АА имеет только одну главную цель — делиться своим опытом с теми алкоголиками, которые все еще страдают этим недугом.

6. Ни одна группа АА никогда не должна позволять никаким посторонним организациям или учреждениям, даже тем, которые работают в смежных областях, выступать от имени АА, а также не должна финансировать или поддерживать их в обществе. Деньги, собственность или желание завоевать престиж не должны отвлекать нас от нашей главной цели.

7. Каждая группа АА должна сама себя содержать, не принимая никаких посторонних пожертвований.

8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональной группой, но наши центры и службы могут использовать специальных сотрудников.

9. АА как таковое не имеет руководящих органов, но мы можем создавать комитеты и советы службы, непосредственно отчитывающиеся перед теми, кому они служат.

10. АА не занимает никакой позиции по вопросам, не относящимся к деятельности общества, поэтому АА никогда не должно упоминаться в общественных спорах, дискуссиях.

11. Наши отношения с обществом основываются на разъяснении, а не на агитации. Нам необходима личная анонимность в контактах со средствами массовой информации.

12. Анонимность является духовной основой всех наших традиций; это постоянно напоминает нам о необходимости ставить принципы выше интересов любой отдельной личности.

Часто авторами, описывающими программу Анонимных Алкоголиков, упускается психотерапевтическое значение «12 Традиций» АА. На особое значение в этом плане «Традиций» сообщества указывает, в первую очередь, само отношение к ним членов АА.

В частности, они в любой момент могут высказывать свое мнение о проделанных Шагах, говорить о личном опыте их прохождения, о своем собственном пути в программе — и это воспринимается другими Анонимными Алкоголиками совершенно спокойно. Но в случае попыток неадекватного толкования или изменения «Традиций» сообщества большинство членов АА жестко встает на их защиту.

Столь непоколебимая позиция присутствует у людей лишь тогда, когда возникает угроза их собственному существованию. Традиции, в первую очередь, отстаивают единство сообщества Анонимных Алкоголиков — как защиту и гарантию безопасности личности алкоголика, нацеленного на процесс выздоровления. Кроме того, подобная организация работы сообщества не позволяет ему стать тоталитарной сектой.

Многие современные специалисты в области аддиктологии рассматривают алкоголизм как био-психо-социальное заболевание. Главным в идеологии сообщества АА также является признание алкоголизма болезнью, приводящей к стабильным нарушениям в биологической, психологической, социальной и духовной жизни человека.

Изменения на биологическом уровне считаются необратимыми и практически неизлечимыми, но все остальные аспекты различных проявлений заболевания, по мнению АА, могут направленно и успешно корригироваться. «12 Шагов» провозглашаются программой личностного выздоровления и поддержания трезвого образа жизни, а «12 Традиций» — суммой норм функционирования самого сообщества в окружающем мире.

Точка зрения Анонимных Алкоголиков на алкоголизм как на болезнь определяется несколькими положениями:
• Алкоголизм — хроническая прогрессирующая болезнь с предсказуемыми признаками и предсказуемым результатом;

• Больные алкоголизмом навсегда потеряли способность контролировать свое потребление алкоголя;

• Алкоголизм воздействует на тело больного, его мышление, психологические особенности, социальную жизнь и духовное развитие, и истинное освобождение от этого заболевания требует коррекции и восстановления каждой из этих сфер;

• Единственная возможность жить полноценной жизнью для больного зависимостью от алкоголя — в течение всей дальнейшей жизни не употреблять алкоголь, а также и другие психоактивные вещества.

Анонимные Алкоголики исходят из понимания того, что больным никогда уже не научиться пить «как все», т. е. контролировать количество выпиваемого алкоголя. Они по собственному опыту знают, как многие больные обманывают себя, считая, что они сохраняют этот контроль, или мечтая его вернуть.

Учитывая научно доказанные необратимые нарушения функционирования биохимических (нейрогуморальных) механизмов регуляции обмена веществ и психоэмоционального состояния, вызванные длительным потреблением алкоголя, ясно, что подобный контроль теперь невозможен, а практически любой прием алкоголя приводит к обострению заболевания.

Условием «восстановления» больного по программе АА в первую очередь считается признание им факта окончательной потери контроля над потреблением алкоголя. И лишь признав наличие у себя утраты контроля над выпивкой, можно рассчитывать на выздоровление в том контексте, который заявлен членами АА: «Мы — алкоголики, мужчины и женщины, которые потеряли способность управлять нашим питием. Мы знаем, что никакой реальный алкоголик никогда не сможет контролировать потребление спиртного».

У простого обывателя, а порой и у специалистов возникает вопрос. «Почему алкоголик пьет?» В АА не задают себе подобных вопросов. Вместо проблемы: «Почему я пью?» Анонимные Алкоголики решают проблему «Что делать, чтобы не пить?». В так называемой «Большой книге» первые члены АА делятся соображениями о том, что именно им помогло длительно сохранять трезвость.

Один из важнейших «постулатов» АА базируется на следующем представлении: при развитии химической зависимости у человека уже нет необходимости владеть собой, управлять своими эмоциями. Больной останавливается в своем эмоциональном развитии — процесс формирования у него механизмов эмоциональной устойчивости блокируется.

Поэтому любое, особенно неожиданное эмоциональное переживание, потрясение, — связанное с горем, обидой, злостью, страхом или радостью, — становится трудно переносимым без алкоголя. У клиницистов и психологов сложилось устойчивое мнение, что общей чертой алкоголиков является эмоциональная измененность и неразвитость.

Сами члены АА заявляют, что эмоциональная незрелость — это суть их болезни. Она со временем возрастает, и алкоголик теряет возможность выражать и понимать свои чувства. Поэтому он не знает, что с ними делать, не умеет их осознавать и передавать другим, часто не способен их даже назвать. Он загоняет свои чувства вглубь — особенно негативные: злость, обиду, страх. Когда таких эмоций накапливается слишком много — он начинает пить, и это помогает ему в какой-то мере освободиться от внутреннего напряжения.

Цель программы «12 Шагов» — эмоциональная зрелость, достигаемая путем последовательной проработки отдельных «Шагов» при помощи других членов сообщества. При этом только в тексте 1-го Шага встречается слово «алкоголь», говорится о том, что необходимо перестать бороться с собой и признать свое бессилие перед болезнью, признать факт потери контроля над своей жизнью.

Совершая этот Шаг, алкоголик ломает свой механизм защиты и отрицания — это необходимое (хотя все же недостаточное) условие для сохранения трезвости. Остальные Шаги служат опорой для целенаправленного духовного развития. Идея этого процесса выражена в известной «молитве» АА: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество — изменить то, что могу изменить и мудрость — отличить одно от другого».

Программа «12 Шагов» делает упор на активную работу над собой самого больного. Ставится только одно условие — искреннее желание бросить пить. Программа предполагает длительное и непрерывное участие больного в реабилитационном процессе.

Работая над преодолением проявлений алкоголизма в группах АА, больные меняют не только стиль своего поведения, но и систему своих взглядов и убеждений. При этом утверждается, что изменения в сознании и мышлении происходят после изменения форм поведения (в АА существует афоризм: «Принеси тело, голова придет позже»).

Член АА имеет возможность освоить новые стереотипы поведения путем регулярной тренировки новых навыков. Обретающий трезвость не столько думает, сколько делает, действует, так как его мышление еще долгое время остается алкогольным.

Наибольших результатов можно достичь путем прямого копирования поведения других членов АА, имеющих большой стаж трезвости. Таким образом, используется ролевая, поведенческая имитация как одна из основных форм обучения, научения. Новый член АА использует трезвые паттерны поведения, хотя он и мыслит все еще как больной. Такого новичка в АА называют не трезвым, а «сухим».

Программа «12 Шагов» рассматривается как технология, позволяющая больным алкоголизмом, благодаря духовным изменениям, происходящим по мере работы над Шагами, жить комфортной трезвой жизнью, когда для улучшения настроения или самочувствия у них нет необходимости использовать алкоголь или другие вещества, изменяющие психофизическое состояние.

Еще один важный момент: вера в «высшую силу», в силу группы помогает корригировать эгоцентрические устремления больного. Ведь алкоголики в значительном большинстве своем — эгоцентрики, проявляющие постоянное стремление подчинять всех окружающих своим интересам, контролировать не только прием алкоголя, но и жизнь близких.

В основе обретения новой духовности в АА лежит признание утраты такого контроля: «Это не я являюсь центром мира, не я повелитель Вселенной, я не контролирую весь мир». Для больного нередко такое понимание — что-то совершенно новое.

М.Г. Цетлин, В.В. Батищев, О.В. Зыков

Сообщества взаимопомощи наркологических больных. 12 Традиций

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ

CHARACTERISTICS OF PROPHYLACTIC STRATEGIES USED IN THERAPEUTIC COMMUNITIES OF DRUG ADDICTED PATIENTS AND THEIR RELATIVES

Канд. психол. наук, ст.н.с., доцент факультета психологии СПбГУ, медицинский психолог Реабилитационного наркологического центра Љ 1 (СПб ГБУЗ МНД)

В статье рассмотрены профилактические стратегии в современных (модифицированных) Терапевтических Сообществах наркологических больных и их родственников. Показана необходимость и возможности первичной наркологической профилактики для детей и подростков из группы «повышенного риска». Описаны основные механизмы преодоления созависимости членов семей и наркозависимых. Обсуждаются формы деятельности модифицированных Терапевтических Сообществ в условиях наркологического реабилитационного центра.

Ключевые слова: медико-психологическая и социальная реадаптация наркологических больных, Терапевтические сообщества, первичная и вторичная профилактика созависимых членов семей.

In the article preventive strategies in modern therapeutic communities of drug addicted patients and their relatives are considered. Primary prophylaxis of drug addiction is feasible and indispensable for children and teenagers from high risk group. Basic methods of overcoming codependency of members of drug addicts’ families are investigated and described. Activity of modern therapeutic communities in the working conditions of narcological rehabilitation center is under discussion.

Читать еще:  Спайс как употреблять

Keywords: medical, psychological and social rehabilitation of addicted patients, the therapeutic community, primary and secondary prevention of co-dependent family members.

Лечебные и реабилитационные программы в наркологии имеют определенный алгоритм, задаваемый концепциями зависимостей, основными целями и задачами, методами и методиками терапии, нервно-психическим состоянием участников программы и их потенциальными возможностями медико-психологической и социальной реадаптации, уровнем профессиональной подготовки психотерапевтов, психологов, социальных работников (4).

В Терапевтических Сообществах наркологических больных и их родственников появляется реальная возможность последовательной или одновременной реализации первичной (для детей из семей наркозависимых) и вторичной (для созависимых членов семей, так и для самих наркозависимых) профилактики (2).

Задачами первичной наркологической профилактики, реализуемой в Терапевтических Сообществах, является целенаправленная профилактическая работа с детьми из семей наркозависимых (которые, как известно, составляют группу повышенного риска по приобщению к употреблению психоактивных веществ, возникновению нервно-психических расстройств и девиантному поведению). Первичная профилактика в Терапевтическом Сообществе осуществляется целенаправленно и обусловлена, в первую очередь, разительным контрастом злоупотребления психоактивными веществами и здорового образа жизни наркозависимых в терапевтической ремиссии, позитивными изменениями в семьях наркозависимых в процессе успешной медико-психологической реабилитации (5).

Вторичная профилактика (лечение) органично встраивается в структуру Терапевтического Сообщества и позволяет не только вовлечь больного в лечебный процесс, но и максимально активировать его принятием общих правил, норм и условий длительного нахождения в Терапевтическом Сообществе (ТС).

ТС наркологических больных и их родственников является завершающим звеном реабилитационной программы наркологического учреждения.

Основные задачи ТС существенно дополняют терапевтические задачи, которые решаются в процессе индивидуальной, групповой краткосрочной и групповой поддерживающей (в том числе и семейной) психотерапии, сочетающейся с фармакотерапией при сопутствующей психической патологии (коморбидности) и болезненных нервно-психических расстройствах. К ним, в первую очередь, относятся такие задачи, решение которых затруднено или невозможно на ранних стадиях реабилитационного процесса. По сути, речь идет о смещении с психотерапевтических воздействий на социотерапевтическое взаимодействие членов ТС. При этом основные задачи ТС формулируются следующим образом:

1. Упрочение установок членов ТС на полный отказ от запрещенных психоактивных веществ и алкоголя.

2. Закрепление навыков абстиненции.

3. Взаимопомощь членов ТС.

4. Создание реальной лечебной перспективы как для самих пациентов, так и для других членов ТС — родственников больных и медицинского персонала наркологического учреждения.

5. Профилактика срывов (рецидивов) заболевания.

6. Вовлечение детей и подростков из семей наркозависимых в деятельность ТС.

7. Существенное улучшение качества жизни членов ТС.

8. Пропаганда здорового образа жизни.

Формы деятельности ТС разнообразны и зависят от реальных условий, контингента больных и созависимых родственников, наличия детей и подростков, вовлеченных в деятельность ТС, интересов и возможностей профессионалов и волонтеров.

Если при создании Терапевтического Сообщества в наркологическом реабилитационном центре соблюдена последовательность его формирования (краткосрочная групповая терапия — поддерживающая групповая терапия — Терапевтическое Сообщество консолидированных психотерапевтических групп), то оно значительно расширяет возможности успешного проведения разнообразных по форме и содержанию реабилитационных мероприятий (3). Обычно все члены ТС охотно вносят посильную лепту в организацию и проведение массовых мероприятий (культурных, спортивных, туристических), даже если сами и не будут в них участвовать.

Участие в ТС добровольное, но имеет ряд ограничений. Как правило, в него могут входить наркологические больные и члены их семей, прошедшие полный курс медико-психологической реабилитации, медицинский персонал наркологического учреждения и другие заинтересованные лица, полностью разделяющие цели и формы деятельности ТС.

Следует выделить основные причины возможной многолетней стабильности ТС. Это, конечно, общая проблема — хроническая зависимость от психоактивных веществ. Но со становлением длительных ремиссий у больных все чаще обнаруживаются другие причины: скрывавшаяся за завесой наркотизации экзанербация психических расстройств, потребность в понимании и доверительном общении, возможность преодоления чувства одиночества, общественная значимость цели — «здоровый образ жизни». Проведение досуга по интересам способствует не только полноценному отдыху и познанию, но и возникновению новых интерперсональных отношений, укреплению установившихся в процессе групповой психотерапии эмпатических взаимоотношений и доверию членов ТС. По сути, у наркологических больных появляется новая зависимость от психотерапевтической группы и Терапевтического Сообщества. На период становления ремиссии и ресоциализации наркологического больного эта зависимость может быть полезна, однако, по мере отдаления от прошлого злоупотребления психоактивными веществами эта нехимическая зависимость от группы у большинства наркологических больных постепенно исчезает полностью, либо трансформируется в трудоголизм или новые увлечения.

Нормативное поведение наркологических больных ТС в значительной мере подкрепляется участием в программах детей и подростков. В присутствии собственных и особенно детей из других семей зависимые от психоактивных веществ обнаруживают в себе и в полной мере реализуют в условиях ТС такие важные личностные качества как трудолюбие, альтруизм, дисциплинированность, рассудительность и надежность. Положительная оценка проявленных и реализованных качеств членами ТС способствует повышению самооценки наркологических больных и их удовлетворенности от участия в деятельности ТС.

Созависимые члены семей наркологических больных часто не понимают, чем и как они могут помочь больному в ремиссии, не задумываются о сохранении собственного здоровья, не знают, на что ориентировать и как уберечь своих детей от влияния алкогольных традиций в обществе и наркоманической молодежной субкультуры. Как правило, психотерапевтическая работа с созависимыми членами семей затруднена выраженным у них чувством вины, непониманием необходимости получения систематической психотерапевтической, а иногда и психофармакологической помощи, неверие в благополучный исход лечения и реабилитации наркозависимого (6).

Психотерапевтические группы созависимых и ТС позволяют обеспечить участникам чувство безопасности и доверия к другим людям (в том числе и к специалистам), освоение новых моделей поведения и обретение уверенности в своих силах. У созависимых в ТС расширяется круг общения, повышается интенсивность социальных контактов (сначала в терапевтической группе, затем в ТС и за его пределами).

Терапевтические Сообщества, потенцируя и проявляя лучшие качества его участников (зависимых и созависимых, детей и подростков, специалистов-врачей, психологов, социальных работников и волонтеров) являются благоприятной социальной средой для решения важных реабилитационных и профилактических задач — успешной социально-психологической реадаптации зависимых от психоактивных веществ и формированию у них длительной терапевтической ремиссии, обретение навыков здорового образа жизни членами семей наркологических больных. Принятие ответственности за исход лечения пациентами, активная жизненная позиция членов их семей, истинное партнерство специаќлистов и участников лечебных программ позволяют существенно повысить эффективность наркологической помощи и качество жизни семей наркозависимых.

1. Батищев В.В., Негериш В.В. Методология организации программы психотерапии и реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение. Москва, РБФ НАН, 2000 г., — 182 с.

2. Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Голубев А.А. Терапевтическое сообщество в системе реабилитации наркологических больных (пособие для врачей), СПб, НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2000 г., — 28 с.

3. Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л., Клименко Т.В. и др. Недирективные методы психотерапии, применяемые при лечении больных с зависимостью от психоактивных веществ (обзор). Журнал «Клиническая наркология», 2004 г. Љ5 , с 27-31.

4. Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. и др. Реабилитация наркологических больных в условиях амбулатории (Методические рекомендации), — М., 2004. — 57 с.

5. Зобнев В.М., Ипатова К.А. Опыт первичной наркологической профилактики детей и подростков из «группы повышенного риска» в условиях летнего загородного лагеря «Оптимист»/ сб. Профилактика и терапия наркотической нехимической зависимости у несовершеннолетних и молодежи/, — СПб, 2008 г.,- с.53-56

6. Москаленко В.Д. Психокорректирующая работа с семьями больных с зависимостью от психоактивных веществ / Руководство по наркологии/ под ред. Н.Н. Иванца, том II, Москва; Медпрактика-М, 2002 г., с.172-186.

Терапевтические сообщества, как эффективная модель реабилитации наркологических больных

Многие специалис­ты в области реабилитации утверждают, что терапевтические сообщества — наиболее эффективная органи­зационная структура оказания медицинской, психологической и социаль­ной помощи наркологическим больным.

Терапевтическое сообщество — это подход, основанный на соучастии и групповой поддержке, к затяжным психическим расстройствам, расстройствам личности и химической зависимости. Специалисты соответствующего профиля проживают вместе с реабилитируемыми и оказывают терапию непосредственно в социальной среде.

По определению Ассоциации терапевтических сообществ, терапевтическое сообщество — это место, где люди с особыми потребностями или проблемами живут вместе в попытке найти более адаптивный способ существования среди других. Определение «живут вместе» означает, что они вместе готовят еду, вместе занимаются, вместе работают и вместе проходят лечение.

На этапе становления этого подхода ставилась переформатировать жёсткую иерархическую организацию учреждения, при которой между персоналом и получателями помощи складывались отношения «вертикального» типа, в «горизонтальную» организацию, где были бы отношения на равных.

Основная задача терапевтических сообществ — реинтеграция пациента в социум и развитие его способности к адаптации.

Стоит отметить, что в этом подходе акцент ставится не на самом излечении болезни, а на воспроизведении пространства для разностороннего улучшения качества жизни получателя помощи. Главной функцией терапевтического воздействия является сохранение существующих социальных связей и установление новых взаимоотношений. В современной действительности наиболее известными терапевтическими сообществами являются: МОНАР,ДЭЙТОП,НАРКОНОН.

Главными отличиями терапевтических сообществ можно считать: либерализм, равенство, психологическая ориентированность, толерантность к выражению противоречащих друг другу убеждений и неформальность отношений, возникающих при реализации помощи другим. Эти отличия выражаются в определенном коммуникативном контакте и взаимодействии между людьми. Модель терапевтического сообщества органично реализуется в специальных школах, психиатрических больницах, тюремных заведениях и в амбулаториях.

В «Психиатрическом глоссарии» (США) дается следующее определение ТС: «Термин британского происхождения, в настоящее время широко применяемый для обозначения специально структурированной больничной среды, поощряющей деятельность пациентов в рамках социальных норм. Специально обучающие методы применяются для преодоления чувства зависимости пациентов, для поощрения у них чувства личной ответственности и ускорения их социальной реабилитации».

ТС может быть любым исправительным, медицинским или образовательным учреждением, целью которого является улучшение качества жизни резидентов путем предоставления им возможностей для продуктивной и ответственной работы, для развития их интересов и способностей и для участия их в повседневной жизни учреждения, в котором они находятся. Наиболее важной задачей ТС можно считать освобождение пациентов от ограничений, связанных с психическим заболеванием, химической зависимостью для того чтобы они могли, вернувшись в социум, жить более свободно, эффективно и содержательно. Стоит обратить внимание на то, что ТС, зачастую, определяются как институты, главной задачей которых является развитие личности и интеграция личности в социум.

Читать еще:  Психотерапия созависимости в наркологии

Интересно заметить, что ТС было одновременно «изобретено» в двух различных местах Великобритании во время Второй мировой войны. С одной стороны, оно возникло как побочный продукт проводившихся там исследований в области групповых отношений, отбора персонала и решения кадровых вопросов, развитие образования и обучения в области здравоохранения и даже ведения психологической войны. С другой стороны этот подход был предложен психиатром другой клиники для реабилитации и лечения психически больных. Главенствующим принципом этой модели является высокая степень вовлеченности пациентов в принятии решений и организации программы восстановительного курса.

Весьма характерно, что первые ТС возникли в годы Второй Мировой войны, когда с особой остротой стали восприниматься недостатки и ограничения традиционной психиатрии, именно условия военного времени оказали решающее влияние на становление ТС. Состояние общественного сознания в то время весьма благоприятствовало осуществлению необходимых изменений; кроме того в самих медицинских учреждениях сложилась совершенно особая обстановка, влиявшая на методы терапии и формы лечебного режима и приведшая к самопроизвольной генерации необходимых инноваций во взаимоотношениях медицинского персонала и пациентов. Так, например, бомбежки приводили к усилению моральной стойкости, чувства взаимной близости и взаимозависимости; традиционные для медицинских учреждений барьеры между персоналом и пациентами замещались демократическими и неформальными отношениями, немыслимыми в мирное время.

Интересно, что определенную роль в этих процессах сыграл непрофессионализм обслуживающего персонала – среди санитарок и медсестер было немало тех, кто имел музыкальное или художественное образование. В результате действия как внешних, так и внутренних факторов возникло новое организационное образование, представляющее собой открытую организационную систему, гибко реагирующую на изменяющиеся условия, например, кадровые изменения. Термин «Терапевтические сообщества» стал отождествляться с «открытой системой». Подобной системой является та, стратегия которой в адаптации к окружению состоит не столько в создании механизмов, защищающих ее от внешнего мира, сколько в повышении ее способности контролировать внешнюю и внутреннюю среду для достижения собственных целей.

На формирование современных ТС особое влияние оказали:

  • Христианские представления о целительной силе любви и убеждение в том, что каждый человек достоин любви и уважения.
  • Традиции врачевания душ, восходящие к концу 18 века, для которых было характерно отношение к душевно больным, как к нормальным людям, убеждение в терапевтической ценности обыденной трудовой деятельности и стремление создать среду, напоминающую семейную.
  • Представление об общей ответственности персонала и пациентов за жизнедеятельность сообщества и за принимаемые в целях ее обеспечения решения, а также рассмотрение демократического принятия решений как метода групповой терапии.
  • Психоанализ с его пониманием поведенческих аномалий в терминах подсознательных процессов, действующих как на индивидуальном, так и на межперсональном уровне, а также с характерным для него акцентом на изучении собственных переживаний терапевтов, в особенности по отношению к пациентам.
  • Системный подход, выражающийся в трактовке больничной палаты, больницы и т.п. как единого целого, занимающего центральное место в процессе лечения и реабилитации, а также в подчеркивании необходимости открытой коммуникации между всеми членами сообщества.
  • Движение взаимопомощи и самопомощи (типа АА), для которых характерно убеждение в том, что люди, страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом или наркоманией способны оказать друг другу большую помощь, чем профессионалы, а также в том, что профессионалы могут обеспечить необходимую поддержку.
  • Иерархические сообщества бывших алкоголиков и/или наркоманов, для которых характерно включение бывших больных в число персонала; представления о том, что выраженная иерархическая подчиненность среди больных и персонала способствует осознанию проблем, относящихся к власти и личной ответственности; рассмотрение агрессивной конфронтации с обороняемым образом как ключевого терапевтического приема; формулирование четких инструкций в отношении ожидаемых форм поведения в сообществе.
  • «Новые» терапевтические подходы, характеризующиеся особым вниманием к развитию личности и реализации личностного потенциала посредством полного и спонтанного выражения эмоций в группах конфронтационного воздействия.
  • Акцентирование «жизни без ярлыков», в которой не определяются роли для пациентов и персонала; минимальное число правил и ожиданий, что призвано обеспечивать большую свободу выбора возможных форм поведения.

Многие исследования свидетельствуют о том, что современные ТС имеют ряд общих особенностей. К этим особенностям можно отнести неформальную обстановку, она, скорее представляет домашнюю (семейную), чем больничную. Люди в ТС одеты, как правило, неофициально – здесь нет костюмов и униформ. Пациенты и персонал внешне не отличаются друг от друга. При этом отсутствие соответствующих границ может быть скорее кажущимся, чем реальным. Еще одной особенностью ТС является то, что главенствующим органом в функционировании сообщества является совет ТС и групповые собрания.

Целями подобных собраний являются:

  • максимально широкий обмен информацией
  • формирование чувства общности и целостности.
  • обеспечение открытости и гласности принятия решений
  • обеспечение индивидуальной обратной связи.
  • обеспечение возможности воздействия коллектива на тех индивидов, убеждения или формы поведения которых предоставляются коллективу неприемлемыми.

Выделяют 4 типа терапевтических сообществ:

  1. Профессиональные ТС, имеющие в своем штате психиатров, психологов и социальных работников
  2. Полупрофессиональные ТС, сочетающие жизненный опыт бывших наркоманов и консультантов профессионалов в области реабилитации
  3. Религиозные ТС, возглавляемые церковными деятелями и бывшими наркоманами
  4. Традиционные непрофессиональные ТС, организуются лицами, имеющими проблемы с наркотиками.

ТС основываются на предположении о том, что среда, в которой проводятся лечение и реабилитация, оказывает важнейшее влияние на их результаты. Действительно, можно считать, что представлением, лежащим в основе деятельности ТС, является следующее: так же, как деформированная личность может быть произведена паталогической социальной средой, так и благоприятная социальная среда может содействовать устранению деформаций личности.

Внешняя среда является для индивида важнейшим фактором, определяющим его психическое здоровье. Она может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние при решении индивидом возникающих у него проблем. Все ТС настаивают на том, что их члены являются компонентами некоторой социальной системы. Некоторые из ТС признают, что социальное давление является одним из важнейших терапевтических факторов. Основным процессом, происходящим в ТС, является социальное обучение.

Возможности, предоставляемые для социального обучения в ТС, состоят в следующем:

  • временный вывод пациента из-под воздействия обычных социальных процессов;
  • возможность испытания им различных социальных ролей и способов межличностного взаимодействия, при котором возможные неудачи не имеют долговременных и катастрофических последствий;
  • возможность участвовать в планировании, принятии решений и реализации изменений в непосредственном социальном окружении независимо от личного отношения и опыта;
  • возможность взаимодействия с различными людьми в различных контекстах с меньшим числом социальных ограничений, чем в обыденных условиях;
  • расширенные возможности для получение обратной связи, позволяющей выяснить, как другие относятся к тебе и как ты воздействуешь на других;
  • среда, постоянно побуждающая к действию и решению проблем, а не просто принимающая статус – кво.

История зарождения программы «12 шагов»

В 1937 году в Нью-Йорке Билл Уилсон, в прошлом злоупотреблявший алкогольными напитками, вместе со своими единомышленниками организовал работу первой официальной «Группы Анонимных Алкоголиков». Группа в те времена насчитывала 40 человек. В декабре 1938 года был разработан текст программы «12 шагов», ставший основой механизма работы самой группы. С каждым годом количество участников группы лишь росло. Сама деятельность группы АА приобретала все большую популярность среди населения. В 1939 году группы анонимных алкоголиков стали появляться при психиатрических больницах США, а вскоре движение приобрело международный характер. И уже в 1995 году согласно статистике сообщество анонимных алкоголиков насчитывало более 2 миллионов членов и работало в 141 стране.

Началась история создания сообщества в городе Балтимор в 1840 году. Именно здесь было организовано так называемое Вашингтонское общество, в котором начался первый опыт алкоголиков желающих помочь другим страдающим тем же недугом. Общество, как это было свойственно в то время многим движениям за трезвость, возникавшим в разных странах, заняло сразу активную и политическую и социальную позицию. Что и объясняло, почему в общество входили даже люди, которые не имели никакого отношения к проблеме алкоголизма. И тем самым, упустив свою главную цель, общество перестало считаться группой взаимопомощи для людей больных алкоголизмом.

Другое сообщество, ставшее предвестником группы АА, стала так называемая «Оксфордская группа», бравшая свое начало с деятельности «сообщества ранних христиан», в свое время основанная пастором Фрэнком Бахманом. Что и повлияло на цели и задачи группы. Основной своей целью «Оксфордская группа» считала возрождение христианских заповедей и традиций. Деятельность группы была основана на 4 христианских абсолютах: абсолютная честность по отношению к себе и другим, абсолютная готовность к помощи ближнему, абсолютная чистота духа и стремлений, абсолютная любовь к Богу и ближнему своему.

В 1932 году у известного психоаналитика Карла Юнга проходил курс лечения некий Роланд Х. Пройдя часть курса, Роланд посчитал, что он достаточно хорошо изучил самого себя и методы сопротивления алкоголизму, и покинул своего врача. Однако он вскоре сорвался и был вынужден снова вернуться на терапию к доктору Юнгу, который сумел внушить своему пациенту мысль о том, что противостояние со своей болезнью можно выиграть только в случае духовного обновления личности. Тогда же Роланд и вступил в ряды «Оксфордской группы». Придерживаясь традиций группы, Роланд начал помогать другим людям, страдавшим от алкоголизма. В процессе деятельности он знакомится с Эдвином Т., с которым делится своими мыслями о природе алкоголизма. Так с 1932 года берет начало история возникновения общества анонимных алкоголиков.

Еще более судьбоносная встреча для создания общества АА произошла позднее в 1935 году. Когда Эдвин Т., будучи уже какое-то время «в завязке», зашел навестить своего школьного друга Билла Уилсона, который с ноября 1934 года находился в запое. Помня о том, каким безнадежным пьяницей был Эдвин, Билл не мог поверить своим глазам. Уже потом, продолжая свою деятельность, Эдвин неоднократно навещал своего старого товарища, с которым бывало вместе выпивал. Делясь своими мыслями в беседах с Биллом, Эдвин заложил у него надежду на выздоровление и дал толчок к решению лечиться.

Читать еще:  Первая помощь при наркотической интоксикации

Уже в декабре того же года Билл Уилсон обратился за помощью к доктору Силкворту, который положил его на стационарное лечение от алкоголизма для прохождения очередного, уже 4-ого для него курса, за последние 3 года. Продолжая навещать Билла в больнице, Эдвин доносил до него идеи о том, что необходимо признать свое бессилие перед алкоголем прежде, чем начать выздоравливать, что необходимо найти в себе веру в ту Высшую Силу, которая и поможет ему начать выздоравливать. Вдохновившись идеями Эдвина, выйдя из наркологической клиники, Билл и его многострадальная жена Луис вступили в «Оксфордскую группу». Вскоре Билл в прошлом биржевой брокер нашел себе подходящую работу. Жизнь человека страдавшего от алкоголизма налаживалась.

Однажды, находясь в служебной командировке, Билл чуть было снова не сорвался и не запил. Он почувствовал, что нуждается в общении с тем кто может его понять и кому он может помочь. С помощью Генриетты Зейберлинг, членом местной «Оксфордской группы», Билл встретился с неким Бобом, страдавшим алкоголизмом. Хоть этот Боб и находился при их встрече в состоянии алкогольного опьянения, но согласился уделить Биллу 15 минут. Эта встреча стала основой решения Билла Уилсона систематизировать и упорядочить примерную программу выздоровления от алкогольной зависимости. Продлившись до 7 часов, эта беседа дала толчок написанию Биллом Уилсоном программы «12 шагов».

Такая подробная история создания группы анонимных алкоголиков как бы в развернутом виде показывает механизм работы группы, основой которой и является подобная взаимопомощь страдающих алкоголизмом друг другу, как это было с Эдвином и Биллом, а потом Биллом и Бобом. Просто в определенный момент для такого человека как Билл Уилсон все встало на свое место. Программа «12 шагов» — это один из путей к избавлению от алкогольной зависимости.

В Петербурге проходила Международная конференция посвященная средствам и методам борьбы с употреблением психоактивных веществ

Клуб анонимных алкоголиков – эффективна ли помощь?

Прекратить употребление спиртных напитков – сложнейшая задача, которую зависимый не в силах разрешить самостоятельно. Алкоголизм – это неплохая привычка, а серьезнейшее заболевание, находиться долго в трезвом состоянии человек, зависимый от алкоголя, психологически не способен. Помочь в лечении алкозависимости может общество анонимных алкоголиков.

Группа анонимных алкоголиков

Зависимость от наркотиков и алкоголизма – схожие заболевания. Алкоголик мало чем отличается от наркомана, разница только в выборе искусственного психостимулятора (алкоголь или наркотик). Анонимные алкоголики – сообщество людей, которые помогают собратьям по болезни удержать в границах нормы в употреблении спиртного, одновременно получая от них аналогичную помощь. Члены содружества не выясняют социальное положение, можно назваться придуманным именем, подтверждающих документов не потребуется.

Основная цель этого общества – объединить и поддержать человека с проблемой алкоголизма, который получает право безбоязненно рассказать о своем заболевании и быть уверенным, что его услышат и не осудят. В группе каждый понимает, как сложно воздерживаться от спиртного, поэтому новые друзья никогда не предложат собрату по несчастью расслабиться при помощи рюмки или бокала с запретным зельем. Трезвость – основополагающий принцип, которого придерживается группа анонимных алкоголиков.

Клуб анонимных алкоголиков впервые появился в 40-ых годах XX века в Америке. В России такие сообщества возникли на полстолетия позже – в девяностых годах. В современном мире подобных сообществ взаимопомощи насчитывается более 100.000.

Как проходят встречи анонимных алкоголиков

Программа подразумевает, что в каждой группе состоит тридцать-пятьдесят зависимых. Лучше всего, если общество анонимных алкоголиков возглавляет бывший алкозависимый, который длительно находится в состоянии ремиссии. Еще одно условие – у человека есть опыт, которым он готов откровенно делиться. Целевое назначение встреч – осмысление прошлых жизненных ошибок, приобретение духовности и новых целей, перевоспитание зависимого и направление его устремлений в новое, более продуктивное и полезное русло.

Чтобы достигнуть заявленных целей, нужно придерживаться главных принципов:

  • вера в собственные силы;
  • взаимопомощь;
  • товарищество;
  • вера в тех, кто рядом.

Занятия проводятся каждую неделю, на встречах зависимые обсуждают собственные проблемы, делятся опытом, дают практические советы. Поддержка друзей, которые сами страдают от такой же проблемы, дорого стоит – это помогает сдерживать потребление алкоголя намного лучше, чем даже помощь квалифицированного врача-нарколога.

На каждой встрече зачитываются главные аксиомы, по которым живут все члены сообщества. Эти правила обычно называют «12 шагов», при наличии в них духовной составляющей, никакого навязывания веры участникам не навязывается. Упоминание таких понятий как надежда и вера нужны для коррекции личности и изменения жизни зависимого. Группа находится на полном обеспечении, но ничего жертвовать не придется. Каждый из участников сам решает, нужно ли пожертвовать какую-то сумму на имеющиеся в сообществе траты: аренда помещения, покупка книг, чая и сладостей для чайной церемонии.

12 шагов анонимных алкоголиков

Программа, гарантирующая выздоровление или длительную ремиссию, перечисляет некие обязательные шаги, разработанные уже давно еще при появлении первых таких сообществ в США. Какие же шаги анонимных алкоголиков, которые проходит каждый участник, пытающийся избавиться от зависимости?

  1. Человек должен признавать вслух, что он является больным, судьбой которого управляют спиртные напитки. Это первый и самый сложный шаг, алкоголики редко признают себя больными, они постоянно оправдывают употребление горячительных напитков разнообразными важными причинами. Зависимые обычно уверены, что бросят пить, как только пожелают.
  2. Участник должен согласиться, что во вселенной есть силы, готовые наставить его на трезвость.
  3. Участник соглашается отдаться на волю высших сил. Кого подразумевают высшие силы – решает сам пациент: многие считают, что это Бог, другие говорят о природе, третьи – об астральных энергиях. Какой бы вариант не выбрал участник, ему нужно положиться на эту силу на все 100%.
  4. Зависимый познает собственные моральные качества, которые скрыты от посторонних глаз, но привели его к алкоголизму. Это довольно тяжелый для реализации шаг, он подвластен не каждому больному. Поэтому на помощь приходят более успешные в деле выздоровления товарищи, испробовавшие на себе метод самопознания.
  5. Озвучивание признания того факта, что прошлые ценности зависимого оказались ошибочными. На этом шаге нужно открыть сотоварищам собственные внутренние переживания, обычно включающие в себя ощущение виды перед людьми и высшими силами. Когда участник озвучивает эти переживания, он одновременно признает собственные ошибки.
  6. Решение избавиться от зависимости полностью.
  7. Молитва высшим силам об избавлении от алкоголизма. Молитва помогает смириться с действием высших сил.
  8. Написание списка тех, перед кем ощущается чувство виноватости. Пройти этот этап помогает специальная психотерапевтическая методика, которая позволит очистить свое «Я» от чувства обиды и вины.
  9. Искупление перед теми, кому зависимый доставлял душевною боль. Этот этап помогает полностью избавиться от ощущения виновности перед близкими людьми. Извинение за нанесенные обиды приносит участнику огромное душевное облегчение.
  10. Постоянный самоанализ, закрепляющий преобразования личности, что и является истинным самосовершенствованием. Избавление от ощущения вины позволяет легко продвигаться дальше к здоровью.
  11. Молитва с просьбой к высшим силам помочь в приобретении спокойствия, чтобы дальше двигаться по выбранному пути.
  12. Помощь новым участникам, использование принципов духовности во всех сферах жизненной деятельности.

Перечисленные 12 шагов анонимных алкоголиков способен пройти каждый участник, обратившийся за поддержкой в сообщество. В теоретическом изложении не каждый пункт списка до конца понятен, но на практике все становится намного проще и доступно любому человеку.

12 традиций анонимных алкоголиков

Кроме широко известных двенадцати шагов, которые проходит каждый зависимый для получения длительной ремиссии, у сообщества имеется 12 особых традиций.

  1. Полное принятие первостепенности общности и единства сообщества. Личный успех каждого участника целиком зависит от того, насколько дружная и сплоченная команда. Это не подразумевает тупого повторения каких-то истин, но если вся команда дружно движется к общей цели – вероятность срыва у каждого конкретного участника значительно снижается.
  2. Принятие главенства высших сил. В зависимости от принципов участника главным авторитетом является высший разум: природа, Бог или астрал. Руководители групп или участники не имеют право кого-то исключить из сообщества.
  3. Чтобы быть постоянным членом сообщества ничего не требуется, кроме твердого желания трезвой жизни.
  4. Групп существуют множество, все они ни в коей мере не зависят от остальных.
  5. Главная цель сообщества – вложить в сознание зависимого ряд духовных принципов, помогающих в избавлении от алкоголизма.
  6. Анонимные алкоголики – некоммерческая организация, руководители не продвигают каких-либо бизнес-планов. Финансовые планы могут отвлекать участников от главного – путей поиска трезвости и передачи своего опыта сотоварищам.
  7. Группы являются самообеспечиваемыми.
  8. В группе может иногда руководить профессионально подготовленный человек, имевший некогда склонности к алкоголизму, но он не подвластен влиянию посторонних психологов или наркологов. Только бывший алкоголик способен понять чаяния и тревоги участников.
  9. Отсутствует четкая иерархия, но могут быть некоторые структуры, одни из которых подчиняются другим, чтобы сохранить преемственность традиций с течением времени и решать текущие организационные вопросы.
  10. Группа не участвует в публичных мероприятиях, которые не относятся к преодолению алкогольной зависимости.
  11. Сообщество дает гарантию анонимности каждому из участников. Сама идея групп поддержки пропагандируется, но только с привлечением посторонних лиц.
  12. Анонимность – главный принцип, участник может называться любым выдуманным именем, никто не станет проверять его документы.

Перечисленные традиции и принципы – неотъемлемая часть групп анонимной помощи, вне зависимости в какой стране или городе проводится ее деятельность.

Анонимные алкоголики: отзывы участников

Зависимые дают порой довольно неоднозначные отзывы о лечении алкоголизма с помощью групп. Одни зависимые испытали на себе успешность программы, он ее хвалят. Анонимные алкоголики, по отзывам этих людей, помогли им оставить позади алкогольную зависимость, обрести душевный покой и уверенность в будущем. Другие больные не захотели ходить на встречи длительное время, третьи – через время приняли решение посещать группы трезвости при церквях.

Каждый вправе решать, каким путем он преодолеет свою зависимость. У всех методов есть благодарные пациенты, вернувшие себе нормальную жизнь. Главное – признать свое заболевание и начать шагать по пути излечения. Важно не останавливаться в своих устремлениях и попытках побороть алкогольную тягу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector