Оказание первой помощи и порядок наблюдения детей при нематолозах
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Оказание первой помощи и порядок наблюдения детей при нематолозах

Доврачебная помощь ребенку при неотложных состояниях
консультация на тему

Вовремя оказать ребенку доврачебную помощь – необходимое условие квалификации педагога. Нельзя пропустить первый «золотой час», когда до приезда скорой помощи можно создать условия для сохранения жизненных сил детского организма или для остановки неблагоприятных воздействий на травмированное место.

Скачать:

Вложение Размер
dovrachebnaya_pomoshch.docx 28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Доврачебная помощь ребенку при неотложных состояниях

Вовремя оказать ребенку доврачебную помощь – необходимое условие квалификации педагога. Нельзя пропустить первый «золотой час», когда до приезда скорой помощи можно создать условия для сохранения жизненных сил детского организма или для остановки неблагоприятных воздействий на травмированное место.

За неоказание помощи или оставление в опасности грозит уголовное наказание:

УК РФ, Статья 124. Неоказание помощи больному

1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

УК РФ, Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

Если ребёнок долго находится в душном помещении, из-за сильного страха, волнения, при резком изменении положения тела и при других ситуация ребёнок может потерять сознание.

Первая помощь при обмороке

  • уложить без подушки
  • немного приподнять ноги
  • расстегнуть одежду
  • открыть форточку
  • побрызгать лицо холодной водой
  • дать понюхать ватку с нашатырным спиртом
  • во время приступа конролируйте пульс ребёнка, обратите внимание на его ритмичность, по возможности измерьте давление. Эти данные помогут в дальнейшем определить причину обморока.

Когда ребёнок придёт в сознание необходимо дать ему полежать до тех пор, пока он полностью не будет чувствовать себя хорошо и не менее чем 5-10 минут, напоить крепким сладким чаем

Требуется покой, разгрузка поврежденной конечности. Наложить мягкую фиксирующую повязку на поврежденный сустав, пузырь со льдом в первые сутки. Чтобы уменьшить боль, нужно обеспечить полный покой ушибленной части тела, придать ей возвышенное положение.

Временные способы остановки кровотечения зависят от вида, локализации и интенсивности кровотечения. Кровь может вытекать струей ( артериальное кровотечение) или медленно накапливаться в ране ( венозное кровотечение). Капиллярное кровотечение связано с повреждением мелких кровеносных сосудов . В этом случае вся раневая поверхность кровоточит. Обычно такое кровоточение не сопровождается значительной потерей крови, и его легко остановить. При оказании первой помощи достаточно обработать рану йодной настойкой и наложить марлевую повязку.

Иногда кровотечения бывают настолько сильными, что приходится прибегать к наложению жгута. В качестве жгута можно использовать любую ткань. Жгут накладывают выше места ранения. Под повязку закладывается записка с точным временем наложения жгута (зимой максимальное время 30 мин., летом-1 час). Держать жгут более положенного времени нельзя, так как может произойти резкое нарушение кровообращения и омертвение конечности. Если рана находится на шее, лице, голове и жгут наложить нельзя, то следует сдавить ладонью место выше раны и срочно вызвать врача.

При носовых кровотечениях ребенку нужно придать сидячее или полу — сидячее положение, слегка наклонить голову и положить на переносицу холодный компресс. Можно носовые ходы плотно заложить тампонами из ваты, смоченными раствором перекиси водорода.

  1. ПИЩЕВОЕ ОТРАВЛЕНИЕ – обильное питье теплой кипяченой воды (до рвотного рефлекса). Ребенка уложить.
  1. ОТРАВЛЕНИЕ УГАРНЫМ ГАЗОМ – доступ свежего воздуха.

При любом термическом ожоге: необходимо быстро снять пропитанную горячей жидкостью одежду. При этом не следует отрывать приставшие к одежде участки кожи, а надо осторожно отрезать одежду ножницами. На место ожога следует наложить стерильную повязку. Если под рукой нет таковых, то подойдут чистые подручные материалы – чистый носовой платок, постельное или нательное белье. Если у пострадавшего ребенка на теле образовались пузыри, их ни в коем случае нельзя прокалывать иглой или срезать ножницами, т. к. есть вероятность занесения инфекции в рану.

  1. УДАР ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

Первая помощь пострадавшему от электрического тока всегда должна заключаться в освобождении его от действия тока для этого выключают рубильник (если известно, где он). Если невозможно убрать источник тока, то необходимо следовать мерам предосторожности: не прикасаться к открытым частям тела пострадавшего, а удерживать его только за одежду, предварительно надев резиновые перчатки, если они есть, или сухие шерстяные перчатки, обмотав руки сухой одеждой или встав на изолированный предмет — доску, сухие тряпки или надеть резиновую обувь; оттащить пострадавшего. Можно воспользоваться сухой деревянной палкой или другими, не проводящими ток предметами, что бы отбить оголенные провода.

Если у пострадавшего отсутствуют сознание и сердцебиение, необходимо немедленно применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Наиболее простым и эффективным является метод искусственного дыхания через рот (изо рта в рот). Для этого пострадавшего укладывают на спину на твердую горизонтальную поверхность, голову его запрокидывают назад. Затем оказывающий помощь делает глубокий вдох, а выдох производит через специальную систему (марлю или платок) в рот пострадавшего. При вдувании воздуха в рот необходимо зажать нос, чтобы обеспечить герметичность.

После двух вдохов помогающий встает на колени возле пострадавшего, кладет левую кисть на низ грудной клетки (на 2 см выше мечевидного отростка), правую поверх в крестообразном положении, руки должны находиться в прямом состоянии. Техника проведения массажа сердца заключается в ритмичном надавливании на грудную клетку с целью сжатия сердечной мышцы. Делается 15 надавливающих движений на грудную клетку без отрыва рук со скоростью, равной 1 надавливанию в секунду. Надавливание на грудную клетку необходимо производить таким образом, чтобы она опускалась на несколько сантиметров.

Кошачий глаз говорит о том, что человек мертв; расширенный зрачок – что человек жив.

Одновременно необходимо срочно вызвать врача и машину «скорой помощи».

Во время непрямого массажа сердца может произойти перелом ребер.

Перелом ребра – ребенок принимает вынужденное полусидячее положение, накладывается тугая давящая повязка.

При переломе происходит полное или частичное нарушение целостности кости. Переломы делятся на открытые и закрытые:

— при открытом переломе происходит повреждение кожного покрова, и кость выпирает снаружи;

— при закрытом переломе нет повреждений кожного покрова.

— изменение длины конечности;

— боль в области повреждения;

— кровоподтеки в области травмы;

— несвойственная ранее подвижность конечности (области перелома).

Главные действия при оказании первой помощи – создание полного покоя и неподвижности пострадавшего, подготовка к иммобилизации (созданию неподвижной повязки);

Перелом верхней / нижней конечности

Неподвижность костей в месте перелома достигается путем наложения специальных шин. Воспользоваться можно любыми подручными материалами – палки, куски фанеры, крепкий картон, лыжи, стебли камышей, зонты, линейки и др.

Правила наложения шин:

— не вытягивать конечности;

— при иммобилизации следует зафиксировать два близлежащих сустава – ниже и выше перелома (для верхних конечностей) и все суставы при травме нижних конечностей;

— под шину обязательно подложить вату, тряпки, одежду (что есть мягкое в наличии);

— крепится шина к конечности туго, не допускается свободное крепление (болтание).

При переломе ключицы накладывается косынчатая повязка.

При переломе двух ключиц – поза «заключенного» (руки связываются за спиной).

В глазу – не разрешайте ребенку тереть поврежденный глаз не пытайтесь силой открыть поврежденный глаз перед тем как оказывать помощь, вымойте руки.

Обратитесь к врачу, если: глаз поврежден или вы не можете извлечь инородное тело сами. Осторожно оттяните вниз нижнее веко и постарайтесь разглядеть инородное тело. Если увидите, удалите его уголком ткани. Если вы не видите инородное тело, осмотрите верхнее веко. Удалите инородное тело уголком ткани или промыв глаз кипяченой водой. Если инородное тело вы не видите или его не удается удалить, наложите стерильную салфетку, затем повязку на оба глаза и обратитесь к врачу.

В носу – попросите ребенка высморкаться.

В дыхательных путях – перрекинуть ребенка через колено, постучать по спине, дать раздышаться.

Из всего выше сказанного в каждой группе должн быть собран следующий минимальный набор для оказания неотложной помощи:

  • Стерильный бинт;
  • Вата;
  • Зеленка;
  • Перикись водорода 3%;
  • Йод;
  • Асептические салфетки;
  • Жгут;
  • Ножницы;
  • Устройство «рот в рот»;
  • Перчатки.

По приказу 302-Н «О веществах..» йод хранится в темном прохладном месте (т.к. он взрывоопасен). Марганцовка в порошковом виде относится к наркотическим средствам и хранится в ДОУ не должна.

В заключение хочется еще раз напомнить, что даже к легким, на первый взгляд, бытовым травмам надо относиться серьезно и при оказании помощи соблюдать определенные правила, предупреждающие различные осложнения. Необходимо всегда помнить, что от своевременной и правильно оказанной первой помощи на месте происшествия будет зависеть успех дальнейшего лечения.

Оказание первой помощи и порядок наблюдения детей при нематолозах

Аскаридоз вызывается круглыми червями Ascaris lumbricoides, половозрелые особи которых могут достигать в длину 25-40 см. Продолжительность жизни аскариды, паразитирующей в тонкой кишке, около 1 года.

Она питается содержимым кишечника и поверхностными эпителиоцитами. Источником является человек, однако непосредственное заражение человека невозможно, яйца аскарид должны попасть в почву, где они дозревают в течение нескольких недель. Через 2 недели после заражения в тонкой кишке из яиц образуются личинки, которые проникают в кровь и с током крови заносятся в легкие. Там личинки разрывают капилляры и попадают в дыхательные органы, откуда — вновь в кишечник после заглатывания мокроты.

С момента заражения ребенка аскаридозом до появления яиц в фекалиях проходит 60-84 дня. Однако клиническая картина острой (миграционной) стадии развивается через 2-3 недели. Наблюдается повышение температуры тела, появление уртикарных высыпаний, тошноты, сухого, иногда спазматического кашля. На рентгенограмме легких можно выявить «летучие инфильтраты», реже действительно пневмонические очаги. В крови на фоне умеренного лейкоцитоза выявляется эозинофилия, достигающая 20-40%.

При массивной инвазии могут быть поражения печени (гепатит), сердца (кардиодистрофия). В хронической стадии аскаридоза у детей наблюдаются боли в эпигастрии, снижение аппетита, неустойчивый стул, похудание детей.

Выявляется анемия, гипоальбуминемия, лейкопения, увеличение СОЭ до 15-20 мм/час. Описаны осложнения в виде кишечной непроходимости, закупорки желчных путей, иногда попадания клубка аскарид в дыхательные пути. Возможно трансплацентарное попадание личинок в плод.

Диагноз устанавливается на основании данных эпидемиологического анамнеза, клиники, наличия эозинофилии в крови и положительных серологических проб с аскаридозным диагностикумом (РНГА, ИФА), позволяющих установить диагноз через 2-3 недели после заражения. Обнаружение яиц в кале и самих гельминтов возможно только через 2-2,5 месяца после заражения и в дальнейшем в течение 6-10 месяцев. Поэтому пик регистрации аскаридоза у детей приходится на осенне-зимний период.

Лечение острой стадии (миграционной) проводится с помощью производных тиазолилбензимидазола (тиобендазола) в дозе 25 мг/кг в сутки в 3 приема в течение 5 дней, обязательно в сочетании с антигистаминными препаратами. В хронический период инвазии назначают пирантел, комбантрин в дозе 10 мг/кг 1 раз в день после завтрака 3 дня подряд, левамизол (декарис) в дозе 2,5 мг/кг 1 раз перед сном, карбендацим в дозе 10 мг/кг в 3 приема после еды 3 дня подряд.

Реже применяются пиперазин, мебендазол (вермокс). Семя тыквы, цветки полыни, пижмы не дают высокого дегельминтного эффекта.

Наблюдение аскаридозомы на участке

Через 2-3 недели после лечения проводится контрольное исследование кала 3-кратно с интервалом в 3 недели. Диспансерное наблюдение в течение 1,5-3 лет.

Токсокароз вызывается круглым червем Toxocara canis (собачья аскарида) или Т. cati (кошачья аскарида). Размеры аскарид данного вида меньше, составляют в длину от 5 до 20 см. Патогенез инвазии такой же, как у аскаридоза.

Токсикароз имеет длительное течение (от нескольких месяцев до нескольких лет), что связано с возобновлением миграции инкапсулированных личинок. Основные формы: глазная (до 80%) и висцеральная (до 35%). Основными проявлениями висцеральной формы являются рецидивирующая лихорадка, пневмония, бронхоспазм, гепатолиенальный синдром, лимфоаденопатия, аллергическая сыпь.

Есть мнение, что до 15-20% больных бронхиальной астмой больны токсокарозом. Возможны также эозинофильные миокардиты, панкреатиты, колиты. Описаны поражения мозга личинками токсокар с развитием эпилептиформного синдрома. При глазной форме токсокароза поражается всегда один глаз. Наблюдается косоглазие, снижение зрения, увеит, эндофтальмит, кератит с образование бельма.

Диагностически значимым симптомом болезни считается стойкая эозинофилия, превышающая 30% (до 90%), при висцеральных формах наблюдается лейкоцитоз (до 20-80х109/л) нередко без выраженной эозинофилии. Серологические пробы (РИФ, РПГА, ИФА) в титре, превышающем 1:200, оказывают решающее значение в установлении диагноза.

Назначаются мебендазол в суточной дозе 50-100 мг 2 раза в день в течение 5-10 дней, диэтилкарбамазин — 2- 6 мг/кг/сутки в течение 2-4 недель, препаратом выбора считается альбендазол — 10 мг/кг/сутки в течение 2- 3 недель.

Полезно сочетание антигельминтных и антигистаминных препаратов. Глазную форму должны лечить окулисты с использованием фото- или лазерокоагуляции токсокарозных гранулем или хирургического лечения.
Четко прописанной схемы диспансеризации не разработано.

Энтеробиоз вызывается острицей (Еnterobius vеrmiсularis), имеющей в половозрелом возрасте длину от 2-5 (самец) до 9-12 мм (самка). Паразитируют острицы в тонкой и толстой кишках, питаются содержимым кишечника, способны заглатывать эритроциты (гематофаги). Продолжительность жизни паразита в кишечнике составляет
3- 4 недели, однако при этой инвазии возможно самозаражение детей. Яйца, откладываемые в перианальной области, зрелые, им не нужно дозревание во внешней среде, как яйцам аскарид.

Основной симптом болезни — зуд в перианальной области, усиливающийся каждые 3-4 недели. Дети становятся беспокойными, они плохо спят, худеют, жалуются на головную боль, у них отмечаются боли в животе, тошнота, иногда понос. При осмотре кожи вокруг анального отверстия можно обнаружить покраснение, расчесы.

Диагноз основывается на обнаружении в кале или в перианальной области детей живых остриц, а также яиц паразита в соскобе с кожи перианальной области (можно использовать липкую ленту). Материал лучше забирать утром или после дневного сна. Исследование повторяют через 3-5 дней.

Для предупреждения реинвазии значение имеют гигиенические приемы: подмывание ребенка 2 раза в день, ежедневная смена трусиков, которые нужно проглаживать горячим утюгом. По утрам следует обмывать область заднего прохода с мылом, предварительно можно делать очистительные клизмы. Наиболее часто используется пирантел в дозе 10 мг/кг однократно в течение 1-2 дней. Можно применять левамизол в дозе 2,5 мг/кг 1 раз на ночь или мебендазол (вермокс) в дозе 25-50 мг однократно. После окончания терапии контрольное обследование детей проводится через 6-7 дней после окончания терапии 3-кратно с интервалом 1-2 дня (Сан.-эпид. правила СП 3.2.1317-03).

Наблюдение энтеробиоза на участке

Мероприятия в очаге

Обследованию на энтеробиоз подлежат:
— дети дошкольных образовательных учреждений;
— персонал дошкольных образовательных учреждений;
— школьники младших классов;
— дети, подростки, декретированные контингенты при диспансеризации и профилактических осмотрах;
— дети, подростки по эпидемическим показаниям (часто болеющие острыми кишечными инфекциями, проживающие в антисанитарных условиях и социально неблагополучных семьях и т. п.);
— дети и подростки, оформляющиеся в дошкольные образовательные учреждения (организации), приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные лагеря, в детские отделения лечебно-профилактических организаций;
— дети всех возрастов детских учреждений закрытого типа и круглосуточного пребывания;
— амбулаторные и стационарные больные детских поликлиник и больниц;
— дети дошкольного и младшего школьного возраста, посещающие плавательные бассейны в соответствии с нормативными документами;
— декретированные и приравненные к ним контингенты;
— лица, контактные с больным (паразитоносителем) энтеробиозом.

Плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала в детских дошкольных коллективах и коллективах младшего школьного возраста проводят 1 раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) и (или) по эпидемическим показаниям при согласовании с территориальными центрами Госсанэпиднадзора .

Дети с глистной инвазией, выявленные при профилактическом обследовании, получают препараты группы мебендазола или левамизола двумя курсами. При выявлении в детских учреждениях закрытого типа лиц, инвазированных острицами, всем контактным 2 раза в год проводится химиотерапия однократным курсом.

Трихоцефалез вызывается кишечным паразитом, имеющим длину от 3 до 5 см. Продолжительность жизни гельминта достигает 5-7 лет, источником является человек, болеют преимущественно дети в возрасте 10-15 лет. После заражения ребенка выделение яиц гельминта с калом регистрируется через 1-2 месяца.

Отличительной особенностью трихоцефалеаа является способность к самозаражению, длительному, нередко малосимптомному, течению. При интенсивной инвазии отмечаются боли в эпигастрии, тошнота, рвота, слюнотечение, неустойчивый стул, быстрая утомляемость, раздражительность ребенка. Возможна анемия. Дети могут отставать в физическом развитии. Эозинофилия в крови не является постоянным симптомом.

Диагноз основывается на обнаружении яиц гельминта в свежих фекалиях.

В лечении применяют карбендацин в суточной дозе 10 мг/кг в 3 приема после еды 3 дня подряд, мебендазол (вермокс) — 2,5 мг/кг в 3 приема 3 дня. Могут применяться альбендазол, оксантель.

Наблюдение трихоцефалеза на участке

Контрольное исследование кала проводится через 2-4 недели после окончания курса терапии трехкратно с промежутком в 2 недели. Продолжительность наблюдения составляет 1,5 месяца. При обнаружении яиц паразита в кале лечение повторяется.

Стронгилоидоз вызывается мелким (длина до 2,5 мм) паразитом Strongiloides stercoralis или кишечной угрицей. Могут проникать в организм человека через кожу (хождение босиком) или рот при употреблении в пищу загрязненных яйцами паразита фруктов, овощей, воды.

Образовавшиеся личинки попадают в кровь, заносятся с током крови в легкие, что сопровождается появлением лихорадки, кашля, чувства удушья, хрипов в легких, наличия «летучих инфильтратов» в легких при рентгенологическом исследовании. Могут также поражаться сердце, глаза, мочевые пути. В поздней, хронической, стадии гельминтоза преобладают симптомы поражения ЖКТ: упорный гастродуоденит или энтероколит.

Все стадии болезни сопровождает выраженная крапивница, зуд кожи, интоксикационный синдром, иногда обезвоживание. Тяжелые формы обычно возникают у детей с иммунодефицитом. Эозинофилия в крови достигает 40-80% и сохраняется длительно. Для диагностики гельминтоза необходимо обнаружение личинок в кале, мокроте, рвотных массах, редко — в моче (метод Берманна).

Лечение осуществляют с помощью карбендацима в суточной дозе 10 мг/кг, которую дают в 3 приема после еды в течение 2-3 дней (таблетку необходимо разжевывать и запивать водой).

Наблюдение стронгилоидоза на участке

Контрольное обследование проводится через 3 недели после окончания курса терапии, делается три анализа через 1-2 дня и три анализа с интервалом 1 месяц. Диспансерное наблюдение — 3 месяца.

Трихинеллез — это остро возникающее заболевание, сопровождающееся высокой лихорадкой аллергической экзантемой, отеком лица и гиперзозинофилией. Вызывается трихинеллой (Trichinella spiralis), которая в личиночной стадии попадает в организм человека при употреблении в пищу термически плохо обработанного мяса домашних (свинья) или диких животных (енот, медведь и др.).

Внедряясь в слизистую оболочку тонкой кишки, трихинеллы уже через сутки становятся половозрелыми, а еще через 2-3 дня после оплодотворения самки рождают живых личинок. Личинки проникают в капилляры, затем в воротную и нижнюю полую вену и диссеминируют в мышцы, где быстро инкапсулируются и могут сохраняться десятилетиями.

В зависимости от массивности инвазии инкубационный период составляет 1-6 недель, иногда — несколько дней после употребления инвазированного мяса. Трихинеллы, находящиеся в кишечнике, могут продуцировать личинки в течение 2-4 недель. Все это время в клинике болезни наблюдается лихорадка, различные аллергические проявления (крапивница, отек Квинке, бронхоспазм и т. д.), боли в животе, в мышцах (скелетных, диафрагме, языке), систолический шум в сердце, кашель, одышка, увеличение печени, недомогание, головная боль, иногда менигеальные и очаговые знаки.

При обследовании детей нередко выявляется миокардит, эозинофильные инфильтраты в легких, возможны токсико-аллергический энцефалит, гепатит. В общем анализе крови характерен лейкоцитоз (до 20-30 109/л), эозинофилия до 20-40%.

При злокачественных формах наблюдается гиперпирексия, помрачение сознания, рвота, частый жидкий стул с кровью, геморрагические высыпания, гиперлейкоцитоз без существенного повышения числа эозинофилов.

В диагностике болезни важную роль играет правильный сбор эпидемиологического анамнеза, микроскопическое выявление с остатков съеденного мяса личинок трихинелл, а также серологические тесты (РСК, РИГА, ИФА), которые становятся положительными обычно через 2 недели после заражения детей.

Эффективно лечение мебендазолом (вермоксом) в дозе 5 мг/кг х 3 раза в день в течение 5-7 дней, которое нужно обязательно проводить в стационаре из-за опасности усиления аллергических реакций. Назначение анальгетиков, жаропонижающих и антигистаминных средств вместе с детоксикационной терапией являются стандартным набором действий при лечении больных трихинеллезом. При тяжелых и злокачественных формах возможно применение преднизолона парентерально. Общая продолжительность лечения детей составляет 2-4 недели и более.

Наблюдение на участке продолжают в течение 2-х лет: осмотр педиатра, ЭКГ и ОАМ 1 раз в месяц в первые 6 месяцев после выписки из стационара, затем 1 раз в 6 месяцев.

В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила

Первая помощь детям: пошаговый алгоритм действий

Ребенок всегда остается ребенком: он активен в попытке познания окружающего мира, старается все попробовать, бегает, спотыкается, получает различные ушибы и ссадины. Родители могут даже не подозревать, что сделает малыш в следующую секунду, проявляя любопытство. Иногда ребенку требуется оказать экстренную помощь, ожидая врача. В этом случае нужно быть осторожным, чтобы не допустить ошибки. Рассмотрим, как проводится первая помощь детям в различных ситуациях.

Правила оказания первой помощи детям

Родителям и педагогам нужно быть готовыми к оказанию доврачебной помощи детям. Необходимо действовать спокойно, чтобы малыш не начал паниковать. Крики могут только усугубить положение. Действия должны быть хладнокровными и быстрыми.

С правилами доврачебной помощи ребенку необходимо не только ознакомиться, но и научиться их выполнять. Тогда получится автоматически принять решение, как следует вести себя в той или иной ситуации. Ведь быстрая реакция на травмирование ребенка поможет нанести меньше вреда его здоровью.

Выполнение искусственного дыхания

В некоторых случаях у ребенка может нарушиться дыхательная функция, как следствие потребуется проведение искусственного дыхания. Действовать в этом случае нужно так:

  1. Очистите носовые ходы и ротовую полость от содержимого. При наличии шин на зубах, их нужно убрать. При оказании помощи утонувшему, удалите воду: для этого поместите голову потерпевшего ниже уровня тела.
  2. Воздух нужно вдувать: в подростковом возрасте (как и взрослому) изо рта в носовую полость. Маленькому ребенку (и грудничкам) искусственное дыхание проводится рот в рот либо сразу в полость рта и носа.

Процедура «рот в нос» подразумевает вдувание воздуха через нос пострадавшего:

  1. Ребёнка положите на спину на жёсткую поверхность.
  2. Человек, оказывающий помощь, должен стоять или опуститься на колени возле пациента.
  3. С помощью одной руки запрокидывается голова малыша путем охвата подбородка и одновременного выдвигания его вперёд-вверх, во избежание заглатывания языка.
  4. Другую ладонь расположите на теменной области ребёнка.
  5. Обеими руками жёстко зафиксируйте голову в таком положении.
  6. Затем помощник вдыхает воздух, приближает свой рот к носу потерпевшего малыша и впускает с силой воздух. Насколько эффективным будет искусственное дыхание, определяется по уровню поднятия грудной клетки ребёнка.
  7. После вдувания воздуха освободите нос малыша: должен последовать самопроизвольный выдох, благодаря возвращению грудной клетки в исходное положение.

Процедура проведения искусственного дыхания детям методом «рот в рот» подразумевает такие действия:

  1. Положите ребёнка на спину.
  2. Голова фиксируется, как указано в предыдущем способе.
  3. Разница между методиками состоит в том, что помощник вдувает воздух через рот малыша.
  4. В случае оказания помощи младенцу рот спасателя может охватывать сразу рот и нос ребёнка.

Вдувать воздух, выполняя искусственное дыхание, следует с такой частотой:

  • школьникам (и взрослым) – 20 вдохов в 1 мин;
  • детям младшей возрастной категории – 30 вдохов в 1 мин;
  • грудничкам – 35 вдохов в 1 мин.

Техника массажа сердца

В случае обнаружения ребенка в бессознательном состоянии в результате несчастного случая, если пульсация или сердцебиение не прослушиваются, нужно незамедлительно приступить к массажу сердца.

Грудничкам массаж сердца проводится так:

  • с помощью указательного и среднего пальца резко и с усилием нажмите на область середины грудной клетки малыша;
  • надавливать следует с частотой 120 раз в 1 мин.

Дошкольникам непрямой массаж сердца проводится следующим образом:

  • с помощью подушечек ладони на одной руке нажмите на середину грудины;
  • нажимать нужно с кратностью 90 раз за 1 мин.

Школьнику (и взрослому человеку) закрытый массаж сердца проводится так:

  • двумя ладонями (одна сверху другой) выполняются сильные и резкие надавливания на область нижней трети грудной клетки потерпевшего;
  • совершать нужно 60 нажатий за 1 мин.

Если обнаружено одновременное нарушение в работе сердца и дыхательных функциях, требуется выполнение в комплексе непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Обе манипуляции нужно осуществлять вместе (если есть помощник) либо по очереди, в случае, когда оказание помощи проводит один человек.

Приём Геймлиха

Если малыш подавился, что привело к возникновению удушья, следует прибегнуть к помощи приема Геймлиха. Для этого необходимо:

  1. Расположить потерпевшего малыша на полу лицом вверх.
  2. Опуститься на колени возле его ног.
  3. Резко надавить средними и указательными пальцами двух рук на область брюшины между пупком и ребрами вверх по направлению к диафрагме.
  4. Контролируйте, чтобы грудина осталась нестесненной, чтобы ничего не давило на нее.
  5. Манипуляцию повторяйте, пока дыхательные пути очистятся.

Основное требование после данной процедуры – обязательное проведение осмотра специалистом, даже в случае успешного устранения постороннего предмета.

Первая помощь детям при кровотечениях

Алгоритм первой помощи обусловлен разновидностью кровотечения: капиллярная, венозная либо артериальная.

Чаще всего у ребенка можно заметить течение крови из капилляров из-за ран, ссадин, небольших порезов. Чтобы остановить кровь, которая сочится из такого сосуда:

  • зажмите ранку;
  • обработайте её антисептиком;
  • заклейте бактерицидным пластырем или наложите повязку.

Если у ребенка открылось носовое кровотечение:

  • наклоните его голову вперёд;
  • в ноздри вставьте тампон из ваты;
  • на переносицу приложите что-нибудь холодное;
  • при отсутствии эффекта спустя 15-20 мин – вызовите бригаду скорой помощи.

При кровопотере из вены ровно, без пульсации, течет тёмно-красная кровь. При такой травме экстренная помощь подразумевает выполнение таких действий:

  • наложите давящую повязку (обязательно оставьте бумажку с пометкой о времени, когда была сделана перевязка);
  • вызовите бригаду скорой помощи.

При кровотечении из артерии наблюдается пульсирующее выделение крови ярко-алого оттенка. В подобной ситуации экстренная помощь заключается в таких действиях:

  • остановка кровопотери из артерии должна быть проведена максимум за 2 минуты;
  • зажмите рану пальцами, если кровь течет из подмышечной зоны – используется кулак, если же повреждена бедренная артерия – нажмите на область бедра чуть выше повреждения;
  • в исключительной ситуации проводится наложение жгута максимум на 60 минут с обязательным указанием времени его накладывания.

Правила накладывания жгута

Накладывание жгута осуществляется над раной с целью прекращения поступления крови в эту область.

Запрещено накладывание жгута в области предплечья и голени, так как существует опасность прижатия нерва к костной ткани, что может стать причиной его травмирования и паралича руки или ноги.

Лучше накладывать жгут в области нижней трети плеча либо верхней трети бедра возле паховой складки (не стоит забывать, что наложение жгута обязательно проводится над раной).

  1. Накладывать подобное приспособление следует поверх тонкой материи либо на одежду.
  2. Наложение должно быть быстрым, а снятие – медленным.
  3. При правильном наложении жгута кровь немедленно прекращает выделяться, а пульсация на травмированной руке или ноге ниже данного приспособления не прощупывается.

Продолжительность нахождения на теле жгута составляет полчаса в холодное время года, а в летний период – максимум час, причем в качестве ориентира служит не календарь, а температура (летом – выше нуля, а зимой – ниже нуля).

Если дольше пользоваться жгутом, ткани могут онеметь, погибнуть из-за недостаточного кровообращения. Также может развиться гнойное осложнение и анаэробная инфекция. В зимний период продолжительное использование приспособление может привести к отморожению, поскольку происходит остановка кровотока в травмированной руке или ноге.

По истечении дозволенного времени повторно пережмите поврежденный сосуд, расслабьте жгут, а спустя 2-3 минуты наложите опять, но немного выше прежнего места.

В обязательном порядке должно быть отмечено время накладывания жгута. Для этого можно под него положить записку с указанием времени, либо написать эти данные маркером на заметном участке тела пострадавшего.

Первая помощь детям при переломе

Перелом ребёнок может получить при падении, во время прыжка или ударившись о какой-то предмет. Для перелома свойственно наличие сильной боли, изменения конечности по форме, подвижность становится ограниченной, изредка наблюдается возникновение аномальной подвижности в области травмы. При серьёзном переломе могут сместиться костные отломки, нарушится целостность кожи, также возможно развитие травматического шока.

Оказание экстренной помощи в такой ситуации подразумевает выполнение следующих действий:

  • накладывается фиксирующая повязка;
  • если перелом открытый – необходима стерильная повязка;
  • если возникнет необходимость – используется жгут для остановки кровопотери, накладывается шина.

Для наложения шины может подойти доска, палка или прутья, их нужно обернуть с помощью ваты, ткани либо одежды. Шина накладывается очень осторожно, чтоб не травмировать дополнительно ребенка и не спровоцировать возникновение резкой боли.

Если нет материала, который можно использовать как шину, травмированная рука может быть прибинтована к телу, а нога – к другой ноге. В любой ситуации проводится фиксация минимум двух суставов (над переломом и под ним).

Потерпевшего малыша следует по возможности быстро транспортировать в медучреждение. Прежде чем отправлять его на госпитализацию, дайте болеутоляющее лекарство.

Первая помощь детям при вывихе

Причина появления вывиха также кроется в падении малыша либо сильном ударе в район суставной ткани. В результате смещаются кости, находящиеся в суставе, разрывается либо растягивается суставная капсула, травмируются сосуды и нервы. При вывихе ребенок может предъявлять жалобы на наличие болей в поврежденной суставной ткани, её деформацию, ограниченную подвижность и вынужденную позу руки или ноги.

В качестве доврачебной помощи при таком состоянии ребёнку следует обеспечить неподвижность травмированной конечности:

  • рука подвешивается с помощью «косынки»;
  • если повреждена нога, уложите малыша, вокруг раненой конечности положите подушки, одеяло или одежду;
  • не стоит пробовать вправлять вывих самостоятельно.

Ребёнок должен быть немедленно доставлен в травмпункт. Транспортируя пострадавшего, ни в коем случае не меняйте позицию конечности, приобретенную ей после травмы.

Первая помощь детям при ожогах

В некоторых случаях ребенок может получить ожог. Экстренная помощь в такой ситуации обусловлена его степенью. Каждая стадия ожога характеризуется определенными признаками:

  • при 1 стадии: кожа краснеет, становится отёчной, появляются болевые ощущения;
  • при 2 стадии: кожа становится красной и отёчной, появляется болевой синдром и волдыри;
  • при 3 стадии: кожа – красная и отечная, развивается болевой синдром, волдыри, начинает течь кровь;
  • при 4 стадии: ткани обугливаются.

Поскольку в повседневной жизни обычно приходится сталкиваться с 1 и 2 стадией ожога, ознакомимся, как действовать при их возникновении.

Если ребенок получил ожог 1 стадии, нужно сделать следующее:

  1. Поместите область поражения в воду с температурой 15-20 о на 15-20 мин. Это поможет не проникнуть ожогу глубоко в ткани.
  2. Затем обработайте пораженный участок с помощью заживляющего препарата. Ни в коем случае не используйте масло.

Если малыш получил ожог 2 стадии, ни в коем случае не вскрывайте образовавшиеся волдыри, оставьте на месте обгоревшие предметы одежды. В подобной ситуации приложите к области поражения увлажненную материю либо что-то холодное (но поверх ткани). Обязательно вызовите врача.

Если были обожжены глаза, опустите лицо в таз с водой и поморгайте в нем, затем следует закрыть глаза и накрыть их влажной материей.

Если получен ожог химическим средством, действовать нужно так:

  • ожог щелочными веществами обрабатывается такими препаратами, как 1-2% борная, лимонная, уксусная кислота;
  • для обработки кожи обожженной кислотами используется мыльная вода или с добавлением соды, либо чистая вода в большом объёме. Сверху накладывается стерильная повязка.

Краткая инструкция по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ

При работе в ДОУ можно столкнуться с разными непредвиденными обстоятельствами. Любопытство в сочетании с повышенной подвижностью и недостаточно развитой координацией движений нередко приводит к травмам и несчастным случаям у детей младшего возраста. Поэтому каждый сотрудник в ДОУ должен четко знать инструкцию по оказанию первой медицинской помощи.

Первая доврачебная помощь в ДОУ

Оказание доврачебной помощи в детских образовательных учреждениях регламентируется приказами Министерства образования и науки РФ:

  • № 430 от 26 апреля 2010 года;
  • № 866 от 18 августа 2010 года;
  • № 1408 от 26 декабря 2013 года.

Согласно этим приказам, проводить мероприятия первой помощи имеют право медработники ДОУ (врач-педиатр либо медсестра), частные охранники, водители, инструкторы по физвоспитанию, прошедшие обучающий курс по данному направлению.

Есть еще два Федеральных закона, которые определяют правила оказания доврачебной и первой врачебной помощи в образовательных заведениях:

  • № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 31, 32;
  • № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», ст. 41.

Эти документы обязывают воспитателя и педагога оказывать необходимое доврачебное пособие и четко очерчивают сферу, в которой они могут проводить лечебные мероприятия. В случаях, выходящих за рамки их компетенции, педагоги должны ждать прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Ответственность за состояние здоровья ребенка в первую очередь несет медработник дошкольного учреждения. Однако в некоторых организациях медсестра или врач трудоустроены по совместительству и не всегда бывают на месте. В такой ситуации обязанности по оказанию неотложной и экстренной помощи возлагаются на воспитателя.

Первая помощь бывает экстренной и неотложной. Экстренные мероприятия необходимы, если есть непосредственная угроза жизни пациента. Неотложную помощь оказывают, когда состояние ребенка ухудшилось, но жизни это не угрожает.

Слаженную работу всех сотрудников детского сада или другого ДОУ должна контролировать администрация. Руководство обязано следить за тем, чтобы воспитатели были обучены основам оказания экстренной помощи, чтобы медработник находился на рабочем месте или его можно было быстро вызвать. Обычно администрация включает в локальные акты и должностные инструкции педагогов пункты об оказании доврачебного пособия.

Ситуации и состояния, требующие оказания первой помощи

Необходимость в проведении мероприятий первой помощи возникает в следующих случаях:

Перечисленные состояния требуют от воспитателя выполнения неотложных мероприятий:

  • Оценки состояния пострадавшего – присутствия сознания, дыхания, сердечной деятельности;
  • Обеспечения безопасных условий для оказания помощи;
  • Выявления симптомов травм и болезней;
  • Срочного вызова бригады скорой медицинской помощи;
  • Восстановления проходимости верхних отделов респираторного тракта;
  • Остановки кровотечения;
  • Искусственного дыхания, закрытого массажа сердца;
  • Контроля жизненно важных функций;
  • Психологической поддержки ребенка.

После прибытия скорой педагог должен передать пациента на попечение медработников, изложив обстоятельства возникновения болезни, проведенные мероприятия, ведущие симптомы.

Порядок действий педагога

При возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью подопечного, педагог должен действовать по специально разработанному плану:

  1. Быстро оценить обстановку и обеспечить безопасные условия для воспитанников. Например, вынести либо вывести из зоны действия повреждающего фактора – газа, открытого огня, холода и т. п. – положить на горизонтальную поверхность.
  2. Выяснить, в сознании ли ребенок. Для этого достаточно громко заговорить с ним, прикоснуться.
  3. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, определить наличие у него дыхания и сердцебиения. Если их нет, то необходимо сразу вызвать скорую, а затем приступать к сердечно-легочной реанимации. Когда рядом присутствует еще кто-то из взрослых, лучше попросить его позвонить по номеру 103 или 112, а в это время начать реанимационные мероприятия. Это поможет сэкономить время.
  4. При вызове врачебной или фельдшерской бригады кратко описать обстоятельства болезни или травмы и состояние ребенка на текущий момент. У диспетчера можно получить консультацию о необходимости дальнейших действий со стороны персонала ДОУ.
  5. Реанимационные мероприятия включают непрямой массаж сердца через переднюю грудную стенку и искусственное дыхание. Предварительно нужно освободить дыхательные пути, если они перекрыты. На каждые 30 нажатий выполняется 2 вдоха через рот либо через специальное приспособление для осуществления искусственного дыхания рот в рот, которое есть в медицинской аптечке. Носовые ходы при этом зажимают.
  6. Если пациент без сознания, но признаки жизнедеятельности присутствуют, следует удостовериться в проходимости дыхательных путей и уложить ребенка на бок. После этого оценить наличие кровотечения или иных видимых нарушений. Вызвать бригаду скорой помощи.
  7. При наличии сознания у пострадавшего нужно постараться получить максимально подробную информацию о случившемся и установить наличие и тяжесть повреждений.
  8. Остановить наружное артериальное кровотечение с помощью жгута или путем пальцевого прижатия травмированного сосуда. Для остановки венозного или капиллярного кровотечения достаточно наложить давящую повязку. При закреплении жгута к нему обязательно прикрепляют бумагу с отметкой о времени наложения. Жгут нельзя держать больше 1,5 часа.
  9. При наличии признаков перелома закрепить бинтами шину. Если подходящего предмета нет под рукой, то нужно просто обеспечить покой пораженной конечности.
  10. На глубокие ожоги и отморожения накладывают защитную асептическую повязку.
  11. Уведомить о случившемся родителей или законных представителей и попросить их как можно скорее прибыть на место происшествия.
  12. Уложить пациента в наиболее удобное и безопасное положение. До приезда бригады медиков контролировать его состояние и оказывать моральную поддержку – успокаивать, отвлекать от неприятных мыслей.
  13. Если скорая приезжает раньше, чем родители, то маме и папе нужно передать информацию о предполагаемой госпитализации ребенка, полученную от медицинских работников.

Воспитатель не имеет права давать ребенку никакие лекарства и обрабатывать раны антисептическими растворами. Это прерогатива медработников.

Если же малышу необходимо принять лекарственное средство, ранее назначенное доктором, то педагог может ему в этом помочь. Например, при развитии приступа удушья на фоне бронхиальной астмы, воспитателю разрешается помочь подопечному воспользоваться ингалятором, который он носит с собой на подобные случаи.

Видео — Педагогам о первой помощи

Обратите внимание

Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, плановую медицинскую помощь ребенку разрешается оказывать только с согласия родителей либо опекунов. Однако этот закон не является основанием для неоказания экстренной помощи, если родителей нет рядом. Медицинское пособие в таком случае оказывают в полном объеме.

Если при оценке состояния пострадавшего удается установить, что его жизни ничто не угрожает, несмотря на наличие заболевания или травмы, о патологии следует проинформировать родителей и вызвать их в ДОУ для принятия решения о дальнейшем лечении. До их прибытия пациент должен находиться под постоянным наблюдением педагога или медработника.

В том случае, если родители не имеют возможности быстро приехать к ребенку, вызывают «неотложку» и следуют указаниям врача или фельдшера.

Если в момент получения ребенком повреждения мать или отец присутствуют в дошкольном учреждении, то все манипуляции воспитатель проводит с их устного согласия.

Оснащение медицинского кабинета ДОУ

В медицинском кабинете дошкольного образовательного учреждения в обязательном порядке должны храниться средства, необходимые для оказания неотложной помощи:

  • Перевязочные материалы – стерильные и нестерильные бинты, марлевые салфетки, вата;
  • Кровоостанавливающие жгуты;
  • Мешок Амбу для выполнения искусственной легочной вентиляции;
  • Дезинфицирующие растворы – хлоргексидин, пероксид водорода, медицинский спирт;
  • Эластичные бинты;
  • Желудочные зонды различного диаметра и длины;
  • Воздуховоды для проведения дыхания рот в рот;
  • Посиндромные укладки – анафилактическая, противошоковая, травматологическая – с необходимыми медикаментами.

Наличие, состав аптечек, их соответствие приказам, проверяют представители Росздравнадзора. При выявлении нарушений на учреждение накладывают штрафные санкции.

Несмотря не обязательное их наличие, вводить лекарственные препараты, применять антисептики и пользоваться специализированными медицинскими приспособлениями (желудочным зондом, мешком Амбу) имеет право только медработник. Другие сотрудники ДОУ не имеют необходимых знаний и навыков, поэтому могут случайно навредить ребенку.

Видео — Первая помощь ребенку

Про ответственность воспитателя за неоказание первой помощи

Согласно статье 125 УК Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ «Оставление в опасности», педагог может быть привлечен к уголовной либо дисциплинарной ответственности, если не окажет первую помощь ребенку, который заведомо в ней нуждается. Именно поэтому так важно правильно оценить состояние пострадавшего и не пропустить серьезные нарушения здоровья. В рамках действующего законодательства, если вина воспитателя будет доказана, то его ждет лишение свободы сроком до 1 года либо штрафные санкции.

Надлежащее оказание доврачебного пособия может стать смягчающим вину обстоятельством в том случае, если педагог виновен в произошедшем несчастном случае. Об этом также сказано в Уголовном кодексе – в пункте «к» части 1 статьи 61, а также в п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП Российской Федерации.

Случается, что во время проведения неотложных мероприятий человек непреднамеренно наносит вред пострадавшему. Например, он может сломать ребра, спровоцировать появление гематом, разорвать одежду. Статьи 39 УК РФ, 1067 ГК РФ и 2.7 КоАП РФ указывают, что за такие повреждения наказания не последует, если благодаря своевременным действиям педагога был предотвращен больший вред.

Ответственность на педагога не налагается и в том случае, если он должным образом выполнил все предписанные действия, но помочь воспитаннику не удалось по не зависящим от него обстоятельствам – тяжелое повреждение, развитие осложнений, несвоевременное прибытие скорой помощи.

Работа в ДОУ накладывает серьезные обязанности на сотрудников, не только морально-этические, но и законодательно утвержденные. Для того чтобы правильно действовать в чрезвычайной ситуации, всем педагогам нужно пройти специальный курс обучения по оказанию доврачебной помощи.

Первая помощь детям: что необходимо знать каждому

Репост

Тип и философия питания, несомненно, оказывает сильное влияние на наше здоровье. Но существуют ситуации, когда все мы находимся в равных условиях и наше здоровье, и даже жизнь зависит от действий людей, находящихся рядом, от своевременно оказанной или не оказанной помощи. В зоне повышенной опасности при экстренных ситуациях оказываются дети, а в зоне повышенной ответственности, конечно же, – взрослые. Поэтому очень важно каждому человеку, особенно родителю, иметь хотя бы минимальные навыки оказания первой помощи.

В этой статье мы, при поддержке специалистов благотворительной организации «Мария мама», которая проводит бесплатные мастер-классы с аттестованными спасателями «Россоюзспас» в Москве, собрали советы, которые помогают быстро и правильно оказывать первую помощь детям.

Первая помощь при потере сознания

В начале необходимо определить у человека признаки жизни:

— Реакция на звук (позвать по имени, похлопать руками около ушей);

— Наличие пульса (четырьмя пальцами проверить пульс на шее, продолжительность не менее 10 сек. Пульс прощупывается с двух сторон шеи);

— Наличие дыхания (необходимо наклониться к губам ребенка или использовать зеркало).

Если вы не обнаружили реакции хотя бы на один из приведенных выше признаков жизни, необходимо переходить к проведению сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) и делать ее непрерывно до приезда скорой помощи.

Как? Вот инструкция:

— Расстегнуть пуговицы одежды, поясной ремень;
— Большим пальцем руки вести вверх к груди по брюшной полости, нащупать мечевидный отросток;
— Отступить от мечевидного отростка 2 пальца и в этом месте делать непрямой массаж сердца;
— Взрослому человеку непрямой массаж сердца делается двумя руками, положив одну на другую, подростку и ребенку – одной рукой, маленькому ребенку (до 1,5-2 лет) – двумя пальцами;
— Цикл СЛР: 30 нажатий на грудную клетку – 2 вдоха в рот;
— При искусственном дыхании необходимо запрокинуть голову, поднять подбородок, открыть рот, зажать нос и сделать вдох в рот пострадавшего;
— При оказании помощи детям вдох должен быть не полным, для грудных детей – совсем небольшим, примерно равным объему детского вдоха;
— После 5-6 циклов СЛР (1 цикл = 30 надавливаний:2 вдоха) необходимо проверить пульс, дыхание, реакцию зрачков на свет. При отсутствии пульса и дыхания нужно продолжать реанимационные действия до приезда скорой помощи;
— Как только появились пульс или дыхание – СЛР необходимо прекратить и привести пострадавшего в устойчивое положение (поднять руку вверх, согнуть ногу в колене и перевернуть на бок).

Важно : если вокруг вас есть люди, попросите их вызвать скорую помощь до начала реанимационных действий. Если вы оказываете первую помощь в одиночку – нельзя тратить время на вызов скорой, необходимо начинать СЛР. Скорую помощь можно вызвать после 5-6 циклов сердечно-легочной реанимации, на это есть примерно 2 минуты, после чего необходимо продолжить действия.

Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути (асфиксия)

Частичная асфиксия: дыхание затруднено, но есть, ребенок начинает сильно кашлять. В этом случае ему необходимо дать прокашляться самому, кашель эффективнее любых мер помощи.

Полная асфиксия характеризуется шумными попытками дыхания или наоборот тишиной, невозможностью вздохнуть, красным, а после синюшным цветом лица, потерей сознания.

Порядок действий при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути:

— Положить пострадавшего на колено вниз головой, делать поступательные хлопки вдоль позвоночника (направление удара к голове);
— Если вышеописанный способ не помогает, необходимо, находясь в вертикальном положении, обхватить пострадавшего сзади двумя руками (одна сжата в кулак) и резко надавить на область между пупком и мечевидным отростком. Этот способ можно применять только к взрослым и детям старшего возраста, поскольку он более травмоопасен;
— Если результат не достигнут и инородное тело не извлечено после двух способов, их необходимо чередовать;
— При оказании первой помощи грудному ребенку, его необходимо положить на руку взрослому (лицо лежит на ладони у взрослого, пальцы между ртом ребенка, поддерживаем шею и голову) и нанести 5 ударов между лопаток по направлению к голове. После перевернуть и проверить рот ребенка. Далее – 5 нажатий на середину грудины (голова должна быть ниже, чем ноги). Повторить 3 цикла и вызывать скорую помощь, если не помогает. Продолжать действия до приезда скорой.

Нельзя: хлопать по спине в вертикальном положении и пытаться достать инородное тело пальцами – это приведет к тому, что инородное тело пройдет глубже в дыхательные пути и усугубит ситуацию.

Первая помощь при утоплении в воде

Различают два вида утопления:

Истинное утопление характеризуется синюшностью кожных покровов и обильной пеной изо рта и носа. При таком виде утопления человек заглатывает большое количество воды.

Порядок оказания помощи:

— Облокотить пострадавшего через колено;
— Нажатием на корень языка вызвать рвотный рефлекс. Продолжать действие пока не выйдет вся вода;
— Если рефлекс не вызывается – приступить к сердечно-легочной реанимации;
— Даже если пострадавшего удалось привести в сознание – всегда необходимо вызывать скорую помощь, поскольку при утоплении есть высокий риск осложнений в виде отека легких, отека мозга, остановки сердца.

Сухое (бледное) утопление происходит в ледяной или хлорированной воде (прорубь, бассейн, ванна). Характеризуется бледностью, наличием небольшого количества «сухой» пены, которая не оставит следов, если ее вытереть. При этом виде утопления человек не заглатывает большого количества воды, а остановка дыхания происходит из-за спазма дыхательных путей.

Порядок оказания помощи: сразу приступить к сердечно-легочной реанимации.

Первая помощь при ударе током

— Освободить пострадавшего от действия тока – оттолкнуть его от электрического предмета деревянным предметом, можно использовать плотное одеяло или то, что не проводит ток;
— Проверить наличие пульса и дыхания, при их отсутствии приступить к сердечно-легочной реанимации;
— При наличии пульса и дыхания в любом случае вызвать скорую помощь, поскольку велика вероятность остановки сердца;
— Если человек после удара током упал в обморок – согнуть ноги в коленях и надавить на болевые точки (стык перегородки носа и верхней губы, за ушами, под ключицей).

Первая помощь при ожогах

Порядок действий при ожоге зависит от его степени.

1 степень: покраснение поверхности кожи, отечность, боль.
2 степень: покраснение поверхности кожи, отечность, боль, пузыри.
3 степень: покраснение поверхности кожи, отечность, боль, пузыри, кровотечение.
4 степень: обугливание.

Поскольку в быту мы чаще всего сталкиваемся с первыми двумя вариантами ожогов, рассмотрим порядок действий оказания помощи для них.

При ожоге первой степени необходимо поместить поврежденный участок кожи под холодную воду (15-20 градусов, не ледяную) на 15-20 минут. Таким образом, мы охлаждаем поверхность кожи и не даем ожогу проникать вглубь тканей. После этого можно помазать ожог заживляющим средством. Нельзя мазать маслом!

При ожоге второй степени важно помнить, что нельзя лопать пузыри, появившиеся на коже. Также нельзя снимать пригоревшую одежду. Необходимо приложить к месту ожога влажную ткань или холод через ткань и обратиться за медицинской помощью.

При ожоге глаз необходимо опустить лицо в емкость с водой и моргать в воде, после этого на закрытые глаза наложить влажную ткань.

Порядок действий при ожоге химическими средствами:

При ожоге щелочью необходимо обработать поверхность кожи 1-2% раствором борной, лимонной, уксусной кислоты.

При ожоге кислотой – обработать кожу мыльной водой, водой с содой или просто обильно чистой водой. Наложить стерильную повязку.

Первая помощь при обморожении

— Уйти в тепло;
— Раздеть ребенка и начать ПОСТЕПЕННОЕ согревание. Если обморожены конечности, то опустить их в воду комнатной температуры, в течение 40 минут согревать их, постепенно увеличивая температуру воды до 36 градусов;
— Дать обильное теплое, сладкое питье – согреваться изнутри.
— Позже нанести ранозаживляющую мазь;
— При появлении волдырей, уплотнений кожи или если не восстанавливается чувствительность кожи – обратиться за медицинской помощью.

Нельзя: растирать кожу (руками, тканью, снегом, спиртом), согревать кожу ничем горячим, употреблять алкоголь.

Первая помощь при тепловом ударе

Тепловой или солнечный удар характеризуется головокружением, тошнотой, бледностью. Пострадавшего необходимо увести в тень, наложить смоченные повязки на области лба, шеи, паха, конечностей и периодически менять их. Можно подложить валик под ноги, чтобы обеспечить приток крови.

Первая помощь при отравлении

— Дать пострадавшему много воды и вызвать рвоту нажатием на корень языка, повторять действие, пока не станет выходить вода.

Важно! Нельзя вызывать рвоту при отравлении химическими веществами (кислота, щелочь), необходимо просто поить водой.

Первая помощь при кровотечениях

Порядок действий при оказании помощи при кровотечении зависит от его вида: капиллярное, венозное или артериальное.

Капиллярное кровотечение – самое часто встречающееся кровотечение при ранах, ссадинах, незначительных порезах.

При капиллярном кровотечении необходимо зажать рану, обеззаразить ее и наложить повязку.
При кровотечении из носа – наклонить голову вперед, зажать рану ватным тампоном, приложить холод на область переносицы. Если в течение 15-20 минут кровь не остановилась – вызвать скорую помощь.

Венозное кровотечение характеризуется темно-красной кровью, ровным течением, без фонтана.

Порядок оказания помощи: оказать прямое давление на рану, наложить несколько бинтов и перевязать рану, вызвать скорую помощь.

Артериальное кровотечение наблюдается при повреждении артерии (шейной, бедренной, подмышечной, плечевой) и характеризуется фонтанирующим течением.

Порядок оказания помощи:

— Остановить артериальное кровотечение необходимо в течение 2 минут.
— Прижать рану пальцем, при подмышечном кровотечении – кулаком, при бедренном – нажать кулаком на бедро выше раны.
— В крайнем случае, наложить жгут на 1 час, подписав время наложения жгута.

Первая помощь при переломах

— При закрытом переломе необходимо обездвижить конечность в том положении, в котором она была, прибинтовать или наложить шину;
— При открытом переломе – остановить кровотечение, обездвижить конечность;
— Обратиться за медицинской помощью.


Навыки оказания первой помощи – это то, что лучше знать, но никогда не применить, чем не знать и оказаться беспомощным в экстренной ситуации. Конечно, запоминается такая информация лучше на практических занятиях, особенно важно на практике понять, например, технику сердечно-легочной реанимации. Поэтому, если вы заинтересованы данной темой, то советуем выбрать для себя курсы первой помощи и посетить их.

Например, организация «Мария мама» при поддержке «Российского союза спасателей» ежемесячно организует БЕСПЛАТНЫЙ практический семинар «Школа первой помощи детям», более подробно о котором, вы можете прочитать здесь.

Читать еще:  Первая помощь при гипертензии: степени заболевания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector