Акцентуациями являются такие варианты развития характера которым
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Акцентуациями являются такие варианты развития характера которым

Психология. Темперамент и характер. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:
гуморальным
конституциональным
нейродинамическим
поведенческим

2. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым
не свойственна(о):
повышенная ранимость
снижение способности к социальной адаптации
нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний
повышение способности к социальной адаптации

3. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:
сангвиник
холерик
флегматик
меланхолик

4. Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности:
к людям
к деятельности
к общественной и личной ответственности
к себе

5. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
сангвиников
флегматиков
холериков
меланхоликов

6. Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал:
Гиппократ
Гален
И. Кант
Платон

7. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный тип нервной системы характерен для:
сангвиников
флегматиков
холериков
меланхоликов

8. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
целеустремленного
решительного
настойчивого
самостоятельного

9. По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость характерны для:
пикников
астеников
атлетиков
диспластиков

10. Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны:
А. Адлером
3. Фрейдом
К. Юнгом
К. Роджерсом

11. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
холерику
сангвинику
флегматику
меланхолику

12. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
отношение личности к вещам
отношение другим
систему отношений человека к самому себе
особенности протекания деятельности

13. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
холерика
сангвиника
флегматика
меланхолика

14. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют;
пикников
астеников
атлетиков
диспластиков

15. Аккуратность, бережливость, щедрость — это:
черты, характеризующие отношение личности к вещам
черты, проявляющиеся по отношению к другим
система отношений человека к самому себе
черты, проявляющие отношение к деятельности

16. Формально-динамическую сторону поведения характеризует (ют):
направленность
темперамент
характер
способности

17. Многие люди бывают недовольны своим темпераментом и хотели бы его изменить. Возможно ли это:
темперамент – весьма устойчивое биопсихическое образование, которое невозможно изменить
еще древние философы утверждали, что «все течет, все изменяется»: меняются способы деятельности, мотивы поведения, характер и, естественно, темперамент человека
темперамент меняется с возрастом
только сильные личности могут изменить свой темперамент

18. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из следующих черт характера потребует наименьших усилий:
доверчивость
решительность
инициативность
принципиальность

19. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, —это:
темперамент
способности
характер
задатки

20. Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:
И.П. Павлов
Э. Кречмер
Дж. Гилфорд
Л. Терстон.

21. N. – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?
дисциплинированность
общительность
отзывчивость
трудолюбие

22. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:
сензитивности
реактивности
активности
пластичности и ригидности

Общая психология: тесты (25 стр.)

в) к общественной и личной ответственности;

19. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:

20. Целостность по отношению к характеру является его:

21. Сила по отношению к характеру является его:

22. По У. Шелдону, замкнутость, колебание эмоций, упрямость и плохая приспосабливаемость характерны для:

23. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственна(о):

а) повышенная ранимость;

б) снижение способности к социальной адаптации;

в) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний;

г) повышение способности к социальной адаптации.

24. По П.Б. Ганнушкину, крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, упрямство, обидчивость, жестокость, конфликтность – основные признаки:

25. По П.Б. Ганнушкину, повышенная впечатлительность, возбудимость, быстрое психическое истощение, раздражительность, нерешительность свойственны для:

26. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности протекания деятельности.

27. Акцентуированные характеры отличаются от психопатии по критериям:

а) Ганнушкина – Кербикова;

28. Два вида психопатий в книге «Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика» описал(а):

29. К. Леонгард изучал акцентуации характера:

а) у детей младшего школьного возраста;

г) у взрослых людей.

30. Понятие «места наименьшего сопротивления» характера ввел(а) в научную терминологию:

6. Способности

1. О наличии способностей к какому-нибудь виду деятельности свидетель-ствует(ют):

а) низкий темп обучения соответствующей деятельности;

б) большие энергетические затраты по выполнению данной деятельности;

в) индивидуальное своеобразие выполнения деятельности;

г) отсутствие связи с направленностью.

2. Высшая ступень развития творческих способностей называется:

3. Высшая степень проявления творческих способностей личности в определенной сфере жизнедеятельности называется:

4. Противостояние теоретических подходов к пониманию способностей в советской психологии четко обозначилось:

а) в 1930–1940 гг.;

б) в 1940–1950 гг.;

в) в 1950–1960 гг.;

г) в 1960–1970 гг.

5. Развитие способностей сводится к накоплению «опыта», овладению знаниями, умениями и навыками, по мнению:

в) С.Л. Рубинштейна;

6. Классификация способностей должна исходить из психологического анализа соответствующих видов деятельности, по мнению:

а) С.Л. Рубинштейна;

7. То, что способности не связаны с мотивацией, утверждал:

а) С.Л. Рубинштейн;

8. Из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, исходят представители:

в) ассоциативной психологии;

9. Способности, которыми обладает человек, не только заключены (аккумулированы) внутри его организма, но и распределены в социальных условиях его жизнедеятельности согласно:

а) отечественной психологии;

10. Целостность, внутреннее единство и взаимовлияние способностей предполагают подход:

11. Наследственность способностей, исходя из эволюционной теории Ч. Дарвина, открыл:

12. То, что способности биологически обусловлены, зависят от унаследованного фонда, а обучение и воспитание могут лишь изменить скорость их проявления, считал:

13. Автором концепции «выращивания» одаренных детей является:

14. То, что посредством воспитания можно сформировать гениальность, полагал:

15. Автором «теории интеллектуального порога» является:

7. Общение

1. К задачам психолингвистики не относится:

а) понимание, каким образом язык усваивается и воспроизводится;

б) оказание индивидуальной помощи в преодолении трудностей при изучении языка;

в) разработка рекомендаций по эффективному обучению языкам;

г) изучение развития психики.

2. Среди теорий развития языка можно выделить теорию:

б) конвергенции двух факторов;

г) функциональных систем.

Читать еще:  Что делать если белая горячка

3. Главное внимание уделяется роли подражания в процессе формирования речи в теории:

4. Основные структуры человеческих языков являются врожденными согласно теории:

5. У каждой культуры существует собственная лингвистическая система, свойственная именно этой культуре, по мнению сторонников теории:

6. Конструктивисты полагают, что речь не развивается так же, как и:

7. Языки различаются главным образом своей поверхностной структурой в соответствии с теорией:

8. Письменную и устную речь различают:

а) по средствам общения;

б) по способам общения;

в) по выполняемой функции;

г) по условиям общения.

9. Каждый язык представляет собой лишь свойственный данной культуре вариант одной модели общения, единой для всех людей, согласно теории:

10. Общение как аспект совместной деятельности и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности, рассматривал(а):

11. Проблемы социальной перцепции изучали:

а) В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев;

б) А.А. Бодалев, В.А. Лабунская;

в) С.Д. Смирнов, Г.А. Берулава;

г) Л.М. Митина, А.К. Маркова.

12. По А.Н. Леонтьеву, общение и деятельность соотносятся как:

в) самостоятельные феномены;

г) функциональные отношения.

13. По Б.Ф. Ломову, общение и деятельность соотносятся как:

в) самостоятельные феномены;

г) функциональные отношения.

14. Речь рассматривается как одно из важнейших условий формирования психических явлений в теории:

а) поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина;

б) коммуникативных актов;

в) имплицитной теории личности;

г) социального научения.

15. В наибольшей степени учитываются субмодальности человека в подходе к общению:

г) психолого– педагогическому.

16. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения рассматриваются в подходе к общению:

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно:

  • 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний,
  • 2) снижение способности к социальной адаптации,
  • 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность).

Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нарушения психастенического, неврастенического и сенситивного вида. Дистимические, объединяющие нарушения гипертимного, гипотимного и циклоидного вида. Социопатические, внутри которых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. «Психопатические», включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.

Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близких, склонность к рассуждательству, самоанализу-самокопанию. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.

Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.

Сензитив. Прежде всего отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вследствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружающих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Труднопереносимыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброжелательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.

Гипертим. Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми.

Гипотим. Отличают постоянно пониженное настроение, повышенная тревожность, ожидание, что вот-вот должно случится нечто неприятное. Проблески улучшения настроения сопровождаются обострением тревожности: за радость нужно платить новыми несчастьями («смеяться — к слезам»). Часто испытывает чувство вины, неполноценности: кажется, что в чем-то виноват, что окружающие смотрят на него свысока. От трудностей впадает в отчаяние, не способен к волевому усилию. Постоянно плохое самочувствие. После сна требуется длительный период врабатывания. Свойственны двигательная вялость, заторможенность. Объективно нуждается в создании и поддержании укрепляющего (тонизирующего) режима жизнедеятельности.

Циклитом. Определяющая черта — маломотивированные резкие колебания настроения, сохраняющегося затем в течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится циклитом в данный период, зависит все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Конформист. Выделяется сниженной потребностью в индивидуализации, отмечается низкая инициативность, тяготение к банальному, шаблонному, общепринятому, обезличенность. Стремясь всегда соответствовать окружению, не может противостоять ему. Внутренний дискомфорт наступает, когда чем-то выделяется из привычной для него среды. Свойственна немотивированная неприязнь к тем, кто не следует общепринятым стандартам.

Нонконформист. Доминирует ярко выраженная потребность действовать вопреки установленным правилам, сочетающаяся с безволием, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения императивно поставленных извне целей. Отсутствует жизненная перспектива. Социальные связи ослаблены, заметна тяга к случайным компаниям, сулящим развлечения, легкую смену впечатлений. Влечение к праздному времяпрепровождению.

Параноик. Отличается, прежде всего, повышенной конфликтностью вследствие настойчивого стремления к внедрению нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных.

Шизоид. На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей.

Эпилелтоид. Характеристический признак — периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения.

Истероид. Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодование или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия.

Читать еще:  Эпилепсия без припадков

Тест с ответами на тему: “Характер”

I вариант.

1. К каким теориям темперамента относится теория У.Шелдона:
а) гуморальным
б) конституциональным +
в) поведенческим

2. Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым не свойственно:
а) повышение ранимости
б) снижение способности к социальной адаптации
в) повышение способности к социальной адаптации +

3. Не высокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна:
а) сангвинику
б) меланхолику +
в) холерику

4. Черты личности: скромность ,самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности:
а) к себе +
б) к другим людям
в) к деятельности

5. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы по Павлову характерен для:
а) флегматика
б) сангвиника +
в) холерика

6. Впервые психологическое описание “портретов” различных темпераментов дал:
а) Гиппократ +
б) Аристотель
в) Кант

7. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы по Павлову характерен для:
а) холерика +
б) сангвиника
в) флегматика
г) меланхолика

8. Умение ставить цели, действовать по собственной инициативе и находить пути их решения, характеризует человека как:
а) решительного
б) целеустремленного +
в) настойчивого

9. Крэчмер говорил, что замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость свойственна для:
а) пикников
б) астеников +
в) диспластиков

10. Понятие об экстраверсии и интроверсии разработал:
а) Фрейдом
б) Юнг +
в) Адлер

11. Тип темперамента, что характеризуется легкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям, характерен:
а) холерику
б) сангвинику
в) меланхолику +

12. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
а) систему отношений человека к самому себе +
б) отношение личности к вещам
в) особенности протекания деятельности

13. Тип темперамента, что отличился подвижностью, общительностью, отзывчивостью, характерен для:
а) холерика
б) сангвиника +
в) меланхолика

14. По Э. Кречмеру агрессивность и властолюбие характеризуют:
а) диспластика
б) астеника
в) атлетика +

15. Аккуратность, бережливость и щедрость — это:
а) черты, что проявляются по отношению к другим
б) черты, характеризующие отношение личности к вещам +
в) черты, проявляющие отношение к деятельности

16. Формально – динамическую сторону поведения характеризует (ют):
а) темперамент +
б) направленность
в) настроение

17. Возможно ли изменить тип темперамента:
а) да
б) нет +
в) нужно приложить много усилий

18. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из черт характера потребует от него наименьших усилий:
а) доверчивость +
б) инициативность
в) импульсивность

19. Устойчивые индивидуальные особенности личности, что складываются и проявляются в деятельности и общении – это:
а) способности
б) задатки
в) характер +

20. Один из авторов конституциональной теории темперамента:
а) Павлов
б) Кречмер +
в) Гилфорд

II вариант.

1. Д – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче:
а) общительность +
б) дисциплинированность
в) отзывчивость

2. Чувствительная реакция в ответ на силу внешнего воздействия является показателем:
а) реактивности
б) сензитивности +
в) активности

3. Природная основа темперамента:
а) тип нервной системы +
б) головной мозг
в) динамический стереотип

4. Тип темперамента, который характеризуется повышенной впечатлительностью и обидчивостью:
а) сангвиник
б) флегматик
в) меланхолик +

5. Тип темперамента, что характеризуется вспыльчивостью и поспешностью в действиях:
а) сангвиник
б) холерик +
в) меланхолик

6. Что характеризует темперамент:
а) вежливость
б) аккуратность
в) быстрое включение в работу +

7. Какой признак характер для меланхолического темперамента:
а) эмоциональная возбудимость +
б) реактивность и активность
в) пластичность и ригидность

8. Учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента принадлежит:
а) Ильину
б) Гиппократу
в) Павлову +

9. Процесс, противоположный возбуждению, что ведет к замедлению или задержке проведения импульсов в нервных центрах:
а) динамичность
б) торможение +
в) меланхолия

10. Характером называют:
а) устойчивые черты личности,что определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе +
б) совокупность свойств,что характеризуют динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение
в) генетически обусловленное явление

11. Определите название крайних вариантов нормы характера:
а) психопатиями
б) патологиями
в) акцентуациями+
г) неврозами

12. Как называются индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека?
а) способностями
б) темпераментом+
в) чувствами
г) характером

13. В чем проявляется характер человека?
а) интроверсии, экстраверсии, тревожности, импульсивности
б) его отношения к себе, людям, деятельности, вещам+
в) чрезмерной выраженности отдельных личностных черт, граничащей с психопатией
г) пластичности, ригидности, реактивности, темпе психических реакций

14. Обучение должно носить ___________ характер.
а) творческий, личностный+
б) циклопоточный
в) индивидуальный
г) полисубъектный

15. Выберите из данных вариантов что относится к психическим процессам?
а) темперамент
б) характер
в) ощущение+
г) способности

16. Темперамент, будучи _____________, является базой большинства свойств личности.
а) социальным
б) врожденным+
в) изменчивым
г) приобретенным

17. Кто разработал физиологическую основу учения о типах темперамента?
а) Конфуций
б) Ибн-Сина
в) И.П. Павлов+
г) Ф. Галль

18. Как называются врожденные анатомо-физиологические особенности, которые составляют природную основу развития способностей человека?
а) акцентуациями
б) задатками+
в) привычками
г) умениями

19. Выберите физиологическую особенность темперамента:
а) тип высшей нервной деятельности+
б) рефлекторная дуга
в) рефлекс
г) анализатор

20. Как иначе называется восприятие человека человеком?
а) рефлексия
б) аттракция
в) социальная перцепция+
г) эмпатия

Акцентуациями являются такие варианты развития характера которым

Название работы: Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера

Предметная область: Психология и эзотерика

Описание: Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера. Классификация черт характера Ананьева: Коммуникативные Возникают первыми в процессе онтогенеза т.

Дата добавления: 2013-08-20

Размер файла: 51 KB

Работу скачали: 26 чел.

44. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера.

Классификация черт характера Ананьева :

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.

  1. Система отношений личности к самой себе
Читать еще:  Умственная отсталость легкой степени у детей лечение

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.

(по Личко) – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Классификация акцентуаций по Личко:

  1. гипертимный
  2. циклоидный
  3. лабильный
  4. астеноневротический
  5. сензитивный
  6. психастенический
  7. шизоидный
  8. эпилептоидный
  9. истероидный
  10. неустойчивый
  11. конформный
  1. гипертимный
  2. дистимный
  3. циклоидный
  4. застревающий
  5. возбудимый
  6. экзальтированный
  7. эмотивный
  8. демонстративный
  9. тревожный
  10. педантичный

Впервые предложено К.Леонгардом : им были выделены отделъные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать различие в положительном или отрицательном направлении.

По Личко : акцентуация — чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией .

Понятие «акцентуации» («акцентуации характера» — А.Личко и др., «акцентуированные личности» — К.Леонгард) возникло после длительных поисков термина для адекватного обозначения «переходных ступеней между психопатией и нормальным состоянием» (В.М.Бехтерев), т.е. слабо выраженной, «латентной» (П.Б.Ганнушкин) психопатии.

Отличие от психопатий. Если при психопатии особенности характера достигают степени болезненного состояния, являются причиной социальной дезадаптации, то при акцентуации они выражены в меньшеп степени и затрудняют адаптацию только в отдельных случаях. Это наблюдается тогда, когда обстановка предъявляет к человеку повышенные требования, обращенные к какой-то определенной черте характера, которая уязвима, особо чувствительна именно к этой обстановке («ахиллесова пята» акцентуированной личности).

Особенности. Акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявлявшиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Соотношение с характером. Если характер в целом определяется как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения.

Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно:

1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний

2) снижение способности к социальной адаптации

3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность).

Классификация акцентуаций у подростков по Личко :

  • Гипертимный (подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству); Сверхактивный. Эти подростки отличаются хорошим настроением , высоким жизненным тонусом, неудержимая энергия и активность. Часто не доводят дело до конца. Слабое звено: непереносимость однообразной обстановки, монотонности, скрупулезности, одиночества и безделья. Легко меняют увлечения, любят риск и авантюры. Азартные увлечения, стремятся к лидерству, любят новое и интересное, живой ум, хорогие способности. Неразборчивы в выборе знакомств и компаний. Половое чувство возникает рано. Склонны к употреблению наркотиков и алкоголя.
  • Циклоидный (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии) Характерны циклические изменения эмоционального фона. Периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема. Высокая чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям. Страдают от публичных обвинений, возникает чувство неполноценности. Положительные стороны такие же как и у гипертимов только в период подъема. Хобби подростка зависит от фаз, следовательно неустойчивые. В субдепрессивной фазе забрасывают, потом снова возврвщаются.
  • Лабильный (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо); Крайняя лабильность настроения, которая меняется крайне часто и резко.Богатство и яркость эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания. Слабое звено – непереносимость эмоционального отвержения со стороны значимых лиц. Положит стороны – общительность, добродушие, чувство привязанности и искренность. Хобби к информативно-коммуникативн типам. На роль лидера не претендуют Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием.
  • Астеноневротический (этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью); Гл. черты – повышенная утомляемость, склонность к ипохондрии. Слабое звено — повышенная утомляемость и раздражительность приводит к аффективным вспышкам, кот возникают по ничтожным поводам. Положит стороны- дисциплина, исполнительностью Тянутся в компанию от которой быстро устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Сексуальное развитие рано, без отклонения
  • Сензитивный (ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает); Большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Робкий и застенчивый особенно в необычной обстановки, в себе видят множество недостатков в морально-этических и волевых сторонах. Слабое звено – объект недоброжелательного отношения окружающих. Положит стороны- Доброта, спокойствие, внимание к людям, довольно дисциплинированны, ответственность, самокритичность. Увлечения: интеллектуально-эстетического характера. Разборчивы м привязчивы в дружбе.
  • Психастенический (такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, однако, самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий);
  • Шизоидный (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость); Характеристика: замкнутость и отрешенность в сочетанием недостатка интуиции и неумением сопереживать. Холодность и черствость. Слабое звено – ситуации где нужно установить эмоциональные контакты, а также когда посторонние пытаются вторгаться в их мир. Серьезность, немногословность, устойчивость интересов и постоянство щанятий, талантливые и умные.
  • Эпилептоидный (типичные черты — жестокость, властность, себялюбие);
  • Истероидный (главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе);
  • Неустойчивый (тяга к праздности, отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы); Конформный (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).

Классификация акцентуаций по Леонгардту (основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, относится преимущественно к взрослым людям):

  • Гипертимный (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики);
  • Дистимный (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение);
  • Циклоидный (свойственны довольно частые периодические смены настроения);
  • Застревающий (занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость);
  • Возбудимый (присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций);
  • Экзальтированный (паникерство, подверженность сиюминутным настроениям);
  • Эмотивный (чрезмерная чувствительность, слезливость);
  • Демонстративный (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы);
  • Тревожный (свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение);
  • Педантичный (предъявляет окружающим много формальных требований);
  • Экстравертированный (отличается высокой контактностью);
  • Интровертированный (характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector