Апраксия речи у детей
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Апраксия речи у детей

Артикуляционная (речевая) апраксия — вариант афферентной апраксии

Содержание

Такое патологическое состояние, как постцентральная артикуляторная апраксия представляет собой повреждение постцентральных отделов доминирующего полушария (нижней части 1,2-го коркового поля и частично 40), которые получают информацию от проприорецепторов речедвигательного реализатора, таким образом обеспечивается кинестетическая основа артикуляции.

Если говорить о проявлениях, то они представляют собой:

  • нарушение координации мышечной работы, которые участвуют в формировании речи;
  • ошибки при произношении отдельных звуков речи (предпочтительно гомоорганных, т.е. схожих по фонетическим особенностям, например, «т», «д», «н» «щ», «ш», «х»; «з», «п», «б», «м».

На фоне данного состояния страдает экспрессивная речь — наблюдается многочисленная замена звуков, это приводит к тому, что она становится непонятной для окружающих. Все дело в том, что больной не в состоянии самостоятельно это контролировать, поскольку у него имеется своеобразная сенситивная атаксия в структурах, которые отвечают за формирование продукции речи.

Речевая апраксия представляет собой вариант афферентной(кинестической) апраксии, который влечет за собой расстройство речи по типу кинестической моторной афазии.

Это важно! Артикуляционная апраксия довольно часто протекает с щечно-язычной(оральной) апраксией, которая представляет собой неспособность воспроизведения движений языком и губами по заданию. Это вид моторной апраксии лицевой мускулатуры, которая проявляется как расстройство сложных движений языка и губ и приводит к нарушению речи. При таком состоянии происходит нарушение всех видов речевой продукции (повторение, называние, спонтанная и автоматизированная речь). Оно было описано отечественным нейролингвистом и нейропсихологом Е.Н. Винарской в 1973 году.

При артикуляционной апраксии происходят нарушения устной и письменной речи, которые являются проявлением кинестетической апраксии.

  1. распад артикуляторных укладов(кодов);
  2. возникновение системного дефекта на синтаксическом, артикуляторном и лексическом уровнях.

Информация о компонентах артикуляторной апраксии

Принято различать следующие компоненты апраксии речи:

  • Распад артикуляторного кода (специальная память, в которой хранятся комплексы движений, необходимые для произнесения фонем.
  • Нарушение способности оценивать и фонологически квалифицировать произносимые звуки, в одних случаях больше всего страдает воспроизведение отдельных звуков, в других — выделение данного звука из комплекса.

Клинически это можно охарактеризовать, как грубые искажения и деформации артикулем, а также нестойкость артикуляций во всех видах выразительной речи (ситуативная, диалогическая, автоматизированная, отраженная, номинативная).

  • Наличие затруднений при использовании уже восстановленных речевых навыков. Данный компонент проявляется как различие выраженности таких нарушений:
  • намеренная и ненамеренная речи;
  • зависимость устной речи;
  • чтение и письмо от контекста;
  • трудности в согласовании речи и действий.

Клинические проявления

Это важно! В клинической картине артикуляционной апраксии главным постоянно присутствующим симптомом является нарушение слухоречевой памяти, которое не исчезает во время восстановления речи. В основе данного патологического состояния лежит нарушение внутреннего проговаривания (кинестетическая апраксия).

Если говорить о распаде письма, то в наибольшей мере это зависит от фонологического анализа, который возникает на фоне трудностей при оценке собственного произношения, именно поэтому проговаривание не может облегчить письмо.

У большинства больных, страдающих постцентральной артикуляционной апраксией могут быть обнаружены отдельные феномены, которые в свою очередь относятся к теменному синдрому:

  • идеомоторная и идеаторная апраксия (нарушение праксиса позы);
  • наличие ошибок при написании римских цифр;
  • нарушение ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.

Данные феномены протекают единично, полный комплекс теменных признаков наблюдается довольно редко.

Если говорить о очаге поражения при постцентральной артикуляторной апраксии, то патологические изменения в большинстве случаев локализуются в нижних отделах заднецентральной области теменной дли, а также в левом полушарии (у правшей).

Вопрос-ответ. Что такое апраксия речи у детей с аутизмом?

Редкое речевое нарушение встречается у очень многих детей с аутизмом

«Я прочитала, что у многих детей с аутизмом встречается апраксия. Как мне понять, нет ли у моего ребенка такой проблемы? А если она есть, какая терапия нужна моей дочери, и что мы можем делать дома, чтобы помочь ей?»

На вопрос отвечают логопеды Джина Блюм и Донна Мюррей.

Спасибо за ваш вопрос. Вы, вероятно, читали новость о недавнем исследовании, которое показало, что довольно редкое речевое нарушение — апраксия речи — может быть у 65% детей с аутизмом. Авторы исследования подчеркивают, что каждый ребенок, у которого диагностирован аутизм, также должен пройти обследование на возможную апраксию.

Выявление апраксии речи

Так что же может указывать на то, что у вашего ребенка есть апраксия речи? Детям с апраксией трудно координировать движения языка, губ, рта и челюсти, чтобы произносить отчетливые и последовательные звуки речи. Так что каждый раз, когда такой ребенок произносит какое-то слово, оно может звучать по-новому. Из-за этой непоследовательности в произношении даже родителям, которые знают все особенности речи ребенка, бывает трудно его понять.

Не всегда специалисты могут определить, почему ребенку трудно говорить. Такое нарушение развития как аутизм еще больше осложняет эту задачу, так как оно включает проблемы с коммуникацией.
Так что, если у вас есть подобные подозрения, мы рекомендуем вам обратиться за обследованием к профессиональному логопеду. Именно логопеды должны обладать подготовкой для дифференциации различных нарушений речи, которые могут быть очень схожи. Они также могут разработать индивидуальный план по преодолению этой проблемы.

Чего ожидать от диагностики

Вот несколько проявлений, по которым логопеды отличают апраксию речи от других нарушений:

— Систематические ошибки в согласных и гласных звуках во время произнесения слогов и слов. Например, ребенок каждый раз немного по-разному произносит одно и то же слова. Может быть особенно заметно в случае новых слов и более длинных и сложных слов.

— Трудности с переходом от звука к звуку и от слога к слогу. Это часто приводит к довольно продолжительным паузам между звуками и слогами. В связи с этим ребенок также может испытывать сложности при повторении последовательности слов или слогов.

— Необычное ударение. Например, ребенок может произносить все слоги в слове с одинаковым ударением. Вместо обычной «мелодии» речи, кажется, что ребенок говорит странно. Этот симптом апраксии особенно сложно распознать при аутизме, так как у детей с аутизмом часто встречается «плоская» интонация.

Во время обследования логопед также оценит орально-моторные движения и их силу. Такая оценка включает движения челюсти, губ и языка. Логопед может попросить ребенка сглотнуть, пошевелить языком, улыбнуться, лизнуть леденец и так далее, чтобы проверить мышечную координацию.

Тщательное обследование также включает проверку слуха, уровня вербальных и невербальных коммуникативных навыков, способности к имитации и реакции на устные инструкции. Результаты такого обследования предоставят необходимые данные для разработки плана терапии ребенка.

Диагностика апраксии у детей с аутизмом

Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.

Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом.

Лечение апраксии

После того как логопед диагностировал апраксию и разработал индивидуальный план лечения, различные специалисты, в том числе логопеды и эрготерапевты, могут помочь с различными областями программы. Как родители, вы, скорее всего, будете играть в этом плане очень активную роль.

Визуальная поддержка и устройства для генерации речи

Логопед может порекомендовать вам использовать вспомогательный метод коммуникации, например, визуальную поддержку (картинки-подсказки) или планшет с программой генерации голоса.
По опыту мы знаем, что такой подход кажется многим родителям неправильным. Они могут волноваться, что поддержка с помощью изображений или устройства, генерирующего речь, начнет заменять речь ребенка и остановит ее развитие. Хорошие новости в том, что исследования доказывают как раз обратное.

Альтернативные методы коммуникации поощряют развитие устной речи. Возможно, это происходит потому, что они предоставляют ребенку возможность общаться с окружающими, пока он работает над своими речевыми навыками. В нашей практике мы часто наблюдаем, как связь между изображением и словом помогает невербальным и минимально вербальным детям лучше понимать и использовать слова.

Жестовые подсказки

Другой подход состоит в использовании визуальной жестовой подсказки. Родители или терапевт прикасаются к своему рту, когда они произносят определенный звук. Например, мы можем поднести указательный палец к губам и отодвинуть его, когда мы говорим звук «п». Подсказка привлекает внимание ребенка к тому, как губы формируют определенный звук.

Читать еще:  Зпрр с аутичными чертами прогноз

Мы будем использовать более одной подсказки, когда мы говорим целое слово, чтобы показать разницу между звуками в слове. Комбинация визуальной и вербальной подсказки помогает ребенку сосредоточиться, лучше понять и произнести слово.

Такая подсказка может быть особенно полезной для детей с аутизмом, которые часто склонны к обучению через зрительное восприятие. Тем не менее, для этого метода необходимо, чтобы ребенок мог уделять внимание подсказкам и подражать им.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист. В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Что вы можете делать дома

Если у вашего ребенка диагностировали апраксию, то есть множество стратегий, которые вы можете самостоятельно использовать дома.

— Возьмите предмет, который хочет ребенок. Держите его у своего рта и четко назовите его. Например: «Паровоз. Ты хочешь паровоз?» Снова повторите название, а затем дайте его ребенку. Такая стратегия поощряет ребенка наблюдать за движениями рта и связывает их с тем, что она хочет.

— Предложите ребенку выбор из двух предметов, опять держите их рядом со своим ртом, чтобы ребенок ясно видел их. Это будет поощрять ее использовать правильное слово или хотя бы показать на то, что она хочет. Например: «Ты хочешь яблоко или апельсин?» Если она называет или указывает на яблоко, то вы повторяете: «Ты хочешь яблоко».

— Вы можете использовать различные предметы, чтобы усилить или изменить свой голос и, таким образом, привлечь внимание ребенка. Например, скажите ребенку что-нибудь через пустой картонный цилиндр от туалетной бумаги или через приложение для изменения голоса. Посмотрите, будет ли ребенок отвечать или издавать какие-то звуки в ответ. Хвалите ее за любые усилия. Ваша цель — взаимная коммуникация.

— Сделайте слова интереснее! Акцентируйте звуки в начале и конце слов. Опять же, ваша цель привлечь внимание ребенка и побудить ее к имитации.

— Добавляйте звуковые эффекты к чтению книг и играм с игрушками. Все могут мычать как корова или шуметь как самолет! Меняйте громкость и тон звуков.

— Как можно чаще повторяйте слова из основного словаря в простых предложениях или описаниях занятий. Делайте это, когда вы занимаете ребенка чем-то веселым и интересным. Например, когда вы дуете мыльные пузыри, говорите и подчеркивайте основные слова «пузыри» и «дуй». Сосредоточьтесь на том, чтобы сопровождать одни и те же действия каждый день одними и теми же словами. Пусть эти слова будут совсем простыми. Используйте только короткие предложения. Делайте паузу прежде чем сделать какое-то действие или дать ребенку желанный предмет, чтобы побудить ребенка повторить за вами слово.

— Поощряйте имитацию через песни. Многие песенки сопровождаются движениями. Например, «Если нравится тебе в ладоши хлоп» и так далее. Музыка часто увлекает детей и побуждает их больше копировать ваши слова и движения, чем обычно.

Для детей более старшего возраста используйте телефон или планшет для записи слов из основного словаря. Можно сопровождать их видеоклипом, на котором вы показываете на свой рот и медленно говорите слово дважды. Мы рекомендуем завести на телефоне или планшете специальную папку, чтобы ребенок мог просматривать эти видео с вами или самостоятельно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Апраксия речи у детей с аутизмом

Апраксией в широком смысле называется специфический сбой некоторых функций мозга и ЦНС, затрудняющий выполнение человеком различных заданий или движений. При апраксии выполнение новых или уже знакомых задач невозможно даже в тех случаях, когда человек понимает, что от него требуется, имеет желание исполнить требуемое, а мышцы тела, необходимые для этого, работают нормально.

Термин «апраксия» происходит от греческого слова praxis (действие). В медицинской терминологии праксис – это осмысленное, скоординированное, целенаправленное действие либо движение. Соответственно, апраксия – это невозможность осуществлять произвольную практическую предметную деятельность, даже уже известную ранее.

Апраксия при аутизме имеет самые различные проявления, однако самой распространенной является апраксия речи – патологические проблемы координации движений языка, губ и челюстей для произнесения речевых звуков. Официальный диагноз при наличии подобных проблем звучит как артикуляционная (речевая) и/или оральная апраксия. В США в медицинскую классификацию отдельно включен диагноз CAS (аббревиатура от Childhood Apraxia of Speech – детская апраксия речи). Согласно новейшим исследованиям, распространенность данного состояния выглядит следующим образом:

  • аутичные дети с апраксией речи – около 65% от общего количества детей с РАС;
  • нейротипичные дети – 1–2 случая апраксии на каждую тысячу.

При этом аутизм диагностируется почти у 40% детей с апраксией. Таким образом, апраксию и аутизм не следует рассматривать как две отдельные проблемы, поскольку апраксия в большинстве случаев является прямым проявлением расстройства аутистического спектра. Именно поэтому все дети с диагностированным аутизмом должны проходить специальные тесты на возможное наличие апраксии, и наоборот – ребенок с речевыми затруднениями должен быть обследован на наличие РАС. Первые признаки аутизма у детей, в том числе и апраксия, могут проявиться в достаточно раннем возрасте, поэтому именно своевременная диагностика позволяет сделать лечение максимально эффективным. Также важно следить и за другими симптомами — например, кататония болезнь усугубляет, добавляя к физическим проявлениям еще и последствия пережитых стрессов.

Классификация апраксии при аутизме

Речевая апраксия у аутистов и нейротипичных детей обычно встречается в двух формах:

  • оральная, характеризующаяся трудностями при выполнении движений губ и языка, необходимых для воспроизведения речи;
  • артикуляционная, выражающаяся в нарушениях произнесения слов, а также отдельных слогов и/или звуков.

Достаточно часто у детей наблюдаются обе формы речевой апраксии одновременно. При этом у маленьких аутистов достаточно часто диагностируются и другие виды апраксий, связанные с нарушениями формирования моторных навыков, необходимых для целенаправленных движений (например, при рисовании, одевании, умывании, пользовании столовыми приборами и т. д.).
Первые предвестия CAS обычно проявляются в виде задержки речевого развития в возрасте 1,5–2 лет, когда малыш способен произнести лишь небольшое количество слов или только некоторые отдельные гласные либо согласные. В период до 4 лет апраксические признаки дополняются новыми проявлениями – искажениями звучания, разделениями слов и слогов, их неправильным произношением и т. д. Родители в этот период уже должны обратить внимание на то, что ребенок располагает крайне малым словарным запасом и/или испытывает затруднения с использованием слов в правильном порядке.

Следует помнить, что некоторые симптомы, похожие на апраксические, могут проявляться и в связи с другими нарушениями речи, независимо от наличия или отсутствия аутизма как такового.

Отличие от других нарушений

Для правильного понимания проблемы и выбора наиболее эффективного способа коррекции речевого расстройства необходимо отличать апраксию от прочих подобных состояний. Основные маркеры непосредственно CAS таковы:

  • затруднен плавный переход между звуками и словами, что связано с нарушенным управлением речевым аппаратом;
  • специфические движения челюстями, губами или языком, похожие на «ощупывание» – подобной мимикой обычно сопровождаются попытки малыша произнести слово правильно;
  • неверное произношение гласных – «а» вместо «о», «у» вместо «ю» и т. д.;
  • неверная постановка ударений – например, «кошкá» вместо «кóшка»;
  • разделение паузами слогов в словах и/или отдельных слов в законченных фразах;
  • постановка ударений на все имеющиеся в слове слоги: «кó-шкá», «бá-бу́-шкá», что придает детской речи характерную «плоскую» интонацию;
  • ошибки произношения – «цадака» вместо «собака», «карпета» вместо «конфета» и т. д.;
  • произнесение одного и того же слова каждый раз иначе, новые ошибки при попытках повторить слово несколько раз. Иногда эта проблема настолько сильно выражена, что даже родители малыша не могут понять, что он пытается сказать.
Читать еще:  От нервов задыхаюсь

Среди вербальных нарушений, которые иногда могут быть ошибочно приняты за CAS, можно отметить дизартрию, а также фонационные и/или артикуляционные нарушения, причем подобные расстройства встречаются значительно чаще, чем речевая апраксия как таковая. Методы диагностики аутизма позволяют отличить виды речевых расстройств, но для этого следует проводить полное специфичное обследование.

Дизартрией называется двигательное расстройство, связанное со слабостью и/или спазмами мышц, относящихся к артикуляционному аппарату, а также с трудностями контролирования их работы. Речевой процесс в данном случае страдает лишь из-за того, что необходимые мышцы не функционируют должным образом.

Соответственно, основным отличием апраксии от дизартрии является то, что у детей с апраксией нет расстройств тонуса, паралича или спазмов артикуляционных мышц. У них имеются лишь исключительно мозговые нарушения, затрудняющие «планирование» движений челюстей, языка и губ. То есть малыш с апраксией знает, какое именно слово он хочет произнести, и знает, как произнести его правильно – однако его мозг не способен скоординировать мышечные движения для верного произнесения.

В свою очередь, расстройства фонации и/или артикуляции обычно характерны для детей, испытывающих некоторые трудности в обучении произношению определенных звуков. Однако при этом дети не имеют проблем с выполнением произвольных движений/действий, необходимых для произношения этих звуков. К фонационным и артикуляционным проблемам относятся:

  • замены звуков – например, «тошка» вместо «ложка»;
  • пропуски конечных согласных в отдельных словах – например, «сту» вместо «стул»;
  • пропуски первых букв в словах, связанные с остановками потока воздуха – например, «абушка» вместо «бабушка», «кно» вместо «окно»;
  • упрощения комбинаций звуков – например, «ройка» вместо «стройка» и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом обычно происходит гораздо медленнее, чем у их нейротипичных сверстников, что наряду с остальными характерными проблемами доставляет немало трудностей в процессе социальной адаптации. Если же ситуация осложнена еще и речевой апраксией, социализация аутичного ребенка затрудняется еще сильнее. Поэтому крайне важно своевременно выявить апраксию и начать ее коррекцию, поскольку без квалифицированной помощи это расстройство не только не «пройдет само», но и может начать прогрессировать.

Как выявить апраксию у аутистов

Диагностировать CAS у детей с аутизмом непросто, поскольку расстройства аутистического спектра в большинстве случаев предполагают и коммуникативные проблемы. Поэтому для всестороннего обследования следует обратиться к квалифицированному логопеду, имеющему специальную подготовку для выявления разнообразных речевых нарушений. Именно такой специалист способен подготовить и наиболее эффективный индивидуальный план коррекции расстройства.

Диагностика CAS у аутичного ребенка должна проводиться в несколько этапов (отдельных занятий с логопедом в разные дни), чтобы малыш не слишком уставал. Очень маленькие дети или дети с серьезными нарушениями развития могут просто не пойти на контакт с логопедом, что приведет к невозможности обследования. Для постановки наиболее точного диагноза очень желательно, чтобы малыш обладал хотя бы минимальными речевыми способностями, что помогло бы выявить симптомы апраксии.

Помимо постановки окончательного диагноза необходимо, чтобы специалист оценил реакции аутичного ребенка на различные коррекционные методики. Для этого проводятся специальные «тесты»: сможет ли ребенок имитировать какие-либо движения? Способен ли он сконцентрировать внимание на лице специалиста, пока тот моделирует движения губами? И т. д.

Лечение апраксии у детей с аутизмом

Для детей с аутизмом и CAS коррекционная программа составляется с учетом общей психоэмоциональной и физиологической картины, иначе терапия не будет результативной. Поэтому коррекция речи при аутизме и апраксии – задача не только логопеда, но и других специалистов (АВА-терапевты, эрготерапевты). Кроме того, чрезвычайно важную роль в лечении выполняют и родители аутичного малыша. Перечислим некоторые методики, широко используемые в настоящее время.

Визуальная поддержка

Терапия при помощи иллюстраций-подсказок или планшета с программой, генерирующей голос, является вспомогательным коммуникативным методом, поощряющим становление навыков устной речи. Аутичные дети с выраженными вербальными проблемами начинают лучше воспринимать и активнее употреблять слова при помощи визуальной связи картинок и звука.

Формирование словаря

В рамках данной методики родители вместе с терапевтом формируют основной словарь из одного-двух десятков отдельных слов, наиболее необходимых в быту («есть», «одеваться» и т. д.) и/или особо значимых для малыша (например, «машина», если он любит машинки). Эти слова должны быть просты для имитации их ребенком.

Затем на базе сформированного словаря проводятся тренировки произнесения различных слов – на занятиях со специалистом и дома с родителями, в рамках подходящих ситуаций. Когда малыш обучается правильно произносить очередное слово из словаря, его заменяют следующим новым словом, постепенно расширяя словарный запас ребенка.

Подсказки с помощью жестов

Жестовые подсказки относятся к категории вербально-визуальных и заключаются в наглядной демонстрации малышу работы речевого аппарата при произнесении различных звуков. Например, терапист подносит к губам указательный палец, а затем отодвигает его, произнося при этом звук «п». Так внимание ребенка привлекается к губам говорящего в момент формирования отдельных звуков.

Произнося целое слово, необходимо использовать несколько разных подсказок, чтобы малыш смог понять различия между отдельными звуками. Эта методика очень эффективна в отношении аутичных детей, поскольку большинство из них имеют выраженную склонность к обучению при помощи зрительных образов.

Лечение в домашних условиях

Терапия апраксии дома обычно включает в себя перечисленные выше подходы – по отдельности или в сочетаниях. Также можно воспользоваться и такими простыми, но при этом действенными способами:

  • взять предмет, заинтересовавший малыша, и внятно назвать его, держа у самого рта, чтобы ребенок одновременно наблюдал и движения ваших губ и сам предмет. Например: «Машинка. Ты хочешь машинку? Машинка» – а затем отдать игрушку ребенку;
  • предложить малышу выбор из двух разных предметов (например, банан и мандарин), держа их около своих губ и четко спрашивая: «Ты хочешь банан или мандарин?». Когда ребенок назовет желаемое (допустим, банан) или укажет на него, повторить – «Ты хочешь банан» и отдать его ребенку;
  • максимально часто повторять слова из сформированного словаря во время игр или домашних занятий, сочетая конкретные ежедневные действия с конкретными же словами. При этом следует использовать короткие и понятные фразы. Перед тем, как сделать что-нибудь или дать малышу интересующий его предмет, назовите это действие/предмет, а затем сделайте паузу, чтобы ребенок повторил за вами нужное слово.

Очень полезно разнообразить «звуковыми эффектами» любые игры и даже чтение книг, имитируя различные звуки и поощряя к этому ребенка. Также хороший результат дает разучивание песенок, сопровождающихся определенными движениями – «ножками топ-топ», «в ладошки хлоп» и т. д.

Для родителей, желающих оказать своему малышу максимально действенную помощь в борьбе с аутизмом, связанной с ним апраксией и другими нежелательными состояниями, работают дистанционные курсы ава терапии. Программа курсов посвящена различным современным методикам поведенческого анализа, использование которых позволяет успешно справляться с проявлениями аутизма, затрудняющими развитие и социализацию ребенка.

Апраксия в практической логопедии

Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.

Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.

Этиология, факторы риска

Проявления апраксии связаны с поражением теменных, лобных долей коры головного мозга, мозолистого тела. Спровоцировать это состояние могут следующие патологии:

  • возникшее на фоне хронического недостатка кровообращения слабоумие;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалит;
  • болезнь Альцгеймера;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона.

При наличии одного из вышеописанных заболеваний необходимо регулярно следить за состоянием своего здоровья в динамике.

Клиническая картина

Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

  • отсутствие лепетания;
  • ребенок поздно начинает говорить;
  • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
  • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

Несмотря на изначальное отсутствие проблем с умственным развитием, впоследствии дети становятся агрессивными, отмечаются негативные изменения психики.

В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

Читать еще:  Техника активного слушания включает

Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

Различия течения патологии у взрослых и детей

Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

Апраксия речи считается моторным нарушением речи. На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима.

Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

  • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
  • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
  • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
  • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Принципы лечения

Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе. Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития. Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

Терапия апраксии должна начинаться с устранения причины патологии, то есть лечения основного заболевания.

Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом. Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

Апраксия у детей

Апраксия — сложнейшее нейропсихологическое отклонение. Его характерной особенностью является невозможность выполнения двигательных движений на уровне их формирования. Такое расстройсвто не связано со слабым мышечным тонусом или нарушением координации. Речь идёт о нервной патологии, которая является вторичным признаком ряда заболеваний.

Причины

Апраксия является признаком повреждения теменной доли головного мозга. Поражение долей может произойти по различным причинам:

  • постоянное нарушение кровотока головного мозга,
  • развитие слабоумия,
  • черепно-мозговые травмы и сотрясение мозга (при сильных ударах головой, падении с высоты, серьёзных ДТП),
  • менингит и энцефалит,
  • другие воспаления головного мозга,
  • болезни Паркинсона и Альцгеймера,
  • кисты и опухоли головного мозга любой природы.

Симптомы

Часто выявить наличие отклонения возможно только при проведении специальных нейрохирургических исследований и простейших тестов. В зависимости от клинической картины выделяют несколько типов апраксии.

При амнестической апраксии у маленьких пациентов наблюдаются:

  • неспособность выполнить ряд последовательных действий, обозначенных врачом,
  • это связано с тем, что ребёнок не помнит, что ему следует делать после выполнения первого движения,
  • при этом он в состоянии повторить все действия за врачом вне зависимости от сложности движений.

При идеаторной апраксии проявляются следующие симптомы:

  • выполнение отдельных движений,
  • невозможность выполнить их в определённой последовательности.

Для конструктивной апраксии характерна невозможность собрать предмет из отдельных частей (например круг из двух полукругов, квадрат из спичечных коробков и тем более пазл любой сложности).

При апроксии ходьбы невозможно ходить, вызвано это не слабостью мышц и костей, а именно невозможностью нейронов подать сигналы для выполнения последовательных действий, приводящих к шаганию.

Апраксия одевания диагностируется у тех, кто не может самостоятельно одеваться. Надеть носки и верхнюю одежду детишкам одинаково невозможно.

Для апраксии открывания век становится невозможным самостоятельно открыть глаза без повреждений век и глаз.

Диагностика апраксии у ребёнка

Как было сказано выше, зачастую данное расстройство выявляется случайно при прохождении нейропсихологических тестов.

Для подтверждения диагноза и выявления его причин необходимо проведение комплекса диагностических мер:

  • сбор и анализ анамнеза,
  • тщательный неврологический осмотра на чёткость речи, правильность походки, наличия крепкой координации,
  • магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга,
  • проведение опросов, тестов,
  • беседы с ребёнком.

Большинство процедур возможно проводить только в среднем возрасте, когда ребёнок умеет говорить и вести беседу с посторонним человеком.

Осложнения

На первый план выходят осложнения, связанные с развитием и прогрессированием основного заболевания.

Сама апраксия для детей может быть опасна:

  • травмированием,
  • трудностями в трудовой деятельности и жизнедеятельности в целом,
  • проблемами в вопросах самостоятельного ухода,
  • сложностями социализации и адаптации в коллективе,
  • инвалидизация.

Лечение

Что можете сделать вы

При таком диагнозе родители должны беречь ребёнка от случайного травмирования. Гораздо безопаснее будет соблюдать постельный режим и всегда наблюдать за малышом (наблюдение могут проводить врачи, родители или другие близкие родственники маленького пациента).

Далее важно определить основное заболевание и начать его лечение. Терапия должна проводиться только специалистами. Для максимально эффективного лечения следует:

  • выполнять все назначения врача,
  • отказаться от методов самолечения,
  • не обращаться к сомнительным психологам, экстрасенсам и другим “профессионалам”,
  • ограничить контактирование ребёнка с инфицированными людьми,
  • беречь малыша от воспаления и других инфекций.

Что делает врач

Не существует направленного лечения против апраксии. Для её устранения необходимо выявить причину и излечить основное заболевание, после которого произойдет восстановление нейропсихических функций.

Для лечения первопричины апраксии могут использоваться:

  • медикаментозное лечение — направленное на устранение воспаления и очага инфекции,
  • проведение физиопроцедур — для восстановления функциональности повреждённых долей головного мозга,
  • хирургическое вмешательство — удаление новообразований головного мозга.

Профилактика

Специальных мер по предупреждению апраксии не сущесвтует. Для снижения риска развития данной патологии у детей их родителям следует:

  • минимизировать риски травмирования (не отдавать ребёнка в экстримальные виды спорта, использовать защиту при занятиях спортом и во время прогулок, быть аккуратными за рулём, соблюдать все меры безопасности при передвижениях),
  • поддерживать здоровый образ жизни ребёнка,
  • отказаться от вредных привычек,
  • сбалансированно и рационально кормить малыша,
  • следить за полноценным отдыхом (крепкий сон ночью, ежедневные прогулки на свежем воздухе),
  • укреплять и поддерживать детский иммунитет,
  • своевременно лечить все инфекции и воспаления,
  • поддерживать нормальное артериальное давление,
  • регулярно проходить профилактические медицинские осмотры,
  • при любых изменениях в здоровье обращаться к педиатру.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector