Аутизм у детей признаки википедия
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Аутизм у детей признаки википедия

Аутизм — это не приговор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. По телевизору и в интернете всё чаще рассказывают об аутизме. Правда ли, что это очень сложное заболевание, и с ним никак не справиться? Стоит ли заниматься с ребёнком, которому поставили такой диагноз, или всё равно ничего не изменить?

Тема очень актуальная, и даже если вас прямо не касается, нужно доносить правильную информацию до людей.

Аутизм — что это за болезнь

Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.

Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма:

  1. генетические проблемы;
  2. черепно-мозговая травма при рождении;
  3. инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.

Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.

Если делить людей на экстравертов и интровертов, то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.

Если говорить про аутизм у взрослых, то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.

Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.

При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.

Кто такой аутист (признаки и симптомы)

Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.

Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.

Аутизм у детей имеет признаки, которые можно разделить на 3 основные группы:

  1. Нарушение коммуникации:
    1. Если зовут ребёнка по имени, а он не откликается.
    2. Не любит, когда его обнимают.
    3. Не может держать зрительный контакт с собеседником: отводит глаза, прячет их.
    4. Не улыбается тому, кто с ним говорит.
    5. Отсутствует мимика и жесты.
    6. Во время разговора повторяет слова и звуки.
  2. Эмоции и восприятие мира:
    1. Часто ведет себя агрессивно, даже в спокойных ситуациях.
    2. Может быть нарушено восприятие собственного тела. Например, кажется, что это не его рука.
    3. Порог общей чувствительности завышен или занижен от нормы обычного человека.
    4. Внимание ребёнка сосредоточено на одном анализаторе (зрительном/слуховом/тактильном/вкусовом). Поэтому он может рисовать динозавров и не слышать, что ему говорят стоящие рядом родители. Даже не повернёт голову.

  3. Нарушение поведения и социальных умений:
    1. Аутисты не заводят друзей. Но при этом могут сильно привязаться к одному человеку, даже если между ними не установлен тесный контакт или теплые отношения. Или это может быть даже не человек, а домашний питомец.
    2. Нет эмпатии (что это такое?), ибо они просто не понимают, что чувствуют другие люди.
    3. Не сопереживают (причина кроется в предыдущем пункте).
    4. Не рассказывают о своих проблемах.
    5. Присутствуют ритуалы: повторение одних и тех же действий. Например, моют руки каждый раз, как взяли игрушку.
    6. Зацикливаются на одних предметах: рисуют только красным фломастером, надевают только похожие футболки, смотрят одну передачу.

Кто ставит диагноз, что у ребенка аутизм

Когда к специалисту приходят родители, врач расспрашивает о том, как развивался и вёл себя ребёнок, чтобы выявить симптомы аутизма. Как правило, ему говорят, что с самого рождения чадо было не такое, как все ровесники:

  1. капризничал на руках, не хотел сидеть;
  2. не любил, когда его обнимали;
  3. не проявлял эмоций, когда мама ему улыбалась;
  4. возможна задержка речи.

Родственники часто пытаются разобраться: это признаки данной болезни, или ребёнок родился глухим, слепым. Поэтому, аутизм это или нет, определяется тремя врачами: педиатр, невролог, психиатр. Для уточнения состояния анализатором обращаются к ЛОР-врачу.

Тест на аутизм проводится с помощью опросников. Они определяют развитие мышления ребёнка, эмоциональную сферу. Но самым главным является непринуждённая беседа с маленьким пациентом, во время которого специалист пытается установить зрительный контакт, обращает внимание на мимику и жесты, модель поведения.

Читать еще:  Можно ли беременным пить спиртное

Специалист диагностирует спектр аутистического расстройства. Например, это может быть синдром Аспергера или Каннера. Также важно отличить это заболевание от шизофрении (если перед врачом подросток), олигофрении. Для этого может понадобиться МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма.

Есть ли надежда на исцеление

После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.

Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.

Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.

Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.

Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.

Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.

Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.

Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.

Автор статьи: Марина Домасенко

Виды аутизма

Аутизм – это разновидность психического расстройства, имеющая свои формы и классификацию. Такая информация нужна врачам для оценки течения патологии, составления плана лечения и прогноза.

Проявления разнообразны, включают в себя ряд синдромов и объединяются в одной большой категории: расстройства аутического спектра (РАС). Как правило, являются врожденным дефектом развития ЦНС, закрепленным на генетическом уровне.

Первые признаки РАС бывают заметны уже во младенчестве или появляются в первые годы жизни. Однако некоторые типы аутизма у детей становятся заметны только после полового созревания или на его фоне.

Отличительная черта людей с аутизмом любого типа – проблемы во взаимодействии с обществом. Они воспринимают мир специфическим образом, не нуждаются в общении, часто не способны понимать переносное значение слов, подтекст того или иного явления.

Масса больных по мере взросления и при сопровождении правильно подобранной терапии, коррекционных занятий, адаптируются к нормальной жизни. Однако встречаются и тяжелые разновидности детского аутизма, признаки которых устранить невозможно даже медикаментозно.

Виды детского аутизма

Заболевание в отдельную категорию выделено меньше столетия назад. За прошедшее время ученые успели изучить его проявления и последствия. Ниже рассмотрим разновидности аутизма у детей, внесенные в МКБ-10.

Ранний детский аутизм

Также, ранний детский аутизм, называется по фамилии первооткрывателя синдромом Каннера. Проявляется в первые годы, а иногда и месяцы жизни. К 3 годам, симптомы, достаточные для установления диагноза, уже сформированы.

Спровоцировать ускорение развития болезни могут как внешние обстоятельства, так и личные особенности ЦНС ребенка.

Патогномоничными симптомами у пациента выступают:

  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • выраженный отказ от общения даже с близкими людьми;
  • чрезмерная привязанность к матери или полное отторжение всех людей, включая самых близких;
  • задержка или регрессия речевого развития;
  • отказ от пищи;
  • отсутствие чувства самосохранения;

  • нежелание идти на зрительный контакт при диалоге;
  • нарушение интеллектуальных способностей;
  • использование в качестве игрушек неигровых предметов, несюжетные игры;
  • повторяющиеся движения, приверженность к ритуалам.

Если малыш с первых месяцев показывает нежелание идти на руки, не любит тактильные контакты, не различает членов семьи и чужих, то это повод обратиться к педиатру за направлением на обследование. Позже заметными становятся другие признаки, в том числе серьезная УО (умственная отсталость), трудности с речью.

Синдром Каннера требует многолетнего лечения, работы с профильными докторами. Нужен план корректирующих занятий как в специальных центрах, так и дома.

В случае легкой степени заболевания, с возрастом ребенок обучается нужным для жизни навыкам и способен жить самостоятельно. Когда патология тяжелая, то пациент рискует остаться инвалидом.

Аутизм атипичного течения

Выявляется позже, иногда уже к подростковому возрасту.

В отличие от классической формы, проявляется не всеми характерными симптомами. Часто такой вариант РАС называют аутизмом взрослых из-за позднего обнаружения и запоздания с коррекционной работой.

Так как симптоматика носит поверхностный, слабо выраженный характер, то больные имеют хороший шанс со временем адаптироваться к жизни в обществе на уровне нормы.

Часто люди с этим типом одарены талантом в той или иной сфере, обладают уровнем интеллекта выше среднего. Симптоматика проявляется в заторможенности речевого развития, специфическом восприятии мира или неприятия общения с другими людьми.

Иногда симптомы атипичного аутизма выступают не самостоятельным заболеванием, а одним из проявлений детской шизофрении.

Читать еще:  Спинная боль вызванная мышцей, выпрямляющей позвоночник

Синдром Аспергера

Специфическое аутическое расстройство, встречающееся, как правило, у мальчиков. Проявляется достаточно рано, но при этом считается достаточно легкой формой заболевания, так как охотно поддается коррекции.

Характерными симптомами являются:

  • Нарушения социального аспекта. Им трудно инициировать и поддержать диалог. Не понимают и не принимают стандартных моделей поведения в обществе.
  • Не способны к эмпатии. Им сложно понять, что испытывают другие люди, они не определяют эмоции по внешним проявлениям. Сами же либо практически не испытывают эмоции, либо имеют серьезные проблемы с их выражением.
  • Возникают сложности с пониманием иносказательности и метафорического значения слов. Воспринимают все сказанное и прочитанное буквально. Абстрактное мышление развивается плохо, остается в зачаточном состоянии.

Интеллект не страдает, а приобретает особенный характер. Из-за чего, в противовес Каннеру, синдром Аспергера называют высокофункциональным аутизмом.

При своевременно начатой работе, пациенты с подобным РАС способны полноценно интегрироваться в мир, закончить общеобразовательную школу. Получают образование и профессию, работать и создают семьи. Могут испытывать проблемы с заведением друзей.

Такой синдром в той или иной мере отмечается у ряда успешных людей XX–XXI века.

Синдром Ретта

Едва ли не самая тяжелая форма из разновидностей аутизма у детей, вид, встречающийся только среди девочек. По крайней мере на данный момент ни одного случая среди мальчиков зафиксировано врачами не было.

Первые признаки проявляются уже к 8 месяцу жизни. Отклонения в поведении, интеллектуальном развитии сочетаются с аномалиями физического развития.

  • однообразные движения рук, ног с младенческого возраста;

Признаки и симптомы аутизма у детей ранней возрастной группы: как распознать опасность

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии.

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка грамотного диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки.

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Лечение аутизма

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector