Болезнь аутизм это
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Болезнь аутизм это

Женский журнал «Живи Творя»

Женщина — создание природы,

источником ее сил является творчество.

10 основных симптомов аутизма, причины и формы заболевания

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Все чаще появляется информация о аутизме. Большему количеству детей ставится этот диагноз. Сегодня мы подробно разберемся: аутизм что это за болезнь симптомы и причины заболевания.

Содержание:

  • Аутизм: что это такое
  • Причины
  • Симптомы
  • Формы
  • Особенности диагностики

Аутизм: что это такое

Начнем с того, кто такие люди с диагнозом аутизм. Прежде всего, стоит сказать, что аутизм — это не совсем диагноз. Это определенное состояние, с которым человек рождается. Человек с таким диагнозом воспринимает мир иначе. Он испытывает трудности при установлении социальных контактов.

Хуже всего то, что при рождении определить, что у ребенка аутизм невозможно. Более того, существующие ныне методики диагностики позволяют определить этот диагноз только начиная c трех лет. Между тем, чем раньше начаты коррекционные занятия, тем больше шансов, что человек будет социализирован.

Причины

Что касается причин возникновения этого заболевания, то мнения врачей и ученых расходятся. К наиболее распространенным причинам появления этого заболевания относят:

  1. Нарушение в генах;
  2. Вредоносные факторы окружающей среды;
  3. Такие экологические факторы как вирусы или инфекции;
  4. Сложности во время родов и многое и другое;
  5. Нарушения в работе гормональной системы;
  6. Воздействие химических препаратов на организм матери во время беременности.

Стоит отметить, что в поддержку или отрицание той или иной версии существует множество научных исследований. Однако единого мнения касательно причин возникновения подобных проблем пока нет.

Симптомы

Наиболее часто встречающиеся симптомы:

  1. Мимика практически отсутствует. В тяжелой форме может отсутствовать и речь;
  2. Малыш может не улыбаться другим детям. Не поддерживает зрительный контакт;
  3. Если речь присутствует, то возможны проблемы с интонацией и ритмом говорения;
  4. Отсутствие желания общаться со сверстниками;
  5. Нет эмоционального контакта с близкими (даже с родителями). Дети-аутисты редко делятся своими переживаниями с другими. И они не делают этого, не потому что не хотят, а потому что не чувствуют в этом потребности;
  6. Отсутствует подражание мимике или жестам других. В норме мы повторяем за другими часть их жестов, чтобы продемонстрировать им свою симпатию. Конечно, мы делаем это подсознательно. Однако у людей с диагнозом аутизм такой механизм налаживания социальных связей отсутствует;
  7. Поведение обычно нервное и отчужденное;
  8. При резком изменении окружающей обстановки может возникнуть истерика;
  9. Сильная концентрация на конкретном предмете. При этом часто возникает потребность держать этот предмет постоянно при себе;
  10. Есть потребность постоянно повторять одни и те же действия.

Читайте также:

Стоит сказать и o том, что дети-аутисты отличаются неравномерным развитием. По этой причине такой ребенок может быть одаренным в какой-то конкретной сфере. Например, музыка, математика или рисование. Однако если есть такая одаренность, то малыш скорее всего будет заниматься своим любимым занятием дни напролет. Любое отвлечение будет грозить началом истерики.

Если социализация и коррекция прошла успешно. У взрослых аутистов последствия могут выражаться следующим образом:

  1. Ритуальные действия. Для успокоения они могут выполнять какие-то ритуалы: например, щелкать пальцами или постукивать костяшками пальцев по столу после выполнения какого-то важного дела;
  2. Мимика и жестикуляция — ограниченная, не отражает никаких эмоций;
  3. Испытывают трудности в понимании и проявлении эмоций;
  4. Агрессивное поведение даже малейших изменений в окружающей обстановке.

Формы

В вопросе исследования аутизма у детей, важное место выделяется определению формы заболевания. Ведь чем тяжелее форма, тем сложнее помочь малышу.

К формам или видам аутизма относят:

Синдром Каннера или детский аутизм (считается легкой формой)

Здесь речь идет о появлении первых признаков аутистического поведения касательно социального поведения. При этом проявляется нарушения сна, нарушается работа желудочно-кишечного тракта. Появляются первые вспышки агрессии или тревожности;

Атипичная форма

Проявляется после трехлетнего возраста. Чаще всего наблюдается в комплексе с речевыми нарушениями (речь идет о невербальном аутизме) или умственной отсталостью;

Дезинтегрированное расстройство раннего возраста

Особенностью является то, что некоторое время развитие ребенка происходит нормально. Однако в какой-то момент развитие останавливается и развивается аутистичное расстройство;

Гиперактивность в комплексе с умственной отсталостью и стереотипией

Кроме гиперактивного поведения в детстве (которое в подростковом возрасте сменяется на пониженную активность) наблюдается также низкий интеллект. Он обусловлен органическим поражением мозга;

Высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера

Наблюдается нарушение в формировании социальных контактов. Постоянное увлечение одним и тем же занятием (например, рисование, математика или музыка, о которых мы уже упоминали раньше)

Особенности диагностики

Итак, мы уже поговорили о том, что такое диагноз аутизма у детей. И еще один важный вопрос — особенности диагностики заболевания.

Для того чтобы заподозрить наличие у ребенка расстройства аутистического спектра достаточно трех симптомов:

  1. Сложности в коммуникативном процессе. Особенно со сверстниками;
  2. Трудности с поведением в социуме;
  3. Повторяющееся поведение. Например, когда ребенок может часами перекладывать игрушки с одного места в другое и обратно. Или сидеть и бездумно делать одно и то же движение.

Если вы заметили что-то подобное у своего малыша, то следует обратиться к нейропсихологу или невропатологу. Он производит обследование согласно критериям МКБ — 10 (это международный классификатор болезней с полным перечнем симптомов).

Если с реальным положением вещей в классификаторе совпадает больше чем шесть симптомов, то назначается медицинское обследование.

Также определить, действительно ли у ребенка аутизм помогает множество оценочных шкал. Тут производится, как опрос родителей касательно особенностей поведения их ребенка, так и наблюдение за самим малышом в привычных для него условиях.

Сегодня мы с вами говорили о том, что такое аутизм, каковы его симптомы и причины появления. Зацепили и вопрос диагностики. Единственное, что хочу добавить: если вы заподозрили что-то подобное у своих детей стоит обратиться к специалистам и не стоит впадать в панику.

Если диагноз не подтвердится, то вы сможете выдохнуть спокойно. Если же диагноз подтвердится, то малышу нужны сильные и сосредоточенные родители, твердо верящие в то, что они могут справиться со всем. И помните: чем раньше начать работу, тем легче адаптация к социальной жизни.

А на сегодня у меня все! Если у вас возникли вопросы — пишите, будем на них отвечать! А пока не забывайте подписываться на обновления в блоге и делиться интересными материалами в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам в Контакте. Там вас ждут идеи для творчества, интересные мысли, модные коллекции и многое другое.

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина

Аутизм — это не приговор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. По телевизору и в интернете всё чаще рассказывают об аутизме. Правда ли, что это очень сложное заболевание, и с ним никак не справиться? Стоит ли заниматься с ребёнком, которому поставили такой диагноз, или всё равно ничего не изменить?

Тема очень актуальная, и даже если вас прямо не касается, нужно доносить правильную информацию до людей.

Аутизм — что это за болезнь

Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.

Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма:

  1. генетические проблемы;
  2. черепно-мозговая травма при рождении;
  3. инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.

Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.

Если делить людей на экстравертов и интровертов, то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.

Если говорить про аутизм у взрослых, то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.

Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.

При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.

Кто такой аутист (признаки и симптомы)

Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.

Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.

Аутизм у детей имеет признаки, которые можно разделить на 3 основные группы:

  1. Нарушение коммуникации:
    1. Если зовут ребёнка по имени, а он не откликается.
    2. Не любит, когда его обнимают.
    3. Не может держать зрительный контакт с собеседником: отводит глаза, прячет их.
    4. Не улыбается тому, кто с ним говорит.
    5. Отсутствует мимика и жесты.
    6. Во время разговора повторяет слова и звуки.
  2. Эмоции и восприятие мира:
    1. Часто ведет себя агрессивно, даже в спокойных ситуациях.
    2. Может быть нарушено восприятие собственного тела. Например, кажется, что это не его рука.
    3. Порог общей чувствительности завышен или занижен от нормы обычного человека.
    4. Внимание ребёнка сосредоточено на одном анализаторе (зрительном/слуховом/тактильном/вкусовом). Поэтому он может рисовать динозавров и не слышать, что ему говорят стоящие рядом родители. Даже не повернёт голову.

  3. Нарушение поведения и социальных умений:
    1. Аутисты не заводят друзей. Но при этом могут сильно привязаться к одному человеку, даже если между ними не установлен тесный контакт или теплые отношения. Или это может быть даже не человек, а домашний питомец.
    2. Нет эмпатии (что это такое?), ибо они просто не понимают, что чувствуют другие люди.
    3. Не сопереживают (причина кроется в предыдущем пункте).
    4. Не рассказывают о своих проблемах.
    5. Присутствуют ритуалы: повторение одних и тех же действий. Например, моют руки каждый раз, как взяли игрушку.
    6. Зацикливаются на одних предметах: рисуют только красным фломастером, надевают только похожие футболки, смотрят одну передачу.
Читать еще:  Что такое невралгия симптомы

Кто ставит диагноз, что у ребенка аутизм

Когда к специалисту приходят родители, врач расспрашивает о том, как развивался и вёл себя ребёнок, чтобы выявить симптомы аутизма. Как правило, ему говорят, что с самого рождения чадо было не такое, как все ровесники:

  1. капризничал на руках, не хотел сидеть;
  2. не любил, когда его обнимали;
  3. не проявлял эмоций, когда мама ему улыбалась;
  4. возможна задержка речи.

Родственники часто пытаются разобраться: это признаки данной болезни, или ребёнок родился глухим, слепым. Поэтому, аутизм это или нет, определяется тремя врачами: педиатр, невролог, психиатр. Для уточнения состояния анализатором обращаются к ЛОР-врачу.

Тест на аутизм проводится с помощью опросников. Они определяют развитие мышления ребёнка, эмоциональную сферу. Но самым главным является непринуждённая беседа с маленьким пациентом, во время которого специалист пытается установить зрительный контакт, обращает внимание на мимику и жесты, модель поведения.

Специалист диагностирует спектр аутистического расстройства. Например, это может быть синдром Аспергера или Каннера. Также важно отличить это заболевание от шизофрении (если перед врачом подросток), олигофрении. Для этого может понадобиться МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма.

Есть ли надежда на исцеление

После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.

Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.

Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.

Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.

Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.

Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.

Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.

Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.

Автор статьи: Марина Домасенко

Аутизм что это за болезнь и как она лечится ?

Аутизм – болезнь, характеризующаяся рядом нарушений психического развития, моторики, речевой функции, поведенческих и стереотипных характеристик. Проявляется, прежде всего, в виде тяжелых расстройств социального взаимодействия.

Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, в каком возрасте чаще всего дает о себе знать эта болезнь, почему она возникает, как проявляется и какие меры можно предпринять для нормализации состояния пациента.

Основные сведения о заболевании

Аутизм как болезнь в ее традиционном понимании проявляется в раннем возрасте. В целом характерные для недуга процессы обычно возникают еще в период внутриутробного развития.

Каких-либо анализов и диагностических мероприятий, которые позволяли бы выявить аутизм в утробе или младенческом возрасте, не существует. О наличии недуга судят по результатам наблюдения за поведением малыша, его развитием и особенностями взаимодействия с другими людьми

В соответствии со степенью выраженности, болезнь может классифицироваться на легкую и тяжелую формы. У пациентов с данным диагнозом медленно развивается речевая функция. Нередко дети придают словам ошибочное значение либо заменяют их жестами.

Заводить друзей таким больным неинтересно. Они отдают предпочтение времяпрепровождению в одиночестве. Радостные эмоции, как правило, отсутствуют.

В любом возрасте аутизм может сопровождаться другими нарушениями. Чаще всего это: расстройства пищеварения, проблемы со сном, аллергические проявления.

Причины возникновения заболевания

В детском возрасте аутизм гораздо чаще диагностируется у пациентов мужского пола. Точные причины появления недуга в настоящее время не установлены. Специалисты сходятся во мнении, что очень важную роль в этом вопросе решает наследственность.

В соответствии с усредненными статистическими данными, если в семье растет малыш с изучаемым недугом, у другого ребенка аутизм возникнет минимум с 5-10%-й вероятностью.

Связь между вакцинацией в детском возрасте и данной патологией не установлена.

Признаки и осложнения

Перечень общих проявлений аутизма включает нижеперечисленные положения:

  • отсутствие реакции на свое имя;
  • отсутствие способности нормально выразить свои желания и требования;
  • задержка развития речевой функции;
  • игнорирование просьб и указаний со стороны взрослых;
  • периодические нарушения слуха;
  • сложности с освоением нового;
  • трудности с визуальным контактом;
  • отсутствие положительных эмоций;
  • нарушения мелкой моторики;
  • сложности с установлением социальных контактов.

У родителей создается впечатление, что малыш живет в каком-то собственном мире.
У некоторых пациентов признаки болезни обнаруживаются еще в младенческом возрасте. В большинстве случаев болезнь диагностируют к 2-3 годам. Степень выраженности признаков недуга может меняться в зависимости от уровня развития больного.

В действительности перечень симптомов включает гораздо больше пунктов. Для удобства восприятия, классифицируем их на несколько групп.

Во-первых, нарушения коммуникативных функций. Проявляются в виде:

  • отсутствия или серьезных нарушений жестикуляции, ненормальной мимики;
  • неулыбчивости;
  • трудностей в общении с другими людьми;
  • несодержательности речи, склонности к повторению некоторых слов и фраз;
  • проблем с ритмом и интонацией.

Во-вторых, проблемы в плане социальных навыков. Проявления следующие:

  • отсутствие интереса к взаимодействию с ровесниками, равно как необходимости в дружбе;
  • игнорирование других, даже самых близких людей;
  • замкнутость.

В-третьих, нарушения воображения, на фоне которых происходит существенное сужение круга интересов. Признаки такие:

  • отчужденное, неуравновешенное и неестественное поведение;
  • вспышки гнева и агрессии даже при незначительных изменениях привычной обстановки;
  • стремление к уединенности, времяпрепровождению наедине;
  • отсутствие фантазии;
  • навязчивая тяга к некоторым отдельным предметам;
  • стремление повторять одинаковые действия;
  • концентрация внимания на каких-то избранных событиях и вещах.

Если пациент имеет более-менее нормальные по сравнению со здоровым человеком интеллектуальные способности, он может хорошо развиться и достичь успеха в какой-то отдельной области, к примеру, живописи или музыке.

Некоторые больные дети проявляют склонность к самоистязанию, временами достаточно существенно себя калеча. Ситуация усугубляется тем, что у многих аутистов отмечается высокий болевой порог, ввиду чего человек может попросту не обращать никакого внимания на болезненные раздражители.

Что делать родителям?

Во-первых, запастись терпением и настроиться на тяжелую длительную работу.

Во-вторых, убедиться, что педиатр адекватно оценивает состояние пациента.

Если вы заметили у своего малыша признаки изучаемой болезни, немедленно сообщите об этом врачу.
В случае подтверждения наличия недуга, специалист назначит соответствующие терапевтические мероприятия, направленные на коррекцию нарушений и развитие навыков социального взаимодействия.

Диагностические мероприятия

Как правило, на подтверждение того, что человек болеет именно изучаемым недугом, уходит некоторое время. Проблема в том, что признаки данного отклонения встречаются как при других патологиях, так и в принципе при нормальном течении детского развития.

Как отмечалось выше, аутизм характеризуется многогранным проявлением, а у некоторых детей одновременно присутствует всего 2-3 симптома, что вносит сложности в диагностический процесс. Наряду с этим, одним из ключевых признаков отклонения является неправильное восприятие реальности.

Больной не будет проявлять стремления к дружбе и общению с другими людьми. У него медленно развивается речь, иногда до недостаточного уровня. Пациента пугает все новое, он предпочитает жить по устоявшемуся укладу, зачастую совершая повторяющиеся монотонные действия.

При обнаружении первых проявлений патологии, надо обратиться к психиатру. Сегодня по всему миру функционирует множество специализированных центров, сотрудники которых могут своевременно определить наличие заболевания и оказать помощь.

Что могут сделать врачи?

Мировыми специалистами разработано множество средств для коррекции поведения больного. Вероятность существенного улучшения состояния значительно увеличивается, если начать работать еще в раннем возрасте.

Для корректирования специфических отклонений, применяются методы трудовой и физиологической терапии, а также логопедии. Специалисты помогают скорректировать поведение и приобрести новые необходимые навыки.

В некоторых случаях приходится прибегать к медикаментозной терапии, в особенности, если пациент склонен к самоистязанию или другим действиям, способным навредить ему и окружающим.

Нужно сразу настроиться на то, что лечение является сложным и затяжным мероприятием, сильно изматывающим как в физическом, так и в психологическом плане. При этом значимые положительные результаты отмечаются далеко не во всех случаях, к чему тоже нужно быть готовыми.

Эффективных лекарств не существует. Есть лишь препараты, способные подавлять характерную симптоматику. Главные направления в борьбе с недугом – психиатрия и адаптация к жизни в обществе

В процессе проведения лечения должен соблюдаться ряд важных правил.

  1. Ребенка надо не только лечить в специализированном центре, но и работать с ним дома, на улице и в принципе везде. Родителям придется уделять много времени походам к психологу, при этом не только для работы с малышом, но и непосредственно с ними, ведь заниматься воспитанием таких детей далеко не просто.
  2. Пациента должен лечить опытный психиатр с высокой квалификацией. При этом врача нужно подобрать так, чтобы он в течение как можно большего времени работал с ребенком, ведь частая смена специалистов не лучшим образом отражается на состоянии таких больных.
  3. Одним из важнейших моментов в лечении патологии является повторение. Ежедневно придется работать над улучшением одних и тех же навыков, пока ребенок не научится выполнять их самостоятельно. И даже после этого придется периодически повторять пройденный материал.
  4. Время от времени родители должны давать себе возможность отдохнуть от лечения малыша, т.к. постоянно заниматься этим крайне тяжело, прежде всего, в психологическом плане. Специалисты рекомендуют хотя бы каждый год ездить на отдых.
  5. Нужно создать точный распорядок дня для пациента и не вносить в утвержденный план каких-либо существенных изменений.
  6. Родителям рекомендуется завести знакомства в кругу людей с такой же проблемой – вместе переносить сложности гораздо проще. Существуют специальные организованные группы, постарайтесь найти такую в месте вашего жительства.
  7. Надо работать над умением привлекать внимание ребенка, сохраняя, при этом, спокойствие и не повышая голос.
  8. Запрещается вносить изменения в привычный уклад жизни ребенка, если на то нет острой необходимости.
Читать еще:  Как вылечить заикание у взрослых

Что касается прогноза – в каждом случае он индивидуален. Не стоит рассчитывать на то, что через неделю, месяц или даже год человек, словно по волшебству, станет полностью нормальным и дееспособным. В некоторых случаях лечение затягивается на всю жизнь. Наряду с этим, у многих больных уже спустя пару месяцев наблюдаются улучшения.

Таким образом, аутизм – это очень сложная болезнь, характеризующаяся многогранным течением и тяжелым длительным лечением. Если вам пришлось лично столкнуться с такой бедой, запаситесь терпением, следуйте рекомендациям специалистов и надейтесь на лучшее. Будьте здоровы!

Аутизм

Аутизм у детей – это заболевание, имеющее множество признаков и симптомов, причин для появления, проявления которого начинаются в самом раннем возрасте. Аутический синдром приводит к проблемам с адаптацией в социуме. Так как ребенок (потом – взрослый человек) воспринимает мир по-своему, не как обычные люди. Вдобавок, болезнь нередко приводит к проблемам с интеллектуальным развитием.

С начала XXI века, процент малышей, у которых выявляется подобная проблема, вырос в сравнении с серединой XX столетия. Врачи не могут сказать, за счет чего: вырос процент заболевающих, или улучшилась диагностика. Первые признаки аутичных черт у ребенка сегодня может заметить врач-педиатр во время регулярного осмотра.

Разбираться, что такое аутизм, каковы причины его возникновения у детей, проявления, возможные последствия и способы лечения, становится нужно большому числу родителей.

Причины возникновения

Установить причины возникновения детского аутизма, а значит – подобрать лечение для конкретного ребенка – сложно, считается, что его провоцируют сразу несколько факторов, влияющих на маленького пациента:

  • Наследственная предрасположенность, которая может передаться от папы или мамы. При этом не обязательно, чтоб заболевание ранее проявлялось у кого-то в роду.
  • Химическое отравление матери во время беременности.
  • Поражение ЦНС плода различного типа. Аномалии в развитии и созревании головного мозга.
  • Гормональные расстройства или нарушение обмена веществ в раннем возрасте.
  • Постоянное использование антибактериальных препаратов.
  • Перенесенное кислородное голодание во время дородового развития.

  • Вирусные, бактериальные заболевания в первые месяцы жизни.
  • Отравление солями тяжелых металлов, ртутью.
  • Инфекционные заболевания матери, перенесенные в период вынашивания плода.

Простым языком объяснить конкретную причину возникновения болезни аутизма у детей сложно, так как затрагиваются высшие функции мозга.

Как правило, проблему вызывает комплекс из 3-5 влияющих на малыша явлений, приводящий в итоге к развитию патологии.

Почему у детей бывает врожденный аутизм, также установить сложно. Считается, что главное провоцирующее значение имеет генетическая предрасположенность. Активируют ее, переводят в явную клиническую картину, патология вынашивания и проблемы в раннем детстве.

Иногда даже ожирение и проблемы с обменом веществ у мамы, негативно сказываются на вынашиваемом плоде.

Основные признаки: как распознать ребенка-аутиста

Легкая степень аутизма у ребят проявляется в раннем возрасте, первые признаки можно заметить в 1,5-2 года, к 5-6 или 7-8 годам они становятся очевидными. Уже сложнее поддаются коррекции.

Установить точный диагноз способен только врач, но родители могут заподозрить детский аутизм по внешности и поведению ребенка-аутиста, симптомы и аутические черты влияют на то, как он выглядит и общается с окружающим миром:

  • Предпочитает одиночество. Плохо контактирует со сверстниками. Не проявляет инициативу к общению, избегает его, когда другие пробуют сделать первый шаг.
  • При разговоре со взрослыми не смотрит в глаза, не фокусирует на собеседнике внимание. Отводит взгляд в стороны, отвлекается.
  • Не любит прикосновений, нервничает, устраивает истерики. Особенно, если потрогать его пытается кто-то малознакомый.
  • Неразговорчив, даже если умеет внятно выражать мысли, старается обходиться без этого. Иногда возникают трудности с тем, чтобы понятно объяснить свои желания.
  • Регулярно устраивает истерики без видимых к этому поводов.
  • Чувствителен к определенным звукам, резкой смене освещения.
  • Может быть как излишне пассивен, так и склонен к гиперактивности.
  • Придерживается ритуала – повторение одного и того же действия по кругу, боязнь всего нового.
  • Не способен определить степень опасности ситуации. Даже после объяснений со стороны взрослых, способен создать опасную для жизни ситуацию. Например, выйти на дорогу, не обращая внимания на машины или играть с ножом, спичками, оголенными проводами.

Объяснить простыми словами, кто такие дети-аутисты не получится. Они не имеют прямой патологии мозга, грубых неврологических расстройств.

Особенности мышления

Мальчики и девочки аутисты асоциальны, мало обращают внимания на окружающий мир. Будто отделяют себя от него стеной и не собираются ее разрушать. Это отражается на особенностях восприятия мира.

Такие детки могут спутать живое и не живое. Не всегда осознают человека или животного как единое целое, воспринимают их как набор отдельных элементов.

При этом, присматриваясь к поведению своего чада, не стоит паниковать. Многие признаки, которые напоминают аутизм, оказываются особенностью характера.

Или проявлением другого отклонения. В любом случае, при подозрении, чтобы разобраться кто такие дети-аутисты и как определить, а затем лечить аутизм у них, необходимо обратиться к специалистам.

Интеллектуальное развитие – показатель, проявляющийся позже. Ребята с аутическим синдромом могут демонстрировать потрясающие успехи в узкой области и при этом сильно отставать в других.

В школе, как правило, имеют невысокие оценки. Так как из-за особенностей работы мозга, им тяжело сфокусироваться на материале, запомнить новое.

Диагностика

Чтобы распознать синдром аутизма у детей, нужно определить признаки, как он проявляется.

Для этого симптомы должны затрагивать три основные сферы:

  1. Сложности во взаимодействии с социумом;
  2. Коммуникативные проблемы;
  3. Стереотипное поведение, постоянное зацикленное повторение одного действия или слова.

Определить, что у малыша аутическое расстройство, непросто и врачам. Так как родители при разговоре и опросе не рассказывают о своеобразном поведении совсем маленьких детей, считая его нормальным или не придавая им значения. А педиатр, не наблюдая ребенка в естественной среде, может не заметить настораживающих симптомов.

Усугубляется проблема дефицитом осведомленности. Мало кто из молодых родителей знает, что такое аутизм, отчего он возникает у детей, и как это заболевание выявить.

При подозрении, малыша отправляют на комплексное обследование. Оценке подвергается не только физическое, но и психологическое состояние.

  • УЗИ головного мозга или Эхо-ЭГ, чтобы исключить наличие опухолей;
  • осмотр отоларинголога, чтобы не спутать аутистическое расстройство с тугоухостью;
  • сбор информации, опираясь на рекомендованные международными медицинскими организациями анкеты-опросники.

Наиболее значимая часть диагностики – работа психолога с малышом и с родителями. Отвечая на продуманные вопросы, мама и папа, сами того не подозревая, объясняют врачу, от чего возник болеющий синдромом аутизма ребенок. И узнают, какую следует проводить с ним дальнейшую работу.

Лечение и коррекция

Аутизм – понятие, отражающее особенности работы мозга, вылечить которые нельзя, но как безнадежную патологию, воспринимать не стоит.

Многие люди с таким отклонением социализируются и нормально живут, отличаясь от остальных большей закрытостью.

Основная часть работы по коррекции ложится на родителей, ближайшее окружение ребенка. Социализировать малыша поможет ежедневная работа с ним.

  • Работа с психологом и специалистами-коррекционщиками. Посещать занятия должны не только дети с диагнозом «аутист», но и их родители, которым придется во многом пересмотреть свое общение с малышом.
  • Обучение в специализированных детских учреждениях, начиная с детского сада.
  • Постоянное повторение определенных необходимых операций, так как ребенок запоминает хуже сверстников.
  • Формирование четкого, не нарушаемого распорядка дня.
  • Создание неизменной среды вокруг. В привычном пространстве не должно меняться ничего. Даже игрушка, переставленная на другую полку, способна надолго вывести из равновесия.
  • Выработка специфического типа обращения, который позволит привлекать внимание ребенка, но при этом не пугать его.

Повышать голос запрещается категорически!

Медикаментозное лечение назначается только в случае, когда аутический синдром развивается параллельно с другими заболеваниями. Например – эпилепсией у детей, для устранения ее симптомов.

Еще один повод – серьезные отклонения в поведении, склонность к агрессии и чрезмерной гиперактивности. Тогда применяют успокоительные, транквилизаторы.

Лечить аутизм, в принципе, можно. Это означает – скорректировать поведение и мышление ребенка, приблизить их к социальным нормам. При постоянной работе над проблемой на протяжении лет – вполне достижимая задача.

Кто такой аутист: симптомы болезни, лечение детей и взрослых

Аутизм — довольно распространенное заболевание. В медицинской литературе его классифицируют как расстройство развития психики. Существуют отдельные признаки этой патологии, позволяющие отличить ее от других отклонений. В настоящее время проблем с диагностикой этой болезни нет. Лечение направлено на социальную адаптацию больного и включает в себя психотерапию, медикаментозную терапию и соблюдение особой диеты.

Аутизм — это патология психического развития, которая заключается в трудностях социализации.

Читать еще:  Умерший жалуется на боль

К детскому аутизму относятся:

  • синдром Каннера;
  • аутистическое расстройство;
  • инфантильный аутизм;
  • инфантильный психоз.

Болезнь аутизм диагностируется у 4—5 человек из 10 тыс.

Этому заболеванию наиболее подвержены мальчики. Девочки заболевают в 3 раза реже.

Замечено, что риск развития аутистического расстройства выше у детей мужского пола, родившихся от первой беременности. Аутизм у мальчиков проходит в более легкой форме. Заболевание у девочек протекает сложнее, и чаще всего в таких семьях уже есть люди с психическими отклонениями.

Точные причины развития болезни неизвестны.

Существует лишь несколько научных теорий:

  1. 1. Некоторые специалисты утверждают, что задержка психического развития возникает из-за перенесенных матерью во время беременности инфекционных заболеваний, которые могли повлиять на плод. Особенно это касается краснухи.
  2. 2. Согласно другой гипотезе основная причина кроется в генетических аномалиях. И этому есть подтверждения: дети с аутизмом чаще рождаются в семьях, где уже встречалась эта патология.
  3. 3. Последняя теория — разнообразные нарушения со стороны органики головного мозга и его функций.

К ним относятся:

  • расстройство в работе связей лобных долей и лимбических структур, что ведет к сбою планирования поведения и формирования мотиваций;
  • патология ретикулярной формации головного мозга;
  • ошибка в серотониновом обмене;
  • нарушение связей больших полушарий мозга;
  • поломка переработки звуковых раздражителей, что приводит к блокаде контактов;
  • слабое формирование инстинктов.

Существует мнение о том, что основная причина аутизма — психологические проблемы и неблагоприятная социальная среда.

Современные психиатры считают, что аутизм как форма задержки развития психики происходит из-за нарушения формирования систем головного мозга. Это приводит к возникновению недостаточности их функционирования.

В первую очередь страдает сознательная деятельность человека, необходимая для социализации в обществе.

Проявления аутизма заметны еще в раннем детстве. Наиболее ярко симптоматика становится видна после 3 лет жизни ребенка.

Если говорить о внешних признаках, то такие дети в возрасте до 6—8 лет выглядят отстающими в росте и физическом развитии от своих сверстников. У них поздно формируется доминирование одной из верхних конечностей.

В большинстве случаев аутизм сочетается с умственной отсталостью разной степени.

Разговорная речь у детей с аутизмом формируется поздно и в недостаточных объемах. Поэтому при общении они предпочитают использовать жесты вместо речи. А если пытаются заговорить, то произносят короткие фразы простыми словами. Аутисты часто придумывают новые слова, автоматически повторяют услышанное. Речь отрывиста и невыразительна (монотонна).

Такие дети не используют местоимения «Я» и говорят о себе в третьем лице.

В младенчестве дети не проявляют интереса к звукам и особенно человеческой речи. Малыши не просят, чтобы их взяли на руки, не боятся оставаться одни. Научившись ходить, не следуют за матерью. Для них отсутствуют различия между родными и чужими, поэтому они не пугаются незнакомых людей.

Больные не играют с другими детьми, не нуждаются в компании. Их игры не носят сюжетной нагрузки. Аутисты проявляют интерес к каким-либо механическим предметам и подолгу могут увлеченно перебирать их руками.

Свои желания дети -аутисты выражают плачем и громкими криками. У них часто возникают вспышки нервозности и агрессии. Как правило, это реакция на какие-то изменения в обыденной жизни — появление новых предметов в комнате или, наоборот, отсутствие привычных, попытки накормить их новыми продуктами и тому подобное.

При вспышках агрессии дети могут нанести себе повреждения, поэтому такое состояние требует немедленного вмешательства взрослых.

Как правило, аутистические дети имеют тесный контакт с матерью и взаимодействуют с окружающим миром только через нее. Поэтому ребенок испытывает сильный страх ее потери.

Несмотря на отсутствие интереса к обществу, аутисты получают удовольствие от материнской ласки. Но только до тех пор, пока их не просят смотреть в глаза или разговаривать.

Ребенок испытывает постоянные трудности с засыпанием. Сон короткий, нерегулярный, прерывистый и поверхностный.

Засыпание происходит только при определенных обстоятельствах и представляет собой привычный ритуал. Например, на одном и том же стуле в положении сидя или если рядом находятся оба родителя. Чаще всего такие дети не могут уснуть в одиночестве.

Для синдрома аутизма характерны необычные фантазии, пристрастия, увлечения. Они захватывают детей полностью.

Среди таких пристрастий отмечают:

  • раскачивание на стуле;
  • хождение по комнате из угла в угол;
  • бесцельное перелистывание книги;
  • перебирание пальцами мелких предметов, волос и т. д.

Также дети часто проявляют интерес к схемам и картам. Другие могут рисовать сцены убийств и насилия. Некоторые любят посещать свалки и сырые подвалы.

Психиатры полагают, что такое поведение отражает патологическую попытку приспособиться к окружающей действительности.

Пристрастия детей носят довольно однообразный характер. Например, они часто собирают коллекции из одинаковых предметов.

Увлечения представлены одной тематикой. Они часто перечитывают одну и ту же книгу.

Такого ребенка может глубоко заинтересовать практически все, кроме межличностных отношений среди людей. Поэтому они не смотрят художественные фильмы о людях и не читают подобных книг.

Аутисты часто увлекаются изучением точных наук, ведь из-за особенности формирования мышления их разум неограничен общественными рамками и понятиями.

Как правило, с возрастом симптомы задержки развития сглаживаются, и больные мало чем отличаются от сверстников. Для взрослых людей с аутистическим синдромом остается характерной замкнутость от социума и склонность к гиперсосредоточенности.

Но все зависит от каждого конкретного случая заболевания (вида расстройства аутистического спектра, степени умственной отсталости и т. д.).

Диагностика аутизма требует индивидуального подхода к каждому больному. Ведь в раннем возрасте схожими аутичными чертами обладают такие заболевания, как:

  • шизофрения;
  • психозы;
  • психопатия Аспергера;
  • глухота;
  • умственная отсталость;
  • нарушения развития речи и др.

Чтобы распознать точный диагноз, врачами-психиатрами была создана шкала критериев аутизма (МКБ-10 ):

Пункт Критерий Признаки
А Патологическое развитие проявляется в возрасте до трех лет хотя бы в одной из сфер
  1. 1. Расстройство понимания и воспроизведения речи
  2. 2. Развитие патологических социальных привязанностей или ослабленного взаимодействия с социумом
  3. 3. Нарушение символизма в игре
Б Присутствуют не менее шести симптомов (минимум два из перечня №1) 1. Качественное нарушение взаимодействия в социуме:

  • Нарушения использования для контакта с людьми мимики, жестов, взгляда
  • Неспособность устанавливать контакт со сверстниками в соответствии с возрастом, не смотря на физическую к тому возможность
  • Слабость или отсутствие коммуникации с людьми (выражается в отсутствии эмоций или неадекватной эмоциональной реакции, отсутствии формирования поведения, соответствующего ситуации и обществу)
  • Отсутствие желания разделений эмоций с людьми (ребенок не старается привлечь внимания, не показывает интересующие его объекты и подобное)
Качественные аномалии общения хотя бы в одном из пунктов:

  • Задержка формирования речи или ее полное отсутствие, при котором ребенок не пытается компенсировать это мимикой и жестами
  • Неспособность заводить и поддерживать разговор с другими людьми
  • Постоянная стереотипная речь или извращенное использование слов и устойчивых выражений
  • Отсутствие подражания и ролевых игр
Стереотипное поведение, ограниченные интересы и активность хотя бы в одной из сфер:

  • Увлеченность стереотипными интересами патологичными по содержанию и применению или по своей интенсивности
  • Навязчивые пристрастия к специфичным поступкам и ненужным ритуалам
  • Стереотипные движения, которые постоянно повторяются (похлопывания, перебирание пальцами, подскоки и подобное)
  • Сосредоточение на мелких деталях и отдельных частях игрушек и предметов, не имеющих принципиального функционального значения (вибрация, запах, неровности)

Эти симптомы должны проявиться не позднее трех лет жизни ребенка.

Необходимо избегать расширения содержания критериев. Нельзя пытаться «подгонять» признак под определенный синдром.

Нельзя ставить диагноз лишь на основании симптомов без детального изучения социальной среды, в которой находится ребенок.

Лечебные мероприятия при аутистическом расстройстве направлены на стимуляцию развития, социализацию больного, контролирование процессов, мешающих адаптации.

Применяют психотерапевтические методы лечения, медикаментозную терапию, диетотерапию.

Психокоррекционные методы помогают больному аутизмом адаптироваться к окружающей среде. Действия направлены на стабилизацию психоэмоционального состояния пациента. Кроме того, используются обучающие программы, с помощью которых врач или психолог методично учат ребенка элементарным навыкам самообслуживания, принципам безопасного поведения в доме и на улице.

Важно, чтобы обучение происходило после установления доверительных отношений с аутистом. Таким людям больным необходимо, чтобы на этапе учебы их действия хвалили и корректировали крайне ненавязчиво.

Если речь идет о больном ребенке, то к психокоррекционным мероприятиям обязательно должны подключаться родители. Им необходимо объяснить, как наладить контакт с малышом. Можно помочь составить распорядок дня, который ребенок должен будет строго соблюдать, продумать планировку жилища и т. д. Сочетание четкой последовательности действий, соблюдение режима, комфортное бытовое пространство значительно улучшают качество жизни аутистических детей и помогают в их дальнейшей социализации.

Лекарственная терапия позволяет смягчить отставание в психическом развитии, устранить тревожность, сгладить аутистический синдром, привести в норму цикличность сна и бодрствования.

Для этих целей используют курсовое применение нейролептиков (например, Рисперона). Реже используют Луцетам и Фенибут.

При аутистическом расстройстве важным моментом лечения является соблюдение диеты.

Согласно гипотезе, подтвержденной многочисленными исследованиями, у больных аутизмом в желудочно-кишечном тракте отсутствуют ферменты для расщепления казеина и глютена. Нерасщепленные остатки этих белков оказывают разрушающее действие на центральную нервную систему. В соответствии с этим утверждением разработана особая диета.

Соблюдение диеты при аутизме предполагает исключение из рациона следующих веществ:

  1. 1. глютена;
  2. 2. казеина;
  3. 3. аспартама;
  4. 4. глутамата натрия.

Продукты, содержащие запрещенные вещества:

Вещество В чем содержится Какие продукты
Глютен Пшеница, овес, геркулес, рожь, толокно, манка, ячмень, перловка Хлебобулочные изделия, макаронные изделия, каши, пивные напитки, квас
Казеин Молоко Молоко всех видов животных, молочные продукты
Глутамат натрия Глутаминовая кислота Мононатриевая соль в виде пищевых добавок
Аспартам Синтетические подсластители Пищевые добавки и продукты, содержащие искусственный заменитель сахара

При своевременном выявлении болезни, профессиональном лечении и должном уходе прогноз для жизни благоприятный. Многим больным удается успешно социализироваться. Особенно в случаях легкой степени аутизма.

Сейчас окончательно излечиться от аутизма нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector