Что такое когнитивистика
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Что такое когнитивистика

Когнитивистика — это молодая наука с большим будущим

Когнитивистика – это сравнительно новая область науки, имеющая узкоспециализированную направленность.

Объединяет специалистов различного профиля. В настоящее время активно развивается и накапливает знания.

Что такое когнитивная сфера человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и краткая история

Что такое когнитивистика?

Когнитивистика в широком смысле слова означает совокупность научных дисциплин и исследований, изучающих интеллект и способы хранения, приобретения, изменения и использования знаний.

Узкое определение дал Майкл Айзенк. По Айзенку когнитивистика – это междисциплинарное исследование применения и приобретения знаний.

Существует другое определение, согласно которому когнитивистика – междисциплинарный комплекс научных направлений, изучающих познание и высшие формы мыслительной деятельности и мыслительных процессов.

Объединяет в себе результаты исследований в следующих науках:

  • психология;
  • философия;
  • антропология;
  • теория познания;
  • нейрофизиология;
  • теория искусственного интеллекта.

Когнитивистика возникла в результате противопоставления теории бихевиоризма, предложенной американским психологом Джоном Уотсоном.

Уотсон заявлял, что только поведение должно изучаться с научной точки зрения, сознание не может быть предметом интереса науки.

С начала 1950 годов теория Уотсона утрачивает звание единственно верной.

Джон Миллер предположил, что части информации закодированы и расшифрованы в глубоких пределах разума.

Позже ученые Джон Маккарти, Герберт Саймон и другие основывают область науки под названием искусственный интеллект.

Впервые термин когнитивистика был употреблен Кристофером Лонге-Хиггинсом в 1973 году.

Когнитивизм — что это в психологии? Читайте об этом здесь.

Известные когнитивисты

В мире есть определенное количество людей, посвятивших себя изучению когнитивистики, и они по праву признаны специалистами в этой области.

  1. Дэниел Деннет – американский философ и когнитивист. За свою долгую научную деятельность написал множество научных трудов о сознании, свободе воли. В частности он утверждает, что воля и сознание являются иллюзией, они результат физиологических процессов, происходящих в мозге.
  2. Стивен Пинкер – американский ученый, психолингвист, психолог. Пинкер разработал свою теорию усвоения языка. Написал широко известную в научных кругах книгу «Язык как инстинкт», в которой популяризовал труды Ноама Хомского.
  3. Джордж Лакофф – американский лингвист, эксперт в области языкознания. Получил известность как создатель порождающей семантики.
  4. Джерри Фодор – американский философ, экспериментатор в области психолингвистики. Разработал теорию о языке мысли.
  5. Дэвид Чалмерс – австралийский философ и когнитивист. Область специализации затрагивает философию ума и языка. Чалмерс сформулировал понятие проблемы сознания.

к содержанию ↑

Классические методы в основе

В основу когнитивистики заложено два классических метода.

Первый метод именуется символизмом. Основной идеей метода является схожесть между мыслительной деятельностью человека и мышлением компьютера. Компьютер имеет центральный процессор, в котором обрабатывается вся поступающая информация. Человек имеет похожую структуру.

Второй метод носит название коннекционизма. Полностью противоречит первому методу.

Мышление человека невозможно сравнить с мышлением процессора компьютера, потому это данные нейробиологии о мозговой деятельности опровергают это утверждение.

Дать стимул человеческому мышлению могут искусственные нейронные сети.

Список когнитивных расстройств вы найдете на нашем сайте.

Применение знаний на практике

Знания когнитивной науки широко применяют в практической деятельности.

Когнитивисты могут помочь людям с проблемами или нарушениями функций работы головного мозга. Разрабатывается индивидуальная программа лечения, в результате у человека восстанавливаются естественные процессы в головном мозге.

Когнитивистика позволяет создать верную методику для изучения детьми языков или других предметов, требующих активной работы отделов головного мозга.

Разработчики сайтов могут воспользоваться накопленными знаниями когнитивной науки. При размещении рекламы для владельца сайта важно, чтобы рекламный пост был сразу замечен человеком, и он бы заинтересовался предложенным вариантом.

Для этой цели нужно понять, какую организацию имеет человеческое внимание и восприятие, исследовать движение глаз.

Ответы на эти вопросы знает когнитивистика и это помогает владельцам сайтов поместить рекламу с выгодой для себя.

По такому же принципу работают заказчики рекламы на телевидении.

В идеале можно предотвратить развитие заболеваний, если ученые поймут механизм, как посылать мозгу такие сигналы, чтобы он делал то, что требуется организму для нормального функционирования.

Методы современной когнитивистики

Когнитивистика является междисциплинарной наукой, поэтому применяются методы исследования из психологии, нейробиологии, теории искусственного интеллекта и другие.

    Поведенческие эксперименты. Для понимания структуры поведения нужно изучать само поведение. Используются такие приемы, как время реакции, определяет разницу во времени между представлением стимула и получением ответа на него, психофизические ответы, пороговые различия для цветов, тонов, структур. Интересным видом поведенческих экспериментов является глазное прослеживание.

Движение глаз отражает принятие решения во время обдумывания задачи. Контролируя движение глаз, ученым удается изучить, какая информация обрабатывается в установленный срок.

Мозговое отображение. Включает деятельность анализа в пределах мозга, позволяющего выполнять различные задачи. Позволяет связать поведение и функции мозга для понимания процесса обработки информации.

Мозговое отображение проводится в виде компьютерной томографии, электроэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии, магнитоэнцефалографии, с помощью таких средств можно понять активность нейронов, выявить какие области мозга быстрее реагируют на информацию.

В группу мозгового отображения входит оптическое отображение. Используются инфракрасные передатчики и приемники. Безопасная технология, позволяет изучать мозг не только у взрослого человека, но и у младенцев.

  1. Вычислительное моделирование. Требуется математическая постановка проблемы. Позволяет понять функциональную организацию познавательного явления.
  2. Из менее популярных методов выделяются динамическая теория систем, нервно-символическая интеграция и модели Bayesian, методы прямой мозговой стимуляции, посмертные исследования.

Когнитивистика является молодой наукой с большим будущим. Ученые делают всё возможное для применения накопленных знаний на практике, а обычные люди с интересом наблюдают за бурным развитием когнитивных наук и приобретают новые знания о познании, процессах мышления.

Что такое когнитивный диссонанс? Ответ узнайте прямо сейчас.

Лекция М. В. Фаликман «Современная когнитивная наука: внутри и вне черепной коробки»:

Когнитивистика и её место в научном мире

Что вы можете назвать общего между теорией познания, нейрофизиологией, когнитивной психологией, когнитивной лингвистикой и искусственным интеллектом? Загадка не из простых, и сразу на ум может ничего и не прийти. Но если помозговать, как следует, то ответ найти можно. Вот попробуйте сами.

Независимо от того, нашли вы ответ или нет, мы всё равно его назовём – это когнитивистика – особое научное направление, занимающееся изучением мыслительных и познавательных процессов, а также занимающаяся моделированием принципов организации и функционирования различных естественных и искусственных систем.

У нас на сайте когнитивистике посвящен отдельный курс, о котором вы можете узнать по ссылке. А сейчас предлагаем вам познакомиться с историей и кратким описанием этого интересного понятия.

Краткая история

Ещё древнегреческие философы, к примеру, Аристотель и Платон, проявляли интерес к пониманию природы сознания человека. На эту тему было написано множество трудов и выдвинуто огромное количество предположений. Позже, уже в XVII столетии, французским философом, физиком и математиком Рене Декартом было популяризовано представление о том, что разум и тело человека представляются собой два самостоятельных объекта. Среди других великих мыслителей XVII и XVIII столетий, размышлявших о разуме, можно назвать Джона Локка, Иммануила Канта, Дэвида Юма, Томаса Гоббса, Роберта Бертона, Джорджа Беркли и других. Но если в том время большинство размышлений на эту тему имели скорее теоретический характер, то уже в конце XIX века вопрос о человеческом знании стал изучаться экспериментальной психологией, причиной чему стала деятельность немецкого врача, физиолога и психолога Вильгельма Вундта.

В начале XX века популярное на тот момент представление людей о разуме изменил основоположник бихевиоризма – американец Джон Бродес Уотсон. Согласно ему, сознание человека само по себе не может является предметом интереса науки, но лишь поведение, которое можно наблюдать, можно и нужно изучать при помощи научных подходов.

В 50-е годы минувшего столетия точка зрения на тему человеческого сознания вновь начала претерпевать изменения, т.к. учёными начали осмысляться различные теории разума, которые основывались на исключительно сложных воззрениях и процедурах вычисления. Американский психолог Джордж Миллер впервые использовал понятие о ментальных представлениях, а другие учёные (Герберт Саймон, Аллен Ньюелл, Марвин Минский и Джон Маккарти) стали основателями области под названием «искусственный интеллект». В дальнейшем изучение разума было удалено американским лингвистом Ноамом Хомским из бихевиоризма и некоторых других направлений, изначально находившихся в фокусе психологической науки.

А само понятие «когнитивистика» было впервые предложено в 1973 году исследователем искусственного интеллекта Кристофером Лонге-Хиггинсом. В течение ближайших десяти лет появилось Общество Когнитивистики и журнал «Cognitive Science». С тех пор когнитивистика начала развиваться в качестве отдельного направления.

Среди наиболее известных когнитивистов можно назвать следующих личностей:

  • Дэниел Деннет – исследователь вычислительных систем
  • Джон Серл – автор мысленного эксперимента «Китайская комната»
  • Джерри Фодор – известный защитник функционализма
  • Дуглас Хофштадтер – знаменитый информатик и физик
  • Джордж Лакофф – исследователь в области лингвистики
  • Джеймс МакКлелланд – физиолог и исследователь работы мозга
  • Стивен Пинкер – специалист по экспериментальной психологии

Уже только этот небольшой список может сказать о том, что когнитивистика является очень актуальным научным направлением. И причиной этому во многом служат её методы – они крайне интересны, и о них стоит упомянуть отдельно.

На чём основываются методы когнитивистики?

Методология когнитивистики построена на использовании компьютерных моделей, позаимствованных из теории искусственного интеллекта, и экспериментальных методах, взятых их психологии, а также физиологии высшей ЦНС. Так разрабатываются точные теории работы мозга человека.

Применяет когнитивистика два классических вычислительных метода, направленных на моделирование когнитивных систем:

  • Символицизм – основан на идее о том, что мышление человека аналогично мышлению компьютера, имеющего центральный процессор и обрабатывающего потоки символьных данных
  • Коннекционизм – основан на идее о том, что мышление человека невозможно уподобить компьютерному процессору, т.к. это несовместимо с нейробиологическими данными о деятельности мозга; мышление можно стимулировать искусственными нейронными сетями, состоящими из «формальных» нейронов, которые одновременно обрабатывают потоки данных

В классическом подходе когнитивистики проблема взаимосвязи сознания с мозгом игнорировалась, как и проблема взаимосвязи психологической и нейробиологической наук, что было причиной одного из провалов когнитивистики в прошлом. Но в 80-х годах прошлого века учёные-нейробиологи стали гораздо ближе взаимодействовать с психологами, благодаря чему появилась новая наука – когнитивная нейробиология.

Читать еще:  Шизофрения в старческом возрасте

Когнитивистика сегодня

Современная когнитивистика (или когнитивная нейробиология) использует методы визуализации мозга, позволяющие на опытном уровне доказать связь ментальных феноменов и физиологии мозга. И если в прошлом традиционной когнитивистикой сознание человека не учитывалось, то сегодняшняя когнитивистика не просто берёт сознание во внимание – оно является одним из основных объектов её исследований.

Пожалуй, самым главным техническим достижением, которое вообще сделало возможным существование и развитие когнитивистики, являются инновационные методы сканирования мозга, например, томография. Именно она, вместе с некоторыми другими методами, позволила впервые в истории человечества узнать, что такое мозг изнутри, а также заполучить уникальную практическую информацию о его функционировании, а не просто косвенные данные, как это было прежде. Немаловажное значение в этом процессе, конечно же, имеет и разработка и создание всё более мощных компьютеров.

Если же попытаться разделить всю когнитивную на части, то можно поразиться тому, сколько составляющих она в себе содержит. К ней относится когнитивная психология и когнитивная лингвистика, математическая логика и искусственный интеллект, материальная когнитивная наука и когнитивная этология, философия сознания и неврология, нейрофизиология и нейробиология, а также нейролингвистика, когнитивная география, когнитивная антропология, нейронаука и экспериментальная психология познания.

Тот прогресс, который наблюдается в когнитивной науке в настоящее время, по мнению учёных, может помочь человечеству раскрыть те тайны, которые скрывает в себе разум, иначе говоря, детально описать процессы, происходящие в человеческом мозге и отвечающие за деятельность высшей нервной системы. Если же человечество будет обладать такими данными, это сделает ещё более реальным и значительно ускорит создание искусственного разума, способного обладать независимыми когнитивными способностями, способного к творческой деятельности и даже полноценному взаимодействию с человеком.

Пока же остаётся только следить за развитием этого уникального научного направления.

Когнитивистика — что за зверь такой?

Зачем собрали специалистов из разных областей науки и окрестили их «когнитивистами»? Где можно применить результаты таких исследований? Об этом кратко рассказывает Камиль Морван (Camille Morvan) — доктор философии в области нейробиологии, магистр когнитивистики в Университете Пьера и Марии Кюри (фр. Université Pierre et Marie Curie или UPMC — Paris Universitas 6). В данный момент она занимается исследованием визуального восприятия и измерением разных форм интеллекта.

XX 2 ВЕК. Можешь рассказать, что такое когнитивистика?

Камиль Морван. (от латинского cognition, «познание») — это такой общий термин, который используется, когда говорят об изучении познания. Это могут быть любые процессы, выполняемые мозгом: восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), планирование на будущее, память, внимание (как мы обращаем внимание на вещи), язык и т.д.

XX 2 ВЕК. Почему важно изучать все процессы, выполняемые мозгом, в рамках одной дисциплины? Они же настолько разнородны? Существуют низкоуровневые, такие, как визуальное восприятие. А есть высокоуровневые, больше относящиеся к домену психологии; например, планирование на будущее. Зачем когнитивистика объединяет специалистов из разных дисциплин?

К. М. Да, когнитивистика очень междисциплинарна по своей сути. Изначально люди приходили в неё из других областей науки — из математики, психологии, информатики. Кто-то приходил из гуманитарных наук, таких как социология, лингвистика. И даже сегодня трудно сказать, что кто-то является только когнитивистом; учёные, которые этой наукой занимаются, всё равно в большей степени лингвисты или нейробиологи, работающие с мыслительными процессами.

Примерно после Второй мировой войны возникла наука информатика, и с её появлением люди начали смотреть на мозг немного по-другому — как на устройство, которое обрабатывает сигналы. Это был такой первый прецедент в истории (до этого мозг рассматривали в разном свете, но не в этом). Причина, по которой стали смотреть на мозг именно так, кроется в силе информатики — с её помощью можно создавать компьютеры, а с помощью компьютеров можно создавать множество других вещей. А мозг, подобно компьютеру, может обрабатывать информацию. Это вызвало поворот в методологии изучения мыслительных процессов.

Зачем потребовалось использовать новый термин — когнитивистика? Дело в том, что учёные из разных областей используют одну и ту же модель для понимания мозга, и это позволяет им общаться друг с другом на одном языке. Используя методологический аппарат когнитивистики, можно изучать как память, так и внимание и язык. При этом процессы в мозге изучаются без учёта личности, то есть не для конкретного индивида, а для людей в целом. Мы считаем, что мозг имеет функциональность для памяти или ассоциаций, и будем изучать эту память с помощью одинакового метода для всех людей. Все они участвуют в одном и том же эксперименте, с помощью которого мы пытаемся понять, как память функционирует в «стандартном» мозге. В психологии это немного отличается, потому что там учитываются индивидуальные различия, биография, психические травмы и т.д.

XX 2 ВЕК. А вообще насколько корректно рассматривать мозг как машину, ведь это слишком механистическое представление? Если воспринимать человеческое тело как набор деталей, это может привести к некоторым нежелательным последствиям.

К. М. Один из способов думать о когнитивистике — думать о её методе, как о методе математических моделей. Любая модель мира, которую вы пытаетесь построить, ошибочна по определению, потому что модель всегда упрощает что-то. Например, возьмите модели прогноза погоды. Вы знаете, что в определённое время в Париже вероятность дождя составляет 30%. Но это не означает, что 30% Парижа находятся под дождём, а 70% — нет. Это означает, что вероятность дождя составляет 30%. Поэтому я говорю, что любая модель неправильна, потому что либо дождь идёт, либо нет. Модели хоть и упрощают мир, но позволяют делать прогнозы. То же самое с когнитивистикой. Она строит упрощённые (по сравнению с действительностью) модели мозга — и это позволяет нам делать прогнозы. Эти прогнозы не являются на 100% точными, но, по крайней мере, дают нам некоторое представление о том, как мозг занимается обработкой информации.

XX 2 ВЕК. Ты сказала, что есть какая-то общая методология для всех подобластей когнитивистики, какой-то общий терминологический аппарат…

К. М. В основном это эксперименты. Например, поведенческие эксперименты. Вы даёте людям задание — например, нажимать на кнопку, или сообщать о том, что они увидели, или запомнить образ. И записываете, как человек отвечает. Представьте, что я показываю вам последовательность букв и прошу вас нажать на кнопку или иным образом сообщить, когда вы увидите букву «a». Основываясь на том, сколько раз вы увидели правильно букву «а», можно смоделировать, как ваш мозг обрабатывал информацию.

Существует такой эксперимент, на экране компьютера мы последовательно показываем буквы, например, «п ц р о б ы т». Одна буква сменяет другую очень быстро, и я спрашиваю, видели ли вы букву «б» или какую-то другую букву. При этом человек, который проводит эксперимент, знает, в какой момент была показана эта буква, и знает, в какой момент испытуемый сообщил, что увидел её.
Используя эту методологию, учёные обнаружили, что есть эффект, который они назвали «миганием внимания» (attentional blink). До того, как вы моргнёте, у вас перед глазами — поток визуальной информации. Во время моргания у вас нет визуальной информации. Затем вы открываете глаза, и у вас появляется визуальная информация. Было показано, что внимание работает по той же схеме. Представьте, что вы обращаете внимание на какой-то объект в пространстве. В определённый момент ваше внимание «мигает» — и вы перестаёте обращать внимание на 300 миллисекунд. Вы этого не замечаете, потому что это слишком короткий промежуток — к тому времени, когда ваше внимание вернётся к нормальному состоянию, перед глазами ничего не изменится коренным образом. Но с помощью теста, про который я рассказала, мы можем это «мигание внимания» уловить.

XX 2 ВЕК. Можно ли применить результаты когнитивных исследований на практике? Может, в промышленности или в медицине?

К. М. Когда мы говорим о прикладных областях когнитивистики, то одно из значимых применений — это постановка диагноза. Определённые болезни делают вас «хуже» в некоторых вещах. Когда у человека депрессия, его интеллектуальные способности будут страдать — у него будет хуже память, мыслительные процессы будут замедлены. Если ваша цель — диагностировать людей с биполярным расстройством, с депрессией или шизофренией, то вам нужны диагностические инструменты, и вы можете использовать для этого методы, предоставленные когнитивистикой. Это одна из областей применения.

Ещё одна сфера применения когнитивистики — . Этот термин служит для обозначения использования когнитивных искажений на благо общества. Пример когнитивного искажения: если вам показывают поток букв, ваша память устроена так, что вы лучше запомните первые и последние несколько букв. Или есть, например, такое искажение — люди любят заканчивать начатые дела. На этом построен тетрис — у вас есть законченная картина, но вот падает ещё один блок, и надо его пристроить. Вы его пристраиваете, но тут падает ещё один блок.

Дословный перевод английского слова «nudging» — подталкивание. Надждинг — это подталкивание людей к условно благому для них решению. Например, заставить кого-то бросить курить с помощью когнитивной манипуляции — это будет наджинг. Или сделать социальную рекламу с текстом «большинство матерей кормят грудью минимум до трёх месяцев» — тоже наджинг, так как люди склонны принимать решения, согласующиеся с решением большинства. Отличие наджинга от рекламы в том, что манипуляция происходит ради благой цели. Но и в рекламе могут быть использованы когнитивные искажения. Например, можно поставить товар в магазине по центру полки, тогда он будет привлекать больше внимания.

Когда я работала с наджингом, это выглядело так: я вернулась тогда из Гарварда во Францию и основала фирму, в которой мы давали консультации в области наджинга. Клиентом у нас было правительство Франции. Они тогда разработали социальную программу для людей, у которых на попечении были несамостоятельные родители. Учитывая то, что многие не хотят сдавать родителей в дом престарелых, и у людей накапливается много усталости, программой были предложены специальные дома, куда можно было сдать родителей на выходные или на время отпуска. Однако люди не хотели пользоваться этими услугами, поэтому правительство было вынуждено обратиться за консультацией в мою фирму.

Читать еще:  Разрыв с любимым человеком

Мы выяснили, что было несколько причин, почему люди не хотели пользоваться новой социальной программой. Во-первых, они чувствовали себя виноватыми, когда оставляли родителей с кем-то другим. Во-вторых, боялись, что когда оставят родителей, те умрут (представьте, вы в отъезде, но всегда думаете о том, что пока вас нет, ваши родители могут умереть, и это не даёт вам нормально отдохнуть). Третьей причиной был status quo. Люди думали, что если они могли ухаживать за родителями, не покидая их, в течение многих лет, то и сейчас смогут.

В ответ на такие страхи было спроектировано три сообщения для социальной рекламы: «Если хочешь хорошо ухаживать за родителями, ты сам тоже должен быть здоровым» (а следовательно, надо уезжать в отпуск хоть иногда); «Помоги родителям поддерживать здоровую деятельность мозга» (в «домах временного содержания» с пенсионерами занимались, играли с ними в интеллектуальные игры и т. д.) — получается, что вероятности смерти противопоставляется терапия и поддержание здоровой деятельности мозга; «Те, кто воспользовался нашими услугами, жалеют, что не сделали этого раньше» — тот же трюк, что и в примере с кормлением. И наши сообщения сработали!

Другая область применения (то, чем я занимаюсь сейчас) — это оценка различных форм интеллекта. Это может пригодиться при наборе персонала. Например, мы знаем, что люди с лучшей рабочей памятью имеют лучшую производительность на работе. Рабочая память — это очень специфическая память. Помните тест, который я описывала ранее, когда мы показываем людям поток букв, а затем спрашиваем их, видели ли они какую-то конкретную букву? Если я покажу «a b c» и спрошу, видел ли человек букву «b», ему будет легко ответить, потому что он видел её секунду назад, но если я покажу «a b c d e f g» и спрошу, видели ли он «b», то это уже задача посложнее, потому что прошло больше времени между моментом, когда человек увидел букву «b» и моментом, когда я об этом спрашиваю. И вероятность того, что человек эту букву запомнил — гораздо меньше. Примерно так мы измеряем рабочую память — сколько времени после того, как я показала букву, вы все ещё помните, что видели её. Это примерное определение рабочей памяти. Но это только один из множества видов памяти.

Использование когнитивных тестов при приёме на работу не очень широко распространено — есть только две компании в мире, которые занимаются этим. Но мы развиваем этот подход.

Пользовательский интерфейс и «юзер экспириенс» (UX) также представляют широкую область применения. И, на самом деле, дизайн в целом является областью применения когнитивистики, потому что если вы хотите построить дом для людей, то будет хорошо узнать, что нужно людям от дома и как они (то есть, люди вообще) будут его использовать.

XX 2 ВЕК. В ваших экспериментах используются физические измерения? Вы, может быть, вставляете электроды в мозг?

К. М. Когда занималась докторской работой, я использовала измерения движений головы, рук и глаз. Другие физиологические измерения, применяющиеся в когнитивистике, — электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитная энцефалография (МЭГ), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). В ЭЭГ измеряется электрическая активность мозга, в МЭГ — магнитная активность, в фМРТ — изменение кровотока в областях нейронной активности. Есть и другие, менее сложнее методы. Можно посмотреть, например, на обилие потоотделения, можно измерить частоту сердцебиения. Это поможет понять, насколько человек взволнован, находится ли он в состоянии стресса. Или можно попросить людей нажимать на кнопку или выполнять какое-то другое задание — это будут поведенческие мерки, самый простой способ. Труднее получить ЭЭГ и МЭГ. Самый сложный и дорогой способ — фМРТ. Для настройки оборудования требуется много времени, и анализ сигнала — тоже очень сложная процедура.

С помощью фМРТ мы измеряем, сколько кислорода поступает в конкретную зону мозга. Но мы не знаем, по какой именно причине он туда поступает. Представьте, что я прошу вас решить математическую задачку. С помощью фМРТ я вижу, что в две области вашего мозга поступает кислород. Я могу сказать: «О, эти две области задействованы в решении математических задач». Но на самом деле может быть одна из этих зон мозга просто реагировала на то, что вы читали задание, и это не имеет ничего общего с математическими задачами. Это одна из проблем с фМРТ. Мы также не можем ответить на вопрос, затормаживает или ускоряет деятельность зоны мозга поступающий в неё кислород (то есть, имеет возбуждающее или ингибирующее действие). Ещё есть проблема с таймингом. Например, когда мы производим замер, какие-то зоны мозга активируются. Но как это интерпретировать? Возможно, процесс активации был начат раньше. И есть также некоторые математические проблемы — нужно декодировать сигнал, который поступает в вокселах (это как пиксели, но в объёме). Всё это делает FMRI очень сложным.

Когнитивистика: больше, чем наука

Что мы знаем о человеческом разуме? Из каких элементов строится мыслительный процесс? Насколько безграничны возможности мозга? Поиском ответов на эти и другие вопросы занята когнитивистика. Хотя официальное появление, как науки, датируется 1950 годом, попытки понять свой собственный разум человек предпринимал на заре времен, задолго до появления компьютеров. Каких успехов удалось достичь, и почему это направление одинаково интересно философам, лингвистам, физикам и IT-специалистам – далее в материале.

Когнитивистика и развитие мышления: краткая история

Первые зафиксированные попытки понять, что такое разум и мышление, встречаются у Платона и Аристотеля, причем у последнего четко прослеживались попытки научно связать теории о психических процессах с наблюдениями, избегая абстрактных рассуждений. Французский философ и математик Рене Декарт в XVII веке популяризировал представление о том, что тело и разум следует рассматривать, как два отдельных объекта: «Res Extensa» и «Res Cogitans».

Философ Джон Локк, которого иногда называли «интеллектуальным вождем XVIII века», в своей работе «Опыт о человеческом разумении» рассматривал человеческую идентичность, социализацию и мышление как неотъемлемые составляющие. Именно Локк стал одним из первых выделять человека как личность, обладающую не только сознанием, но и самосознанием, что позволяет идентифицироваться в разное время и при различных обстоятельствах.

Но самые главные события для дисциплины произошли в ХХ веке. Во-первых, появилась одна из самых распространенных теорий западной психологии о бихевиоризме (основной упор на то, что каждое наше действие есть не что иное, как рефлекс на «раздражитель»), которая была выдвинута Джоном Уотсоном. Но к 1950 годам становилось все более очевидным, что физическая структура мозга гораздо сложнее, чем цепочка «заложенных» реакций.

Бихевиористы к тому моменту так и не смогли объяснить, как крысам удается находить выход из лабиринтов, не говоря уже об объяснении того, как происходит человеческое обучение, например, при использовании языка. Кстати, несмотря на отсутствие развития этой теории, именно бихевиористы достигли существенных результатов в лечении фобий: подмена “страха” на положительные эмоцие.

Толчком к изменениям послужили и создание цифровых компьютеров, а также популярность идеи Ноама Хомского. Американский лингвист был убежден, что лингвистические способности подразумевают соблюдение бессознательных грамматических правил, и что часть из них являются врожденными.

Исследователи Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Марвин Мински и Джон Маккарти стали пионерами в новой области искусственного интеллекта, которая была основана на научной конференции в Дартмутском колледже в 1956 году с конечной целью создания компьютеров и роботов, способных выполнять задачи, аналогично интеллекту человека.

Сам термин «когнитивная наука» был введен в обиход Кристофером Лонгует-Хиггинсом в 1973 году, когда он комментировал работу «Lighthill report», касающуюся состояния исследований об искусственном интеллекте. В том же году было основано Общество Когнитивистики (Cognitive Science Society), а после появился и журнал «Cognitive Science».

Что такое когнитивистика сегодня?

Когнитивистика (cognitive science) – междисциплинарная научная область, занимающаяся исследованиями мыслительного процесса, моделирует принципы, по которым работают естественные и искусственные системы. Это общий термин, используемый науками, изучающими познание: философия, психология, лингвистика, физика, биология, математика. Под интерес попадают все когнитивные способности: внимание (как и почему мы обращаем внимание на определенные вещи), память (изучение языков), восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), построение планов на будущее. Каждая из отраслей ставит отличные друг от друга цели и использует собственные методы.

Когнитивистика в образовании

В 2017 году американский журнал «Forbes», основываясь на данные рекрутингового сайта PayScale, создал рейтинг специальностей с самым быстро растущим окладом, когнитивистика также была в этом списке.

Когнитивистика будет интересна для специалистов занимающихся:

  • развитием ИИ;
  • изучением мозга и происходящих в нем психических процессов;
  • исследованием механизмов разумного поведения;
  • исследованиями нервной системы;
  • философией;
  • разработкой информационных технологий.

Интерес компаний разного масштаба к технологиям искусственного интеллекта в значительной степени повысил спрос на специалистов. Но это далеко не единственный вариант трудоустройства. Когнитивисты понимают, как правильно выстраивать коммуникацию с людьми, поэтому специальность востребована в рекламе и средствах массовой информации, а также для активного развивающего направления – нейромаркетинг. Нейромаркетологи занимаются исследованиями мозга для получения информации о поведении покупателя.

Кроме того, когнитивистика предоставляет большие возможности для работы в исследовательских центрах по изучению сознания.

Когнитивистика: с чего начать и где учиться

В западноевропейских курсах есть отдельные программы для изучения когнитивистики: Brain and Cognitive Science (Амстердамский университет, Нидерланды), Cognitive Science (университет Умео, Швеция), Cognitive Science в Центрально-Европейском университете (Будапешт, Венгрия).

Читать еще:  Препараты лечебной косметики для коррекции патологий волосяного покрова

Прежде чем пробовать свои силы при поступлении в университет можно пройти онлайн-курсы на популярных платформах:

Кроме того, расширить знания по теме можно и при помощи книг:

  1. Гибкое сознание, Кэрол Дуэк. Будет интересна для читателей, желающих более подробно разобраться в человеческой психологии.
  2. Ваша память, Алан Бэддели. Содержит не только актуальную информацию о памяти, но и практические советы, рекомендации, тесты.
  3. Когнитивная грамматика Рональд Лангаккер. О конструкторе человеческой речи.
  4. Как работает мозг, Рита Картер.«Путеводитель» по человеческому мозгу.
  5. Разум, машины и математика. Искусственный интеллект и его задачи, Игнаси Белда. О перспективах и возможностях технологий.
  6. Думай медленно… Решай быстро, Даниэль Канеман. О поступках, решениях, и конечно, результатах.

Почему это направление так интересно?

Согласно ранним философским теориям, человеческий разум (не путать с мозгом) – нематериален, и как следствие, научный подход в его изучении использовать невозможно. Когнитивная наука выступает с диаметрально противоположной точкой зрения: интеллект можно и необходимо изучать, а собранные эмпирические данные (о явлениях, процессах в человеческом поведении) позволят разрабатывать теории для разных дисциплин.

В психологии когнитивная наука используется для сбора поведенческих данных социального взаимодействия и эмоционального опыта, а также математического моделирования мышления. Т.е. сам человек рассматривается как компьютер, который под воздействием «раздражителей» выбирает тот или иной путь реагирования.

Развитие технологий, и непосредственно создание аппаратов для проведения магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитной энцефалографии (МЭГ), позволило сделать большой шаг в развитии дисциплины. Процедуры дают возможность наблюдать за мозговой активностью во время выполнения экспериментальных задач.

Когнитивная наука особенно важна в медицине из-за важности изучения таких психических заболеваний, как депрессия и шизофрения, объяснение и лечение которых требует понимания когнитивных и нейронных процессов, лежащих в основе операций здорового ума. Нейробиологи используют сканирование мозга и другие методы для исследования нейронной активности, которая сопровождает различные виды мышления.

Что касается лингвистики, то здесь следует сделать небольшое отступление. Лингвистика часто воспринимается, как область, занимающаяся преподаванием иностранных языков, или направление, сосредотачивающее свое внимание на грамматике и правописании. Но в широком понимании, лингвистика занимается изучением того, как люди владеют и пользуются языком, а когнитивная лингвистика использует язык, как ключ доступа к мыслительным процессам.

В антропологи когнитивистика необходима для изучения природы познания, в контексте разных культур.

Особый интерес сегодня вызывает взаимодействие когнитивистики и информационных технологий. Во-первых, потому что именно появление компьютерных программ дало представление о том, что машина может самостоятельно решать задачи, используя символы и алгоритмы, т.е. имитируя мыслительные процессы. Во-вторых, вычислительные машины стали использоваться для быстрой проверки научных гипотез о психической организации и функционировании.

Когнитивистика и искусственный интеллект

Целью когнитивной науки является понимание и моделирование человеческого интеллекта с использованием всего спектра результатов и методологий смежных дисциплин, что позволяет получать более обширные результаты.

Развитие когнитивистики может помочь в будущем приобрести новые знания о мышлении, и искусственно воссоздать эти процессы в машине. Искусственный интеллект, который сможет повторить алгоритм действий мышления человека, будет в состоянии осуществлять полноценное взаимодействие с людьми, а также развивать собственные способности, в том числе и творческие.

Если вдуматься, то цифровая среда, есть не что иное, как результат развития когнитивной науки, поэтому можно предположить (и надеяться), что дальнейшее развитие науки даст ответы на самые сокровенные вопросы психологии, биологии и математики.

Программы в области когнитивистики за границей

Когнитивистика — это одно из пока нераспространенных направлений обучения в России. Однако междисциплинарность этой науки делает специалистов в области когнитивистики востребованными в разных сферах не только сейчас, но и в будущем.

Чем занимается когнитивная наука

Когнитивистика, или иначе Cognitive Science — это научное направление, которое занимается изучением познавательных и мыслительных процессов и моделированием принципов, по которым работают естественные и искусственные системы. Когнитивистика объединяет многие направления и теории: когнитивную психологию, нейрофизиологию, теорию искусственного интеллекта и познания, а также лингвистику.

Современная когнитивистика значительно отличается от традиционной – сейчас сознание является объектом изучения когнитивистики, в то время как раньше его не учитывали. Чтобы установить связь между физическими процессами в мозге и ментальными феноменами, используется визуализация мозга, для которой необходимы знания в области компьютерных технологий

В чем смысл когнитивистики

Развитие когнитивистики может помочь в будущем приобрести новые знания о разуме и получить полную картину происходящих в человеческом мозге процессов, которые отвечают за высшую нервную систему. Эти знания приближают человечество к созданию искусственного интеллекта, который сможет полноценно взаимодействовать с людьми, обладать независимыми творческими и когнитивными способностями.

Подобные планы могут казаться фантастикой, но уже сейчас человечество имеет возможность сканировать мозг и получать уникальную информацию о его функционировании изнутри. Разработка мощных компьютерных технологий — главное достижение для когнитивной науки, и работа в этой сфере продолжается и сейчас. Поэтому возможности когнитивистики не кажутся нереальными.

Подходит ли вам когнитивистика

Если вы не уверены, стоит ли выбирать для обучения когнитивистику, обратите внимание на составляющие этой науки. Это направление точно для вас, если вам интересно:

  • развитие искусственного интеллекта
  • работа мозга и происходящие познавательные процессы психики
  • механизмы, которые лежат в основе разумного поведения
  • работа, развитие и функционирование нервной системы
  • компьютерные технологии и вычислительная техника
  • философия, соотношение сознания и физической реальности

Где работать выпускнику

Со знаниями программирования и операционных систем выпускник может работать в IT. Когнитивисты востребованы в СМИ и рекламе, так как понимают, как правильно выстроить коммуникацию с людьми. Можно продолжать научную деятельность или работать в исследовательских центрах и заниматься изучением сознания. Специалисты в области когнитивистики также работают а развивающейся сфере нейромаркетинга – исследованиях мозга для получения информации о поведении покупателя.

Опасения остаться без работы можно отвергнуть. Это не только востребованная специальность, но и высокооплачиваемая. В декабре 2017 года Американский Forbes на основе данных рекрутингового сайта PayScale опубликовал список специальностей, с самыми быстрорастущими зарплатами, куда вошла и когнитивистика. PayScale провел сравнение средней зарплаты молодых специалистов и профессионалов. Показатель включал в себя оклад и бонусы. Когнитивистика заняла 9 место с начальным уровнем зарплаты в 54900 тысяч долларов и зарплатой в середине карьеры в размере 121900 тысяч долларов.

Требования для поступления

Ознакомившись с направлениями и теориями, которые объединяет когнитивная наука, кажется что для поступления необходимы математика, биология, философия и все включенные в когнитивистику направления. Однако быть специалистом во всех этих областях не нужно. Разные программы требуют образование, которое в основном связано с некоторыми, но не со всеми сферами. Например, для поступления может быть необходима психология и программирование, но при этом быть специалистом в философии необязательно.

Обучение со стипендией

Можно найти много программ в области когнитивистики, которые готовы предоставить полную или частичную стипендию. Мы подобрали несколько примеров, чтобы вы могли ознакомиться с приблизительными требованиями для поступления и условиями обучения.

Магистратура в Нидерландах

Программа Brain and Cognitive Science в Амстердамском университете включает три основных направления: поведенческая нейронаука, когнитивная нейронаука и когнитивная наука. В рамках программы вы можете изменять направления, сочетая курсы таким образом, чтобы они соответствовали вашим индивидуальным предпочтениям. Требования к прошлому образованию кандидатов зависят от выбранных ими направлений. Для иностранных студентов предлагаются несколько стипендий, среди которых Amsterdam Excellence Scholarship, Amsterdam Merit Scholarship и Holland Scholarship.

Магистратура в Швеции

Университет Умео принимает на обучение магистров по специальности Cognitive Science. Степень магистра в области когнитивной науки полученная в Умео — это хорошая возможность подготовиться к поступлению в докторантуру, защитить кандидатскую диссертацию и работать в области исследований. Многие работодатели ищут выпускников, которые понимают поведение и психологию человека, а также имеют навыки для проведения эмпирических исследований. Для поступления нужна степень бакалавра, полученная в международно признанном университете. 90 кредитов по любому предмету из области когнитивной науки, например, психологии, информатики, лингвистики, нейронауки или философии. Как минимум 15 ECTS должны быть связаны с теорией познания. Каждый год Университет Умео предлагает стипендии для академически талантливых и высокообразованных студентов. Стипендии предоставляются в форме полной или частичный платы за обучение.

Магистратура в Шотландии

Эдинбургский университет предлагает обучение по программе Cognitive Science. Программа даёт глубокое понимание когнитивной науки посредством изучения теорий и использования экспериментальных методов. По окончании университета возможны успешная академическая или профессиональной карьера. Выпускники Эдинбургского университета работают разработчиками программного обеспечения, аналитиками и языковыми специалистами в таких компаниях как BT Group и Intel.

Для поступления нужно окончить бакалавриат с британской степенью отличия второго класса и выше (средний балл более 60%) или получить ее международный эквивалент в области искусственного интеллекта, когнитивистики, информатики, лингвистики, математики, философии, физики или психологии, а также иметь опыт программирования. Абитуриенты должны обладать достаточными знаниями в математике и знаниями для выбранной специальности. Международные студенты, которые не проживают на территории ЕС могут претендовать на стипендию Informatics International Master Scholarships, которая предоставляет в течение одного учебного года 2000 фунтов стерлингов.

Докторантура в Венгрии

Центрально-Европейский университет в Будапеште приглашает на докторантуру в области когнитивистики. Тематика исследований включает коммуникацию, вычислительную неврологию, познание, коллективные действия, проблемы в области обучения, стратегическое принятие решений, визуальное познание и визуальную психофизику.

Университет рассматривает кандидатов, которые имеют признанную на международном уровне магистерскую степень в области когнитивистики или связанных с ней направлений. В случае отличной академической успеваемости рассматриваются кандидаты с сопоставимой ученой степенью в других областях социальных, гуманитарных наук или других дисциплин. ЦЕУ также допускает возможность обучения сразу после бакалавриата, если это исключительно талантливый кандидат, который обучался по дисциплине, тесно связанной с когнитивистикой. Университет предлагает стипендии, которые покрывают взносы, проживание и медицинскую страховку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector