Что такое возрастной кризис
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Что такое возрастной кризис

Возрастные кризисы — это что такое

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления. Каждый человек проходит несколько таких этапов в своей жизни.

Суть возрастного кризиса

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека. Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Особенности преодоления кризиса

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности (невротизация, зависимости и другие девиации).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены потребности ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают внутренний мир человека. Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с внутренней дисгармонией и элементами инфантилизма в поведении;
  • с акцентуациями характера;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции позитивного мышления.

Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

Возрастные кризисы – это переходные стадии в развитии, которые характеризуются изменениями в психике, это явление закономерно. Для одних людей они проходят практически без последствий, для других – более болезненно.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.
Читать еще:  Шизофрении что это такое

Причины появления

Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.

Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Возможно ли преодоление

Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители. Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

Кризис Признаки периода Что делать
1 года Увеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых. Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 лет Ребенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения. Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 лет Дети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы. Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.
Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет) Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе. Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
Пубертатный Все чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности. Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 лет В этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким. Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 лет Происходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности. Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 лет Человек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает. Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
Предпенсионный Особенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического). Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий. Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис. Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Видео

Возрастной кризис. Патология или норма?

По определению, возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается человеком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определённых стадий развития. Кризис этот обусловлен физиологическими сдвигами и изменениями в организме, функциональными перестройками, и такой кризис называется нормальным, так как сопровождает он человека на протяжении всей его жизни. А вот уже особенность протекания возрастного кризиса зависит от темперамента человека, его характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность становится неустойчивой и даже на слабые внешние раздражители может отвечать неоправданно эмоционально, бурно, агрессивно.

В состоянии действительного кризиса меняется эмоциональная сфера человека. Он может испытывать одно из трёх доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество.

Депрессивная реакция проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.

К деструктивным чувствам относится раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.

Одиночество выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадёжности, пустоты рядом.

У человека, находящегося в кризисе, изменяется объём общения: он либо резко ограничивается, т.е. уходит в себя человек, либо резко возрастает, переживается одиночество в толпе. Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми. Есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин.

Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении. Подобное же поведение у мужчин не одобряется и не приветствуется обществом. Поэтому для мужчин характерна схема внутреннего переживания. Предполагается способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений. Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его отсутствие на самом деле.

Напряжение может расти внутри человека, скапливаться и выразиться аутоагрессивно, в том числе суицидально. Кроме того, во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина.

По каким признакам мы можем определить начало приближающегося кризиса?

Самое первое, это наличие проблемы, которая создаёт дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни. На работе неприятности, мы не можем отвлечься от этого ни дома, ни на отдыхе, ни при встрече с друзьями, эта одна мысль, которая прочно поселилась у нас в голове и крутится днями и ночами, как заезженная пластинка. Соответственно, психическое состояние начинает влиять на физиологию: теряется сон, аппетит, то, чему раньше радовались, не приносит удовольствия. Затем в худшую сторону меняются отношения с окружающими и близкими людьми. Нас раздражает то, на что раньше не обращали внимания. Возникает ощущение, что нас не понимают и делают всё нам назло. Предрасположенность к кризисным состояниям особенно велика у детей, подростков и лиц старшего возраста. К группе риска по развитию кризисных состояний также относятся люди с физическим истощением, имеющие психотравму, пережившие тяжёлую потерю.

Кризис — это не тупик, а некоторого рода противоречия, через которые приходится проходить каждому из нас на пути своего взросления. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было. Возрастные кризисы возникают на стыке двух возрастов и характеризуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Для такого периода характерен отказ от старого, когда человек теряет некоторую часть из приобретённого прежде. Центральное для определённого возраста новообразование несёт в себе побудительную силу и становится исходным для формирования личности человека следующего возраста.

При столкновении с кризисным периодом у людей появляются разные типы преодолевающего поведения.

Первый тип — поведение, направленное на разрешение проблемы. Основное направление поведения — это приспособление к изменившимся условиям.

Второй тип — регрессия. Здесь в основе поведения лежат детские формы поведения, которые во младенчестве позволяли преодолеть проблему путём перекладывания ответственности на других. Самые распространённые виды регрессии — алкоголизм и наркомания.

Третий тип — отрицание. Восприятие реальности искажается таким образом, как будто бы проблема исчезает сама собой. Начинает доминировать инерция — состояние бездействия, основанное на мнении человека, что в данной ситуации ничего нельзя предпринять, и любые действия обречены на провал.

В качестве показателей кризисного состояния выделяют следующую симптоматику: снижение работоспособности, застой, снижение и изменение мотивации, неустойчивость, неадекватность самооценки, нечёткость собственных профессиональных представлений, неадекватная эмоциональная реакция, неадекватность поведения.

Кризис 33-х лет (молодость: 20–40 лет). Человек начинает осознавать собственные ограничения, реальные возможности. Происходит окончательное прощание с молодостью. Полным ходом идёт строительство собственного гнезда, будущей стабильной жизни. Многолетние дружеские связи охладевают. Мужчины в это время обычно заводят первую постоянную любовницу, втягиваются в карьеру, меньше времени уделяют дому и ребёнку. Эмансипированные женщины переживают кризис этого возраста таким же образом, как и мужчины, а остальные испытывают депрессию от снижения внимания супруга в условиях глубокой психологической и социальной зависимости от него. Один из отличительных признаков данного кризиса — это желание сменить профессию. На этом рубеже многие люди меняют работу, открывают собственный бизнес или радикально меняют сферу деятельности.

В 38–40 лет (взрослый человек: 40–60 лет) разворачивается кризис середины жизни, период жизненных экстраординарных перемен. Основные достижения в этом возрасте — высокий уровень профессионализма, личностная зрелость, высокий уровень рефлексии. Уже оформлены черты характера, границы психологического образа, стабилизируются религиозные, экономические, социальные, политические интересы и ценностные личности, чётко очерчена профессиональная траектория. Ближе к 40 годам человек начинает отчётливо осознавать, насколько расходятся его мечты и жизненные планы с ходом и результатом их осуществления. В этом возрасте неадекватны юношеский максимализм и излишняя эмоциональность, умственная и поведенческая жестокость, неумение и нежелание адаптироваться и приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Количество проблем во взрослой жизни всё возрастает, какие они будут, и насколько готовы мы к ним — неизвестно. Человек должен осознавать и уметь оценивать реальное положение вещей, быть готовым решать проблемы, а не сетовать на невезение и коварство жизни.

Кризис пожилого возраста (60–80 лет) затрагивает изменения в трёх основных сферах: интеллектуальной, эмоциональной и моральной. Всё, что раньше не вызывало трудностей — подсчёт величин, запоминание имён, дат, — воспринимается с трудом. Люди плохо запоминают, что с ними происходит сейчас, но очень хорошо помнят события отдалённых лет. У человека появляются приступы беспричинной грусти, слезливости. По совершенно незначительному поводу возникает сильное нервное перевозбуждение, например, просмотр фильма о прошлых временах, и ассоциация с тем, что не времена жаль, а жаль себя молодого в тех временах. Разбитая посуда — не именно посуду жалко, а того, что с ней уходит частичка памяти, ведь этот сервиз был куплен на 50-летний юбилей. Отрицаются новые нормы поведения, одежды, привычки проводить свободное время и т.п. Меняется отношение ко многим сторонам жизни. Для пожилого человека важны его востребованность, его самоутверждение. Труд из средства жизни становится смыслом жизни. Центральным симптомом кризиса в пожилом возрасте является страх смерти.

Помимо возрастных кризисов есть ещё одно удивительное важное понятие, на котором уместно заострить особое внимание. Это — психологическое старение (взросление), не зависящее от паспортного возраста.

Здесь на первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который для человека является ведущим, т.е. непосредственно связан с профессией (обычно это учителя, врачи, артисты, учёные).

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счёт выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждаются только телевизионные новости, сериалы, соседи и т.п. В группах таких людей уже трудно разобрать уровень образования, уровень интеллектуального развития.

Третий этап — разговоры только о своём здоровье: какие лекарства, какие способы лечения, какие травы и т.д., и т.д. без устали. В газетах, журналах, в телепередачах обращается внимание только на эти темы. Лучшим слушателем становится участковый врач.

Посмотрите вокруг себя, оглянитесь. Думаю, без труда не одного человека или двух назовёте, больше, гораздо больше тех, кто не преклонного возраста, не пенсионного даже, и кризис миновал вроде или не дорос до него просто, а психологически состарился. Стал старый душой. Когда физиологически ещё молод, полон сил, но… пуст душо, й и лет с 35-ти, в лучшем случае, а то и с 28-ми, твёрдо поселился на втором или третьем, а то одновременно и на двух этих этапах своего психологического старения. Добровольного старения! Сознательного и старательно приобретённого! А потом будут четвёртый и пятый этапы: круг общения сужается до предела, обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон); эмоциональность и общение сходят на нет.

Что же с нами всё-таки происходит? Действительно ли возрастные кризисы так страшны для человека, вредны, опасны и являются причиной всех наших перипетий, неудач и несчастий? Связано с ними психологическое старение? Или это психологическое старение является первостепенным и деструктивно влияет на возрастные кризисы? Или снова и то, и другое понятия являются ничем иным, как очередной удобной ширмой для маскировки собственных пороков (лень, трусость, эгоцентризм и т.д.). Думаю, что нет смысла приводить конкретные примеры по данной тематике. Их более, чем достаточно можно найти в любой статье как здесь, так и в любом психологическом журнале. Всё не так сложно и страшно на самом деле, как предпочитают преподносить. Снова всё упирается в вопрос: «Как далеко мы готовы зайти, до какого уровня опуститься, какие ещё поводы и причины найти, какие преграды создать собственноручно перед самим собой, лишь бы не замечать очевидного — все проблемы в нас самих?». Для чего обычный физиологический процесс пытаются сделать виновным во всём, что с нами происходит, причём начиная с самого раннего детства? Когда слушаешь мифы и легенды о кризисе трёх лет — волосы дыбом! Бедные дети! Что уж о подростковом кризисе или кризисе 40 лет говорить?! Но когда начинаешь объяснять элементарную физиологию (вводный курс анатомии обычной средней школы), что с нами на самом деле происходит и почему, откуда что берётся, как взаимодействует, как-то сразу становится очевидно, что понятие кризис плотно соседствует с понятиями «характер», «личность», и даже «привычки», «воспитанность», «уровень образованности» и т.п. «Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить самого себя», как и «мы либо сами делаем себя жалкими и несчастными, либо сами делаем себя сильными — объём затрачиваемых усилий остаётся одним и тем же». Так если мы, извините, не то, что не напрягались полжизни в творении самого себя, в укреплении себя, а и шага по дороге к себе не сделали, а только и делали, что распознавали очередные кризисы и боролись с ними, одновременно расписываясь перед самим собой и всеми окружающими в собственном бессилии перед этим монстром, то что здесь можно сказать? Как бы это странно не звучало, значит, так было удобно и выгодно. Удобно и выгодно, лишь бы не работать над собой…

В буквальном смысле, кризис — это разделение дорог, разделение жизненных путей. Кризисное переживание всегда включает в себя стресс и неопределённость, порождает напряжённость и тревогу. Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой мы привыкли, но обозначает приобретение новой возможности вхождения в новую жизненную форму, не известную нам самим. Кризис знаменует собой завершение одного этапа развития и начало другого. Это жизнь личности в её высшей, актуальной форме, осознание глубокого противоречия внутри себя и выход из этого противоречия, который требует концентрации всех физических, психических, интеллектуальных и духовных сил человека. Конечно, при одном условии. При том условии, что мы развиваемся… При условии, что у нашей оболочки есть достойная начинка, есть хребет, есть сила духа. Для цельной личности возрастной кризис — это больше норма, чем патология.

А у людей примитивных, ограниченных, кстати, кризисы и внутриличностные конфликты практически не встречаются, для них в жизни всё просто. И это правильно.

Возрастные кризисы. Как преодолеть?

Человек проходит ряд стадий в своем развитии, от младенчества до глубокой зрелости. И в течение жизни каждый из нас неизбежно сталкивается с кризисами.

Что такое возрастной кризис?

Человек — существо социальное. Мы живем в обществе, взаимодействуем с другими, ведем определенную деятельность. Вне общества мы существовать не можем, и оно диктует нам необходимость освоения новых правил поведения, расширения спектра социальных ролей и функций. Когда-то у каждого из нас была лишь одна социальная роль – ребенок, и взаимодействие с обществом сводилось к общению с матерью. Позднее мы включаемся в игровую, учебную, трудовую и другие деятельности, у нас появляются роли: «супруг», «родитель», «сестра» и многие другие.

Человек обладает психикой, которая развивается на протяжении жизни, и психика у человека тоже социальна. На каждом этапе развития формируются качества психики, которые ранее отсутствовали, но были подготовлены всем ходом предыдущего развития. Речь, образное мышление, произвольное внимание, мировоззрение – вот некоторые примеры структур и качеств психики.

В определенный момент социальная ситуация развития вступает в противоречие с новым уровнем психического развития.

Такое противоречие приводит к слому прежних и построению новых отношений со средой. В целом, развитие протекает медленно, плавно, стабильно, происходят небольшие изменения, которые не заметны внешне.
Эти изменения накапливаются, и, в какой-то момент, происходит скачок в развитии, переход на новый уровень. В течение короткого периода личность меняется кардинально. Это скачок в развитии и есть кризис.

Кризис наступает неотчетливо, его границы размыты и могут отклоняться на 2-3 года в ту или другую сторону. Возникает субъективное чувство «Я — другой». Во время кризиса на первый план выходят негативные аспекты развития, процессы отмирания, отпада того, что сложилось ранее. Программы развития личности как бы затухают. Затухают прежние интересы, происходит отказ от прежних ценностей, а ничего нового как будто не появляется. Но негативное проявление это обратная сторона позитивных изменений. Новое появится тогда, когда будет расчищено место. Было бы нелепо, если бы прежние ценности, начиная с младенчества, мы тащили бы далее.

В каком возрасте случаются кризисы?

Кризис 1-го года. К концу первого года самостоятельность ребенка значительно повышается. Он владеет ходьбой, хватанием, причем эти действия представлены в генерализованном виде — идет везде, хватает всё. Ребенок впервые сталкивается с запретом. Это вызывает недовольство, яркие эмоциональные взрывы. Во внутреннем плане происходит разрушение ситуации «мы», ситуации тесного единства. Взрослый был продолжение ребенка. А на 1 году взрослый говорит «нельзя», первый этап психологического отделения ребенка от взрослого. Кроме того, к 1 году у ребенка формируется высокая потребность в общении, а средство общения (речь) практически не развито.

Кризис 3-х лет. Ребенок отделяет себя от окружающие, начинает осознавать себя как отдельного человека, имеющего свои чувства, желания, возможности. Начинает использовать местоимение «Я». Он отделяет свои действия от совместных действий со взрослыми и начинает противопоставлять действия. «Я сам», — классическая фраза 3-х лет. Ребенок пытается определить границы своего «Я», ищет границы своих возможностей, опробует ситуации. Кризис 3- х лет это кризис социальных отношений ребенка со взрослым. Ребенка не устраивают прежние формы опеки и контроля, он нуждается в изменении отношения к нему.

Кризис 7-ми лет. У ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Его перестал устраивать дошкольный образ жизни, он стремится заняться социально значимой деятельностью, приобрести новый статус. Ребенок чувствует, что детский сад это как-то несерьезно, нестатусно. Самооценка ребенка перестает быть абсолютно высокой и становится мотивированной (это показатель зрелости, готовности к школе). Основная особенность этого периода — потеря непосредственности, в поведении ребенка появляется что-то искусственное, нарочитое. Внутренняя причина этих изменнеий — обобщение переживаний. Повторяющиеся ситуации образуют чувства, которые вклиниваются в поведение ребенка, опосредуют это поведение.

Пубертантный кризис 11-15 лет. Происходит мощнейшая перестройка организма — половое созревание. Подросток сравнивает себя с другими, с идеалами, навязанными обществом. Это повышает его тревожность, неуверенность в себе. На этом этапе решается важная личностная задача — осознание единства и непрерывности своего «Я», осознание ценности своей личности. У подростка появляется представление о себе как о взрослом человеке, он требует изменения отношения к себе. Ведущая деятельность на этом этапе — общение со сверстниками. В этом общении идет формирование личности, понимание себя, построение Я-концепции, закладывается модель будущих социальных отношений.

Кризис 17 лет. Возникает на рубеже привычной школьной жизни и взрослой жизни. Изменяется социальная ситуация развития, появляется задача самоопределения, в том числе, профессионального. У подростка возникает необходимость делать выбор. Самоопределение продолжается в течение жизни, но базовые личностные установки формируются на этом этапе. На данном этапе появляются новые психологические структуры — формирующееся мировоззрение и нравственное самосознание. Нравственные мотивы, идеалы, ценности начинают выстраиваться в систему, благодаря чему поведение становится более устойчивым и менее зависимым от ситуации и обстоятельств.

Кризис 30 лет. Этот кризис еще называют кризисом смысла жизни. Человек оценивает свои достижения за последние 10 лет жизни, а также решения, принятые в юности. Человек часто чувствует, что благополучие жизни больше внешнее, кажущееся, что жизнь не соответствует его настоящим потребностям, что он хотел не этого. Происходит переоценка ценностей. Возникают переживания, связанные с уходом молодости. Восприятие времени меняется, темп времени субъективно ускоряется, появляется страх не успеть.

Кризис 40 лет. Человек, с одной стороны, переживает чувство стабильности, а, с другой стороны, сомнения в том, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Появляются вопросы:

  • Для чего я живу?
  • В чем смысл жизни?
  • Неужели для этого я родился?
  • Неужели ничего больше в жизни не будет?

Такие мысли вызывают отрицательные эмоции и даже депрессию. Человек понимает, что наиболее активный, продуктивный период уже в прошлом, а общество ждет результатов. Физические силы, внешняя привлекательность идут на убывание. Появляются проблемы со здоровьем, требующие изменения ритма жизни.
Считается, что этот кризис острее переживают мужчины, поскольку общество ждет от них больше результатов. Возникает чувство, что сейчас последняя возможность все изменить, начать заново.

Кризис ухода на пенсию. Происходит резкая потеря значимого социального статуса. Меняется привычный уклад при сохранившейся трудоспособности. Дети и внуки выросли и перестали нуждаться в опеке. Человек часто чувствует себя оказавшимся на обочине жизни. Проблемы со здоровьем начинают напоминать о себе все чаще. Возникают мысли об ограниченном времени жизни.

Любой кризис дает возможность переосмыслить ситуацию и привнести изменения в свою жизнь.

В качестве профилактики негативных явлений кризисов следует:

  1. Принять кризис как возрастную норму. Это закономерность развития, так должно быть.
  2. Не вытеснять негативные переживания.
  3. Оценить, что можно оставить, а с чем расстаться. Какие цели и ценности перестали быть актуальными.
  4. Поставить новые цели. Новые цели дают новые смыслы. Здесь может быть и получение дополнительного образования, развитие своего дела, хобби.

Кризис успешно преодолевается в том случае, если создается соответствующее возрастному развитию психологическая структура.

Однако, случается «зависание» в кризисе, в результате чего развитие зацикливается, потенциал человека не реализуется. А сам человек начинает испытывать недовольство, раздражительность, тревожность, беспокойство, депрессию.

В своей психологической практике чаще всего я сталкиваюсь с явлениями кризисов 30-40 лет. Я наблюдаю, как люди начинают метаться из крайности в крайность, менять деятельность, разрывать существующие семейные отношения, менять страну проживания. Но это устранение следствия, а не причины. Внутреннее состояние повсюду следует за человеком, убежать и спрятаться от самого себя не получится.
На консультациях я помогаю людям принять свои переживания, здраво посмотреть на ситуацию, обрести новые смыслы жизни, извлечь пользу из кризиса.

Я не могу избавить человека от кризиса, но я могу помочь эффективно преодолеть этот период, без потери времени, сил, позитивного настроя.

Лариса Артамонова, психолог-консультант

Возрастной кризис. Патология или норма?

По определению, возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается человеком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определённых стадий развития. Кризис этот обусловлен физиологическими сдвигами и изменениями в организме, функциональными перестройками, и такой кризис называется нормальным, так как сопровождает он человека на протяжении всей его жизни. А вот уже особенность протекания возрастного кризиса зависит от темперамента человека, его характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность становится неустойчивой и даже на слабые внешние раздражители может отвечать неоправданно эмоционально, бурно, агрессивно.

В состоянии действительного кризиса меняется эмоциональная сфера человека. Он может испытывать одно из трёх доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество.

Депрессивная реакция проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.

К деструктивным чувствам относится раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.

Одиночество выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадёжности, пустоты рядом.

У человека, находящегося в кризисе, изменяется объём общения: он либо резко ограничивается, т.е. уходит в себя человек, либо резко возрастает, переживается одиночество в толпе. Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми. Есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин.

Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении. Подобное же поведение у мужчин не одобряется и не приветствуется обществом. Поэтому для мужчин характерна схема внутреннего переживания. Предполагается способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений. Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его отсутствие на самом деле.

Напряжение может расти внутри человека, скапливаться и выразиться аутоагрессивно, в том числе суицидально. Кроме того, во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина.

По каким признакам мы можем определить начало приближающегося кризиса?

Самое первое, это наличие проблемы, которая создаёт дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни. На работе неприятности, мы не можем отвлечься от этого ни дома, ни на отдыхе, ни при встрече с друзьями, эта одна мысль, которая прочно поселилась у нас в голове и крутится днями и ночами, как заезженная пластинка. Соответственно, психическое состояние начинает влиять на физиологию: теряется сон, аппетит, то, чему раньше радовались, не приносит удовольствия. Затем в худшую сторону меняются отношения с окружающими и близкими людьми. Нас раздражает то, на что раньше не обращали внимания. Возникает ощущение, что нас не понимают и делают всё нам назло. Предрасположенность к кризисным состояниям особенно велика у детей, подростков и лиц старшего возраста. К группе риска по развитию кризисных состояний также относятся люди с физическим истощением, имеющие психотравму, пережившие тяжёлую потерю.

Кризис — это не тупик, а некоторого рода противоречия, через которые приходится проходить каждому из нас на пути своего взросления. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было. Возрастные кризисы возникают на стыке двух возрастов и характеризуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Для такого периода характерен отказ от старого, когда человек теряет некоторую часть из приобретённого прежде. Центральное для определённого возраста новообразование несёт в себе побудительную силу и становится исходным для формирования личности человека следующего возраста.

При столкновении с кризисным периодом у людей появляются разные типы преодолевающего поведения.

Первый тип — поведение, направленное на разрешение проблемы. Основное направление поведения — это приспособление к изменившимся условиям.

Второй тип — регрессия. Здесь в основе поведения лежат детские формы поведения, которые во младенчестве позволяли преодолеть проблему путём перекладывания ответственности на других. Самые распространённые виды регрессии — алкоголизм и наркомания.

Третий тип — отрицание. Восприятие реальности искажается таким образом, как будто бы проблема исчезает сама собой. Начинает доминировать инерция — состояние бездействия, основанное на мнении человека, что в данной ситуации ничего нельзя предпринять, и любые действия обречены на провал.

В качестве показателей кризисного состояния выделяют следующую симптоматику: снижение работоспособности, застой, снижение и изменение мотивации, неустойчивость, неадекватность самооценки, нечёткость собственных профессиональных представлений, неадекватная эмоциональная реакция, неадекватность поведения.

Кризис 33-х лет (молодость: 20–40 лет). Человек начинает осознавать собственные ограничения, реальные возможности. Происходит окончательное прощание с молодостью. Полным ходом идёт строительство собственного гнезда, будущей стабильной жизни. Многолетние дружеские связи охладевают. Мужчины в это время обычно заводят первую постоянную любовницу, втягиваются в карьеру, меньше времени уделяют дому и ребёнку. Эмансипированные женщины переживают кризис этого возраста таким же образом, как и мужчины, а остальные испытывают депрессию от снижения внимания супруга в условиях глубокой психологической и социальной зависимости от него. Один из отличительных признаков данного кризиса — это желание сменить профессию. На этом рубеже многие люди меняют работу, открывают собственный бизнес или радикально меняют сферу деятельности.

В 38–40 лет (взрослый человек: 40–60 лет) разворачивается кризис середины жизни, период жизненных экстраординарных перемен. Основные достижения в этом возрасте — высокий уровень профессионализма, личностная зрелость, высокий уровень рефлексии. Уже оформлены черты характера, границы психологического образа, стабилизируются религиозные, экономические, социальные, политические интересы и ценностные личности, чётко очерчена профессиональная траектория. Ближе к 40 годам человек начинает отчётливо осознавать, насколько расходятся его мечты и жизненные планы с ходом и результатом их осуществления. В этом возрасте неадекватны юношеский максимализм и излишняя эмоциональность, умственная и поведенческая жестокость, неумение и нежелание адаптироваться и приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Количество проблем во взрослой жизни всё возрастает, какие они будут, и насколько готовы мы к ним — неизвестно. Человек должен осознавать и уметь оценивать реальное положение вещей, быть готовым решать проблемы, а не сетовать на невезение и коварство жизни.

Кризис пожилого возраста (60–80 лет) затрагивает изменения в трёх основных сферах: интеллектуальной, эмоциональной и моральной. Всё, что раньше не вызывало трудностей — подсчёт величин, запоминание имён, дат, — воспринимается с трудом. Люди плохо запоминают, что с ними происходит сейчас, но очень хорошо помнят события отдалённых лет. У человека появляются приступы беспричинной грусти, слезливости. По совершенно незначительному поводу возникает сильное нервное перевозбуждение, например, просмотр фильма о прошлых временах, и ассоциация с тем, что не времена жаль, а жаль себя молодого в тех временах. Разбитая посуда — не именно посуду жалко, а того, что с ней уходит частичка памяти, ведь этот сервиз был куплен на 50-летний юбилей. Отрицаются новые нормы поведения, одежды, привычки проводить свободное время и т.п. Меняется отношение ко многим сторонам жизни. Для пожилого человека важны его востребованность, его самоутверждение. Труд из средства жизни становится смыслом жизни. Центральным симптомом кризиса в пожилом возрасте является страх смерти.

Помимо возрастных кризисов есть ещё одно удивительное важное понятие, на котором уместно заострить особое внимание. Это — психологическое старение (взросление), не зависящее от паспортного возраста.

Здесь на первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который для человека является ведущим, т.е. непосредственно связан с профессией (обычно это учителя, врачи, артисты, учёные).

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счёт выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждаются только телевизионные новости, сериалы, соседи и т.п. В группах таких людей уже трудно разобрать уровень образования, уровень интеллектуального развития.

Третий этап — разговоры только о своём здоровье: какие лекарства, какие способы лечения, какие травы и т.д., и т.д. без устали. В газетах, журналах, в телепередачах обращается внимание только на эти темы. Лучшим слушателем становится участковый врач.

Посмотрите вокруг себя, оглянитесь. Думаю, без труда не одного человека или двух назовёте, больше, гораздо больше тех, кто не преклонного возраста, не пенсионного даже, и кризис миновал вроде или не дорос до него просто, а психологически состарился. Стал старый душой. Когда физиологически ещё молод, полон сил, но… пуст душо, й и лет с 35-ти, в лучшем случае, а то и с 28-ми, твёрдо поселился на втором или третьем, а то одновременно и на двух этих этапах своего психологического старения. Добровольного старения! Сознательного и старательно приобретённого! А потом будут четвёртый и пятый этапы: круг общения сужается до предела, обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон); эмоциональность и общение сходят на нет.

Что же с нами всё-таки происходит? Действительно ли возрастные кризисы так страшны для человека, вредны, опасны и являются причиной всех наших перипетий, неудач и несчастий? Связано с ними психологическое старение? Или это психологическое старение является первостепенным и деструктивно влияет на возрастные кризисы? Или снова и то, и другое понятия являются ничем иным, как очередной удобной ширмой для маскировки собственных пороков (лень, трусость, эгоцентризм и т.д.). Думаю, что нет смысла приводить конкретные примеры по данной тематике. Их более, чем достаточно можно найти в любой статье как здесь, так и в любом психологическом журнале. Всё не так сложно и страшно на самом деле, как предпочитают преподносить. Снова всё упирается в вопрос: «Как далеко мы готовы зайти, до какого уровня опуститься, какие ещё поводы и причины найти, какие преграды создать собственноручно перед самим собой, лишь бы не замечать очевидного — все проблемы в нас самих?». Для чего обычный физиологический процесс пытаются сделать виновным во всём, что с нами происходит, причём начиная с самого раннего детства? Когда слушаешь мифы и легенды о кризисе трёх лет — волосы дыбом! Бедные дети! Что уж о подростковом кризисе или кризисе 40 лет говорить?! Но когда начинаешь объяснять элементарную физиологию (вводный курс анатомии обычной средней школы), что с нами на самом деле происходит и почему, откуда что берётся, как взаимодействует, как-то сразу становится очевидно, что понятие кризис плотно соседствует с понятиями «характер», «личность», и даже «привычки», «воспитанность», «уровень образованности» и т.п. «Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить самого себя», как и «мы либо сами делаем себя жалкими и несчастными, либо сами делаем себя сильными — объём затрачиваемых усилий остаётся одним и тем же». Так если мы, извините, не то, что не напрягались полжизни в творении самого себя, в укреплении себя, а и шага по дороге к себе не сделали, а только и делали, что распознавали очередные кризисы и боролись с ними, одновременно расписываясь перед самим собой и всеми окружающими в собственном бессилии перед этим монстром, то что здесь можно сказать? Как бы это странно не звучало, значит, так было удобно и выгодно. Удобно и выгодно, лишь бы не работать над собой…

В буквальном смысле, кризис — это разделение дорог, разделение жизненных путей. Кризисное переживание всегда включает в себя стресс и неопределённость, порождает напряжённость и тревогу. Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой мы привыкли, но обозначает приобретение новой возможности вхождения в новую жизненную форму, не известную нам самим. Кризис знаменует собой завершение одного этапа развития и начало другого. Это жизнь личности в её высшей, актуальной форме, осознание глубокого противоречия внутри себя и выход из этого противоречия, который требует концентрации всех физических, психических, интеллектуальных и духовных сил человека. Конечно, при одном условии. При том условии, что мы развиваемся… При условии, что у нашей оболочки есть достойная начинка, есть хребет, есть сила духа. Для цельной личности возрастной кризис — это больше норма, чем патология.

А у людей примитивных, ограниченных, кстати, кризисы и внутриличностные конфликты практически не встречаются, для них в жизни всё просто. И это правильно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector