Дебил это диагноз
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Дебил это диагноз

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Читать еще:  Волнение в желудке

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Дебильность: что это такое, симптомы

Дебильность – является самой легкой формой отсталости в интеллектуальном развитии. Болезнь проявляется в виде нарушений в абстрактном образе мышления и стремления к обобщению. Следует отметить, что функции моторики сохраняются. Для дебилов характерен наглядно-образный тип мышления, трудности в выражении собственных мыслей и понятии связи между определенными объектами и событиями. Большинство больных обладают такими чертами, как высокая степень внушаемости, безынициативность, а также отсутствие воли и нравственности. Давайте поговорим о том, что такое дебилизм и как он проявляется.

Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики

Описание патологии

Дебилизм — это психическое заболевание, которое является одним из подвидов олигофрении. В данную категорию заболеваний входят идиотия и имбецильность. По данным статистики, дебильность имеет высокую степень распространенности. Примерно в семидесяти пяти процентах случаях проблем, связанных со снижением интеллектуальной деятельности, диагностируется именно данная патология. Термин «дебильность» является устаревшим названием болезни. На сегодняшний день легкую степень умственной отсталости именуют «умственной субнормальностью» или «легкой олигофренией».

Важно обратить внимание на то, что между дебильностью и пограничной умственной отсталостью существуют существенные различия. Несмотря на то что оба вида задержки в психическом развитии малыша вызваны влиянием внешних факторов, ход течения болезней отличается. Среди внешних факторов, вызывающих задержку развития психики, следует выделить неблагоприятную социальную среду, интеллектуальную депривацию и физические дефекты (врожденные и приобретенные). По мнению психиатров, условия жизни ребенка имеют важное значение в развитии детской психики. Неблагоприятная среда может выступить в качестве ограничителя для познавательных возможностей, что препятствует правильному развитию интеллекта.

Существует три степени тяжести заболевания, которые зависят от степени развитости психических и интеллектуальных навыков больного.

Как и остальные формы олигофрении, дебильность подразделяется на атонический, стенический, дисфорический и астенический виды патологии. Принадлежность к одной из категорий определяется на основе клинических проявлений болезни. Пациенты с данным диагнозом нуждаются в длительной корректирующей терапии. Помимо симптоматического лечения, больным необходима психологическая помощь, направленная на упрощение процесса социальной адаптации. Дети с данным диагнозом нуждаются в специфическом подходе к воспитательному процессу, требующего от родителей повышенного внимания и ответственности.

Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия

Причины возникновения болезни

Дебильность – это патология в развитии интеллекта, связанная с негативным влиянием наследственных факторов. Ферментопатия, эндокринопатия и микроцефалия являются одними из самых распространенных причин возникновения болезни. Различные негативно воздействующие факторы в период внутриутробного развития, также могут вызвать развитие патологии. К таким факторам относится проникновение инфекционных агентов в организм матери, на первых этапах беременности. Среди причин дебильности у детей, следует выделить следующие нарушения:

  • резус-конфликты;
  • отравление токсинами;
  • гипоксия;
  • алкогольная и наркотическая зависимость;
  • употребление сильнодействующих медикаментов.

Развитие заболевания может спровоцировать асфиксия во время рождения, родовые травмы, а также перенесенные в младенческом возрасте инфекционные заболевания, поражающие центральную нервную систему.

Клиническая картина

Давайте поговорим о том, кто такой дебил. Данное заболевание можно охарактеризовать как отсутствие абстрактного мышления, сложности с выражением собственных мыслей и создания обобщающих умозаключений. Для детей с недостаточно развитым интеллектом характерно преобладание наглядно-образного типа мышления. Большинство детей понимают лишь поверхностную суть происходящей ситуации и не могут провести цельный анализ событий.

Ребенок может правильно воспринимать изображения, однако вряд ли найдет связь между ними. Просьба сравнить картинки, может вогнать дебила в состояние эмоционального ступора. Нарушения в развитии интеллекта часто сопровождаются проблемами, связанными с недоразвитием речи. Замедленный темп речи, скудность словарного запаса и косность проявляются в виде трудностей в составлении сложных предложений. Несмотря на то что многие люди с данным диагнозом хорошо ориентируются в различных бытовых ситуациях, их жизнь чрезвычайно сложна.

Большинство детей с легкой степенью олигофрении испытывают серьезные трудности в освоении школьной программы. Им сложно усвоить правила правописания и математические формулы. Несмотря на трудности с пересказом прочитанного материала, они обладают возможностью выучить стихотворения. У подавляющего большинства больных наблюдаются трудности в освоении точных наук. Однако, среди детей с психическими нарушениями часто встречаются, в некоторой степени, одаренные малыши. У них может быть абсолютный слух, феноменальная механическая память, творческие способности и другие навыки.

Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей

Дебилы не имеют потребности в освоении новых знаний, а также не признают эстетические и нравственные ценности, которые являются одними из важных составляющих социальную жизнь. Эта особенность восприятия мира оказывает негативное влияние на создание собственного мировоззрения и суждений об устройстве мира. Больные предпочитают придерживаться взглядов большинства или копировать манеру поведения окружающих. Недостаток инициативности в сочетании со слабой волей, делает таких людей легко внушаемыми. Попав в негативную социальную среду, дебил может стать настоящим оружием в руках человека с криминальными наклонностями.

Так как больные не осознают последствий своих действий, они могут быть использованы для совершения различных преступлений.

При правильном подходе к процессу воспитания, дебил может вырасти мягким, добродушным и внимательным человеком. Недостаток родительского и педагогического внимания может привести к преобладанию таких черт характера, как злопамятность, мстительность, грубость и упрямство. Важно обратить внимание на то, что у дебилов ярче проявляются примитивные влечения, среди которых следует выделить половую сферу.

Диагностика заболевания

Разобравшись с тем, что означает слово «дебил», следует перейти к рассмотрению диагностических мероприятий. Первые признаки заболевания проявляются в первые годы школьного обучения. При наличии подозрений на недоразвитость интеллекта, следует получить консультацию психолога, психиатра и невролога. При наличии нарушений в функциях речи — требуется осмотр у логопеда. В качестве диагностических инструментов для постановки диагноза используется психометрия и психологические тесты, содержащие сюжетные картины. Существуют специальные эксперименты, связанные с классификацией изображений. Степень интеллектуального развития больного при данном заболевании варьируется от сорока до шестидесяти девяти процентов, в зависимости от тяжести патологии.

Симптомы дебилизма проявляются в виде ограничений мелких дифференцированных жестов и скудной мимики. Следует обратить внимание, что функциональность нервной системы практически не нарушается, в том числе и моторика. Для того чтобы провести глубокий анализ функциональности ЦНС используются электроэнцефалография и магниторезонансная томография. В качестве дополнительных диагностических процедур, могут быть использованы реоэнцефалография в сочетании с эхоэнцефалографией.

Для того чтобы поставить точный диагноз, следует исключить наличие такого заболевания, как пограничная интеллектуальная отсталость. Причиной возникновения этой патологии является задержка в нервно-психическом развитии в сочетании с нормальным умственным потенциалом. Признаки дебильности имеют немалую схожесть с такими заболеваниями, как эпилепсия и шизофрения в ранней стадии развития. Для того чтобы исключить вероятность наличия этих заболеваний, используется метод дифференциальной диагностики.

Дебильность составляет около 75% всех случаев умственной отсталости

Терапевтическое воздействие

Люди с данным психическим нарушением, ставятся на пожизненный учет в психоневрологическом диспансере. В той ситуации, когда возникновение болезни связанно с эндокринопатией, имеется необходимость привлечения к процессу лечения специалиста из области эндокринологии. Очень важно, своевременно установить причину возникновения болезни и направить все силы на её устранение. При наличии врожденного сифилиса либо токсоплазмоза, пациенту назначается этиотропная терапия. В случае с эндокринопатией используются гормональные препараты, с целью нормализации гормонального фона. При диагнозе ферментопатия, больной должен соблюдать строгую диету.

Симптоматическое лечение дебильности подразумевает использование психотропных и противосудорожных средств, дегидратационных и нейропротекторных препаратов и иммуностимулирующих медикаментов. При быстром снижении работоспособности, повышенном психоэмоциональном напряжении и астении, больному назначается прием «Галоперидола», «Хлорпромазина» и «Хлордиазепоксида». В состав медикаментозной терапии входит использование:

  1. Психостимулирующих средств – «Пемолин», «Амфетамин».
  2. Метоболитов – «Глютаминовая кислота», витамины из группы В.
  3. Ноотропных медикаментов – «Пирацетам», «Гамма-аминомасляная кислота».

В сочетании с медикаментозными методами лечения дебилизма, применяются корригирующие методики воздействия, которые основываются на логопедической, психологической и педагогической коррекции развития. Главная цель этого метода терапии – психологическая поддержка и прививание норм поведения. Детям в более старшем возрасте, данный способ психологической помощи помогает в освоении точных наук и профессиональных навыков. Помимо этого, корригирующее лечение помогает обучиться самостоятельному бытовому обслуживанию.

При наличии показаний специалистов, необходимо использование различных логопедических методик, с целью коррекции речевых дефектов, заикания, брадилии и других видов системных нарушений.

Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность»

Меры социальной адаптации

Диагноз не является приговором, который ограничивает продолжительность жизни. В развитии интеллектуальных способностей больного имеют важную роль социальное окружение и правильный подход к вопросу воспитания. Для успешной интеграции в социум необходима совместная и длительная работа психологов, педиатров, детских психиатров и неврологов, а также педагогов. Главной задачей врачей является обучить больных к самостоятельным действиям в условиях современного общества. Также важно, суметь уберечь пациента от вовлечения в преступную деятельность. Во многих криминальных группировках, люди с нарушениями психики используются в качестве послушных марионеток, которые легки в управлении.

Важной составляющей мер социальной адаптации является правильный подход к процессу обучения и освоению профессиональных навыков. Дети с дебильностью нуждаются в специфическом подходе к процессу освоения новых знаний. Для этого существуют специализированные школы, где школьная программа формируется в соответствии с интеллектуальными возможностями учеников.

Дебилы способны освоить различные специальности, не требующие выполнения сложных действий. Им не рекомендуется заниматься теми видами деятельности, что требуют длительной концентрации, способности быстро переключить внимание или принимать самостоятельные решения. При правильном подходе к вопросу обучения и воспитания, подавляющее число пациентов с данным диагнозом, успешно интегрируются в социум и создают благополучные и полноценные ячейки общества.

Читать еще:  Неврология ком в горле

Дебильность как легкая форма олигофрении

Дебильность это легкая степень умственной отсталости, причина которой кроется в органических поражениях плода в утробе матери или задержкой развития.

Умственная отсталость или олигофрения является психическим недоразвитием интеллектуальной и познавательной деятельности человека, как результат органического поражения структур головного мозга.

Международная классификация болезней выделяет три формы умственной отсталости:

  1. Дебильность является самой простой формой олигофрении и самой распространенной.
  2. Имбецильность – умеренная степень олигофрении. Больные могут понимать обращенную речь и разговаривать.

Идиотия – самая тяжелая степень. Полностью отсутствуют примитивные реакции, речь, способность что-то понимать и осмысливать, нарушена координация движений.

Дебильность характеризуется низким уровнем способности к абстрактному мышлению и обобщениям. При этом моторика и координация движений сохранены.

При дебильности ребенок не может построить сложные умозаключения, не улавливает закономерной связи между предметами и событиями, не способен устанавливать причинно-следственную связь между ними.

Наблюдается недостаточное развитие волевых и нравственных качеств, легкая внушаемость.

Речь таких детей недостаточно развита, очень низкий словарный запас.

Нарушение корректируется психолого-педагогической и симптоматической терапией, а также мерами социальной адаптации, правильным психолого-педагогическим воспитанием, правильно организованным трудовым и школьным обучением.

Дебильность является самой распространенной формой умственной отсталости. Она наблюдается у 75% от всех детей, страдающих снижением интеллекта.

Данный термин также употребляется в понятиях легкая олигофрения или легкая субнормальность. При дебильности коэффициент интеллекта снижен и варьируется в показателях от 50-69. Многие путают дебильность с пограничной умственной отсталостью.

Следует помнить, что пограничная умственная отсталость возникает вследствие психологической задержки развития. Задержка вызывается внешними факторами. Например, неблагоприятными условиями жизни, интеллектуальной депривацией, приобретенными или врожденными психическими дефектами.

Задержка ограничивает познавательные возможности ребенка, но может корректироваться с помощью правильных психолого-педагогических мер. Дебильность также может быть легкой, средней и тяжелой, это зависит от степени недоразвития интеллекта. Помимо этого выделяют атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую форму, как и другие виды умственной отсталости.

Дебильность причины

Существует несколько причин проявления этой формы олигофрении:

  1. Генетические заболевания, зависящие от нарушения строения хромосом и сопровождающиеся отклонениями в физическом развитии. Например, синдром Дауна, Ангельмана и т. д.
  2. Влияние на организм матери вредных факторов во время беременности. К ним относится:
    • ионизирующее излучение (от рентгена);
    • химические вещества (бытовые токсины и т. д.);
    • инфекционные заболевания матери;
    • недоедание или нарушение диеты;
    • недостаток йода.
  3. Родовая травма, возникшая в процессе родов.
  4. Педагогическая запущенность в ранние годы жизни ребенка.
  5. Недостаток йода в организме ребенка в ранний период.

Классификация

Дебильность имеет разные стадии типы и формы, которые зависят от рассмотренных далее факторов.

Стадии дебильности

Степени дебильности выделяются в зависимости от степени умственного нарушения. Для оценки интеллектуальных возможностей используется показатель коэффициента IQ.

При этом нарушение может быть представлено тремя формами:

    • легкая форма при IQ = 65-69;
    • умеренная форма при IQ = 60-64;
    • глубокая форма при IQ = 50-59.

Уровень интеллекта оценивается специальными психологическими методиками, включающими тесты на логику, пространственное мышление и т. д.

Типы дебильности различаются в зависимости от степени нарушения волевых процессов. Так выделяют:

    • гиподинамический тип — общая заторможенность психических процессов;
    • гипердинамический тип — двигательное беспокойство, расторможенность, безмотивные аффекты.

Если правильно организовывать быт и правила труда для детей, страдающих дебильностью, они способны будут освоить несложные профессии и самостоятельно себя обслуживать. Для этого им необходимо руководство и поддержка.

Формы

Существуют также формы дебильности.

    • Стеническую форму, которая характеризуется добродушием больного, уравновешенным темпераментом, активностью.
    • Астеническую форму, для которой свойственна эмоциональная неустойчивость и переутомляемость.
    • Атоническая форма, характеризующаяся неспособностью пациента проявлять мотивированное поведение.
    • Дисфорическую форму. Самая редкая форма, имеющая выраженное эмоциональное расстройство, агрессивное поведение и склонности к саморазрушению личности.

Симптомы и признаки

Знание основных симптомов и признаков дебильности поможет быстрее начать все лечебные и профилактические меры.

    • Отставание в физической подготовке. Ребенок поздно начинает ходить, устает и нарушает координацию.
    • Речь развивается плохо, запас слов незначительный.
    • Нарушено абстрактное мышление, выражен конкретно-описательный тип мышления.
    • Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
    • Снижение уровня памяти. Проблемы в запоминании стихов, имен и т.д.
    • Снижена познавательная активность и воображение.
    • Внушаемость, склонность следовать асоциальному поведению.
    • Нарушения в эмоционально-волевой сфере, склонность к агрессии, раздражительности.

Для каждого человека степень выраженности данных симптомов может быть разной, и поставить диагноз может только квалифицированный специалист после проведения диагностики.

Диагностика нарушения

Диагностика проводится в несколько этапов:

    • Сбор и анализ жалоб пациента и анамнеза заболевания. Учитываются следующие факторы:
      • возраст, когда начали проявляться первые признаки дебильности;
      • течение беременности матери;
      • факты простуды и инфекции в детстве;
      • недоедание в детстве.
    • На втором этапе происходит осмотр психиатром. Он оценивает интеллектуальные способности, используя опросники и шкалы. Происходит оценка речи, поведения в повседневных ситуациях, отношения к родным и близким.
    • Компьютерная томография и МРТ способны зафиксировать признаки повреждения мозга.
    • Консультации невролога в некоторых случаях.

Дебильность лечение

Дети с данным диагнозом должны находиться под постоянным наблюдением невролога и психиатра. Если дебильность была развита на фоне эндокринопатии, важно дополнительное наблюдение у эндокринолога.

При возможности устранения основных причин нарушения можно использовать специальную терапию. Если был выявлен токсоплазмоз или сифилис, лечение проводится с помощью этиотропов. В некоторых случаях необходимо соблюдение диетического питания или гормональная терапия.

При дебильности часто проводят симптоматическую терапию, которая включает препараты против судорог, ноотропы, психотропные препараты и витамины. Если наблюдается повышенная утомляемость, целесообразен прием психостимуляторов. Если есть склонность к повышенной возбудимости, рекомендуют эленимум, аминазин и т. д.

Вместе с медикаментозным лечением необходимо корригирующее лечение. Используются методики педагогики, психологии и логопедии. Основная цель такого лечения заключается в психологической поддержке, коррекции нарушения обучаемости, приобретение навыков и знаний, необходимых для самостоятельной жизни. Занятия с логопедом проводятся с целью развития речи, коррекции брадилалии и заикания.

Социальная адаптация

Вопросы социальной адаптации разрешаются педиатрами, социальными работниками и психологами, педагогами, а также врачами детской неврологии и психиатрии.

Основной задачей социальной адаптации является приспособление пациентов с дебильностью к нормальной, самостоятельной жизни, помощь с освоением профессии и бытовым навыкам самообслуживания.

Помимо этого необходимо уберечь человека от вовлечения в преступные группировки, предотвратить склонность к асоциальному поведению, поскольку именно люди с повышенной внушаемостью и исполнительностью используются незаконопослушными гражданами для достижения своих преступных целей.

Очень важна в процессе социальной адаптации правильная организация возможностей получения академических знаний, навыков трудовой деятельности и быта.

Дети с данным отклонением должны проходить обучение в специальных коррекционных учебных заведениях, программа обучения в которых полностью согласована с их умственными способностями. Классы для занятий должны быть с небольшой наполняемостью, чтобы каждый ребенок получал индивидуальный подход. Это делает обучение более эффективным.

Люди с дебильностью после завершения обучения в школе способны освоить элементарную специализацию, уметь выполнять легкую работу. Профессия не должна требовать быстрого переключения внимания, проявления инициативы и принятия решений. Если процесс социальной адаптации построен правильно, большинство людей с нарушением интеллектуальной сферы легко адаптируется в обществе, способно вести трудовую деятельность, и заводить семью.

Видео на тему: «Дебильность (Лёгкая умственная отсталость)»

Дебильность ( Умственная отсталость легкой степени )

Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость. Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.

МКБ-10

Общие сведения

Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».

Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.

В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.

Причины дебильности

Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития. К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.

Признаки дебильности

Дебильность характеризуется отсутствием способности вырабатывать сложные понятия, делать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для детей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления. Они способны воспринимать лишь внешнюю сторону происходящих событий и зачастую не могут понять ситуацию целиком. Правильно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может найти внутренние связи между ними и испытывает затруднения при их сравнении. Наряду с отставанием в умственном развитии у таких детей нередко отмечается недоразвитие речи (ОНР и ФФН). Типичны обедненность лексики, аграмматизм, косность и замедленность речи (брадилалия). Дебильность легкой степени проявляется ограничением способности к обобщению и абстрактному мышлению, при хорошей ориентировке в повседневных обыденных ситуациях.

Обучение в школе детям с дебильностью дается с большим трудом. Они тяжело усваивают правила правописания, испытывают затруднения при необходимости пересказать прочитанный текст, плохо понимают, что именно требуется сделать согласно заданию. Особенно трудным предметом для них является математика. Иногда среди имеющих дебильность встречаются дети с частичной одаренностью: абсолютным слухом, отличной механической памятью, художественным талантом, умением в уме производить арифметические действия с крупными цифрами.

Читать еще:  Симуляция и диссимуляция психических расстройств

Дебильность сопровождается ограничением познавательной потребности, недоразвитием эстетических, нравственных и волевых качеств. В следствие этого пациенты с дебильностью оказываются неспособными сформировать собственное суждение и мировоззрение. При этом они легко подражают другим, перенимают чужие взгляды и довольно часто неукоснительно придерживаются их. Слабость воли, отсутствие самостоятельности и инициативности при дебильности сочетается с легкой внушаемостью, что может сделать дебила послушным орудием в руках других людей. Не понимая последствий и исполняя чью-то волю, такой человек может совершить преступление или действовать в рамках преступной группировки.

По своему характеру пациенты с дебильностью могут быть доброжелательными, ласковыми и добродушными или, наоборот, агрессивными, злобными, упрямыми и мстительными. Достаточно часто среди них встречаются люди с усиленными примитивными влечениями (например, половыми).

Диагностика дебильности

В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений. В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.

В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.

Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.

Лечение при дебильности

Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.

Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.

Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.

Социальная адаптация при дебильности

Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.

Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.

Дебильность

Дебильность — это органическое поражение мозга, являющееся самой слабой степенью умственной отсталости — олигофрении, которое обусловлено задержкой развития. При легкой дебильности больной существенно ничем не отличается от других людей. Разумное руководство больными позволяет им овладеть несложной специальностью. Они способны жить самостоятельно, однако зачастую нуждаются в поддержке других людей.

Причины

Наследственным факторам отводят первопричину возникновения дебильности (ферментопатия, микроцефалия, эндокринопатия), а также негативную роль играют неблагоприятные влияния на внутриутробное развитие плода.

Дебильность и ее причины — это инфекционные заболевания (краснуха, корь, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), перенесенные беременной или возникновение резус-конфликта, гипоксии плода, фетоплацентарной недостаточности.

Олигофрения в степени дебильности может возникнуть после токсического воздействия на плод или употребления будущей мамой алкоголя, наркотических веществ, табака, отдельных медикаментов.

Болезнь способна появиться в результате родовой травмы, врожденной гидроцефалии, асфиксии новорожденного, после перенесенного инфекционного поражения ЦНС (гнойного менингита, энцефалита, менингоэнцефалита), а также черепно-мозговых травм.

Симптомы дебильности

При дебильности проявляются следующие симптомы: сохранность эмоционально-волевой сферы и механической памяти, невозможность длительного привлечения внимания больного. Произвольное запоминание отмечается медлительностью и непрочностью. У больных превалирует конкретно-описательное мышление, однако отсутствует способность к абстрагированию. Страдающие на дебильность тяжело обучаемые, испытывают трудности при освоении правописания, у них отсутствует восприятие логических связей между предметами, понятия времени, а также пространства. Часто среди больных отмечаются нарушения речи: грамматического строя речи, искажение звуков, бедность словарного запаса. Они не способны пересказать услышанное, прочитанное. Однако некоторым больным, страдающим от задержки психического развития, а также малой продуктивности мышления присуща частичная одарённость. Им свойственна отличная механическая, а также зрительная память, их способность распространяется на сложные арифметические операции (умножение крупных цифр в уме), одаренность проявляется в абсолютном слухе, в умении рисовать и других особенностях. Больные способны испытывать эмоции, однако их действия не целенаправленны, зачастую импульсивны с присутствием негативизма.

Страдающие на дебильность не справляются с программой общеобразовательной школы, и родителям предлагают перевести детей во вспомогательную школу, где они способны обучиться и научиться вести самостоятельную жизнь. Родителям на помощь в воспитании приходят психиатры, психотерапевты, которые учат и мотивируют больных участвовать в самостоятельной трудовой деятельности. Отмечено, что люди из числа легкой степени дебильности проявляют себя в качестве хороших супругов. Для них свойственна неконфликтность, послушание, а также управляемость. Среди больных выделяют вялых апатичных, возбудимых, мстительных, злобно-упрямых, заторможенных.

Признаки

В зависимости от стадии дебильности (легкой, умеренной или тяжелой) тип мышления у больных проявляется в разной степени.

Дебильность и ее признаки проявляются в конкретно описательном типе мышления не позволяющим больным охватить ситуацию в целом и зачастую усвоить внешнюю сторону событий. Не имея пытливость ума, а также собственные суждения, этим лицам свойственно перенимать чужие взгляды и косвенно придерживаться их. Страдающие на дебильность запоминают различные выражения, правила, применяют их шаблонно и поучают жизни окружающих.

Не способные к обобщениям и тонкому анализу, больные при легкой стадии ловко ориентируются в привычной ситуации. Опасность для общества представляет попадание больных под преступное влияние, поскольку, не осмысливая обстановки, они превращаются в орудие разного рода злоумышленников. Исполняя чужую волю, больные способны напасть с ножом, совершить поджог, при этом не отдавая себе в этом отчет.

Страдающие на дебильность имеют примитивные половые распущенные влечения. По чертам характера больные бывают добродушными, приветливыми, ласковыми или диаметрально противоположными: злобными, агрессивными, упрямыми, мстительными.

Стадии дебильности

Дебильность подразделяется на стадии в зависимости от уровня интеллектуального развития.

— IQ 65-69 (легкая стадия)

— IQ 60-64 (умеренно выраженная стадия)

— IQ 50-59 (тяжелая стадия)

Стадии дебильности определяются после клинического обследования.

Степень умственной отсталости диагностируется по следующим формам: атоническая, астеническая, дисфорическая и стеническая.

Особенности страдающих астенической формой проявляются в истощаемости, эмоциональной неустойчивости, утомляемости.

Атоническая форма психического недоразвития проявляется в неспособности к целесообразному и мотивированному поведению.

Дисфорическая форма характеризуется в выраженных агрессивных расстройствах настроения разрушительного действия.

Стеническая форма психического недоразвития отмечается уравновешенностью, добродушием, активностью, общительностью или вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, неупорядоченным поведением.

Больные имеют ряд противопоказаний для социальной жизни, к которым относится служба в вооруженных силах, допуск к государственной тайне, служба в муниципальных и государственных органах, вождение автотранспортных средств, ношение, а также приобретение оружия, работа машинистом, инженером, мастером. Обязательно систематическое медицинское прохождение у врача-психиатра.

Дебильность у детей

Неплохая механическая память, а также усидчивость детей и усилия педагогов могут позволить отдельным больным овладеть программой начальных классов, однако далее обучение в средних классах им не дается, поэтому многих оставляют на второй год. По этой причине таких детей следует определять во вспомогательные школы.

Выраженная дебильность у детей проявляется в узости интересов, сосредоточении на удовлетворении физиологических потребностей, желании только развлекаться. Больных не интересует жизнь школьного коллектива, чтение книг, они предпочитают смотреть случайные увеселительные телевизионные программы.

Дети способны овладеть неквалифицированным трудом, при котором трудовые процессы выполняются механически и часто подражательно.

Лечение

Больные на дебильность наблюдаются у психоневролога. При развитии эндокринопатии важно получить лечение у эндокринолога.

При установлении причины, которая вызвала дебильность, осуществляется специфическая терапия. Выявление врожденного сифилиса токсоплазмоза или врожденного сифилиса дает основание подключить этиотропное лечение; ферментопатия лечится соблюдением диеты, эндокринопатия — гормональной терапией.

Симптоматическая терапия при заболевании включает дегидратационные средства, противосудорожные препараты, общеукрепляющее лечение, нейропротекторы, ноотропы (Ноотропил, Аминалон), метаболиты (витамины группы В, Глутаминовая кислота), психотропные препараты. Повышенная утомляемость и астения лечится психостимуляторами (Пемолин, Амфетамин), чрезмерная эмоциональная возбудимость снимается препаратами (Элениум, Галоперидол, Аминазин).

Выраженная дебильность и ее лечение нуждается в корригирующих методах (психологических, педагогических, логопедических).

Психологическая поддержка очень важна в коррекции нарушений поведения, а также обучения, а детям более старшего возраста необходимо помочь приобрести навыки, а также умения необходимые для бытовой и самостоятельной профессиональной деятельности.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector