Деменция у детей что это такое
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Деменция у детей что это такое

Бывает ли деменция у детей?

Деменция у детей и у молодых людей – это приобретенное слабоумие, которое сопровождается потерей уже сложившего интеллекта. При данном заболевании повреждаются ткани головного мозга, вследствие чего нарушаются память, речь, аналитические и познавательные способности, моторные навыки. О слабоумии детей приобретенного характера принято говорить по достижении ребенком 2-3-летнего возраста, когда по поведению можно выявить заметные отклонения от нормального психического развития. Явную, прогрессирующую деменцию чаще всего наблюдают у детей после 15 лет, когда заканчивается биологическое созревание головного мозга.

Причины развития деменции у детей

Около 70% всех случаев приобретенного слабоумия приходится на болезнь Альцгеймера, которая поражает преимущественно пожилых лиц старше 65 лет. По этой причине деменция у молодых бывает редко и в основном обусловлена наследственным фактором. Генные мутации в хромосомах провоцируют усиленную выработку аномальных амилоидных бляшек, которые поражают нервные клетки и разрушают сложившиеся межнейронные синоптические связи. Деградация мозговой деятельности у людей до 40 лет может также происходить в результате механических травм головы, наркотической, алкогольной или радиационной интоксикации, как осложнение хронической сердечно-сосудистой патологии.

Детская органическая деменция является, как правило, осложнением некоторых тяжелых заболеваний. Вторичная резидуальная деменция протекает со стабильными остаточными нарушениями работы головного мозга, без дальнейшего ухудшения состояния больного.

Основные причины слабоумия у детей и людей старшего возраста

Причины деменции у детей Причины деменции у взрослых
  • инфекционный менингит, энцефалит;
  • сотрясение мозга, тяжелые или многократные черепно-мозговые травмы;
  • отравление лекарствами и токсическими веществами;
  • церебральный арахноидит головного или спинного мозга;
  • ВИЧ-инфекции, СПИД.
  • болезнь Альцгеймера;
  • инфаркт, инсульт;
  • атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, тромбоз сосудов головного мозга;
  • внутричерепные опухоли головного мозга, гидроцефалия;
  • гормональные изменения у женщин.

Наследственно дегенеративная деменция у детей развивается на фоне таких генетических недугов, как болезнь Ньюмана-Пика, Баттена, Гентингтона или Лафора, синдром Ретта и Санфилиппо, лейкодистрофия. Наследственные формы слабоумия быстро прогрессируют по мере роста детей и манифестации клиники основной генетической болезни. Интенсивное нарастание симптоматики может привести к летальному исходу уже в подростковом возрасте.

Важно. Органическая деменция у детей, а особенно у подростков, зачастую отягощается психологическими травмами. Очевидная утрата приобретенных навыков болезненно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и может лишить его мотивации к реабилитации.

Симптомы деменции у детей

Клиническая картина заболевания у детей во многом зависит от возраста пострадавшего. Чем раньше начнется процесс деградации центральной нервной системы, тем более выраженными будут симптомы деменции у молодых людей.

До 3-летнего возраста наиболее выраженными признаками слабоумия становится снижение двигательной активности, иногда малыш даже перестает ходить и ползать. Одновременно появляется непроизвольная расторможенность, которая сопровождается резкими, дергающимися движениями. Такие дети отличаются чрезмерной капризностью, повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций с переходом от истерики и плача до беспричинного всплеска радости.

Характеристика детей с деменцией по возрастным группам включает следующие признаки:

  • у дошкольников – импульсивные, неорганизованные и однообразные игры, тяга к бросанию и поломке игрушек, бесцельные и неожиданные порывы к беготне, прыжкам, отсутствие привязанности к близким людям, вплоть до равнодушия даже по отношению к матери, уменьшение раннее приобретенного словарного запаса и когнитивных навыков;
  • в младшем школьном периоде – трудности со вниманием и освоением новой информации, путаница в элементарных понятиях о времени, цвете, формах предметов, ослабление инстинкта самосохранения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях, сужение круга интересов, частые жалобы на усталость;
  • в старшей школе – развитие детей с деменцией прекращается из-за нарушения абстрактного мышления, неустойчивости внимания, распада уже сложившего интеллекта и невозможности восприятия, сохранения и воспроизводства новых знаний, речь у школьников нечеткая, смазанная и бессвязная;
  • у подростков – отсутствие критического мышления, деградация поведения, игнорирование социально-правовых норм, ухудшение зрения и слуха, резкая смена настроения, депрессии, прожорливость, немотивированные приступы агрессии, утрата коммуникативных навыков, сексуальные расстройства, беспорядочные половые связи.

Справка. Деменция у подростков, как правило, генетического происхождения. Кроме головного мозга патологические изменения затрагивают и другие жизненно важные органы, что значительно сокращает продолжительность жизни больного.

Диагностика и лечение деменции у детей

Нейродегенеративная болезнь деменция у молодых людей так же, как и у стариков, является неизлечимым и необратимым патологическим состоянием. Возможности современной медицины позволяют лишь замедлить у детей темпы ее прогрессирования. Если в семье уже были зарегистрированы случаи слабоумия среди кровных родственников, то с первых месяцев жизни ребенок должен находиться под постоянным наблюдением у невролога.

Детская деменция выявляется после тщательного изучения наследственного фактора, общих показателей здоровья, прохождения специальных когнитивных тестов. Визуализировать и оценить степень поражения головного мозга позволяет инструментальное обследование с помощью резонансного сканирования, КТ, МРТ, ЭЭГ. Проводятся биохимические анализы крови и генетические исследования.

Симптомы и лечение деменции у молодых людей устанавливают специалисты различных направлений: педиатры, психологи, психиатры, неврологи. Комплексная терапия должна быть постоянной, длительной и осуществляться под строгим контролем врачей, стандартно она включает следующие мероприятия:

  • прием лекарственных препаратов и витаминов для стимуляции обмена веществ в нервных клетках, питания тканей, улучшения кровообращения в головном мозге, укрепления сосудов;
  • назначение психостимуляторов, ноотропных веществ с целью улучшения памяти, внимания, физической выносливости, мыслительной деятельности;
  • консультации психолога и педагогов;
  • профилактические меры, направленные на повышение иммунитета, профилактика травм и заболеваний, отнесенных к факторам риска.

Деменция в молодости и у детей останавливает нормальный физиологический и умственный процесс развития человека. Несмотря на плохие прогнозы, важно сохранить личность подрастающего человека, его желание жить и бороться с болезнью. Учитывая негативное и настораживающее отношение общества к психически больным людям, необходимо позаботиться о создании доброжелательной окружающей среды, которая способствовала бы адаптации таких пациентов.

Видео


046

Как выявить слабоумие у детей и подростков: основные признаки, способы определения

Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Виды и формы

В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

Виды слабоумия у детей и подростков:

Уровень IQ

Степень умственной отсталости по МКБ-10

Классификация в классической психиатрии

Умственный возраст, лет

Имбецильность не резко выраженная

  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.

Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.
Читать еще:  Аутотренинг для расслабления

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.
  • Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

    Юноши и девушки (11-18 лет)

    Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

    • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
    • не следит за собой, выглядит неопрятно;
    • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
    • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
    • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
    • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

    Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

    О симптомах умственной отсталости в этом видео:

    Диагностика

    При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

    По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

    Психологическое тестирование

    Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

    1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
    2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
    3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
    4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

    Лабораторное исследование

    При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

    Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

    Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

    Инструментальное обследование

  • Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  • Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
  • Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.

    Тактика лечения

    Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.

    Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

    Нейролептики

    Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

    Противосудорожные препараты

    При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

    Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

    Биогенные стимуляторы

    В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

    Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

    Витамины группы В

    Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

    Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

    • симптомах и лечении у пожилых людей;
    • причинах развития слабоумия в раннем возрасте;
    • связи деменции с другими болезнями;
    • разнице в проявлениях у мужчин и женщин;
    • о том, как вести себя родственникам с больным человеком и нужен ли ему сестринский уход;
    • возможна ли профилактика недуга и в чем она заключается.

    Психологическая помощь

    Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

    Виды психологической помощи при слабоумии:

    Помощь слабоумным детям и подросткам

    Помощь родственникам слабоумных детей и подростков

    • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
    • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
    • решение повседневных проблем
    • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
    • регулярная смена обстановки;
    • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи

    Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.

    О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:

    Прогнозы, продолжительность и качество жизни

    Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.

    Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.

    На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.

    При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.

    Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).

    Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.

    Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.

    Деменция у детей

    Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом». Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте. В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.

    Причины деменции у детей

    Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.

    Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:

    • генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
    • сосудистая деменция — нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
    • заболевания спинного мозга;
    • синдром приобретенного иммунодефицита.
    Читать еще:  Фобия боязнь толпы

    Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:

    • инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
    • черепно-мозговая травма;
    • интоксикация лекарственными веществами.

    Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.

    Симптомы деменции у детей

    Задержка психиеского развития у детей может проявиться в 2 или 3-летнем возрасте. Ее отличительными признаками будут:

    • нарушение мыслительной деятельности;
    • отсутствие критического мышления;
    • нарушения памяти;
    • нарушение речи: уменьшается словарный запас, забываются значения слов;
    • снижение внимания и концентрации;
    • расстройства зрения и слуха;
    • выраженные нарушения эмоционального характера: тревога, страх, резкая смена настроения, депрессия, апатии, равнодушие, угасает привязанность к близким;
    • импульсивные действия, ослабление инстинкта самосохранения;
    • неадекватное поведение в различных ситуациях;
    • утрата ранее приобретенных навыков;
    • затруднения в самообслуживании;
    • угасают коммуникативные навыки.

    При генетических заболеваниях патология может дать о себе знать только в подростковом возрасте.

    При болезни Лафора происходит нарушение моторики, возникают судорожные припадки. Деменция в этом случае быстро прогрессирует. Клетки головного мозга, кожи и мышц подвергаются разрушительному действию микроскопических структур – телец Лафора.

    Раннее обнаружение заболевания, которое приводит к деменции, значительно улучшает результат терапии. Полностью вылечить пациента пока нет возможности, однако можно значительно улучшить его состояние и замедлить прогрессирование процесса.

    Диагностика деменции у детей

    Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.

    Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.

    При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.

    Лечение деменции

    Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами — квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.

    Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.

    Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты. Лечение деменции в Юсуповской больнице можно выполнять как в стационаре, так и на дому. В любом случае родители маленьких пациентов всегда будут иметь поддержку опытных специалистов.

    Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.

    Органическая деменция у детей

    Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

    Общие сведения

    Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

    Причины органической деменции у детей

    Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

    • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
    • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
    • Инфецирование ВИЧ.ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
    • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

    Патогенез

    В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

    Классификация

    Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

    • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
    • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
    • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

    Симптомы органической деменции у детей

    Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

    Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

    У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

    Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

    Читать еще:  Общемедицинская техника при оказании первой помощи

    Осложнения

    Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

    Диагностика

    Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

    • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
    • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
    • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

    Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

    Лечение органической деменции у детей

    Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

    • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
    • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

    Прогноз и профилактика

    При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

    Деменция у детей

    Деменция – это патологическое нарушение работы головного мозга ребёнка, при котором развивается приобретённое слабоумие, утрачиваются ранее освоенные навыки и знания, снижается интерес к окружающему миру. Заболевание чаще встречается у детей старше двух лет и всегда является вторичным. До этого времени ребёнок может расти и развиваться в соответствии с возрастными нормами.

    Причины

    Развитие деменции связано с влиянием на организм ребёнка различных факторов, способных вызывать нарушения в функционировании головного мозга. Иногда заболевание присутствует с рождения малыша, но проявляет себя по мере роста ребёнка.

    К причинам, вызывающим деменцию в детском возрасте, относят:

    • генетические заболевания, обнаружить которые возможно только через несколько лет после рождения ребёнка (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу);
    • инфекционные болезни, затрагивающие мозг (менингит, энцефалит);
    • сотрясения мозга, черепно-мозговые травмы;
    • ВИЧ-инфекция;
    • неполноценное питание тканей мозга вследствие проблем тока крови в сосудах;
    • отравление лекарственными средствами.

    Существуют и другие предпосылки для развития деменции у ребёнка, связанные с различными заболеваниями и патологиями здоровья.

    Симптомы

    Различают прогрессирующую и резидуальную органическую форму деменции среди детей. В первом случае, происходит постепенное ухудшение состояния ребёнка. Заболевание развивается на фоне основного недуга – генетической болезни, например. Прогресс доминирующего заболевания влечёт за собой усугубление остальных симптомов.

    Органическая форма деменции является остаточной, т.е. для неё характерно наличие стабильных отклонений умственной деятельности ребёнка, без последующего ухудшения ситуации. Такой тип заболевания встречается при медикаментозном отравлении, травмах головы, менингитах.

    Деменция склонна проявляться по-разному в зависимости от возраста ребёнка:

    Теряются приобретённые навыки, сужается словарный запас, ребёнку сложно формулировать свои мысли. Может ослабевать чувство привязанности к близким людям, развивается равнодушие. Постепенно утрачивается умение ходить, при этом для поведения ребёнка характерна двигательная расторможенность.

    • Младший школьный период

    Снижается работоспособность, возникают проблемы с запоминанием информации. Речевой навык сохраняется длительное время, однако ребёнок может путать времена года, цвета, формы и т.д.

    Игровая деятельность приобретает однообразный характер. Ребёнок может постоянно повторять одни и те же действия.

    Появляются проблемы с концентрацией внимания, происходит нарушение памяти, информация осмысливается не полностью, отсутствует навык её обобщения. Ребёнок быстро устаёт, его речь нечёткая, смазанная.

    У детей с врождёнными генетическими заболеваниями проявления деменции отличаются от вышеописанных. В раннем детстве данное отклонение может себя не обнаруживать, а выйти на поверхность только в подростковом возрасте (например, болезнь Ньюмана-Пика). В некоторых случаях дети не становятся нежизнеспособны и погибают в возрасте 3-10 лет (болезнь Лафора).

    В целом, деменцию невозможно остановить или излечить. На сегодняшний день её течение можно только замедлить.

    Диагностика деменции у ребёнка

    Диагностировать детскую деменцию может только опытный специалист. Для этого требуется проведение ряда тестов, а также длительное и непрерывное наблюдение за ребёнком. Из методов обследования применяют резонансное сканирование головного мозга и МРТ. Также требуется сдать биохимический анализ крови. Доктор берёт во внимание наследственный фактор, оценивает общее состояние здоровья ребёнка, его особенности и стадию заболевания. Обследование ребёнка должно носить всесторонний характер, в связи с чем он находится под наблюдением нескольких специалистов: невролога, психолога или психиатра, педиатра.

    Осложнения

    При деменции у ребёнка может развиваться депрессивное состояние. Чаще всего, это свойственно ранним стадиям заболевания. Прогрессирующая болезнь ухудшает умственные и физические способности детей. Если не работать над замедлением болезни, ребёнок может утратить значительную часть навыков, в том числе и бытовых. Таким детям нужен постоянный присмотр взрослого человека, помощь в повседневных делах и ежедневный уход.

    Лечение

    Что можете сделать вы

    При выявлении патологических отклонений в развитии ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу. Своевременная диагностика заболевания позволит замедлить его течение и скорректировать поведение ребёнка.

    Что делает врач

    Лечение детской деменции требует длительного времени и постоянного контроля врача. Стойкое улучшение может наступить не сразу и не у всех пациентов.

    Для улучшения обмена веществ в нервных клетках мозга и стимуляции мозгового кровотока доктор назначает специальные лекарственные препараты. Это позволяет снизить скорость прогрессирования болезни.

    Резидуально-органическая деменция позволяет обойтись работой с психологом и соответствующими педагогами.

    При запущенной стадии заболевания ребёнку требуется непрерывный ежедневный уход.

    Профилактика

    Профилактика деменции у детей – очень затруднительное мероприятие, поскольку зачастую его становится возможным выявить только по истечении длительного времени. Требуется регулярный контроль за поведением и самочувствием ребёнка со стороны нескольких специалистов.

    К поддерживающим мерам при деменции относится:

    • внимательное отношение к здоровью ребёнка, своевременное лечение хронических и временных заболеваний;
    • избегание травм головы, сотрясений;
    • умеренная умственная и физическая нагрузка;
    • предотвращение развития инфекций;
    • оберегание ребёнка от психоэмоционального напряжения;
    • здоровое питание и режим дня;
    • регулярные разнонаправленные занятия с ребёнком.

    Со стороны родителей ребёнка с деменцией требуется проявление к нему терпения, любви и заботы.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector