Деменция у подростков
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Деменция у подростков

Как выявить слабоумие у детей и подростков: основные признаки, способы определения

Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Виды и формы

В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

Виды слабоумия у детей и подростков:

Уровень IQ

Степень умственной отсталости по МКБ-10

Классификация в классической психиатрии

Умственный возраст, лет

Имбецильность не резко выраженная

  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.

Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.
  • Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

    Юноши и девушки (11-18 лет)

    Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

    • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
    • не следит за собой, выглядит неопрятно;
    • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
    • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
    • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
    • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

    Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

    О симптомах умственной отсталости в этом видео:

    Диагностика

    При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

    По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

    Психологическое тестирование

    Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

    1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
    2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
    3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
    4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

    Лабораторное исследование

    При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

    Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

    Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

    Инструментальное обследование

  • Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  • Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
  • Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.

    Тактика лечения

    Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.

    Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

    Нейролептики

    Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

    Противосудорожные препараты

    При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

    Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

    Биогенные стимуляторы

    В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

    Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

    Витамины группы В

    Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

    Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

    • симптомах и лечении у пожилых людей;
    • причинах развития слабоумия в раннем возрасте;
    • связи деменции с другими болезнями;
    • разнице в проявлениях у мужчин и женщин;
    • о том, как вести себя родственникам с больным человеком и нужен ли ему сестринский уход;
    • возможна ли профилактика недуга и в чем она заключается.

    Психологическая помощь

    Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

    Виды психологической помощи при слабоумии:

    Помощь слабоумным детям и подросткам

    Помощь родственникам слабоумных детей и подростков

    • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
    • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
    • решение повседневных проблем
    • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
    • регулярная смена обстановки;
    • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи

    Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.

    О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:

    Прогнозы, продолжительность и качество жизни

    Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.

    Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.

    На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.

    Читать еще:  Фитотерапия при болях в пояснице

    При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.

    Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).

    Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.

    Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.

    Бывает ли деменция у детей?

    Деменция у детей и у молодых людей – это приобретенное слабоумие, которое сопровождается потерей уже сложившего интеллекта. При данном заболевании повреждаются ткани головного мозга, вследствие чего нарушаются память, речь, аналитические и познавательные способности, моторные навыки. О слабоумии детей приобретенного характера принято говорить по достижении ребенком 2-3-летнего возраста, когда по поведению можно выявить заметные отклонения от нормального психического развития. Явную, прогрессирующую деменцию чаще всего наблюдают у детей после 15 лет, когда заканчивается биологическое созревание головного мозга.

    Причины развития деменции у детей

    Около 70% всех случаев приобретенного слабоумия приходится на болезнь Альцгеймера, которая поражает преимущественно пожилых лиц старше 65 лет. По этой причине деменция у молодых бывает редко и в основном обусловлена наследственным фактором. Генные мутации в хромосомах провоцируют усиленную выработку аномальных амилоидных бляшек, которые поражают нервные клетки и разрушают сложившиеся межнейронные синоптические связи. Деградация мозговой деятельности у людей до 40 лет может также происходить в результате механических травм головы, наркотической, алкогольной или радиационной интоксикации, как осложнение хронической сердечно-сосудистой патологии.

    Детская органическая деменция является, как правило, осложнением некоторых тяжелых заболеваний. Вторичная резидуальная деменция протекает со стабильными остаточными нарушениями работы головного мозга, без дальнейшего ухудшения состояния больного.

    Основные причины слабоумия у детей и людей старшего возраста

    Причины деменции у детей Причины деменции у взрослых
    • инфекционный менингит, энцефалит;
    • сотрясение мозга, тяжелые или многократные черепно-мозговые травмы;
    • отравление лекарствами и токсическими веществами;
    • церебральный арахноидит головного или спинного мозга;
    • ВИЧ-инфекции, СПИД.
    • болезнь Альцгеймера;
    • инфаркт, инсульт;
    • атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, тромбоз сосудов головного мозга;
    • внутричерепные опухоли головного мозга, гидроцефалия;
    • гормональные изменения у женщин.

    Наследственно дегенеративная деменция у детей развивается на фоне таких генетических недугов, как болезнь Ньюмана-Пика, Баттена, Гентингтона или Лафора, синдром Ретта и Санфилиппо, лейкодистрофия. Наследственные формы слабоумия быстро прогрессируют по мере роста детей и манифестации клиники основной генетической болезни. Интенсивное нарастание симптоматики может привести к летальному исходу уже в подростковом возрасте.

    Важно. Органическая деменция у детей, а особенно у подростков, зачастую отягощается психологическими травмами. Очевидная утрата приобретенных навыков болезненно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и может лишить его мотивации к реабилитации.

    Симптомы деменции у детей

    Клиническая картина заболевания у детей во многом зависит от возраста пострадавшего. Чем раньше начнется процесс деградации центральной нервной системы, тем более выраженными будут симптомы деменции у молодых людей.

    До 3-летнего возраста наиболее выраженными признаками слабоумия становится снижение двигательной активности, иногда малыш даже перестает ходить и ползать. Одновременно появляется непроизвольная расторможенность, которая сопровождается резкими, дергающимися движениями. Такие дети отличаются чрезмерной капризностью, повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций с переходом от истерики и плача до беспричинного всплеска радости.

    Характеристика детей с деменцией по возрастным группам включает следующие признаки:

    • у дошкольников – импульсивные, неорганизованные и однообразные игры, тяга к бросанию и поломке игрушек, бесцельные и неожиданные порывы к беготне, прыжкам, отсутствие привязанности к близким людям, вплоть до равнодушия даже по отношению к матери, уменьшение раннее приобретенного словарного запаса и когнитивных навыков;
    • в младшем школьном периоде – трудности со вниманием и освоением новой информации, путаница в элементарных понятиях о времени, цвете, формах предметов, ослабление инстинкта самосохранения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях, сужение круга интересов, частые жалобы на усталость;
    • в старшей школе – развитие детей с деменцией прекращается из-за нарушения абстрактного мышления, неустойчивости внимания, распада уже сложившего интеллекта и невозможности восприятия, сохранения и воспроизводства новых знаний, речь у школьников нечеткая, смазанная и бессвязная;
    • у подростков – отсутствие критического мышления, деградация поведения, игнорирование социально-правовых норм, ухудшение зрения и слуха, резкая смена настроения, депрессии, прожорливость, немотивированные приступы агрессии, утрата коммуникативных навыков, сексуальные расстройства, беспорядочные половые связи.

    Справка. Деменция у подростков, как правило, генетического происхождения. Кроме головного мозга патологические изменения затрагивают и другие жизненно важные органы, что значительно сокращает продолжительность жизни больного.

    Диагностика и лечение деменции у детей

    Нейродегенеративная болезнь деменция у молодых людей так же, как и у стариков, является неизлечимым и необратимым патологическим состоянием. Возможности современной медицины позволяют лишь замедлить у детей темпы ее прогрессирования. Если в семье уже были зарегистрированы случаи слабоумия среди кровных родственников, то с первых месяцев жизни ребенок должен находиться под постоянным наблюдением у невролога.

    Детская деменция выявляется после тщательного изучения наследственного фактора, общих показателей здоровья, прохождения специальных когнитивных тестов. Визуализировать и оценить степень поражения головного мозга позволяет инструментальное обследование с помощью резонансного сканирования, КТ, МРТ, ЭЭГ. Проводятся биохимические анализы крови и генетические исследования.

    Симптомы и лечение деменции у молодых людей устанавливают специалисты различных направлений: педиатры, психологи, психиатры, неврологи. Комплексная терапия должна быть постоянной, длительной и осуществляться под строгим контролем врачей, стандартно она включает следующие мероприятия:

    • прием лекарственных препаратов и витаминов для стимуляции обмена веществ в нервных клетках, питания тканей, улучшения кровообращения в головном мозге, укрепления сосудов;
    • назначение психостимуляторов, ноотропных веществ с целью улучшения памяти, внимания, физической выносливости, мыслительной деятельности;
    • консультации психолога и педагогов;
    • профилактические меры, направленные на повышение иммунитета, профилактика травм и заболеваний, отнесенных к факторам риска.

    Деменция в молодости и у детей останавливает нормальный физиологический и умственный процесс развития человека. Несмотря на плохие прогнозы, важно сохранить личность подрастающего человека, его желание жить и бороться с болезнью. Учитывая негативное и настораживающее отношение общества к психически больным людям, необходимо позаботиться о создании доброжелательной окружающей среды, которая способствовала бы адаптации таких пациентов.

    Видео


    046

    Слабоумие у детей

    Что такое слабоумие у ребенка?

    Слабоумие у детей проявляется в патологическом нарушении деятельности головного мозга, которое характеризуется утратой ранее освоенных знаний и навыков, а также снижением интереса к окружающему миру. Деменция является приобретенным заболеванием. Диагностика и лечение этой патологии становятся возможны в возрасте старше двух лет, так как она развивается на фоне сопутствующих болезней и внешних факторов.

    Общие признаки слабоумия

    Слабоумие – острое психическое нарушение, диагностируемое у ребенка и возникающее в связи с поражением головного мозга.Деменция влечет за собой деградацию интеллекта и распад уже сложившейся личности. В настоящее время слабоумие делят на прогрессирующую и органическую деменцию.

    Прогрессирующее слабоумие у детей – это неуклонное ухудшение состояния головного мозга. Симптомы проявления деменции нарастают по мере того, как будет прогрессировать основное заболевание.

    Органическое слабоумие вызвано осложнением определенных болезней, которые перенес ребенок. Для органической формы деменции характерны стабильные отклонения в работе мозга, которые в дальнейшем не усугубляются. Этот тип заболевания нередко вызывают медикаментозные отравления, менингиты и травмы головы.

    Иногда деменцию путают с олигофренией, которая появляется на фоне травм и инфекций. Однако эти болезни отличаются тем, что при деменции происходит частичное нарушение сформированных мыслительных функций, а олигофрения затрагивает всю психическую деятельность ребенка.

    Среди общих признаков слабоумия необходимо отметить следующие:

    Отклонения в мыслительной деятельности;

    Утрата критического мышления;

    Проблемы с речью, в том числе уменьшение словарного запаса, невозможность вспомнить значение того или иного слова;

    Рассеянность, снижение концентрации;

    Слуховые и зрительные патологии;

    Тревожность, беспричинный страх, депрессия, равнодушие, апатия, резкие смены настроения и другие отклонения эмоционального характера;

    Ослабление инстинкта самосохранения;

    Неадекватность реакции на определенные события;

    Проблемы с самообслуживанием;

    Потеря ранее приобретенных умений и навыков;

    Угасание коммуникативных способностей.

    Симптомы слабоумия у детей

    Симптомы слабоумия у детей проявляются по-разному в зависимости от возраста. Если ребенок перенес церебральные поражения и повредил здоровье в школьные годы, заметен контраст между уровнем развития навыков, эрудированностью и возможностями к познанию новой информации. Он хорошо владеет своей речью, правильно строит предложения, обладает достаточным словарным запасом. В процессе общения у ребенка с деменцией преобладает конкретно-ситуационное мышление: он может детально описать пережитые события, которые будет оценивать с точки зрения практических действий и результатов.

    Наряду с этим у ребенка со слабоумием практически отсутствует восприятие абстрактных понятий. Он не понимает переносное значение поговорок и пословиц, не воспринимает юмор, не умеет перенести пережитый конкретный опыт на другую ситуацию. Ребенок не может эффективно применять полученные ранее знания. Он плохо запоминает новую информацию, часто переключает свое внимание с одного предмета на другой, быстро истощается в эмоциональном плане. Начинают развиваться личностные и аффективные отклонения. Эмоции у детей при слабоумии становятся беднее и уплощаются, теряют свои нюансы. Для тяжелых форм слабоумия у детей характерно преобладание ярко выраженных состояний – от счастья к явному неудовольствию. Интересы ребенка сужаются настолько, что его беспокоит лишь удовлетворение элементарных потребностей.

    Читать еще:  Развитие ребенка с аутизмом

    Симптомы слабоумия у детей в более раннем возрасте несколько иные. Главные из них – это психомоторное возбуждение, беспричинная смена состояний, когда гнев и плач чередуются с радостью и удовольствием. Ребенок с деменцией становится гораздо менее эмоциональным, перестает скучать по матери, не реагирует на порицание или похвалу, не выказывает привязанности к кому-либо. При слабоумии у детей усиливаются элементарные влечения, развивается неумеренный аппетит. Заболевание влечет за собой ослабление инстинкта самосохранения: такой ребенок не проявляет тревожности при смене обстановки, не боится огня, высоты и т.д.

    В ходе болезни происходит полное разрушение познавательных функций. Ребенок может повторять одно и то же, не осознавая этого, его рассуждения случайны и поверхностны. Он совершенно не усваивает новую информацию, теряет способность к использованию ранее накопленного жизненного опыта. Другие очевидные симптомы деменции – это отсутствие абстрактного мышления, появление интеллектуальных дефектов, дезорганизованность и снижение концентрации. Игры ребенка становятся все более простыми, он может бесцельно бегать туда-сюда, кататься по полу, бросать игрушки и различные предметы. При этом он не приемлет никаких правил, продолжая бездумно делать то, что ему хочется.

    Классификация видов болезни

    Слабоумие у детей может быть инфекционным, интоксикационным или иметь другую этиологическую причину. Также деменцию классифицируют по степени тяжести патологии:

    Легкое слабоумие. Характеризуется сглаженностью симптоматики и сохранением бытовых навыков, поэтому обнаружить болезнь, особенно в дошкольном возрасте, часто бывает сложно. Школьники начинают плохо усваивать учебный материал, их социальная активность снижена.

    Умеренное слабоумие. На этой стадии слабоумия ребенку нужен особый уход за здоровьем со стороны родителей и врачей.

    Тяжелое слабоумие. Речь нарушена, личностные характеристики снижены до предела. Ребенку требуется лечение и постоянный надзор, так как он совершенно утрачивает навыки самообслуживания.

    Причины возникновения слабоумия у детей

    Развитие слабоумия у ребенка связано с влиянием на его здоровье различных внешних факторов, которые нарушают работу головного мозга. Иногда болезнь присутствует уже на момент рождения, однако развивается она спустя лишь определенное время.

    Перечислим основные причины, которые могут вызывать деменцию:

    Генетические заболевания, которые обнаруживаются минимум через два-три года после рождения ребенка. К ним относятся болезни Лафора и Ньюмана-Пика, синдром Санфилиппо и т.д.

    Инфекционные заболевания, непосредственно влияющие на работу головного мозга, такие как энцефалит или менингит.

    Черепно-мозговые травмы, сотрясения мозга.

    Интоксикация медикаментозными средствами, тяжелыми металлами. У подростков болезнь может быть вызвана наркотической и алкогольной интоксикацией.

    Проблемы с кровотоком в сосудах, которые вызывают неполноценное питание мозговых тканей.

    Существуют и другие причины, связанные с патологиями и заболеваниями, которые могут послужить катализатором развития слабоумия у детей. Более подробно о них может рассказать врач после тщательного обследования пациента.

    Стадии слабоумия

    На каждой возрастной стадии слабоумие у ребенка проявляется по-разному.

    Раннее детство. Малыш утрачивает приобретенные ранее навыки и умения. Его словарный запас уменьшается, наблюдаются проблемы с формулировкой собственных мыслей. Болезнь может выражаться в ослабевании чувства привязанности к родным и близким, появлением равнодушия к миру. Заметна заторможенность в движениях, которая в итоге приводит к утрате умения ходить.

    Младший школьный период. Течение болезни характеризуется снижением работоспособности, появлением проблем с усвоением новой информации. Речевые навыки еще сохраняются, однако может возникать путаница с формами, цветами, временами года и пр.

    Старшая школа. У ребенка со слабоумием игры становятся все более однообразными, когда он постоянно повторяет одни и те же действия, как будто не замечая этого.

    Подростковый период. Слабоумие проявляется в психологических отклонениях, потере концентрации, ребенок становится рассеянным и неспособным к осмыслению информации. Нарушается память, речь становится смазанной и нечеткой, подросток быстро устает.

    При наличии врожденных генетических патологий слабоумие у детей проявляется несколько иначе. В некоторых случаях ребенок не может справиться с болезнью и погибает еще в раннем детстве.

    Лечение детского слабоумия

    Лечение слабоумия у детей – долгий процесс, который требует комплексного подхода и организованности не только от врачей, но и от родителей. Основной акцент направлен на устранение заболевания, ставшего причиной деменции. Программа лечения разрабатывается с учетом стадии заболевания и того, в каком состоянии находится пациент. После диагностики заболевания обычно применятся набор методик и техник, включающий в себя следующие:

    Медикаментозное лечение. Врач назначает препараты, направленные на улучшение обмена веществ нервных клеток мозга и усиление кровотока. Психостимуляторы и ноотропы способствуют повышению умственных способностей, не нарушая при этом здоровья ребенка.

    Психологический аспект. Коррекционные занятия проводят опытные психологи с целью развития мыслительных способностей, памяти и внимания. Программа учитывает степень развития слабоумия у детей, на основании чего выбирается уровень учебной нагрузки.

    К сожалению, деменция не поддается полноценному лечению. Современная медицина может лишь замедлить ее течение, поэтому здесь очень важна своевременная диагностика и профессиональное обследование, что позволяет предотвратить быстрый прогресс заболевания и улучшить качество жизни.

    Органическая деменция у детей

    Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

    Общие сведения

    Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

    Причины органической деменции у детей

    Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

    • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
    • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
    • Инфецирование ВИЧ.ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
    • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

    Патогенез

    В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

    Классификация

    Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

    • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
    • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
    • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

    Симптомы органической деменции у детей

    Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

    Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

    У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

    Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

    Читать еще:  Помощь при эпилепсии в домашних условиях

    Осложнения

    Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

    Диагностика

    Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

    • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
    • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
    • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

    Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

    Лечение органической деменции у детей

    Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

    • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
    • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

    Прогноз и профилактика

    При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

    Деменция у подростков

    Понятие и причины деменции у подростков

    Деменция у подростков – это серьезная патология головного мозга, вызванная различного рода причинами и приводящая к распаду интеллекта.

    Деменция подростков развивается в результате негативного воздействия различного рода факторов, которые приводят к нарушению работы головного мозга. Однако бывают случаи, когда ребенок уже рождается с данной патологией и ее проявление становится заметно по мере взросления.

    Основные причины возникновения деменции подростков:

    1. Разнообразные генетические заболевания, которые можно выявить только по истечению некоторого времени в процессе роста и развития ребенка (болезни Лафора, Ньюмана-Пика).
    2. Инфекционные заболевания, распространяющиеся на головной мозг (энцефалит, менингит).
    3. Травмы головы.
    4. Серьезные сбои и нарушения в работе иммунной системы.
    5. Медикаментозные отравления.
    6. Нарушения кровотока.

    Помимо указанных причин, возникновению деменции у подростков могут способствовать и иные заболевания.

    В том случае, если возникновение связано с генетическими заболевания, то у подростков отмечают возникновение и постепенное нарастание признаков заболевания.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Если причинами послужили внешние факторы (травмы, заболевания, отравления), то деменция имеет стойкие отклонения и конечную фазу, в которой изменения «закрепляются» и далее уже не прогрессируют.

    Виды и симптомы деменции подростков

    Виды деменции, зависят от течения патологического процесса:

    • Легкая деменция – отмечаются несколько сглаженные симптомы, которые не вызывают опасений, и не указывают прямо на развитие заболевания. У детей сохраняются бытовые навыки. Из отрицательных проявлений – снижение успеваемости в школе и низкая социальная активность. Однако ребенок остается самостоятельным в бытовом плане.
    • Умеренная деменция– подросток не способен обслужить себя в быту, ему требуется постоянная поддержка и уход со стороны взрослых.
    • Тяжелая деменция – у подростка отмечается нарушение речи, полная потеря навыков самообслуживания.

    Симптоматика заболевания зависит от степени тяжести проблемы.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Деменция подростков может быть резидуальной и прогрессирующей. Для нее характерно постепенное нарастание и усугубление основных признаков. Последней стадией деменции является органическая форма, характеризующаяся стойким умственным отклонением.

    Характерным признаком деменции подростков является то, что она сопровождается нарушениями памяти, снижением и ухудшением концентрации внимания, возникающими сложности при осмыслении информации, невозможностью создания выводов и умозаключения. Речь подростка становится смазанной и нечеткой, значительно снижается общая работоспособность.

    Подтверждение наличия или отсутствия у подростка деменции может только специально проведенное исследование, которое состоит из инструментальных, лабораторных и патопсихологических методов.

    Процесс диагностирования заключается в:

    1. Консультация у невролога – опрос подростка, проверка рефлексов, сбор анамнеза и т.д.
    2. Консультация у психиатра – выявление когнитивных и эмоционально-личностных нарушений.
    3. Беседа с патопсихологом – подбор индивидуальных методик обследования памяти, интеллекта, мышления.

    Особенности коррекционной работы с подростками, страдающими деменцией

    В настоящее время организация качественной и эффективной коррекционной работы с подростками, имеющими деменцию, является мультидисциплинарной задачей. Это связано с тем, что приобретенное слабоумие является не только клинической проблемой, но и психологической, социальной, педагогической. Именно поэтому при разработке коррекционной программы, необходимо учитывать единство принципов биологических и психосоциальных методов воздействия. Их соотношение в коррекционной работе зависит от степени тяжести заболевания, возраста ребенка и конкретных проблем умственного развития.

    Так, для подростков, которые страдают приобретенным слабоумием, уже на начальных этапах коррекционной работы делается упор на психосоциальные факторы, ведущими из которых являются трудовое и медико-педагогическое воздействие.

    Общая цель коррекционной работы с подростками, страдающими деменцией заключается в восстановлении навыков самообслуживания и социализация в обществе.

    Конкретные цели коррекционной работы устанавливаются в зависимости от тех обстоятельств, при которых возникло заболевание, от интенсивности его течения, характерных признаков, симптомов и уровня выявленных нарушений.

    Учитывая то, что деменция отличается многогранностью проблем, в коррекционной работе с подростками, должны принимать участие несколько специалистов из разных областей (педагоги, психологи, психиатры, социальные работники и т.д.).

    В первую очередь педагогическая коррекция должна быть направлена на осуществление необходимого воздействия на нарушенные познавательные функции. Осуществляется данная коррекционная работа непосредственно педагогом-дефектологом, при участии родителей подростка. То есть процесс коррекции должен быть непрерывным и проходить не только в рамках образовательного учреждения, но и в рамках семьи.

    Важным в коррекционной работе с подростком страдающим деменцией является восстановление привычных для него социальных связей. Эта работа в основном возлагается на педагогов, психологов и социальных работников. Необходимо не только заново научить подростка взаимодействовать с окружающими, но и само общество научить адекватно относится к таким детям.

    Довольно часто деменция подростков сопровождается пассивностью. Если вовремя не принять меры, то она может перейти в апатию. В связи с чем, в рамках коррекционной работы осуществляется стимуляция социальной активности подростков с деменцией, посредством использования различного рода современных педагогических и психологических технологий. Кроме того, положительное влияние оказывает и трудовая терапия, совмещенная с обучением и специальной педагогической (воспитательной) работой. Как показывает практика целесообразнее проводить трудовую терапию не только с самими подростками, но и с их ближайшим окружением.

    В том случае, если коррекционная работа приносит положительные результаты, то есть отмечается динамика в восстановлении эмоционально-волевой сферы и познавательных функций, ребенок может быть возвращен в общеобразовательную школу для продолжения обучения.

    Таким образом, правильно организованная коррекционная работа и грамотная стратегия ее реализации, будут способствовать компенсации выявленных при деменции нарушений. Однако полное их исчезновение остается невозможным.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector