Дисграфические ошибки таблица
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Дисграфические ошибки таблица

Классификация дисграфических ошибок

Оглавление

Коротко о нарушениях письма и чтения

Что же такое дисграфия?

Классификация дисграфических ошибок

Виды нарушений письма.

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма

Совместная работа логопеда и учителя

Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

Рекомендации логопеда учителю

Разговор с родителями

Рекомендации учителю, родителям

Дифференциация В — Ф

Дифференциация 3 — С

Дифференциация Ж — Ш

Дифференциация Б — П

Дифференциация Д — Т

Дифференциация Г — К

Дифференциация С — Ш

Дифференциация 3 — Ж

Дифференциация С — Ч

Дифференциация Ц — Ч

Дифференциация Ч — Щ

Дифференциация Р — Л

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности. Такая задача стоит сейчас и перед родителями, и перед учителем, и перед логопедом. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.

Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи.

В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т. д.

Задача данного пособия — помочь учителю, родителям в организации индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения процессов письма и чтения (дисграфию и дислексию), основываясь на развитие мышления, памяти, внимания, самоконтроля.

Содержащийся практический материал логопеды могут использовать в качестве фрагмента групповых, подгрупповых занятий, в индивидуальной работе.

Материал, подобранный в пособии, содержит разнообразные упражнения, как для индивидуальной работы ребенка, так и для работы под руководством логопеда, учителя или родителей.

В пособии дана большая подборка материала из детской классической поэзии, и различных литературно-художественных произведений.

Материал пособия можно использовать на уроках и внеклассных занятиях в связи с изучением различных тем по русскому языку и чтению в течение всего периода начального обучения.

Авторы надеются, что данное пособие будет полезно учителям-логопедам, учителям начальных классов и родителям.

Коротко о нарушениях письма и чтения

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

§ определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

§ соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

§ воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку?

Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

§ пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

§ пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

§ пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

§ замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;

§ замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;

§ перестановки букв и слогов: онко — окно,

§ недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;

§ наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;

§ искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

§ слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

§ нарушение смягчения согласных: болшой—большой,толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

§ нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

§ нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

§ замена слов по звуковому сходству;

§ слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;

§ пропуски слов в предложении.

3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

§ замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

§ замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

§ замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

§ зеркальное написание букв: с,э,ю;

§ пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

§ безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

§ правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;

§ обозначение смягчения согласных;

§ прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

1. В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

3. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

4. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

§ пропуски, добавления, перестановки слогов;

§ слитное написание слов;

§ раздельное написание слов;

§ слитное написание предлогов с другими словами;

§ раздельное написание приставки и корня.

5. Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

6. Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (ы-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Дисграфические ошибки таблица

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв:

Читать еще:  Страх перед женщиной

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.

Моторная дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных. В связи с этим выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованным.

1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.

Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.

В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа.

Автор объединяет фактически две формы нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза.

2. Дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое косноязычие»). По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме. М. Е. Хватцев выделяет и специальную форму вследствие «пережитого» косноязычия (когда нарушение звукопроизношения исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом). Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма. Выделение этого вида дисграфии признается обоснованным и в настоящее время.

3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. М. Е. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.

4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками.

При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п — к, п. — и, со, иш, лм.

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи.

Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии это акустическая дисграфия.

Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т, чщ, ц — т, ц — с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о — у (тума — «точа»), еи (лес — «лис»).

В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически звуки (л — к, бв, п — к). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является нормальным.

О механизмах этого вида дисграфии не существует единого мнения. Это обусловлено сложностью процесса фонемного распознавания.

По мнению исследователей (И. А. Зимняя, Е. Ф. Соботович, Л. А. Чистович), многоуровневый процесс фонемного распознавания включает различные операции.

1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение синтетического звукового образа, выделение акустических признаков с последующим их синтезом).

2. Акустический образ переводится в артикуляторное решение, что обеспечивается пропориоцептивным анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.

3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необходимое для принятие решения.

4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.

5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сличение с образцом и затем принимается окончательное решение.

В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы.

Одни авторы (С. Борель-Мезонни, О. А. Токарева) считают, что в основе замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, неточность слуховой дифференциации звуков.

Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи. Это связано, с одной стороны, с явлением избыточности восприятия семантически значимых единиц устной речи. Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в устной речи, если она имеет место, может восполняться за счет избыточности, за счет закрепленных в речевом опыта моторных стереотипов, кинестетических образов. В процессе же письма для правильного различения и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными.

С другой стороны, в процессе письма дифференциация звуков, выбор фонем осуществляются на основе следовой деятельности, слуховых образов, по представлению. Вследствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего являются замены букв на письме.

Другие авторы (Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко), которые исследовали нарушения письма у умственно отсталых детей, связывают замены букв с тем, что при фонемном распознавании дети опираются на артикуляторные признаки звуков и не используют при этом слуховой контроль.

В противоположность этим исследованиям Р.Беккер и А. Коссовский основным механизмом замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, считают трудности кинестетического анализа. Их исследования показывают, что дети с дисграфией недостаточно используют кинестетические ощущения (проговаривание) во время письма. Им мало помогает проговаривание как во время слухового диктанта, так и при самостоятельном письме. Исключение проговаривания (метод Л. К. Назаровой) не влияет на количество ошибок, т. е. не приводит к их увеличению. В то же время исключение проговаривания во время письма у детей без дисграфии приводит к увеличению ошибок на письме в 8—9 раз.

Некоторые авторы связывают замены букв на письме с фонематическим недоразвитием, с несформированностью представлений о фонеме, с нарушением операции выбора фонемы (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова).

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», школа — «кола»); пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»); перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»); добавление букв (таскали — «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь», в доме — «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила — «на ступила»).

Нарушения письма вследствие несформированности фонематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Д. И. Орловой, Г. В. Чиркиной.

4. Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яковлева). Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.

В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»); изменении падежа местоимений (около него — «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Читать еще:  Невропатия лицевого нерва

5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (

При литературной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

Дисграфия. Примеры ошибок и методы коррекции

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разработала: учитель – логопед Сидорова Н.Н. ПРИМЕРЫ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИЯ

Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары: гласа селёный шкавы кове з з Ф Ф Твёрдых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой: клуч пратки високие сялют ю я ы а Замены, смешения букв Sony: «Щелчок» по полю слайда – анимация.

Ошибки написания зрительно-похожих букв Звгений уом Е д вруг гадуга д р «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3.

Виды дисграфии 1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит 2. Акустическая форма дисграфии. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д. 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»), повторение букв и (или) слогов, контоминация – в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»). Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. 4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. 5. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза..

Ошибки двигательного запуска делка панец б т Лишни элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв. икола стёбелёк е ш «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3

1. Игра «Хлоп – топ». Послушай слова. Если слово начинается со звука Г, хлопни, а если со звука К – топни. 2. Послушай слова. Если услышишь слова со звуком Г, впиши в клетку таблицы знак + синим карандашом, а если со звуком К – голубым. 3. Зачеркни неправильные буквы. Спиши предложения. Ст(ё)(о)па и Ал(ё)(о) поют любимые песни. На бер(ё)(о)зе грачи вьют уютные гн(ё)(о)зда. 4. Упражнение «Замени букву». Бочка — _очка, дом — _ом, плещут — _лещут, крот — _рот.

Пропуски букв. Вставки букв. лсица и цеток в карасный лесьной Перестановки букв, слогов. водчика старику к ри го стая с

Зеркальность букв Зжик спиכывание Ё с «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3

«Отличаем похожие буквы» 1. Расшифруй эти глаголы. Следи за написанием букв, обозначение шифровки. п-2, т-3 3о2и3ь, ко23и3ь, с2е3ь, 3олс3е3ь, ки2я3и3ь, 2омни3ь, 2о2и3ь. 2. Расшифруй и запиши предложения О3 3о2о3а ко2ы3 2ыль 2о 2олю ле3и3. 3. Расшифруй слова, где буква «д» — , «б» — очка, а очка, е ушка, у ежал. 4. Из данных слов составь и запиши предложения. Вставь буквы б и д. _а_ушка, гри_ы, _етям, и, _руснику, со_ирала.

«Морской бой» А Б Г Д 1 фар Мо Ток сун 2 тер Дук Ра тюг 3 ло У Тук ка 4 куш Сви Об руч

«Буквы – прилипалы» Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал. Скоро наступит зима. Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи. Лес и поле будут белыми.

«Подружки – слова» Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. На деревне выросли сладкие слива. И Аллы зацвел роза. Учитель пишет в доске.

«Тексты без границ» Белки. Душистойсмолойпахнетбор. Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки. Рыжимисталиунихспинки,пвшныехвосты.Всюдолгуюзимубелкижиливлесу. Ответраистужипряталисьвтепломдупле. Онирадысветлойвесне.

Дисграфические ошибки и способы их преодоления

Прежде чем научиться хорошо читать и писать, все дети проходят через этап ошибок. У кого-то их бывает больше, у кого-то – меньше. Это нормальное и закономерное явление. Но как отличить естественные ошибки от признаков нарушения речевого развития? Дисграфические ошибки – что это такое, почему они появляются и как с ними бороться?

Причины возникновения нарушений письма

Выделяют несколько основных причин, вызывающих дефекты в речевом развитии:

  1. Внутриутробные: болезни матери, влияние патогенных факторов, кислородное голодание и другие осложнения во время беременности;
  2. Родовые травмы;
  3. Влияние негативных факторов в раннем детстве: менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, повреждения шейного отдела позвоночника;
  4. Социально-психологические: двуязычие в семье, сильный стресс;
  5. Педагогическая запущенность (под этим термином в первую очередь подразумевается возникновение у ребенка отклонений в развитии из-за безразличия со стороны родителей), неблагоприятная социальная и языковая среда.

Все эти факторы негативно влияют на формирование речи в целом, провоцируя различные нарушения чтения, письменной и устной речи. Такие как: дислексия, алексия, афазия, алалия, аграфия и дисграфия, дискалькулия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

Нарушения письма

Для начала следует выяснить, какие недостатки письменной речи существуют.

Дисграфия — это избирательное нарушение письма при нормальном зрении, слухе и интеллекте, обусловленное недостаточной сформированностью психических функций и проявляющееся в стойких специфических ошибках на письме. При тяжелых дефектах письма говорят про аграфию. Что это такое?

Аграфия — это крайняя степень дисграфии, характеризующаяся полной неспособностью овладеть навыком письма. Обычно этот диагноз ставят детям с первым уровнем речевого развития (не говорящие, использующие для коммуникации лепетные и звукоподражательные слова, жесты, мимику) и вторым (в словаре ребёнка присутствуют достаточно часто употребляющиеся слова, хотя и в сильно искаженном виде). При таких серьёзных нарушениях речевого развития возникает также алексия, то есть неспособность овладеть процессом чтения.

Отдельно следует отметить, что эти диагнозы могут поставить не ранее середины 2 класса. До этого момента могут выявить только предпосылки к возникновению нарушений письма.

Дисграфические ошибки

К специфическим ошибкам письма относят:

  • Существенные затруднения при изучении некоторых букв;
  • Пропуск, перестановка букв, замена их на похожие по написанию, добавление новых;
  • Пропуск, перестановка, замена слогов;
  • Пропуск и замена слов;
  • Зеркальное письмо;
  • Несогласованность слов в предложении;
  • Слитное написание слов с предлогами, раздельное написание слова с приставкой;
  • Нарушение границ предложений (в тексте вообще отсутствуют точки, либо стоят неправильно);
  • Не соблюдение строк при письме.

У ребёнка может наблюдаться один тип ошибок или все виды сразу в зависимости от степени нарушения.

Отличительные особенности дисграфических ошибок

Главная особенность специфических ошибок – неправильное написание буквы в сильной позиции. «Клат» вместо «клад» может написать любой ребёнок, не знающий соответствующего правила, но «клаты» вместо «клады» напишет только дисграфик. То же самое касается гласных под ударением: «карава» — «корова», «дим» — «дым». Если прочитать текст, написанный дисграфиком, то ошибки будет слышно, однако сам школьник во время проверки своей работы чаще всего их не замечает.

Эти ошибки носят стойкий характер, то есть появляются постоянно изо дня в день. Помощь взрослых, повторение орфографических правил и многократное переписывание домашнего задания не улучшают результат.

Если вы замечаете у своего ребёнка или ученика эти симптомы, советуем незамедлительно показать его учителю-логопеду. Он проведет всестороннюю диагностику психических функций (внимание, мышление, память) и речи (чтение, письмо, сформированность операций языкового синтеза и анализа, состояние активного и пассивного словаря), сделает заключение с рекомендациями по исправлению недостатков развития.

Профилактика дисграфических ошибок

Чем выше уровень речевого развития у ребёнка, тем больше вероятность, что проблемы с чтением и письмом его не коснутся.

С самых первых недель жизни малыша читайте ему сказки, пойте песни, рассказывайте стихи, разговаривайте с ним. Почему сказки нужно читать, а не рассказывать? У каждого человека есть определенный набор устойчивых фраз, которые он использует в речи чаще всего. Рассказывая что-то, взрослый будет пользоваться именно ими. Если же родители читают сказку, то они говорят «чужими» словами, обогащая лексикон ребёнка. Также видя у родителей в руках книгу, малыш с самого раннего возраста будет проявлять интерес к чтению.

Постарайтесь как можно дольше не знакомить своё чадо с телевизором, компьютером, телефоном и т.д. Исследования показали, что дети, которые начали пользоваться гаджетами ранее 2 лет, испытывали больше трудностей при обучении грамоте. Связано это с тем, что малыши привыкли к постоянно мелькающим ярким образам на экране. Им тяжело сосредоточиваться и длительное время удерживать внимание на неподвижных печатных символах.

Развивайте мелкую моторику ребёнка и умение ориентироваться на листе бумаги. Для этой цели прекрасно подойдут различные инструменты для рисования: восковые мелки, пальчиковые краски, акварель.

Как бороться с нарушениями письма

Как лечить нарушения письменной речи, если они всё же возникли? В зависимости от причин появления дефектов и степени их выраженности, лечить дисграфию будет один специалист или понадобится комплексная работа нескольких. Если недостатки письма появились на фоне двуязычия в семье, то для исправления такого нарушения будет достаточно грамотного логопеда. Если дисграфию вызвала педагогическая запущенность или недостатки развития психических функций, то наравне с логопедом ребенка следует водить к коррекционному педагогу. Если у школьника имеются какие-либо дополнительные заболевания (миопия, снижение слуха, сколиоз), необходимо, чтобы его ещё раз обследовали лечащие врачи. При этом нарушении необходимо проконсультироваться с неврологом. Он может выявить дополнительные неврологические проблемы, которые следует устранить.

Читать еще:  Луиза хей межреберная невралгия

Логопед, коррекционный педагог, психолог, невролог — каждый из них будет заниматься лечением и коррекцией нарушений в своём поле деятельности. Именно такой комплексный подход обеспечит наилучшие результаты лечения.

Логопедическое исправление дисграфических ошибок

Изучением нарушений речи и голоса занимается наука логопедия, поэтому на логопеда ложится преимущественная часть работы по исправлению таких дефектов.

В первую очередь учитель-логопед должен исправить ошибки в звукопроизношении, то есть поставить школьнику правильное произношение всех звуков (при этом правильным должно быть не только «звучание», но и движения речевого аппарата в момент произнесения звука).

Развитие навыков звукового, звуко-буквенного анализа и синтеза. То есть умения отличать один звук от другого, правильно соотносить звуки с буквами, понимать какой звук (или буква) в слове стоит в начале, в середине, в конце. Примеры упражнений: логопед называет цепочкой слова, а школьник должен поднять сигнальную табличку, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука; выписать из текста все слова, содержащие заданный слог; вписать пропущенную букву, слог; составить пары слов, отличающихся одним оппозиционным звуком (рак-лак, роза-роса). Так же данная стадия сопровождается заданиями на составление схем слов, предложений.

Обогащение активного и пассивного словаря. Этот этап обязательно включает в себя упражнения: на образование новых слов различными способами: подбор однокоренных слов, изменение слов по временам (боролись – боремся – будем бороться), числам (зелёный – зелёные), родам (стояла – стоял – стояло); употребление обобщающих слов (назови одним словом: яблоко, груша – фрукты; найди и запиши лишнее слово: собака, корова, лиса).

Следующий этап работы содержит задания на развитие грамматических навыков, то есть на понимание значения предлогов, умение строить предложения, связный текст. Логопед может предложить школьнику решить следующие задачи: расширить предложение или, наоборот, сократить его; построить предложение по сюжетной картинке и записать его; раскрасить кота, который сидит ОКОЛО стула.

Развитие связной устной и письменной речи. Ребёнок должен составить текст по серии картинок; написать сочинение по предложенному плану.

Бороться с дисграфией тяжело. Это потребует многолетних регулярных занятий.

Преодоление аграфии

При этом диагнозе всегда есть сопутствующие – алексия и общее недоразвитие речи. Коррекцию данных нарушений логопед будет начинать с развития устной речи, постановки звуков, расширения словаря. Только после обширной подготовительной работы, которая занимает несколько лет, он перейдёт к формированию навыков письма и чтения. План занятий будет включать перечисленные выше этапы.

Какую школу выбрать: речевую или обычную?

Родителям, чьи дети имеют трудности с чтением и письмом, учителя или руководство школы могут порекомендовать посетить с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

ПМПК включает в свой состав более 10 различных специалистов, среди которых обязательно присутствуют психолог, педагог-дефектолог, логопед, окулист, ЛОР, невролог, детский психиатр, ортопед, хирург. Они внимательно обследуют ребёнка и составят заключение, которое будет включать в себя рекомендации по индивидуальному образовательному маршруту школьника.

Если ребёнку порекомендовали обучение в речевой школе, то лучше остановить свой выбор именно на такой школе. В специальном образовательном учреждении будет программа, учитывающая наличие нарушений письма и речи у учеников, и дозированная нагрузка. Штат сотрудников включает в себя всех необходимых специалистов, проводятся дополнительные коррекционные занятия. Школьник не будет испытывать стресс из-за плохих оценок, выговоров от учителей или насмешек одноклассников.

Альтернативой речевой школе может стать коррекционный речевой класс в общеобразовательной школе.

Дисграфические ошибки можно преодолеть, если вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Только логопед сможет поставить точный диагноз и составить индивидуальный план коррекционной работы, поэтому не затягивайте визит к специалисту.

Дисграфия, виды дисграфии

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слухой дифференкциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим. Классификация дисграфических ошибок. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия:

1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;

2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;

3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;

4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;

5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;

6. перестановки букв и слогов: онко-окно;

7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;

8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;

9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;

10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;

11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;

2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;

3. замена слов по звуковому сходству;

4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;

5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

4. зеркальлное написание букв: с, э, ю;

5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме.
Акустическая дисграфия (наоснове фонемного распознавания, дифференкциация фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и). Такие замены и смешение являются ярким показателем ОНР III-IV уровней и реже отмечаются у детей с ФФН.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

1. пропуски согласных;

2. пропуски гласных;

3. перестановки букв;

4. добавления букв;

5. пропуски, добавления, перестановки слогов;

6. слитное написание слов;

7. раздельное написание слов;

8. слитное написание предлогов с другими словами;

9. раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Если учитель разберется вовремя в этих проблемах и отправит ребенка к специалисту, то своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь маленькому школьнику. Но, к сожалению, гораздо чаще такой ребенок попадает к специалисту только после всего комплекса педагогического воздействия, который был бы хорош применимо к школьнику с обычными проблемами. Также важна и профилактическая работа по предупреждения нарушения письма. С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дислексии и дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа, которая должна носить комплексный характер и предполагать участие психолога, логопеда, воспитателей, родителей. Необходимо проводить целенаправленную специальную работу по развитию психических функций и процессов, обеспечивающих овладение читательской деятельностью и письмом, формированию собственно письменной речи как особого вида знаковой деятельности. Так, содержательную сторону готовности к овладению чтением составляют группы умений: языковые (умение оперировать различными языковыми единицами на уровне слова, предложения, связного текста; умение сравнивать слова, отвлекаясь от их предметного значения и др.), сенсомоторные (умение выделять и оперировать пространственными признаками предметов, умение оперировать временными понятиями в практической деятельности и др.), гностические (умение быстро и четко узнавать и дифференцировать зрительные образы, умение быстро и четко узнавать и воспроизводить слуховые образы (слова, ритмы и др.), семантические (умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи, осуществлять смысловое прогнозирование и др.). Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и приемов обучения чтению и письму. Система профилактических воздействий должна включать меры по исключению или сведению до минимума факторов риска.

Литература:

1). http://nsportal.ru «Я не виноват…»(Еремеенкова А.А.)

2)Коваленко, О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы:учебно-метод.пособие / О.М. Коваленко.-М, 2008г.

3). Дроздова Н.В., Зайцева Л.А. , Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Нарушения устной и письменной речи:Учеб.-метод. пособие – Мн.: УО «БГПУ», 2003.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector