Гештальтпсихология зародилась в
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Гештальтпсихология зародилась в

Гештальтпсихология простыми словами

Гештальт психология что это?

Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.

Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.

Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».

Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.

Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии

Гештальт психология зародилась после проведения одного очень важного эксперимента Максом Вертгеймером под названием «фи-феномен». Суть исследования: используя тахиостоскоп и стробоскоп ученый наблюдал за двумя прямыми линиями (раздражители) у участников, передавая им разную скорость. Таким образом он выяснил, что:

  • линии воспринимаются последовательно, если промежуток большой;
  • линии осознаются одновременно, если промежуток минимальный;
  • появляется осознанность движения (тестируемый следил за перемещением линии в определенную сторону, а не за двумя вместе или друг за другом);
  • «фи-феномен», если промежуток оптимальный (осознается исключительно чистое перемещение, испытуемый понимает, что движение есть, но без смены положения самой линии).

Результаты эксперимента он подробно изложил в своем труде в 1912 году. Эта и другие его работы заинтересовали многих известных научных деятелей того времени. Далее гештальтпсихология обзавелась множеством представителей, важнейший из которых – К. Коффка.

Результаты его собственных исследований показаны в труде «Перцепция: введение в гештальттеорию». В 1921 году свет увидела книга «Основы психического развития», рассказывающая о становлении детской психологии. Труд пользовался огромной популярностью как в Германии, так и за рубежом.

Исследования Коффки о перцепции у детей выявили ряд интересных закономерностей. Одна из них: изначально ребенок на деле владеет набором частичных и не очень логичных образов всего внешнего мира. Тогда ученый решил, что на восприятие сильно влияет соотношение фигуры и фона, на котором располагается объект. После он сформулировал закон трансдукции в психологии. В гештальт школе это одна из теорий восприятия, кратко изложив которую выходит, что дети осознают не сами цвета, а их сочетания.

Гештальт что это такое в психологии: идеи, законы и принципы

Сознание – то, с чем работает гештальт психолог, как представитель школы. По сути, это живое целое, в котором все составные элементы взаимодействуют друг с другом. Хороший аналог: человеческий организм в целом состоит из множества систем, работающих слаженно и исправно в течение многих лет. Гештальтпсихология опирается на следующие основные понятия:

  • Что такое гештальт? Мера сознания, некая образная конфигурация.
  • Гештальтпсихология использует в качестве предмета исследования сознание. Его изучение строится на использовании принципа целостности.
  • Наблюдение и описание – основные методы исследования. Восприятие идет не от ощущений, они нереальны. Оно идет от слуха, как от отражения изменения давления воздуха.
  • Зрительная перцепция на первом месте. Это ведущий процесс в психологии, определяющий степень развития психики.
  • Мышление – процесс разрешения проблем с помощью структурированных полей. Через инсайт в нынешнем времени.

Основные законы восприятия в гештальтпсихологии:

  • Транспозиция. Психика отвечает на комплекс раздражителей, а не на каждый по отдельности.
  • Константность. Все процессы стремятся к неизменности.
  • Близость. Склонность соединять соседние элементы в один целый.
  • Фигура и фон в гештальтпсихологии занимают одно из важнейших мест. Каждая фигура — изолированное целое, фон – что-то динамичное за фигурой.
  • Закон прегнантности. Склонность реагировать на самую постоянную и простую фигуру среди всех возможных.
  • Замыкание. Если человек видит что-то непонятное, то мозг старается переделать информацию в то, что нам знакомо.

Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы:

  • близость;
  • замкнутость;
  • общая зона;
  • схожесть;
  • смежность;
  • целостность.

Гештальт теория восприятия ориентируется на 3 константы:

  • Размер. Он остается неизменным, независимо от смены его положения на глазной сетчатке.
  • Форма. Она всегда остается постоянной.
  • Яркость. Яркость предмета неизменна, даже с учетом смены условий освещения.

Гештальт терапия

Это один из видов психотерапии, основанный Ф. Перлзом в 50-х годах прошлого века. Предмет гештальт терапии – это контакт и границы, в которых находится человек и все то, что его окружает. Контакт – сольватирование потребностей индивидуума с возможностями среды. Получается, что удовлетворить конкретную потребность можно только выходя на контакт с окружающим миром. (Утолить жажду можно, если взять воду).

Основная техника такой терапии – игра, базирующаяся на диалоге внутри себя. Разговор ведется с одной или несколькими частями собственной личности. В принципе, вся терапия направлена на завершение какого-то оставленного ранее дела – гештальта.

Круг правильного гештальта имеет такой вид:

  1. Появляется необходимость.
  2. Ищутся способы ее удовлетворения.
  3. Происходит удовлетворение.
  4. Контакт с окружающим миром завершается.

Всегда существует ряд факторов, мешающих идеальному процессу. Если цикл незакончен, то человек в течение всей своей жизни чувствует себя изнуренным и не может открыться новым желаниям. Незавершенный гештальт может вызвать серьезный сбой в защитных свойствах психики человека.

Читать еще:  Симптомы психических заболеваний у женщин

Гештальтпсихология и терапия – это возможность помочь «самому себе» и найти первопричины внутренних нестыковок, если говорить кратко. Существует ряд упражнений, направленных на принятие самого себя и того, что лежит за гранью реального, одновременно. Они должны помочь начать думать о себе и раскрыться миру. Другие увлекательные интерактивные материалы, разработанные ведущими психологами, можно найти на BrainApps. Тесты и курсы по саморазвитию, свыше 90 увлекательных игр позволят еще быстрее разобраться с внутренними переживаниями и расставить все по своим местам.

Гештальт картинки

Гештальт рисунками называют картинки перевертыши (иллюзии). Глядя на них нужно ответить, что вы видите и какие эмоции вызывает изображение. Такие материалы не рекомендованы к просмотру дошкольникам, так как они могут привести к различным психическим расстройствам. Ниже представлены известные «обманы зрения». А что на них разглядели именно вы?

История возникновения гештальт-психологии

Оглавление

1. История возникновения гештальт-психологии

2. Основные понятия и принципы гештальт-психологии

3. Природа научного переворота

4. Основные положения теории Ф. Перлза

5. Список литературы

История возникновения гештальт-психологии

Первые упоминания о гештальте в литературе появились благодаря австрийскому философу и психологу Христиану фон Эренфельсу, который в 1890 году в своей работе «О гештальт-качествах» ввел понятие «гештальт-качество» и поставил проблему целостности восприятия. [6]

Но основателем гештальт-психологии как отдельного направления в истории психологической науки по праву считают Макса Вертгеймера, который с 1910 года в Психологическом институте города Франкфурта вместе со своими ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой искал ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений. Причем Кёлер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов.

Схема опытов Вертгеймера была проста. Вот один из вариантов. Через две щели — вертикальную и отклоненную от нее на 20-30 градусов — пропускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд — одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие «фи-феноменом». Он ввел специальный термин, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость (вопреки общепринятому в ту эпоху мнению) к сумме ощущений от раздражения сперва одних пунктов сетчатки, а затем других. Сам по себе результат опытов был тривиален. Вертгеймер использовал давно уже изобретенный стробоскоп, позволяющий при вращении с известной скоростью отдельных дискретных изображений создать видимость движения — принцип, приведший к созданию кинопроектора. Вертгеймер видел смысл своих опытов в том, что они опровергали господствующую психологическую доктрину: в составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на сенсорные элементы.

Результаты изучения данного целостного «фи-феномена» были изложены в статье «Экспериментальные исследования видимого движения» (1912). [6] От этой статьи принято вести родословную гештальтизма. Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят.

Как видно из воспоминаний Кёлера, причина их неудовлетворенности ситуацией в психологии была в том, что высшие психические процессы оставались вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сенсорными элементами и принципом ассоциаций.

Прежде всего заслуживает внимания факт одновременного возникновения гештальтизма и бихевиоризма. Вертгеймер и Уотсон выступили с идеей реформы психологии одновременно в условиях нараставшей неудовлетворенности господствовавшими воззрениями на предмет, проблемы, объяснительные принципы психологии. Остро чувствовалась необходимость ее обновления. Как известно, в движении научного познания имеются как эволюционные периоды, так и периоды крутой ломки общепринятых представлений. Продуктом коренных сдвигов в психологическом познании явились и бихевиоризм, и гештальтизм. Их одновременное появление — показатель того, что они возникли как различные варианты ответа на запросы логики развития психологических идей. И действительно, оба направления были реакцией на сложившиеся научные стереотипы и протестом против них.

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью скорее служила биология, а для гештальтистов — физика. Понятие о гештальте не считалось, таким образом, уникально-психологическим, приложимым лишь к области сознания. Оно было предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели.

Многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательства правильности своей теории.

Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали эти ученые, зависит его поведение и понимание ситуаций.

Понятие об инсайте (от англ. insight — усмотрение) как о переструктурировании гештальта возникло как раз из исследований детского восприятия и стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые Торндайк и бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха». [11, с.352]

Американские психологи получили первую информацию о гештальтизме в 1922 году, однако вначале встретили ее безразлично. Вскоре американские психологи смогли познакомиться с идеями новой школы непосредственно из уст ее лидеров. В 1924 году в Корнуэльский университет был приглашен для чтения лекций Курт Коффка, а в 1925 году в Гарвардский университет был приглашен Вольфганг Кёлер.

Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов. К этому периоду главные представители гештальтистского направления, спасаясь от нацизма, иммигрировали в Соединенные Штаты Америки и устроились в различных университетах и научных центрах.

Читать еще:  Проект не бойся эпилепсия

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии. Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит. Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек [1]. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии. В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи. Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2]. Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих. Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М. Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира. Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К. Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К. Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон. Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне. Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название — «трансдукция».

Читать еще:  Нарушение дикции у взрослых причины

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В. Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами. Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку. Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов. Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения. Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец. Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться. Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта. Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию. Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга. На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры. Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью. Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами. Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:
  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.
  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. — М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.htm

Автор: Анастасия Каткова
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Редактор: Бибикова Анна Александровна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector