Имбецильность это в психологии
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Имбецильность это в психологии

Имбецильность

Имбецильность — это средняя степень слабоумия, которое вызвано органическими, физическими причинами и связано с задержкой в развитии плода или самого ребёнка. Часто этому способствует наследственная предрасположенность, выражающаяся в синдроме Дауна, Ангельмана и подобных, связанных с хромосомными и генными аномалиями. Другой причиной являются инфекционные заболевания будущей матери. К ним относятся:

и другие подобные болезни.

Дополнительные причины болезни

Плод может быть повреждён приёмом беременной каких-то токсических веществ, в том числе лекарственных средств, наркотиков, алкоголя. Возможно и негативное воздействие на плод определённым излечением, к примеру, если беременная слишком часто подвергалась рентген-исследованиям. Спровоцировать имбецильность может недостаток в организме будущей мамы йода и бедное питание, лишённое витаминов и других нужных элементов.

Также данная форма олигофрении иногда вызывается травмой, полученной при родах или ещё в ходе вынашивания плода. Последнее встречается гораздо реже.

Некоторые специалисты считают, что имбецильность может возникнуть ещё и при недостаточном общении малыша со взрослыми, — низкий уровень интеллектуального развития в силу социального фактора. Не станем возражать, но отметим, что тогда, при исключении всех органических причин, мы будем иметь дело с имбецильностью другого уровня. Вполне возможно, что обратимой. Возникает противоречие с тем, что имбецильность в психологии — это чаще необратимое состояние.

Имбецильность: симптомы и диагностика

Достаточно часто можно встретить мнение о том, что имбецильность может быть установлена по уровню IQ. Это спорное утверждение, проистекающее скорее всего из желания всё упростить, усреднить и найти какие-то единые критерии.

  • Во-первых, сам уровень определяется по тем или иным тестам, которые не имеют общего стандарта.
  • Во-вторых, уровень IQ на практике выявляется посредством интервьюирования таких пациентов. По той простой причине, что они сами в нужной мере не умеют читать и писать. При этом врач окажется вынужденным адаптировать вопросы, делать их понятными, а значит изменит сам подход. В подавляющем большинстве случаев результат — это нечто, что показывает уровень умственного развития пациента и способности врача интерпретировать вопросы.

Пациент может не иметь никакого желания на них отвечать. Обычный ребёнок или взрослый могут себя дисциплинировать, а имбецил вряд ли. Поэтому тестирование может показать хоть IQ равный нулю. На самом деле это отразит только то, что пациенту глубоко безразлично всякое тестирование. В любом случае это не уровень интеллекта, а лишь степень соответствия некоему номиналу в плане взаимоотношения психического и хронологического возраста.

Другим методом является тест Векслера. Он более популярен в западных странах, чем в России, поскольку требует высокой квалификации психодиагноста. Способ несколько раз адаптировался для России. Последней была редакция 1992 года Ю. Филимоненко и В. Тимофеева, которые исправили некоторые погрешности предыдущих авторов и выпустили своё руководство к определению уровня интеллекта у детей.

Тестирование в данном случае является лишь вспомогательным приёмом, который применим далеко не всегда. Уровень IQ же имеет смысл выявлять в основном у взрослых, а не детей. По МКБ-10 при IQ 35-49 и психическом возрасте 6-9 лет ставится диагноз F71. Дальнейшая градация зависит от поведения человека. F71.0 — небольшие нарушения в поведении или их отсутствие, а F71.1 — значительные нарушения в поведении. Последнее требует лечения.

Что такое имбецильность с точки зрения признаков?

Чаще всего существует определённая их группа, которая позволяет увидеть себя уже в ходе визуального осмотра. Это нарушения формирования головы, чаще всего в виде грубых форм черепа, недоразвитие конечностей, пальцев, возможное их сращение, характерные дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм. Возможно наличие паралича или пареза. Невозможно сказать, какие именно, поскольку состояние может быть вызвано различными причинами или их комплексом, а отражение в каком-то индивидуальном случае это находит своё.

Обычно больные понимают то, что им говорят. Конечно, если смысл сказанного не выходит за рамки наиболее простых или бытовых проблем. Говорят они и сами. Речь состоит преимущественно из глаголов и существительных, хотя они могут знать прилагательные. Но их использование означает возможность дать какую-то характеристику, качественную оценку, а уже это чаще всего не позволяет сделать уровень интеллекта. К примеру, больной может назвать кого-то по имени, но ему достаточно трудно добавить «хороший» или «плохой». Обычно речь при таком уровне развития — это отражение чего-то сиюминутного. Если больной встретится с какой-то проблемой, то он может показывать туда, где находится что-то проблематичное и повторять «там» или «идти». Это означает, что он туда зовёт, чтобы кто-то более ловкий решил проблему. Речь всегда грамматически неправильна. В словарном запасе может быть около 20-30 слов. Лишь в некоторых случаях около 200-300.

Мышления основывается на представлениях, но не на понятиях. Когда говорят о психологическом возрасте 6-9 лет, то имеют в виду сами потенциальные возможности. В 9 лет обычный ребёнок имеет массу понятий. Имбецила же лучше сравнивать со здоровым, но не обученным и не подготовленным ребёнком такого возраста. Да и то сравнение будет условным. Нужно учитывать, что обычный ребёнок, если начать с ним заниматься, догонит своих сверстников, а имбецил не сможет в силу самой особенности своей высшей нервной системы.

Таких детей удаётся обучить элементарным вещам. Они могут получить навыки самостоятельно одеваться и раздеваться, использовать какие-то предметы туалета и столовые приборы, пользоваться чем-то простым в основном за счёт использования навыков к подражательству. Они обучаются в специальных школах, но обучиться могут немногому. Это элементарный счёт до 10, написание отдельных слов и фраз, чтение самых простых текстов.

В эмоциональной сфере намного больше адекватности, чем у идиотов. Они прекрасно понимают, кто перед ними — родители, персонал школы-интерната, сверстники. Хорошо запоминают добро и добрых людей, относятся к таким положительно и с большим доверием. Больные очень легко поддаются внушению. Достаточно, чтобы какой-то человек завоевал симпатии, как они будут делать то, что он скажет. При нахождении в неблагоприятной, агрессивной среде становятся озлобленными и склонными к асоциальным поступкам.

Считается, что общие стремления больных примитивны и сводятся только к удовлетворению физических потребностей. Это не совсем так… К примеру, педагог специальной школы города Москвы рассказывала о том, сколько счастья она наблюдала в лицах мальчиков, которым удалось после 1-2 часов занятий, общий срок, это было 4-5 уроков, собрать электрическую цепь. Простейший конструктор. Нужно приделать к батарейке два проводка и присоединить их к патрону лампочки. Однако один провод имеет разрыв и в него нужно вставить выключатель. Все соединения делаются очень просто — конструктор предусматривает специальные клеммы. Достаточно только соединить под руководством педагога. Дети с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени» выполняют это достаточно быстро, и потом им уже не интересно. И это вполне понятно — ничего героического в том нет. Другое дело имбецильность. Они пыхтели, делали новые заходы, бросали всё это, замыкались, потом возвращались к начатому, и в конце концов собрали эту электрическую цепь. Радость была, как если бы коллектив НИИ совершил научное открытие. Уже этот пример говорит о том, что примитивными стремления становятся в основном из-за того, что с ними редко так занимаются. Если попробовать, то окажется, что у них есть стремления и повыше, чем просто есть и пить.

Однако описание имбецильности в общем случае всегда отдаёт одномерностью. Напомним, что это лишь диагноз, который ставят в рамках выявления степени олигофрении. Вызываться же она может самыми разными причинами, поэтому и характерные особенности разные. Имбецильность — это в психологии лишь отражение соматических изменений на психику и рассудок. А причин изменений может быть очень много…

Имбецильность, что такое в плане лечения?

Вопрос о лечении непосредственно имбецильности не совсем корректен. Как кто-то мог бы себе представить «лечение» последствий родовой травмы или органических изменений, возникших в силу наличия хромосомных аномалий? Терапия направляется на купирование различных симптомов, которые можно купировать. Если есть какие-то признаки судороги, то нужна противосудорожная терапия, включая физиопроцедуры. Если у больного наблюдается значительное нарушение поведения, то следует выявить его причины, попытаться их устранить и выработать схему терапии, включая медикаментозную. Несмотря на то, что умственное развитие пациентов находится на низком уровне у них, как и всех других людей, имеется психика. А это значит, что могут быть и расстройства настроения, и различные неврозы, и психозы. Только выражаться всё это будет не как у других людей. Само же ограничение в возможности понимать делает обычную психотерапию не имеющей никакого смысла. В идеале с такими пациентами должны работать врачи особой специализации.

Мировая и отечественная дефектология имеет достаточно весомые теоретические материалы, наработаны и методики практической работы с пациентами. Чем более глубока степень дефекта, тем более простые цели следует ставить перед собой. Если дебилам очень даже нужна социальная адаптация, то коррекция состояния имбецилов должна быть направлена на то, чтобы они могли совершать самые простые действия и не мешать уходу за собой, но помогать ему. Априори мы признаём, что без посторонней помощи такие больные оставаться не могут.

В финале одна небольшая зарисовка. Мальчику 14 лет. Его диагноз F71.0. У него есть своя небольшая библиотека. Это самые разные журналы, которые он умудряется где-то находить. Очень любит телевизор. Смотрит буквально всё. При этом делает однозначные выводы. Кино про войну он называет «про победу». Да, это так — он понимает что-то из сюжета. Стараниями персонала обучен нескольким английским словам, в частности, знает суть слова shit. В период острой фазы конфликта на Донбассе называл им всё, что показывали про войну и Украину. Но не использовал, во время просмотра более позитивных программ. В это же время «увлёкся» политикой. Стал узнавать многих из тех, кого показывали по телевизору и знает многих по именам — это депутаты Государственной думы, известные политологи. Удивительное меняется лицо при виде президента России Владимира Владимировича Путина. Мальчик сразу улыбается и отмечает, что это Путин. Его очень радует, что он узнаёт его и понимает даже то, что это важный человек. Всюду жизнь. Иначе и не скажешь.

Читать еще:  Самое лучшее средство от бессонницы

Имбецильность

Имбецильность — средняя степень отсталости в умственном развитии. В зависимости от интеллектуального отставания данная патология подразделяется на три типа: умеренная, выраженная и глубокая имбецильность. Умеренный тип диагностируется при IQ — 35-50, выраженный — при IQ — 25-34, глубокий — при показателях, ниже указанных.

  • Причины имбецильности
  • Симптомы имбецильности
  • Диагностика имбецильности
  • Лечение имбецильности
  • Профилактика и прогноз при имбецильности

Выражается имбецильность в том, что мозг ребенка, пребывающего еще в материнской утробе или прожившего первые месяцы после рождения, задерживается в развитии. Внешне патология заметна как по психическим и умственным, так и по физическим отклонениям.

Имбецилы практически не способны к обучению, им доступны только самые примитивные навыки: чтение по слогам, счет денег и предметов. Эмоциональное и мыслительное развитие у пациентов с имбецильностью также значительно отстает. Они инертны и малоподвижны, хотя при постоянных тренировках и подражании другим людям могут выполнять простейшую работу.

Ввиду повышенной внушаемости и постоянной тяги к подражанию имбецилы могут совершать асоциальные поступки. Малейшая перемена обстановки может стать для них причиной серьезного стресса.

Среди всех учтенных случаев олигофрении, имбецильность составляет 20%. Распространенность данной патологии — 0,04% от всего населения.

Причины имбецильности

В качестве причин имбецильности выделяют целый ряд факторов, имеющих влияние на ребенка во время его внутриутробного развития и на ранних сроках жизни.

  • Основными считаются генетические отклонения, такие как болезнь Дауна и микроцефалия.
  • Второй фактор — внутриутробное поражение плода, спровоцированное нарушением гормонального фона у матери.
  • Если во время беременности женщина перенесла вирусное или венерическое заболевание, к примеру, краснуху, токсоплазмоз или сифилис, это также может стать причиной имбицильности ребенка.
  • К причинам, по которым может развиваться имбецильность, относится и конфликт резус-факторов между плодом и матерью.
  • Непосредственное влияние на головной мозг плода имеет прием будущей матерью алкогольных и наркотических веществ, дозы облучения рентгеновскими лучами, недостаток микроэлементов и витаминов в ее питании.
  • После рождения причинами патологии могут стать родовая травма, тяжелые роды, асфиксия в период беременности и родов.
  • Не последнее место занимают травмы головы и заражение детскими инфекциями.
  • В крайне редких случаях имбецильность не является следствием механических повреждений или генетических отклонений. Она может быть связана с исключительно социальным фактором, таким как отсутствие общения со взрослыми людьми. Кроме этого, развитие ребенка зависит от полноценности питания.

Симптомы имбецильности

У людей, страдающих этим расстройством, очень слабо развита моторика. Их движения плохо скоординированы, им сложно осуществлять самые простые действия, а особенно мелкую, требующую внимания работу. Имбецилы неуклюжи, часто сгорблены, зажаты, что особенно проявляется при ходьбе. Мимика практически отсутствует, выражение лица бессмысленное, непринужденное, моргания редкие.

Имбецильность может вызывать и дефекты строения тела. Это могут быть такие признаки, как приросшие мочки ушей, неправильная форма черепа, деформация лицевых костей.

Очаговая нервная симптоматика — еще один характерный для данной патологии симптом. Человек, у которого наблюдается имбецильность, редко может овладеть элементарными навыками ухода за собой, в большинстве случаев пренебрегает правилами личной гигиены. При этом пациент может проявлять большое рвение в посильных ему заданиях и гордиться выполненной работой.

Эмоционально имбецилы однообразны, они выказывают либо негодование, либо радость по определённому поводу. Вникая в суть одного занятия, они с трудом переключаются на другие задачи. Для больных имбецильностью характерно медленное последовательное мышление и невозможность решения нескольких вопросов одновременно.

Примитивность мышления, узкий кругозор, отсутствие воли и концентрации не позволяет имбецилам обучаться. Воспринимая обращенную к ним речь, сами пациенты не могут общаться аналогично и говорят только лаконичными фразами.

При смене привычной обстановки или окружения имбецилы могут подвергнуться стрессу по причине полного отсутствия самостоятельности и способности адаптироваться. Они легко внушаемы, не проявляют собственной инициативы, часто послушны и привязчивы к другим людям.

Диагностика имбецильности

Чтобы выявить признаки имбецильности, специалисту, как правило, достаточно осмотра и беседы с пациентом. Степень отсталости выявляется путем психологического тестирования и определения уровня интеллекта.

Врач также должен провести дифференциальное исследование, исключающее шизофрению и деменцию. Этот этап, как и этап диагностики, предполагает проведение специальных тестов. Отличия их результатов состоят в том, что у шизофреников отставание в развитии имеет диссоциированный, парциальный характер, а у пациентов с деменцией сохраняется практически весь багаж знаний, эмоциональность и богатый словарный запас.

У маленьких детей определить имбецильность сложнее, чем у взрослых по причине, что система критериев может быть применена только для подростков и детей от 7 лет. Несмотря на это, коррекционные меры и помощь в обучении и адаптации в социуме необходимо начинать проводить в раннем возрасте пациента.

При запаздывании развития психомоторных функций в первый год жизни ребенка формирующуюся имбецильность сложно отличить от результатов плохого ухода и соматических заболеваний. Глубокая имбецильность поддается более точному диагностированию на этой стадии развития малышей, так как у них наблюдается отсутствие базовых навыков. Они не берут предметы из рук других людей, не хватают их и не придерживаются при стоянии за окружающие объекты. У таких детей нет реакции на голос и речь, из-за чего их могут ошибочно принимать за глухих.

В возрасте до года специалист может выявить имбецильность по характерному отсутствию у ребенка интереса к окружающему миру, однообразной мимике и невыраженной эмоциональной реакции.

В возрасте от 1 года до 3 лет дети-имбецилы могут играть. Их игры примитивны, они не понимают назначения игрушек и всех окружающих их предметов. Восприятие информации происходит не по смыслу, а ограничивается узнаванием характерных фраз в сочетании с определенной интонацией и жестом. В детском возрасте определение степеней имбецильности может быть неточным ввиду расплывчатости их критериев.

Лечение имбецильности

На сегодняшний день имбецильность неизлечима и терапия для пациентов, страдающих этой патологией, носит исключительно симптоматический характер. Основой, на которой базируется лечение, являются правильное воспитание, уход за больными и постоянное направление их действий.

Имбецилы не могут находиться в школьной среде, которая для них непосильна эмоционально и физически, поэтому им требуется обучение на дому. В домашних условиях они могут освоить навыки чтения, письма и простейших арифметических вычислений.

Имбецилы могут представлять угрозу для общества при условии асоциального окружения. В неконтролируемых ситуациях больным показана госпитализация в психиатрическую лечебницу.

Поскольку у детей могут наблюдаться дефекты речи, им показаны регулярные занятия с логопедом и психотерапевтом. Медикаментозная коррекция также необходима, для нее применяются ноотропные препараты, транквилизаторы, нейролептики.

Лечение препаратами подразделяется на два типа: специфический и симптоматический. Специфическая терапия требуется пациентам с фенилкетонурией и другими проявлениями энзимопатии. При гипотиреозе назначается компенсирующее гормональное лечение, при токсоплазмозе — антибиотики, препараты мышьяка, хлоридин, при мозговых инфекциях — сульфаниламидные препараты, антибиотики.

Симптоматическое лечение — это применение препаратов со стимулирующим мозговой метаболизм эффектом, витаминов группы B, психостимуляторов, дегидратирующих и рассасывающих средств, биогенных стимуляторов. Пациентам, у которых бывают судороги, назначают постоянный прием противоэпилептических препаратов.

Чем раньше выявляется заболевание и начинается его адекватное лечение, тем оно эффективнее. Огромное значение имеет не только медикаментозное воздействие, но и комплекс лечебно-педагогических коррекционных мероприятий.

Профилактика и прогноз при имбецильности

Прогноз данного заболевания напрямую зависит от степени отсталости, времени постановки диагноза и начала лечения. В большинстве случаев патология, диагностированная на ранней стадии, поддается коррекции, что позволяет минимизировать интеллектуальные нарушения и адаптировать пациента в социуме.

Неспособность к самостоятельной жизни требует тщательного контроля со стороны медучреждения и родственников, детям нужна специальная программа домашнего обучения или пребывание в спецшколе.

Профилактические меры подразделяется на два этапа: первичный и вторичный. Первичная профилактика проводится еще на стадии внутриутробного развития и состоит в своевременной постановке женщины на учет в женской консультации, грамотном ведении беременности, раннем скрининговом исследовании, позволяющем изучить плод до его полного формирования и рождения. Вторичная профилактика — это раннее диагностирование патологии у новорожденного, коррекция психического и интеллектуального развития, меры по реабилитации и адаптации ребенка в окружающей среде.

Имбецильность ( Умственная отсталость средней тяжести )

Имбецильность — развившаяся внутриутробно либо в первые годы жизни недостаточность умственного развития. Обозначает олигофрению средней степени тяжести. Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению (IQ — 25-50), проблемы с памятью, усиление бессознательных инстинктов (сексуальная распущенность, склонность к перееданию). Мышление последовательно, однако довольно примитивно. Малый кругозор, внушаемость и желание подражать могут проявляться асоциальным поведением, особенно в незнакомой обстановке. Обучение элементам самообслуживания возможно, при этом имбецилы не могут проживать самостоятельно. Диагноз устанавливается на основании клинической картины, оценки интеллектуального и психомоторного развития. Лечение включает в себя симптоматическую терапию (ноотропы, нейролептики, седативные средства и пр.). Требуется медицинский контроль и постоянный уход в сочетании с адекватным воспитанием.

МКБ-10

Общие сведения

Имбецильность — слабоумие (олигофрения) умеренной степени выраженности. Внешне заметное отклонение в психическом развитии обусловлено патологическими процессами во внутриутробном или постнатальном периоде развития ребенка. Психические изменения при имбецильности выражены больше, а обучаемость в меньшей степени, нежели при дебильности. Эмоциональный фон более разнообразен, чем при идиотии. Имбецильность встречается довольно редко. Доля таких пациентов среди больных с недоразвитой психикой составляет около 20%. Патологией страдают 4 человека из 10 000. Высокая внушаемость и желание подражать плохим примерам вызывает необходимость в постоянном присмотре. Попав в неблагоприятные условия, больные теряются и могут вести себя асоциально.

Причины имбецильности

Зачастую заболевание формируется во внутриутробном периоде. Этому способствует наследственная предрасположенность, генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ангельмана и пр.). Имбецильность может развиться после перенесенного будущей матерью инфекционного заболевания (сифилис, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.) или же при резус-конфликте матери и ребенка (иммунологической несовместимости крови).

В качестве повреждающего фактора, приводящего к развитию патологического процесса, выступают химические вещества (в первую очередь наркотические средства и алкоголь), а также повышенные дозы различного рода излучений (частые рентген-исследования беременной). Имбецильность малыша может быть следствием недостатка йода в организме беременной. Именно этот микроэлемент играет важную роль в формировании нервной системы плода. Недостаточное, бедное витаминами, макро- и микроэлементами питание, также увеличивает риск развития заболевания.

Читать еще:  Как убрать тревожность

В раннем возрасте имбецильность могут спровоцировать тяжелые роды с асфиксией и травмированием плода, полученные черепно-мозговые травмы, детские инфекции. Имбецильность развивается и при недостатке общения со взрослыми. Обычно этот фактор в совокупности с недостаточным питанием (недостатком того же йода) наблюдается в неблагополучных семьях. В развитии имбецильности играют роль не только физические отклонения в нервной системе, но и отсутствие интеллектуального развития после рождения (социальный фактор).

Симптомы имбецильности

В зависимости от выраженности умственного недоразвития (степени снижения коэффициента интеллекта) различают имбецильность умеренную (выраженность симптомов минимальна, IQ — 35-50), выраженную (IQ — 25-34) и глубокую (обучаемость практически невозможна, IQ — 20-25).

В зависимости от основных черт характера, больные могут быть добродушными, застенчивыми, агрессивными и злобными. Поведенческая реакция при имбецильности также двояка. Одни больные апатичны и равнодушны. Другие же, напротив, отличаются высокой подвижностью. Выражение лица не отягощено мимической реакцией (застывшее или «кукольное» лицо). Характерно уреженное мигание глаз. У большинства больных довольно грубое строение черепа, зачастую сочетающееся с пороками развития (дефектный прикус, гидро- или микроцефальный череп, ярко выраженное отстояние ушей от черепа).

Имбецильность сопровождается нарушением координации и неразвитой моторикой. Движения таких больных угловаты и скованны, а походка неуклюжа, часто сутулая. Мелкие действия руками, требующие точности, невозможны. Пациенты фокусируются в основном на собственных потребностях, зачастую проявляя прожорливость и сексуальную распущенность. Внешность неряшлива.

Мышление достаточно примитивно, обобщение недоступно. Однако такие пациенты мыслят последовательно. Для имбецильности характерны крайне узкий кругозор, недостаточность внимания и воли, недоразвитие памяти. Самостоятельное мышление отсутствует, больные мыслят усвоенными извне шаблонами. Они хорошо воспринимают речь, однако их собственные способности ограничены простыми предложениями. Словарный запас скуден: всего 200-300 слов. При этом больные могут допускать неточности в описании чего-либо. Хотя обучаемость затруднена, в спокойной знакомой обстановке таких пациентов можно научить элементарному счету, чтению по слогам.

По принципу повторения имбецилы обучаются элементарным правилам самообслуживания и простым трудовым действиям (сматывание ниток, мытье посуды, уборка помещения и т. д.), однако не проявляют собственную инициативу, легко внушаемы.

Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и др.). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей.

Имбецильность вызывает проблемы с адаптацией в социуме. Некоторые пациенты чувствуют угнетающую их ущербность по сравнению с другими людьми. Привлечение к труду также проблематично, имбецилы трудятся лишь по выученным шаблонам, изменение которых вызывает у них растерянность. Активные пациенты с агрессивным характером зачастую совершают опасные для себя и общества поступки. Наблюдается склонность к побегам.

Диагностика имбецильности

Имбецильность может быть установлена на основании уровня IQ. Подтвердить диагноз помогает подробный анамнез (течение беременности, перенесенные заболевания, условия жизни, уточненные сроки первых проявлений патологии). С помощью тестов и специальных шкал (шкала Векслера — менее 55 баллов) психоневролог оценивает уровень умственных способностей. При беседе выясняются привязанности человека, успеваемость в школе, уровень речи и социальной адаптации.

Генетическая имбецильность плода определяется с помощью скринингового обследования. Для выявления причины заболевания могут использоваться инструментальные методы исследования: КТ головного мозга и МРТ головного мозга. Томографическое исследование позволяет получить послойное изображение мозга (при КТ более тонкие слои) и определить характер его повреждения. Сосудистую патологию определяют с помощью ангиографии головного мозга и реоэнцефалографии (безопасный метод исследования электрического сопротивления тканей). ЭЭГ (электроэнцефалограмма) наравне с вышеописанными методами позволяет выявить функциональные нарушения в активности головного мозга, а также вести за ними динамическое наблюдение.

Следует дифференцировать имбецильность от ранней шизофрении, некоторых форм врожденной эпилепсии и приобретенной деменции, также сопровождающихся снижением интеллекта. Для этого лечащий невролог может назначить консультации эпилептолога, нейрохирурга, психиатра.

Лечение имбецильности

Лечения имбецильности сугубо симптоматическое. Исключительно под контролем лечащего врача назначаются нейролептики, психостимуляторы и транквилизаторы. Для улучшения кровообращения и питания мозга используют ноотропные препараты (пирацетам, гидрализат из головного мозга свиней и др.), витаминотерапию. По показаниям проводят дегидратацию (сульфат магния, фуросемид и др.) и назначают противосудорожные препараты.

Обязательно систематическое посещение психоневролога. Врач даст рекомендации по воспитанию пациента и оценит динамику заболевания. При возникших проблемах с позвоночником или наличии дефектов речи назначается консультация узких специалистов (вертебролога, психиатра, дефектолога, логопеда).

Профилактика и прогноз имбецильности

Прогноз имбецильности напрямую связан со степенью слабоумия и своевременностью лечения. Легкая стадия патологии, выявленная на ранних сроках, позволяет минимизировать умственную отсталость, а правильное обучение и адекватный уход повысят адаптационные способности пациента в обществе. Так как такие больные неспособны к самостоятельной жизни, они требуют регулярного медицинского контроля и постоянного ухода. Детей с имбецильностью следует обучать на дому по специальной программе или в спецшколах.

Первичная профилактика заболевания заключается в охране плода и беременной женщины, ведение беременности с проведением раннего генетического (скринингового) исследования. Вторичная профилактика включает в себя раннее выявление патологии для своевременной коррекции психического развития и организации адаптационных и реабилитационных мероприятий.

Имбецильность — как с этим жить и кто такие имбецилы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Родители всегда очень переживают за здоровье своего ребёнка. Особенно с опаской относятся к первым нескольким годам после рождения.

Проблемы с психическим развитием не так очевидны на первый взгляд, как кашель или насморк при гриппе.

Поэтому нужно разбираться в причинах и признаках умственной отсталости, понять кто такой имбецил, и можно ли с этим справится.

Имбецил — кто это

Чтобы быть точно уверенным, как правильно писать: имбИцил или имбЕцил, нужно знать латинское слово, от которого пошло название. Imbecillus – «немощный, слабый».

Имбецил – это средняя степень олигофрении (слабоумия), обусловленная недоразвитием плода или приобретением дефекта в первые 3 года жизни. По тесту IQ имбецильности соответствуют показатели 20-50 баллов.

При этом страдает не только сфера мышления, памяти, внимания, но и эмоционально-волевая. Также заболевание отражается на речи и физической форме, способности себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане и получать новые навыки.

На сегодняшний день название вышло за рамки профессионального употребления в психиатрии. В бытовом языке приобрело негативный оттенок.

Поэтому термин «имбецил» заменили, и теперь уместнее использовать термин «средняя степень умственной отсталости» для определения диагноза.

Причины формирования имбецильности

Причины, которые могут спровоцировать имбецильность, можно разделить на несколько категорий.

Внутриутробная (пренатальная):

  1. инфекционные заболевания матери (краснуха, корь);
  2. интоксикация;
  3. несбалансированное и недостаточное питание;
  4. эндокринные нарушения;
  5. радиоактивное облучение;
  6. несовместимость по резус-фактору групп крови между матерью и плодом.

Во время родов (перинатальная):

  1. механическое повреждение головного мозга;
  2. кислородное голодание;
  3. кровоизлияние в мозг (кефалогематома).

После родов (постнатальная):

  1. инфекционные заболевания ребёнка (менингит, энцефалит);
  2. травмы головного мозга.

Не всегда при наличии этих факторов развивается умственная отсталость. Не менее важно и время (период), когда произошло негативное влияние. А также, какой иммунитет и общее состояние были у беременной женщины и ребёнка.

Ученые склонны считать, что наследственность не имеет большого влияния на появление признаков имбецильности. Например, болезнь Дауна не передаётся потомкам, поскольку причиной её возникновения служит нерасхождение одной из пары хромосом во время формирования половых клеток у матери.

Но влияния могут оказать такие нарушения у родителей, как фенилкетонурия и болезнь Тея-Сакса. Они имеют в основе метаболическое расстройство, которое может унаследовать ребёнок.

Есть мнение, что может передаваться и микроцефалия, но люди с ней, как правило, не вступают в половые связи.

Симптомы и возможности людей с имбецильностью

Мышление у имбецила непосредственное, конкретное, без понимания абстрактных вещей (это что?), туго протекающее. Знания ограничены исключительно простыми бытовыми вопросами. Память, внимание, восприятие – недоразвитые.

Речь неграмотная, а словарный запас бедный – названия самых часто используемых вещей в обычной жизни.

Если механическая память будет более развита, то ребёнок может овладеть порядковым счётом и пользоваться им только поверхностно. Может зазубрить таблицу умножения. Понятие о числе и смысле сложения-вычисления отсутствует.

Зрительный и слуховой анализ информации нарушен, поэтому имбецилу сложно различать буквы, которые одинаково пишутся и звучат. У человека может получаться механически читать, но смысла слов и предложений он не понимает.

Дети-имбецилы начинают ходить с опозданием – около 2-3 лет. Все движения плохо скоординированы, точная моторика не формируется. Можно обучить таких детей опрятности. Специальные образовательные программы могут помочь медленно развить существующие задатки и возможности.

Люди со средней умственной отсталостью часто бывают агрессивными и злыми, показывают неадекватную реакцию. Иногда им бывает свойственен асоциальный тип поведения. Эмоции у имбецилов простые и непосредственные, они проявляют сочувствие и у них есть желание кому-то помочь в беде.

Людям с таким заболеванием свойственна повышенная внушаемость и желание подражать не всегда самым хорошим примерам. Присутствует чувство самооценки: человек смущается по поводу нарушения своего физического развития, собственной неловкости.

Во взрослом возрасте имбецилы способны работать, если нужно выполнять простые практические задания, при точном и понятном построении алгоритма, под наблюдением руководителей.

Самостоятельное отдельное проживание имбецила практически невозможно, нужно периодическое или постоянное надзирание со стороны близких. Несмотря на это, они полностью мобильны и подвижны, могут заводить социальные контакты, поддерживать простую и понятную беседу.

Дети-сироты с диагнозом средней умственной отсталости по возможности живут в специальных домах для людей с нарушениями психики и мышления в частности.

Некоторых могут отправлять на обучение в коррекционную школу. В зрелом возрасте они живут в психоневрологических интернатах. В редких случаях пробуют обеспечивать себя сами проживая отдельно.

Читать еще:  Сколько живут с болезнью альцгеймера

Диагностика

Диагностика умственной отсталости происходит на основе жалоб родственников, у которых возникло подозрение на нарушение.

После этого собирается анамнез (это как?): как протекала беременность и роды, как развивался ребёнок во всех сферах, чем болел.

Обычные тесты на интеллект не всегда могут быть полезными, поскольку фиксируют только высокий уровень олигофрении. Также причиной низкого результата могут быть различия в культуре и воспитании ребёнка.

Более показательны скрининговые тесты:

  1. Оценка родителями уровня развития (PEDS);
  2. Опросник по возрасту и стадиям (ASQ).

Визуализация центральной нервной системы поможет установить причину имбецильности, если это нейрофиброматоз, туберозный склероз или гидроцефалия. Для этого делается снимок головного мозга. Как правило, это МРТ.

Могут использоваться генетические тесты:

  1. хромосомное микрочипирование;
  2. прямые исследования ДНК;
  3. стандартное кариотипирование.

На генетические метаболические нарушения могут указывать:

  1. вялость;
  2. рвота;
  3. плохая прибавка в весе;
  4. судороги;
  5. низкий тонус мышц;
  6. увеличение селезёнки и печени;
  7. непропорционально большой язык;
  8. специфичный запах мочи;
  9. грубые черты лица.

В зависимости от возраста, врач обследует навыки на психомоторную задержку:

Лечение умственной отсталости

В зависимости от причины умственной отсталости и возраста, помогать в лечении будут:

Если у ребёнка развился кретинизм при нарушении работы щитовидной железы, то специалист назначит гормонотерапию. Она также помогает и при синдроме Дауна.

При фенилкетонурии приписывают строгую диету, исключая продукты, которые содержат фенилаланин.

Есть исследования, в которых был зафиксирован позитивный эффект препарата глутаминовой кислоты на улучшение интеллектуальной функции за счёт влияния на метаболизм мозга.

Умственная отсталость не связана с психозами или неврозами (это что такое?).

Но у людей и с имбецильностью могут развиваться тревожные состояния или агрессивное поведение из-за того, что они не могут выполнить простые бытовые задачи, с которыми справляются другие.

Поэтому психотерапия когнитивно-поведенческого направления является важной частью лечения и поддержки клиента. Параллельно сеансам специалист может назначить медикаменты, как правило, из ряда антидепрессантов.

Обучение (тренинг) – отдельная часть терапевтической программы.

В зависимости от нарушений и их степени в ребёнке развивают:

  1. координацию движения;
  2. умение обслуживать себя;
  3. отличать внешние стимулы;
  4. навыки, которые нужны в повседневной жизни;
  5. правильную речевую артикуляцию;
  6. элементарное трудовое мастерство.

Тренинг может проходить в:

  1. психиатрических учреждениях;
  2. специализированных школах;
  3. домашних условиях.

Что делать родителям

Воспитание ребёнка со средним уровнем отсталости (имбецильностью) – это задание не из простых. Часто психотерапия нужна и самим родителям.

Специалист помогает понять, что таким детям нужна постоянная поддержка, понимание и терпеливое отношение. Только тогда можно создать спокойную и комфортную жизнь для малыша.

Близкие не должны зацикливаться на количестве знаний из школьной программы. Основное место должно занимать желание подарить любовь и тепло ребёнку.

В таких условиях нужно постепенно учить его бытовым и трудовым навыкам. Такие дети охотно занимаются рукоделием и помогают по дому, если их приспособить к этому.

Беседы на разные простые темы, совместный просмотр фильмов и передач, чтение книг родителями – такой досуг также способствует развитию. Даже если дети воспринимают информацию по-своему.

Нужно помнить, если ребёнок ведет себя агрессивно по отношению к маме и папе – то не стоит это воспринимать на свой счёт. Поскольку у каждого бывает плохое настроение, а в таких детях часто преобладает негативизм.

Прогноз и профилактика имбецильности

Результативная коррекция умственной отсталости возможна при ферментопатиях (фенилкетонурия). При других причинах, как правило, вылечить невозможно.

Терапия симптоматическая. Но при своевременной диагностике, усилий со стороны близких и специалистов, человек может овладеть бытовыми навыками и ходить на работу с несложными задачами.

Профилактика интеллектуального нарушения возможна на стадии беременности:

  1. регулярное посещение гинеколога;
  2. учёт в женской консультации;
  3. отказ от вредных привычек;
  4. ежедневные прогулки;
  5. режим сна;
  6. сбалансированное и рациональное питание;
  7. приём витаминов в случае нехватки;
  8. выбор компетентного акушера для приёма родов.

После рождения ребёнка нужно периодически приходить на осмотр к педиатру, чтобы проверять рефлексы, тонус мышц и освоение навыков соответственно возрасту.

Автор статьи: Марина Домасенко

Имбецильность

Имбецильность — это слабоумие, которое является средней степенью олигофрении, выражающееся в интеллектуальном недоразвитии. Заболевание вызывается задержкой в развитии мозга плода или младенца в первые годы жизни.

Имбецильность внешне заметна в виде отклонений физических, а также психических. Способность к обучению у имбецилов ограничивается чтением по слогам, счету предметов и денег. Эмоции и мышление у больных инертны, а также тугоподвижны. Имбецилы путем постоянных тренировок и подражаний приучаются к простейшему труду. Перемена обстановки для страдающих на имбецильность дается тяжело. Слепое подражание и повышенная внушаемость может послужить причиной асоциальных поступков.

Имбецильность составляет до 20% от общего количества случаев олигофрении, а распространённость заболевания достигает 4-е случая на 10000.

Имбецильность причины и симптомы

Причины имбецильности кроются в наследственных факторах (микроцефалия, синдром Дауна, внутриутробное поражение плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью, краснуха, токсоплазмоз, сифилис), иммунологической несовместимости крови плода и матери, разных вредных воздействиях на плод, родовых травмах.

У страдающих на имбецильность моторика плохо неразвита, движения угловаты и не координированы. Для них недоступны мелкие, точные, ручные двигательные акты. Их походка зачастую скованная, неуклюжая, сгорбленная.

Лицо имбецилов не имеет мимическуой игры, оно застывшее, тупое, мигание глаз очень редкое. Многие больные имеют выраженные врожденные стигмы (оттопыренные уши, приросшие мочки, дефектный прикус, грубое строение лицевого черепа, микроцефальный или гидроцефальный череп). Страдающие на имбецильность имеют очаговые неврологические симптомы. Таким больным сложно овладеть навыками опрятности, однако они с удовольствием принимаются за посильную работу, гордятся успехами и выражают неудовольствие, гнев, если кто сорит в убранном ими месте. При этом больные выявляют плохую переключаемость и крайнюю несамостоятельность.

Характеристика имбецильности

Коэффициент интеллекта (IQ) определяется у имбецилов в пределах 20-50. Международная классификация заболеваний выделяет имбецильность, как резко выраженную, при которой (IQ равен 20-35), а также умеренно выраженную, при которой (IQ равен 35-50).

Страдающие на имбецильность хорошо понимают обращенную к ним речь, способны произнести короткие фразы, однако их речь бедна, а также имеет неточности. Активный словарь состоит из 200-300 слов. Мышление у больных последовательно, конкретно, примитивно, отвлечения для них недоступны, запас сведений имеется крайне узкий. Для таких людей характерно резкое недоразвитие памяти, внимания, воли.

Характеристика имбецильности включает следующие признаки: отсутствие инициативы, инертность, внушаемость, потерянность в новой обстановке. Страдающим имбецильностью возможно привить простейшие трудовые навыки, обучить счету, чтению, письму. Отдельные лица способны обучиться производить простые счетные операции, а также усваивать не сложные трудовые навыки и самостоятельно себя обслуживать. Они способны перематывать нитки, производить уборку двора или помещения, выполнять одну операцию (например, клейку коробок, мытье посуды).

Эмоции у больных более разнообразнее, чем у идиотов. Они реагируют адекватно на порицание и похвалу, имеют сильную привязанность к родным. Страдающие имбецильностью лишены всякой инициативы, инертны, внушаемые, с легкостью теряются в измененной обстановке. Такие люди постоянно нуждаются в надзоре и уходе, а неблагоприятное окружение способно сделать имбецилов асоциальными. У страдающих имбецильностью нет способности к обобщениям, абстрактному мышлению.

Степени имбецильности

При этом заболевании отмечают три степени имбецильности: тяжелая, средняя, а также легкая. Все они выражаются в различных уровнях психического недоразвития. Усвоение нового материала дается больным с большими трудностями. Это происходит в рамках конкретных представлений и без всякого обобщения. Самостоятельно мыслить имбецилы неспособны. Адаптация к окружающему миру у них осуществляется только в привычной и хорошо знакомой обстановке. Незначительное изменение ситуации приводит больного к затруднительным моментам, и он нуждается постоянно в руководстве.

Страдающие на имбецильность являются очень внушаемыми. Их личные интересы очень примитивны и сводятся в основном к осуществлению физиологических потребностей. Зачастую они проявляют прожорливость и неряшливость в еде. Их половое поведение характеризуется перепадами с повышением полового влечения и распущенностью.

По своему поведению олигофрения в степени имбецильности подразделяется на две группы. В первую относятся живые, активные, подвижные, а во вторую попадают вялые и апатичные, равнодушные, не реагирующие ни на что люди. По чертам характера выделяют среди имбецилов приветливых, добродушных, покладистых, общительных и агрессивных, злобных. Страдающие на имбецильность самостоятельно жить не могут, им необходим постоянный квалифицированный надзор. Для этого их определяют в специальные школы, в учреждения типа лечебно трудовых мастерских.

Имбецильность лечение

Лечение сфокусировано на правильном воспитании, а также руководстве действиями больных. Врачи назначают ноотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы; рекомендуются занятия в системе с логопедом, психоневрологом, показано обучение на дому.

Обычная школьная среда таким пациентам не под силу. У детей возможны дефекты речи (заикание, шепелявость, косноязычие), что требует коррекции. Имбецилов возможно обучить считать, читать, писать, однако сложные арифметические действия им не под силу.

Асоциальное окружение плохо влияет на имбецилов, по этой причине больные представляют угрозу для общества. При развитии патологических неконтролируемых ситуаций, больные госпитализируются в психиатрическую больницу.

Лечение имбецильности условно разделяют на специфическое (каузальное) и симптоматическое. Специфическая терапия осуществляется при фенилкетонурии, а также других энзимопатиях. Гипотиреоз лечится компенсирующей гормональной терапией (Тиреоидином); врожденный сифилис, токсоплазмоз лечится антибиотиками, препаратами Мышьяка, Хлоридином; мозговые инфекции у детей лечатся антибиотиками, сульфаниламидными препаратами.

Эффективность от лечения тем успешнее, чем раньше оно начато. Велико значение коррекционных лечебно-педагогических мероприятий.

Прогноз напрямую зависит от глубины умственной отсталости. Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование. Такое консультирование проводиться на территории медико-генетических учреждений.

Симптоматическая терапия использует лекарственные препараты, стимулирующие мозговой метаболизм, к ним относят (Церебролизин, Ноотропил, Аминалон); витамины группы В; психостимуляторы (Фенамин, Сиднокарб); дегидратирующие средства (Лазикс, Сульфат магния, Диакарб); препараты рассасывающего эффекта (Йодид Калия, Бийохинол); биогенные стимуляторы. Судорожный синдром снимается систематическим приемом противоэпилептических средств.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector