Индивид или индивидуум
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Индивид или индивидуум

Индивид — его признаки и взаимодействие с обществом

В психологии мы часто сталкиваемся с таким понятием, как индивид. Нередко его используют в качестве синонима к словам «человек», «личность» и другим. Но, строго говоря, эти понятия – не одно и то же, и их необходимо разграничивать.

Что такое индивид в психологии

Казалось бы, понятие «индивид» тесно связано с термином «индивидуальность». Но в действительности последний термин имеет тесную связь с другим понятием – «личность». Индивидуальность – это то, что характеризует своеобразие конкретного человека (и организма вообще), его уникальные и неповторимые черты.

В то же время индивидуальность присуща любому человеку и организму вообще, изначально или потенциально. А вот личностью не рождаются, ею становятся в процессе развития конкретного человека; при стечении определённых обстоятельств личностью можно вообще не стать. Поэтому для простоты можно говорить, что индивид – это потенциальная личность. В психологии зачастую так этот термин и используется.

Социальное становление индивида

Если понимать индивида в социальном аспекте, то можно представить такое понимание этого слова: это человек, который участвует в социально-культурной жизни и деятельности общества, раскрывающий свои индивидуальные черты в процессе общения с другими людьми. Поэтому индивид может существовать как бы в двух ипостасях: это, во-первых, отдельное лицо, субъект некоторых отношений, и в этом смысле таковым является каждый человек; во-вторых – это член какого-либо общества, обладающий набором устойчивых качеств: актёр, писатель, спортсмен, политик, учёный… Во втором случае индивидом, или личностью, необходимо стать в процессе социального развития.

Социальное становление индивида – это достаточно широкое понятие, элементами которого являются различные воздействия на человека, оказываемые с самого его рождения: целенаправленные и случайные, положительные и отрицательные. Говорят также о социализации – процессе включения индивида в систему общественных отношений, самостоятельного производства таких отношений и усвоения социального опыта.

Целенаправленное и систематическое воздействие на индивида ещё называют воспитанием. В первую очередь это относится к ребёнку, однако воспитанию подвергаются и в зрелом возрасте – в более широком понимании этого слова. Воспитание призвано сформировать необходимые нравственные качества человека, что влияет и на его социализацию. Роль воспитания, впрочем, меняется по мере развития ребёнка: в первые годы жизни оно является основным видом социального воздействия, а в более старшем возрасте его значение уменьшается – человек становится более самостоятельным.

При этом социальное становление индивида может иметь и определённые сложности. К примеру, нормальной социализации могут мешать особенности его психического и физического развития. Обычные общественные отношения в такой ситуации (особенно если проблемы имеют психический характер) затруднены, и ребёнку для социализации требуется помощь.

В социальном становлении индивида принято выделять три группы внешних факторов. Первая – это «большая» группа, в которую входят космос, мир, планета, страна, государство; эти факторы формируют социализацию очень больших групп людей, в том числе населения всей планеты. Вторая группа – «средняя», в ней группы людей выделяются по определённому признаку: место проживания (город, село), национальность, аудитория какого-либо средства массовой информации (публика определённого телеканала, любители кино, радиослушатели и др.). Третья группа – «малая», она охватывает факторы, непосредственно влияющие на конкретного человека: семья, дружеский коллектив, школа и т. д.

Социальное становление индивида – это, можно сказать, высший уровень развития человека как общественного существа и его высшая потребность. В процессе такого развития человек стремится не только потреблять (пищу, развлечения, знания и др.), ну и что-то отдавать, вносить свой посильный вклад в дальнейшее формирование общества. При этом нельзя забывать и о внутреннем потенциале человека: изначальные особенности будущей личности всё-таки заложены в нём при рождении; каждый из нас имеет определённый темперамент, характер, те или иные склонности, тот или иной уровень физического развития. С помощью воспитания, конечно, можно сформировать любую личность, но подход при этом должен быть индивидуальный, учитывающий все особенности конкретного человека. То, что хорошо работает с одним индивидом, может не работать с другим.

Сангвиники, к примеру, в большей степени настроены на общение и обмен собственным опытом с другими людьми, чем флегматики. Холерики более вспыльчивы и необузданны, чем представители остальных темпераментов.

Социальное формирование индивида – исключительно важный процесс для человеческого общества. Уже хотя бы потому, что человек, как подтверждают учёные, вообще не имеет инстинктов. Можно сказать, что человек является единственным существом, которое не рождается самим собой, а лишь становится им в процессе воспитания и прочих видов социального воздействия. Выросшие в лесу «люди-маугли» давно перестали быть диковинкой; с детства не имея контактов с обществом себе подобных, такие существа не способны даже к элементарным действиям. Даже инстинкт самосохранения у них отсутствует, поэтому сам факт выживания таких людей в диких условиях кажется чем-то невероятным. Животные, в отличие от человека, при рождении уже имеют набор «записанных» моделей поведения на все основные случаи жизни, и эти модели нередко достаточно сложные. Так, кошки с определённого возраста начинают зарывать отходы своей жизнедеятельности, даже если с рождения воспитывались без матери.

При этом до конца пока неизвестно, что образовалось раньше: человеческая беспомощность, принуждающая к жизни в обществе, или же общество, жизнь в котором привела к утрате врождённых инстинктов. Ясно одно – человек в процессе своего развития окончательно «оторвался от природы», и с тех пор общественная деятельность стала для него основным способом существования.

При этом изменилась и роль отдельного индивида. В животном мире каждое существо стремится оставить после себя потомство, продолжить «свою кровь». Это, в общем-то, главная цель любого живого организма. Но в человеческом обществе самовоспроизведение каждого его члена перестаёт быть главной целью, и на первый план выходит другая потребность – поддержание и развитие именно общества. Это достигается путём выполнения определённых трудовых задач. Только ограниченная часть людей способна оставить после себя здоровое потомство, но вот превращение этих детей в полноценных людей – это уже задача всего общества. Биологический мужчина-родитель не является для ребёнка единственным отцом: зачастую большее значение имеют другие «отцы» и «матери» — учителя, различные знаменитости (музыканты, актёры, писатели), учёные, политики. Это подтверждается и постоянными социально-экономическими проблемами: часто оба биологических родителя вынуждены много работать, чтобы прокормить своих детей, и тогда их воспитание перекладывается на посторонние силы – это могут быть бабушки, дедушки и другие родственники, кого-то «воспитывает улица», кого-то «воспитывает телевизор»…

Это человечество поняло ещё в глубокой древности. Недаром в древних религиозных культурах появились понятия «духовный отец», «крёстный отец». На таких «родителей» изначально возлагалась большая ответственность за воспитание ребёнка, чем на биологических отцов и матерей. Постепенно без своего «духовного отца» уже не мог обойтись ни один индивид.

Разумеется, социальное формирование индивида появилось не внезапно. Нечто подобное в более упрощённом виде можно отметить и у так называемых общественных животных. Это муравьи, пчёлы, термиты и некоторые другие насекомые, а также ряд видов млекопитающих – голые землекопы (африканские подземные грызуны), волки и др., включая, конечно, и приматов. Постоянным воспроизводством потомства в сообществах этих животных занимается лишь ограниченное количество самцов и самок, у муравьёв это вообще обычно одна-единственная самка и один-три самца, во всём муравейнике при этом может насчитываться несколько миллионов особей. Чем же занимаются все остальные члены сообщества? Они добывают пищу, охраняют территорию, проводят разведывательную работу – то есть различными способами обеспечивают сохранность сообщества и, в частности, молодняка. Способность рабочих особей размножаться не играет особой роли в выживании сообщества: у некоторых видов они тоже могут спорадически давать потомство, у других они являются бесполыми и размножаться не могут физически. Но их существование важно для молодняка не в меньшей степени, чем существование их биологических родителей. Если все рабочие особи прекратят заниматься своей деятельностью и начнут поголовно размножаться, то сообщество погибнет. Человеческое общество очень похоже на сообщества этих животных, разве что «профессий» (в узком и широком смысле) у людей гораздо больше.

Какими признаками обладает индивид

Любой индивид обладает определёнными признаками, по которым его можно выделить из массы себе подобных:

  • Первый такой признак – наличие двух составляющих: социальной и биологической. Человек рождается как биологическая особь, и только в процессе дальнейшего развития он усваивает социальные нормы и ценности, знания и навыки, формирует своё мировоззрение. Так он становится социальным организмом.
  • Второй признак – психологическая сущность его мировоззрения. Само по себе мировоззрение представляет собой систему убеждений, взглядов на окружающую действительность.
  • Третий признак – целостность мировоззрения и убеждений человека. Она существует, если взгляды человека на мир и его поведение не противоречат друг другу. Целостность нарушается, если человек вынужден руководствоваться идеями, которые не соответствуют его мировоззрению.
  • Следующий признак – осознание своего места в общественной системе. Поиск индивидом своего места в жизни – важная тема многих произведений мировой культуры. Нередко возникает ситуация, когда человек не может определить, какое место в жизни он занимает и куда он стремится. Это серьёзная психологическая проблема, и такому человеку стоит обратиться к специалисту, который направит его силы в нужном направлении.
  • Ещё один важный признак – интересы и потребности индивида. Это довольно изменчивая материя; при изменении общественных условий и при своей слабой оформленности интересы и потребности человека, будучи узконаправленными, ограничивают мировоззрение индивида. А это не позволяет ему в полной мере раскрыть свой потенциал, попробовать новые виды деятельности и реализоваться в разных сферах: человек боится, что у него ничего не получится и он потерпит неудачу.
  • Другой важный признак человеческого индивида – это ответственность. Это чувство отличает человека от животных. Ответственность – это осознание того, что нужно не только пользоваться предоставляемыми благами, но и самому выполнять какие-то обязательства, что-то делать для окружающих. Ответственность позволяет продолжать успешную деятельность и в дальнейшем. Кроме того, часто ответственность поощряется обществом, причём не только морально, но и материально.
  • Самообладание, самоконтроль, самодисциплина – ещё одно качество индивида. Оно позволяет добиться подлинного успеха в какой-либо сфере и быть по-настоящему свободным. Будучи способным к самоорганизации, человек не попадёт в чью-либо зависимость.
Читать еще:  Нервный срыв симптомы лечение

Перечисленные признаки индивида могут свидетельствовать об успехе какого-либо человека в жизни. Набор признаков и степень их выраженности у каждого свои, и это определяет сильные и слабые стороны людей. И коль скоро в обществе существует конкуренция, борьба, то побеждает в ней тот, кто имеет больше личностных признаков, причём как можно более развитых. Борьба может быть незаметной, если сталкиваются люди с разной «силой личности». А может быть явной и привлекающей всеобщее внимание, если друг с другом сталкиваются примерно одинаково сильные личности. Каждому из них хочется занять главенствующее положение, никто не хочет уступать дорогу. И бывает, что такая личностная конкуренция перерастает в настоящий конфликт, в том числе вооружённый.

Взаимодействие индивида и группы

Взаимоотношения индивида и группы всегда имеют двухсторонний характер. С одной стороны, человек выполняет для общества определённую работу, способствует решению общих задач. С другой стороны, общество тоже некоторым образом влияет на человека, помогая ему удовлетворять свои потребности – в самовыражении, уважении, любви, безопасности и т. д. Конечно, это всё в идеальном случае. В реальности же отношения индивида и общества нередко имеют конфликтный характер. Замечено, что в «хороших группах», в которых отношения человека и общества строятся на взаимном уважении и доверии, люди даже живут дольше и меньше болеют.

Отношения человека и группы могут иметь характер кооперации, слияния или конфликта. При кооперации личность сохраняет относительную независимость, но плодотворно сотрудничает с обществом, понимая, что задачи группы не противоречат его собственным. Слияние – более тесное взаимодействие, когда человек и группа ощущают себя единым целым и уже не могут существовать друг без друга; человек строит свои цели, исходя из целей общества, подчиняет свои интересы интересам группы; группа также берёт на себя ответственность в заботе о человеке, решая не только собственные задачи, но и его личные проблемы. Человека такая группа осознаёт не как исполнителя определённо задачи, а как полностью преданную ей личность.

Кто такой индивид — в чем различие понятий индивида, личности и индивидуальности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Несмотря на то что данным понятием пользуются многие научные направления, его родоначальницей по праву считается биология.

Она трактует этот термин как отдельную особь, живой организм, наделенный характеристиками и качествами, отличающими его от других видов живого. То есть индивидом можно назвать отдельного верблюда, человека, инфузорию туфельку и так далее.

Индивида человеческого рода изучают психологи, социологи, обществоведы. О нем и пойдет речь в данной статье.

Определение — что такое индивид

Индивид в обществознании – это абсолютно любой человек со свойственным ему набором характеристик, определяющих его принадлежность к Homo sapiens (в переводе с латинского слова individuum буквально означает неделимый).

Некоторые качества даны ему при рождении, другие приобретаются в процессе взаимодействия с социумом. Например, я, как человек, отличаюсь от собаки тем, что хожу прямо на двух на ногах, у меня есть руки – инструменты, которые я использую в деятельности.

Помимо инстинктов, я обладаю мышлением, памятью, восприятием, сознанием (что это такое?) и другими психическими процессами. Я умею создавать что-то новое, совершенствовать старое и много других вещей, которые собаке несвойственны. Поэтому я никогда не стану ею, а она мной (хотя, кто знает). Она и я – индивиды, но принадлежащие к различным живым группам.

Индивид – это обезличенное понятие: в нем не учитывается ни пол, ни возраст, ни заслуги перед Отечеством. Им рождается каждый и продолжает быть таковым всю жизнь. Человек? Значит, индивид.

Свойства индивида (человека)

В психологии определение индивида не ограничивается только лишь его принадлежностью к человеческому роду. Индивид – это тот, кто также входит в определенную социальную группу. На основе этих фактов выделяют три признака, которые констатируют, что перед нами индивид:

  1. целостность и общность психофизиологических черт;
  2. способность адаптироваться в социуме и окружающей реальности;
  3. собственная позиция и соответствующая ей активность.

Если коротко отвечать на вопрос «кто такой индивид», то это данный конкретный человек.

Индивид, индивидуальность, личность — в чем различие

Рядом с термином индивид близко стоят еще два: личность и индивидуальность. Некоторые даже думают, что они означают одно и то же, но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Приведу цитату из высказывания А.Г. Асмолова – современного психолога и политика:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Чтобы понять суть этой фразы, давайте подробно рассмотрим содержащиеся в ней термины.

Индивид

Действительно, все люди рождаются индивидами, как представители рода человеческого. Первую часть жизни мы стараемся «влиться» в общество, а для этого нам нужно соответствовать нормам и правилам, в этом обществе установленным. Последний факт заставляет нас учиться быть как все посредством подражания взрослым.

Сначала мы понимаем, что за собой нужно убирать игрушки, затем, что нельзя бить слабых, да и вообще драться нехорошо. Понимаем, что старших надо уважать, уступать место пожилым, помогать нуждающимся. Нехорошо громко разговаривать, лезть без очереди и так далее.

Теперь вы знаете, что такое индивид, но что происходит дальше? Ведь люди отличаются не только от других представителей живого мира, но и от друг друга, в том числе.

Индивидуальность

Индивид, индивидуальность, личность — именно в таком порядке идет развитие (что это такое?), нельзя сразу перескочить через ступень. Индивидуальность предполагает уникальный набор качеств, которые отличают человека от его «собратьев».

Это ваши способности (что это такое?) и таланты, навыки и умения, которые являются врожденными, но становятся полноценно развитыми только в процессе социализации (что это?).

То есть свою индивидуальность мы приобретаем, когда растем и учимся жить среди других. Наличие индивидуальности у человека не всегда говорит о том, что он является личностью.

Личность

В процессе этого обучения индивид приобретает множество своих, конкретных характеристик, становится личностью. Она является результатом обучающего взаимодействия с социумом.

Здесь важно добавить, что если индивидами рождаются все поголовно, то личностью становится не каждый.

Если хотите, это следующая ступень психического развития человека. До этого вы смотрели на других и делали, как они. Но в тот момент, когда вы решаете сделать что-то, но по-своему, а также принимаете ответственность за это решение, рождается личность.

Она умеет ставить цели и достигать их своими уникальными способами, является активной и потому эффективной единицей в обществе.

Личность самоорганизованна, высокоразвита и занимает в своей группе или социуме значимое место.

Кракое резюме

Отличие индивида от личности прояснилось. Но есть еще понятие «человек». Что можно сказать по этому поводу? Человек – это всегда индивид, но далеко не всегда личность.

Что такое индивид?

Индивид – это отдельный человек, который отличается от других только ему присущими качествами (врожденными и приобретенными) и особенностями. Этот термин свободно используется в психологии и социологии.

Детальное изучение

Понятие «индивид» вышло из биологии, где этим термином обозначается отличная от других представителей этого же рода особь. Разумеется, что так назвать человека нельзя.

Человек – это «особь», которая существует в обществе по его определенным законам и способна к социализации. Именно это и выделяет представителей Homo sapience от других высокоразвитых организмов. Индивидами можно назвать любого члена общества, не зависимо от его возраста, пола или социального статуса.

Читать еще:  Какие бывают неврозы

Индивидуальностью же называется совокупность качеств и особенностей человека, неповторимость его внутреннего мира и своеобразие психических процессов. На развитие индивидуальности влияет не только определенный набор качеств, но сила и особенности их взаимодействия между собой. Очень большую роль при формировании всех особенностей играет социальная среда, в которой личность формируется, взаимоотношения между родителями, традиции и привычки семьи. В психологии понятие «индивидуум» неразрывно от понятия «личность».

Однако, индивидуум и личность – далеко не тождественные понятия. Личностью можно назвать индивида, который обладает внутренним «стержнем» и сам выбирает дальнейший путь.

Характеристики

В психологии индивидуум изучается в самую первую очередь не только как отдельный человек, но и входящий в состав определенной социальной группы. Его характеризуют по трем признакам:

  1. Целостность и общность всех психофизиологических черт;
  2. Определенная устойчивость к влиянию социума и окружающей среды;
  3. Наличие собственной позиции и активность.

Благодаря высокой социальной организации индивид способен сознательно преодолевать заложенную биологическую ограниченность, контролировать и менять модель своего поведения и управлять всеми высшими психологическими процессами.

Связи индивида с окружающим миром носят системный характер и отражают его жизненную позицию. Именно особенностями взаимодействия и отличается один индивидуум от другого. Устойчивость может трактоваться двояко. С одной стороны, необходимо отметить умение заниматься определенным видом деятельности (временным или постоянным) при наличии огромного количества раздражителей и отвлекающих факторов. Также нельзя забывать про определенную изменчивость, «пластичность» человека, который меняется под влиянием социума и подстраивается под него.

Индивид активен. Он способен изменяться по собственной воле в зависимости от ситуации и для преодоления препятствий.

Выделяют три начала любого индивида. Во-первых, каждый человек уникален и не похож на подобных себе. Во-вторых, каждый из нас чем-то похож со всеми остальными. А в–третьих, у каждого индивидуума есть общие черты с группой людей. И именно в сочетании всех этих принципов и кроется секрет неповторимости и уникальности каждого из нас.

В социуме

Человек, в отличие от животных, имеет плохо развитые адаптационные механизмы. Это одна из причин, по которой мы так сильно жаждем общества себе подобных. Только при постоянном общении индивидуум имеет шанс стать личностью, выбрать для себя образ мыслей и поведения. В формировании здоровой личности важно его отношение внутри семьи, полнота общения с родителями.

Индивид и социум напрямую зависят друг от друга. Общество не будет существовать без индивидов, которые в свою очередь формируются в нем. Социализация может приобретать различные формы, но чаще всего используется комплексный подход.

Есть ряд факторов, которые способствуют формированию индивидуальности:

  • Наследственный фактор и особенности физиологии. От этого зависят черты внешности, некоторые особенности поведения. Основные физиологические реакции общие для всех людей. Например, реакция на раздражитель, принципы адаптации. Однако уникальным является выраженность и взаимодействие этих механизмов;
  • Факторы окружающей среды или социализация. Влияние общества на формирование индивидуальности и личности невозможно переоценить. К этому фактору относится культура и традиции не только внутри семьи, но и в пределах вероисповедания или национальности;
  • Особенности характера. Темперамент, например, генетически детерминированная черта. Таким образом, можно сказать, что индивид «строит» сам себя.

На основе совокупности и влияния этих факторов формируется поведение человека. Поведение – это устойчивая реакция субъекта на изменение внешних или внутренних факторов. Осознанные или неосознанные действия напрямую зависят от особенностей черт характера.

В зависимости от развитости индивида формируются его цели. Также от этого зависит и выбор метода их достижения. Возвышенность или низменность целей и желаний является главным мотивирующим фактором человека. Ни один из поступков индивида нельзя рассматривать отдельно. Анализировать можно только общую картину с учетом особенностей характера и индивидуальности человека.

Что такое индивид

  • Кто такой индивид в социологии
  • Человек, индивид и личность
    • Индивид
    • Индивидуальность
    • Личность

Что такое индивид? Это понятие часто встречается в социологии, обществоведении, психологии и биологии, но многие давно забыли его определение сразу же после окончания школы. Подойдем к вопросу с другой стороны. Что отличает человека от животного? Да, все знают, что люди формируют вид Homo sapiens, который звучит не менее гордо и на русском языке — «человек разумный».

Большая часть человеческих поступков определяется культурой, то есть она чаще всего оказывает фатальное влияние на принимаемые решения. Несмотря на это, ученые признают, что природа человека бинарна, то есть в нем сосуществуют социальные и биологические характеристики. Какие из них пересиливают — вопрос открытый. Из-за такой многогранности в научной среде были введены понятия, за которыми скрываются отдельные аспекты личности, помогающие в изучении человека: индивид, личность, индивидуальный. В статье подробно рассмотрим каждое из них.

Кто такой индивид в социологии

Индивид — это отдельный организм, который наделен качествами и характеристиками, отличающими его от других живых организмов. В широком смысле этого слова индивидом можно назвать не только человека, но и кота, ската, бактерию, корову, то есть вообще любой живой организм. Далее мы будем рассматривать частный пример человеческого индивида. Как уже говорилось выше, это понятие активно используется во многих областях науки.

Согласно определению, которое дается индивиду в социологии, им является абсолютно каждый человек . Не имеет значения, какого он пола, расы, вероисповедания или какой у него IQ. Это понятие характеризует человека, как отдельного представителя человеческого рода, носителя психологических, биологических и социальных качеств человечества. К последним можно отнести волю, интересы, потребности, разум.

Индивид обладает рядом характеристик, которые определяют его принадлежность к виду «человек разумный». Эти качества классифицируют на две большие категории:

  • врожденные;
  • приобретенные на разных этапах взаимодействия с социальной группой.

Эти качества можно назвать отличительными чертами индивида. К примеру, человек отличается от кота или собаки, так как он может:

  • ходить прямо;
  • большой палец у него противопоставлен остальным, что позволяет осуществлять различную деятельность;
  • он использует инструменты для работы;
  • может созидать и даже проводить работу над ошибками, совершенствуя что-то, что было создано ранее.

Если действиями кота руководят инстинкты, то человек, который, как мы помним, по природе бинарен, помимо инстинктов руководствуется еще и желаниями, потребностями, интересами. При этом социальная мотивация иногда побеждает биологическую. К примеру, пожарный, спасая человека из горящего дома, рискует своей жизнью, подавляя инстинкт самосохранения.

Определение индивида в психологии имеет свои дополнения. Под индивидом подразумевают того, кто относится не только к человеческому роду, но и к определенной социальной группе. Психологи выделяют три вида свойств, которые помогают определить индивида:

  • способность адаптироваться в социальной группе;
  • личная позиция и сопровождающая ее активность;
  • целостность психофизических черт.

Хотя и в психологии под понятием «индивид» подразумевается конкретный человек.

Человек, индивид и личность

Не каждый может ответить, в чем заключается отличие личности от индивида. Многие вообще ошибочно полагают, что они тождественны. Личность, индивид и индивидуальность — это три совершенно разных понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Чтобы осознать, в чем именно заключаются различия, нужно рассмотреть каждый по отдельности.

Если нарисовать прямую линию жизни человека, то сначала он становится индивидом при рождении, затем обретает индивидуальность и только после этого вырастает до личности.

Если выразиться проще, то индивидом рождается каждый, индивидуальность необходимо отстоять, а личностью становятся в процессе развития. Это этапы человеческого развития и роста. При достижении финиша многие отсеиваются, застревая на предыдущих ступеньках.

Индивид

Индивидом рождается любой человек. Он не может потерять этот статус с течением жизни и ему не нужно усердно трудиться, чтобы заслужить его. Человек с самого раннего детства вынужден соответствовать нормам и соблюдать правила , которые приняты в той социальной группе, где он растет и воспитывается.

Чаще всего дети берут пример со взрослых, то есть в основе процесса обучения лежит подражание другим индивидам. Как бы много социальных групп ни существовало на планете, для большинства из них основоположные истины едины. К примеру, убийство ни в России, ни в Бразилии или ЮАР не считается поступком, достойным человека. В результате развития между человеческим индивидом и индивидами других видов возникает пропасть.

Индивидуальность

Человек отличается от собаки или акулы, но помимо этого люди отличаются еще и друг от друга. Есть люди со схожими вкусами, но идентичных не существует. Даже близнецы, несмотря на внешнее сходство, имеют большие различия. Если индивид — это первая ступень на лестнице развития человека, то индивидуальность следует сразу за ней. Под этим понятием подразумеваются совокупность уникальных качеств , которые отличают одного индивида от другого внутри одного вида.

Индивидуальность объединяет таланты, умения, навыки, способности человека, которые являются врожденными, но раскрываются только в процессе развития и социализации, то есть адаптации к жизни в социуме. Индивид обретает свою индивидуальность, в процессе обучения жизни внутри социальной группы. Причем мало просто иметь зачатки талантов, их обязательно необходимо развивать в себе.

Читать еще:  Причины аутизма у взрослых

Личность

Личностью становится далеко не каждый индивид, даже если у него есть яркая индивидуальность. Вспомните, как именно человек развивается: он подражает, то есть копирует модели поведения других людей, которых считает авторитетами. Если между индивидом и индивидуальностью лежит процесс становления человека, то личность — это конечная стадия, высшая точка, к которой приходит только окончательно оформившийся индивид.

Первый признак личности — это самостоятельность. Когда человек впервые принимает собственное решение и возлагает на себя ответственность за его последствия, происходит рождение личности.

В социуме личности считаются наиболее эффективными единицами, так как они обычно ищут и находят нестандартные решения, ведут себя активно. В социальных группах они занимают самые «хлебные» места благодаря высокому уровню развития, самоорганизованности, ответственности. Дети, которых воспитывали животные («Маугли»), являются индивидами, но не могут называться личностями.

Понятие человеческий индивид объединяет социальное и биологическое начала. Оно ярко демонстрирует двойственность природы homo sapiens, но при этом позволяет обособить представителей одного вида от другого или противопоставить их (в данном случае человека разумного от остального живого мира).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ИНДИВИД

Найдено 8 определений термина ИНДИВИД

ИНДИВИД

единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек». Когда люди говорят об индивиде, то обращают внимание на то общее, что свойственно массе людей и отвлекаются (абстрагируются) от характеристик, присущих какому-либо конкретному лицу.

ИНДИВИД

от лат. Individuum — неделимое), первоначально — лат. перевод греч. понятия атом (впервые у Цицерона), в дальнейшем — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). И., рассматриваемый в его специфич. особенностях, не сводимых к к.-л. родовым и всеобщим характеристикам — синоним индивидуальности.

Индивид

инднвидиуум) (от лат. individiuum — неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм, более точно — особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности; 2) отдельный человек (индивидуум); 3) элементарная единица жизни, экземпляр живого; 4) в эволюционном смысле — существо, происходящее от одной зиготы, гаметы, споры, почки или другого зачатка и индивидуально подверженное действию эволюционных факторов.

ИНДИВИД

лат.-неделимый; латинский перевод гр. слова – атом): абстрактный, анонимный, единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек»; объект изучения социологии. В новое время наряду с понятием «индивид» было введено понятие «человек вообще», человек ««как таковой», т. е. Человек как родовое существо в отличие от животных. Когда философ говорит об индивиде, он обращает внимание на то общее, что свойственно массе людей, и отвлекается (абстрагируется) от характеристик, присущих какому-либо конкретному человеку.

ИНДИВИД

от лат. individuum — неделимое)

— единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем. Логические формальные исчисления, содержащие общие и экзистенциальные предложения, обычно предполагают существование непустой области к.-л. индивидуальных предметов — индивидов, к которым относятся утверждения формальной системы. Природа И. для логики безразлична, требуется только, чтобы они отличались один от другого и чтобы каждый И. обозначался одним именем.

ИНДИВИД

и н д и в и д у у м [лат. individuum – неделимое (от in – отрицание и divido – делю), калька с греч. . см. Атом], – единичный, отдельный, фиксированный, тем или иным способом выделенный, отграниченный предмет; отдельная, обособленная сущность или существо; особь, каждый самостоятельно существующий живой организм; отдельная человеч. личность, в отличие от человеч. коллективов (см. Личность). В наст. время, кроме обществ. наук, употребляется гл. обр. в биологии, в химии (в к-рой содержание понятия «химич. И.» является неустановившимся и дискуссионным). В логике И. – единичный объект, противопоставляемый виду (см. Видовое понятие), роду (термины традиц. логики), классу (в логике), множеству. См. также Предмет, Имя.

ИНДИВИД

лат. individuum — неделимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В совр. логике — объект вне или внутри сознания, обладающий теми или иными качествами и находящийся в отношениях с др. объектами, но не рассматриваемый со стороны этих качеств и отношений. 2. Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — И., но он еще не есть-человеческая индивидуальность. И. становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в об-ве, становится личностью. И. и об-во находятся в диалектических взаимоотношениях. Их нельзя противопоставлять, ибо И. есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять И. и об-во, ибо каждый И., обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

индивид

ИНДИВИД (от лат. individuum — неделимое; особь) — единичный биологический организм, носитель общих генотипических и фенотипических свойств биологического вида Homo sapiens. Второе значение термина « И. » — отдельный представитель человеческой общности. Общими характеристиками И. являются: неделимость его психофизиологической организации; активность; устойчивость во взаимодействиях со средой. Соотносится с понятиями человек, личность, индивидуальность, субъект. Человек — более общее понятие, включающее в себя совокупность всех человеческих качеств и свойств, независимо от того, присутствуют они у данного человека или нет. Личность — социально-психологическая сущность человека, проявляющаяся в его общественных связях и отношениях, определяющая нравственные поступки человека. Индивидуальность — эффект развития личности, ее уникальность, специфика ее мотивации, темперамента, способностей, характера. Индивидуальность гармонизирует отношения между индивидными и личностными свойствами человека. Субъект — человек как носитель активности, деятель. Жизнедеятельность И. имеет объективную (совокупность социальных предпосылок) и субъективную (психологическую) стороны. Диалектика этих сторон выявляет роль И. в осуществлении себя как личности. Субъективную сторону И. составляют общая конституция тела и задатки человека: потребности; свойства нервной системы, общие для человека и животных; специфические человеческие свойства нервной системы; прижизненно сформировавшиеся системы временных связей. Потребности зарождаются в физиологии и связаны с дефицитом некоторых компонентов во внутренней и внешней среде. Они делятся на два вида: на природные и социальные (духовные). Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, стремлениях, желаниях), которые формируются в момент встречи потребности с объектом, который может ее удовлетворить. Потребности, а также предметы и ситуации реальности, оцениваются в эмоциях И. (с точки зрения их практического повседневного значения и с точки зрения их жизненного значения). Выделяют три функции эмоций: оценки как осмысления субъективного значения того или иного объекта, вырабатывание ценностной ориентации индивида; побуждения к действию на основе импульсов-сигналов, сообщающих И. в виде переживания информацию о полезности или вредности воздействия объекта на организм; синтезирования как своеобразной организации на базе одной эмоции ряда ощущений, восприятий, представлений и пр. Напр., познавательные эмоциональные синтезы, объединяющие в себе некоторую совокупность явлений по сходному субъективному эмоциональному отношению: «приятные новости», «интересные книги», «мелодично», «ужасно» и пр. Функции эмоций взаимосвязаны и тесно переплетены. Способности (умственные и физические) как свойства И., являющиеся условием успешного выполнения им того или иного вида деятельности, делятся на потенциальные и актуальные. Потенциальные способности — это возможности И., определяемые его природными данными и нервно-физиологическими предпосылками способностей — задатками. Задатки избирательны и неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Вопрос о влиянии задатков на развитие психических свойств остается открытым. Их реализация зависит от конкретных условий, в которых находится И., и места, которое он занимает в этих условиях. Актуальные способности — это реализация возможностей индивида в конкретных обстоятельствах. Способности обусловливают вероятность развития И. в различных направлениях — множественность направлений его развития. Степень реализации способностей зависит от психологических черт, характера и уровня зрелости И. Он может быть способным, но на уровне личности представлять собой односторонне развитого человека. МЛ. Кукарцева

Найдено схем по теме ИНДИВИД — 0

Найдено научныех статей по теме ИНДИВИД — 0

Найдено книг по теме ИНДИВИД — 0

Найдено презентаций по теме ИНДИВИД — 0

Найдено рефератов по теме ИНДИВИД — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector