Индивидуум и индивид
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Индивидуум и индивид

Кто такой индивид — в чем различие понятий индивида, личности и индивидуальности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Несмотря на то что данным понятием пользуются многие научные направления, его родоначальницей по праву считается биология.

Она трактует этот термин как отдельную особь, живой организм, наделенный характеристиками и качествами, отличающими его от других видов живого. То есть индивидом можно назвать отдельного верблюда, человека, инфузорию туфельку и так далее.

Индивида человеческого рода изучают психологи, социологи, обществоведы. О нем и пойдет речь в данной статье.

Определение — что такое индивид

Индивид в обществознании – это абсолютно любой человек со свойственным ему набором характеристик, определяющих его принадлежность к Homo sapiens (в переводе с латинского слова individuum буквально означает неделимый).

Некоторые качества даны ему при рождении, другие приобретаются в процессе взаимодействия с социумом. Например, я, как человек, отличаюсь от собаки тем, что хожу прямо на двух на ногах, у меня есть руки – инструменты, которые я использую в деятельности.

Помимо инстинктов, я обладаю мышлением, памятью, восприятием, сознанием (что это такое?) и другими психическими процессами. Я умею создавать что-то новое, совершенствовать старое и много других вещей, которые собаке несвойственны. Поэтому я никогда не стану ею, а она мной (хотя, кто знает). Она и я – индивиды, но принадлежащие к различным живым группам.

Индивид – это обезличенное понятие: в нем не учитывается ни пол, ни возраст, ни заслуги перед Отечеством. Им рождается каждый и продолжает быть таковым всю жизнь. Человек? Значит, индивид.

Свойства индивида (человека)

В психологии определение индивида не ограничивается только лишь его принадлежностью к человеческому роду. Индивид – это тот, кто также входит в определенную социальную группу. На основе этих фактов выделяют три признака, которые констатируют, что перед нами индивид:

  1. целостность и общность психофизиологических черт;
  2. способность адаптироваться в социуме и окружающей реальности;
  3. собственная позиция и соответствующая ей активность.

Если коротко отвечать на вопрос «кто такой индивид», то это данный конкретный человек.

Индивид, индивидуальность, личность — в чем различие

Рядом с термином индивид близко стоят еще два: личность и индивидуальность. Некоторые даже думают, что они означают одно и то же, но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Приведу цитату из высказывания А.Г. Асмолова – современного психолога и политика:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Чтобы понять суть этой фразы, давайте подробно рассмотрим содержащиеся в ней термины.

Индивид

Действительно, все люди рождаются индивидами, как представители рода человеческого. Первую часть жизни мы стараемся «влиться» в общество, а для этого нам нужно соответствовать нормам и правилам, в этом обществе установленным. Последний факт заставляет нас учиться быть как все посредством подражания взрослым.

Сначала мы понимаем, что за собой нужно убирать игрушки, затем, что нельзя бить слабых, да и вообще драться нехорошо. Понимаем, что старших надо уважать, уступать место пожилым, помогать нуждающимся. Нехорошо громко разговаривать, лезть без очереди и так далее.

Теперь вы знаете, что такое индивид, но что происходит дальше? Ведь люди отличаются не только от других представителей живого мира, но и от друг друга, в том числе.

Индивидуальность

Индивид, индивидуальность, личность — именно в таком порядке идет развитие (что это такое?), нельзя сразу перескочить через ступень. Индивидуальность предполагает уникальный набор качеств, которые отличают человека от его «собратьев».

Это ваши способности (что это такое?) и таланты, навыки и умения, которые являются врожденными, но становятся полноценно развитыми только в процессе социализации (что это?).

То есть свою индивидуальность мы приобретаем, когда растем и учимся жить среди других. Наличие индивидуальности у человека не всегда говорит о том, что он является личностью.

Личность

В процессе этого обучения индивид приобретает множество своих, конкретных характеристик, становится личностью. Она является результатом обучающего взаимодействия с социумом.

Здесь важно добавить, что если индивидами рождаются все поголовно, то личностью становится не каждый.

Если хотите, это следующая ступень психического развития человека. До этого вы смотрели на других и делали, как они. Но в тот момент, когда вы решаете сделать что-то, но по-своему, а также принимаете ответственность за это решение, рождается личность.

Она умеет ставить цели и достигать их своими уникальными способами, является активной и потому эффективной единицей в обществе.

Личность самоорганизованна, высокоразвита и занимает в своей группе или социуме значимое место.

Кракое резюме

Отличие индивида от личности прояснилось. Но есть еще понятие «человек». Что можно сказать по этому поводу? Человек – это всегда индивид, но далеко не всегда личность.

Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

Индивид как представитель человеческого вида

Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.

В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.

Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:

  • генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;
  • фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;
  • целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.

Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.

Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

Читать еще:  Сутяжник это кто

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИНДИВИД

ИНДИВИД (лат. indiv >

Проблеме соотношения понятий «индивид» и «личность» уделяли большое внимание и другие отечественные психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. С его точки зрения, «понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. . Как и сознание человека, как и его потребности, . личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности»1.

Надо сказать, что в зарубежной психологии, далекой от «марксистско-ленинской методологии» и теории деятельности, этих двух «священных коров» психологии советской не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания разведению содержания понятий «индивид» и «личность». Более того, они нередко употребляются как полностью синонимичные. Вместо этого там серьезно рассматривали вопрос о том, насколько обосновано и корректно «изолированное» изучение тех или иных аспектов личности или видов человеческой активности, вне целостного личностного контекста. Именно в этой связи чаще всего используется понятие «индивид», чтобы подчеркнуть неизменную целостность субъекта.

Одним из первых крупных ученых, кто последовательно проводил идею о том, что «. человек является единым и самосогласующимся организмом. »2 был А. Адлер. Не случайно свою теорию развития личности и построенную на её базе психотерапевтическую систему он более чем красноречиво назвал индивидуальной психологией.

С точки зрения А. Адлера, «. ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом, сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни»3. По мнению многих зарубежных специалистов, «в этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена . попытка рассматривать человека как единое целое»4. Заметим, что диаметрально противоположным индивидуальной психологии А. Адлера является ортодоксальный бихевиоризм, исходящий из того, что любой человеческий поступок является ситуативной реакцией на внешний стимул.

С точки зрения А. Адлера, развитие индивида возможно только во взаимодействии с другими людьми: «Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес — врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества»5. Как сообщают Л. Хьелл и Д. Зиглер, «акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии»6.

Особое значение А. Адлер придавал социальным контактам индивида в детстве. Уникальной частью концепции и психотерапевтической системы, разработанных А. Адлером, является анализ влияния порядка рождения на стиль жизни индивида. Первый ребенок в семье вполне естественно получает от родителей максимум заботы и внимания, но только до тех пор пока не появится второй ребенок. В этой ситуации первенец вступает в борьбу за родительское внимание, в которой, как правило, терпит поражение: «В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремиться к власти и предрасположен к лидерству»1.

Средний ребенок уже самой ситуацией рождения объективно включен в конкуренцию с первенцем. В результате, согласно А. Адлеру, второй ребенок часто «. вырастает соперничающим и честолюбивым. . Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач»2.

Младший (последний) ребенок в семье, с одной стороны, пользуется привелегиями всеобщего любимца и является объектом заботы как со стороны родителей, так и со стороны старших детей и, одновременно, может испытывать сильное чувство неполноценности и зависимости. Тем не менее, по мнению А. Адлера, он «. обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превозойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. (Этот момент отчетливо отражен в многочисленных сказках самых разных народов, в которых именно младший ребенок добивается наибольших успехов — В. И., М. К.) Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере»3.

Если же ребенок оказывается единственным в семье, то, будучи лишенным возможности конкурировать с братьями и сестрами и являясь эпицентром материнской заботы, он нередко вынужден вступать в конкуренцию с отцом. Кроме того, он может испытывать трудности во взаимоотношениях со сверстниками. По мнению А. Адлера, такой ребенок «. слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм»4.

Необходимо отметить, что, придавая большое значение порядку рождения и другим факторам, опосредствующим развитие личности в детстве, А. Адлер отнюдь не считал что индивид представляет собой неизменный продукт механистического «сложения» наследственности и воздействия окружающей среды. По его мнению, все без исключения, люди «. обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни»5.

Читать еще:  Как правильно писать патология

Хотя в целом эмпирическая валидизация концепции Ф. Адлера до сих пор не проведена, что во многом объясняется широтой и абстрактностью многих ее положений, ряд ключевых пунктов данной теории получил подтверждение во многих исследованиях. Так, например в 1973 г. В Нидерландах была предпринята попытка выявить взаимосвязь между порядком рождения и интеллектуальными достижениями индивида. «В исследовании, в котором приняло участие около 400 мужчин. была получена высокая положительная корреляция между порядком рождения и показателями невербального теста интеллектуальных способностей. Первенцы по уровню интеллектуальных достижений превосходили следующих по порядку рождения детей в тех семьях, где было от двух до девяти детей. В сходном исследовании было показано: положительная связь между порядком рождения и интеллектуальными достижениями сохраняется и в том случае, когда учитываются такие переменные, как школьная успеваемость у родителей испытуемых, доход семьи и возраст матери»1.

Не менее интересные результаты, также подтверждающие идею А. Адлера, были зафиксированы в целом ряде других исследований. Так, в частности, «. было обнаружено, что первенцы лидируют в популяции практически в каждой области академических знаний. Например, было отмечено, что старшие сыновья преобладают среди президентов Соединенных Штатов Америки, в то время как среди кандидатов, потерпевших поражение на выборах в президенты, такой закономерности не наблюдается. Первенцев было особенно много среди членов Конгресса США, а также они преобладали среди женщин, имевших научные степени в области медицины и философии»2.

Идеи А. Адлера получили дальнейшее развитие в концепции Э. Эриксона и целого ряда других зарубежных психологов. Следует отметить, что в реальной социально-психологической практике, чаще всего отсутствует необходимость отчетливого разведения понятий «индивид» и «личность», а потому употребление их в качестве синонимов вполне допускается. Однако в тех случаях, когда имеют место такие социально-психологические феномены как «феномен поручика Киже» и «эффект Кеннеди» (например, в логике концепции персонализации) такое разведение не только обосновано, но и совершенно необходимо именно с практической точки зрения.

Поэтому практическому социальному психологу, помимо чисто прикладных профессиональных навыков и умений, владения современными техниками и технологиями тонкого психологического воздействия на группе и на отдельных его членов, необходимо, планируя программу психологической поддержки и сопровождения вверенной ему общности или организации, опираться на базовые психологические знания и распознавать те вопросы, которые касаются собственно личностно развивающих задач, и тех проблем, которые стоят перед ним на уровне, по сути дела, лишь интраиндивидного анализа.

Индивидуум и индивид

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности(человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.

Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация(от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Прочитайте текст и выполните задания С1С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего „Я“, творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства.

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом.

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека.

Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты.

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98–101.).

C1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

Ответ: Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.

C2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.

Ответ: Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом.

C3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер.

C4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

Индивид, индивидуальность, личность

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Читать еще:  Как быстро избавиться от опьянения

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад. Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями. Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:

— предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

— выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

— проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

Индивидуально-психологические особенности личности

Люди отличаются друг от друга персональными свойствами, то есть чертами присущими одному индивидууму. Определение «индивидуальные особенности» обозначает психологические и соматические (от латыни «тело») определения человека: рост и фигура, формирование скелета, окрас глаз, волос и так далее.

Индивидуальная особенность личности – это мимика лица человека. Лицо человека отображает не только анатомическую, но и психологическую специфику определённого человека. К примеру, когда выражаются: «у этого человека лукавые глаза», «у вас сознательное лицо», то имеют в виду именно особенность психологического характера, присущую конкретному индивиду.

Обобщим индивидуально — психологические особенности в четыре грани личности:

  1. Качества социального характера (моральная направленность, мировоззрение).
  2. Качества биологического характера (жизненно необходимые потребности, темперамент, задатки).
  3. Индивидуальные черты, имеющие разную психическую природу.
  4. Опыт (совокупность умений, повадок и навыков).

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

Определение индивидуальности

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

Индивид, индивидуальность, личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников. Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни. Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Психология индивидуальных различий

Люди друг от друга различаются по характеру. К примеру, человек с сильным темпераментом обычно имеет более привлекательный вид, чем человек с вялым темпераментом.

Характер – это утверждённое психическое свойство, которое оставляет след во всех поступках человека. Характер представляет подчинённую подструктуру личности. У взрослой личности характер зачастую уже устойчив. Что же относительно подросткового характера, то он ещё не имеет стержня.

На изменение характера влияют различные жизненные факторы.

Мифы, которые касаются характера человека:

  • Характер — это биологическое проявление у человека и его изменить невозможно.
  • Характер можно воспитать и сформировать при помощи организации особой системы влияния.
  • Национальный характер, то есть это уникальное психическое свойство зависит именно от национальности людей.

Однако, надо знать, что все мифы имеют долю правды. Основой характера биологического типа служит темперамент. Его мы получает уже от рождения.

Существуют некие стандарты, влияющие на формирование национального характера. Представители одной нации убеждены, что другим присущи определённые черты в характере. Проведя некий опрос в Германии об их отношении к французам, выяснилось: одна половина немцев убеждена, что немцам в манере поведения присуще легкомыслие, а другая считает, что – любезность и шарм.

Под чертой характера подразумевают различные специфики личности человека, изменение которых наблюдается в зависимости от действий индивида.

Разделим черты характера на некоторые группы:

Первая – черты, которые формируют психологический состав личности. Сюда можно определить – принципиальность, целеустремлённость, мужество, честность и так далее.

Вторая – черты, выражающие взаимоотношения двух личностей. В эту группу можно отнести: общительность и закрытость, которая может обозначать предубеждение к окружающему социуму или внутренней сосредоточенности человека; честность или непроницаемость; корректность, тонкость, вежливость и прямолинейность.

Третья группа – черты, определяющие расположение человека к себе. Это самоосуждение и амбициозность, самоуважение, беспритязательность или тщеславие, обидчивость, эгоизм, застенчивость.

Четвёртая группа – черты, выражающие расположение человека к трудовой деятельности. Эта группа состоит из – напористости, старательности или апатии, боязни препятствий или желание к их покорению, скрупулёзность, аккуратность, исполнительность.

И в заключении можно сказать, что последовательность развития такого сочетания: человек – индивид – личность зависит, в первую очередь, от социума и среды, в которой человек развивается и, конечно же, от его генетического кода.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector