Эмоционально вегетативная сфера
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Эмоционально вегетативная сфера

Определение нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций:

Мышление и речь — характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие — характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память — характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты — характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по «Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет». При наличии отклонений в разделе «Нервно-психическое развитие» напротив соответствующего показателя делается запись: «с отклонением». Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом психоневрологом.

Для оценки показателя «Мышление» медицинская сестра КЗР имеет: набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста, для определения умения ребенка составить рассказ по картинке: набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели; одежды или др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы.

Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее благоприятный ответ – когда в рассказе ребенка, герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.

Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и туда вкладывается одна карточка другого класса.

Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.

Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе или формировании личности, если отмечен, хотя бы один признак по каждому из этих пунктов.

Оценка нервно-психического состояния и развития школьников 7-15 лет

1. Эмоционально-вегетативная сфера:

При опросе-беседе отмечать:

Настроение: преобладает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения (особенно обращать внимание на фон настроения у школьников).

Наличие страхов (темнота, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-Яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д., ночных страхов).

Сон и аппетит без отклонений или нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения.

Нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой.

Нарушение навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.

Наличие головных болей: возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения.

Утомляемость: бывает часто или редко, связана с физическими нагрузками или психическими, снижение работоспособности.

Плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков, тошноты.

2. Психомоторная сфера и поведение:

Поведение: ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная растороможенность, заторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.

Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: моргание, нахмуривание лба, гримасничание, подергивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет, ритуалы (преимущественно у школьников).

Наличие патологических привычек: кусание когтей, выдергивание волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у дошкольников).

Речь: нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

3. Интеллектуальное развитие:

Отмечается успешность усвоения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения, письма, счета преимущественно у школьников 1-4 классов).

Память, внимание, мышление – приводятся специальные тесты.

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки

Расстройство вегетативной нервной системы: опасность состояния и его лечение

Ежедневные стрессы, сопровождающие современного человека, негативно влияют на вегетативную нервную систему, в некоторых случаях приводя к постоянному психологическому напряжению.

Люди, подверженные эмоциональным всплескам, как правило, сложнее переносят стрессы.

Истощение внутренних ресурсов, возникающее вследствие тревожных расстройств, не только сказывается на настроении, но и может создавать препятствия в социализации личности.

Избавиться от негативных переживаний, увы, нельзя. Но здоровая нервная система позволяет справляться с ними без последствий для психики.

Специальные упражнения помогут избавиться от стресса и восстановить душевное спокойствие.

«Афобазол» — современный препарат для поддержания и укрепления нервной системы.

Подробнее о препарате.

Все наши внутренние органы работают под воздействием сигналов со стороны вегетативной нервной системы. В случае поступления неправильных или нерегулярных сигналов работа внутренних органов нарушается, снижаются защитные функции организма. Это приводит к ухудшению общего самочувствия и дает симптоматику, сходную с мигренью, инфарктом миокарда, остеохондрозом и рядом других патологий.

Подобные состояния могут развиться на фоне постоянных стрессов или быть ими спровоцированы, возникнув по какой-либо другой причине. Зачастую вегетативные нервные расстройства являются частью функциональных или органических поражений нервной системы в целом.

Типы вегетативной дисфункции

Часто дисфункцию вегетативной нервной системы путают с вегетососудистой дистонией (ВСД). Однако ВСД — лишь одно из проявлений различных заболеваний, в том числе и нервных.

  1. Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы. Это разновидность невроза, проявляющаяся в виде симптомов различных хронических заболеваний, которых на самом деле у пациента нет. Возможны периодические приступы, клинически сходные с паническими атаками. Также часты психогенный кашель и одышка, нарушения пищеварения, головокружения и т.д. Этот вид вегетативной дисфункции встречается наиболее часто, как правило, обусловлен хроническим стрессом и поддается лечению лучше всего.
  2. Поражение подкорковых структур.Возникает при различных травмах головного мозга, резидуальной патологии ЦНС. Для этого заболевания характерны полуобморочные состояния, снижение артериального давления, обильное мочеиспускание и диарея. По окончании приступа больной ощущает слабость и вялость.
  3. Постоянное раздражение периферических вегетативных структур. Может возникнуть при предменструальном синдроме, мочекаменной болезни, шейной дорсопатии с поражением симпатического шейного сплетения.

Вегетативная дисфункция любого типа является проявлением серьезных проблем в организме, поэтому при первых же симптомах обязательно следует выявить ее причину и начать лечение.

Причины и симптомы расстройства ВНС

Вегетативными нарушениями в современном мире страдает около 70% взрослых и 25% детей. Такая статистика никого не удивит, если взглянуть на список возможных причин вегетативной дисфункции:

  • хронический стресс;
  • наследственность;
  • гормональные сбои или возрастные гормональные изменения в организме;
  • малоподвижный образ жизни;
  • неправильное питание;
  • злоупотребление алкоголем и табаком;
  • травмы, ранения, хирургические операции, нарушающие целостности нервных связей;
  • интоксикация нервной и кровеносной систем в результате воспалительных процессов;
  • длительный прием сильнодействующих лекарств, самолечение;
  • аллергические заболевания.

Симптомы расстройства вегетативной нервной системы могут быть следующими:

  • Сердечно-сосудистый синдром. Нарушение сердечного ритма, скачки артериального давления, нарушение периферического кровообращения, внезапный дискомфорт в области сердца.
  • Гипервентиляционный синдром. Учащенное дыхание, ощущение недостатка воздуха, головокружение, нарушение чувствительности в конечностях, мышечные спазмы.
  • Синдром раздраженного кишечника. Спазмы и ноющие боли внизу живота, частые позывы к дефекации, повышенное газообразование, диарея.
  • Расстройства со стороны пищеварительного тракта. Тошнота и рвота, затрудненное глотание («комок в горле»), боль и дискомфорт под ложечкой, нарушение аппетита.
  • Повышенная потливость. Как правило, в области ладоней и подошв.
  • Цисталгия. Частое болезненное мочеиспускание, не связанное с болезнями мочеполового тракта.
  • Сексуальные расстройства. Нарушения эрекции и эякуляции у мужчин, вагинизм и аноргазмия у женщин, снижение либидо.
  • Нарушение терморегуляции. Ознобы, повышение температуры.
Читать еще:  Эмоциональная неустойчивость лечение

К части симптомов больные способны привыкнуть или списывать их на другие заболевания. Однако со временем количество проявлений вегетативной дисфункции растет, они учащаются, и игнорировать их уже невозможно.

К кому обратиться при расстройстве вегетативной нервной системы и как его лечить?

Проблемами ВНС занимается врач-невролог, который после ряда диагностических процедур уточняет тип расстройства и назначает необходимую терапию. Главное условие успешного лечения, вне зависимости от причин заболевания, — снижение тревожности и борьба со стрессом.

Амедикаментозные методики

Не стоит рассчитывать на то, что проблема решится приемом лекарств трижды в день. От пациента потребуется заинтересованность в лечении и работа над собой.

  • Изменение образа жизни. Прежде всего следует исключить нервные перегрузки на работе и дома, наладить режим труда и отдыха. Противопоказан ненормированный рабочий день, работа в авральных режимах. Необходимо пересмотреть рацион питания, включить в него больше натуральной белковой пищи, овощей и фруктов. Необходимо чаще бывать на свежем воздухе, показаны пешие прогулки, йога, занятия в бассейне.
  • Физиотерапия. Стоунтерапия, массаж, акупунктура, электрофорез, грязевые ванны направлены на релаксацию, снятие мышечных зажимов, улучшение кровообращения и оттока лимфы. Все это благотворно влияет на общее состояние пациентов, снимает стрессовое напряжение.
  • Работа с психологом. Зачастую заболевание развивается на фоне особенностей психологии. Самый распространенный пример — трудоголизм. Увлеченный своей деятельностью человек, привыкший работать в стрессовом режиме, не замечает симптомов болезни, считает их недостойными внимания и резко отрицает необходимость не только в санаторно-курортном лечении, но и в элементарном ежедневном отдыхе. Проблему может решить только работа с психологом.

Фармакотерапия

Лекарственные средства назначаются с несколькими целями. Необходимо нормализовать обмен веществ, укрепить иммунитет, восстановить работу сердечно-сосудистой системы, снять тревожные и депрессивные состояния.

  • Фитопрепараты, витамины, БАДы. Успокоительные чаи и сборы, настойки, экстракты пришли к нам из народной медицины. Наиболее популярными являются фитопрепараты на основе ромашки, валерианы, пустырника. Витаминные комплексы для нервной системы должны включать в себя витамины С и Е, а также витамины группы В. Прием биоактивных добавок к пище может быть направлен как на достижение успокоительного эффекта, так и на укрепление иммунитета. Для этого подходят препараты эхинацеи.
  • Лекарства для нормализации работы сердечно-сосудистой системы. Наиболее часто назначаются «Корвалол» и «Валокордин», оказывающее стабилизирующее влияние не только на работу сердца при некоторых видах нарушения ритма, но и обладающие седативным эффектом.
  • Антидепрессанты и седативные препараты. Назначаются комплексно или по отдельности, в зависимости от клинической картины. Среди современных безрецептурных анксиолитических препаратов (противотревожных) стоит выделить «Афобазол». Он, в отличие от сильнодействующих рецептурных средств, не вызывает привыкания, сонливости, снижения внимания.

«Афобазол» успешно применяется при расстройствах адаптации (стрессе) и тревожных расстройствах различного генеза. В том числе возникших на фоне соматических заболеваний. «Афобазол» помогает снизить или устранить такие симптомы, как мышечное напряжение, сердечно-сосудистые симптомы, приступы удушья, чувство «комка в горле», стрессовые расстройства ЖКТ, сухость во рту, потливость, ощущение приливов, головокружение, головные боли, напряжение, кожный зуд. «Афобазол» уменьшает проявления вегетативной дисфункции у 89% пациентов. Препарат обычно назначается курсом с продолжительностью 2–4 недели. Особенность этого лекарственного средства состоит в том, что его действие направлено на восстановление нормальной работы нервной системы и защиту организма от стресса в различных его проявлениях.

При расстройстве вегетативной нервной системы успех лечения невозможен без самодисциплины пациента. Соблюдая график лечения и не пропуская назначенные процедуры, вы можете быть уверены в скором облегчении своего состояния.

II. Дополнительная информация. Уровень физического развития школьников и подростков

Уровень физического развития школьников и подростков.

Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность грудной клетки) оценивают с помощью таблиц стандартов центильного типа. Методика оценки не отличается от тако-вой при работе с детьми более молодого возраста (см. тему » Ребенок первого года жизни. Оценка физического и нервно-психического развития детей различного возраста»).

Оценка биологической зрелости.

Биологическая зрелость подростка от 10 до 17 лет оценивается не только по количеству постоянных зубов (Х (число постоянных зубов) = 4 n — 20, где n — число лет ребенка), но и по выраженности вторичных половых признаков.

Оценка вторичных признаков полового развития проводится всем детям с 10-летнего возраста, при этом учитываются следующие показатели:

Ax — оволосение в подмышечных впадинах;

P — развитие волос на лобке;

Me возраст появления менструаций (оценивается с 11 лет);

L — рост щитовидного хряща;

V — изменение тембра голоса;

F — оволосение лица.

Степень полового созревания принято обозначать формулой, в которой

фиксируются стадии развития всех указанных компонентов.

Очередность появления вторичных половых признаков у девочек (формула полового созревания): Ma P Ax Me.

Очередность появления вторичных половых признаков у мальчиков: P Ax L V F.

Критерии биологического развития по вторичным половым признакам:

— соответствует календарному возрасту – выраженность вторичных половых признаков

соответствует возрастному нормативу;

— развитие ускоренное – опережение по выраженности вторичных половых признаков

составляет 1 год и более;

— развитие замедленное – отставание по выраженности вторичных половых признаков

составляет 1 год и более.

Оценка нервно-психического развития школьников и подростков

Оценка нервно-психического развития выявляет состояние эмоционально- вегетативной и психомоторной сфер, поведения и интеллек­туального развития детей. Необходимо выяснять следующее:

1. Эмоционально-вегетативная сфера. Настроение: преобла­дает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздра-жительность, тревожность, постоянное снижение настроения.

2. Соматовегетативные проявления. Сон без отклонений, зат­рудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сно- говорение, снохождение, трудность пробуж-дения.Аппетит: хороший, пониженный, повышенный, избиратель­ный, извращенный, тошнота, рвота, связан-ные с едой. Наруше­ния навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.

3. Вегетативные проявления. Наличие головных бо­лей: возникают при физических нагрузках или при переутом­лении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диф­фузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения. Утомляемость: бывает часто или редко, связана с психи-ческими нагрузками или физическими. Плохая переносимость: жары, транспорта, гром-ких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков.

4. Психомоторная сфера и поведение. Поведение: ровное, спо­койное, уравновешенное или отмечается повышенная возбуди­мость, агрессивность, двигательная расторможен-ность, затор­моженность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жесто-кость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.

Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: морга­ние, нахмуривание лба, гримас-ничание, подергивание плеча­ми, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет. Наличие патологических привычек: кусание ногтей, выдерги­вание волос, онанизм.

5. Речь нормальная или наличие расстройств (заикание, кос­ноязычие, дизартрия и др.).

6. Интеллектуальное развитие. Отмечается: успешность ус­воения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недоста-точно­го внимания. Память, внимание, мышление — проверяются по специальным вопро-сам-тестам, обязательным для всех детей.

В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консуль-та­ция специалистов: детского психоневролога, логопеда, пси­холога.

Читать еще:  Первая и неотложная медицинская помощь при отморожении

Режим питания школьника

Рекомендуется 4 — 5 приемов пищи в сутки, через 4 часа; более частые приемы пищи приводят к снижению аппетита, более редкие — к большим объемам пищи и растяжению желудка.

• Завтрак дома 7.30 — 8.00

• Горячий завтрак в школе 11.00 — 11.30

• Обед (дома или в школе) 14.30 — 15.00

• Полдник 16.30 — 17.00

• Ужин 19.00 — 19.30

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9282 — | 7457 — или читать все.

Вегетативные расстройства

Под вегетативными расстройствами понимают заболевания, при которых имеется расстройство в сфере вегетативной иннервации с нарушением функций различных органов без стойких локальных повреждений. У детей могут наблюдаться немотивированные каким-либо органическим поражением сердечно-сосудистые расстройства, кишечные дисфункции, нарушения в сфере дыхания. Со стороны самой вегетативной нервной системы (ВНС) в таких случаях не имеется сколько-нибудь стойких органических сдвигов, но она отличается особой лабильностью функций. Эти заболевания обозначают как вегетативный невроз. В таких случаях нередко первоисточником болезни могут явиться нарушения биохимического обмена, например калиево-кальциевого.

Причины и условия развития

При вегетативных расстройствах наблюдается конституциональная неустойчивость и повышенная возбудимость ВНС. Отмечается особая лабильность вегетативных функций при различных эндогенных и экзогенных влияниях. Нередко такая лабильность обнаруживается у детей с невропатическими чертами или при наличии невротического развития. Психогенные и эмоциональные факторы при этом играют существенную роль. В значительной мере это зависит от нарушений корковой деятельности с наличием диссоциации между возбудительными и тормозными процессами.

Особая лабильность вегетативных функций и отсутствие стойких очаговых поражений в центральных и периферических отделах ВНС и позволяет говорить о вегетативной дистонии или неврозе.

Отсутствие стабильных изменений в центральных и периферических отделах ВНС, однако, не исключает особой возбудимости отдельных структурных её частей. Под влиянием различных факторов может возникать лабильность вегетативных центров, как высших в коре и подкорковых узлах (особенно в промежуточном мозге), так и в периферических (симпатическом и парасимпатическом) отделах. Такая возбудимость в значительной степени связана и с нарушениями минерального и других видов обмена. В патогенезе всех этих расстройств существенное значение имеют и конституциональные особенности.

Вегетативные расстройства наблюдаются у детей различного возраста, но наиболее часто в школьном возрасте.

Симптомы и признаки

Вегето-сосудистые дистонии характеризуются субъективными жалобами больных, общими и локальными симптомами. Нередко больные жалуются на парестезии в виде ощущения жара или холода, особенно в конечностях, на болевые ощущения различной локализации. Больные указывают, что эти явления всегда усиливаются при волнениях или утомлении. Частым симптомом является повышенная потливость кистей и стоп. Нередко отмечаются одышка, сердцебиение, склонность к тошноте; бывает запор или понос. Весь этот комплекс жалоб особенно характерен для больных детей в переходном возрасте, при половом созревании. Но многие из указанных симптомов бывают и у детей более раннего возраста. Все эти симптомы вегетативных расстройств возникают на фоне лабильного настроения, которое у более старших детей может иметь картину весьма характерного ипохондрического синдрома.

Объективные симптомы столь же многочисленны, как и субъективные. Форма зрачков и их реакции могут быть изменены. У больных с преимущественным нарушением парасимпатического тонуса отмечаются узкие зрачки, повышенная саливация, брадикардия, тенденция к низкому кровяному давлению. При преимущественном нарушении функций симпатического отдела бывает расширение зрачков, пониженная саливация, тахикардия, кровяное давление имеет тенденцию к повышению. При более часто встречающемся общем сдвиге функционального состояния ВНС, обозначаемом как амфотония, наблюдается смена этих симптомов: величина зрачков меняется, пульс бывает неустойчивый, кровяное давление может давать непостоянные величины в сторону снижения или повышения.

Сосудистые реакции характеризуются красным, разлитым и стойким дермографизмом. Иногда дермографизм сопровождается образованием валика. Дермографизм указывает на общую повышенную возбудимость ВНС.

У больных бывает усиленная пиломоторная реакция («гусиная кожа»). Могут возникать различные пигментации. Многим больным с вегетативной дистонией свойственны нарушения терморегуляции в виде затяжного субфебрилитета, что особенно характерно для диэнцефальных расстройств. К этим симптомам могут присоединяться и нарушения анимальных функций. Это зависит от участия вегетативной иннервации в регуляции мышечного тонуса, органов чувств, чувствительности. Поэтому у больных наблюдаются повышенные сухожильные рефлексы, гиперестезии, нарушения вестибулярных функций. Все эти симптомы отличаются также значительной лабильностью.

Описанные симптомы вегетативных расстройств возникают на фоне психических особенностей, из которых основными являются ипохондрические состояния с характерными для них фиксацией внимания больного на висцеральных ощущениях, переоценкой субъективных болезненных состояний, возможной их утрировкой. У детей с невротическим развитием и у невропатов эти симптомы могут доминировать в клинической картине.

В такой общей форме со всеми описанными симптомами вегетативные дистонии встречаются у детей значительно реже, чем у взрослых. Чаще всего у них преобладают определенные синдромы, среди которых наиболее часто можно отметить следующие:

• Вегето-сосудистая дистония

При этом синдроме доминируют жалобы на парестезии и ощущение зябкости в конечностях, повышенную потливость. Наблюдаются колебания пульса в виде тахикардии или брадикардии, неприятные ощущения в области сердца. Все эти симптомы бывают нестойкими; имеется тенденция к их переоценке и фиксации на них внимания больных. При данном синдроме особенно часты головные боли без строгой локализации, но иногда имеющие сходство с мигренью. Эти боли могут быть стойкими, но чаще они отличаются лабильностью. Никакими объективными органическими симптомами они не сопровождаются. Под влиянием общеукрепляющего лечения появляется тенденция к улучшению.

Чаще головные боли возникают весной. В период полового созревания (у девочек к моменту появления менструации) головные боли могут быть стойкими, давая повод предположить органическое заболевание. Однако отсутствие очаговых симптомов, нормальное глазное дно и общий фон в виде симптомов вегето-сосудистой дистонии позволяют в таких случаях исключить органическое заболевание ЦНС.

• Вегетативная желудочно-кишечная дистония

Данное заболевание встречается у детей младшего и старшего возраста и имеет довольно разнообразный характер. В раннем возрасте и у новорожденных наиболее частым является пилороспазм. При спастическом состоянии желудка может наблюдаться его судорожная перистальтика, обусловливающая рвоту. Нередко наблюдаются и нарушения желудочной секреции.

Такие состояния могут быть довольно затяжными. Благоприятный эффект дают витамин В1, бромиды.

Реже на почве вегетативной дистонии у детей встречаются спастические состояния кишечника. Их следует иметь в виду при наличии желудочно-кишечных заболеваний хронического характера.

• Вегетативные дыхательные дистонии

Наблюдаются две формы этих дистоний: ларингоспазм и спазм бронхиальных мышц.

Ларингоспазм у детей раннего возраста (до 2-3 лет) возникает обычно ночью и клинически характеризуется стридором. Расстройство дыхания прогрессирует, появляется синюшность. Такое состояние длится несколько часов. У детей при ларингоспазме можно нередко отметить предрасположение к желудочно-кишечным расстройствам или охлаждению, которые содействуют проявлению ларингоспазма и могут послужить непосредственным толчком к началу заболевания.

Бронхоспазм, возникающий в связи с судорогой бронхиальных мышц, имеет сходство с астмой. Чаще он возникает в ночное время. Характерными для данного синдрома являются диспноэ и цианоз, затруднённое дыхание на фоне вдоха и выдоха; прослушивается много свистящих хрипов. Такие приступы длятся много часов. Благоприятное действие оказывает адреналин.

Диагностика

Основными признаками описанных функциональных заболеваний ВНС являются полиморфизм симптомов, их лабильность, несомненная связь с психогенными эмоциональными факторами, отсутствие каких-либо острых или хронических очаговых заболеваний висцеральных органов.

Читать еще:  Старинные рецепты народной медицины. Боль, травмы, ожоги

Невротический или невропатический фон заболевания большей частью говорит в пользу предполагаемой вегето-сосудистой дистонии. При локальных расстройствах органов вегето-сосудистая дистония может быть установлена после тщательного обследования. Так, например, при головной боли с подозрением на её вегетативную ангионевротическую основу должно быть исследовано глазное дно и исключено наличие очаговых стойких изменений со стороны соматической нервной системы.

Необходимо исследовать наиболее важные признаки заболевания ВНС (дермографизм, пиломоторный рефлекс, рефлекс Ашнера-Данини, лабильность пульса). Прижатие солнечного сплетения в области эпигастрия при вегето-сосудистой дистонии оказывается болезненным (положительный рефлекс солнечного сплетения). Таким образом, течение заболевания, его особая связь с психогенными факторами, отсутствие доказанных органических симптомов, положительные пробы на расстройство ВНС позволяют говорить о вегето-сосудистой дистонии или неврозе.

Лечение

Лечение вегетативных расстройств всегда должно быть направлено на укрепление физического и психического состояния. Для этого необходим правильный режим, включающий пребывание на воздухе, прогулки, своевременный и достаточный сон, рациональное питание. Очень эффективны водные процедуры (душ, обтирания, ванны).

Необходимо стремиться снимать эмоциональное возбуждение ребенка. Назначаются препараты кальция с фитином, витамины. Для снятия возбуждения дают валерьяну.

В зависимости от характера нарушенных вегетативных функций назначаются соответствующие лекарственные препараты.

Как вегетативная нервная система реагирует на эмоции?

Вступление

Почти сто лет назад доктор Уолтер Кэннон предпринял первую попытку описать физиологию эмоций. Тем не менее, до сих пор нет научного подтверждения тому, что есть взаимосвязь между эмоциями и функционированием вегетативной нервной системы (ВНС). В данной статье рассматриваются различные точки зрения, которых придерживаются современные исследователи. Кроме того, описываются различные теории и модели, предложенные для объяснения механизмов автономного реагирования на возникновении эмоции.

Физические компоненты автономного реагирования на эмоции

Хотя физиологи начала прошлого века характеризовали реакции ВНС как слишком медленные и недифференцированные, современные физиологи имеют несколько другие представления (Bandler et al., 2000; Folkow, 2000; Jänig and Häbler, 2000; Jänig, 2003; см. также Levenson, 1988). Исследования, проведенные за последние 50 лет, опровергли мнение о том, что симпатическая часть ВНС функционирует по принципу «все или ничего» без различия между эффекторными органами (Cannon, 1939). Скорее, каждый орган и ткань иннервируется различными симпатическими и парасимпатическими путями. Пулы симпатических нейронов могут быть селективно задействованы, так что индивидуальные механизмы или другие эффекторные единицы активируются независимо друг от друга (Folkow, 2000).

Предполагается, что первоначальное функциональное единство симпатоадренально-медуллярной системы состоит из двух отдельно контролируемых частей системы — прямой нервной и адреномодуллярной гормональной — которая в большинстве случаев имеет разные функции (Folkow, 2000). В то время как первая выполняет точные, быстрые и часто сильно дифференцированные реакции, последняя самостоятельно модифицирует важные метаболические функции. В некоторых чрезвычайных ситуациях, когда может произойти общая активация симпато-надпочечниковой системы, две эти части могут также взаимно поддерживать друг друга.

Здесь также необходимо обратить внимание на включение респираторных функций в вегетативные механизмы. Дыхательная активность свидетельствует о влиянии автономного контроля, а также значительного вклада периферических и центральных хеморецепторов, чувствительных к CO2 (Wilhelm et al., 2005). Таким образом, функции дыхательной активности могут дать дополнительную информацию о функционировании ВНС в ответ на эмоции, что подтверждается сердечно-сосудистыми и электрохимическими параметрами. Кроме того, существуют важные взаимодействия дыхательной системы с сердечно-сосудистой системой, что подтверждается, например, феноменом дыхательной синусовой аритмии (Grossman and Taylor, 2007).

Важно обратить внимание на функциональные особенности дыхания для интерпретации эффектов функционирования ВНС, определяемых сердечно-сосудистыми параметрами, которые модулируются респираторными эффектами. Наконец, кардиореспираторная система контроля может рассматриваться как одна функциональная единица, поскольку она преследует общую цель обеспечения тканей кислородом, питательными веществами, защитой и средством удаления побочных продуктов жизнедеятельности (например, Feldman and Ellenberger, 1988; Poon и Siniaia, 2000; Taylor et al., 1999). Таким образом, комплексная оценка сердечно-сосудистых, электродермальных и респираторных показателей обеспечивает дополнительную информацию о функционировании ВНС в регуляции эмоционального состояния.

Центральная координация вегетативной деятельности является краеугольным камнем современных представлений о функционировании интегрированной нервной системы. В отличие от первоначальной концептуализации ВНС как функционирующей независимо от остальной нервной системы, тесные взаимодействия между центральной и вегетативной нервной системой происходят по-разному. Таким образом, как и соматическая нервная система, ВНС интегрируется на всех уровнях нервной деятельности. В то время как сегментарные вегетативные рефлексы координируются спинным мозгом, для регуляции таких функций, как дыхание, артериальное давление, глотание и движение зрачков, требуется супрасегментарная интеграция в стволе мозга.

Более сложные интегрирующие системы в гипоталамусе влияют на вегетативные подсистемы мозга. Многие действия гипоталамуса, в свою очередь, управляются определенными кортикальными областями, в частности островковыми, передними зубчатыми и вентромедиальным префронтальным кортексом, а также центральным ядром миндалины, этот процесс запускается из внешней среды. Таким образом, фундаментальные изменения организма из-за оказания внешнего воздействия могут быть достигнуты только благодаря согласованной координации и интеграции соматических и вегетативных действий с самого высокого уровня неврологической активности в коре спинного мозга и периферической нервной системы. Эта высокая степень специфичности в организации ВНС необходима для точной нейронной регуляции гомеостатического функционирования и защиты теплового баланса при различных адаптивных проблемах в постоянно меняющейся среде. В этом контексте эмоции могут обеспечить быструю и надежную реакцию на повторяющиеся жизненные проблемы. Но, тем не менее, остается вопрос, как может быть достигнута организация автономного реагирования в ответ на эмоции.

Джеймс Уильям (1884) выдвинул предположение о том, что чувственная составляющая эмоции происходит в ответ на телесные ощущения. Признавая высокую степень идиосинкразии в эмоциях, Джеймс заявил, что «симптомы одной и той же эмоции выражаются у разных людей по-разному, и все же эмоция запускает определенные ответные механизмы по определенной причине» (1894, стр. 520). Джеймс считал, что физиологические ответы «бесконечно многочисленные и их трудно зафиксировать» (1884, стр. 250), отражающие бесконечно тонкий характер эмоциональной жизни. Тем не менее, Джеймс признал пределы телесных колебаний эмоций («характерные изменения при гневе и страхе разных людей по-прежнему сохраняют достаточное функциональное сходство, по меньшей мере, чтобы заставить нас путать их между собой»). Джеймс, таким образом, решительно выступал за «дедуктивный или генеративный принцип» (James, 1890, стр. 448), который может объяснить физиологическую специфичность ответа на эмоциональные изменения.

Представления Джеймса, связанные с его теорией периферического восприятия, были проанализированы с помощью дифференцированных реакций. Данное исследование спровоцировало критику (в первую очередь, пятиточечное опровержение Кэннон, 1927), но нашло и поддержку (например, Angell, 1916), а также различные предложения для общей организации принципов автономного реагирования в ответ на эмоции. Хотя с тех пор было предложено несколько разных моделей, каждая из них существует самостоятельно, но, тем не менее, эти модели не опровергают друг друга. Как подробно описано в статье Крайбига, различные модели автономного реагирования в ответ на эмоцию затрагивают различные концептуальные уровни восприятия, на которых может действовать принцип организации автономного реагирования на эмоции.

Оригинальная статья: Kreibig, S. D.— Kreibig, S. D. (2010). Autonomic nervous system activity in emotion: A review, Biological Psychology

Автор перевода: Дегтева Алиса Алексеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна

Ключевые слова: эмоции, вегетативная нервная система, модели реагирования на эмоции, исследование

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector