Как определить аутизм
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Как определить аутизм

Как диагностировать аутизм у взрослых

Большинство публикаций о расстройствах аутистического спектра касаются именно маленьких детей, но мало кто рассказывает, что такое взрослый аутизм. А между тем дети вырастают в аутичных взрослых со своими специфическими потребностями и нуждаются в поддержке близких, ведь РАС — это пожизненное состояние.

Ранняя диагностика патологии является главным условием социализации и адаптации аутиста к жизни в обществе. Разумеется, это не происходит быстро и легко. Упорство родителей, интенсивная психологическая и педагогическая помощь способствуют развитию у ребенка или подростка с РАС поразительных способностей, учитывая специфику расстройства. Чтобы распознать аутизм у взрослых, нужно понимать причины, симптомы и формы его проявления. Лечение аутизма у взрослых требует более длительного времени, в сравнении с детьми, но современные методики позволяют подобрать максимально эффективные программы.

От чего возникает аутизм

Аутизм у взрослых — это больше нейрологическая вариация, чем психическое расстройство или болезнь в общепринятом понимании. До сих пор он является загадкой, поэтому многие ученые выдвигают гипотезы насчет причин возникновения патологии. К сожалению, большинство из них так и не нашли научного подтверждения.

Досконально известно, что РАС сопровождается нарушениями головного мозга и нервной системы. Считается, что его патогенез кроется в мутациях на генном уровне, но подобные процессы не связаны с наследственностью и не возникают сами по себе. Доказано, что генетические аномалии тесно переплетаются с факторами окружающей среды (факторами риска, выступающими в качестве катализатора). Ряд ученых полагает, что к таковым может относиться проблемная беременность, особенно на ранних сроках, например, если мать перенесла:

  • грипп;
  • лихорадку;
  • антибиотикотерапию;
  • интоксикации.

Кроме того, к факторам риска причисляют нарушения со стороны иммунной системы, проблемные роды, поражение плода токсическими веществами.

Стоит знать, что расстройство аутистического спектра является исключительно врожденным (диагностируется в раннем детстве) и приобретенным или частичным быть не может. Однако вследствие различных негативных факторов во взрослом возрасте у человека могут развиваться некоторые психические заболевания (депрессия, шизофрения и др.), вследствие которых он становится замкнутым, теряет интерес к окружающему миру. В этом случае психиатр (тот, кто ставит диагноз аутизм) может говорить об аутизации личности, но это не связано с истинным РАС.

Разновидности взрослого аутизма

В зависимости от вида и тяжести РАС, того, когда было начато лечение аутизма и каковы успехи, выделяют пять основных групп — разновидностей аутизма у взрослых. К первой относят неизлечимых пациентов (тяжелая форма). Они не могут обходиться без посторонней помощи, потому что не имеют достаточно развитых навыков самообслуживания. Больные не взаимодействуют с окружающей их обстановкой, замыкаются и живут в собственном мире. Как правило, такие взрослые имеют низкий уровень интеллектуального развития, не умеют разговаривать и общаться (вербально и невербально). Из-за отсутствия инстинкта самосохранения их нельзя оставлять одних.

Вторая группа — замкнутые аутисты. Они имеют проблемы с речью, но могут устанавливать вербальный контакт с окружающими. Стараются отстраниться от мира, разговаривают на ограниченный круг тем. Могут иметь сильное узконаправленное увлечение, например, телевизоры, и отдавать ему большую часть времени. Такие пациенты не любят новшеств и агрессивно реагируют на изменения в привычном жизненном ритме.

К третьей группе относят больных, которые обладают определенными навыками, например, одеваются и раздеваются, кушают, могут словесно поддержать диалог, высказать собственное мнение. Они достаточно самостоятельны, в состоянии заводить и поддерживать дружеские отношения. Однако таким аутистам чужды общепринятые нормы поведения, этики и этикета, из-за чего они могут казаться неловкими, грубыми, безразличными.

Четвертая группа — это люди с легкими формами РАС, у которых нельзя определить наличие патологии по внешним признакам. Они имеют хорошие академические знания и могут:

  • жить отдельно от родителей;
  • работать на обычной работе (в том числе в коллективе);
  • вступать в брак;
  • заводить детей;
  • понимать чувства других благодаря методам наблюдения, анализа и сравнения;
  • выражать собственные эмоции;
  • поддерживать общение на разные темы.

Разумеется, у таких пациентов все равно сохраняются определенные нарушения, мешающие им жить полноценно и воспринимать мир так же, как другие. Для выявления патологии в данном случае проводится тест на аутизм у взрослых.

Лишь малое число аутистов относится к пятой группе. Речь идет о людях, чей интеллект можно назвать высоким. По мнению ученых, такие взрослые могут стать выдающимися учеными, талантливыми узконаправленными специалистами. Как правило, они лучше всего реализуют себя в точных науках — физике, математике, химии, программировании. Также среди аутистов немало успешных писателей.

Трудности с которыми сталкивается аутист

Признаки аутизма у взрослых могут частично или полностью отсутствовать, но это не значит, что они не испытывают трудностей в повседневной жизни. Например, нарушение речевых навыков приводит к тому, что больные не умеют выходить из конфликтных ситуаций, а потому даже будучи взрослыми подвергаются издевательствам со стороны задир. Также их характеризует:

  • Социальная наивность. Они все воспринимают буквально, не задумываясь, что чужие обещания, просьбы могут быть обманом. Поэтому ими часто “пользуются” в корыстных целях.
  • Непонимание общепринятых норм. РАС имеет разные формы и степени тяжести. Некоторые из них проявляются в виде полного непонимания, как нужно вести себя в обществе. Поэтому они могут казаться нетактичными, равнодушными.
  • Ограниченные социальные знания. Язык жестов, намеки, скрытая между строк информация — все это чуждо и не доступно для понимания взрослым аутистам. Из-за этого они не понимают юмор, сарказм, афоризмы, формальности (не спрашивают “Как дела?” и не отвечают “из вежливости”, поскольку не видят в этом смысла), не умеют прощаться и корректно завершать разговор с собеседником, не могут играть в ролевые игры.

Стоит отметить, что аутисты не чувствуют телесных границ. Они могут подойти на неприлично близкое расстояние к чужому человеку на улице, не понимая, что что-то делают не так. Вместе с этим многие из них не приемлют телесных контактов с незнакомыми людьми, травматично реагируют на прикосновения, похлопывания по плечу. Объятия часто воспринимаются как попытка ограничить движение. Кроме того, из-за нарушенной координации у них часто изменена походка.

Взрослые больные нередко стремятся к романтическим отношениям, но претерпевают неудачи, поскольку не имеют достаточных познаний в данной области. Они слышат разговоры о любви, но не понимают, как она выглядит и что испытывает человек. Аутичным людям не с чем сравнивать, поскольку у них не развито чувство привязанности (часто даже к родителям).

То же наблюдается и в сексуальной сфере. Недостаток знаний и полное непонимание, какие жесты предшествуют романтике, не позволяют им жить полноценной жизнью. Как правило, у аутистов мало или совсем нет друзей, поэтому им не с кем поговорить о своих сексуальных желаниях или посоветоваться. Манера ухаживать и разговаривать может перениматься из кинофильмов. Мужчины чаще всего выбирают не те примеры подражания, поэтому претерпевают неудачи. Девушки равняются на героинь мыльных опер, не понимая, что в реальной жизни себя так не ведут, поэтому могут становиться жертвами сексуального насилия.

Как и чем помочь больному аутизмом

Пациенты с РАС нуждаются в помощи в любом возрасте, поскольку даже симптомы взрослого аутизма со временем не исчезают. К сожалению, больным с тяжелыми формами патологии нужен повседневный уход и врачебное наблюдение на протяжении всей жизни. Это трудная ноша для родителей, однако правильно подобранная программа коррекции способна облегчить жизнь близких и выработать у аутиста элементарные навыки.

Пациенты с более легкой формой РАС к 20-30 годам как правило уже становятся достаточно самостоятельными, но все равно нуждаются в психологической помощи. На занятиях со специалистом они обучаются:

  • социальным нормам (здороваться при встрече, вежливо себя вести);
  • навыкам общения в коллективе (полноценное трудоустройство);
  • выражать свои желания и эмоции (установление дружеских отношений);
  • понимать чувства других людей и др.

Повышение адаптационных навыков в разы облегчает повседневную жизнь аутистов. Когда они хорошо понимают себя и свое место в обществе, им легче идти на вербальный и невербальный контакт, они начинают жить полноценно, даже учитывая специфику расстройства. Подобную помощь оказывает поведенческая психотерапия, однако не только профильный специалист может помочь аутичному взрослому.

Прикладной анализ поведения (АБА) — это научная дисциплина, позволяющая воздействовать на поведение больного, опираясь на поведенческую теорию научения. Ее легко могут освоить родители аутистов, получив рекомендации и прогнозы от специалиста по прикладному анализу. Вы можете научить ребенка узнавать себя на фото, действовать взвешенно в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, справляться с сенсорными нарушениями, не бояться выражать собственное мнение и отстаивать его. Это крайне важные навыки для жизни в обществе, которым можно обучить, зная, как проявляется аутизм у взрослых.

Дистанционные курсы по ABA для родителей — это возможность лучше понять своего особенного ребенка, определить, какие признаки РАС ему доставляют больше всего страданий, и научить справляться с ними. Также углубленные знание по АБА позволяют предупредить риски развития сопутствующих психологических заболеваний.

Признаки и симптомы аутизма у детей ранней возрастной группы: как распознать опасность

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии.

Читать еще:  Паника на борту самолета

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка грамотного диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки.

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Лечение аутизма

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Детский вопросКак понять, что у ребенка аутизм?

Редакция The Village вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

Каждый год во всем мире 2 апреля отмечают День распространения информации об аутизме. Говорить о том, что такое аутизм и расстройства аутистического спектра (далее РАС. — Прим. ред.), необходимо потому, что чем раньше у ребенка выявлено это нарушение, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем. Детский психиатр Елисей Осин рассказал The Village, чем опасны РАС, как распознать отклонения в развитии у ребенка и какие методы лечения считаются наиболее эффективными.

детский врач-психиатр, эксперт фонда «Выход»

— Что такое аутизм? Как он проявляется?

— Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.

При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх. При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.

— Как часто выявляют РАС? У кого чаще — у мальчиков или у девочек?

— В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста. При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз. Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.

— Каковы причины возникновения РАС?

— Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так. РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин. Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС. Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка. Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.

— Как понять, что у ребенка аутизм? На что в его поведении нужно обращать внимание родителям?

— Чтобы понять, что у ребенка РАС, нужно выявить, во-первых, нарушение социального взаимодействия и коммуникации, то есть сниженную способность человека вступать в эффективное двустороннее социальное взаимодействие с другими людьми. Это будет проявляться в нарушении зрительного контакта и невербальной коммуникации (сложностях в использовании жестов), нарушениях речи, то есть способности выстраивать диалог, подстраиваться и взаимодействовать с другими людьми. Эти нарушения могут выражаться по-разному, в большей или меньшей степени, но они обязательно будут у ребенка с РАС.

Другая группа симптомов— это особенности поведения: ограниченные, повторяющиеся, однообразные, стереотипное паттерны, привычки, интересы и виды деятельности. То есть у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается, или пытается сохранять вокруг себя определенное постоянство, или стремится, чтобы вещи были сделаны определенным образом, или ест что-то избирательно и так далее.

Важно, что обе группы симптомов должны проявляться одновременно — нарушения социального взаимодействия и особенности деятельности. Если выявляется что-то одно, то диагноз «РАС» мы ставить не можем — это, вероятнее всего, другое заболевание.

Есть список вещей, которые мы называем «красные флажки»: это навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. Их отсутствие может указывать на наличие аутизма или какого-то другого расстройства развития, например глухоты или расстройства развития речи и языка. Этих «красных флажков» не очень много, и они очень простые. Чтобы заподозрить какое-то нарушение, достаточно хотя бы одного из этого списка:

Реакция на имя: после 10–12 месяцев ребенок не реагирует или очень мало реагирует на свое имя, то есть не поворачивает голову, когда его зовут, или поворачивает ее один раз из десяти обращений. В этой ситуации нужно, конечно, проверять слух и проводить диагностику наличия каких-либо нарушений развития, в том числе аутизма.

Реакция на обращенную речь: после 12–13 месяцев ребенок хорошо слышит какие-то другие вещи, но почти не обращает внимания на те ситуации, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают, объясняют или показывают.

Улыбка: дети с РАС часто или мало улыбаются, или вообще не улыбаются в ответ, как будто бы не замечая, что им улыбаются.

Жесты: обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест. Как правило, это указательный жест, но могут быть какие-то другие (например, «дай»). В обычной ситуации ребенок спокойно и активно пользуется этим жестом и довольно быстро обучается еще другим: например, «пока-пока», «да», «покорми меня» или «открой», «помоги» и так далее. Если мы видим, что жесты не формируются, то это считается поводом диагностировать РАС.

Задержка развития речи: если мы видим, что ребенок не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять, и к 14–16 месяцам у него не появилось ни одного слова, то это повод идти к специалистам. Если мы видим, что речь у ребенка развивается, но необычно (например, он очень много повторяет слов, букв, интересных ему названий, но не использует речь, чтобы разговаривать с другими людьми, не может попросить о чем-то, с трудом отвечает на вопросы), это «красный флажок», который мы называем «разговаривает, но не общается».

Наконец в любой ситуации у маленьких детей после года или у малышей в два года, если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать — это всегда повод, чтобы волноваться, это никогда не нормально. У этого, конечно, может быть много разных причин, это может быть не только аутизм, но потеря любого коммуникативного умения в любом возрасте является проблемой, на которую нужно обращать внимание и с которой нужно разбираться.

— В каком возрасте можно поставить диагноз «РАС»?

— Обычно первые симптомы РАС заметны уже в возрасте 11–13 месяцев. Это как раз сниженная реакция на имя, на обращение, неумение использовать жесты или слова или своеобразное использование слов. Как правило, к 15–17 месяцам этот диагноз можно довольно уверенно поставить.

— Какие методы и подходы в лечении наиболее эффективны?

— Разговор о том, как помогать ребенку с РАС и его семье, нужно начать с очень важного утверждения: пока у нас нет лекарств для лечения РАС, нет таблеток, которые помогают людям разговаривать (по какой бы причине они ни молчали), нет лекарств для лечения нарушения понимания речи — как нет лекарств, которые помогут выучить новый язык или хорошо учиться в школе.

Все ситуации нарушения развития, как и РАС, преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. В рамках подхода прикладного поведенческого анализа существуют техники, которые действительно эффективны в том, чтобы снижать симптомы, связанные с аутизмом, увеличивать способность к социальному взаимодействию и коммуникации, убирать проблемное поведение. Прикладной анализ поведения — это способ изучения поведения человека, изучения факторов, которые на это поведение влияют, и, собственно, изменение поведения человека за счет изменения этих факторов. Есть законы поведения, они очень простые (например, мы делаем то, что нам доставляет удовольствие), и с помощью знания этих законов мы можем сделать так, чтобы любой человек, в том числе человек с РАС, делал какие-то нужные нам вещи, важные для нас (например, начинал выражать себя с помощью жестов), и делал бы это постоянно за счет того, что это приносило бы ему удовольствие, радость и активно поощрялось. Из такого рода методов обучения составляют полноценные развернутые программы обучения — и вот такая программа должна быть почти у каждого ребенка с РАС. Целью этой программы будет развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации.

Второй важный аспект связан с созданием для ребенка полноценной доброжелательной, учитывающей сложности с его восприятием среды. Чем больше люди, окружающие этого ребенка, знают, что такое аутизм, чем больше они понимают и сознают, как человек с аутизмом видит мир, какие трудности у него могут быть, и чем больше они это учитывают в своих реакциях и в организации среды обучения или работы — тем этому ребенку легче и лучше. Эти две вещи — организация обучения и правильной среды для развития — два самых главных подхода в лечении людей с РАС.

Исключение аутизма у детей в раннем возрасте

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.

Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.

Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.

Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.

Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).

При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.

Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.

Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.

Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные — не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.

Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.

Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.

Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.

Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.

Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.

Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).

Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.

Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.

Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.

Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.

Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».

Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)

Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.

Ребенок играет в стороне от остальных.

Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.

Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера
Читать еще:  Вегетативные расстройства лечение

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • ОпросникVanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • Рейтинговая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Читать еще:  Рецепты блюд при заболеваниях крови

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Аутизм у детей признаки и симптомы

Аутизм у детей признаки и симптомы

Когда речь идет о заболевании аутизм симптомы и признаки настолько разнообразны, что неспециалисту очень сложно понять, что происходит с ребенком. Название болезни происходит от латинского «autos» и переводится как «погружение в себя». С раннего детства малыш, страдающий этим заболеванием (детские психиатры называют его расстройством аутистического спектра), живет так, как будто окружающий мир его совершенно не интересует.

Он может не реагировать на обращенные к нему слова, и тогда обеспокоенные родители подозревают нарушение слуха. Ребенок всячески старается избегать общения как с незнакомыми людьми, так и с родителями, прячется, отводит взгляд. Аутизм у детей зачастую проявляется паническим страхом перед прикосновениями, которых малыш всеми способами пытается избежать. По мере роста у ребенка-аутиста возникают проблемы с формированием социальных навыков. Бывает, что и простейшие бытовые действия даются ему с трудом.

При такой болезни, как аутизм у детей признаки и симптомы могут быть незначительными настолько, что раннее выявление и лечение полностью избавляют человека от недуга. Но встречаются и более тяжелые формы, когда неспособность взаимодействовать с внешним миром приводит к полной зависимости от окружающих.

Ученые утверждают, что аутизм у детей далеко не всегда отрицательно влияет на интеллект, и среди аутистов зачастую встречаются настоящие «самородки». И тогда из таких, как их сегодня часто называют, «особых» детей, вырастают талантливые музыканты, художники и даже научные сотрудники.

Что же это за непонятное заболевание и как распознать аутизм у ребенка? Дело в том, что не все родители сразу замечают аутичные черты у малыша и воспринимают его поведение как норму для младенческого возраста. К врачу обращаются уже позднее, когда основные симптомы аутизма проявляют себя в полной мере и на «странности» поведения невозможно не обратить внимания.

Проявления аутизма в раннем возрасте

Чтобы вовремя распознать заболевание, нужно понимать, как оно проявляется в разном возрасте. Если родители будут осведомлены об этом, то есть большая вероятность того, что аутичные черты будут замечены как можно раньше и, соответственно, лечение будет более эффективным.

Специалисты отмечают следующие симптомы аутизма у детей до года. Бывает, что ребенок кажется нетребовательным, очень спокойным и даже независимым. Родители и педиатры воспринимают это как норму (возможно, это и есть норма, диагноз можно поставить только по совокупности симптомов). Однако есть небольшая вероятность, что это начало заболевания, поэтому следует внимательно наблюдать за малышом.

Аутизм у детей в таком возрасте проявляется резкой сменой поведения, а также отсутствием прогрессивного развития. Тогда чрезмерное спокойствие трактуется как проявление аутизма у детей. Плюс к этому больной малыш никак не реагирует на объятия родителей, плачет, когда его кто-то хочет взять «на ручки». Контакт глаз никак не удается установить, ребенок-аутист с младенческого возраста терпеть не может смотреть «глаза в глаза». Кроме того, родители могут заметить, что младенец ведет себя не в соответствии с возрастом – он попросту не интересуется внешними раздражителями, даже яркими игрушками. С другой стороны, бывают случаи, когда малыш, страдающий тяжелой формой аутизма, выделяет одного или двух человек и контактирует с ними.

Для лучшего понимания того, как проявляется аутизм у детей до 1 года, нужно внимательно изучить следующий список симптомов:

  • Когда мать кормит малыша грудью, следует наблюдать за его реакциями – аутист не станет улыбаться в ответ на материнскую улыбку, не будет никак реагировать на свое имя.
  • При нахождении рядом с родителями ребенок с аутизмом не демонстрирует эмоции, слыша родной голос, не любит, когда его пытаются «потискать».
  • Малыш не интересуется игрушками.
  • Он не проявляет интереса и к другим детям.
  • Еще один признак – не показывает пальцем на что-либо интересное (чем обычно интересуются все младенцы).
  • У него не развита мимика, лицо кажется «застывшим».
  • Прощальный жест «пока-пока» попросту отсутствует, как и другие способы коммуникации.
  • До последнего не пытается привлечь внимание мамы к любому дискомфорту. Иногда кажется, что он просто не чувствует боли или голода.
  • Ни с кем не хочет играть, не издает обычных для всякого здорового малыша звуков – лепета или несвязанной речи.
  • Не улыбается, не проявляет теплых чувств, даже не меняет выражения лица при различных обстоятельствах.
  • Не отзывается на свое имя.

Не следует сразу пугаться такого поведения малыша. Заметив один или несколько из вышеописанных признаков, необходимо как можно скорее обратиться к врачу для постановки точного диагноза. Во многих случаях родители пытаются сами определить, чем болен ребенок. Но без квалифицированного специалиста здесь обойтись невозможно. Тем более, если аутизм у детей подтверждается, то своевременно начатое лечение может определить всю его будущую жизнь.

Симптомы аутизма у детей до 2 лет также бывают ясными и понятными, а в других случаях некоторые особенности характера ребенка могут быть истолкованы неверно. Именно поэтому во всех подозрительных случаях нужна помощь врача.

Итак, симптомы аутизма у детей до 2 лет следующие: молчаливость и нежелание выговаривать даже односложные слова (в «норме» в 2 года ребенок уже произносит простые фразы). Обычные дети в этом возрасте активно интересуются внешним миром, радуются наступившему дню, общению с родителями, особенно с мамой. Аутичные черты к двум годам проявляются во многих аспектах – нежелание общаться со сверстниками, невозможность постоять за себя, вернуть игрушку, которую отобрал другой малыш.

В общественных местах «особые» дети ведут себя очень отстраненно, создается впечатление, что их совсем ничего не интересует – ни игрушки, ни подарки, ни животные. Случается, что малыш находит одну-единственную игрушку или даже деталь и играет только с ней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector