Какие признаки аутизма у детей
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Какие признаки аутизма у детей

Признаки и симптомы аутизма у детей ранней возрастной группы: как распознать опасность

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии.

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка грамотного диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки.

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Лечение аутизма

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Признаки и симптомы аутизма у детей: точная диагностика — безошибочная коррекция

Настоящие симптомы аутизма у ребенка, и в легкой форме, и в самых тяжелых проявлениях, развиваются только при наличии у малыша звукового вектора. В каком случае это происходит, каковы причины развития аутизма и как определить возникновение болезни?

Это страшно вымолвить вслух. Но мысли упорно лезут в голову: мой ребенок не такой, как все. Избегает взгляда в глаза, погружен в свои, понятные только ему мысли и интересы. Это похоже на основные признаки и симптомы аутизма у детей? Мне есть о чем тревожиться или все в порядке? В этой статье разберем различные симптомы аутизма у детей и выделим наиболее яркие признаки аутизма.

Признаки аутизма или странный ребенок

Число детей, у которых диагностирован ранний детский аутизм, ежегодно растет. Немалая часть этой «пандемии» связана и с ошибочной диагностикой. Провести точную границу между нормой и патологией позволяет знание об устройстве человеческой психики, раскрытое в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Около 5 % всех малышей рождается со свойствами звукового вектора. Он задает маленьким детям определенные особенности и свойства психики:

внешнюю «холодность», невысокую эмоциональность, которая может ошибочно восприниматься мамой как признак аутизма;

стремление к уединению, избегание больших компаний, что естественно для обладателя сверхчувствительного слуха, но проявлением аутизма тоже не является;

стремление сосредотачиваться на своих мыслях и ощущениях, которое со стороны выглядит как некая «отрешенность», заставляя взрослых заподозрить симптомы аутизма у таких детей;

«отсроченный» ответ на вопрос (ребенок отвечает не сразу);

болезненную реакцию на шум и громкие звуки.

Такие особенности являются абсолютно естественными для маленьких детей со звуковым вектором. Однако некомпетентным специалистом даже они могут оцениваться как признаки аутизма у ребенка, как легкая форма болезни. Порой масла в огонь подливают и страхи родителей: испуганная мама видит проявления аутизма там, где это просто естественные психологические особенности маленького звуковичка.

Однако настоящие симптомы аутизма у ребенка, и в легкой форме, и в самых тяжелых проявлениях, развиваются тоже только при наличии у малыша звукового вектора. В каком случае это происходит, каковы причины развития аутизма и как определить возникновение болезни?

Ранние признаки аутизма у ребенка

Психическая травма, приводящая к возникновению аутизма, формируется при стрессовом воздействии на особо чувствительную зону маленького звуковика — его ухо. Травма может произойти еще во время внутриутробного развития плода. В этом случае причиной аутизма может послужить:

пребывание матери в шумных условиях (дискотеки, громкая музыка на концертах);

тяжелое психологическое состояние матери, нежелание сохранять беременность (бессознательно влияет на утрату ребенком ощущения защищенности и безопасности).

При такой скрытой внутриутробной травме первые признаки раннего детского аутизма можно обнаружить уже у новорожденного или грудного ребенка до 1 года. Проявления болезни могут выразить себя в такой форме:

снижение или утрата у новорожденного реакции на звук;

отсутствие у грудного ребенка эмоционального оживления при виде матери;

отсутствие «антиципирующей позы» при попытке взять ребенка на руки;

задержка в появлении первой улыбки, ее ненаправленность на человека.

Важно знать: настоящие признаки аутизма у новорожденных — большая редкость, они возникают только в случае, если мама действительно пребывала в чрезмерно шумных условиях или испытывала тяжелые психологические состояния. Но даже если вам кажется, что описанные выше признаки аутизма у новорожденных у вашего малыша действительно есть — они легко корректируются в этом возрасте при изменении состояния мамы.

Другие ранние признаки аутизма у ребенка

Звуковой вектор является доминантным, поэтому звуковая травма становится причиной множественных нарушений в развитии остальных векторов ребенка. По этой причине к основным признакам аутизма до года и в 1 год могут добавляться «сопутствующие» — в результате нарушений в других векторах психики.

Например, нарушения развития в кожном векторе у новорожденных и детей с аутизмом до 1 года могут проявляться так:

тактильная непереносимость: ребенок крутится на руках матери, стремится избегать ее прикосновений;

на купание или гигиенические процедуры ребенок реагирует истерикой;

при попадании на кожу пищи или жидкости во время кормления ребенок реагирует криком или плачем.

Нарушения развития при аутизме у малышей с анальным вектором до 1 года проявляются иначе:

напряженная поза «столбиком» на руках матери;

частые необъяснимые рвоты и срыгивания;

отказ пробовать все новое (есть новые виды пищи, кушать из новой посуды, надевать новую одежду).

Важно понимать, что такие симптомы нельзя в полной мере назвать признаками аутизма у ребенка. Они являются вторичными и возникают по причине искаженного развития всех заданных малышу векторов. Это лишь следствие основной причины аутизма у детей — травмы в доминантном звуковом векторе:

Когда мама раскрывает устройство психики малыша, наполняет и развивает его природные свойства — то признаки аутизма в год, 2 года и даже у детей 3-4 лет с легкостью уходят.

Признаки аутизма у ребенка до 4 лет

В большинстве случаев, признаки аутизма у ребенка могут быть точно диагностированы в возрасте 2-3 лет. Какие симптомы аутизма можно в этот период определить? Прежде всего, это признаки, свидетельствующие о нарушениях способности ребенка устанавливать чувственную и сознательную связь с миром:

К возрасту 1-2 лет не возникает реакция на имя.

Ребенок в возрасте 1-2 лет не поддерживает игры на эмоциональный контакт («ладушки», «в ямку бух» и т. д.).

В возрасте 3 лет у ребенка отсутствует не только активный, но и пассивный словарь. Здоровый звуковичок может начать говорить позже. Но насторожиться следует, если он не понимает или не выполняет просьбы, не реагирует на речь (подробнее в статье «Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции»).

В возрасте 4 лет у ребенка отсутствует интерес или способность к поддержанию игры со взрослыми или другими детьми. Собственная игра ребенка в 4 года не отражает социальных ситуаций (не кормит игрушки, не катает, не укладывает спать). Игры носят преимущественно манипулятивный характер, часто с неигровым материалом.

Таким образом, основные проявления синдрома РДА мы наблюдаем в первую очередь в различных формах нарушения контакта с внешним миром. Однако и признаки аутизма у детей 2-3 лет также еще не являются устойчивыми и в абсолютной мере поддаются коррекции через изменение состояния мамы и изменение модели воспитания.

Другие признаки аутизма у ребенка до 4 лет

Полная картина того, какие симптомы аутизма специалисты определяют у ребенка, наблюдается в совокупности нарушений развития всех векторов. Например:

Аутичному малышу с кожным вектором может быть свойственна гиперактивность, «полевое поведение», сниженное внимание. Нехватку ощущений своего чувствительного сенсора (кожи) он добирает через стереотипные движения и прыжки («Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).

Аутичный малыш со зрительным вектором демонстрирует истеричность и множественные страхи. Свою чувствительную зону (глаза) он стимулирует с помощью особых ощущений: разглядывая свои руки или игрушки на просвет, световые пятна на стене или узор на обоях («Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом»).

Для аутичных детей с анальным вектором характерны агрессия, упрямство. Они склонны к ритуалам в кормлении и прогулках, демонстрируют общую заторможенность (подробнее в статье «Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции»).

Подобные признаки аутизма у ребенка часто рассматриваются специалистами как основные, определяющие. Однако с системной точки зрения являются вторичными, возникшими на базе психотравмы в звуковом векторе. Поэтому при определении признаков аутизма у маленьких детей отталкиваться в первую очередь нужно от того, насколько ребенок поддерживает контакт с внешним миром.

Внешне наиболее легкие признаки аутизма можно наблюдать у детей с синдромом Аспергера. Обычно это общительные и эмоциональные дети, много говорят, обильно жестикулируют. Однако специалисту нетрудно заметить, что ребенок, активно выражая себя, не слышит другого, не настроен на «обратную связь». Такие на первый взгляд легкие признаки аутизма также требуют своевременной коррекции.

Коррекция и лечение аутизма

Вы определяете, что какие-то признаки аутизма у ребенка 2, 3 или 4 лет все-таки видны? Тогда встает следующий вопрос: что делать, как избавиться от аутизма? Реабилитационные мероприятия зависят от того, какие именно симптомы аутизма наблюдаются у ребенка. Сегодня предлагается множество программ, призванных обеспечить коррекцию и лечение аутизма у детей.

Однако большинство из них не учитывают врожденные особенности психики ребенка. Также «за бортом» остается психологическое состояние матери, оказывающее глобальное скрытое влияние на малыша. Это вынуждает родителей и специалистов продвигаться методом проб и ошибок, теряя драгоценное время. Если вы определяете какие-то признаки аутизма у маленького ребенка, то важно знать следующее.

Успешное лечение аутизма может осуществляться только на комплексной, системной основе:

Точное понимание родителями и педагогами всех психических особенностей ребенка. Создание максимально благоприятных условий для его развития и обучения, исходя из природных свойств. Это помогает легко скорректировать развитие и полностью нивелировать любые симптомы аутизма не только в 2-3 года, но и получить результаты для детей более старшего возраста.

Нормализация психологического состояния матери, обретение ею внутреннего равновесия и максимальной стрессоустойчивости. Без этого вопрос — как избавиться от аутизма — так и остается безответным, поскольку психика малыша полностью зависит от материнской.

Это приносит реальные результаты. Эффективная коррекция аутизма вплоть до снятия с ребенка диагноза возможна:

Начать освоение системного подхода можно на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Детский вопросКак понять, что у ребенка аутизм?

Редакция The Village вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

Каждый год во всем мире 2 апреля отмечают День распространения информации об аутизме. Говорить о том, что такое аутизм и расстройства аутистического спектра (далее РАС. — Прим. ред.), необходимо потому, что чем раньше у ребенка выявлено это нарушение, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем. Детский психиатр Елисей Осин рассказал The Village, чем опасны РАС, как распознать отклонения в развитии у ребенка и какие методы лечения считаются наиболее эффективными.

детский врач-психиатр, эксперт фонда «Выход»

— Что такое аутизм? Как он проявляется?

— Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.

При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх. При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.

— Как часто выявляют РАС? У кого чаще — у мальчиков или у девочек?

— В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста. При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз. Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.

— Каковы причины возникновения РАС?

— Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так. РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин. Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС. Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка. Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.

— Как понять, что у ребенка аутизм? На что в его поведении нужно обращать внимание родителям?

— Чтобы понять, что у ребенка РАС, нужно выявить, во-первых, нарушение социального взаимодействия и коммуникации, то есть сниженную способность человека вступать в эффективное двустороннее социальное взаимодействие с другими людьми. Это будет проявляться в нарушении зрительного контакта и невербальной коммуникации (сложностях в использовании жестов), нарушениях речи, то есть способности выстраивать диалог, подстраиваться и взаимодействовать с другими людьми. Эти нарушения могут выражаться по-разному, в большей или меньшей степени, но они обязательно будут у ребенка с РАС.

Другая группа симптомов— это особенности поведения: ограниченные, повторяющиеся, однообразные, стереотипное паттерны, привычки, интересы и виды деятельности. То есть у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается, или пытается сохранять вокруг себя определенное постоянство, или стремится, чтобы вещи были сделаны определенным образом, или ест что-то избирательно и так далее.

Важно, что обе группы симптомов должны проявляться одновременно — нарушения социального взаимодействия и особенности деятельности. Если выявляется что-то одно, то диагноз «РАС» мы ставить не можем — это, вероятнее всего, другое заболевание.

Есть список вещей, которые мы называем «красные флажки»: это навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. Их отсутствие может указывать на наличие аутизма или какого-то другого расстройства развития, например глухоты или расстройства развития речи и языка. Этих «красных флажков» не очень много, и они очень простые. Чтобы заподозрить какое-то нарушение, достаточно хотя бы одного из этого списка:

Реакция на имя: после 10–12 месяцев ребенок не реагирует или очень мало реагирует на свое имя, то есть не поворачивает голову, когда его зовут, или поворачивает ее один раз из десяти обращений. В этой ситуации нужно, конечно, проверять слух и проводить диагностику наличия каких-либо нарушений развития, в том числе аутизма.

Реакция на обращенную речь: после 12–13 месяцев ребенок хорошо слышит какие-то другие вещи, но почти не обращает внимания на те ситуации, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают, объясняют или показывают.

Улыбка: дети с РАС часто или мало улыбаются, или вообще не улыбаются в ответ, как будто бы не замечая, что им улыбаются.

Жесты: обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест. Как правило, это указательный жест, но могут быть какие-то другие (например, «дай»). В обычной ситуации ребенок спокойно и активно пользуется этим жестом и довольно быстро обучается еще другим: например, «пока-пока», «да», «покорми меня» или «открой», «помоги» и так далее. Если мы видим, что жесты не формируются, то это считается поводом диагностировать РАС.

Задержка развития речи: если мы видим, что ребенок не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять, и к 14–16 месяцам у него не появилось ни одного слова, то это повод идти к специалистам. Если мы видим, что речь у ребенка развивается, но необычно (например, он очень много повторяет слов, букв, интересных ему названий, но не использует речь, чтобы разговаривать с другими людьми, не может попросить о чем-то, с трудом отвечает на вопросы), это «красный флажок», который мы называем «разговаривает, но не общается».

Наконец в любой ситуации у маленьких детей после года или у малышей в два года, если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать — это всегда повод, чтобы волноваться, это никогда не нормально. У этого, конечно, может быть много разных причин, это может быть не только аутизм, но потеря любого коммуникативного умения в любом возрасте является проблемой, на которую нужно обращать внимание и с которой нужно разбираться.

— В каком возрасте можно поставить диагноз «РАС»?

— Обычно первые симптомы РАС заметны уже в возрасте 11–13 месяцев. Это как раз сниженная реакция на имя, на обращение, неумение использовать жесты или слова или своеобразное использование слов. Как правило, к 15–17 месяцам этот диагноз можно довольно уверенно поставить.

— Какие методы и подходы в лечении наиболее эффективны?

— Разговор о том, как помогать ребенку с РАС и его семье, нужно начать с очень важного утверждения: пока у нас нет лекарств для лечения РАС, нет таблеток, которые помогают людям разговаривать (по какой бы причине они ни молчали), нет лекарств для лечения нарушения понимания речи — как нет лекарств, которые помогут выучить новый язык или хорошо учиться в школе.

Все ситуации нарушения развития, как и РАС, преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. В рамках подхода прикладного поведенческого анализа существуют техники, которые действительно эффективны в том, чтобы снижать симптомы, связанные с аутизмом, увеличивать способность к социальному взаимодействию и коммуникации, убирать проблемное поведение. Прикладной анализ поведения — это способ изучения поведения человека, изучения факторов, которые на это поведение влияют, и, собственно, изменение поведения человека за счет изменения этих факторов. Есть законы поведения, они очень простые (например, мы делаем то, что нам доставляет удовольствие), и с помощью знания этих законов мы можем сделать так, чтобы любой человек, в том числе человек с РАС, делал какие-то нужные нам вещи, важные для нас (например, начинал выражать себя с помощью жестов), и делал бы это постоянно за счет того, что это приносило бы ему удовольствие, радость и активно поощрялось. Из такого рода методов обучения составляют полноценные развернутые программы обучения — и вот такая программа должна быть почти у каждого ребенка с РАС. Целью этой программы будет развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации.

Второй важный аспект связан с созданием для ребенка полноценной доброжелательной, учитывающей сложности с его восприятием среды. Чем больше люди, окружающие этого ребенка, знают, что такое аутизм, чем больше они понимают и сознают, как человек с аутизмом видит мир, какие трудности у него могут быть, и чем больше они это учитывают в своих реакциях и в организации среды обучения или работы — тем этому ребенку легче и лучше. Эти две вещи — организация обучения и правильной среды для развития — два самых главных подхода в лечении людей с РАС.

Исключение аутизма у детей в раннем возрасте

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.

Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.

Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.

Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.

Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).

При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.

Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.

Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.

Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные — не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.

Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.

Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.

Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.

Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.

Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.

Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).

Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.

Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.

Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.

Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.

Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».

Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)

Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.

Ребенок играет в стороне от остальных.

Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.

Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера
Читать еще:  Как перестать нести бред

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • ОпросникVanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • Рейтинговая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Читать еще:  Анестезия в условиях реанимации больного. Диагноз асистолии

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Как проявляется аутизм у ребенка? Признаки аутизма для родителей

Симптомы детского аутизма. Как ставят диагноз «аутизм»

Причины раннего детского аутизма до сих пор точно неизвестны, однако в мире и в нашей стране накапливается опыт лечения аутизма у детей, и сегодня уже хорошо известны многочисленные признаки аутизма. Необычное поведение ребенка может быть симптомом аутизма — а может и не быть, но обратить на него внимание специалиста стоит, убеждена Наталья Керре, дефектолог и семейный консультант. Свой опыт работы в семьях, воспитывающих особых детей, она обобщила в книге «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии».

Признаков аутизма очень много, нет чётких критериев, дети все разные, и проявляется аутизм у всех по-своему. Однако есть некоторые особенности поведения и развития, которые должны насторожить родителей.

Если вы наблюдаете что-либо из описанного у своего ребёнка — имеет смысл обратиться за консультацией к специалистам:

  • был регресс в развитии, и ребёнок утратил часть уже сформировавшихся навыков (речь, самообслуживание, коммуникация, игровая деятельность). Речь начала развиваться по графику, но затем пропала и так и не вернулась, или ребёнок начал говорить на своём «птичьем», никому не понятном языке и т.д.;
  • распадаются навыки коммуникации (перестаёт смотреть в глаза, улыбаться и т.д.), самообслуживания;
  • ребёнка не радуют, а порой и пугают новые игрушки, новая одежда, новая мебель в комнате; может отказываться входить в комнату после перестановки в ней мебели;
  • не реагирует на своё имя после трёх лет, трудно привлечь его внимание;
  • речь развивается с выраженной задержкой, или ребёнок так и не начал говорить к трём годам; речь не используется для коммуникации, ребёнок говорит словно сам с собой, при этом в речи может быть сочетание лепетных слов и слов сложных — эскалатор, трактор и т.д.;
  • часто случаются сильные капризы и истерики, причины которых определить не получается;
  • не всегда реагирует на громкие звуки, порой кажется, что у него нарушен слух, но при этом слышит даже тихие звуки в другом конце квартиры;
  • не понимает обращённую речь, не выполняет команды и элементарные просьбы;
  • нет указательного жеста, не пытается объясниться мимикой и жестами, речь монотонная или странно интонирована: голос высокий, напряжённый или, наоборот, хриплый, глухой;
  • не обращается за помощью, добивается всего плачем или взаимодействует с какой-то частью тела, например с рукой взрослого; использует другого человека так, как будто это неодушевлённый предмет, например забирается по нему, как по дереву, чтобы достать конфеты с верхней полки;
  • не повторяет действия взрослых, нет копирования и повторения бытовых действий;
  • есть проблемы с приучением к горшку, не стремится овладеть навыками самообслуживания по подражанию;
  • редко смотрит в глаза, смотрит на лицо в целом, вскользь, ребёнка трудно дозваться или сфотографировать; он не удерживает сколько-нибудь длительного контакта «глаза в глаза»; не узнаёт себя в зеркале; на лицо собеседника словно смотрит, но не видит, взгляд «зеркальный»;
  • редко ищет утешения у матери, не делится с другими людьми своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносит и не показывает другим предметы, которые ему нравятся);
  • не ищет общения. Не волнуется при разлуке с матерью; после трёх лет может легко уйти с чужим человеком. Может оставаться в комнате один, часто такие дети радуют в раннем возрасте взрослых тем, что они «удобные», «могут сами себя занять»;
  • уклоняется от ласк и прикосновений даже близких взрослых, на руках не принимает удобную позу: отстраняется, «растекается» или, наоборот, напрягается, сам не инициирует контакт;
  • к трём годам нет интереса к сверстникам, попыток взаимодействия и общих игр. Ребёнок не умеет общаться, игнорирует других детей или раз за разом пытается наладить контакт непонятным для них способом;
  • тяжело воспринимает изменения в повседневной жизни, предпочитает пользоваться одними и теми же маршрутами на прогулке, даёт открывать книжку только на одних и тех же любимых картинках; смотрит одни и те же мультфильмы; сутками может слушать одну и ту же песенку;
  • появляются длительные странные игры с перекладыванием игрушек, сортировкой, может выкладывать игрушки в длинные ряды и т.д. Нет ролевых игр («дочки-матери» и т.д.). Настойчивое внимание к частям предметов, а не игрушкам в целом; может быть предпочтение неигровых предметов — верёвочек, кусочков ткани, цепочек и т.д.;
  • может очень долго смотреть на какие-то предметы или действие, которые не соответствуют обычным детским интересам: банкоматы, рельсы, бегущую строку в транспорте, домофон, стиральные машины, крутящиеся колёса автомобилей и т.д.;
  • регулярно наблюдаются повторяющиеся движения: взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами или сложные движения всего тела. Может махать руками, начинает ходить на цыпочках, часто наклоняет голову, качает или бьётся головой, теребит волосы или уши, качается, перебирает пальчиками у лица;
  • выраженная негативная реакция на манипуляции с телом: стрижку волос, мытьё головы, закапывание капель в нос, попытки надеть на него варежки, шапку, носки и т.д.;
  • необычные страхи: пылесоса, дрели, фена, определённых предметов одежды или игрушек и т.д.;
  • нет чувства «края», опасности, создаётся ощущение, что он слишком бесстрашный: может вырывать руку, убегать без оглядки на родителей; залезать высоко на лестницы и горки на детской площадке, сидеть на подоконнике открытого окна — это не проходит к трём годам, когда в норме у ребёнка должно по явиться чувство самосохранения в основных жизненных ситуациях;
  • возможна слабая либо слишком острая чувствительность к боли, — ребёнок словно не замечает, когда падает и сильно ударяется, даже когда рана сильно кровоточит;
  • мелкая и крупная моторика отстают от возрастного уровня либо развиты неравномерно: ребёнок может быть неуклюжим, постоянно задевать углы, врезаться в стены, но при этом проявлять чудеса ловкости, когда дело касается его интересов: виртуозно собирать крошки с ковра, залезать на шкаф и в другие труднодоступные места.
Читать еще:  Транспортировка пострадавших при неотложной помощи

В реальности сочетания данных диагностических характеристик варьируются, то есть у каждого ребёнка будет свой набор аутистических черт. Это сильно осложняет постановку диагноза.

Сейчас проблемы с диагностикой аутизма лежат в двух плоскостях: либо признаков аутизма не замечают, либо, наоборот, есть тенденция к гипердиагностике, когда под диагноз «аутизм» из-за расплывчатых диагностических критериев подпадают задержки психического и речевого развития, генетические синдромы и даже нарушения зрения и слуха (при которых, в отсутствие коррекционной работы, могут присутствовать своеобразие коммуникации и стереотипные движения).

Кратковременное обследование ребёнка (даже командой специалистов) не всегда может показать истинную картину нарушения, стандартного получаса для этой цели явно недостаточно.

Часто обследование происходит в медучреждении, в пугающей обстановке, где много непривычных звуков и запахов, с большим количеством новых взрослых и детей, но без родителей, после продолжительного ожидания приёма в коридоре. Всё это способно исказить объективную картину, особенно если у ребёнка уже был негативно окрашенный опыт общения с посторонними взрослыми. В условиях стресса он не покажет даже то, что знает и умеет, зато может проявить агрессию и самоагрессию — вербальную и физическую.

Для того чтобы диагностика аутизма была успешной, необходимо соблюдение нескольких несложных правил:

  1. Всестороннее изучение ребёнка: должны приниматься во внимание не только медицинская документация, которую родители принесли с собой на приём, но и мнение самих родителей, желательно — если ребёнок ходит в детский сад или школу — получить характеристики от педагогов и психолога учреждения, которое посещает ребёнок.
  2. При обследовании должны использоваться разные пособия, среди которых ребёнок может выбрать то, что ему интересно, приятнее по фактуре и т.д. Часто дети с аутизмом показывают неравномерные результаты при обследовании интеллекта: не могут сложить пирамидку, но при этом легко справляются с головоломками для более старшего возраста — это также является характерным признаком аутизма. Диагностика аутизма «на четырёх кубиках» близка по информативности к нулю!
  3. Ребёнок с подозрением на аутизм не должен долго ждать своего обследования в коридоре, в очереди, желательно максимально быстро принять семью, приехавшую на приём. При назначении времени приёма учесть режим жизни ребёнка — нецелесообразно назначать обследование без учёта графика сна и бодрствования, в то время, когда у ребёнка обычно дневной сон: ребёнок будет либо слишком вялым, сонным, либо слишком возбуждённым, что также смажет общую картину.

Эти правила могут показаться слишком сложными и невозможными для соблюдения в учреждении, где используется «поточный метод». Однако здесь необходимо помнить, что диагностика аутизма — непростой процесс, а количество ошибок здесь — самое большое при общей диагностике ментальных расстройств. И от правильно и своевременно поставленного диагноза в большинстве случаев зависит дальнейшая судьба ребёнка и всей его семьи.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector