Когнитивная терапия упражнения
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Когнитивная терапия упражнения

Чем может помочь человеку когнитивная терапия

Когнитивная терапия (КТ) – это терапевтический подход, который входит в большую группу когнитивной и поведенческой терапии. Истоки этого подхода лежат в реструктурирующей терапии, рациональной терапии эмоционального поведения (REBT), которая была разработана Альбертом Эллисом в 1955 году. Однако основные принципы когнитивной терапии, как правило, наиболее синонимичны работам американского психиатра 20-го века Аарона Бека. Бек определил, что больше всего его клиенты сдерживали негативные мысли и убеждения.

По словам Бека, мысли, чувства и поведение взаимосвязаны, и, выявляя и изменяя неточное мышление, проблемное поведение и подавляющие эмоциональные реакции, люди могут работать над преодолением своих трудностей и достижением своих целей.

Когнитивная терапия вовлекает терапевтов, работающих совместно с клиентами, чтобы развить навыки выявления и замены искаженных мыслей и убеждений, в конечном итоге изменяя привычное поведение по отношению к ним. Обычно он ориентирован на настоящее и является ориентированным на решение проблем лечением.

Когда люди находятся в бедственном положении, они часто не могут распознать, что их мысли неточны, поэтому когнитивная терапия помогает им идентифицировать эти мысли и переоценить их.

Например, если человек совершает небольшую ошибку, он может подумать: «Я бесполезен, я ничего не могу сделать правильно». Эта негативная модель мышления может затем запустить цикл, в результате которого можно избежать действия, в котором была допущена ошибка, и этот акт сам по себе работает для дальнейшего закрепления негативного поведения.

Однако рассмотрение и переоценка этой негативной модели мышления прокладывает путь для более гибких способов мышления, повышения позитивности и готовности к действиям, которые бросают вызов негативным убеждениям.

Когнитивная терапия также использует подход, основанный на формировании навыков, а это означает, что терапевт поможет клиенту самостоятельно освоить и применить эти навыки, чтобы они могли продолжать пользоваться преимуществами и после окончания индивидуальных занятий.

Когнитивная теория

Аарон Бек считается отцом-основателем когнитивной терапии, и его теория и модель продолжают формировать основы многих подходов когнитивной и поведенческой терапии, используемых сегодня.

Работая с пациентами, страдающими депрессией, Бек обнаружил, что они обычно испытывают поток негативных мыслей, которые проявляются спонтанно. Он назвал эти познания «автоматическими мыслями» и обнаружил, что их содержание подразделяется на три категории:

  • Негативные представления о себе
  • Негативные мысли о мире
  • Негативные мысли о будущем

Из своих исследований Бек пришел к выводу, что время, потраченное на размышления об этих познаниях, обычно приводит к тому, что пациенты относятся к ним как к действительным. В ответ он начал помогать клиентам переоценить эти мысли и мыслить более реалистично, что привело к улучшению эмоциональной и поведенческой функциональности.

По словам Бека, успешные вмешательства учат человека распознавать и осознавать свое искаженное мышление и оспаривать его последствия.

Сегодня когнитивная терапия более широко известна как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), потому что она почти исключительно практикуется в тандеме с поведенческими принципами – хотя некоторые терапевты все еще предлагают когнитивную терапию как отдельную.

Этот тип терапии чаще всего используется для лечения тревожных расстройств и депрессии, хотя он может быть подходящим в некоторых других ситуациях, когда развились негативные модели мышления.

Одними из основных методов когнитивно-поведенческой терапии являются: упражнения, способствующие релаксации, планирование и отслеживание деятельности в течение дня, разделение проблемы на несколько частей и их решение, выявление негативных мыслей и их проработка.

Когнитивная терапия на основе осознанности

Когнитивная терапия на основе осознанности (MBCT) была разработана с целью уменьшения рецидивов депрессии у тех, кто уязвим к эпизодам. Техника использует традиционные методы когнитивной терапии и использует их в сочетании с новыми психологическими стратегиями, такими как осознанность и медитация.

Первый поможет обучить людей депрессии, в то время как осознанность и медитация будут направлены на повышение осведомленности о чувствах и мыслях и их принятие, но не на реакцию или привязанность к ним.

Первоначально эта терапия была разработана Джоном Теасдейлом, Зинделем Сигалом и Марком Уильямсом и основана на программе снижения стресса, основанной на осознанности Джона Кабата-Зинна. Вообще говоря, MBCT обычно принимает форму восьми еженедельных занятий и однодневных занятий после пятой недели.

КПТ рассматривает реакции и мысли, как результат необдуманного мышления, которое часто человек сам не осознаёт. Психотерапевт при помощи КПТ показывает клиенту выход из сложившейся ситуации и помогает ему сформировать дальнейшее поведение.

25 когнитивных упражнений для пластичности мозга

Огромное количество людей живут и работают в «дне сурка». Сейчас они зарабатывают деньги, но позже превратятся в старичков с прогрессирующей деменцией. Обидно, но что поделать. Ничто так не ускоряет атрофию мозга, как рутина и бессменная обстановка. Она разрушает систему внимания, ослабляет память, выводит из строя «центр удовольствия».

Есть хорошая новость: мозг пластичен и поддается тренировке. Элизабет Гоулд и Брюса МакЮэна провели несколько экспериментов с мартышками – ученые выяснили, что у животных образуются новые нейронные связи, когда те совершают несвойственные им действия. Женщины сделали заявление о том, что исследуемое явление свойственно и человеку. Преимущественно нейроны добавляются к медиальной поверхности височной доли, которая отвечает за память, называние, вкус, обоняние, синтез звуков. Также новые нейроны заметили в префронтальной и нижней теменной зоне: первая осуществляет комплексное управление мыслительной и моторной активностью, вторая формирует артикуляционные действия.

Нейроны – маленькая вселенная

Как видите, нейроны образуются в областях, затрагивающих важнейшие когнитивные функции. Именно их нужно развивать, чтобы случайно не отписать квартиру мошенникам, когда вам будет далеко за 90. Важно разработать программу тренировок, которая будет вовлекать все функции единовременно или поочередно.

Я прошлась по блогам психотерапевтов, почитала книги о пластичности мозга, вспомнила несколько упражнений с курсов скорочтения и составила подборку когнитивных упражнений. Работают ли они? Узнаем в старости. Если вы уже занимались и чувствуете качественные изменения, пишите в комментариях какие.

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев

Соедините пальцы вместе

  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»

Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).

Я мысленно дорисовала девочку. А вы?

  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.

Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»

  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
Читать еще:  Тест на аутизм у детей 2 лет

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Совет

Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.

Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия – это форма структурированной, кратковременной, директивной, ориентированной на симптоматику стратегии стимулирования трансформаций познавательной структуры личностного «Я» со свидетельством о трансформациях на поведенческом ярусе. Это направление в целом относится к одной из концепций современного когнитивно-поведенческого ученья в психотерапевтической практике.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия изучает механизмы восприятия индивидом обстоятельств и мышление личности, способствует выработке более реалистичного воззрения на совершающееся. Вследствие формирования адекватного отношения к случающимся событиям зарождается более сообразное поведение. В свой черед когнитивная психотерапия целенаправленна на помощь индивидуумам в нахождении решений проблемных ситуаций. Она работает в обстоятельствах, когда существует надобность в розыске новейших форм поведения, выстраивания будущего, закрепления результата.

Техники когнитивной психотерапии постоянно употребляются на определенных фазах психотерапевтического процесса в комплексе с иными методиками. Когнитивный подход к дефектам эмоциональной сферы трансформирует точку зрения индивидуумов на собственную личность и проблемы. Данный вид терапии удобен тем, что слаженно сочетается с любым подходом психотерапевтической направленности, способен дополнить другие методики и существенно обогатить их эффективность.

Когнитивная психотерапия Бека

Современная когнитивно-бихевиоральная психотерапия считается общим названием для психотерапий, базис которых заключается в утверждении, что фактором, провоцирующим все психологические отклонения, являются дисфункциональные воззрения и установки. Создателем направления когнитивной психотерапии считается Аарон Бек. Он дал старт развитию когнитивного направления в психиатрии и психологии. Суть ее лежит в том, что абсолютно все человеческие проблемы формируются негативным мышлением. Личность интерпретирует внешние события по следующей схеме: стимулы воздействуют на когнитивную систему, которая, в свой черед, интерпретирует посыл, то есть рождаются мысли, порождающие чувства или провоцирующие определенное поведение.

Аарон Бек полагал, что мысли людей обуславливают их эмоции, которые определяют соответствующие поведенческие реакции, а те, в свой черед, формируют их место в социуме. Он утверждал, что не мир изначально плохой, а люди видят его таким. Когда интерпретации индивида сильно расходятся с внешними событиями, появляется психическая патология.

Бек наблюдал пациентов, страдающих невротической депрессией. В ходе наблюдений он заметил, что в переживаниях больных постоянно раздавались темы пораженческого настроя, безысходности и неадекватности. Вследствие этого вывел следующий тезис, что депрессивное состояние развивается у субъектов, которые постигают мир через три негативные категории:

— отрицательный взор на настоящее, то есть в независимости от происходящего депрессивная личность концентрируется на негативных аспектах притом, что повседневная жизнь дает им определенный опыт, который большинству индивидуумов приносит удовольствие;

— безысходность, ощущаемая в отношении будущего, то есть депрессивный индивид, представляя будущее, находит в нем исключительно мрачные события;

— пониженное чувство собственного достоинства, то есть депрессивный субъект думает, что он несостоятельный, ничего нестоящая и беспомощная личность.

Аарон Бек в когнитивной психотерапии разработал терапевтическую программу поведенческой направленности, в которой используются такие механизмы, как самоконтроль, моделирование, домашние задания, ролевые игры и др. В основном он работал с пациентами, страдающими различными расстройствами личности.

Его концепция описана в труде под названием: «Бек, Фримен когнитивная психотерапия расстройств личности». Фримен и Бек были убеждены, что каждое расстройство личности характеризуется преобладанием определенных воззрений и стратегий, формирующих определенный профиль, свойственный конкретному расстройству. Бек выдвинул утверждение, что стратегии могут либо компенсировать определенный опыт, либо проистекать из него. Глубинные схемы коррекции личностных расстройств можно вывести в результате быстрого анализа машинальных мыслей индивида. Применение воображения и вторичного переживания травмирующего опыта может спровоцировать активизацию глубинных схем.

Также в труде Бек, Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» авторы акцентировали внимание на важности психотерапевтических отношений в работе с индивидами, мучающимися расстройствами личности. Поскольку довольно часто в практике встречается такой специфический аспект взаимоотношений, выстраивающихся между терапевтом и больным, известный как «сопротивление».

Когнитивная психотерапия расстройств личности является систематическим конструированным, разрешающим проблемные ситуации направлением современной психотерапевтической практики. Зачастую она ограничена временными рамками и практически никогда не превышает тридцати сеансов. Бек полагал, что психотерапевт должен быть благожелательным, сопереживающим и искренним. Сам терапевт должен являться эталоном того, чему он стремится научить.

Конечной целью когнитивной психотерапевтической помощи является обнаружение дисфункциональных суждений, которые провоцируют возникновение депрессивных настроев и поведения, а затем их трансформация. Следует отметить, что А. Бека интересовало не то, о чем пациент размышляет, а как он думает. Он считал, что проблема не заключается в том, любит ли себя данный пациент, а состоит в том, какими категориями он мыслит в зависимости от условий («Я хороший или плохой»).

Методы когнитивной психотерапии

К методам направления когнитивной психотерапии относят борьбу с мыслями негативной направленности, альтернативные стратегии восприятия проблемы, вторичное переживание ситуаций из детства, воображение. Данные методы направлены на создание возможности для забывания или нового научения. Практическим путем было выявлено, что когнитивная трансформация имеет зависимость от степени эмоционального опыта.

Когнитивная психотерапия расстройств личности предполагает использование в комплексе и когнитивных методов, и поведенческих методик, которые дополняют друг друга. Основным механизмом для положительного результата является развитие новых схем и трансформация старых.

Когнитивная психотерапия, применяемая в общепринятой форме, противодействует стремлению личности к негативной трактовке совершающихся событий и самих себя, что является особенно эффективным при депрессивных настроях. Так как депрессивные пациенты, зачастую, характеризуются наличием мыслей определенного типа негативной направленности. Выявление подобных дум и победа над ними обладает принципиальным значением. Так, например, депрессивный больной, вспоминая события прошлой недели, говорит, что тогда он еще умел смеяться, но сегодня это стало невозможным. Психотерапевт, практикующий когнитивный подход, вместо принятия таких мыслей беспрекословно, поощряет изучение и оспаривание хода подобных дум, предлагая больному вспомнить ситуации, когда он побеждал депрессивный настрой и отлично чувствовал себя.

Когнитивная психотерапия направлена на работу с тем, что больной сообщает самому себе. Основным психотерапевтическим шагом является распознавание пациентом определенных мыслей, вследствие чего возникает возможность остановиться и видоизменить такие мысли, пока их результаты не за­вели индивида очень далеко. Появляется возможность изменения негативных дум на другие, которые способны заведомо оказать положительное действие.

В дополнение к противодействию негативным мыслям альтернативные стратегии восприятия проблемы также обладают потенциальной возможностью трансформировать качество переживаний. К примеру, общее ощущение ситуации трансформируется, если субъект станет воспринимать ее в качестве вызова. Также, вместо того, чтобы отчаянно стремиться преуспеть, производя действия, которые индивид не способен совершать достаточно хорошо, следует поставить себе ближайшей целью практику, вследствие чего можно достичь гораздо большего успеха.

Психотерапевты, практикующие когнитивный подход, используют понятия вызов и практика, для противостояния определенным неосознанным предпосылкам. Признание факта, что субъект является обычным человеком, которому свойственны недостатки, может минимизировать сложности, порождаемые установкой на абсолютную устремленность к совер­шенству.

К конкретным методам обнаружения автоматических мыслей относят: записывание подобных мыслей, эмпирическую проверку, методику переоценки, децентрацию, самовыражение, декатастрофизацию, целенаправленное повторение использование воображения.

Когнитивная психотерапия упражнения сочетают в себе действия по исследованию автоматических мыслей, их анализ (какие именно условия провоцируют тревогу или негатив) и выполнение заданий в местах или условиях, провоцирующих тревогу. Подобные упражнения способствуют закреплению новых навыков и постепенно модифицируют поведение.

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

— обнаружение собственных негативных автоматических дум;

— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

— нахождение более реалистичных трактовок для них;

— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Читать еще:  Почему бывает мигрень

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок. Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил.

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Когнитивная психотерапия

Психология имеет на сегодняшний день широкий интерес среди простых людей. Однако настоящие техники и упражнения проводятся специалистами, которые разбираются в том, для чего они применяют все методы. Одним из направлений при работе с клиентом является когнитивная психотерапия. Об ее особенностях пойдет речь в данной статье в интернет-журнале psytheater.com.

Специалисты когнитивной психотерапии рассматривают человека как индивидуальную личность, которая формирует свою жизнь в зависимости от того, на что обращает внимание, как смотрит на мир, как интерпретирует те или иные события. Мир для всех людей одинаков, однако то, что о нем думают сами люди, может в различных мнениях отличаться.

Чтобы познать, почему с человеком происходят те или иные события, ощущения, переживания, необходимо разобраться с его представлениями, мироощущением, взглядами и рассуждениями. Этим и занимаются когнитивные психологи.

Когнитивная психотерапия помогает человеку разобраться со своими личностными проблемами. Это могут быть индивидуальные переживания или ситуации: проблемы в семье или на работе, неуверенность в себе, заниженная самооценка и пр. Она применяется при устранении стрессовых переживаний в результате катастроф, насилия, войн. Может применяться как индивидуально, так и при работе с семьями.

Что такое когнитивная психотерапия?

В психологии используется множество методик по тому, как помочь клиенту. Одним из таких направлений является когнитивная психотерапия. Что это такое? Это целенаправленная, структурированная, директивная, кратковременная беседа, направленная на трансформацию внутреннего «Я» человека, что проявляется в ощущении данных трансформаций и новых моделях поведения.

Вот почему нередко можно встретить такое название, как когнитивно-поведенческая терапия, где человек не только рассматривает свою ситуацию, изучает ее составляющие, выдвигает новые идеи по изменению себя, но и практикуется в совершении новых действий, которые будут поддерживать новые качества и характеристики, которые он в себе развивает.

Когнитивно-поведенческая психотерапия выполняет множество полезных функций, которые помогают здоровым людям в преобразовании собственной жизни:

  1. Во-первых, человека обучают реалистичному восприятию тех событий, которые с ним происходят. Многие проблемы берутся из того, что человек искаженно интерпретирует происходящие с ним события. Вместе с психотерапевтом человек заново интерпретирует произошедшее, теперь уже имея возможность увидеть, где происходит искажение. Вместе с выработкой адекватного поведения происходит преобразование поступков, которые становятся сообразными ситуациям.
  2. Во-вторых, можно изменить свое будущее. Оно зависит исключительно от тех решений и поступков, которые человек совершает. При изменении поведения можно изменить все свое будущее.
  3. В-третьих, выработка новых моделей поведения. Здесь психотерапевт не только трансформирует личность, но и поддерживает ее в этих преображениях.
  4. В-четвертых, закрепление результата. Чтобы положительный итог существовал, нужно уметь его поддерживать и сохранять.

В когнитивной психотерапии используется множество методик, упражнений и техник, которые применяются на разных стадиях. Они идеально сочетаются с другими направлениями в психотерапии, дополняя или заменяя их. Таким образом, психотерапевт может использовать несколько направлений одновременно, если это поможет в достижении цели.

Когнитивная психотерапия Бека

Одно из направлений в психотерапии носит название когнитивная терапия, основоположником которой стал Аарон Бек. Именно он создал идею, которая является главной во всей когнитивной психотерапии – возникающие проблемы в жизни человека являются неправильным мировоззрением и установками.

В жизни каждого индивида случаются различные события. Многое зависит от того, как человек воспринимает посылы внешних обстоятельств. Возникающие мысли носят определенный характер, провоцируя соответствующие эмоции и, как следствие, действия, которые человек совершает.

Аарон Бек считал не мир плохим, а взгляды людей на мир негативными и неправильными. Они-то и формируют те эмоции, которые окружающие испытывают, и действия, которые потом совершаются. Именно действия влияют на то, как дальше разворачиваются события в жизни каждого человека.

Психическая патология, по мнению Бека, возникает, когда человек искажает внешние обстоятельства в собственном сознании. Примером может послужить работа с людьми, которые страдали от депрессии. Аарон Бек выяснил, что у всех депрессивных лиц отмечались следующие мысли: неадекватность, безысходность и пораженческий настрой. Таким образом, Бек вывел идею, что депрессивное состояние возникает у тех, кто постигает мир через 3 категории:

  1. Безысходность, когда человек видит свое будущее исключительно в мрачных красках.
  2. Отрицательный взор, когда индивид воспринимает происходящие обстоятельства исключительно с негативной точки зрения, хотя у некоторых людей они могут вызывать удовольствие.
  3. Сниженное чувство собственного достоинства, когда личность воспринимает себя беспомощным, никчемным, несостоятельным.

Механизмами, которые помогают в исправлении когнитивных установок, являются самоконтроль, ролевые игры, домашние задания, моделирование и пр.

Аарон Бек работал вместе с Фрименом в большинстве своем в отношении лиц с расстройствами личности. Они были убеждены, что каждое расстройство является следствием определенных воззрений и стратегий. Если выявить за людьми с конкретным расстройством личности мысли, шаблоны, автоматически возникающие в голове паттерны и поступки, то можно скорректировать их, трансформировав личность. Это можно сделать путем вторичного прохождения через травмирующие ситуации или применения воображения.

В психотерапевтической практике Бек и Фримен считали важным дружескую обстановку между клиентом и специалистом. У клиента не должно быть сопротивления в отношении того, что делает психотерапевт.

Конечная цель когнитивной психотерапии – это выявление деструктивных мыслей и трансформация личности за счет устранения их. Важным является не то, что думает клиент, а то, как он думает, рассуждает, какими мысленными шаблонами пользуется. Их и следует трансформировать.

Методы когнитивной психотерапии

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Психотерапевт направляет все силы на выявление и изменение негативных трактовок ситуации, которыми пользуется клиент. Так, в депрессивном состоянии люди часто говорят о том, как было хорошо в прошлом и чего они уже не могут испытать в настоящем. Психотерапевт предлагает найти другие примеры из жизни, когда подобные идеи не действовали, вспомнить обо всех победах над собственной депрессией.

Таким образом, основной методикой является распознавание негативных мыслей и видоизменение их на другие, которые помогают в решении проблем.

Используя метод нахождения альтернативных способов действования в стрессовой ситуации, акцент ставится на том, что человек является обычным и несовершенным существом. Для решения проблемы не обязательно победить. Можно просто попробовать свои силы для решения задачи, которая кажется проблемной, принять вызов, не бояться действовать, пробовать. Это принесет больше результатов, нежели желание обязательно победить с первого раза.

Упражнения когнитивной психотерапии

То, как человек мыслит, влияет на то, что он чувствует, как к себе и окружающим относится, какие решения принимает и поступки совершает. Одну ситуацию люди по-разному воспринимают. Если выделяется всего лишь одна грань, то это значительно обедняет жизнь человека, который не может быть гибок в своем мышлении и совершаемых поступках. Вот почему эффективными становятся упражнения когнитивной психотерапии.

Их существует большое количество. Все они могут выглядеть в качестве домашних заданий, когда человек закрепляет в условиях реальной жизни новые навыки, полученные и выработанные на сеансах с психотерапевтом.

Всех людей с детства приучают к однозначному мышлению. Например, «Если у меня ничего не получается, значит, я неудачник». На самом деле такое мышление ограничивает поведение человека, который теперь даже не собирается предпринимать попыток опровергнуть ее.

Упражнение «Пятая колонка».

  • В первую колонку на листке бумаги запишите ситуацию, которая является для вас проблемной.
  • Во вторую колонку запишите чувства и эмоции, которые у вас возникают в данной ситуации.
  • В третью колонку запишите «автоматические мысли», которые часто промелькают у вас в голове в данной ситуации.
  • В четвертой колонке обозначьте, на основе каких убеждений у вас промелькают такие «автоматические мысли». Какими установками вы руководствуетесь, из-за чего подобным образом думаете?
  • В пятой колонке пропишите мысли, убеждения, установки, положительные высказывания, которые опровергают идеи из четвертой колонки.

Рекомендуется в дальнейшем пользоваться идеями из пятой колонки, когда снова будет возникать стрессовая ситуация.

После выявления автоматических мыслей предлагается выполнить различные упражнения, где человек сможет изменить свои установки за счет совершения иных поступков, а не тех, которые он делал ранее. Затем предлагается в реальных условиях выполнить данные действия, чтобы посмотреть на то, какой результат будет достигнут.

Читать еще:  Что делать если белая горячка

Техники когнитивной психотерапии

При использовании когнитивной терапии на самом деле применяются три техники: когнитивная психотерапия Бека, рационально-эмотивная концепция Эллиса и реалистичная концепция Глассера. Клиент ментально рассуждает, совершает упражнения, экспериментирует, на уровне поведения закрепляет модели.

Когнитивная психотерапия направлена на обучение клиента следующему:

  • Выявление негативных автоматических мыслей.
  • Обнаружение связи между аффектами, знаниями и поступками.
  • Нахождение аргументов «за» и «против» автоматических мыслей.
  • Обучение выявлению негативных мыслей и установок, которые приводят к неправильному поведению и получению отрицательного опыта.

В большинстве своем человек ожидает негативного исхода событий. Вот почему у него возникают страхи, панические атаки, негативные эмоции, которые и заставляют его не действовать, убегать, отгораживаться. Когнитивная психотерапия помогает в выявлении установок и понимании того, как они влияют на поведение и жизнь самого человека. Во всех своих несчастьях индивид виновен сам, чего он не замечает и продолжает жить несчастно.

Можно воспользоваться услугами когнитивного психотерапевта даже здоровому человеку. Абсолютно у всех людей имеются какие-то личностные проблемы, с которыми он не может самостоятельно справиться. Итог нерешенных проблем – депрессии, неудовлетворенность жизнью, недовольство собой.

Если есть желание избавиться от несчастной жизни и негативных переживаний, тогда можно воспользоваться техниками, методиками и упражнениями когнитивной психотерапии, которая преображает жизнь людей, меняя ее.

Когнитивная терапия

Человек склонен следовать определенным шаблонам поведения, подвержен стереотипам и убеждениям, которые, порой, не имеют ничего общего с действительностью. Он страдает из-за этого, принимает неверные решения, вступает в конфликты и не чувствует себя счастливым. Как с этим справиться? Возможно, поможет когнитивная терапия.

Когнитивная терапия (когнитивно-поведенческая терапия) – вид психотерапии, который фокусируется на изучении отношений между мыслями, чувствами и поведением. Во время сессий терапевт активно работает над выявлением «нездоровых» шаблонов мышления и сформированных ими саморазрушающих убеждений и моделей поведения.

Особенность когнитивной терапии в том, что терапевт не учит пациента, как тому думать правильно, а пытается вместе с ним разобраться, помогает или мешает ему привычный тип мышления. В любом случае, клиенту нужно принимать активное участие в терапии, выполнять домашние задания и относиться к этому процессу ответственно.

Хорошая новость: многие техники, о которых вы прочтете дальше в статье, можно применять в одиночку. Они требуют исключительно желания и терпения, а также дневника и ручки. Выделяйте по несколько десятков минут в день на протяжении 1-3 месяцев и вы избавитесь от негативных мыслительных шаблонов. Это позитивно скажется на общем самочувствии и качестве принятых решений.

Техники когнитивной терапии

Ведение записей о разрушительных мыслях

Это упражнение особенно полезно тем людям, которые борются с негативными мыслями и хотят выявить их источник. Сделав это, им будет легче с ними справиться, сместив свое внимание в нужную сторону.

Рабочий лист (либо файл Word или Excel) должен быть разделен на семь колонок:

  1. В крайнем левом углу отведите место для записи даты и времени, когда возникла разрушительная навязчивая мысль.
  2. Во второй колонке указывается ситуация. Вам нужно описать событие, при котором появилась негативная мысль.
  3. Третья колонка предназначена для автоматической мысли. Здесь она регистрируется, а также выставляется рейтинг веры в нее по шкале от 0% до 100%.
  4. В следующем столбце укажите эмоции, вызванные этой мыслью, а также рейтинг интенсивности по шкале от 0% до 100%.
  5. Пятый столбец пометьте как «Когнитивное искажение». В нем вы определяете, какие когнитивные искажения становятся причиной разрушительных мыслей. Например, мышление «все или ничего», фильтрация, преждевременные выводы. Подробный список вы можете увидеть в нашей статье.
  6. В шестом столбце вы должны записать альтернативные мысли как альтернативу разрушительной. Чем их больше будет, тем лучше.
  7. Наконец, последний столбец предназначен для того, чтобы вы могли записать результат этого упражнения. Вы смогли противостоять разрушительной мысли?

Записали убедительные альтернативные мысли? Уменьшилась ли вера в изначальную мысль и интенсивность вызываемых ею эмоций?

Факт или мнение

Это разновидность шестого столбца из предыдущего упражнения. Вы убедитесь, что ваши автоматические или навязчивые мысли необязательно верны.

Сверху листа запишите цитату:

Мысли – это не факты

Конечно, очень трудно поверить в это, когда мы каждый день сталкиваемся с мыслями, которые, как нам кажется, невозможно изменить.

Рабочий лист содержит 16 утверждений и вы должны решить, факт это или мнение. Например:

  • Я – плохой человек.
  • Я провалил экзамен.
  • Я эгоистичен.
  • Я не одолжил своему другу денег, когда он меня просил.

Это не трюк: для каждого из этих утверждений есть правильный ответ. Если вам интересно, то вот они: мнение, факт, мнение, факт.

Это простое упражнение поможет увидеть, что, хоть у вас и много эмоционально заряженных мыслей, они не все объективно истинны.

Когнитивная реструктуризация

Это упражнение основано на методе Сократа и помогает бросить вызов иррациональным и нелогичным мыслям.

В верхней части рабочего листа описывается, как мысли появляются в голове, и как быстро они развиваются до катастрофических. Упражнение поможет ухватить некоторые из самых неприятных и проанализировать их.

  1. Первая колонка, которую нужно заполнить: «Мысли, которые я должен поставить под сомнения». Здесь вы их записываете, если подозреваете их в нерациональности.
  2. Затем вы записываете доказательства против этой мысли. Каковы доказательства того, что эта мысль точна? Какие факты существуют, которые ставят ее под сомнение?
  3. После того, как вы определили доказательства, можно выяснить, основывается ли мысль на фактах или чувствах.
  4. Затем вы отвечаете на вопрос о том, действительно ли эта мысль является черно-белой оценкой ситуации, или же реальность оставляет место для оттенков серого. Это проверка на черно-белое мышление.
  5. В последнем столбце на этой странице вы размышляете, правильные ли доказательства и факты привели.

На следующей странице поразмышляйте о том, могут ли другие люди иметь разные интерпретации одной и той же ситуации и какими они могут быть.

Затем спросите себя, рассматриваете ли вы все соответствующие доказательства или просто опираетесь на доказательства, подтверждающие убеждение, которое уже имеете. Постарайтесь быть максимально объективными.

Затем еще более интересный вопрос: «Не преувеличиваю ли я правду?». Дело в том, что некоторые заблуждения изначально основаны на фактах, но затем мозг продолжает размышлять и приходит к катастрофическим мыслям. Важно понять, на каком этапе все выходит из-под контроля.

Спросите себя, размышляете ли вы об этой негативной мысли по привычке или потому, что она действительно основана на фактах.

Как только вы ответили на этот вопрос, возникает следующий: «Как эта мысль пришла к вам? Она ваша или другого человека?».

Эти «Сократические вопросы» способствуют глубокому погружению в мысли, которые могут вас удивить, и дают возможность анализировать и оценивать их.

Продольная формулировка

Это упражнение поможет вам избавиться от мыслительных шаблонов и неадекватного поведения.

Разделите лист бумаги на пять колонок.

  1. Первая колонка называется «События/триггеры». В этом поле опишите события или стимулы, которые вызывают определенное поведение.
  2. Следующая колонка называется «Ранний опыт». Здесь вы перечисляете опыт, который у вас был на ранней стадии, вплоть до детства, что, возможно, способствовало возникновению неадекватного поведения.
  3. Третья колонка называется «Основные убеждения». Здесь вы записываете некоторые из основных убеждений, которые имеете относительно этого поведения.
  4. Четвертая колонка «Старые правила жизни», в которой вы перечисляете правила, которых придерживаетесь, сознательно или подсознательно. Эти неявные или явные правила могут увековечить поведение, даже если оно не является полезным или адаптивным. Правила – это инструкции «Если – тогда», на основе которых мозг выносит решение, основанное на множестве обстоятельств. Например, у вас может быть правило «Если я ничего не сделаю, это будет полный провал».
  5. Пятая колонка называется «Последствия старых правил». Здесь вы записываете, насколько эффективны они для вас. Они помогают или вредят? Достигаются ли цели?

Переверните страницу и подумайте о ситуации, которая создает негативную автоматическую мысль, и запускает определенные эмоции и поведение. Далее перечислите факторы, которые способны помочь вам справиться с проблемным поведением или мыслью, и, возможно, преодолеть замкнутый цикл. Суть в том, чтобы разрушить шаблон своего поведения.

А теперь создайте «Новые жизненные правила». Проанализируйте несколько сценариев и выясните, которые работают лучше всего. Возможно, в действительности все будет иначе, поэтому не останавливайтесь и адаптируйтесь.

Функциональный анализ

Это одно из самых популярных упражнений в когнитивной терапии. Данный метод поможет вам узнать о себе то, что приводит к конкретному поведению и его последствиям.

В середине рабочего листа находится поле с надписью «Поведение». В этом поле вы записываете любые формы поведения. На левой стороне листа находится поле с надписью «Прошлая жизнь», в котором вы записываете факторы, предшествующие определенному поведению. Это факторы, которые привели к нему прямо или косвенно.

С правой стороны находится поле с надписью «Последствия». Здесь вы записываете последствия поведения, то, что произошло в результате рассматриваемого поведения. Они необязательно должны быть однозначно негативными.

Важно понять, какое поведение является адаптивным (позитивным), а какое разрушительным.

Формулировка альтернативного действия

Это упражнение поможет рассмотреть проблемы или трудности, с которыми вы сталкиваетесь. Перечислите все свои уязвимости (почему испытываете эти трудности чаще других) и триггеры (источники проблем).

После того, как вы определили проблемы и поняли, почему уязвимы, переходите к перечню стратегий преодоления.

Это не решения проблем, а способы, при помощи которых можно справиться с их последствиями и которые могут иметь временное воздействие.

Затем перечислите последствия этих стратегий преодоления, например, как они заставляют вас чувствовать себя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также преимущества и недостатки каждой стратегии.

Наконец, переходите к перечислению альтернативных действий. Если ваши стратегии преодоления не являются полностью эффективными, найдите другие. Воспользуйтесь информацией из статьи «Копинг-стратегии».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector