Критерии оценки психического здоровья
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Критерии оценки психического здоровья

Критерии психического здоровья

Психолог Илья Плужников о поведенческой психологии, методах анализа психического здоровья и функциональном поведении.

Это одна из самых сложных тем. Можно сказать, что это часть более широкой темы: проблемы нормы и патологии. В большинстве определений здоровья, в том числе психического, подчеркивается, что здоровье — это не столько отсутствие благополучия, не столько отсутствие симптомов, то есть это не только норма, а это еще что-то.

Если выделить главный критерий здоровья согласно базовому определению, которое встречается в литературе, то это норма, где есть какая-то добавка — добавка не в виде симптомов, а в виде, условно говоря, позитива: творческое отношение к действительности, трансформация действительности, активная жизненная позиция и активное действование в реальности.

В разных психологических концепциях эта добавка трактовалась по-разному. Начнем с психоанализа. Следует сказать, что изначально психоанализ — клиническая концепция и симптомы, объяснение природы симптомов всегда были для него важнее, чем изучение здоровья.

Но в любой психологической концепции, которая занимается клиникой и хочет найти концепцию, чтобы исцелять пациентов, должно быть свое представление о том, что такое не столько норма, сколько здоровье — к чему стремится специалист, выводя пациента из симптома. Если с точки зрения психоанализа природа психического расстройства пациента кроется в подавленных бессознательных влечениях, ранних детских травмах, подавленных переживаниях, фрустрациях, то очень интересно, как Фрейд, его ученики и соратники трактуют здоровье.

Фрейд говорит, что психическое здоровье с точки зрения психоанализа — это любить и работать (это его знаменитая идиома). Любить и работать — это та добавка, которую он выделяет. Кроме того, что не должно быть симптомов, должен быть какой-то продукт.

Это не столько реализация инфантильных, примитивных, либидинальных тенденций, то есть тенденций сексуальных (психоанализ очень много внимания уделяет подавленной сексуальности), сколько зрелая сексуальность, которая присутствует не только на телесном уровне, но и на уровне привязанности.

Когда он говорит «работать», то имеется в виду, что он может созидать, в своей жизни реализовывать некое творческое начало. Психоаналитики говорят, что интеллектуализация и сублимация как защитные механизмы, то есть переведение инфантильных и примитивных сексуальных тенденций в творческое русло, — это характеристика зрелой и здоровой личности.

Где-то в 1950–1960-е годы психоаналитики обратили внимание на то, что их пациенты — это не только сгусток деструктивной и сексуальной энергии (как Фрейд говорил, кипящий котел страстей), а они поняли, что их пациенты думают, у них есть мышление и интеллект, и они начали развивать когнитивную психотерапию. Параллельно с этим поведенческие психологи (бихевиористы) решили направлять теорию поведенческой психологии на русло практики.

Возникло крупное направление, которое сейчас называется когнитивно-поведенческая психология, когнитивно-поведенческая психотерапия. Она является второй колонной в мировой научной психологии, которая противостоит психоанализу. Идея заключается в том, что природа психического расстройства связана с неправильной переработкой информации, то есть это когнитивные ошибки в трактовке реальности, искажение восприятия реальности и дисфункциональное поведение. Какое может быть дисфункциональное поведение? Например, избегающее: в ответ на стресс человек от него уходит. Или агрессивное: он нападает и тем самым нарушает какие-то нормы.

Если болезнь представляется как нарушение переработки информации и нарушение поведения, то здоровье — это адекватное, эвристичное поведение: переработка информации от окружающей среды в целях адаптации человека наиболее компактным и быстрым способом и некое функциональное поведение.

Но функциональное поведение, когда мы говорим о какой-то созидательной добавке, — это не избегание, не агрессия, а это нечто посередине. Это не просто игнорирование конфликта, а это определенное взаимодействие со стрессовой ситуацией. Это ассертивное поведение, уверенное поведение: спокойно сказать какому-то человеку, который эскалирует конфликт, что так делать нежелательно, поскольку это может привести к каким-то последствиям. То есть спокойное реагирование и доведение информации до разжигателя конфликта с помощью слов.

Третий подход — это экзистенциально-гуманистическая психология, которая тоже противостоит психоанализу. Она начала свое развитие с работ философов-экзистенциалистов и практикующих психоаналитиков, которые, в отличие от Фрейда, решили посмотреть в глаза своим пациентам, а не просто их класть на кушетку и анализировать их ассоциации. Гуманистическая психология обычно ассоциируется с именем психолога Карла Роджерса.

Здоровье здесь понимается не просто как отсутствие симптомов, а как постоянное развитие, постоянное проектирование своего бытия, постоянное осознавание себя в мире, осознание экзистенциальных конфликтов (конфликтов одиночества, конечности жизни).

Патология связывается с тем, что какие-то факторы фрустрируют развитие. Я бы хотел подчеркнуть, что, когда мы говорим о психическом здоровье, мы всегда должны понимать, что это не только норма, но и еще какая-то добавка, которая говорит о созидании и творческом начале в человеке.

Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия

Каждый из нас стремится быть здоровым. И речь идет не только о физическом здоровье.

Наличие каких-то отклонений в развитии психики человека тоже является болезнью, которую необходимо обследовать и лечить.

Но как определить, что человек психически не здоров?

Именно о таких критериях определения мы расскажем далее в статье.

Что такое физическое и психологическое благополучие человека?

В целом, под здоровьем принято понимать такое состояние человеческого организма, когда все его органы и системы нормально функционируют. Это создает его общее физическое и психическое благополучие. Когда индивид здоров, он может жить нормальной жизнью и беспрепятственно действовать (учиться, работать, развиваться и т.п.).

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что здоровье в совокупности – это одновременное нормальное функционирование:

Что значит психическое здоровье личности?

Определение его не ограничивается лишь отсутствием каких-то патологий в теле человека.

Психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, при котором он ощущает свое психологическое и социальное благополучие, может самостоятельно бороться со стрессами и реализует свои цели.

Человек со здоровой психикой является полноценным членом общества, который способен трудиться, наряду со всеми остальными, и добиваться поставленных целей.

Он может это все делать в силу того, что:

  • адекватно реагирует на происходящие с ним жизненные события, на свою реальность в целом;
  • способен к запоминанию, использованию внимания и мыслительному процессу.

Специалисты в области изучения психического состояния людей анализируют и формируют заболевания, которые уже официально утверждены на сегодняшний день. Тем не менее, категория здоровья нефизического не всегда является однозначной.

Тем не менее, существуют единые критерии психического здоровья, о которых будет подробно рассказано далее в статье.

Основные критерии

ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.

    Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.

Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.
Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.

И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.

А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.
Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.

Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.

Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.

Читать еще:  Легкая степень умственной отсталости

Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.
Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.

От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.

К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.
Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.

Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.

Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.

  • Способность планировать свою деятельность на протяжении жизни и реализовывать эти планы. Когда у человека отсутствует способность к планированию, он не в состоянии управлять своей жизнью. Также, такие люди очень поддаются внушению, ими легко командовать.
  • Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации. Иными словами, если у индивида мать ассоциируется с плохим образом женщины, и он привык грубо с ней обращаться, то он будет использовать такой «шаблон» поведения по отношению ко всем остальным женщинам, с которыми общается.

    Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.

    Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:

    • доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
    • дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
    • неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.

    Полезное видео

    Смотрите видео по теме:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Критерии психического здоровья. Психическая норма

    2. Критерии психического здоровья. Психическая норма

    Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

    – У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

    – Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

    – Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

    – Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

    – Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

    – Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

    – Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

    Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

    Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

    Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

    Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

    Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

    Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

    С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

    Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

    – высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

    – психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

    Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

    3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности

    Существуют два подхода к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрический (нозос – болезнь) и нормоцентрический. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.

    Нозоцентрический подход, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости. Легитимность нозоцентрический подход получил с признанием идеи Э. Крепелина о выделении из массы психических расстройств отдельных психических заболеваний на основании триады признаков: клиники, течения и исхода. Именно эта идея и определила главные направления научных исследований: уточнение границ между заболеваниями, т.е. поиск дифференциально-диагностических критериев, и попытки найти этиологию психозов. Хотя исследования в этих направлениях не увенчались успехом до настоящего времени, нозологическая парадигма актуализировала проблему поиска границ не только между нозологическими формами психических болезней, но и между ними и психическим здоровьем.

    Не достигнув успеха в попытках определения понятия болезни, психиатрия обращается к понятию здоровья. Нормоцентрический подход, который свойственен специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей «стреднестатистической нормы» расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).

    Проблема определения нормы и патологии – одна из центральных в клинической психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.

    Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?

    Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.

    Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

    Читать еще:  Лучший психотерапевт в белгороде

    Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.

    Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».

    1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988

    2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964

    3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999

    4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981

    5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998

    6. Практикум по патопсихологии. М., изд-во МГУ, 1987

    Критерии психического здоровья: что считается нормой?

    О том, что нужно заботиться о своем биологическом здоровье, знают все — о важности своевременных медицинских обследований, правильного питания и отказа от вредных привычек твердят врачи, социальная реклама и окружающие нас люди. А как же психическое здоровье? Что вообще входит в понятие «психически здоровая личность», каковы критерии психического здоровья и какие методы используют для выявления нарушений?

    Психически здоровый человек способен реализовывать свой потенциал и вносить вклад в жизнь общества, плодотворно трудиться и адекватно противостоять жизненным стрессам. Он уравновешен, удовлетворен своей жизнью, эффективно взаимодействует с реальностью, постоянно развивается, способен выполнять задачи, которые ставятся перед ним в разных сферах жизнедеятельности. Конечно, ему не чужды тревоги, страхи и чувство вины, однако они не являются доминирующими.

    Социум и психическое здоровье

    Влияние социального на психическое здоровье очень велико — на личность постоянно воздействуют разные социальные связи (семья, друзья, коллеги, принадлежность к религиозной группе и т.д.), и последствия этого социального влияния могут быть как положительными, так и негативными.

    От того, с кем мы общаемся, как проводим досуг, какие нормы воспитания нам привили в семье, зависят наше поведение и развитие, отношение к людям, наше психическое здоровье. Наверняка вы слышали выражение: «он из неблагополучной семьи». Неустойчивая личность может измениться или деградировать из-за негативного социального воздействия — например, ребенок может начать курить, потому что курящие одноклассники говорят, что это нормально, и ребенок не способен противостоять этому влиянию.

    Только устойчивость помогает личности противостоять негативным внешним условиям и достигать своих целей, бороться с препятствиями и поддерживать собственное психическое здоровье.

    Как оценить психическое здоровье?

    Организм человека — сложнейшая система, в которой взаимосвязаны все элементы. Поэтому при оценке психического здоровья оценивают работу всего организма в целом и нервной системы в частности. Показатели, которые получены в результате тестов, сопоставляют с нормой, но не всегда выявленные изменения можно рассматривать только как положительные или только как отрицательные, именно поэтому оценка психического здоровья под силу лишь специалистам.

    Если говорить кратко, то психическое здоровье характеризуется адекватным возрасту развитием психики и ее благоприятным функционированием, отсутствием психосоматических или психических заболеваний.

    Полноценное заключение о психическом здоровье можно вынести на основе мнений нескольких экспертов в области психоанализа, психиатрии и психологии, неврологии, психоневрологии. В некоторых ситуациях требуется консультация и других специалистов.

    Однако каждый человек в определенной степени может оценить свое состояние, используя простые методы и зная некоторые критерии психического здоровья. Стоит обратиться к специалисту, если вы заметили один из следующих симптомов:

    1. Снижение умственной работоспособности, сложности с концентрацией внимания.
    2. Вялость, потеря интереса к деятельности.
    3. Слишком долгое восстановление работоспособности.
    4. Появление беспричинных страхов.
    5. Подавленное состояние, апатия.
    6. Ощущение дискомфорта в разных частях тела может свидетельствовать о наличии психосоматических нарушений.
    7. Неполноценный сон. Если после тяжелой работы вы быстро засыпаете и утром встаете со свежей головой — это нормально. Но если даже самые большие нагрузки не могут заставить вас заснуть или наутро вы не чувствуете себя отдохнувшим, то ваш организм требует восстановления.

    Многие из вышеописанных симптомов можно расценить как признаки переутомления. Да, любой человек может переутомиться и потерять интерес к работе, но, если после отдыха признаки не исчезают, это тревожный сигнал. Для того чтобы снизить вероятность переутомления, нужно использовать методы для повышения эффективности работы, пересмотреть свой режим дня, обязательно отдыхать. Соблюдайте баланс труда и отдыха, чтобы чувствовать себя хорошо!

    Нормы и критерии психического здоровья

    Определение нормы здоровья — задача очень сложная, гораздо легче выявить наличие каких-нибудь нарушений. Нельзя определить норму психического здоровья человека по 1-2 критериям, в этом вопросе нужны комплексный подход и специальные методы. В литературе можно встретить разные совокупности критериев, с помощью которых оцениваются проявления здоровой психики, вот их перечень:

    1. Уверенность в себе, трудолюбие, оптимизм, естественность, необидчивость, нравственность (честность), сосредоточенность, адекватная самооценка, целеустремленность, доброжелательность, самоуважение, ответственность, независимость, терпеливость, самоконтроль, чувство юмора.
    2. Способность сопереживать и радоваться, умение совладать с негативными эмоциями, эмоциональная устойчивость, естественное и свободное проявление эмоций, зрелость чувств соответственно возрасту.
    3. Знание себя, адекватное восприятие действительности, способность мыслить логически, критичность мышления, умение концентрировать внимание на предмете, способность запоминать, способность к творчеству, умение управлять мыслями и пользоваться интеллектом.

    Психически здоровый человек живет в мире с самим собой, умеет контролировать свои эмоции, логически мыслить и анализировать, сопереживать, нести ответственность за свои поступки.

    Симптомы психического нездоровья:

    1. Пассивность, потеря веры в себя, зависимость от вредных привычек, уход от ответственности.
    2. Враждебность, высокая тревожность, беспричинная злость, неспособность сочувствовать.
    3. Неорганизованность, повышенная внушаемость, нелогичность, неадекватное восприятие реальности и самого себя, некритичность мышления.

    Психически нездоровый человек может быть конфликтным, равнодушным к близким, враждебным, жестоким. Как правило, ему свойственны пассивная жизненная позиция, гипертрофированный или ослабленный самоконтроль, эгоцентризм, жажда власти.

    Как укрепить психическое здоровье

    Существует целая наука о том, как достигнуть психического здоровья и сохранить его — психогигиена. Соблюдение правил психогигиены не решает всех проблем, но избавляет от многих сложностей, с которыми может столкнуться человек. Попробуйте следовать этим правилам, и вы сможете увидеть, как меняется ваша жизнь.

    1. Учитесь всегда. Повышая уровень своей образованности, вы становитесь более интересным собеседником, отношение окружающих к вам улучшается — это важно для социального развития. Учеба открывает новые возможности, ведь научиться можно практически всему. Необязательно получать очередное высшее — воспользуйтесь обучающими программами, курсами, испытайте методы онлайн-обучения.
    2. Избавьтесь от вредных привычек. Будьте независимым, не позволяйте сигаретам или алкоголю овладеть вами.
    3. Делайте полезное для других. Помощь родителям и друзьям, волонтерская деятельность, благотворительность — все это помогает восстановить душевное равновесие и отвлечься от проблем.
    4. Занимайтесь любимым делом. Если вы пока не можете заработать себе на жизнь любимым делом, не отказывайтесь от него — занимайтесь им в свободное время.
    5. Учитесь быть дисциплинированным, используйте методы самоконтроля. Невыполнение обещаний вызывает чувство вины, беспомощности, подавленности, приводит к снижению самооценки. Учитесь себя контролировать, начинайте с небольшого — поставьте перед собой легкую задачу и выполните ее неукоснительно. Постепенно переходите к более сложным задачам, точно следуйте своим планам.
    6. Занимайтесь спортом — любым видом, лишь бы вам нравилось. Спорт помогает бороться с депрессиями, избавляет от стрессов, дисциплинирует.
    7. Избегайте рутины. Путешествуйте, пробуйте что-то новое, получайте впечатления — это необходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым.
    8. Будьте рядом с теми, с кем вам комфортно. Не бойтесь разрывать отношения с неинтересными людьми, заводите новые знакомства.
    9. Учитесь избавляться от обид, научитесь прощать.
    10. Старайтесь думать о хорошем. Негативные мысли подавляют нас, влияют на наше самочувствие. У людей, которые часто думают о плохом, появляются признаки депрессии.
    11. Научитесь быть искренне благодарными — это чувство помогает ценить жизнь и не огорчаться из-за мелочей. Благодарите мир за новый день, родных и друзей за любой пустяк — это будет приятно не только вам, но и окружающим.
    12. Научитесь находить красоту во всем — посещайте выставки, гуляйте по паркам и улицам, рассмотрите все те деревья и цветы, мимо которых вы раньше пробегали, не глядя. Выезжайте на природу, обращайтесь к искусству — это помогает успокоиться, снять стресс.
    Читать еще:  Эпилепсия симптомы и признаки

    Будьте внимательны к себе и близким, следуйте правилам психогигиены, разрабатывайте собственные методы укрепления психического здоровья и наслаждайтесь жизнью, ведь она прекрасна!

    КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

    Жизнедеятельность человека как сложной живой системы обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.

    Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то наши представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще не могут быть признаны удовлетворительными.

    Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. Чем более гармонично, как подчеркивал крупнейший российский психиатр С. С. Корсаков, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентации.

    Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности просто не существуют вне системы общественных отношений, в которую она включена. Человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное. И соответственно здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Психическое здоровье испытывает воздействие со стороны различных социальных связей, в том числе семьи, общения с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организациям и др. Причем последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы. Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности. Личность может деградировать или измениться, если изменится ее отношение к людям, к труду или коллективу. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволит личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать в конечном счете поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений. Реализация идеи психического здоровья на социальном уровне потребует от общества пересмотра укоренившихся в нем, но не оправдавших себя традиций и приоритетов в сфере воспитания и образования, профессиональной занятости, организации досуга и отдыха, индустрии питания и др.

    В проблеме психического здоровья вопрос о критериях оценки последнего является ключевым. Понятно, что каким‑то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики психического здоровья предлагаются какие‑то отдельные признаки его выраженности. Среди них особого внимания заслуживает критерий психического равновесия. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряженных с социумом. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. Что касается психического равновесия, то от степени его выраженности зависит уравновешенность человека с объективными условиями, его приспособленность к ним. Причем сама по себе уравновешенность не выступает как застывшее в своем проявлении равновесие, а разворачивается в поступательном движении жизненно важных биологических и психологических процессов. При этом, по мнению В. Н. Мясинцева, уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. Только у психически здорового, т. е. уравновешенного человека, мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.

    И все‑таки идея комплексного подхода к оценке психического здоровья человека представляется наиболее перспективной. В литературе можно встретить отдельные попытки охарактеризовать основные проявления здоровой психики с помощью совокупности критериев. Относительно них можно сделать, по крайней мере, два общих вывода. Во‑первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство того, что они наиболее точно характеризуют состояние психического здоровья. Во‑вторых, трактовать приведенные перечни критериев следует не более чем их некоторые совокупности, ибо в них не заложен какой‑либо классифицирующий признак, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию. Попытаемся перечислить наиболее часто называемые критерии психического здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы). Среди свойств личности это – оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность, совестливость и др.), адекватный уровень притязания, чувство долга; уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), трудолюбие, независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

    В сфере психических состояний в их число обычно включают: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

    Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).

    Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость, и др.); ориентация на саморазвитие, самообогащение.

    С позиций самоуправления здоровая личность характеризуется ярко выраженной целеустремленностью (обретением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой.

    Социальное здоровье личности находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

    С другой стороны, можно говорить и о характерных признаках психического нездоровья, неблагополучия. Среди них есть наиболее типичные, и их тоже можно упорядочить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.

    Подобными свойствами личности являются: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). К психическим состояниям обычно относят чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность. В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.

    В целом такая личность достаточно дезинтегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечие); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector