Культ лич но сти
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Культ лич но сти

Культ личности? Давайте верить делам

Надоело… Сколько уже десятилетий нам рассказывают о том, что мы дебилы, одурманенные пропагандой и потому неспособны увидеть весь вред, всю подлость и страшную жестокость власти в СССР и, соответственно, в России. Нам рассказывают о том, что всё то, что происходило и происходит в нашей стране, направлено исключительно против нас же.

И жизни мы кладем не за Россию, а за каких-то скрытых врагов государства в ЦК партии или правительстве СССР, а сегодня за каких-то олигархов и таких же врагов в правительстве и парламенте РФ. В дискуссиях по любому вопросу, который сегодня интересует общество, вы обязательно найдете именно такое мнение. «Наши солдаты гибнут за интересы…» Дальше можно писать фамилию любого олигарха или чиновника высшего уровня.

Мне интересно, почему моим и вашим дедам так не повезло. Им не повезло жить при культе личности Сталина.

Пращурам повезло. Они умирали за веру, царя и Отечество. Еще раньше — за Русь и князя своего. А вот деды, которые поднимались в атаку за Родину, за Сталина, даже сами того не понимая, жили при культе личности. И умирали за тирана, мракобеса, убийцу невинных и, что там сейчас ещё в тренде, Сталина.

У вас не возникает вопроса о вменяемости вашего деда или прадеда, которые этого не понимали? К Николаю Островскому вопросов не возникает? К строителям Комсомольска-на-Амуре? А к тысячам героев, которые сознательно шли на смерть во время войны, не возникает? К строителям БАМа? К шахтерам Воркуты? К тысячам тех самых наших дедов и бабушек, которые бросали сытую жизнь в городах и мчались куда-то в Сибирь, на Дальний Восток, за полярный круг, чтобы строить, добывать, тянуть нефте- и газопроводы.

Культ личности как убежище посредственностей

Почему-то мы забыли об одной странности, связанной с появлением культа личности. Я о том, что появилось это понятие не где-нибудь в либеральных умах или западно-демократических мозгах. О культе личности заговорили… коммунисты. После смерти Сталина. И заговорили об этом именно те, кто активно участвовал в событиях, которые действительно не делают чести руководству нашей страны, в 30-е годы прошлого столетия.

Спорить о том, почему появился культ личности, глупо. И сторонники, и противники культа приводят сотни фактов, которые действительно были, но трактовать которые можно по-разному. Достаточно просто кое-что выпятить, а кое-что забыть. Например, противники Сталина говорят о начале формирования культа в 20-е годы. И приводят исторически существующий факт — Сталинград.

Действительно, в середине 20-х Царицын был переименован в Сталинград. Я даже «подброшу поленьев в костер» сторонников. Тогда же Юзовку переименовали в Сталино (сегодня Донецк), Дюшамбе стал Сталинабадом (ныне Душанбе). Чуть позже построили Сталинск (ныне Новокузнецк) и Сталиногорск (ныне Новомосковск). Был даже Сталинири (ныне Цхинвал). Более того, даже Москву могли переименовать в Сталинодар. По крайней мере, разговоры такие в 1937-39 годах ходили…

Там же — Калининград, Ульяновск, Ленинск. Хотя ведь были ещё и выдающиеся летчики, ученые, рабочие. В итоге: Чкаловск, Стаханов, Мичуринск… Переименование это — скорее традиция тех времен. города назывались в честь людей всегда и везде. Вашингтон, Констанца, Гамильтон, Фридрихсауэ, Шербрук…

Мне иногда кажется, что после ухода действительно выдающейся личности возникает вакуум в сознании людей. Человека нет, а дело его живет. И вот в этот вакуум и устремляются посредственности, исполнители, которые хотят тоже стать великими. Но для этого просто необходимо оболгать того, кто был впереди.

Почему в истории России так много великих людей

Изучая историю нашего государства, поражаешься одному интересному факту. Поражаешься количеству великих государственных деятелей, которые либо родились здесь, либо стали великими после переезда сюда. Практически невозможно сегодня назвать самого великого из множества лиц.

Увы, по моему мнению, это не «особая судьба России», не «провидение», даже не «божественное предназначение», как бы не было нам приятно об этом говорить. Всё гораздо проще и сложнее.

Мы всегда были крестьянской страной. Страной, основу которой составляли крестьянские общины. Горожан было мало, да и располагались города достаточно компактно. На большинстве территорий города не шли ни в какое сравнение с европейскими. Это были скорее большие деревни. Отсюда и особенности управления территориями.

Отсюда и появление «государственных деятелей» разного калибра, которые никакого отношения к государству не имели. Все эти Емельяны Пугачевы, Стеньки Разины и им подобные. Кто-то сомневается в выдающихся организаторских способностях таких людей? Кстати, на Красной площади стоит памятник одному из таких самородков. Помните Кузьму Минина рядом с князем Пожарским?

Российское общество, основанное на крестьянской общине, при появлении опасности не разбегалось по собственным хатам. Оно самостоятельно выдвигало вождей, за которыми шло и которым доверяло. Вспомните ополчение Минина и Пожарского, вспомните партизан Отечественной войны 1812 года, вспомните партизан Великой Отечественной. Сколько вождей появилось тогда! Сколько личностей появилось из народа.

Опять культ личности

Нас опять пугают культом личности. Опять слышатся голоса тех, кто предсказывает большую кровь. Опять вспоминают о ГУЛаге и политических заключенных. Караул, скоро будут убивать политических противников. Скоро мы увидим «нашествие скульптур великого и ужасного» на наши площади, как это было при Сталине…

Хотя — Ельцин-центр в Екатеринбурге уже стоит. Культовое сооружение? Вполне. Мало того, второй собираются строить — в столице.

Библиотека имени Ельцина. Гайдаровские форумы. Культ? Ну если считается, что был сталинский культ, то почему тогда таковым не называют эти проявления.

Как-то незаметно для большинства у нас поменялись понятия. Памятник на площади уже не воспринимается как дань памяти о великом человеке, как дань уважения, если угодно. Мы готовы смешать с землей память наших предков в угоду какой-то «исторической правде». Мы рассуждаем, сидя в мягком кресле в 21-м веке о военных операциях Второй мировой. Мы виним полководцев в том, что «потери были несоразмерны с итогом операции».

Посмотрите, в чем нас сегодня упрекают. Нас упрекают в том, что мы сами, точнее, наши генералы и маршалы, бросали людей в кровавую мясорубку. А надо было как в европах. Беречь людей и города. Короче, надо было сдаваться. Я когда-то разговаривал с ветераном, который командовал противотанковым взводом недалеко от деревни Кострово. Кстати, именно туда он потом, после войны, и приехал жить.

Да, привезли их, ополченцев, почти безоружных, под Новый Иерусалим. Да, немцы два часа давили ополченцев танками. Те, кто оставался, выходили из боя вооруженными и злыми. Через два часа прибывал из Москвы другой эшелон. Гибли эшелонами! Но немцев не пустили дальше. Даже этот самый Новый Иерусалим сдали только на короткое время.

А командиром взвода противотанкистов этот ветеран стал только потому, что нашел с друзьями в лесу брошенную сорокопятку и встал на пути танковой колонны. Восемь ополченцев с 45-мм орудием против танковой колонны… И командиром взвода он стал только потому, что командир стрелкового полка увидел это орудие. В отсутствие других одно орудие и стало взводом…

Думаете, этот ветеран в чем-то винил власть? Нет, он понимал, что товарищи его защищали Москву. Пусть ненадолго, но ценой своей жизни сдержали наступление немцев. И командиров не винил в гибели товарищей. Потому, что тот самый комполка сам ходил с винтовкой в атаку в цепи. Рядом с простыми солдатами. Да и генералы тогда ходили в атаку. Даже маршалы.

Пора заканчивать говорить о культе личности кого бы то ни было. Речь не о культе, а о дани уважения к личности. Почему мы не вспоминаем тысячи погибших при строительстве Санкт-Петербурга? Мы говорим о Петре Великом. Почему мы не говорим о десятках тысяч погибших бойцов Суворова или Кутузова? Мы говорим о великих полководцах.

И последнее. Сейчас очень модно говорить о победе народа. Командир ничто, солдат — всё. Да любой, кто хоть раз участвовал в реальном бою, расскажет вам о роли командира. Извините за такое сравнение, но не мы придумали поговорку о льве во главе отары баранов, которая может разогнать отряд львов, возглавляемый бараном. Снайперы выбивают в первую очередь командиров и связистов.

Перефразируя уже упомянутую поговорку, скажу: мы победили потому, что отрядами львов командовали львы. Каждый воин, какую бы должность он ни занимал на войне, был львом. Я недавно совершенно случайно увидел новый художественный фильм под названием «Ефрейтор». Наш, мосфильмовский фильм о самом маленьком солдате Великой Отечественной.

Для меня это было открытием. Самый маленький солдат, точнее, ефрейтор, к концу войны, награжденный в 1943 году медалью «За боевые заслуги» был… 1936 года рождения. И воевал он с самого начала войны! Герой? Однозначно. Он всего лишь один из многих.

Делить воинов на тех, кто больше сделал для победы или меньше, нельзя.

Наверное, хватит уже придумывать помои, которые потом выливаются на умерших. Мы, в отличие от наших дедов, уже можем видеть результаты. Что случилось со страной за время правления того или иного руководителя. Сталин? Какой он принял страну и какую страну передал? Хрущев? Какую страну получил и какую у него забрали? И так по каждому руководителю, включая нынешнего президента.

Надо просто осмотреться и увидеть или не увидеть. Только и всего.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Культ лич но сти

На протяжении истории большинство государственных деятелей претендовало на некие выдающиеся качества. [источник не указан 958 дней]

В абсолютных монархиях императора, короля, царя, султана и т. д. практически обожествляли. Утверждалось, что монарх — воплотитель воли бога или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи.

Читать еще:  Как спасти пьющего человека

В некоторых [каких?] монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения. Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах харизматических лидеров, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.

Критика культа личности возникла в связи с тем, что возвеличивание отдельных личностей стало происходить в революционных движениях, которые, казалось бы, должны были бороться за равные права всех членов общества. Одними из первых критиков были Маркс и Энгельс, что не помешало их последователям поддерживать культ их личностей посмертно. Маркс писал Вильгельму Блосу:

«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487—488).

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

Самым же известным разоблачителем культа личности был Хрущев, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги. [1]

Сам Сталин показательно «критиковал» культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ
16.02.1938
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина». Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом. Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ — говорят эсеры. Народ делает героев — отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу. Советую сжечь книжку. И. Сталин [2]

Также известно, что в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин сказал: «Рано ещё». [источник не указан 537 дней]

После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Одним из известных литературных произведений, разоблачающих культ личности, является книга Джорджа Оруэлла «1984», в которой выведен образ всевидящего Старшего брата (или Большой Брат Большого брата), постоянно наблюдающего за каждым шагом членов общества. Очень метко тема лести правителям раскрыта в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новый наряд короля». Известен также комикс Херлуфа Бидструпа, названный «Культ личности» .

Примеры (в хронологическом порядке)

Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Ленин

Иосиф Сталин

Леонид Брежнев

Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма». Этот мелкий культ, поддерживаемый в основном номенклатурой, включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград [3] (в их числе «Орден Победы», которым первоначально награждали великих полководцев Второй мировой войны, и четыре золотых звёзды Героя Советского Союза) и публичное провозглашение его верным ленинцем. Активно развешивались портреты Брежнева и транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из зачитанных им речей («Ленинским курсом к коммунизму», «Экономика должна быть экономной» и т. д.) Во время демонстраций люди носили портреты Брежнева и других членов Политбюро. В последние годы жизни под авторством Брежнева было опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии. Вместе с тем известен факт, что авторами являлись на самом деле группы писателей. Претензии Брежнева на величие отразились в большом количестве анекдотов. После смерти Брежнева его имя решено было увековечить в географических названиях. Его преемники, однако, поспешили стереть личность Леонида Ильича с карты страны и из анналов истории [источник не указан 537 дней] .

Саддам Хусейн

Как и все остальные диктаторы, Саддам установил свой культ личности. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты президента страны и председателя совета революционного командования Саддама Хусейна. На бетонных колонах вокзала краской было написано «С нами Аллах и президент, долой Америку», памятники Хусейну стояли во всех госучреждениях. За время правления Саддама в Ираке было установлено множество его изваяний и портретов. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама с деятельностью того или иного правительственного ведомства. В 1991 г. в стране был принят новый флаг Ирака. Хусейн собственноручно написал фразу «Аллах Акбар» на флаге. Помимо неё на флаге были запечатлены три звезды, символизирующие единство, свободу и социализм — лозунги партии «Баас».

Древний дворец царя Навуходоносора был перестроен: на кирпичах запечатлели имя диктатора. По улицам Багдада невозможно было пройти сто метров, не увидев на заборах, в магазинах, гостиницах, парикмахерских, медресе портрет лидера страны. По телевизору ко времени намаза появлялась картинка мечети с обязательным фото того же Хусейна в уголке. Иракские средства массовой информации представляли Саддама как главу нации, строителя школ и больниц. На многих видеокадрах времен его правления можно было увидеть, как иракцы просто подходят к президенту и целуют его руки или его самого.

Сапармурат Ниязов

Президент Туркмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) убедительно показал всему миру, что культ личности не уходит в прошлое [источник не указан 756 дней] . В стране сохранилось много памятников Ниязову, многие из них покрыты золотом. Грандиозный 63-метровый монумент в Ашхабаде увенчан позолоченной статуей Ниязова, которая постоянно вращается таким образом, чтобы лицо Ниязова было обращено к солнцу (в мае 2008 года руководством Туркмении принято решение о переносе монумента на окраину столицы). Его именем названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), огромное количество улиц, заводов, колхозов, школ. Президент иногда призывал сдерживать чрезмерную страсть восторженных граждан к увековечиванию его имени. Впрочем, он не скрывал, что заслуги его перед туркменским народом велики. В частности, он издал законы, запрещающие зубные протезы из золота, запретил пение под фонограмму, радио в автомобилях, бороды и длинные волосы, ввёл в обращение новый календарь (в настоящее время отменён [4] ), в котором дни недели и месяца получили новые названия, закрыл все сельские больницы, отменил пенсии пожилым, имеющим детей, явился автором идеи построения ледового дворца в пустыне и многое-многое другое. Он объявил свою книгу «Рухнама» («Духовность») священной, и обязательной к преподаванию в учебных заведениях всех уровней. Утверждалось, что каждый, прочитавший эту книгу три раза, попадёт в рай.

Ниязов отмечен множеством наград. В каждой армейской казарме есть комната «Рухнамы». Подобно Брежневу, Ниязов пять раз был назван Героем Туркменистана и награждался медалью «Алтын Ай» («Золотой полумесяц»). Ниязов — академик Туркменистана, доктор политических и экономических наук. Его заслуги не обошли вниманием и ряд зарубежных академий и университетов. Ниязов награждён золотой медалью Международной академии информатизации, золотой медалью Всемирной академии медицины имени Альберта Швейцера, премией Международной академии компьютерных наук и систем, премией Шёлкового пути.

Читать еще:  Процедуры против старения

Ким Чен Ир

Культ личности Ким Чен Ира в Северной Корее является полурелигиозным. Власть он получил от своего отца Ким Ир Сена. Хотя Ким Чен Ир родился в 1941 году в Хабаровском крае [5] , во время пребывания Ким Ир Сена в этих местах в изгнании, официальная пропаганда утверждает, что он родился в партизанском лагере, разбитом на самой высокой вершине Северной Кореи Пэктусан, и в этот момент на небе появились двойная радуга и яркая звезда. Портреты Ким Чен Ира обязательны во всех жилых домах и служебных помещениях, газетные публикации активно цитируют его работы. Имя Ким Чен Ира должно при этом набираться специальным жирным шрифтом, а в школах обучают правильной грамматике при построении фраз, восхваляющих нынешнего и покойного вождя. Он Герой КНДР, три раза был награждён Орденом Ким Ир Сена, имеет в списке наград разнообразные ордена КНДР и зарубежных стран. Ким Чен Ир имеет звание почётного доктора наук нескольких иностранных университетов. Его труды «Об идеях чучхе», «О некоторых вопросах, возникающих при изучении философии чучхе», «О киноискусстве», «О литературе, основанной на принципе чучхе» считаются классическими. Ким Чен Ир считается замечательным композитором, причём шесть опер, авторство которых ему приписывается, были написаны за два года. Он также великий архитектор, создавший план «Башни Чучхе» в Пхеньяне. Ким Чен Ир с 2003 года прочно входит в тройку лидеров наиболее свирепых диктаторов, ежегодно составляемую американским журналом «Parade». В 2003 и 2004 годах он был лидером этого конкурса. Понятие «диктатор» при этом определяется как «глава государства, который деспотически распоряжается жизнью своих граждан и не может быть отстранён от власти законными способами».

Культы личности: причины, цели формирования и примеры

Такое понятие как «культ личности» слышал, наверное, каждый. Что первым приходит на ум при его упоминании? Чаще всего, попытки объяснить его значение основываются на общих сведениях о наиболее известных диктаторах, известных еще из учебников истории и сводятся к перечислению некоторых их черт. Так что же это такое на самом деле?

Говоря об этом понятии, мы говорим о возвеличивании или даже обожествлении человека, стоящего во главе страны или какой-либо религиозной организации (например, церкви). Его роль в жизни страны и те функции, которые он выполняет, завышены до невероятных размеров, а власть считается неоспоримой или даже священной (в зависимости от идеологии и отношения к религии). Власть вождя почитается как данная свыше, а сам он в сознании своего народа наделяется некими сверхчеловеческими способностями, например, по своему усмотрению менять ход истории или непосредственно ведать судьбой каждого гражданина страны. Чаще всего такое явление формируется в странах тоталитарного и авторитарного государственного строя.

Причины возникновения

Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:

  1. Политико-правовая незрелость людей, отсутствие сплоченности и гражданского общества.
  2. Большое количество отдельных индивидов, основной характеристикой которых является социально-психологический инфантилизм, то есть неспособность прогнозировать последствия собственных действий и нести какую бы то ни было ответственность за совершенное.
  3. Низкий уровень культуры и образования в обществе (у большинства его представителей). Культура и личность уступают место сознанию индивида.
  4. Нетерпимость к инакомыслию в обществе вплоть до его полного искоренения.
  5. К причинам возникновения культа личности также можно отнести необходимость идеологического подкрепления функционирования режима.
  6. Влияние личных качеств вождя (например, ораторское мастерство, харизма и исключительные свойства интеллекта и мышления).
  7. Манипуляция сознанием масс и его мифологизация, то есть формирование образа (художественного) на основе событий, которые действительно имели место быть.

Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.

Цели создания

Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:

Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.

Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.

Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.

Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:

  • Создание изображений лидера

Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.

  • Присвоение политическому лидеру титулов

Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.

  • Создание государственной идеологии со звучным названием

Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.

  • Издание собственных книг

Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.

  • Присутствие во всех новостях

Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.

  • Присвоение объектам имени вождя

Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.

  • Издание необычных законов

Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.

Преграда формирования культа лидера

Стремление общества в целом и каждого человека отдельно к образованию и развитию – преграда на пути построения тоталитарного режима.

Как уже было сказано выше, одной из основных предпосылок для возникновения тоталитарного и авторитарного режима является низкий уровень культуры личности и образования в обществе. Культура личности предполагает всестороннее развитие человека, дающее ему возможность самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и через призму собственного многогранного мировоззрения критически смотреть на идеологию, которую пытается нести в массы тот или иной режим.

Основная опора любого тоталитарного режима – малообразованные люди или те, кто не желает отвечать за принятие решений и их последствия. В обществе с развитой культурой личности едва ли удастся построить культ личности.

Примеры в истории

  • Иосиф Сталин

Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.

Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.

Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.

Лидер нацистской Германии со 2 августа 1934 по 30 апреля 1945. Основатель немецкого национал-социализма и диктатуры Третьего рейха. Почитался как сверхчеловек, совершенная личность и абсолютный идеал. После поражения в развязанной им Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.

Что такое полноценная личность гражданина

Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».

Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:

  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в обсуждении совместных решений;
  • разрешать конфликтные ситуации без применения насилия;
  • участвовать в принятии совместных решений по поводу деятельности тех или иных социальных Институтов;
  • понимать культурные и языковые различия и уважительно относиться к представителям других наций и культур.

Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.

Культура делает человека личностью

В психологии для обозначения человека может использоваться слово «личность», а может использоваться «индивид». Разница понятий в том, что индивидом каждый является с самого рождения как биологическое существо, а вот личностью нужно стать путем постоянного обучения и самосовершенствования. Культура и личность – понятия неразрывно связанные между собой, ведь именно культура делает человека личностью.

Что такое Культ личности?

Культ личности – восхваление или превознесение отдельной личности. Чаще всего в роли объекта восхищения выступает видный государственный или политический деятель. Ярким примером культа личности было возвеличивание Иосифа Сталина с помощью средств массовой информации, а также различными видами культуры.

Читать еще:  Имбецильность это в психологии

Причины возникновения

Культ личности может сформироваться только при наличии определенных условий в социальной среде. Многие психологи считают, что предпосылками к возвеличиванию отдельной личности является социальная незрелость многих индивидов, а именно их нежелание нести ответственность за собственные поступки и действия. Впоследствии такая система оценок может привести к формированию определенного фиксированно-ритуализированного стиля поведения. Культ личности может возникнуть только в том обществе, в котором наблюдается достаточно низкий уровень образования. Успешная манипуляция общественным сознанием с помощью средств массовой информации и деятелей культуры возможна только при низком уровне критического мышления у населения. Ярким примером такого явление служит формирование культа личности Сталина в СССР. Народ настолько сильно верил в непогрешимость вождя и его всемогущество, что не позволял себе усомниться в правильности его действий. Благодаря проведению репрессий повсеместно искоренялось инакомыслие, что привело только к укреплению страха и трепета перед Сталиным.

Также стоит обратить внимание на особенности менталитета некоторых сообществ. Особенно четко такую закономерность можно проследить в странах Азии и Латинской Америки.

Вероятные результаты

Культ личности, как и любое столь масштабное явление, имеет свои последствия. И эти последствия достаточно негативны не только для отдельных личностей, но и целого народа.

В любой социальной группе, в которой возник культ личности, рано или поздно начинают возникать волнения и сомнения. Возвеличение отдельного человека со временем потенцирует определенные противоречия, которые приводят к осознанию необходимых перемен. Насильно насаждаемый культ личности провоцирует появление групп людей, которые будут стремиться «подорвать» систему изнутри. Таким образом, внутренние противоречия между согласными и несогласными способны разрушить сложившийся образ жизни и мышления.

Культ личности рано или поздно должен быть развенчан в любой социальной ячейке. Поэтому каждому отдельному члену общества приходится по итогу самостоятельно справляться с падением кумира с пьедестала.

Исторические примеры

Культ личности возникает повсеместно, начиная от египетских фараонов и заканчивая современными политическими деятелями. Чаще всего этот прием используется в политической пропаганде. В СССР впервые этот термин использовал Хрущов в своем докладе «О культе личности и его последствиях».

Иосиф Сталин

Наиболее масштабной и известной исторической личностью, который являлся предметом поклонения считается Иосиф Сталин. Именно вокруг него был искусственно создан образ непогрешимого лидера, который принимает только верные решения. Именно с его подачи в средствах массовой информации стали появляться такие обороты речи как «великий вождь», « отец народов» и другие подобные.

Немалую роль в формировании культа личности Сталина сыграли и культурные особенности развития страны в тот период. Его ставили в один ряд с идеологами марксистко-лениниского движения.

В честь его назвали множество населенных пунктов, природные, военные, территориальные объекты. В литературе 30-50х годов Иосиф Виссарионович занимал центральную позицию. Произведения писателей, которые активно использовали образ великого вождя, печатались огромными тиражами и продавались во всех уголках союзных республик. В тоже время благодаря жесткой цензуре подобная литература была практически единственной «формой» советской печати. То же самое можно сказать и о кинематографическом искусстве того времени.

Иосиф Сталин поощрял зарождающийся вокруг его фигуры культ личности и сам приложил для его развития немало усилий.

Адольф Гитлер

В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер довольно подробно описывал культ личности. В частности он заявлял, что учение Маркса способно уничтожить саму личность и призвано нивелировать ее значимость для общества.

Самому Гитлеру во время его расцвета присвоили огромное количество всевозможных громких титулов (Первый Рабочий Новой Германии, Величайший Полководец всех времён, Военный Лидер Европы), которые активно использовались в агитационных речах, печатных изданиях. В своей политической и военной кампаниях он активно внедрял в массы образ сверхчеловека, которым являлся и сам.

Он преподносился как идеальная личность, квинтэссенция мудрости и заботы о немецком народе. В искусстве его образ использовался в качестве идеала.

Николае Чаушеску

Румынский президент активно занялся созданием культа вокруг своей персоны в 1968 году. Он вдохновился примером Ким Ир Сена и попытался провернуть подобное в своей родной стране.

Он полностью контролировал средства массовой информации. Также для достижения полного контроля он занимал сразу несколько важных должностей: секретарь коммунистической партии, глава вооруженных сил, председатель верховного совета и многое другое.

В школах дети наизусть заучивали стихи о великом вожде нации, учителя подробно рассказывали о Николае как о гениальном человеке, политике и ученом. Чаушеску поставил перед собою целью задавить любую оппозицию и пресечь все попытки сопротивления в зародыше.

О нем говорили как о человеке, который создал себя сам, без помощи семейных связей или значительных финансовых вливаний. В тоже время он был сильно обеспокоен своей внешностью. Все видео, фото президента проходили тщательный отбор перед публикацией. Николае Чаушеску сильно комплексовал из-за своего небольшого роста и

его старались снимать так, чтоб этот недостаток был незаметен. В 80-х годах такое же внимание стало уделяться и его супруге Елене.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

Найдено 9 определений термина КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

Культ личности

инструмент пропаганды, представляющий политического лидера в героическом, подчас даже богоподобном свете.

Культ личности

чрезмерное, порой необузданное, восхваление какого-либо деятеля, преклонение перед ним, преувеличение его заслуг.

Культ личности

слепое преклонение перед авторитетом какого либо деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

лат. Почитание, поклонение) — характеристика специфического единовластия тоталитарного типа, получившая распространение в СССР и связанная с разоблачением культа Сталина. Помимо этого в истории было немало примеров чрезмерного возвеличивания отдельных личностей.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функций и роли лидера. К.л. наиболее часто встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

лат. cultus — поклонение) — прижизненное возвеличивание, преувеличение вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства (партии), служащее для обеспечения его единовластия. Является неотъемлемым элементом тоталитарного политического режима (культ личности Сталина, Гитлера, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и пр.).

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

cult of personality, от лат. cultus -почитание) — чрезмерное, необузданное восхваление какого-либо деятеля, преклонение перед ним, преувеличение его заслуг, Противоречащее элементарным нормам, правилам цивилизованной жизни и здравого смысла обожествление конкретной личности, как правило, ведет к диктатуре, беззаконию, к попранию прав и свобод граждан. Например, К.л. И.В. Сталина.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

становление у власти единоличного правителя, сосредоточивающего в своих руках все властные полномочия и претендующего на решение судеб как всего государства, так и каждого отдельного гражданина, групп людей, классов, наций. При этом правление такой личности сопровождается ее культовым почитанием, созданием разветвленных ритуалов поклонения и преклонения (вывешиванием портретов вождя, установление статуй с его изображением на главных площадях городов, цитированием высказываний во всех источниках информации, постоянными апелляциями к его личности и авторитету в любой жизненной ситуации). Яркими примерами К.л. в прошлом может служить эпоха правления Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в КНР. Феномен К.л. существует, как правило, в условиях недемократических режимов (тоталитаризм, авторитаризм) и сопровождается развитыми карательными мерами борьбы с инакомыслием и любым неподчинением власти, построением мощного аппарата насилия и принуждения, нередкими репрессиями, применяемыми к определенным социальным группам.

Культ личности

идеалистическое, противоречащее марксизму-ленинизму представление о том, что решающая роль в историческом процессе принадлежит не народу, а отдельным выдающимся личностям. Культ личности ведет к принижению роли партии и народных масс, сковывает развитие идейной жизни партии и творческую активность трудящихся. Культ личности И. В. Сталина и связанные с ним грубые нарушения коллективности руководства, внутрипартийной демократии и социалистической законности, злоупотребления властью нанесли огромный ущерб нашей партии и стране. «В годы, последовавшие за смертью Ленина, — отмечал Н. С. Хрущев, — ленинские нормы партийной жизни были грубо извращены в обстановке культа личности Сталина. Сталин возвел в норму внутрипартийной и государственной жизни ограничения внутрипартийной и советской демократии. Он грубо попирал ленинские принципы руководства, допускал произвол и злоупотребления властью». Осуждение культа личности Сталина и его тяжелых последствий XX съездом КПСС, восстановление и дальнейшее развитие ленинских норм партийной жизни и принципа коллективности руководства, проведенное партией под руководством ЦК КПСС во главе с Н. С. Хрущевым, исторические решения XXII съезда КПСС полностью ликвидировали извращения периода культа личности Сталина и устранили почву для возникновения культа личности вновь. Важное значение имело решительное осуждение партией, XXII съездом КПСС антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и других презренных фракционеров, выступивших против ленинского курса XX съезда и пытавшихся вернуть партию ко временам культа личности Сталина. Борясь с культом личности, партия в то же время оберегает авторитет руководителей, отдающих все свои силы делу народа, служащих народу, работающих под контролем партии и народа. В. И. Ленин высоко ценил значение авторитетных руководителей для успешного коммунистического строительства. «. Без «десятка» талантливых (а таланты не рождаются сотнями), — писал он, — испытанных, профессионально подготовленных и долгой школой обученных вождей, превосходно спевшихся друг с другом, невозможна в современном обществе стойкая борьба ни одного класса».

Найдено схем по теме КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — 0

Найдено научныех статей по теме КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — 0

Найдено книг по теме КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — 0

Найдено презентаций по теме КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — 0

Найдено рефератов по теме КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector