Либидо и мортидо фрейд
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Либидо и мортидо фрейд

Либидо и мортидо — это. Дуалистическая теория Фрейда, деструдо

  • 11 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Валерия Маруткова

Часто врачи, психологи, работающие в сфере психоанализа, употребляют термин «мортидо», который в их деле символизирует разрушительное начало в личности человека. Для того чтобы обозначить уровень этого чувства, ими также используется термин «деструдо».

По мнению Фрейда, индивидом движут два главных инстинкта: либидо и мортидо. Первое — тяга к жизни, второе — деструктивное начало.

Давайте разберемся в значении этих двух терминов и раскроем, что такое либидо и мортидо, понятными словами.

Либидо — это.

Большинство людей, услышав слово «либидо» понимают его как половое влечение к человеку, однако в этом слове кроется куда более широкое значение. В психологии либидо — это не только сексуальное желание, но и инстинкт поддержания жизни, и созидательная энергия.

Впервые термин был введен в 1868 году М. Бенедиктом. Тогда под ним подразумевалось лишь сексуальное влечение. В трактате же «Теория либидо» Фрейд представил влечение как центр идеи психоанализа. Фрейд утверждал, что из-за либидо развивается и растет человек, и именно оно является причиной для поступков и желаний. Автор разделил либидо на три составляющие: влечение, импульс и объект. Связав воедино сексуальные желания и половые связи, можно говорить о единстве объектов влечения.

Во второй дуалистической теории влечений психоаналитик Фрейд противопоставил либидо и мортидо в психологии. Это дало старт исследованиям инстинкта смерти и деструдо. Он стал рассматривать жизненную энергию, лежащую в основе сексуальных желаний. Автор не связывал термин только с сексом, а старался понять его в более широком смысле, анализируя и любовь, и страсть. Фрейд считал, что если копящаяся энергия либидо не находит своего выхода, она может привести к психическим расстройствам.

В то же время Карл Юнг максимально отдалился от понимания под словом «либидо» сексуальных желаний и проводил параллели с ци и праной, пытаясь найти объяснение в образе жизни менее развитых народов.

Вторая дуалистическая теория влечений

Итак, Фрейд противопоставлял либидо и мортидо как стремление к жизни и стремление к смерти.

Ученица психиатра Сабина Шпильрейн, опираясь на эту теорию, написала свою работу «Деструкция как причина становления», которая дала начало более углубленному изучению влечения к смерти. Шпильрейн проводит в своей работе параллель между мортидо и глубоко скрытым мазохизмом. Сабина считала, что тяга к разрушению собственной личности происходит из сидящей в глубине тяги к смерти. В докторской диссертации она обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению часто становится источником творческого и социального роста.

Многие ученые и психологи (Шпильрейн, Юнг, Адлер, Шекель) занимались исследованиями в поисках ответа на вопрос о человеческом влечении к смерти, но только Зигмунд Фрейд смог собрать все их мысли и идеи в определенную концепцию и детально освятил тему во второй дуалистической теории влечения. В этой работе он смог раскрыть связь либидо и мортидо в психологии и впервые противопоставил их друг другу.

На основании работ Фрейда и Шпильрейн обрел популярность термин «деструдо», изучением которого впоследствии занялся Пауль Федерн.

Характеристика мортидо

Мортидо — это противоположность либидо, выраженная в сознательном стремлении человеком к разрушению собственной личности на любом уровне: психологическом, физическом, социальном. Это стремление также можно назвать противовесом инстинкту выживания, который свойственен любому живому организму.

Мортидо — это внутренняя сила, энергия, вызывающая у человека тягу к разрушениям, убийству, насилию. Это тяга к смерти, гнев, проявление агрессии в различных формах.

Нереализованная энергия

Можно сказать, что либидо и мортидо — это рычаги, которые управляют любым человеком. Имеет место теория, по которой либидо, не нашедшие выхода, превращается в деструдо. Другими словами, если индивид в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, то скопившаяся энергия превращается в энергию разрушения. Это проявляется в повышенной агрессии к себе и к окружающим, в необоснованных вспышках ярости, которые резко сменяются пассивностью и подавленным настроением, вызывают апатию.

Физиологически мортидо проявляется в замедленном метаболизме, снижении иммунной активности, пониженной выработке гормонов. Происходит дисбаланс эндорфинов и энкефалинов, что приводит к затяжной депрессии. Из-за невозможности реализовывать свои базовые потребности в организме вместо эндорфинов — гормонов счастья, вырабатываются энкефалины, которые вызывают тоску, тревогу, подавленное состояние.

Энергия инстинктов

Итак, для обозначения величины инстинкта смерти использовался термин «деструдо». Основателем теории о мортидо и либидо был Фрейд, но сам он мало занимался этой ею, а вот его ученики продолжили работу над исследованиями. Они основывались на концепции, предполагающей двойственность личности человека. То есть, в каждой личности либидо и мортидо — это два главных инстинкта, которые должны быть сбалансированы и сосредоточены на созидании для нормальной жизнедеятельности. В противном случае все обернется в деструдо — разрушение, агрессию, депрессию.

Деструдо — это.

Что же такое деструдо? Это разрушительные действия человека, направленные на него самого или на окружающий мир. От инстинкта смерти его отличает только направленность и реализованность. Простыми словами мортидо — это инстинкт, а деструдо — конкретные действия или состояние. Деструдо можно использовать как способ расшифровать установку пациента и его состояние психики.

Определить точно настроенность человеческого поведения и его мотивы нельзя. К тому же не все ученые, психологи, врачи разделяют теорию о двойственности человека. Наивысшим способом проявления либидо по теории Фрейда является половой акт, а мортидо — убийство. Стоит признать, что так или иначе, оба этих инстинкт влияют на современного человека с той или иной силой.

Либидо и мортидо

Либидо и мортидо – это две силы, два влечения, определяющих и обрамляющих движение человека по коридору жизни. Либидо – это влечение к жизни, влечение к изменению, это само проявление жизни, то, что ее поддерживает во времени. Но все живое в своем проявлении жизни ограничено, то есть смертно, конечно. Мортидо – это сила, ограничивающая либидо, влечение к статичному состоянию, к смерти как к первичному состоянию, из которого неживое было введено в состояние жизни. Либидо – это стремление к конечной форме жизни (жизни в теле), а мортидо – стремление к бесконечной форме жизни (поскольку речь идет о силах, то иначе обозначить мортидо можно как стремление к состоянию, предшествовавшему жизни тела).

Человек – это принцип удовольствия, желание к наслаждению. Одним из центральных и базовых влечений высших животных и человека является стремление сохранить себя, данную форму жизни, тело и психику (в случае человека). Другим базовым влечением является репродукция, стремление продолжить себя во времени, передать свой генофонд в будущее. И у человека, и у животного эти влечения бессознательны, человек, однако, как чувственная и сознательная форма жизни, способен также осознавать в себе определенные психические проявления, следствия этих влечений.

Человек внутренне ощущает взаимодействие двух сил, либидо и мортидо, и находясь под их воздействием, пытается найти в себе некоторое равновесие, чтобы сохранить себя. Сохраняет себя он благодаря врожденным и приобретаемым способностям защитить себя от пагубных внешних воздействий и раздражений, а также за счет способности извлекать из жизни удовольствие, удовлетворение, наполняя им свои векторальные психические потребности. Со времен первобытной стаи и по сей день основным источником удовольствия является пища, она же становится и самой сутью связи между ранним человеком и внешней средой. Природа управляет человеческим видом через нехватку пищи, человек должен и хочет есть. Эта нехватка принуждает его к действию, принуждает всю первобытную стаю к коллективной охоте, что впоследствии, когда человек становится социальной формой жизни, приводит к появлению пищевой иерархии, внутри которой добытая пища делится и распределяется уретральным вождем между всеми членами стаи. Это не дележ поровну, каждый получает по потребностям, по нехваткам и согласно своему природному рангу в этой стае. Правильное ранжирование – согласно векторальному набору и своей способности принести пользу стае – и распределение пищи между всеми членами стаи по потребностям становится фундаментом человеческой психики, человека как социальной формы жизни. Каждый человек также получает чувство защищенности и безопасности – это также вид удовлетворения – внутри социальной группы от вождя. Ощущение чувства защищенности и безопасности – это фундаментальная психическая потребность человека, без нее человек не способен психически сохранять себя как в раннем детстве, так и в более взрослом состоянии.

Влечения нашего «Я» крайне консервативны, они постоянно стремятся вернуться к состоянию равновесия, пытаясь повторить ранее пережитое удовлетворение, давшее это равновесие. Влияние внешней среды таково, что человек постоянно должен реагировать на ее изменения и на идущие извне раздражения, чтобы вернуть утерянное, прежде достигнутое психическое равновесие. К тому же сами ненаполненные психические желания (векторальные желания) являются источниками внутреннего раздражения психического аппарата. Ведь пустота желания, наполнившись удовлетворением, возникает через некоторое время вновь. Этот цикл смены состояний в желаниях напоминает природу вибраций.

Соотношение либидо и мортидо в человеке

При рождении и до первого года жизни в человеке почти полностью преобладает либидо, а мортидо присутствует лишь как некая точка опоры для процесса жизни, устремляющегося к первоначальному состоянию, состоянию неживому или, иными словами, состоянию, предшествующему жизни в теле. Ведь маленького ребенка жизнь (сила жизни, то, что оживляет) первый год формирует, у него в том числе закладывается объем его индивидуального психического. В маленьком ребенке колоссальное количество энергии и сил, которое постепенно начинает уравновешиваться стремлением к статичному состоянию. Жизнь – это стремление к движению, к эманации энергии, к действенному использованию потенциала психической энергии, данного природой. Однако внутри живого органического вещества это стремление ограничивается иным стремлением – полностью уравновесить внутреннее психическое напряжение, вызываемое желаниями, т. е. отработать заданный индивидуальному человеку потенциал желания, исчерпать его силу и объем наслаждениями или сообразным наполнением, достигнув тем самым первичного статичного состояния. После первого года жизни в ощущениях ребенка начинает увеличиваться доля мортидо, и в какой-то момент в восприятии окружающего появляется элемент, препятствующий реализации своей жизни активным действием, в виде лени.

Человек — это принцип удовольствия, и удовольствие он может получать как от действия и усилий, вложения психических и физических сил, так и от бездействия, неги, которая, как известно, тоже способна приносить удовлетворение. К 15-17 годам достигается некое устойчивое равновесие между либидо и мортидо в человеке, в котором он пребывает до 25-27 лет. В возрасте после 27 лет в жизни все больше и больше начинает преобладать мортидо. Вплоть до того момента пока мортидо не приходит в свою высшую форму и не ограничивает либидо полностью, приводя к концу жизни, к потере энергии жизни, потере влечения к вибрации. Такое проявление соотношений либидо и мортидо на протяжении жизни характерно для большинства людей, кроме уретральных и мышечных. У них соотношение либидо и мортидо в психике выражено иначе. Для среднестатистического кожного и анального мужчины без серьезных задержек психосексуального развития преобладание мортидо выражается в снижении сексуального влечения, ему нужно меньше сексуальных контактов в неделю, нежели он имел в более молодом возрасте. В среднем человек становится более тяжелым на подъем, в нем начинает все больше преобладать желание к уравновешенному бездействию, отдыху, и ощущается как отсутствие сил к действию.

Читать еще:  Психология взрослого мужчины

Проявления мортидо можно наблюдать не только в пределах рамок, заданных возрастными коридорами жизни, но и, например, в виде некоего проявления своеобразного милосердия природы. Человек рождается с определенным потенциалом психической энергии, но если, прилагая все возможные усилия для получения удовольствия и радости, он раз за разом их не получает, то энергия подавляет себя, происходит сильнейшее притяжение к мортидо, лени, статичности, и возникает апатия, отсутствие интереса и сил жить. Такие состояния могут возникать у людей уже с раннего подросткового возраста.

Сексуальное влечение, которое занимает центральное место в либидиозных проявлениях нижних векторов, особенно интересно. На биологическом уровне сексуальное – это стремление воспроизвести первоначальную (ранее бывшую) структуру живой субстанции в виде зародышевой клетки, однако уже с унаследованными и вновь приобретенными способностями ныне живущего организма. То есть это влечение сохранить саму жизнь на более длительные времена, в противовес остальным влечениям, которые ведут организм к смерти. У мужчины психически это выражается в виде желания отдать свой эякулят женщине, испытав при этом самое яркое в жизни наслаждение, чувственно оправдывающее все тягости бытия, ведущие к этому пиковому наслаждению. У женщины психологически это стремление к получению чувства защищенности и безопасности от соития с мужчиной и получения мужского эякулята. Это акт подтверждения сохранения собственной жизни и подтверждения продолжения собственной жизни во времени. Поэтому женская природа как таковая в большей степени о желании сохранить жизнь как свою, так и своего потомства. Поэтому для нее крайне важны все факторы к этому располагающие, в том числе и свойства и развитость ее партнера по жизни, более или менее способного удовлетворить эти базовые потребности.

Особенности либидо и мортидо мышечного вектора

В мышечном векторе, т. е. у чисто мышечного человека, соотношение либидо и мортидо выражены с точностью до наоборот в сравнении с другими людьми. Мышечный вектор психически – это набор базовых желаний: есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру своего тела. У мышечника особый ум, особая природная мудрость, эволюционно появившаяся как человеческий инструмент сохранения себя. А именно способность порождать мыслеформы о сохранении своей целостности через обеспечение желаний есть, пить, дышать, спать, подкрепленная наглядно-действенным мышлением.

Мышечник – не человек интеллектуального труда, однако особенным образом природно предрасположенный к непрестанному физическому труду. Это человек в наименьшей степени отягощенный сознательной и эгоцентричной формой ощущения собственной единственности (противоположность ему – звуковик), человек, который ближе других находится к бессознательному, человек, особенным образом ощущающий свою принадлежность к стае, к общности. У мышечника, единственного среди людей, есть внутреннее ощущение «мы». Он делает все как все – «как все, так и я». Потому что ощущает себя, свое «Я», нераздельной частью общности, коллектива, поэтому его «Я» – это в большей степени ощущение «мы», нежели ощущение «Я». Это уникальные, однако простые формы восприятия, не отягощенные интеллектуальной сложностью и не порождающие у мышечника каких-либо философских измышлений о собственной природе восприятия. Тем не менее это маленькая по объему и выраженности проявлений, но совершенная и точная форма восприятия наличия психической связи, психической целостности людей вообще, человеческого вида. У мышечника наличие этой связи проявлено в простой форме восприятия и выражено как бы больше телесно, для него состояние комфорта – это нахождение плечом к плечу с большим количеством людей, в тесной общности. Он вообще не мыслит и не определяет жизни вне коллектива. А наибольшее страдание испытывает от вынужденного одиночества.

Мышечник рождается с ощущением прерванного «рая», поскольку все его желания – есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру тела – были до рождения полностью удовлетворены в утробе матери. Рождение становится для него крушением состояния абсолютного психического комфорта и баланса. Мышечный человек – единственный, кто ощущает свое появление на свет прекращением истинной, в его ощущениях, жизни, поэтому у него особое восприятие жизни и особое отношение к смерти.

Для него убийство, разрушение целостности на всех четырех уровнях природы – неживой, растительный, животный и человек – становится актом совершения добра. Видовая роль мышечника – воин и охотник. Он с легкостью забирает чужую жизнь и с легкостью отдает свою. Мышечник испытывает радость от прекращения жизни, причем убивает живое он исключительно с благим намерением, обыкновенно чтобы накормить других, всю стаю и себя. Если же это убийство человека, то совершается оно ради сохранения стаи, а если говорить о личном отношении к уводу врага из жизни, то в восприятии мышечника это благое дело, это перевод человека в лучший из миров. В его восприятие мира то, что для всех является жизнью, влечением к жизни, для него – смерть, а то, что для других смерть, для него начало жизни. У мышечника жизнь начинается после смерти, и он с радостью несет эту смерть живому.

У мышечника есть удивительная способность получать большое удовлетворение от сокращения мышц, своей эрогенной зоны. Поэтому мышечник природно очень трудолюбив, много физически работает и это единственный человек, для которого лень противоестественна, т. е. он не ленив от природы и остается таким вплоть до глубокой старости. Мышечный человек просто не может жить без труда, даже в старости не может без того, чтобы работать с раннего утра где-нибудь на поле. Причем работать он может без оплаты, для него сама работа – это чувственная оплата. Главное чтобы была крыша над головой и тарелка еды.

В качестве примера эту обратность соотношения либидо и мортидо в мышечном векторе можно описать следующим образом: у мышечника стремление к жизни (к изменению через получение наслаждения) становится стремлением к смерти (стремлением и склонностью убивать живое и стремлением умереть с доблестью на поле боя), а стремление к статичному состоянию (к смерти, то есть то, что у других ярко проявлено ленью) становится стремлением к жизни, т. е. к труду. Работа от «забора до обеда» – это как раз про мышечника.

Либидо и Мортидо

Автор: Наталия Глотова

Согласно теории Зигмунда Фрейда психика человека имеет определенную структуру. Она состоит из трех важных элементов: бессознательное – его еще называют Оно или Ид; сознание (Я или Эго), и сверхсознание (Сверх-Я или Супер-Эго).

Каждый элемент структуры играет важную роль в функционировании психики.

Супер-Эго отвечает за культурные нормы, ценности, установки, убеждения, созданные обществом и значимыми людьми. Супер-Эго это своего рода цензор, который выполняет функции совести. Благодаря сверхсознанию мы мыслим и принимаем рациональные решения.

В функции Эго входит помощь в контакте с окружающим миром и регуляция аффекта в моменте «здесь и сейчас» через проживание эмоций и чувств.

Бессознательное (Ид), отвечает за биологические потребности, вытесненные желания, алчные мотивы, аморальные устремления, жестокие импульсы, приемлемые сексуальные влечения, тайны и страхи.

Согласно психоаналитическим теориям нашим бессознательным управляют такие силы, как Либидо и Мортидо.

Либидо в теории Фрейда.

Либидо (лат. lĭbīdo — похоть, желание, страсть, стремление) — то, что созидает. Это одно из основных понятий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности и вообще силы и желания жизни.

Зигмунд Фрейд определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, любовь к себе (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. В контексте работы с колодой метафорических ассоциативных «Либидо и Мортидо» используется именно это более широкое понятие.

Термин «либидо» использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, а также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.

Либидо в теории Юнга.

Карл Густав Юнг понимает под либидо в целом психическую энергию, или интенсивность психического процесса, а сексуальность — лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не как специфическую её разновидность. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривает сходство этой силы с восточной концепцией энергии Ци или Прана. То есть, с точки зрения Юнга, Либидо – свободная энергия Жизни.

Если обобщить, то либидо эта психическая энергия, влечение к любви и созиданию. Это влечение рождается в бессознательном человека, как инстинкт сохранения и продолжения жизни, а также творческой реализации. Оно стремится к высвобождению в сознание и реальность человека посредством ее реализации позитивным образом. Прямым, косвенным способами или через сублимацию.

Мортидо (лат. morte — смерть) — термин, используемый в психоанализе. Ввел понятие Пауль Федерн, один из учеников Зигмунда Фрейда по следам более раннего (и вначале оспоренного самим Фрейдом) открытия Сабины Шпильрейн, которая впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие — инстинкт смерти.

В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда — Эрик Берн. Определенной детализацией идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо).

Деструдо (лат. Destrudo) — термин, используемый в психоанализе для обозначения величины энергии мортидо (или инстинкта смерти). В этом смысле деструдо является идеальной противоположностью либидо инстинкта жизни и входит в более широкий комплекс понятий и действующих сил Танатоса.

Читать еще:  Межреберная невралгия мазь

То есть, мортидо и деструдо является основой для агрессии любого рода и саморазрушительного влечения в поведении людей.

Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Либидо переживается человеком, как приятно знакомое, побуждаемое, созидаемое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.

Многие люди не осознают своих влечений (как либидо, так и мортидо) и в работе с МАК «Либидо и Мортидо» можно получить подсказки о том, что может сейчас помочь в решении вопроса с позиции этих влечений.

Например, вы можете спросить:

«Что сейчас будет мне ресурсом?» И вытащить карту из Либидо, как из энергии жизни. Но Мортидо тоже бывает ресурсным. Потому что позволить себе прожить негативные импульсы -очень важно для здоровья психики. Например, обида. Для полноценной и свободной жизни человека очень важно выявить для себя это состояние. Разобраться с ним, позволить себе его прожить, выразить его и (может быть, если возможно) простить обидчика.

И наоборот, вы можете задать вопрос:

«Что мне сейчас мешает?» И вытащить карту из Мортидо, как влечения к «смерти». Но и Либидо может порою нам мешать. Например, излишняя доброта позволяет другим людям нарушать границы или не выполнять обещания в отношении вас.

Карты составлены таким образом, чтобы Либидо могло побуждать, а Мортидо позволило разобраться с состояниями. Поэтому Либидо отвечает на вопрос «Что делать, что сделать?», например, «Достигать», а Мортидо представлено в основном состояниями, чувствами, эмоциями, например, «Гнев».

КАКИЕ ЗАДАЧИ МОЖНО РЕШИТЬ С ПОМОЩЬЮ КАРТ «ЛИБИДО и МОРТИДО»:

  1. Осознать свои бессознательные влечения, стремления и импульсы в конкретном запросе.
  2. Каждое слово может быть «связующим» между другими метафорическими ассоциативными картами.
  3. Получить ресурсную поддержку через проявление Либидо или «позволение» Мортидо;
  4. Позволить реализоваться непроявленным чертам личности.
  5. Понять, через реализацию какого бессознательного влечения можно разрешить свой актуальный запрос.

Какие вопросы можно задать:

  • Что сейчас происходит со мной?
  • Что я должен реализовать?
  • Чего я в себе не замечаю?
  • Что в отношении меня делают другие?
  • Что мне может помочь?
  • Что будет мне наилучшим ресурсом?
  • Что является причиной моего состояния?
  • Что я могу сделать сам?
  • За какой помощью мне следует обратиться?
  • Что усугубляет мое состояние?
  • Какую свою теневую сторону я должен проявить?
  • С чем мне следует разобраться прежде всего?
  • Что мне следует позволить себе?
  • От чего следует отказаться?

И множество других вопросов, которые вы можете придумать и задать самостоятельно.

Упражнение: «Карта дня».

Для того, чтобы понимать, каким образом вам следует вести себя сегодня для наибольшей эффективности или безопасности, можно вытащить карту дня (или 2 карты) с вопросами:

  1. Что сегодня делать не стоит (или в каком состоянии не следует находиться)?
  2. Что будет для меня сегодня ресурсным?
  3. Далее следует работать, как и с любыми другими картами, проясняя для себя суть слова в контексте запроса.

Напомню, что метафорические ассоциативные карты не являются готовым ответом или решением вашего запроса. Не стоит понимать из буквально. МАК необходимы, как «ключ» к нашему бессознательному и его индивидуальным смыслам.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ | Библиотека им. Елены Евдокимовой

Разделы

На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1

Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1

| Печать |


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1
  2. Предисловие научного редактора
  3. Предисловие переводчика
  4. Предисловие к первому изданию
  5. Предисловие автора
  6. Введение
  7. Глава I
    1. 1. Можно ли судить о людях по их виду?
    2. Откуда происходит человеческая энергия?
  8. <1] Зачем нужен мозг?
    1. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
    2. Как чувства изменяют опыт
    3. Чем люди отличаются друг от друга
  9. Глава II
    1. Что такое человек?
    2. Что человеку надо?
    3. Каковы самые мощные стремления? (текущая позиция)
  10. <1] Проблема человека
    1. Как люди выражают свои стремления?
    2. Как люди обращаются со своим окружением?
    3. Как человек растет и меняется?
    4. Почему человек должен управлять собой?
    5. Как человек принимает решение?
    6. Для кого все это делается?
  11. Глава III
    1. Чем взрослый отличается от ребенка?
    2. О чем думает новорожденный?
    3. Эмоциональное развитие сосущего младенца
    4. Как ребенок учится себя вести
    5. Маленький мальчик и маленькая девочка
    6. Обращение с людьми
    7. Когда начинается половая деятельность?
  12. 1> Как ребенок реагирует на поведение родителей?
  13. Глава IV
    1. Что такое подсознание?
    2. Из чего состоит подсознание?
    3. Почему люди видят сны?
    4. Истолкование сновидений
    5. Что такое сон?

    3. Каковы самые мощные стремления?

    Два самых мощных стремления человека — это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, великодушие и щедрость, пылкое произведение потомства и радостное творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, мы будем называть либидо [От лат. libido — вожделение, похоть (Прим. перев.)]; важнейшая его функция — обеспечить продолжение человеческого рода. Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев и жуткие наслаждения жестокостью и распадом живой плоти. Напряжение, дающее силу этим чувствам, мы будем называть мортидо [Неологизм, от лат. mors — смерть (Прим. перев.)]. Наиболее концентрированно это напряжение выражается в борьбе за существование; при надлежащем применении оно помогает индивиду спастись от внутренних и внешних опасностей. На обычном языке либидо — это энергия воли к жизни, сохраняющей род; мортидо — энергия воли к смерти, сохраняющей индивида, если объектом ее является подлинный враг.

    Естественно, эти два стремления часто вступают в конфликт друг с другом, толкая человека к противоположным поступкам по отношению к людям и окружающей среде. С неприятными конфликтами этого рода справляются по-разному. Обычный способ разделываться с ними состоит в том, что одно из соперничающих желаний выталкивается из сознания, как будто его нет. В мирное время люди склонны утверждать, что мортидо не существует вообще, а в военное время пытаются утверждать, что либидо не существует по отношению к врагу. Однако не замечаемое ими стремление вопреки их воле влияет на их поступки, так что в поведении большинства людей ни любовь, ни ненависть не проявляются в чистом виде. Слишком уж они любят, часто вопреки своей сознательной воле, кусать добрую руку, которая их кормит, и кормить ненавистный рот, который их кусает.

    Другой способ справиться с конфликтом — это позволить тому и другому чувству попеременно одерживать верх, каждому в свою очередь. Человек, который попеременно любит и ненавидит, часто вызывает у наблюдателя не меньшее удивление, чем если бы он попеременно откусывал кусок мороженого и кусок сыра; трудно отделаться от впечатления, что оба вида пищи удовлетворяют, быть может, один и тот же голод.

    Стремление к созиданию и к уничтожению, кульминацией которых является половое сношение и убийство, — это и есть тот первичный материал, с которым приходится работать человеку и цивилизации. Чтобы сохранить собственную жизнь, общество и человеческий род, люди вынуждены применять деструктивно направленную энергию, необходимую для достижения некоторых целей, например, для искоренения жестокости, убийств и болезней; конструктивно направленная энергия имеет целью духовный и материальный прогресс. Психическое развитие человека зависит от его способности направить эти внутренние силы к наиболее продуктивным целям.

    Есть различие между желанием и попыткой его удовлетворить, между чувством любви или ненависти и его выражением. Силу, с которой индивид выражает свою любовь и ненависть к другим или к самому себе и с которой он пытается удовлетворить свое либидо и мортидо, можно назвать агрессивностью. Человек с сильными чувствами может обманывать себя и других, выражая их слабо, и, напротив, человек со слабыми чувствами вызывает такое же заблуждение, выражая их открыто.

    Наряду с агрессивностью выражения следует еще учитывать направление чувств любви и ненависти. Некоторые люди направляют свою любовь главным образом на других; некоторые — преимущественно на самих себя. Количество любви, принимающей то или иное направление, может со временем меняться. Точно так же человек может интенсивно ненавидеть кого-нибудь другого, и наиболее агрессивным проявлением этой ненависти является убийство. Он может интенсивно ненавидеть самого себя, и наиболее агрессивно эта ненависть проявляется в самоубийстве. И убийство, и самоубийство одинаково выражают агрессивность; единственная разница, касающаяся психической энергии, состоит в ее направлении.

    Большинство людей не доходит до таких крайностей. Либидо и мортидо находятся под надежным контролем, маскируемые друг другом и, возможно, иными силами, так что многие проживают свою жизнь, не догадываясь, насколько мощны эти стремления и как сильно они влияют на мотивы и поступки человека. Между тем, можно с уверенностью утверждать, что человеческое поведение в широких пределах определяется напряжениями либидо и мортидо, нарушающими психическое равновесие человека и толкающими его к действиям, которые обещают это равновесие восстановить. Изыскивая возможности удовлетворить свои созидательные и уничтожительные стремления, человек уменьшает свое ощущение беспокойства и приближается к ощущению безопасности, которое и является его целью. Мы увидим в дальнейшем, как трудно человеку выразить свои стремления, сколько неудач вызывают неизбежные приспособления и компромиссы и что происходит, если с этими желаниями и напряжениями человек не может справиться.

    Интенсивность либидо и мортидо, по-видимому, в значительной мере зависит от химических веществ, находящихся в крови. Можно было бы предположить, что половые вещества, выделяемые яичниками и семенными железами, должны влиять на либидо, а вещества «страха и гнева», производимые надпочечными железами, должны влиять на мортидо; однако до сих пор не доказано, что введение каких-либо известных нам химических веществ может заставить человека сильнее любить или ненавидеть. Гораздо более убедительны результаты, полученные на животных. У крыс инъекция «материнского» гормона гипофиза вызывает несомненное усиление любовного материнского поведения. И хотя в отношении человека ничего еще не доказано, при исследовании его стремлений не надо забывать о различных железах, которые могут иметь к ним отношение.

    Многие сомневаются в происхождении деструктивных стремлений, но мало кто отрицает их существование. Они не всегда проявляются видимым образом, но это вовсе не значит, что их нет. Точно так же и стремление к произведению потомства не всегда проявляется видимым образом, но никто не отрицает, что оно существует. Всякий, у кого есть в доме дети, должен признать, что они по временам проявляют разрушительные склонности и враждебность и с возрастом, как показывает опыт, не избавляются от таких склонностей, а приучаются выражать их более осторожно и утонченно, как и свою любовь. Деструктивные стремления проявляются также в сновидениях. Сновидения человека — его собственные изделия, которым он сам придает любой желательный ему вид. Если люди часто видят во сне уничтожительные поступки, значит, нечто в человеке получает удовольствие от этих поступков. Психиатры спорят, главным образом, о том, являются ли деструктивные стремления врожденными или же они развиваются в результате подавления созидательных стремлений. Нам незачем входить здесь в эти споры, поскольку люди ведут себя таким образом, как если бы деструктивные склонности были у них всегда; для изучения дальнейшего поведения человека безразлично, складываются ли они в первые месяцы жизни или присутствуют уже в момент рождения.

    Человеку свойственно производить события; какие события он производит, где и когда он их производит, в значительной степени зависит от двух его сильнейших стремлений: от агрессивности, с которой он их выражает, и от его способа разрешать возникающие конфликты.

    Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда

    3. Фрейд предположил, что основанием развития психики человека как в процессе филогенеза, так и онтогенеза является некоторая энергия. Эта энергия связана с жизнеобразованием и проявляет себя в инстинктах. Человек, по своей природе имеющий биологический организм, так, как и животное, свободно проявляет часть инстинктивных потребностей. Однако реализация таких инстинктивных потребностей, как либидо (сексуальный инстинкт, потребность в организмическом удовольствии, стремление к жизни) и мортидо (стремление к смерти, проявляющееся в агрессивном поведении), ограничивается моральными требованиями человеческого сообщества. Эти два ограничиваемых инстинкта 3. Фрейд объединил в одну витальную потребность — стремление к удовольствию, двумя сторонами которого являются либидо и мортидо. Стремление к удовольствию является основной энергией, мотивирующей поведение человека. Таким образом, психоанализ 3. Фрейда объясняет проявление любой деятельности человека (моторной, социальной, психической) с точки зрения преобразования энергии стремления к удовольствию.

    Базисные черты человека (либидо и мортидо) и его базисная потребность (стремление к удовольствию) при взаимодействии с внешним миром способствуют формированию определенной личностной структуры. 3. Фрейд описал две такие модели личности человека.

    Согласно первой модели, существуют три уровня психической жизни: а) сознание, б) предсознание, в) бессознательное.

    Сознание определяется как состояние, в котором человек себя осознает как противоположность состоянию сна, наркоза или комы. ‘)то структура, в которой протекает сознательная психическая деятельность, сформированная под влиянием социального окружения. ( о знание, в отличие от бессознательного, способно оперировать понятиями пространства и времени.

    В предсознательном содержатся психические явления, которые в конкретный момент являются неосознаваемыми, но они не вытеснены и без особого напряжения могут быть извлечены из памяти и стать осознанными.

    В бессознательном кроется основной энергетический потенциал человека — погребность в удовлетворении основных инстинктов — стремления к жизни (либидо) и стремления к смерти (мортидо). В связи с тем, что сознание человека формируется в соответствии с социальными правилами, психические явления индивида, формируемые его либидо и мортидо, могут быть вытеснены и стать бессознательными, т.е. скрытыми от человека. По мнению 3. Фрейда, эта скрытая бессознательная часть личности человека занимает основную и доминирующую часть психического мира человека.

    Образно он представлял психический мир в виде айсберга. Та небольшая его часть, которая выступает над поверхностью воды и которую можно рассматривать, является аналогом сознания. Большая его составляющая, скрытая под водой и неразличимая глазами, составляет основную массу айсберга. Она является аналогом бессознательного, насыщенного либидо и мортидо.

    Во второй модели личности содержатся следующие три элемента: а) супер-эго (сверх-Я), б) эго (Л), в) ид (оно).

    Супер-эго — это та часть эго, в которой развивается самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности. В этой части психического находятся родительские назидания и интериоризированные социальные установки. Супер-эго требует от эго, осуществляющего действия в реальности, чтобы оно подчинялось его правилам. Энергетический потенциал супер-эго находится в бессознательном в виде стремления к удовольствию, а его содержание определяется обществом.

    Ид — понятие, аналогичное бессознательному. Это наиболее примитивная инстанция, охватывающая все прирожденное, генетически первичное, связанное с жизнью тела и подчиненное принципу удовлетворения биологических потребностей. Ид ничего не знает ни о реальности, ни об обществе, оно иррационально и аморально. Его контролирует, согласно интериоризированным социальным установкам, субстанция супер-эго. Ид требует от эго, связанного с реальностью, чтобы оно подчинялось его требованиям.

    Эго выделилось в психическом пространстве человека под влиянием реальности. 3. Фрейд связал его с умом и здравым смыслом. Эго следует принципу реальности, вырабатывая механизмы, позволяющие адаптироваться к среде и справляться с ее требованиями. Чтобы выбрать те или иные действия в окружающем мире, эго оценивает среду, потребности организма и свое собственное состояние и поведение. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание устрашающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.

    Сознание и бессознательное, а также супер-эго и ид являются антагонистическими структурами личности и находятся в состоянии конфликта. Если эго примет решение или совершит действия в угоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Если эго будет подчиняться требованиям только супер-эго и блокировать реализацию потребностей, исходящих от ид, то их энергетическое давление вызовет личностное напряжение и тревогу.

    Поскольку требования к эго со стороны ид, супер-эго и реальности не совместимы, то неизбежно пребывание эго в ситуации конфликта и напряжения, от которого личность спасается с помощью специальных защитных механизмов. Наиболее значимыми из и пяти описанных 3. Фрейдом защитных механизмов являются: а) вытеснение, б) регрессия и в) сублимация. Они определяют общие черты поведения и причины расстройств личности.

    Вытеснение — это защитный процесс, посредством которого неприемлемые с точки зрения супер-эго импульсы становятся бессознательными. Перемещаясь в область бессознательного (ид), они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде тревоги, психических расстройств и соматических заболеваний.

    При использовании защитного механизма регрессии сознание и поведение индивида возвращается к различным детским состояниям и стадиям психосексуального развития, и при этом он, соОтветственно, сталкивается со всеми проблемами инфантильного состояния. Под регрессией понимается также соскальзывание человека на более примитивный уровень поведения или мышления (опьянение, использование мата и порча вещей в состоянии агрессии, увлечение бульварными романами, вера в мистификаторов, распространение сплетен и др.).

    Сублимация — механизм, посредством которого энергия запретных импульсов (либидо и мортидо), вытесняемых в ид, преобразуется в приемлемое для супер-эго индивида поведение. Реальное поведение при этом становится десексуализированным и деаг-рессифицированным. Считается, что сублимация, хотя и является защитным механизмом, все же присуща нормальному поведению.

    По мнению 3. Фрейда, если либидо, как сексуальная энергия, связано с первичным инстинктом стремления к жизни, то оно должно иметь свои проявления и у детей, несмотря на то, что они не имеют сексуальных переживаний. Он обнаружил на теле детей на разных этапах их развития зоны удовольствий, соответствующие эрогенным зонам взрослого человека. Стадии развития человека, на которых имеет место проявление этих зон удовольствия, он назвал стадиями психосексуального развития: а) оральная стадия, б) анальная стадия, в) фаллическая стадия, г) латентный период, д) генитальная стадия.

    На фаллической стадии у ребенка обнаруживаются два комплекса: кастрационный и эдипалъный. На инфантильной фаллической стадии ребенок обнаруживает свою половую принадлежность по присутствию или отсутствию пениса. Наличие пениса в сознании мальчика связывается с чувством превосходства над девочками, которых природа «обделила» этой частью тела. Это дает основание для формирования кастрационного комплекса мальчиков — страх потерять данное преимущество. По мнению 3. Фрейда, кастрационный комплекс мальчиков формирует в дальнейшем страх взрослых мужчин потерять как пенис, так и связанные с ним функции (сексуальную потенцию) и привилегии, связанные с мужским ролевым поведением (власть, сила, доминирование, автономность и др.).

    Кастрационный комплекс девочек связан с осознанием своего подчиненного положения по отношению к мальчикам. У взрослых женщин он проявляется или в стремлении копировать мужчин, проявляя маскулинные формы поведения (авторитарность, властность, жесткость), или в стремлении завладеть мужским пенисом посредством секса или через овладение мужчиной через флирт и обольщение.

    Эдипалъный комплекс (у девочек он называется комплексом Электры) проявляется в неосознанном желании овладеть родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. Регрессия на эдипальную фазу проявляется в выборе сексуальных партнеров, которые явно напоминают по внешности и поведению родителей.

    В связи с трехкомпонентной структурой личности 3. Фрейд выделил три вида тревожности: а) тревожность, вызванная реальностью, б) тревожность, вызванная давлением ид; в) тревожность, вызванная давлением со стороны супер-эго.

    Однако данные виды тревог являются естественными. Менее естественным и менее благоприятным для личностного развития человека 3. Фрейд считает использование защитных механизмов для снижения тревожности. Практически все виды защитных механизмов могут стать причиной неадекватной адаптации человека и кризиса личности. Однако в развитии невротических расстройств ведущее значение имеет механизм вытеснения.

    3. Фрейд считал, что вытесненные из сознания в бессознательное неприемлемые мысли и импульсы не теряют своей активности. Для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, которая могла бы быть использована личностью для своего развития и творческого поведения. Более того, вытесненные импульсы обладают энергетическим потенциалом, способным по механизму «закрытого парового котла» привести к невротическим расстройствам или функциональному и органическому поражению организма в виде психосоматических заболеваний.

    В психоанализе, как и в других психодинамических подходах, целью диагностики является анализ содержания бессознательного. Вытесненные в бессознательное мысли и импульсы по определению не осознаются человеком. Однако они обладают энергетической активностью и способны направлять деятельность человека, его мысли, чувства, сновидения в требуемом для ид направлении. Таким образом, вытесненное может быть проявлено и обнаружено или посторонним наблюдателем, или самим индивидом, сознание которого направляется психоаналитиком в нужное русло. Интерпретация обнаруженных проявлений бессознательной деятельности осуществляется с позиций принадлежности их к либидо, мортидо или регрессии сознания на определенную стадию психосексуального развития.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector