Либидо и мортидо фрейд
Либидо и мортидо — это. Дуалистическая теория Фрейда, деструдо
- 11 Октября, 2018
- Психологические термины
- Валерия Маруткова
Часто врачи, психологи, работающие в сфере психоанализа, употребляют термин «мортидо», который в их деле символизирует разрушительное начало в личности человека. Для того чтобы обозначить уровень этого чувства, ими также используется термин «деструдо».
По мнению Фрейда, индивидом движут два главных инстинкта: либидо и мортидо. Первое — тяга к жизни, второе — деструктивное начало.
Давайте разберемся в значении этих двух терминов и раскроем, что такое либидо и мортидо, понятными словами.
Либидо — это.
Большинство людей, услышав слово «либидо» понимают его как половое влечение к человеку, однако в этом слове кроется куда более широкое значение. В психологии либидо — это не только сексуальное желание, но и инстинкт поддержания жизни, и созидательная энергия.
Впервые термин был введен в 1868 году М. Бенедиктом. Тогда под ним подразумевалось лишь сексуальное влечение. В трактате же «Теория либидо» Фрейд представил влечение как центр идеи психоанализа. Фрейд утверждал, что из-за либидо развивается и растет человек, и именно оно является причиной для поступков и желаний. Автор разделил либидо на три составляющие: влечение, импульс и объект. Связав воедино сексуальные желания и половые связи, можно говорить о единстве объектов влечения.
Во второй дуалистической теории влечений психоаналитик Фрейд противопоставил либидо и мортидо в психологии. Это дало старт исследованиям инстинкта смерти и деструдо. Он стал рассматривать жизненную энергию, лежащую в основе сексуальных желаний. Автор не связывал термин только с сексом, а старался понять его в более широком смысле, анализируя и любовь, и страсть. Фрейд считал, что если копящаяся энергия либидо не находит своего выхода, она может привести к психическим расстройствам.
В то же время Карл Юнг максимально отдалился от понимания под словом «либидо» сексуальных желаний и проводил параллели с ци и праной, пытаясь найти объяснение в образе жизни менее развитых народов.
Вторая дуалистическая теория влечений
Итак, Фрейд противопоставлял либидо и мортидо как стремление к жизни и стремление к смерти.
Ученица психиатра Сабина Шпильрейн, опираясь на эту теорию, написала свою работу «Деструкция как причина становления», которая дала начало более углубленному изучению влечения к смерти. Шпильрейн проводит в своей работе параллель между мортидо и глубоко скрытым мазохизмом. Сабина считала, что тяга к разрушению собственной личности происходит из сидящей в глубине тяги к смерти. В докторской диссертации она обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению часто становится источником творческого и социального роста.
Многие ученые и психологи (Шпильрейн, Юнг, Адлер, Шекель) занимались исследованиями в поисках ответа на вопрос о человеческом влечении к смерти, но только Зигмунд Фрейд смог собрать все их мысли и идеи в определенную концепцию и детально освятил тему во второй дуалистической теории влечения. В этой работе он смог раскрыть связь либидо и мортидо в психологии и впервые противопоставил их друг другу.
На основании работ Фрейда и Шпильрейн обрел популярность термин «деструдо», изучением которого впоследствии занялся Пауль Федерн.
Характеристика мортидо
Мортидо — это противоположность либидо, выраженная в сознательном стремлении человеком к разрушению собственной личности на любом уровне: психологическом, физическом, социальном. Это стремление также можно назвать противовесом инстинкту выживания, который свойственен любому живому организму.
Мортидо — это внутренняя сила, энергия, вызывающая у человека тягу к разрушениям, убийству, насилию. Это тяга к смерти, гнев, проявление агрессии в различных формах.
Нереализованная энергия
Можно сказать, что либидо и мортидо — это рычаги, которые управляют любым человеком. Имеет место теория, по которой либидо, не нашедшие выхода, превращается в деструдо. Другими словами, если индивид в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, то скопившаяся энергия превращается в энергию разрушения. Это проявляется в повышенной агрессии к себе и к окружающим, в необоснованных вспышках ярости, которые резко сменяются пассивностью и подавленным настроением, вызывают апатию.
Физиологически мортидо проявляется в замедленном метаболизме, снижении иммунной активности, пониженной выработке гормонов. Происходит дисбаланс эндорфинов и энкефалинов, что приводит к затяжной депрессии. Из-за невозможности реализовывать свои базовые потребности в организме вместо эндорфинов — гормонов счастья, вырабатываются энкефалины, которые вызывают тоску, тревогу, подавленное состояние.
Энергия инстинктов
Итак, для обозначения величины инстинкта смерти использовался термин «деструдо». Основателем теории о мортидо и либидо был Фрейд, но сам он мало занимался этой ею, а вот его ученики продолжили работу над исследованиями. Они основывались на концепции, предполагающей двойственность личности человека. То есть, в каждой личности либидо и мортидо — это два главных инстинкта, которые должны быть сбалансированы и сосредоточены на созидании для нормальной жизнедеятельности. В противном случае все обернется в деструдо — разрушение, агрессию, депрессию.
Деструдо — это.
Что же такое деструдо? Это разрушительные действия человека, направленные на него самого или на окружающий мир. От инстинкта смерти его отличает только направленность и реализованность. Простыми словами мортидо — это инстинкт, а деструдо — конкретные действия или состояние. Деструдо можно использовать как способ расшифровать установку пациента и его состояние психики.
Определить точно настроенность человеческого поведения и его мотивы нельзя. К тому же не все ученые, психологи, врачи разделяют теорию о двойственности человека. Наивысшим способом проявления либидо по теории Фрейда является половой акт, а мортидо — убийство. Стоит признать, что так или иначе, оба этих инстинкт влияют на современного человека с той или иной силой.
Либидо и мортидо
Либидо и мортидо – это две силы, два влечения, определяющих и обрамляющих движение человека по коридору жизни. Либидо – это влечение к жизни, влечение к изменению, это само проявление жизни, то, что ее поддерживает во времени. Но все живое в своем проявлении жизни ограничено, то есть смертно, конечно. Мортидо – это сила, ограничивающая либидо, влечение к статичному состоянию, к смерти как к первичному состоянию, из которого неживое было введено в состояние жизни. Либидо – это стремление к конечной форме жизни (жизни в теле), а мортидо – стремление к бесконечной форме жизни (поскольку речь идет о силах, то иначе обозначить мортидо можно как стремление к состоянию, предшествовавшему жизни тела).
Человек – это принцип удовольствия, желание к наслаждению. Одним из центральных и базовых влечений высших животных и человека является стремление сохранить себя, данную форму жизни, тело и психику (в случае человека). Другим базовым влечением является репродукция, стремление продолжить себя во времени, передать свой генофонд в будущее. И у человека, и у животного эти влечения бессознательны, человек, однако, как чувственная и сознательная форма жизни, способен также осознавать в себе определенные психические проявления, следствия этих влечений.
Человек внутренне ощущает взаимодействие двух сил, либидо и мортидо, и находясь под их воздействием, пытается найти в себе некоторое равновесие, чтобы сохранить себя. Сохраняет себя он благодаря врожденным и приобретаемым способностям защитить себя от пагубных внешних воздействий и раздражений, а также за счет способности извлекать из жизни удовольствие, удовлетворение, наполняя им свои векторальные психические потребности. Со времен первобытной стаи и по сей день основным источником удовольствия является пища, она же становится и самой сутью связи между ранним человеком и внешней средой. Природа управляет человеческим видом через нехватку пищи, человек должен и хочет есть. Эта нехватка принуждает его к действию, принуждает всю первобытную стаю к коллективной охоте, что впоследствии, когда человек становится социальной формой жизни, приводит к появлению пищевой иерархии, внутри которой добытая пища делится и распределяется уретральным вождем между всеми членами стаи. Это не дележ поровну, каждый получает по потребностям, по нехваткам и согласно своему природному рангу в этой стае. Правильное ранжирование – согласно векторальному набору и своей способности принести пользу стае – и распределение пищи между всеми членами стаи по потребностям становится фундаментом человеческой психики, человека как социальной формы жизни. Каждый человек также получает чувство защищенности и безопасности – это также вид удовлетворения – внутри социальной группы от вождя. Ощущение чувства защищенности и безопасности – это фундаментальная психическая потребность человека, без нее человек не способен психически сохранять себя как в раннем детстве, так и в более взрослом состоянии.
Влечения нашего «Я» крайне консервативны, они постоянно стремятся вернуться к состоянию равновесия, пытаясь повторить ранее пережитое удовлетворение, давшее это равновесие. Влияние внешней среды таково, что человек постоянно должен реагировать на ее изменения и на идущие извне раздражения, чтобы вернуть утерянное, прежде достигнутое психическое равновесие. К тому же сами ненаполненные психические желания (векторальные желания) являются источниками внутреннего раздражения психического аппарата. Ведь пустота желания, наполнившись удовлетворением, возникает через некоторое время вновь. Этот цикл смены состояний в желаниях напоминает природу вибраций.
Соотношение либидо и мортидо в человеке
При рождении и до первого года жизни в человеке почти полностью преобладает либидо, а мортидо присутствует лишь как некая точка опоры для процесса жизни, устремляющегося к первоначальному состоянию, состоянию неживому или, иными словами, состоянию, предшествующему жизни в теле. Ведь маленького ребенка жизнь (сила жизни, то, что оживляет) первый год формирует, у него в том числе закладывается объем его индивидуального психического. В маленьком ребенке колоссальное количество энергии и сил, которое постепенно начинает уравновешиваться стремлением к статичному состоянию. Жизнь – это стремление к движению, к эманации энергии, к действенному использованию потенциала психической энергии, данного природой. Однако внутри живого органического вещества это стремление ограничивается иным стремлением – полностью уравновесить внутреннее психическое напряжение, вызываемое желаниями, т. е. отработать заданный индивидуальному человеку потенциал желания, исчерпать его силу и объем наслаждениями или сообразным наполнением, достигнув тем самым первичного статичного состояния. После первого года жизни в ощущениях ребенка начинает увеличиваться доля мортидо, и в какой-то момент в восприятии окружающего появляется элемент, препятствующий реализации своей жизни активным действием, в виде лени.
Человек — это принцип удовольствия, и удовольствие он может получать как от действия и усилий, вложения психических и физических сил, так и от бездействия, неги, которая, как известно, тоже способна приносить удовлетворение. К 15-17 годам достигается некое устойчивое равновесие между либидо и мортидо в человеке, в котором он пребывает до 25-27 лет. В возрасте после 27 лет в жизни все больше и больше начинает преобладать мортидо. Вплоть до того момента пока мортидо не приходит в свою высшую форму и не ограничивает либидо полностью, приводя к концу жизни, к потере энергии жизни, потере влечения к вибрации. Такое проявление соотношений либидо и мортидо на протяжении жизни характерно для большинства людей, кроме уретральных и мышечных. У них соотношение либидо и мортидо в психике выражено иначе. Для среднестатистического кожного и анального мужчины без серьезных задержек психосексуального развития преобладание мортидо выражается в снижении сексуального влечения, ему нужно меньше сексуальных контактов в неделю, нежели он имел в более молодом возрасте. В среднем человек становится более тяжелым на подъем, в нем начинает все больше преобладать желание к уравновешенному бездействию, отдыху, и ощущается как отсутствие сил к действию.
Проявления мортидо можно наблюдать не только в пределах рамок, заданных возрастными коридорами жизни, но и, например, в виде некоего проявления своеобразного милосердия природы. Человек рождается с определенным потенциалом психической энергии, но если, прилагая все возможные усилия для получения удовольствия и радости, он раз за разом их не получает, то энергия подавляет себя, происходит сильнейшее притяжение к мортидо, лени, статичности, и возникает апатия, отсутствие интереса и сил жить. Такие состояния могут возникать у людей уже с раннего подросткового возраста.
Сексуальное влечение, которое занимает центральное место в либидиозных проявлениях нижних векторов, особенно интересно. На биологическом уровне сексуальное – это стремление воспроизвести первоначальную (ранее бывшую) структуру живой субстанции в виде зародышевой клетки, однако уже с унаследованными и вновь приобретенными способностями ныне живущего организма. То есть это влечение сохранить саму жизнь на более длительные времена, в противовес остальным влечениям, которые ведут организм к смерти. У мужчины психически это выражается в виде желания отдать свой эякулят женщине, испытав при этом самое яркое в жизни наслаждение, чувственно оправдывающее все тягости бытия, ведущие к этому пиковому наслаждению. У женщины психологически это стремление к получению чувства защищенности и безопасности от соития с мужчиной и получения мужского эякулята. Это акт подтверждения сохранения собственной жизни и подтверждения продолжения собственной жизни во времени. Поэтому женская природа как таковая в большей степени о желании сохранить жизнь как свою, так и своего потомства. Поэтому для нее крайне важны все факторы к этому располагающие, в том числе и свойства и развитость ее партнера по жизни, более или менее способного удовлетворить эти базовые потребности.
Особенности либидо и мортидо мышечного вектора
В мышечном векторе, т. е. у чисто мышечного человека, соотношение либидо и мортидо выражены с точностью до наоборот в сравнении с другими людьми. Мышечный вектор психически – это набор базовых желаний: есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру своего тела. У мышечника особый ум, особая природная мудрость, эволюционно появившаяся как человеческий инструмент сохранения себя. А именно способность порождать мыслеформы о сохранении своей целостности через обеспечение желаний есть, пить, дышать, спать, подкрепленная наглядно-действенным мышлением.
Мышечник – не человек интеллектуального труда, однако особенным образом природно предрасположенный к непрестанному физическому труду. Это человек в наименьшей степени отягощенный сознательной и эгоцентричной формой ощущения собственной единственности (противоположность ему – звуковик), человек, который ближе других находится к бессознательному, человек, особенным образом ощущающий свою принадлежность к стае, к общности. У мышечника, единственного среди людей, есть внутреннее ощущение «мы». Он делает все как все – «как все, так и я». Потому что ощущает себя, свое «Я», нераздельной частью общности, коллектива, поэтому его «Я» – это в большей степени ощущение «мы», нежели ощущение «Я». Это уникальные, однако простые формы восприятия, не отягощенные интеллектуальной сложностью и не порождающие у мышечника каких-либо философских измышлений о собственной природе восприятия. Тем не менее это маленькая по объему и выраженности проявлений, но совершенная и точная форма восприятия наличия психической связи, психической целостности людей вообще, человеческого вида. У мышечника наличие этой связи проявлено в простой форме восприятия и выражено как бы больше телесно, для него состояние комфорта – это нахождение плечом к плечу с большим количеством людей, в тесной общности. Он вообще не мыслит и не определяет жизни вне коллектива. А наибольшее страдание испытывает от вынужденного одиночества.
Мышечник рождается с ощущением прерванного «рая», поскольку все его желания – есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру тела – были до рождения полностью удовлетворены в утробе матери. Рождение становится для него крушением состояния абсолютного психического комфорта и баланса. Мышечный человек – единственный, кто ощущает свое появление на свет прекращением истинной, в его ощущениях, жизни, поэтому у него особое восприятие жизни и особое отношение к смерти.
Для него убийство, разрушение целостности на всех четырех уровнях природы – неживой, растительный, животный и человек – становится актом совершения добра. Видовая роль мышечника – воин и охотник. Он с легкостью забирает чужую жизнь и с легкостью отдает свою. Мышечник испытывает радость от прекращения жизни, причем убивает живое он исключительно с благим намерением, обыкновенно чтобы накормить других, всю стаю и себя. Если же это убийство человека, то совершается оно ради сохранения стаи, а если говорить о личном отношении к уводу врага из жизни, то в восприятии мышечника это благое дело, это перевод человека в лучший из миров. В его восприятие мира то, что для всех является жизнью, влечением к жизни, для него – смерть, а то, что для других смерть, для него начало жизни. У мышечника жизнь начинается после смерти, и он с радостью несет эту смерть живому.
У мышечника есть удивительная способность получать большое удовлетворение от сокращения мышц, своей эрогенной зоны. Поэтому мышечник природно очень трудолюбив, много физически работает и это единственный человек, для которого лень противоестественна, т. е. он не ленив от природы и остается таким вплоть до глубокой старости. Мышечный человек просто не может жить без труда, даже в старости не может без того, чтобы работать с раннего утра где-нибудь на поле. Причем работать он может без оплаты, для него сама работа – это чувственная оплата. Главное чтобы была крыша над головой и тарелка еды.
В качестве примера эту обратность соотношения либидо и мортидо в мышечном векторе можно описать следующим образом: у мышечника стремление к жизни (к изменению через получение наслаждения) становится стремлением к смерти (стремлением и склонностью убивать живое и стремлением умереть с доблестью на поле боя), а стремление к статичному состоянию (к смерти, то есть то, что у других ярко проявлено ленью) становится стремлением к жизни, т. е. к труду. Работа от «забора до обеда» – это как раз про мышечника.
Либидо и Мортидо
Автор: Наталия Глотова
Согласно теории Зигмунда Фрейда психика человека имеет определенную структуру. Она состоит из трех важных элементов: бессознательное – его еще называют Оно или Ид; сознание (Я или Эго), и сверхсознание (Сверх-Я или Супер-Эго).
Каждый элемент структуры играет важную роль в функционировании психики.
Супер-Эго отвечает за культурные нормы, ценности, установки, убеждения, созданные обществом и значимыми людьми. Супер-Эго это своего рода цензор, который выполняет функции совести. Благодаря сверхсознанию мы мыслим и принимаем рациональные решения.
В функции Эго входит помощь в контакте с окружающим миром и регуляция аффекта в моменте «здесь и сейчас» через проживание эмоций и чувств.
Бессознательное (Ид), отвечает за биологические потребности, вытесненные желания, алчные мотивы, аморальные устремления, жестокие импульсы, приемлемые сексуальные влечения, тайны и страхи.
Согласно психоаналитическим теориям нашим бессознательным управляют такие силы, как Либидо и Мортидо.
Либидо в теории Фрейда.
Либидо (лат. lĭbīdo — похоть, желание, страсть, стремление) — то, что созидает. Это одно из основных понятий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности и вообще силы и желания жизни.
Зигмунд Фрейд определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, любовь к себе (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. В контексте работы с колодой метафорических ассоциативных «Либидо и Мортидо» используется именно это более широкое понятие.
Термин «либидо» использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, а также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.
Либидо в теории Юнга.
Карл Густав Юнг понимает под либидо в целом психическую энергию, или интенсивность психического процесса, а сексуальность — лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не как специфическую её разновидность. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривает сходство этой силы с восточной концепцией энергии Ци или Прана. То есть, с точки зрения Юнга, Либидо – свободная энергия Жизни.
Если обобщить, то либидо эта психическая энергия, влечение к любви и созиданию. Это влечение рождается в бессознательном человека, как инстинкт сохранения и продолжения жизни, а также творческой реализации. Оно стремится к высвобождению в сознание и реальность человека посредством ее реализации позитивным образом. Прямым, косвенным способами или через сублимацию.
Мортидо (лат. morte — смерть) — термин, используемый в психоанализе. Ввел понятие Пауль Федерн, один из учеников Зигмунда Фрейда по следам более раннего (и вначале оспоренного самим Фрейдом) открытия Сабины Шпильрейн, которая впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие — инстинкт смерти.
В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда — Эрик Берн. Определенной детализацией идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо).
Деструдо (лат. Destrudo) — термин, используемый в психоанализе для обозначения величины энергии мортидо (или инстинкта смерти). В этом смысле деструдо является идеальной противоположностью либидо инстинкта жизни и входит в более широкий комплекс понятий и действующих сил Танатоса.
То есть, мортидо и деструдо является основой для агрессии любого рода и саморазрушительного влечения в поведении людей.
Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Либидо переживается человеком, как приятно знакомое, побуждаемое, созидаемое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.
Многие люди не осознают своих влечений (как либидо, так и мортидо) и в работе с МАК «Либидо и Мортидо» можно получить подсказки о том, что может сейчас помочь в решении вопроса с позиции этих влечений.
Например, вы можете спросить:
«Что сейчас будет мне ресурсом?» И вытащить карту из Либидо, как из энергии жизни. Но Мортидо тоже бывает ресурсным. Потому что позволить себе прожить негативные импульсы -очень важно для здоровья психики. Например, обида. Для полноценной и свободной жизни человека очень важно выявить для себя это состояние. Разобраться с ним, позволить себе его прожить, выразить его и (может быть, если возможно) простить обидчика.
И наоборот, вы можете задать вопрос:
«Что мне сейчас мешает?» И вытащить карту из Мортидо, как влечения к «смерти». Но и Либидо может порою нам мешать. Например, излишняя доброта позволяет другим людям нарушать границы или не выполнять обещания в отношении вас.
Карты составлены таким образом, чтобы Либидо могло побуждать, а Мортидо позволило разобраться с состояниями. Поэтому Либидо отвечает на вопрос «Что делать, что сделать?», например, «Достигать», а Мортидо представлено в основном состояниями, чувствами, эмоциями, например, «Гнев».
КАКИЕ ЗАДАЧИ МОЖНО РЕШИТЬ С ПОМОЩЬЮ КАРТ «ЛИБИДО и МОРТИДО»:
- Осознать свои бессознательные влечения, стремления и импульсы в конкретном запросе.
- Каждое слово может быть «связующим» между другими метафорическими ассоциативными картами.
- Получить ресурсную поддержку через проявление Либидо или «позволение» Мортидо;
- Позволить реализоваться непроявленным чертам личности.
- Понять, через реализацию какого бессознательного влечения можно разрешить свой актуальный запрос.
Какие вопросы можно задать:
- Что сейчас происходит со мной?
- Что я должен реализовать?
- Чего я в себе не замечаю?
- Что в отношении меня делают другие?
- Что мне может помочь?
- Что будет мне наилучшим ресурсом?
- Что является причиной моего состояния?
- Что я могу сделать сам?
- За какой помощью мне следует обратиться?
- Что усугубляет мое состояние?
- Какую свою теневую сторону я должен проявить?
- С чем мне следует разобраться прежде всего?
- Что мне следует позволить себе?
- От чего следует отказаться?
И множество других вопросов, которые вы можете придумать и задать самостоятельно.
Упражнение: «Карта дня».
Для того, чтобы понимать, каким образом вам следует вести себя сегодня для наибольшей эффективности или безопасности, можно вытащить карту дня (или 2 карты) с вопросами:
- Что сегодня делать не стоит (или в каком состоянии не следует находиться)?
- Что будет для меня сегодня ресурсным?
- Далее следует работать, как и с любыми другими картами, проясняя для себя суть слова в контексте запроса.
Напомню, что метафорические ассоциативные карты не являются готовым ответом или решением вашего запроса. Не стоит понимать из буквально. МАК необходимы, как «ключ» к нашему бессознательному и его индивидуальным смыслам.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ | Библиотека им. Елены Евдокимовой
Разделы
На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1
Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1 |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
|