Миф о работе мозга
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Миф о работе мозга

Мозг человека работает только на 10%: правда или все-таки миф?

Одна из подобных теорий: человек использует свой мозг на 10 процентов. 10% – это довольно мало, так что на первый взгляд теория больше похожа на миф, чем на правду. Ты наверняка уже слышал что-то подобное, сегодня интернет буквально пестрит заголовками о том, что человек задействует мозг всего на 10 процентов. Ученые же рьяно отрицают эту теорию, приводят доводы и факты, подтверждающие ее явно мифическое происхождение.

С помощью этой статьи ты наконец сможешь развеять свои сомнения. Понять, сколько же на самом деле процентов мозга использует человек. И не забудь рассказать своим друзьям, чтобы они тоже для себя развеяли (или нет?) этот миф.

Для начала, давай разберемся:

Миф или все-таки правда?

Не будем зря тянуть резину: теория о том, что мозг человека работает всего на 10 процентов – самый настоящий миф. Его распространение выгодно людям, которые ведут дискуссии о невероятном потенциале человеческого мозга, и огромных возможностях, которые имел бы человек, используя мозг на 100 процентов.

Только представь себе, какие безграничные возможности откроются перед человеком, если мозг вдруг станет работать в 10 раз продуктивнее, чем сейчас. Нам наверняка светит полное излечение человечества от всех болезней, контакты с внеземными цивилизациями, и прочие чудеса. Какое бы эволюционное преимущество мы имели! Думать так несомненно приятно, однако все это – всего лишь фантазия.

На самом деле, человек уже задействует мозг на все 100 процентов. Мы используем каждый участок своего серого вещества, дополнительных скрытых резервов попросту нет. Человеческий мозг использует не все 100 положенных процентов лишь в одном случае: имеется мозговая травма.

Как зародился миф о 10 процентах?

Ученые уже довольно давно изучают естественные процессы, которые происходят в человеческом мозгу. Известно, что мозг состоит из нейронов, которые генерируют электрические сигналы. Общее количество нейронов в мозгу переваливает за несколько миллиардов, поэтому проанализировать их общую работу довольно затруднительно. На ранних этапах исследования, ученые выбрали небольшой участок мозга, и проследили, какое количество нейтронов генерирует импульсы, а какое бездельничает. В результате оказалось, что «бездельников» намного больше активных нейронов, отсюда и пошла теория, будто работает лишь малая часть нашего мозга, в то время как остальная бездействует.

К сожалению, в умах человечествах этот миф закрепился настолько прочно, что его уже не вытравить ни научными доказательствами, ни опровержениями ученых.

Как на самом деле работает человеческий мозг?

Мозг человека – сложно устроенный орган, и содержит миллиарды нейронов не просто так. Дело в том, что у нейронов из различных частей мозга совершенно разные задачи и функции. Например, когда ты слушаешь музыку, активизируются нейтроны, отвечающие за работу слуха. Когда радуешься или грустишь, в работу вступают нейроны, отвечающие за эмоции. И даже когда просто кладешь руку на стол, ощущая под пальцами деревянную поверхность, мозг работает: поступает информация от органов чувств, активизируются нейроны, которые отвечают за их работу.

На сколько работает мозг человека, определяется лишь количеством действий, который он выполняет в момент времени, то есть нагрузкой на нейроны. Возможно, в какие-то моменты человек действительно использует свой мозг всего на 10 процентов, но попросту потому, что больше и не нужно: он отдыхает или ничего не делает.

И все же, можно ли улучшить работу мозга?

Конечно можно! Только не надо пытаться задействовать мозг на 100%, это неэффективно, да и невозможно. Улучшенная работа мозга – это хорошая память, повышенная продуктивность, более эффективное обучение и освоение новой информации. За все эти функции отвечают нейроны, а если точнее, нейронные связи, необходимые для нормального функционирования человеческого организма. Они образуются на протяжении всей жизни, и ты уже прямо сейчас можешь поспособствовать их более активному образованию. Чтобы быть умным и разносторонним человеком, тебе не нужно беспокоиться о том, насколько задействован человеческий мозг. Нужно всего лишь его регулярно тренировать. Это почти как зарядка для тела. Различные курсы и тренировки, способные улучшить работу мозга, ты найдешь на BrainApps.

«Мы бы умерли, если бы наш мозг работал на 10%»

Развеиваем мифы и подтверждаем факты о работе головного мозга вместе с популяризатором нейронауки Асей Казанцевой

1. Мозг может работать только на 10%.

Этот миф происходит из предисловия к книге Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Произошла длинная цепочка искажений, как в игре в испорченный телефон. Всё началось с ребёнка-вундеркинда, который говорил, что остальные люди используют возможности своего мозга не полностью. Его слова пересказывал психолог, изучавший этого ребёнка. Слова психолога, в свою очередь, пересказывал автор предисловия книги. Его слова пересказывает широкая общественность. Постепенно размытое «не полностью» превратилось в отчётливые «десять процентов», а высказанное вскользь замечание — в якобы признанный научный факт. Думаю, если бы ребёнок мог предположить, куда всё это заведёт, он бы промолчал!

Наверное, люди склонны верить в миф о десяти процентах ещё и потому, что им кажется, что именно это они наблюдают на томографических снимках. На них красным или оранжевым цветом подсвечены те участки, которые в данный момент работают наиболее активно. Вероятно, у людей, далёких от нейробиологии, складывается впечатление, что остальной мозг не работает вообще. Но надо понимать, что томографический снимок — это вообще не фотография, это результат компьютерной обработки данных, и в нём просто подкрашиваются ярче те области мозга, кровоснабжение которых в данный момент достоверно повышено. Но все остальные зоны мозга в этот момент тоже работают, конечно. Если бы они не работали, мы бы умерли.

2. Стресс губит нервные клетки, которые, в свою очередь, не восстанавливаются.

Стресс действительно очень вреден для организма. Если он сильный, неконтролируемый, длительный, то он может привести к нарушению работы самых разных систем: и нервной, и иммунной, и эндокринной. Скорее всего, гибель нервных клеток в результате стресса тоже происходит.

Что касается нервных клеток, то, скорее всего, они всё-таки восстанавливаются. В экспериментах на животных, например на мышках, мы точно видим, что да. В случае с человеком труднее ставить эксперименты, чтобы это проверить, и идёт научная дискуссия: некоторые исследователи считают, что накопленных косвенных данных достаточно, чтобы быть уверенными, что новые нейроны появляются. Другие говорят, что у детей, наверное, да, а вот у взрослых вряд ли. Однако точно известно: у людей в любом возрасте активно образуются новые синапсы, то есть связи между нейронами. Это, в принципе, основа обучения и долговременной памяти.

3. От прослушивания современной попсы или рэпа мозг может «расплавиться», а от классической инструментальной музыки стать острее.

Прежде всего, я бы не стала уравнивать попсу и рэп. Современный рэп — это быстро развивающееся и важное культурное направление. Если прислушаться к текстам, то можно заметить, что у рэперов большой словарный запас, и их тексты бывают довольно сложными с художественной точки зрения. Вполне можно предположить, что рэп, как и классика, даёт мозгу полезную нагрузку. Попса, конечно, в меньшей степени.

Но в любом случае благотворное воздействие музыки на мозг очень сильно преувеличено в массовом сознании. Миф об «эффекте Моцарта» — о том, что люди становятся умнее после прослушивания классики, — происходит от единственного исследования 1993 года, в котором 12 студентов лучше справлялись с заданиями на пространственное мышление в течение 10 минут после прослушивания классической музыки. Впоследствии учёные проводили множество подобных экспериментов и пришли к выводу, что совершенно неважно, что слушают испытуемые — любую музыку или вообще аудиокнигу, просто они чуть лучше справляются с заданиями, если не сидели перед этим 15 минут в тишине, как контрольная группа, и поэтому меньше заскучали.

Скорее полезно, чтобы человек сам занимался музыкой, учился играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. По крайней мере, известно, что от этого увеличивается мозолистое тело — перемычка, соединяющая правое и левое полушария, и развивается ряд других областей мозга, как от любого сложного обучения. Статистика показывает, что дети, занимающиеся музыкой, в среднем лучше учатся в школе, хотя, скорее всего, просто потому, что музыкой, в принципе, обычно занимаются дети из более благополучных семей.

4. Женщины предрасположены к формированию моногамных связей, а мужчины — полигамных. Именно поэтому вторые чаще изменяют.

Закономерный вопрос: если женщины стремятся к моногамии, то с кем же им изменяют мужчины? Получается, только друг с другом?

На самом деле человек — сложное существо с развитым мозгом, и в разных обществах могут практиковаться разные формы семейных отношений. Но если биология нас к чему-то и предрасполагает, то, скорее всего, к серийной моногамии. Для людей обоих полов очень характерна романтическая влюблённость, антропологи наблюдают её практически во всех изученных сообществах. Даже там, где полигамия социально одобряема, большинство людей всё равно склоняются к образованию моногамных пар.

А если жён много, то они часто ревнуют друг к другу, несмотря на то что им вроде бы с детства объясняли, что семья с несколькими жёнами — это норма. В то же время острая влюблённость с гормональной поддержкой продолжается несколько лет, и есть статистика, что больше всего разводов происходит на четвёртом году отношений. Получается, люди склонны образовывать пару примерно на тот срок, который нужен, чтобы родить ребёнка и подрастить его хотя бы до того момента, когда он способен сам как-то передвигаться и есть обычную еду, то есть требует уже чуть меньше заботы родителей.

У многих млекопитающих самцу эволюционно выгодно оплодотворить как можно больше самок, это повышает его репродуктивный успех. Но у людей всё сложнее, потому что у нас очень длинное детство. Из-за этого оказывается, что вероятность выжить гораздо выше у тех детей, о которых заботится не только мать, но и отец, который приносит им еду. Это показано в исследованиях племён охотников и собирателей: намного больше детей выживают у отцов, готовых формировать устойчивые отношения с матерью своих детей и участвовать в их выращивании. Так что эволюционно выгодной оказывается именно любовь.

5. Антидепрессанты вызывают зависимость, как наркотик.

Они не вызывают зависимость. Но, действительно, процесс отмены антидепрессантов — сложное занятие, которое следует проводить под контролем врача. Важно понимать, что антидепрессанты назначают не от хорошей жизни. Депрессия смертельно опасна, она резко повышает вероятность самоубийства. Если попытаться отменить антидепрессанты раньше времени, состояние человека может дополнительно ухудшиться.

При депрессии у людей искажаются представления о реальности, они не могут воспринимать её адекватно. Вот если вам повредить колбочки в сетчатке глаза, вы не сможете видеть мир разноцветным. Человек в депрессии точно так же физически не способен замечать позитивную сторону событий, он склонен обращать внимание только на плохое и живёт в ужасном мире. Антидепрессанты могут скорректировать нарушенное равновесие и вернуть человеку ясность восприятия, но это очень небыстрый процесс: их принимают неделями, месяцами, а иногда и годами. Отменять их нужно под контролем психиатра, очень осторожно и постепенно. Но дело тут не в том, что антидепрессанты опасны сами по себе — опасна депрессия, из-за которой пришлось их принимать, и становится хуже при резкой или преждевременной отмене антидепрессантов именно из-за неё.

Читать еще:  Если болит спина при множественной миеломе

6. Низкий IQ у ребёнка не предсказывает его низкий успех в будущем.

Корреляция между интеллектом и успехом в жизни есть, но не абсолютная. Если мы возьмём 10 тыс. людей, то да, мы увидим, что более умные в среднем построили более интересную карьеру и их труд лучше оплачивается. Но если взять любого отдельного гражданина, то совершенно не обязательно это окажется правдой именно для него.

Кроме интеллекта на профессиональный успех влияет огромное количество факторов. Важна усидчивость, добросовестность. Для многих профессий полезно быть экстравертом, обаятельным и общительным. Где-то нужны творческие способности, где-то хорошее пространственное мышление. И в целом важно понимать, что практически любой труд в современном мире — это коллективная история, и коллеги часто компенсируют слабые стороны друг друга. Человек с низким IQ вполне может построить осмысленную карьеру даже в науке, просто благодаря тому, что это коллективная деятельность. Скажем, продумывать план экспериментов будут его коллеги, а он будет толковым исполнителем, который точно и аккуратно капает реактивы в пробирки. Это вообще-то тоже важно.

7. Мозг перегревается, поэтому человек начинает зевать.

Такая гипотеза существует и косвенно подтверждается тем, что люди и животные чаще начинают зевать в жарких помещениях. Но, если честно, не уверена, что это вот прямо научный мейнстрим, общепринятая точка зрения. Не очень понятно, каким образом один интенсивный вдох может повлиять на температуру крови, она вообще довольно жёстко регулируется.

Интереснее, на мой взгляд, группа объяснений, связанных с зеркальными нейронами. Это клетки, которые активируются в двух случаях: когда мы сами совершаем какое-то действие или когда другие люди совершают такое же действие. Известно, что зевота заразна. Дальше можно обсуждать, почему так получилось. Возможно, это помогает людям в сообществе жить более или менее в едином графике и не мешать друг другу спать. Допустим, один ребёнок в семье начинает зевать, другие вслед за ним, и все дети, таким образом, быстрее засыпают, а их мама может немного передохнуть.

8. Память способна стирать воспоминания о механических действиях.

Люди прекрасно умеют стирать воспоминания. Вся современная нейробиология хорошо описывается англоязычной поговоркой «Use it or lose it» («Используй или потеряешь»). Укрепляются те нейронные сети, по которым мы чаще всего гоняем электрические импульсы. Если мы этого не делаем, то постепенно связи между нейронами ослабевают, а это и есть забывание информации.

В последнее время активно исследуются способы ускорять процесс забывания с помощью фармакологических воздействий. Это помогает лечить фобии или посттравматическое стрессовое расстройство. Есть таблетки, которые нарушают проведение импульсов между нейронами в некоторых частях мозга. Если выпить такое лекарство и одновременно активировать воспоминание о страшном событии, то оно перезапишется с нарушениями, станет слабее. Пока что это экспериментальные методики, но, скорее всего, через несколько лет они начнут активно применяться в терапии.

9. В мире есть хотя бы один человек, строение нейронных сетей которого в точности повторяет строение мозга другого человека.

Наверняка нет. Это просто математически не получается. В мире всего 7,5 млрд человек, и у каждого из них 86 млрд нейронов. Каждый нейрон способен формировать около 10 тыс. синапсов с другими нейронами. На этот процесс влияют гены, влияет индивидуальный опыт, влияют и просто случайные процессы. Думаю, что, даже если взять двух однояйцевых близнецов и растить их в совершенно одинаковых условиях, всё равно невозможно обеспечить им абсолютно идентичное развитие мозга.

Может быть, если бы был миллиард планет, на каждой из которых жили бы сто миллиардов людей, у кого-то из них случайные совпадения в микроархитектуре нейронных сетей и оказались бы очень большими. Да и то вряд ли, нужно ещё больше планет и людей, я и названий чисел таких не знаю.

10. Чрезмерный дневной сон — это ранний признак болезни Альцгеймера.

Сонливость в течение дня и вообще резко увеличившаяся потребность во сне — это действительно не очень благоприятный признак. Вполне возможно, что это связано с нездоровьем, но совершенно не обязательно сразу прямо с Альцгеймером. Сон очень важен для организма, и одна из его функций — ремонтная. И потребность во сне действительно увеличивается, когда человек заболевает практически чем угодно. Из множества возможных объяснений болезнь Альцгеймера — далеко не самое вероятное. Но, действительно, если человек раньше нормально высыпался ночами, а потом перестал и внезапно начал вырубаться днём, то ему имеет смысл посоветоваться с врачами и попытаться понять, что могло нарушиться в организме.

11. У человека нет души.

Одной из функций религии долгое время было объяснение мироустройства. Но постепенно, начиная с эпохи Просвещения, наука шаг за шагом отбирает у религии эту роль. Сначала Бог создал небо и землю, а потом поняли про теорию Большого взрыва. Предполагалось, что Бог создал разных зверей, но потом пришёл Дарвин и рассказал про естественный отбор. Сейчас похожая история происходит в нейробиологии. Раньше религия помогала отвечать на вопросы о том, почему человек сложнее, чем животные, почему он способен говорить, почему у него такая отличная интеллектуальная деятельность. Нейробиология постепенно разбирается почему.

В принципе, нейробиология говорит нам, что мозг материален. То есть в основе всех наших мыслей, эмоций, решений лежит работа конкретных нейронных контуров, и они полностью объясняют работу даже самых сложных психических функций. Кроме того, можно наблюдать постепенное последовательное усложнение этих нейронных ансамблей в ходе эволюции. Различие в сложности психической организации человека и шимпанзе — скорее количественное, чем качественное.

Сегодня нейробиология интенсивно изучает, каким образом работа конкретных нейронных ансамблей порождает речь, сновидения, внимание, принятие решений. В ряде случаев она уже может воздействовать на сложные процессы в мозге. Например, в 2017 году научились стимулировать гиппокамп (отдел мозга, связанный с обучением и памятью) у обезьян таким образом, чтобы усилить им кратковременную память, а совсем недавно попробовали сделать то же самое с людьми, и тоже вроде бы получается.

Скорее всего, биология вообще и нейробиология в частности станет главной наукой XXI века, так же как физика была главной наукой в XX столетии. Она уже сегодня позволяет делать совершенно потрясающие вещи. За этим процессом очень интересно наблюдать, и поэтому я люблю свою работу.

10 мифов о работе головного мозга: правда и вымысел

Широко известно мнение, что у некоторых людей лучше работает правое полушарие головного мозга, а у некоторых – левое. Многие считают, что это истинная правда, однако в действительности это является мифом. И о том, почему это миф, мы расскажем в этой статье, заодно обсудив и ещё несколько интересных фактов о работе человеческого мозга. Сразу же сделаем оговорку: некоторые факты соответствуют действительности, а некоторые – вовсе нет. И о том, чему же стоит доверять, мы, естественно, скажем.

Миф №1: Мозг даже взрослого человека всегда меняется

Это утверждение является истинным. Человеческий мозг – это биологический компьютер, имеющий два эволюционных механизма: обучение на основе ожидания опыта и обучение на основе получения опыта.

Наверное, вы знаете, что в детском мозге происходит формирование на 100% больше синапсов (нейронных связей), нежели в мозге взрослого. Самые первые синапсы программируются предполагаемыми явлениями и событиями, и на первых годах жизни человека посредством личного опыта мозг сам отбирает нужные и не нужные для сохранения синапсы. Однако механизм обучения новым навыкам адаптируется во взрослом возрасте по мере приближения человека к конкретному количеству синапсов.

Так и получается, что далеко не всегда обучение обуславливается ожидаемым опытом, ведь человек должен постоянно осваивать новые навыки, соответствуя, к примеру, тенденциям времени. Таким образом, вместо потерянных за неактуальностью синапсов формируются новые, рассчитанные на кодировку нового опыта. И этот метод обучения доступен для человека всю жизнь.

Миф №2: Алкоголь убивает клетки мозга

Правдой это является лишь частично. Естественно, взглянув на пьяного человека, сразу же можно сделать вывод, что алкоголь влияет на мозг, т.к. наблюдается нарушение моторики, спутанность речи и т.д. Кроме того, у человека может разболеться голова, его может тошнить, он может испытывать похмельный синдром. Да, реакция мозга крайне отрицательна, но алкоголь не убивает клетки мозга.

На самом деле спиртное повреждает дендриты – окончания нейронов, по причине чего и нарушается связь между ними. Но и повреждения дендритов обратимы. Другие же нарушения, такие как спутанность сознания, амнезия, отсутствие координации, паралич глаз и т.д. вызываются не спиртным, а дефицитом витамина B1 и тиамина. Но, несмотря на то, что мозговые клетки не умирают под воздействием дурманящих напитков, на мозг всё равно оказывается крайне деструктивное воздействие.

Миф №3: Воспоминания человека о прошлых событиях его жизни не являются точными

Это правда. Например, исследователь памяти Элизабет Лофтус доказала, что человеку вполне можно привить ложные воспоминания. Она провела эксперимент, в котором каждому участнику предложили по три истории из детства, которые подтвердили родственники, и по одной ложной истории, в которой участник потерялся в магазине, когда ему было пять лет.

После того как участники изучили истории, они написали свои воспоминания обо всех представленных событиях. Если же они не помнили события, они могли так и ответить, однако в трёх экспериментах 6 человек из 24 всегда «вспоминали» ложное событие во всех подробностях.

Согласно мнению Лофтус, обстоятельствами, в которых формируются фальшивые воспоминания, являются общественные ожидания, моделирование выдуманных событий при отсутствии точных воспоминаний и предложение не размышлять о том, имело ли событие место в действительности.

Отсюда и вывод: наши воспоминания не всегда являются точными, т.к. формируются под воздействие различных факторов, а по прошествии времени вообще становятся «коктейлем» из фактов памяти и картинок воображения.

Миф №4: Человек знает, что может сделать его счастливым

Это далеко не так. И возможно вы и сами можете это доказать: вспомните хотя бы что-то, чего вы хотели «больше всего на свете», а затем вспомните степень испытанного счастья. Всегда ли действительность соответствовала ожиданиям?

Профессор психологии Дэниел Гилперт доказал своими исследованиями, что люди плохо представляют себе результаты событий как счастливых, так и печальных. Они переоценивают степень своего счастья или несчастья, т.к. и печаль и счастье длятся намного короче ожидаемого срока. А конкретно счастье всегда максимизируется, т.к. предвосхищается.

Миф №5: Мозговая активность идёт на спад после 50 лет

Не верьте этому на 100% — несмотря на то, что активная память человека с возрастом становится несколько хуже, а мозговые операции проводятся медленнее, всё не так уж плохо.

Профессор из Стэнфорда Лора Карстенсен предложила теорию, согласно которой разница в памяти молодых людей и людей в возрасте обусловлена разницей временного фокуса. Молодое поколение, не задумывающееся о смерти, стремится запомнить максимальное количество информации, считая, что она им пригодится потом. А пожилые люди воспринимают информацию более ограниченно и выборочно, т.к. наиболее важным для них является положительное эмоциональное состояние. Но более интересно то, что, несмотря на некоторый дефицит памяти, с течением лет она наполняется большим количеством позитивных воспоминаний.

Читать еще:  Первая помощь при эпилептическом приступе

Миф №6: Мозг человека самый большой

Ещё одна неправда. Мировое научное сообщество до сих пор не пришло к единому пониманию того, что делает человека умным, но все сходятся в том, что человек – самое умное существо на планете. Наверное, это и есть причина, по которой многие думают, что у человека самый большой мозг.

На самом деле мозг человека весит, в среднем, 1 361 грамм. Мозг дельфинов весит примерно столько же. Но вот мозг кашалота, не считающегося самым умным животным на Земле, весит примерно 7 800 грамм. Если же посмотреть с другой стороны, можно увидеть, что мозг собаки, к примеру, гончей, весит примерно 72 грамма, а вес мозга орангутанга равен приблизительно 370 граммам – не обладая большим мозгом, эти животные являются очень умными. Так, мы получаем ещё один интересный факт: не важно, насколько большим является мозг живого существа. Важно то, какое соотношение имеет вес его мозга и вес его тела.

Миф №7: Слушая Моцарта, человек становится умнее

К сожалению, и это является заблуждением. Первые изыскания на эту тему провели исследователи из Калифорнийского университета Франс Раушер и Гордон Шоу – тогда эксперимент проводился с группой студентов колледжа: после прослушивания фрагмента сонаты Моцарта для фортепиано в течение 10 минут у участников было обнаружено краткосрочное улучшение пространственно-образного мышления, после чего, собственно, и появился миф о том, что музыка Моцарта улучшает мозговую активность. Однако даже этого результата повторно достичь не удалось.

Миф №8: У одних людей лучше работает правое полушарие головного мозга, а у других – левое

Это один из самых распространённых мифов, хотя, в нём и есть доля правды.

Все мы знаем, что разные полушария мозга отвечают за разные функции, но, одновременно с этим, между этими полушариями больше сходств, нежели различий. К примеру, область Брока (языковой центр) расположен в левой передней доле мозга, но не все способности, связанные с языком, ограничены только левым полушарием. Просто оба полушария взаимодействуют друг с другом, но левое выполняет языковые функции лучше. Точно так же и правое полушарие лучше выполняет пространственные задачи. Другими словами, большая часть людей решает определённый тип задач одной частью мозга несколько эффективнее, чем другой, но в процессе всегда принимают участие оба полушария. Обмену информации же способствует особый орган – мозолистое тело.

Миф №9: Человек использует только 10% возможностей мозга

Спешим вас обрадовать (а может, и огорчить), но это тоже заблуждение. Появилось оно после того как неверно было интерпретировано утверждение, которое сделал в XIX столетии психолог Уильям Джеймс, заметив, что, на его взгляд, среднестатистический взрослый человек использует не более 10% потенциала своего интеллекта.

Учёные, изучавшие пациентов с повреждениями мозга, пришли к выводу, что у них функционировали абсолютно все участки мозга, а МРТ показала наличие в каждой из областей разных функций. Кроме того, если ампутировать какую-либо часть тела, то отдел мозга, который контролировал ей, начинает использоваться соседними частями тела, а значит, даже утратившие нейронные связи части мозга будут использоваться повторно. Также стоит отметить, что мозг, который занимает всего 2-3% от общей массы тела, потребляет 20% получаемого организмом кислорода, так что, такой ресурсопотребляющий орган просто не может быть на 90% бездействующим.

Миф №10: Новые нейроны перестают появляться после рождения человека

Последнее неверное заблуждение, о котором мы расскажем. Нейронные клетки держат под контролем поведение человека, его память и внимание, эмоции и т.д. Поведение взрослого человека, как правило, является фиксированным, поэтому в формировании новых нейронов просто нет необходимости, а большинство изменений достигается посредством формирования новых синапсов, однако каждое воспоминание человека нуждается в электрической активности нейронов.

Учитывая то, что человек, взрослея, получает новую информацию и опыт, места для хранения новых данных (нейронов) просто не хватило бы с течением лет, а получаемая информация просто стиралась бы, соответственно, новые нейроны нужны – именно поэтому они и формируются – в гиппокампе – части мозга, отвечающей за все воспоминания.

Хочется верить, что теперь вы усвоили для себя, что является правдой о мозге человека, а на что не стоит обращать внимания. Есть, конечно же, ещё множество подобных мифов, но о них мы расскажем в наших будущих статьях.

Топ-10 мифов о работе мозга

Ниже приведен список «десятка мифов» о работе человеческого мозга. Конечно, их много больше. Под описанием каждого мифа я привожу результаты проведенного нами опроса. Далее Вы увидите, насколько мы, порой, заблуждаемся о работе мозга.

Миф № 10. Мозг взрослого человека способен изменяться: ВЕРНО

Наш мозг представляет собой самообучающуюся машину с двумя эволюционировавшими механизмами. Первый называется обучение, обусловленное ожиданием опыта. В мозгу ребенка формируется на 100% больше нейронных связей (синапсов), чем в мозгу взрослого человека.

Устройство нашего мозга обусловлено тысячелетиями эволюции и является продуктом не изменявшейся за это время внешней среды. Первые синапсы, которые формируются в нашем мозгу, запрограммированы ожидаемыми событиями и явлениями (напр. способность к овладению языком и речью). И в первые годы жизни личный опыт каждого ребенка определяет, какие из синапсов нужно сохранить, а какие – атрофировать из-за неиспользования. Так, синапсы, воспроизводящие звуки родной речи, сохраняются, а речи на чужом языке &‐ утрачиваются. Тем не менее, по мере того как мы приближаемся к определенному количеству синапсов, будучи уже взрослыми людьми, этот механизм обучения становится менее рабочим и полезным.

Таким образом, не все обучение может исходить из ожидания, что наша окружающая среда должна содержать определенную информацию. Нам нужны средства обучения новым технологиям, новым окружениям и т.п. Так, в добавление к потере синапсов как средства обучения, мы также формируем новые синапсы, чтобы закодировать инновационный опыт. Это называется обучением посредством нового опыта, и этот способ обучения доступен нам на протяжении всей жизни.

Обучение заканчивается формированием устойчивых нейронных связей, и тогда новое поведение становится привычным. Однако, так как привычки формируются путем многократного использования, новые поведенческие модели могут вытеснить старые, если их практиковать достаточно часто, — вот тогда и формируются устойчивые, крекие нейронные связи. Старую собаку можно научить новым трюкам!

Миф № 9. Наш рептильный мозг контролирует наши эмоциональные реакции: НЕВЕРНО

Это похоже на слегка неверную интерпретацию литературы. Я склонна согласиться, что существует примитивная, реактивная эмоциональная система, характерным образом реагирующая на эмоционально окрашенные события, а после нее – более развитая, проактивная система, способная в большинстве случаев обеспечить нам контроль над нашими эмоциональными реакциями.

Проблема в том, что то, что Маклин определил как рептильный мозг, представляет собой не более чем стволовую часть мозга и мозжечок, ответственные за крайне стереотипные эмоциональные реакции (напр. реакция агрессии при виде разозленной кошки).

Мое же понимание реактивного эмоционального мозга основано на мозжечковой миндалине и структурах этого уровня (которые Маклин определил как Лимбический мозг). Контекстно специфичная, проактивная эмоциональная система, вероятно, находится в орбитофронтальной коре, которая развилась только у приматов в одном из самых поздних эволюционных периодов. Именно эта часть мозга позволяет нам изменять наши реакции на события, способные в прошлом высвобождать у нас сильнейшие непродуктивные эмоциональные реакции.

Миф № 8. Наши воспоминания о прошлых событиях нашей жизни неточны: ВЕРНО

В целой серии исследований Элизабет Лофтус продемонстрировала, что взрастить фальшивые воспоминания – вполне возможно. В одном эксперименте участникам дали по индивидуальному буклету с тремя историями из детства, подтвержденными родственниками, и одной фальшивой историей о том, как участник в возрасте 5 лет якобы потерялся в магазине (и родственники подтвердили, что этого никогда не было).

По прочтении буклета участников попросили написать, что они помнят о каждом событии, и если они не помнили ничего, сказать: «Я этого не помню». Этот эксперимент повторялся трижды. 6 из 24 участников в каждом эксперименте «вспоминали» фальшивое событие в цветах и красках.

В результате своих исследований Элизабет и ее коллеги перечислили обстоятельства, в которых проявляются фальшивые воспоминания. Среди них: ожидания социума (роль социума в данном эксперименте сыграли экспериментаторы), конструирование воображаемых событий при невозможности вспомнить, и предложение не думать о том, было на самом деле событие или нет.

Это обнаруживает кое-что о природе нашей памяти: мы уверены, что наши воспоминания являются действительным отражением событий, а на самом деле они модифицируются разными факторами и со временем становятся смесью памяти и воображения.

Миф № 7. Мы знаем, что может сделать нас счастливыми: НЕВЕРНО

Вероятно, вы сами испытали это на своем собственном опыте, опыте вашей семьи. Вспомните, что вы страстно желали получить и вскоре получили это. Затем вспомните уровень счастья, которое вы ожидали испытать. Как он соотносится с действительно испытанным вами уровнем?

Или вспомните, чего ваш ребенок так хотел на Рождество или День рождения. Как долго он играл с этой игрушкой – пока не появилась новая?

Исследования Дэниела Гилберта и его команды показали, что мы очень плохо представляем себе последствия как счастливых, так и печальных событий. Мы переоцениваем как степень своего несчастья при наступлении чего-то плохого (в реальности мы справляемся со своими чувствами намного быстрее, чем предполагали), так и степень своего счастья при наступлении хороших событий (счастье длится намного короче, чем мы ожидаем).

Фактически, мы можем максимизировать счастье посредством его предвосхищения! Мы наиболее счастливы непосредственно перед получением желаемого, если мы желали этого какое-то время. Теперь подумайте, какую экономию в шоппинге вам могут принести эти знания!

Миф № 6. После 40 лет (или 50 или 60) наступает упадок мозговой активности: НЕВЕРНО

Да, это правда, что объем нашей оперативной памяти с возрастом уменьшается и соображаем мы медленнее, но картина со старением мозга не такая уж удручающая.

Лора Карстенсен, профессор Стэнфордского Университета, вывела теорию о том, что некоторые различия в памяти молодых и пожилых людей обусловлены разницей во временном фокусе.

Молодые люди, полагающие, что жить они будут неопределенно долго, стремятся запомнить ка можно больше фактической информации, которая с большой долей вероятности поможет им в будущем.

По сравнению с ними у пожилых людей более ограниченное восприятие будущего, и для них важнее эмоциональное благополучие.

Группа Лоры доказала, что разницу в свойствах памяти этих двух групп нивелирует манипулирование их чувством времени: пожилых людей просили представить, что изобретен новый препарат, продлевающий их жизнь на 20 лет, а молодых людей тестировали сразу же после катастроф, что само по себе усиливало в них ощущение смертности. К тому же, пожилые помнят больше позитивных, нежели негативных событий, а потому имеют лучшее по сравнению с молодежью эмоциональное здоровье.

И опять же, эта разница может быть нивелирована манипулированием ожиданиями долголетия. Таким образом, несмотря на то, что с возрастом в мозгу наблюдается некоторый дефицит, картина в целом не такая уж негативная – фактически, с годами она становится все позитивнее!

Миф № 5. Ваша память способна удерживать 7 +/- 2 объекта одновременно: НЕВЕРНО

Этот «факт» основан на одном из наиболее цитируемых трудов Джорджа Миллера по психологии «Магическое число семь, плюс-минус два: Некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию», опубликованном в Психологическом Обзоре в 1955 г.

Читать еще:  Как выявить психопата

В этом труде он описал исследование по оценке количества категорий одного измерения звука (напр. высоты) или пространства (напр. местоположения), которое укладывается приблизительно в 7 (но может варьироваться от 5 до 10 в зависимости от самой категории). Он также описал эксперименты, предполагающие, что количество единиц информации, которое мы способны припомнить сразу после прослушивания, также приблизительно 7 (опять же, с вариациями от 5 до 10).

Так как 7 фигурировала в обеих оценках, он попытался убедиться, что эта цифра обусловлена некоторыми аспектами человеческого мозга (напр. что цифра 7 – это «магическое» отражение некоторых способностей человеческого мозга). Он совершенно отчетливо показал, что оценки не зависели от одного механизма, а 7 – отнюдь не магическое число. А последующие исследования показали, что объем памяти зависит от того, что именно подлежит запоминанию (7 – для чисел, 6 для букв и 5 для слов). Итак, количество объектов, которые мы можем запомнить одновременно, не имеет никакого отношения к магической цифре 7.

Миф № 4. Прослушивание Моцарта не делает вас умнее: ВЕРНО

Должна признаться, что я сама являюсь поклонницей творчества Моцарта, иногда даже слушаю его, когда работаю. Однако я не слушаю музыку, чтобы стать умнее!

Первые исследования по эффекту Моцарта были проведены Гордоном Шоу и Франсом Раушером из Калифорнийского университета. Они протестировали пространственное мышление группы студентов колледжа до и после прослушивания 10-минутного фрагмента сонаты Моцарта для двух фортепьяно, и обнаружили, что студенты показали краткосрочное улучшение пространственного мышления.

Попытки повторить даже этот скромный результат с треском провалились.

Миф № 3. Есть правополушарные и левополушарные люди: НЕВЕРНО

Большинство мифов основаны на доле истины, и этот – не исключение. Ясно, что два полушария головного мозга эволюционировали и выполняют разные функции.

И в то же время, две стороны нашего мозга имеют больше сходств, чем различий. Для повышения нашего мозгового потенциала мы также эволюционировали таким образом, что некоторые задачи выполняются с предпочтением мозговой ткани одной из половин коры головного мозга.

Таким образом, например, наш языковой центр, т.е. область Брока, находится в левой передней доле. Тем не менее, не все языковые способности ограничиваются левым полушарием, а правое и левой полушария взаимодействуют друг с другом, поэтому левое полушарие справляется с языком относительно лучше правого. Аналогично, правое полушарие лучше левого обрабатывает сложные пространственные паттерны.

То есть большинство людей выполняют определенные задачи одним полушарием немного лучше, чем другим – но задачи не выполняются исключительно одним полушарием. А быстро обмениваться информацией полушариям позволяет мозолистое тело.

Что это говорит нам о тренинге, нацеленном на усиление функций правого или левого полушарий? Исследования Американской Национальной Академии Наук пришли к выводу: да, тренинг может одновременно использовать различные стили обучения (логический и интуитивный, например), но это не является результатом улучшения функции левого или правого полушарий. Любые видимые изменения – результат улучшения функций обоих полушарий.

Миф № 2. Мы используем только 10% нашего мозга: НЕВЕРНО

Этот миф появился из-за неверной интерпретации утверждения, сделанного в XIX веке психологом Уильямом Джеймсом. Он очень осторожно заметил, что, по его мнению, маловероятно, что средний взрослый использует более 10% своего интеллектуального потенциала.

Это было превращено в утверждение, что люди используют только 10% своего мозга. Исследования пациентов с повреждениями мозга показали, что у них не было ни единого участка мозга, не имеющего функции. А функциональная магнитно-резонансная томография обнаружила различные функции во всех и каждой частях нашего мозга.

Нам также известно, что при ампутации любой части тела часть мозга, контролировавшая недостающую часть, используется соседними частями тела, — так что даже небольшие участки мозга, утратившие нейронные связи, используются повторно. На это есть причина: наш мозг, занимая около 2-3% массы всего тела, потребляет 20% кислорода!

Поэтому крайне маловероятно, что эволюция создала орган, потребляющий столько ресурсов, а затем позволила 90% этого органа оставаться неиспользованными!

Миф № 1. После рождения в мозгу человека новые нейроны не появляются: НЕВЕРНО

Наши нейронные сети контролируют наше поведение, эмоции, память. У взрослых поведение в основном фиксированно (хотя и не неизменяемо), и формирование большого количества новых нейронов просто не нужно.

Большинство требуемых изменений может быть достигнуто формированием новых синапсов (связей) между уже существующими нейронами. Тем не менее, каждое наше новое воспоминание требует электрической активности в сети нейронов.

Следовательно, возможно, что по мере взросления нейроны для хранения новой информации просто закончились бы, и мы не смогли бы помнить вновь приобретенный опыт. Эта проблема решается созданием новых нейронов в той части мозга, где они нам особенно необходимы – в гиппокампе. Эта часть мозга отвечает за своеобразную адресную книгу – где хранится каждое наше воспоминание.

Нам известно, что создание этих новых нейронов имеет важную функцию – возможно, мы вспомните случаи, когда под влиянием сильного стресса вам было сложно запоминать новую информацию. Под влиянием стресса или депрессии в гиппокампусе формируется очень мало нейронов.

Но есть и хорошая новость: есть одно условие, при котором создается больше нейронов: это упражнение. Причем в этом случае создается гораздо больше нейронов, чем теряется в стрессе. Таким образом, если вы хотите сохранить здоровое тело и гиппокампус, — упражняйтесь!

Как видите, в большинстве случаев мы живем под действием мифов о мозге, которые нам внушили СМИ.

Мифы о работе мозга человека

Нейромифы, то есть ошибочные представления о возможностях нашего мозга, зачастую основываются на неверно истолкованных или слишком старых результатах научных исследований. Ккоманда нейробиологов Национального центра научных исследований и Орлеанского университета предлагает развеять несколько нейромифов с помощью игры в материале на сайте «Слейт».

По случаю проходящего с 6 по 14 октября Праздника науки команда нейробиологов Национального центра научных исследований и Орлеанского университета предлагает развеять несколько нейромифов с помощью игры.

Ее условия выглядят так: в нейробиологической лаборатории паника! Профессор Сибуло установил, что нейромифы быстро распространяются среди населения и нарушают работу мозга всех, кто их подхватил. Поэтому нужно, не теряя времени, исправить ситуацию, пока они не нанесли непоправимый ущерб.

Профессору Сибуло нужна ваша помощь. Вы берете на себя роль нейробиолога, и ваша задача заключается в том, что найти различные нейромифы и разрушить их.

Миф № 1: объем мозга влияет на интеллект

«У тебя пусто в голове!» «У тебя птичьи мозги!» Такие выражения нередко используются, чтобы указать человеку на его глупость и рассеянность. Они уходят корнями в давние представления о связи между объемом мозга и интеллектом.

Мозг слона весит 5 кг, а мозг кашалота — 7 кг, то есть почти в 5 раз больше нашего (в среднем 1,3 кг). И даже если мы будем отталкиваться от отношения веса мозга к весу тела, то все равно проиграем: на этот раз — воробью, на мозг которого приходится 7% массы против 2,5% у нас.

Теперь давайте сравним вес мозга современного человека и его предков. За 7,5 миллиона лет размер мозга вырос втрое. Как бы то ни было, у нашего вида «гомо сапиенс» его объем постоянно снижается: на 15-20% по сравнению с кроманьонцами.

Есть ли различия между мужчинами и женщинами? Что касается размеров мозга, несколько исследований указывают, что у мужчин он в среднем на 13% больше чем у женщин. Да, но при этом стоит помнить, что мозг знаменитого физика Альберта Эйнштейна (Albert Einstein) был на 10% меньше нормы.

Так, как вы думаете, ваш интеллект зависит от размера мозга?

Миф № 2: упадок после 20 лет

По утвердившейся догме, после 20 лет начинается потеря нейронов и, как следствие, начало упадка наших умственных способностей.

Только вот это утверждение оставляет без внимания тот факт, что мы уже потеряли немало нейронов гораздо раньше, с рождения. В период развития зародыша формируется избыточное количество нейронов, более половины из которых отмирают сами естественным путем. Ликвидация лишних нейронов по большей части заканчивается с рождением. Потеря нейронов во время развития является важным этапом созревания мозга.

В течение нескольких десятилетий нейробиологи считали, что мы рождаемся с фиксированным числом нейронов, и что любая их потеря невосполнима. Тем не менее в 1998 году было сделано революционное открытие: человеческий мозг производит нейроны.

Впоследствии исследования подтвердили, что в одном участке мозга производство нейронов не останавливается никогда: гиппокамп формирует порядка 700 нейронов в день в мозге взрослого человека.

Нейроны чувствительны к среде

Производство новых нейронов из стволовых клеток называется нейрогенезом. Как на зародышевом, так и на взрослом этапах развития, он очень восприимчив к среде, в частности к воздействию пестицидов.

Группа ученых из Лаборатории экспериментальной и молекулярной иммунологии и нейрогенетики изучает последствия влияния пестицидов на развитие мозга, в частности на нейрогенез. Недавно специалистам удалось установить, что постоянное воздействие слабых доз у грызунов ведет к нарушениям на уровне участков мозга, которые отвечают за формирование новых нейронов.

Как бы то ни было, среда может оказывать и положительное воздействие на нейрогенез. В частности, ему способствуют интеллектуальная и физическая деятельность, а также социальные отношения. Как бы то ни было, способность мозга формировать новые нейроны действительно уменьшается с возрастом.

В любом случае, самое главное для мозга — это не количество нейронов, а связи между ними. Потеря нейронов не так страшна, если между остальными сохраняются эффективные связи.

Более быстрые связи

Но от чего же зависит эффективность связей? Нейроны соединяются на уровне синапсов. Чем больше сигналов проходит между двумя нейронами, тем прочнее синапс. Учиться значит создавать более быстрые связи между нейронами.

Часто используемые нейронные маршруты превращаются в скоростные магистрали, которые облегчают решение задач и осуществление движений, а также отвечают за обучение и формирование новых воспоминаний.

Этот процесс связан с пластичностью мозга, которая, как было четко установлено, сохраняется на протяжение всей нашей жизни.

Среди механизмов регулирования этой пластичности стоит особо отметить роль таких присутствующих в мозге химических веществ как нейромедиаторы. Они свободны на уровне синапса и обеспечивают связь двух нейронов. Среди них стоит отметить глютамин, дофамин, ацетилхолин и серотонин.

Серотонин известен тем, что контролирует психологическое равновесие и участвует в регулировании настроения человека. Стоит отметить, что некоторые антидепрессанты воздействуют на его количество в мозге.

Как бы то ни было, влияет серотонин и на процесс запоминания. Он воздействует на находящиеся на поверхности нейронов рецепторы, чтобы контролировать их форму, число синапсов и синаптическую пластичность.

Сотрудники орлеанского Центра молекулярной биофизики вплотную занялись работой этого нейромедиатора и его воздействием на рецепторы. В частности им удалось установить, что расстройство на уровне деятельности одного из рецепторов может вести к нарушениям в обучении в рамках одного генетического заболевания.

Пластичность нейронов и нейрогенез представляют собой сложные механизмы, которые сохраняются на протяжение всей нашей жизни, а также являются залогом обучения и приспособления к новым ситуациям. Так что, вы все еще верите в миф о том, что в мозге человека начинается упадок уже в 20 лет?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector