Нарушение пространственного восприятия
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Нарушение пространственного восприятия

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга

д) Нарушение ориентировки в пространстве и конструктивная апрактагнозия

До сих пор мы описывали те нарушения в зрительном и тактильном восприятии, которые возникают при поражения« вторичных отделов зрительной и кожно-кинестетической коры головного мозга. Анализ этих явлений привел нас к выделению в качестве общего фактора, обусловливающего данные расстройства, нарушение синтеза отдельных раздражений в симультанные структуры или «группы».

Сейчас мы обратимся к другим явлениям, которые могут возникать при поражениях затылочно-таменных отделов коры и которые непосредственно приводят нас к важным вопросам патологии пространственной ориентировки.

Задние отделы нижнетеменной области (поле 39-е Бродмана), непосредственно переходящие в затылочные отделы мозга, представляют собой одну из наиболее поздних корковых «формаций, связывающих центральные аппараты кинестетического, вестибулярного и зрительного анализаторов. Они играют ведущую роль в синтезе всех этих разнообразных раздражений и поражение этих отделов мозговой коры неизбежно приводит к ‘большему или меньшему нарушению наиболее сложных форм зрительно-пространственных синтезов, к распаду ориентации в пространстве и к тем явлениям пространственной апраксии, которые получили суммарное название апрактагнозии и которые были подробно описаны в литературе.

Восприятие пространственных отношений и ориентация в пространстве являются одной из самых комплексных по своему составу форм отражения внешнего мира. Спиритуалистические попытки изобразить восприятие пространства как одну из форм «априорных синтетических суждений» (Кант) или подходить к нему с позиций «нативизма», предполагавших, что отражение пространства является одной из врожденных форм познания, являются попытками, наиболее далекими от истины.

Восприятие пространства основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, точнее, на тех процессах зрительного анализа и синтеза, о которых мы только что говорили. Однако, как показывают генетические наблюдения, в частности проведенные такими авторами, как Пиаже (1935), зрительная ориентировка в пространстве является лишь наиболее поздней и свернутой формой пространственного восприятия Как видно из этих генетических исследований, на ранних этапах развития в состав пространственной ориентиров-ки входит практическая деятельность ребенка, возможность которой формируется в конце первого года жизни одновременно с укреплением совместной работы зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов (Н. М. Щелованов, 1925, Н. Л. Фигурин и Μ. Π Денисова, 1949). Лишь при их совместной работе, осуществляющейся в процессе осматривания, ощупывания, поворота головы и движений глаз, возникают те комплексные формы отражения пространственных отношений, которые остаются неизменными даже пр и перемене положения тела. Поэтому такой значительный интерес представляют те случаи, при которых нарушение одного из этих компонентов, например вестибулярного аппарата, приводит к отчетливым изменениям пространственной ориентировки в целом (И. С. Беритов, 1959, 1961).

Восприятие пространственных отношений у человека не исчерпывается, однако, совместной работой трех только что упомянутых анализаторов.

Существенной особенностью пространственного восприятия человека является тот факт, что оно всегда представляется несимметричным, проявляющим отчетливую латерализацию. Мы различаем в воздействующем на нас пространстве правую и левую стороны, отличаем то, что расположено спереди и сзади, сверху и снизу от нас, иначе говоря, воспринимаем пространство в системе основных геометрических координат Эти геометрические координаты не являются, однако, равноценными. Ориентировка в пространстве всегда сводится к тому, что во внешнем пространстве выделяется то, что находится справа; отнесенное к ведущей правой руке, оно отличается от того, что расположено слева; эти представления «правого» и «левого» в дальнейшем получают и свое словесное обозначение. Субъект начинает опираться на целую систему признаков, позволяющих ему ориентироваться в пространстве. В эту сложную систему включается комплекс «локальных знаков», часть которых связана с деятельностью вестибулярного аппарата, часть — с мышечным чувством, часть — со зрением. Наконец, эти координаты, как правило, обозначаются словесно, организуясь, таким образом, системой языка. Ряд исследователей, начиная с Лотце (1852) и кончая Шильде-ром (1935), Ф. Н. Шемякиным (1940, 1954, 1959), Т. X. Короленком (1946), подробно описали тот сложный комплекс факторов, который лежит в основе ориентировки в пространстве.

Ориентировка в пространстве может нарушаться при поражении различных факторов, и наиболее отчетливые формы нарушения пространственной ориентировки возникают в тех случаях, когда поражаются те зоны коры головного мозга, которые обеспечивают совместную работу всех перечисленных анализаторов.

Именно поэтому нарушения ориентировки в пространстве занимают такое большое место в патологии затылочно-теменных отделов мозга

Нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве, возникающие при поражении теменно-затылочных отделов коры, были описаны многими авторами: Г. Холмсом (1919), Хэдом (1926), Кричли (1953), Зангвиллем и его сотрудниками (Патерсон и Зангвилл, 1944, 1945, Эттлингер, Уоррингтон и Зангвилл, 1957 и др.) — в Англии; Цуккером (1934), Герстманном (1924), Петцлем (1926), Конрадом (1932), Клейстом (1934), Раншбургом и Шиллем (1932), Ланге (1936) и многими другими — в Германии; М. Б. Кролем (1933)—у нас, Лермиттом и др. (1941, 1942), Экаэном, Ажуриагерра и их сотрудниками (1956 и др.)—во Франции, Бендером и Тейбером (1947, 1948 и др.) —в Америке.

В этих случаях дефекты пространственного восприятия обычно объединялись с дефектами пространственно-организованной деятельности. Вот почему некоторые авторы предлагали говорить о них как о «пространственной апрактагнозии».

Явления «пространственной апрактагнозии» не обязательно связаны с грубыми нарушениями в зрительном или тактильном узнавании предметов. Даже в случаях астереогноза можно предполагать общее нарушение «пространственного фактора», выходящее за пределы осязательных дефектов (Семмес, 1965). Лишь в тех случаях, когда патологический очаг нарушает нормальную работу переднезатылочных отделов коры, они могут преимущественно распространяться на зрительную сферу и осложняются явлениями оптической агнозии на предметы; в тех же случаях, когда в патологический процесс вовлекаются постцентраль-чые отделы коры, эти же явления начинают носить выраженный тактильно-кинестетический характер и комбинируются с астереогнозом Это показывает, что внутри класса «пространственных апрактагнозии» могут быть различные варианты, еще подлежащие тщательному изучению.

Признаки нарушения ориентировки в пространстве проявляются у этих больных уже в их обычном поведении. Такие больные часто не могут найти путь в свою палату, неправильно ориентируются в направлении (идут, например, направо там, где нужно идти налево), не могут правильно выполнять бытовые операции, требующие учета пространственных соотношений, не могут самостоятельно одеваться, правильно застелить постель и т. д.

Заметные затруднения выступают у них и в специальных опытах, например, когда им предлагается придать руке известное положение в пространстве; они смешивают вертикальное и горизонтальное положения, фронтальное и сагиттальное направления, не могут правильно выкладывать требуемую геометрическую фигуру из спичек и т. д.

Эти нарушения принимают особенно выраженную форму, когда больные ставятся перед задачей, требующей мысленного перемещения известных пространственных отношений, например, когда врач, сидящий напротив больного, предлагает ему воспроизвести соответствующее пространственное расположение его рук, мысленно перевернув зрительно воспринимаемые отношения, или соответственно переместить отношения элементов в фигуре, выложенной из спичек.

Аналогичные трудности возникают, когда подобные больные пытаются копировать геометрические фигуры с асимметрично ориентированными элементами, в особенности, если эти элементы отличаются от привычных положений. Характерно, что у больных с оптико-пространственными расстройствами наблюдаются не только явления типа «апрактагнозии» или «конструктивной апраксии». Они затрудняются также в воспроизведении букв, обнаруживая признаки зеркального письма (оптико-пространственная аграфия). На рис. 50 приводятся примеры таких нарушений.

Рис. 50 Оптико-пространственные нарушения в письме под диктовку и при списывании у больных с поражением теменно-затылочных отделов коры а—б-ной Бул (двустороннее ранение затылочной области), б — б-ной Ерох (ранение левой теменно затылочной области), в — б ной M (ранение левой теменно-затылочной области)

У больных с описываемым синдромом нарушения выходят, однако, далеко за пределы ориентировки в наглядном, непосредственно воспринимаемом пространстве. Пожалуй, с наибольшей резкостью эти дефекты выступают в пространственных представлениях, сохранность которых является основным условием для осуществления ряда операций.

Две пробы выявляют этот дефект с предельной отчетливостью. Одна из них связана с оценкой положения стрелок на часах, другая — с анализом координат географической карты.

Обе эти операции адресуются к тем процессам, которые в наибольшей степени нарушены у больных с поражением затылочно-теменных отделов коры. Обе они протекают в условиях внешне симметричного поля, анализ которого, однако, требует учета условных асимметричных координат. Симметричные геометрические пункты циферблата обозначают 3 и 9, 12 и 6; на эту основную систему координат накладываются условные схемы, придающие внешне симметричным точкам различное значение. Если прибавить, что все эти координаты имеют значения, выражающиеся в условных речевых формулах (например, 6 часов 10 минут и без 10 минут 6 часов; 20 минут 7-го и без 20 минут 7 и т. д.), сложность такой организации пространства в операции оценки положения стрелок на часах будет достаточно понятна. Аналогичная этому сложность выступает и в пространственной организации географической карты, где геометрически симметричные направления (Восток и Запад) имеют совершенно различное значение.

Обе данные операции предполагают перешифровку непосредственно воспринимаемого симметричного пространства при участии всей системы латерализованных аффе-рентаций.

Наблюдения показывают, что нарушение ориентации в пространственных отношениях на циферблате и географической карте, взаимная замена пунктов симметричными выступают как один из наиболее частых симптомов поражения теменно-затылочных отделов коры. На рис. 51 мы приводим типичные примеры распада подобного вида пространственных операций у больных с поражением коры теменно-затылочной области.

Рис. 51. Нарушение ориентировки в географической карте у больных с поражением теменно-затылочных отделов коры: а — б-ной Г. (ранение левой теменно-затылочной области) ; б — б-ной М. (ранение правой затылочной области)

Читать еще:  Что такое социальная

Аналогичные затруднения возникают у больных с данным синдромом, когда им предлагается назвать пальцы руки или указать’ названный палец. Для таких больных типично ошибочное называние второго пальца четвертым или безымянного указательным (т. е. вторым с другого конца), а также соответствующие ошибки в показе (Названных пальцев. Подобные симптомы составили такую существенную часть синдрома в целом, что получили после работ Герстмана (1924) название «пальцевой агнозии».

Все описанные симптомы могут встречаться при поражениях затылочно-теменных отделов как ведущего (левого), так и субдоминантного (правого) полушария. В последних случаях такие явления, как «пальцевая агнозия», нарушение правильной оценки положения стрелок на часах и стран света на географической карте могут выявляться менее отчетливо, что, по всей вероятности, указывает на связь этих дефектов с теми специальными нарушениями речи, которые выступают лишь при поражениях ведущего (левого) полушария.

Однако различия в характере нарушений пространственных синтезов при поражениях правого и левого полушарий должны еще быть подробно изучены, и эта работа, начатая Экаэном и Ажуриагерра и др. (1951, 1956 и др.), Зангвиллом (1951) и его сотрудниками (Эттлингер, Уоррингтон и Зангвилл, 1957) и др., заслуживает самого пристального внимания.

Серьезного внимания заслуживают и описанные этими авторами явления односторонней пространственной агнозии («Agnosie Spatiale Unilaterale»), при которой пространственные нарушения выступают лишь с одной (чаще всего с левой) стороны. Эти нарушения, обычно сопровождающие поражения правого полушария и протекающие независимо от сложных речевых расстройств, требуют специальной оценки.

Своеобразием случаев с нарушением пространственных синтезов и в первую очередь тех из них, которые сопровождают поражения ведущего (левого) полушария, является их связь со специальными речевыми расстройствами.

Мы видели, насколько сохранными у больных с предметной (оптической) агнозией оставались системы смысловых связей языка и насколько решающую роль они играли в попытках расшифровать значение зрительно воспринимаемого предмета.

В случаях пространственной апракгагнозии мы встречаемся с совершенно иным положением.

Больные с поражением теменно-затылочных (или, точнее, теменно-височно-затылочных) отделов левого полушария проявляют признаки нарушения пространственных синтезов и ориентировки в пространстве не только в наглядном восприятии и действии. Те же самые нарушения могут возникать у них и в более сложных символических формах деятельности, протекающих на уровне речевых процессов.

Мы имеем в виду те своеобразные затруднения в логико-грамматических операциях и в операциях счета, которые по своей психологической структуре тесно связаны с операциями пространственными отношениями. Они входят в состав синдрома нарушения высших корковых функций, возникающего при поражениях теменно-затылочных отделов мозга, и заслуживают специального рассмотрения.

CogniFit — Пространственное восприятие

Для моих тренировок

Для оптимизации работы с пациентами

Для использования членами моей семьи

Для оптимизации работы с учениками

Для проведения научных исследований

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

Пространственное восприятие

Когнитивная cпособность

Оцените своё пространственное восприятие и другие когнитивные способности.

Проанализируйте результаты посредством нашего нейрокогнитивного теста.

Зайдите и улучшите своё пространственное восприятие и другие когнитивные функции Попробуйте!

Что такое пространственное восприятие?

Пространственное восприятие — это способность человека осознавать отношения со своим окружением (экстероцептивные процессы) и с самим собой (интероцептивные процессы). Пространственное восприятие формируют два вида процессов: экстероцептивные — процессы, которые создают представление о нашем пространстве при помощи чувств, и интероцептивные — процессы, создающие представление о нашем теле, его позиции или направлении. Пространство — это то, что нас окружает: объекты, элементы, люди и т.д. Пространство также является частью нашего мышления, так как именно оттуда мы черпаем информацию для нашего жизненного опыта. Для того, чтобы получить полную информацию о характеристиках окружающего мира, человек использует две системы.

Когда мы говорим о пространственном восприятии, обычно под «пространством» мы подразумеваем всё, что нас окружает: предметы, объекты, люди и т.д. Однако пространство также является частью нашего мышления, поскольку мы храним в памяти полученный нами жизненный опыт.

Хорошее пространственное восприятие позволяет нам понять состояние окружающего нас мира и наше с ним взаимоотношение. К пространственному восприятию также относится понимание соотношения объектов при изменении их положения в пространстве. Кроме того, оно помогает нам представлять объекты в двух или трёх измерениях, что даёт возможность визуализировать их под различными углами зрения вне зависимости от перспективы, с которой мы смотрим.

  • Зрительная система: в сетчатке глаза находятся зрительные рецепторы, которые отвечают за информацию, получаемую от окружающей среды при помощи зрения.
  • Тактильно-кинестетическая система: находится вокруг тела человека и предоставляет информацию о положении различных частей тела, движении конечностей, а также характеристиках обнаруженных физических поверхностей, в том числе их скорости и неподвижности.

Самой важной характеристикой этой когнитивной способности является то, что с её помощью мы воспринимаем окружающий мир посредством размеров, форм, расстояний и т.д. Благодаря этому навыку мы можем воспроизвести предметы «в уме», как в 2D, так и 3D, а также предвидеть изменения в окружающем нас пространстве.

Пространственное восприятие важно и необходимо нам с самого детства, мы постоянно используем эту когнитивную способность. Например, когда мы идём, одеваемся или даже когда рисуем. С другой стороны, пространственное восприятие постоянно помогает нам не натыкаться на окружающие предметы. Когда мы ведём машину, мы стараемся не пересекать разделительные полосы, а также не задевать колёсами тротуар при парковке. В эти моменты мы обращаем внимание на дистанцию, положение и размеры объектов по отношению к нам. Даже когда нам нужно добраться до места, в котором мы раньше не были, нам нужно сориентироваться, и для этого также необходим данный навык.

Когда мы тренируем пространственное восприятие, мы развиваем способность осознавать расположение окружающих нас объектов. Для этого очень важно понимать расположение объектов, понятия дистанции, скорости и местонахождения (наверху, внизу, сверху, снизу и т.д.).

Пространственное восприятие может быть нарушено при некоторых расстройствах развития, таких, как аутизм, синдром Аспергера, церебральный паралич и другие. Страдающие этими заболеваниями не могут правильно воспринимать стимулы окружающего пространства, объединять их в единое целое и интерпретировать.

Примеры пространственного восприятия

За развитие этой когнитивной способности отвечает левое полушарие. С помощью этого полушария мы выполняем математические и пространственные расчёты, которые непосредственно связаны с пространственным восприятием, пониманием пространства. Представьте, что если из-за травмы мозга будет повреждено левое полушарие, это может вызвать трудностости с ориентированием, распознаванием и толкованием, таким образом, пространственное восприятие будет нарушено.

Патологии и расстройства, связанные с нарушением пространственного восприятия

Таким образом, обладать хорошим пространственным восприятием означает иметь способность стоять, двигаться, ориентироваться, принимать различные решения, анализировать ситуации и события в нашем окружении, а также взаимоотношение с ним нашего тела.

Пример: вы решаете пойти в новое кафе в торговом центре. При входе разглядываете план и находите местоположение кафе. Для чтения карт и понимания знаков в двух измерениях нам необходимо пространственное восприятие.

Как измерить и оценить пространственное восприятие?

Пример: пространственное восприятие необходимо нам, чтобы положить на место коробки, книги, например, на полку или в кладовку. При этом мы перебираем в уме возможное расположение и выбираем оптимальный для себя вариант.

Пример: когда мы должны определить маршрут или направление движения, мы должны выбрать наиболее подходящую нам позицию. Для этого нам нужно сориентироваться одним из двух способов: либо с помощью декартовой системы координат, базирующейся на использовании сторон света (север, юг, восток и запад) либо используя точку отсчёта. Например, взять за точку отсчёта какой-то объект — дерево, дом или иной, для того, чтобы вернуться в нужное нам место.

  • Тест на Программирование VIPER-PLAN: необходимо как можно быстрее провести шар по лабиринту за минимальное количество шагов.
  • Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране в случайном порядке будут появляться стимулы. Далее символы будут загораться по очереди в определённом порядке под звуковые сигналы. Необходимо наблюдать как за изображением, так и за звуком. Во время вашей очереди игры нужно будет воспроизвести последовательность.

Как реабилитировать или улучшить пространственное восприятие?

Все когнитивные способности, включая пространственное восприятие, можно улучшить с помощью тренировки. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально.

Читать еще:  Психологическая помощь в чите

Пластичность мозга лежит в основе реабилитации пространственного восприятия и других когнитивных способностей. CogniFit («КогниФит») предлагает батарею клинических упражнений, созданных для реабилитации дефицита пространственного восприятия и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи укрепляются при использовании функций, которые от них зависят. Таким образом, при регулярной тренировке пространственного восприятия укрепляются нейронные связи задействованных при этом отделов мозга. Поэтому когда наши глаза передают пространственную информацию мозга и он начинает её обрабатывать, нейронные соединения становятся более быстрыми и эффективными, и наше пространственное восприятие улучшается.

CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать персонализированную программу когнитивной стимуляции для каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки пространственного восприятия и других основных когнитивных функций. По итогам тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предложит персональную когнитивную тренировку для улучшения пространственного восприятия и других когнитивных функций, которые, по результатам оценки, в этом нуждаются.

Чтобы улучшить пространственное восприятие, тренироваться нужно правильно и регулярно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации этой когнитивной функции. Для корректной стимуляции необходимо уделять 15 минут в день тренировке, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. Разнообразные интерактивные упражнения представлены в форме увлекательных умных игр, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») представит подробный график прогресса когнитивного состояния.

Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике

Татьяна Адасенко
Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике

В настоящее время существует достаточно большое количество психолого-педагогических и научно-методических исследований, посвященных проблеме формирования и развития зрительно пространственных представлений детей. В педагогике и психологии накоплена богатая информация о зрительно-пространственных представлениях и закономерностях их развития, которая служит основой для разработки методик формирования и развития пространственных представлений.

Зрительное восприятие является сложным системным психофизиологическим процессом,включающим различные операции: восприятие, кодирование и анализ свойств объекта, его мультимодальную конвергенцию, идентификацию (опознание, оценку его значимости, принятие решения в соответствии с мотивом и целью перцептивной деятельности. Восприятие осуществляется при интеграции процессов внимания, памяти, общей организации деятельности и т. п., но и сложной многокомпонентной структурой.

Восприятие осуществляется при взаимодействии сенсорных процессов внимания, памяти, общей организации деятельности. Первоначальный этап формирования зрительного восприятия заключается в обнаружении объекта (внимание, различении и выделении его информативных признаков. На основе комплекса воспринятых признаков происходит интеграция в целостный перцептивный образ. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталонами памяти позволяет произвести категоризацию, то есть принять решение о классе, к которому относится объект.

Функционирование системы зрительного восприятия отражается в таких ее компонентах, как зрительно-пространственное восприятие, помехоустойчивость, константность, зрительно-моторная интеграция, обеспечивающих адекватное отражение предметов и явлений окружающего мира.

Зрительное восприятие является основой познавательной деятельности ребенка, ориентирует и регулирует его поведение. Формирование зрительного восприятия – одна из основных задач дошкольного образования, на его основе формируются базовые школьные навыки письма и чтения. Эффективность этих процессов напрямую зависит от формирования зрительно-пространственных, моторных навыков, зрительного поиска, которые позволяют детям визуально различить среди графических форм нужную, точно копировать текст, уметь оперировать пространственными понятиями. Зрительное восприятие является одним из чувствительных и интегративных показателей оценки развития ребенка.

Несформированность зрительного восприятия в целом и отдельных его компонентов создает специфические проблемы в жизнедеятельности ребенка. Показано, что скорость письма зависит от степени сформированности зрительно-моторной интеграции, обработки зрительной информации, включая память. С дефицитом зрительного восприятия связывают трудности чтения. Имеются также данные о том, что недостаточная эффективность зрительно-пространственной обработки определяет языковые трудности, что может быть связано с дефицитом зрительного внимания.

Реализация зрительного восприятия как системного акта осуществляется при участии различных структур головного мозга, каждая из которых вносит свой собственный вклад в построение активной перцептивной деятельности, включающей внимание, опознание, рабочую память, эталонное сравнение стимулов, отнесение их к определенной категории и т. п. В процессе индивидуального развития структуры мозга, вовлекающиеся в акт восприятия, созревают неодновременно и достигают определенного уровня зрелости, характерного для взрослых, на разных этапах онтогенеза. Следствием этой гетерохронности развития мозговых структур является специфика функционирования системы восприятия в различные возрастные периоды. Интенсивное созревание корковых зон и внутрикорковых связей в возрасте 5-7 лет позволяет рассматривать этот период как сенситивный для совершенствования механизмов зрительного восприятия. В старшем дошкольном возрасте можно охарактеризовать различную динамику созревания компонентов зрительно-пространственного восприятия детей. В возрасте 5-6 лет у детей следует выделить наиболее важный темп развития всех компонентов зрительно-пространственного восприятии, в период 6-7 лет отмечается значимое повышение показателей развития зрительно-моторной деятельности и ориентирования в пространстве.

Зрительно-пространственный анализ представляет собой особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности мозга, которая включает в себя определение формы, размер, местоположение и перемещение предметов относительно друг друга, а также анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов, что объединяется понятием «бессознательная схема тела». Схема тела рассматривается в данном контексте как биологическая, психологическая и социальная конструкция личности. Она являет собой динамически-историческую формацию, складывающуюся из осязательных, зрительных, тепловых и болевых ощущений, а также импульсов со стороны вестибулярного аппарата, скелетной мускулатуры и внутренних органов. При этом формируется тесная связь с инстинктивными потребностями, а также с межличностным опытом в социальной сфере. Поэтом у нарушения схемы тела (пространственного восприятия) помимо нарушения интеллектуального развития личности, изменения его эмоциональной сферы, проявляется в нарушениях отношений индивидуума с самим собой, с другими лицами и с окружающим миром в целом. Согласно концепции W. Schilder «социальные отношения – это отношения между картинами тела». В ряде исследований Цветковой Л. С., посвященных изучению нормально развивающихся детей, отмечается, что самые элементарные формы ориентировки в пространстве возникают уже в младенческом возрасте. Генезис этих форм тесно связан с развитием у ребенка сложных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете. Ребенок, по выражению Сеченова И. М., «выучивается смотреть», различать пространственные отношения между видимыми предметами по мере накопления его индивидуального опыта.

Таким образом, зрительное восприятие является сложным системным психофизиологическим процессом, которое оказывает значительное влияние на психофизиологическое развитие ребенка.

Современная школа России. Проблемы, тенденции развития Содержание. Введение…. 3 §1. Программа «Школа России» …. 5 §2. «Проблемы,.

Нестандартные игровые пособия как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения Комплекс коррекционно-развивающих игр «Палочки-выручалочки» Цель: Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у детей с нарушением.

Проблемы развития и обучения детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают.

Презентация «Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с задержкой психического развития» Учитель – дефектолог МБДОУ №16 «Колобок» г. Ульяновск И. А. Терехина У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии.

Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции» Цель: развитие у учащихся пространственных представлений. Задачи: Образовательные:.

Система развития пространственного мышления детей дошкольного возраста Упражнения на образно-пространственную ориентировку (по Е. В. Горшковой): упражнения построены на основе различных пространственных размещений.

Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Актуальность темы: В настоящее время детские психологи и педагоги дошкольных учреждений все чаще поднимают вопрос о нарушении возрастных.

Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего дошкольного возраста».

Влияние развития мелкой и общей моторики на формирование речевой активности детей раннего возраста В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики. Автор раскрывает.

Нарушение восприятия пространства

Можно указать на следующие нарушения:

Ощущение нереальности пространства. Пространство, как и все существующее в действительности, воспринимается пациентами как фикция, выдумка или сновидение;

Разделение пространства как бы на две половины. Одна его часть воспринимается как близкая индивиду, здесь он чувствует себя в безопасности, другая — как отчужденная, неконтролируемая, вызывающая беспокойство;

Нарушения восприятия пространства свидетельствуют о наличии психического заболевания, поэтому при проявлении подобных симптомов рекомендуем обратиться в психиатрическую клинику

Удвоение пространства: например, это реальное пространство и галлюцинаторное пространство, существующее как бы параллельно первому, в мнимом пространстве пребывают столь же мнимые образы, там никогда не встречаются реальные наглядные образы. Если наряду с галлюцинациями существуют еще и псевдогаллюцинации, то пространство бывает представлено сразу тремя его измерениями, так как псевдогаллюцинации помещаются пациентами в особое, психическое или внутреннее пространство.

Вот сообщение больного шизофренией: «Внезапно пейзаж был словно отодвинут от меня какой-то чуждой силой. Мне показалось, что внутренним взором я вижу под бледно-голубым вечерним небом второе, черное небо, внушающее ужас свои величием. Все стало беспредельным, всеохватывающим. Я знал, что осенний пейзаж пропитало другое пространство — тончайшее, невидимое (хотя и черное), пустое и призрачное. Иногда одно из пространств приходило в движение; иногда оба пространства смешивались». Еще один пациент говорит, что он видит только пространство между вещами; сами вещи в некоторой степени тоже присутствуют, но их не очень-то видно; бросается в глаза совершенно пустое пространство.

Читать еще:  Приступ паники что делать

Нереальность действительного пространства и гиперреализация воображаемого пространства. Например, пациенты ощущают себя в пространстве «рая» или «ада», воспринимая впечатления о реальности как о чем-то несуществующем и ничего для них не значащем;

Сужение пространства — состояния, в которых пациентам кажется, будто пространство сократилось вокруг них и за пределами этой узкой сферы ничего больше нет: ни объектов, ни пространства. Другими словами, те психические акты, в которых последние представлены, не воспринимаются или, точнее, не осознаются. Нечто похожее на это испытывают, по-видимому, пациенты с сумеречным помрачением сознания, для которых все, что выходит за пределы узкого круга их реального восприятия, как бы не существует вовсе;

Альтернирующее пространство — смена разных состояний восприятия пространства. Днем, рассказывает больная, «я нахожусь в одном мире, а вечером и ночью я оказываюсь будто бы совсем в другом мире, где меня окружает зло». В данном случае происходит смена реального пространства воображаемым и наоборот;

Переживание бесконечного пространства — утрата осознавания психических процессов, в которых представлена конечность конкретного пространства. Больной К.Ясперса говорит: «Я все еще видел комнату. Пространство казалось вытянутым и уходящим в бесконечность, совершенно пустым. Я чувствовал себя потерянным, заброшенным в бесконечном пространстве, которое, несмотря на всю мою незначительность, каким-то образом мне угрожало. Оно казалось дополнением к моей собственной пустоте. Старое физическое пространство казалось каким-то фантомом этого другого пространства».

Другой пациент описывает чувство бесконечного пространства, возникающее под влиянием мескалина. Глубинное измерение пространства казалось ему многократно увеличенным. «Стена отодвигалась, и пространство проникало повсюду»;

Переживание одушевленного пространства — результат отчуждения собственных эмоций и их проецирование не на какие-то конкретные объекты, а на пространство. К.Ясперс говорит о том, что «оценка пространства также приобретает эмоционально-чувственный характер». В результате пространство становится для пациентов как бы угрожающим или благоприятствующим. Как поясняет пациент, «неверно было бы говорить только о пространстве, ибо что-то происходило во мне самом».

Патология восприятия

1) Нарушения чувствительности вообще:
Гиперэстезии (повышение чувствительности) — для больного невыносимы обычные раздражители, пороги понижены, чувствительность повышена и связана с болезненными ощущениями.
Гипоэстезии — общая слабость чувствительности, возможна истерическая гипоэстезия. Также выделяют тотальную гипоэстезию (по всем модальностям) вплоть до анестезии (количественно) и локальную (типа чулка, перчатки и пр.).
2) Патологии мозга вызывают агнозии, которые наблюдаются на фоне полной сохранности сенсорики. Изменяют процесс восприятия нарушения центральных компонентов.
Зрительные агнозии
Расстройства зрительного гнозиса, которые возникают при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций, называются зрительными агнозиями. Выделяются различные виды зрительных агнозий, которые встречаются изолированно друг от друга.
1) Предметная агнозия
Наиболее распространенная форма зрительной агнозии. Больной правильно воспринимает отдельные элементы изображения, может описать отдельные признаки предмета, но не может понять смысла изображения объекта в целом, не может опознать предмет. При этом резко изменяются временные характеристики восприятия, пороги узнавания возрастают на несколько порядков, что указывает на сложности в переработке зрительной информации. Как указывает А.Р. Лурия, процесс зрительного анализа превращается в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ.
Предметная зрительная агнозия связана с поражением теменно-затылочных отделов мозга (18 и 19 поля), т.е. нижней части «широкой зрительной сферы».
2) Оптико-пространственная агнозия
Больной теряет ориентацию в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. Нарушается лево-правая ориентировка, ориентировка в сторонах света и т.п., в грубых случаях — даже в верхне-нижних координатах. Больной перестает понимать символику рисунка, отражающую пространственные качества объектов. Как правило, нарушается самостоятельный рисунок в связи с невозможность передать пространственные признаки объектов. При правополушарных очагах поражения может наблюдаться односторонняя оптико-пространственная агнозия. В связи с вышеперечисленными симптомами у больного возникают трудности при выполнении бытовых двигательных актов, требующих пространственной ориентации движений, могут также возникать проблемы с чтением при прочтении букв, имеющих «лево-правые» признаки (К, Я, У).
Связана с поражением верхней части «широкой зрительной сферы», односторонним или двусторонним поражением теменно-затылочных отделов мозга.
3) Цветовая агнозия
Больной правильно различает отдельные цвета и правильно их называет. Но он не может назвать предметы определенного конкретного цвета или, наоборот, сказать, какого цвета бывает тот или иной предмет. У больного нет нарушений в различении цветов, но возникают трудности с их категоризацией.
4) Симультанная агнозия (синдром Балинта)
У больного резко сужен объем зрительного восприятия, он не может воспринимать одновременно 2 изображения, не может воспринять целое, видит только часть целого. При этом он не может перевести взгляд и рассмотреть все изображение последовательно из-за сложных нарушений движений глаз («атаксия взора»).
Предполагается, что эта форма нарушения связана с дефектами корковых зрительных клеток, которые способны лишь на локальные очаги возбуждения. Связь со стороной поражения и локализацией очага в «широкой зрительной сфере» не установлена.
5) Буквенная агнозия
Больной, правильно копируя буквы, не может их назвать. Такое нарушение встречается изолированно от других нарушений зрительного гнозиса, больной правильно воспринимает предметы, правильно ориентируется в сложный пространственных изображениях, но не понимает букв и не может читать (первичная алексия).
Связана с поражением левого полушария мозга — нижней части «широкой зрительной сферы», на границе затылочной и височной коры у правшей.
6) Лицевая агнозия
Больной теряет способность распознавать реальные лица и их изображения. В грубых случаях больной не различает лиц детских и взрослых, мужских и женских, не узнает лиц родных и близких, узнает людей только по голосу.
Связана с поражением задних отделов правого полушария (у правшей), главным образом — с нижними отделами «широкой зрительной сферы».
Слуховые агнозии
Слуховая система, в отличие от других анализаторных систем, имеет еще одну существенную характеристику: на ее основе формируется речь. Поэтому внутри слуховой системы выделяют 2 самостоятельных подсистемы: неречевой слух — способность ориентироваться в неречевых звуках (шумах, музыкальных тонах) и речевой слух, то есть способность слышать и распознавать звуки речи. Различные речевые расстройства, в том числе и связанные с речевым слухом, относятся к области афазий, и поэтому к слуховым агнозиям относят лишь расстройства, связанные с неречевым слухом. Слуховыми агнозиями называются гностические слуховые расстройства, связанные с поражением ядерной зоны звукового анализатора (41, 42, 22 поля), протекающие при относительной сохранности элементарных слуховых функций.
1) Собственно слуховая агнозия
Больной не узнает предметных звуков, т.е. слышит звуки и различает их по высоте, тембру, длительности, но не может распознать, что звучит. Он не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов.
Связана, как указывалось выше, с поражением ядерной зоны слуховой системы, чаще всего — с довольно обширным поражением правой височной области.
2) Слуховая аритмия
Больной не может оценить ритмические структуры, предъявляемые на слух, и воспроизвести их. В грубых случаях больной даже не может определить количество звуков, ударов в ритме.
Связана с нарушениями как в правосторонних, так и в левосторонних височных областях.
3) Амузия
Больной теряет способность узнавать и воспроизводить мелодию, отличать одну мелодию от другой. Зачастую музыка начинает вызывать неприятные и болезненные переживания, вплоть до головной боли. Если больной до заболевания знал музыкальную грамоту, эти знания теряются.
Связана с нарушениями, главным образом, правой височной области головного мозга.
Тактильные агнозии
Нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т.е. сенсорной основы тактильного восприятия, называются тактильными агнозиями.
1) Астереогноз
Больной теряет способность опознавать предметы на ощупь, не интегрируются тактильные ощущения, поступающие от объекта. При этом возможны две формы нарушения: 1) больной правильно воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать; 2) нарушено опознавание и этих признаков.
2) Тактильная агнозия текстуры
Больной испытывает трудности при опознании материала, из которого сделал предмет, опознании таких качеств объекта, которые характеризуют поверхность предмета (шероховатость, гладкость, мягкость, твердость и т.п.).

      3) Пальцевая агнозия (синдром Герштмана)

У больного нарушается возможность называния пальцев руки, контралатеральной очагу поражения, способность узнавать пальцы рук с закрытыми глазами.
Связана с поражением нижнетеменной коры одного из полушарий.
4) Тактильная алексия
Больной теряет способность опознавать буквы и цифры, «написанные» на коже.

3) Патологии, не связанные с локальными поражениями мозга.
Иллюзии — ошибочное восприятие, человек воспринимает предмет, но неадекватно, в связи с особым аффективным состоянием. Стимул есть, но воспринимается искаженно. Иллюзии могут быть зрительные, слуховые, вербальные.
Галлюцинации — восприятие без объекта, без стимула. Возникают при разных видах психических и соматических болезней. Могут быть разной модальности и все характеризуются предметностью и реальностью того, что «воспринимается». Сомнений в их реальности у больных нет. Виды: зрительные (фосфены, фотопсии, предметы, сцены), слуховые (окрики, предметные звуки, вербальные стимулы — предметом разговора всегда является сам больной, а разговор может быть комментирующим, императивным, независимым), тактильные (кто-то бегает и т.п.), обонятельные (обычно — неприятные запахи, которые преследуют человека).
4) Психосенсорные расстройства.
Нарушение схемы тела — увеличение или уменьшение тела или его частей.
Нарушение пространственного восприятия размера, расстояния, формы предметов — макропсии, микропсии, метарфопсии.
Дереализация — феномен «онезнакомливания» и deja vu.
Деперсонализация — изменение чувства собственного Я.

Другие записи

к задачам из плаката
«Выбери свой университет»
в школах Москвы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector