Нарушения эмоциональной сферы
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Нарушения эмоциональной сферы

Расстройства эмоциональной сферы

Эмоции – это психический процесс. Через эмоцию человек отражает свое отношение к предмету или явлению. Он может получать восторг от любимого фильма, грустить над утратой питомца или веселиться в компании друзей. Все это – отражение личной оценки объектов внутреннего и внешнего мира.

Эмоции выполняют три функции:

  1. Оценка. При помощи эмоции человек оценивает субъективную значимость предметов, событий или явлений.
  2. Побуждение. Эмоции навязывают человеку поведение. Гордость и обида может привести к необдуманным поступкам, радость и веселье побуждают к общению и действиям.
  3. Организация. Эмоция – это часть организации психической жизни. Эмоционально окрашенная информация лучше запоминается, события со страхом избегаются человеком.

Адекватные эмоции всегда помогают человеку. Они помогут избежать неприятных ситуаций или найти источник удовольствия, побудят к любви и романтическим отношениям. Однако патологическая эмоция наоборот, искажает восприятие реальности и сознание. Неадекватные и чрезмерно выраженные эмоции деструктивны и непродуктивны. Они провоцируют дезориентацию и препятствуют осознанному поведению.

Что это такое

Расстройства эмоциональной сферы – это группа психических нарушений, при которых нарушается реактивность, выраженность, адекватность и устойчивость эмоций. Также патология эмоций охватывает нарушение настроения.

В норме человек может управлять своими эмоциями. Они не овладевают его сознанием, хоть и нередко побуждают к необдуманным действиям. Здоровый человек, несмотря на сильнейшие эмоции, может анализировать ситуацию и предугадывать последствия своих действий.

Когда эмоции берут верх над сознанием, когда они сильны настолько, что не позволяют человеку думать, когда смерть матери не вызывает реакции, когда эмоции вычленяются из остальных психических процессов и «живут» собственной жизнью, можно говорить о нарушении эмоциональной сферы или аффекта.

Причины

Эмоции расстраиваются из-за таких причин:

  • психические расстройства: шизофрения, биполярно-аффективное расстройство, эпилепсия, генерализованное тревожное расстройство, большая депрессия;
  • соматические болезни и патологические состояния: интоксикация, недостаток кислорода, болезни внутренних органов.
  • прием медикаментов: эмоции возникают как побочный эффект.

Симптомы

Расстройство эмоций классифицируется так:

Нарушение эмоциональных реакций

Существует понятия физиологического и патологического аффекта. Физиологический аффект – это норма. Он не сопровождается нарушением сознания. При физиологическом аффекте немного сужается круг восприятия, человек концентрируется на эмоциональном событии. Если человек совершил преступление в физиологическом аффекте (это определяется судебно-психиатрической экспертизой), он признается вменяемым и виновным.

Патологический аффект сопровождается нарушением сознания: больной не отвечает за свои поступки и не может контролировать поведение. Обычно патологический аффект возникает в ответ на внезапную и сильную психотравмирующую ситуацию. Если человек совершил преступление в патологическом аффекте, он признается невменяемым, не несет криминальную ответственность и подлежит психиатрическому лечению.

Расстройства эмоциональных состояний и свойств

Нарушение выраженности и силы эмоций:

  1. Сензитивность. Характеризуется чрезмерной чувствительностью к эмоциональному событию и ранимостью. Например, человек может расплакаться, если у него из рук выпало яблоко. Сензитивность может быть врожденным качеством или сопровождать расстройство личности.
  2. Эмоциональная холодность. Характеризуется притуплением эмоций. События не вызывают адекватной реакции. Явления и объекты встречаются холодным отношением, независимо от их значимости. Например, смерть близкого человека не вызывает грусти или печали у человека. Обычно встречается при шизофрении и шизоидном расстройстве личности.
  3. Эмоциональная тупость. Это абсолютная эмоциональная холодность. Любое событие, независимо от эмоциональной значимости, не вызывает реакцию. Эмоциональная тупость возникает при шизофреническом дефекте – конечном состоянии шизофрении.
  4. Апатия. Характеризуется безразличием и безучастием к событиям внешнего мира. Они не вызывают интерес или побуждение.

Нарушение адекватности эмоций:

  • Амбивалентность. У человека существуют одновременно две противоположные эмоции: любовь и ненависть, радость и грусть, отвращение и интерес. Это признак шизофрении.
  • Неадекватность. У больного возникает эмоция, несоответствующая событию. Например, на похоронах близкого человека больной может смеяться и веселиться. Обычно сопровождает шизофрению.

Нарушение устойчивости эмоций:

  1. Лабильность. Эмоции часто меняются, независимо от причины. Обычно встречается при неврастении, синдроме вегетативной дисфункции, астении, интоксикациях, гипоксии, органическом поражении головного мозга. Например, эмоционально-лабильное расстройство. Оно возникает после тяжелых родов, при опухолях головного мозга и черепно-мозговых травм.
  2. Эксплозивность. Снижается порог чувствительности. У больного возникает вспышка ярости, агрессии и злобы, несмотря на то, что объективно ситуация не должна вызвать таких эмоций. Встречается при эпилепсии, эпилептоидном (возбудимом, эксплозивном) расстройстве личности, после органического поражения головного мозга.
  3. Слабодушие. Характеризуется колебанием эмоций из крайности в крайность по малому поводу. Например, бабушка плачет при виде внука. Слабодушие характерно для пожилых больных, проявляется при атеросклерозе артерий мозга, при астеническом неврозе.

Расстройство настроения

Патологическое повышение настроения:

  • Гипертимия. Характеризуется повышенным настроением, необоснованной радостью, приливом энергии и ощущением подъема. Гипертимия становится патологией, когда она мешает мышлению, запоминанию и концентрации внимания. Наблюдается при маниакальном состоянии.
  • Эйфория. Это патологическое повышение настроения. Характеризуется выраженным удовлетворением, благополучием, чувством расслабления. Встречается при сильных отравлениях алкоголем, наркотиками; при гипоксии.
  • Мория. Гипертимия совмещается с дурашливостью, неадекватностью, детскостью, глупыми шутками. Встречается при гебефренической шизофрении, органическом поражении головного мозга, деменции и врожденного слабоумия.
  • Экстаз. Гипертимия сопровождается восторгом, вплоть до состояния исступления удовольствия и восхищения. Сопровождает онейроид, кататонию, органическое поражение мозга.

Патологическое снижение настроения:

  1. Гипотимия. Характеризуется патологически сниженным настроением без объективной причины. Встречается при депрессивных синдромах.
  2. Дисфория. Это злобно-тоскливое настроение со склонностью к яростным вспышкам. Бывает при эпилепсии и эксплозивного расстройства личности.
  3. Тревога. Это состояние внутреннего дискомфорта с предчувствием беды. Характеризуется волнением, беспокойством, томительным ожиданием. Встречается при депрессии, тревожном расстройстве, делирии, бреде и неврозах.
  4. Страх. Как патология характеризуется сильным переживанием сиюминутной опасности, при которой больной чувствует угрозу жизни без объективных причин. Встречается при панических атаках, нарушении сознания, бредовых синдромах и фобиях.

Расстройство личности

Нарушение эмоций может быть в структуре личностных патологий – эмоционально-неустойчивое расстройство личности.

Эмоциональное расстройство личности характеризуется эмоциональной лабильностью, сниженным самоконтролем и невозможностью предсказать последствия импульсивных поступков.

Диагностика

Нарушение эмоций выявляется вместе с другими психическими расстройствами в клинической беседе психиатра и пациента. По разговору, поведению, вербальным и невербальным признакам анализируется эмоциональное состояние пациента.

Например, человек приходит на прием. Он опускает голову, у него красные и слезливые глаза, он теребит ногой, тихо и невнятно говорит, уворачивается от прямого взгляда, встревожен. В таком случае можно предположить депрессивно-тревожное расстройство.

Другой пример. Приходит человек на прием. Громко говорит, перебивает врача, уворачивается от вопросов, глаза выражают радость и веселье, быстро отвлекается и постоянно переводит тему разговора, хватает руками документы, смеется, рассматривает и спрашивает про картины на стене. В таком случае можно предположить маниакальное состояние.

Лечение

Эмоциональные расстройства лечатся комплексно с другими психическими расстройствами. Однако, если рассматривать изолированные эмоциональные нарушения и синдромы, то назначаются:

  • антидепрессанты;
  • нормотимики (нормализация настроения);
  • противотревожные;
  • нейролептики;
  • седативные.

Нарушение эмоциональной сферы (стр. 1 из 2)

Эмоции тесно связаны со всеми жизненными функциями организма. Анохин (1968) указывал, что жизненные потребности человека неотделимы от эмоционального тонуса. Эмоции придают определенное биологическое качество его поведению, являются источником деятельности, удовлетворения потребностей. Эмоции отражают субъективное отношение человека к окружающей среде и к своей личности. Эмоциональные переживания способствуют формированию личности, ее социально-психологической направленности.

Различают высшие (социальные) и низшие (простейшие) эмоции. Высшие эмоции проявляются в патриотизме, товариществе, дружбе, в трудовой доблести, в чувстве долга перед родиной, обществом. Низшие эмоции возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей человека (голод, жажда, половое влечение).

Эмоции могут быть положительными (приятными) и отрицательными (неприятными), сильными и слабыми. Относительно стабильное эмоциональное состояние называется настроением.

При различных психических заболеваниях часто наблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется в виде депрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости и др.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.

Существует несколько классификаций эмоций. Классификация эмоциональных явлений (Грановская):

— Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

— Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

— Чувства еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.

— Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

— Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье «стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности».

2. Нарушение эмоциональной сферы

Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств, имеющихся у объектов и явлений реальности, специфическим потребностям и нуждам индивида. Сам термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere — двигать, возбуждать, подбадривать, волновать. Эмоции всегда выполняют функцию побуждения к активности, поэтому эмоциональную сферу личности иногда называют эмоционально-волевой. Наличие эмоций обеспечивает живые организмы, обладающие развитой нервной системой, более активным целенаправленным поведением по удовлетворению своих потребностей. В настоящее время признается тот факт, что эмоции играют существенную роль в обеспечении информационного взаимодействия организма и среды. Физиологическую основу эмоций составляет активность нервного аппарата, компенсирующая в процессе жизнедеятельности организма дефицит информации, необходимой для организации действий по удовлетворению потребностей. Таким образом, эмоция есть результат отражения какой-либо потребности человека и оценки вероятности ее удовлетворения в наличных условиях на основе индивидуального и генетического опыта. Выраженность эмоционального состояния зависит от значимости потребности и дефицита информации, необходимой для ее удовлетворения. Отрицательные эмоции возникают у человека при дефиците необходимой для удовлетворения потребности информации, тогда как положительные — при наличии всей необходимой информации. Особое внимание информационная теория эмоций обращает на то, что возникновение эмоции связано не с наличием потребности, не с ощущением комфорта или дискомфорта, а с оценкой перспективы удовлетворения потребности.

Читать еще:  Википедия нервная анорексия

В эмоциях имеется три составные части:

1) аффект (острое переживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение, возбуждение);

2) когниция (осознание своего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворения потребности);

3) экспрессия (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).

Относительно устойчивое и всеобъемлющее эмоциональное состояние называется настроением. В связи с тем обстоятельством, что потребностная сфера человека включает помимо биологических социальные потребности, эмоции, возникающие на основе относительно стабильных социальных и культурных потребностей, получили название чувств.

Различают первичные (основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость, печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление. К вторичным эмоциям относят различные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций (например, гордость — это радость, содержащая элементы внутренней каузальной атрибуции причастности себя к возникновению позитивного события).

Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию, а также нарушения динамики эмоций. Приложение 1

Гипотимияпредставляет собой хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам. Крайним проявлением гипотимии является депрессия — хронически сниженное настроение, характеризуемое ярко выраженным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, пессимизмом.

Одним из менее выраженных проявлений гипотимии является дистимия — хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония). Дистимия характеризуется наличием мрачных размышлений, сниженной самооценкой, чувством безнадежности, плохим сном, человек теряет интерес к событиям повседневной жизни, испытывает трудности в концентрации внимания, часто утомляется, но других нарушений психической и социальной деятельности нет.

Гипертимияпредставляет собой устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность. Основное эмоциональное состояние при гипертимии — эйфория: ощущение очень сильного душевного подъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, благополучия и повышенной моторной активностью. Для обозначения крайнего проявления неадекватно повышенного настроения используется термин «мания». Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, увеличением объема и темпа психической и физической активности.

Паратимияпредставляет собой одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний или несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу (эмоциональная неадекватность). Наиболее часто паратимия проявляется в симптоме «стекла и дерева», который является сочетанием сниженной эмоциональности с повышенной ранимостью, чувствительностью к отдельным аспектам реальности, при этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя.

Нарушения динамики эмоцийсвязаны с состояниями эмоциональной лабильности или ригидности. Эмоциональная лабильность представляет собой быструю и частую смену настроения. Эмоциональная ригидность заключается в замедлении эмоциональной реакции, застревании на какой-то одной эмоции даже в отсутствие вызвавшего ее раздражителя. Основными расстройствами динамики эмоций являются биполярное аффективное расстройство и циклотимия.

Биполярное аффективное расстройство характеризуется повторными эпизодами смены настроения и значительного нарушения активности (чередование состояний мании и депрессии), когда подъем настроения и активности сменяется снижением настроения и активности. Циклотимия — менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости. Временами настроение может быть нормальным. Изменения настроения при циклотимии обычно воспринимаются человеком как не связанные с текущими жизненными событиями.

Нарушения в эмоциональной сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации.

Те или иные эмоциональные состояния признаются патологическими, когда их содержание, частота возникновения, интенсивность и устойчивость признаются людьми неадекватными с социальной или индивидуальной точек зрения.

В современной психологии главную роль в возникновении эмоциональных нарушений отводят когнитивным факторам (мыслям, представлениям, фантазиям). Следует различать эмоциональные состояния и эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния возникают в определенных ситуациях, поэтому они характеризуются интенсивностью и продолжительностью (устойчивостью). Эмоциональные реакции связаны с кратковременным повышением интенсивности психического возбуждения под воздействием какого-либо сильного раздражителя. С прекращением деятельности раздражителя прекращается и эмоциональная реакция. Эмоциональные нарушения связаны с изменением эмоциональных состояний.

Нарушения эмоциональной сферы

Понятие об эмоциях

Эмоции — это субъективные реакции человека или животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т.д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней и внешней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Виды нарушений эмоциональной сферы

Патологический аффект — бурная эмоциональная реакция гнева или ярости, возникающая в ответ на ничтожные раздражители и сопровождающаяся агрессивными действиями на раздражитель. Патологический аффект протекает стремительно на фоне помраченного сознания по типу сумеречного, по выходе из которого отмечается полная амнезия пережитого. Это состояние может возникать при органических поражениях головного мозга, психопатиях, психогениях и некоторых других психических страданиях.

Эйфория — патологически повышенное, неадекватное раздражителю сверхрадостное настроение, когда человеку абсолютно все нравится, жизнь при этом кажется сплошной цепью беззаботных радостей и беспечных удовольствий, все проблемы, даже глобальные, вполне разрешимы. Все окружающее видится как бы через розовые очки в абсолютно радужных тонах, при этом отмечается непробиваемый оптимизм, даже отрицательные, а порой трагические моменты окружающей жизни воспринимаются исключительно положительно, сверхрадостно. За счет постоянного гипероптимизма больной неадекватно оценивает свое объективно тяжелое состояние. Так, например, эйфория может появиться в терминальной стадии некоторых злокачественных опухолей. Эйфория встречается при очень многих психических и соматических заболеваниях.

Мория — немотивированное повышенное настроение с дурашливостью, расторможенностью влечений, плоскими, пошлыми шутками. Поведение таких больных несколько напоминает гебефреническое возбуждение, хотя и отличается от последнего отсутствием парамимии, эхолалии, эхопраксии. Нередко мория сопровождается легкой степенью оглушенности — обнубиляцией. Мория чаще всего встречается в неврологической практике у больных с органическим поражением лобных долей (так называемая лобная психика).

Дистимия — патологически пониженное, угнетенное настроение, возникающее без какой-либо причины. Больной смотрит на мир как бы через черные очки, окружающее воспринимается мрачным, бесперспективным, безысходно-пессимистическим. Больного ничто не радует, сама жизнь кажется ему лишенной всякого смысла, «кругами Дантова ада». Нередко именно дистимия является основной причиной суицидальных мыслей, намерений и попыток.

Тревога — это тоска, проецируемая в будущее, сильное душевное волнение, беспокойство, обусловленное беспричинным ожиданием крупной неприятности, катастрофы, которая произойдет с больным или с его самыми близкими родственниками. Тревога может быть ситуационно-обусловленной, связанной с конкретной, нередко преувеличенной жизненной ситуацией, и диффузной, так называемой свободно плавающей, не связанной с какими-то определенными фактами или событиями. Тревога обычно сопровождается выраженными вегетативными реакциями и часто двигательным возбуждением, она нередко тесно связана с депрессией и выступает в едином тревожно-депрессивном синдроме при многих психических и соматических расстройствах, особенно в инволюционном возрасте.

Дисфория — немотивированное тоскливо-злобное настроение с активным недовольством окружающими или, реже, собой и выраженным экстрапунитивным поведением. Отмечается крайне высокая раздражительность и аффект злобы, которые и объясняют выраженные внезапные беспричинные вспышки разрушительных действий и агрессии к окружающим. Если агрессия по каким-то причинам не может реализоваться вовне, она направляется на себя, выражаясь в членовредительстве или суицидальных действиях. Дисфория чаще всего отмечается при эпилепсии, органических заболеваниях мозга, некоторых формах психопатий, сосудистых и атрофических процессах головного мозга.

Эмоциональная лабильность (эмоциональная слабость, слабодушие) — это выраженная неустойчивость настроения: больной по незначительному поводу крайне легко переходит от плача к смеху и, наоборот, от умиления к гневу. Он не может без слез читать сентиментальный роман, смотреть старые довоенные или военные фильмы. В течение дня эмоции многократно меняют свою полярность. Слабодушие является обязательным симптомом при сосудистых заболеваниях головного мозга, оно встречается также при органических заболеваниях головного мозга и астениях различного генеза.

Эмоциональная тупость (эмоциональное оскудение) — постепенное обеднение тонких эмоциональных реакций, исчезновение эстетических, моральных, этических, интеллектуальных чувств. Больной теряет способность к сопереживанию, деликатность, проявляет грубую бесцеремонность, эмоциональную холодность, безразличие и безучастность к судьбе наиболее близких людей. Равнодушие не касается только низших эмоций, связанных с удовлетворением инстинктов, особенно пищевого. Такое эмоциональное нарушение типично, главным образом, для шизофрении.

Неадекватность эмоций — это несоответствие характера эмоций и вызвавшего их повода. Так, например, больной Ц. радостно засмеялся, когда ему сообщили о смерти единственного ребенка, добавив, что он достаточно молод и у него еще будет много детей. Тот же больной выразил бурный гнев по поводу замены его старых тапочек на новые. Неадекватность эмоциональных реакций особенно характерна для шизофрении.

Апатия выражается в отсутствии всяких желаний и полном безразличии к окружающим и к себе. Больные не только теряют интерес к событиям внешнего мира (не читают, не смотрят телепередач, не слушают радио), но и совершенно безразличны к своему собственному состоянию, они становятся неряшливыми, неопрятными. Сохраняя в целом способность мыслить, они фактически теряют способность действовать. Апатия характерна для шизофрении и некоторых органических поражениях головного мозга.

Нарушения эмоциональной сферы человека: понятие, виды, причины и особенности

Любая ситуация или событие в жизни человека сопровождаются эмоциями. Каждый хотя бы раз в жизни ощущал состояние эйфории, необъяснимую радость, грусть, полную опустошенность. Возникновение безграничного спектра эмоций зависит от психического состояния человека и его окружения, которое зачастую диктует конкретные поведенческие рамки.

Личностные ограничения и стереотипы скапливают внутри огромное число ощущений, будь то грусть или нечаянная радость. Эмоциональное напряжение растет все больше с каждым днем, погружая человека в состояние психического нарушения. Со временем даже при сильном желании он не может выплеснуть наружу то, что накопилось у него внутри, потому что долгое время это сдерживал. Таким образом формируются всевозможные нарушение эмоциональной сферы, которые влекут за собой разлад психофизической системы в целом. Рассмотрим причины, которые вызывают такие патологии, а также способы их коррекции.

Читать еще:  Техника быстрого засыпания спецназа

Что такое эмоции

Этим термином принято называть субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, которые проявляются в виде неудовольствия, удовольствия, страха, радости и т.д. Сопровождая любые сферы жизнедеятельности, эмоции служат одним из основных механизмов внешней и внутренней регуляции поведения и психической деятельности, направленных на удовлетворение потребностей.

Существует несколько разновидности нарушений эмоциональной сферы. Рассмотрим их подробнее.

Патологический аффект

Это проявление ярости или гнева, которые возникают в ответ на малозначительные раздражители и сопровождаются агрессивными воздействиями на источник негативных эмоций. Патологический аффект отличается стремительным течением на фоне помраченного сознания, при выходе из которого наблюдается полная амнезия случившегося. Подобное состояние может появляться при органическом поражении головного мозга, психогениях, психопатиях и некоторых других психических патологиях.

Эйфория

Неадекватное, патологически повышенное радостное настроение, когда жизнь человеку кажется сплошной цепочкой беспечных удовольствий и беззаботного времяпрепровождения, а все проблемы (даже очень серьезные) вполне разрешимы. Окружающее ему видится в радужных тонах. При этом наблюдается непробиваемый оптимизм, негативные, а иногда и трагические моменты жизни воспринимаются положительно, радостно. За счет гипероптимизма человек неадекватно оценивает свое состояние. Например, эйфория может возникать на терминальной стадии определенных злокачественных заболеваний. Состояние бесконечного счастья наблюдается также при многих соматических и психических патологиях. О некоторых нарушениях эмоциональной сферы личности многие ничего не знают. Поговорим о них подробнее.

Мория

Немотивированное хорошее настроение с дурашливостью, пошлыми, плоскими шутками, расторможенностью влечений. Поведение таких людей напоминает гебефреническое возбуждение, хоть и отличается от него отсутствием эхолалии, парамимии, эхопраксии. Часто мория сопровождается легкой оглушенностью — обнубиляцией. Такое эмоциональное явление чаще всего отмечается в неврологической практике у пациентов с органическими поражениями лобных долей.

Дистимия

Угнетенное, патологически плохое настроение, возникающее без причины. При этом человек окружающее воспринимает мрачным, безысходно-пессимистическим, бесперспективным. Его ничто не радует, жизнь кажется лишенной смысла. Нередко именно такое расстройство является главной причиной возникновения суицидальных мыслей, намерения и попыток самоубийства.

Тревога

Это тоска, которая проецируется в будущее, выраженное душевное беспокойство, волнение, обусловленное безосновательным ожиданием катастрофы, крупной неприятности, которая случится с пациентом или его близкими людьми. Тревога может быть обусловлена конкретным событием, связанным с определенной, нередко преувеличенной ситуацией жизни, или с диффузной, не связанной с какими-то событиями или фактами. Подобное нарушение обычно сопровождается интенсивными вегетативными реакциями и двигательным возбуждением. Оно тесно связано с депрессивными состояниями и выступает как часть единого тревожно-депрессивного синдрома при различных соматических и психических расстройствах, особенно часто возникающих в инволюционном возрасте.

Неадекватность эмоций

Несоответствие характера эмоций и повода, вызвавшего их. Такая патология также характерна для шизофрении.

Дисфория

Тоскливо-злобное немотивированное настроение с недовольством окружающими или собой, которое выражается экстрапунитивным поведением. У человека в это время наблюдается аффект злобы и крайне высокая раздражительность, которые и объясняют беспричинные внезапные вспышки агрессии к окружающим и разрушительные действия. Если агрессию по некоторым причинам человек не может реализовать, он направляет ее на себя. Это часто выражается в суицидальных действиях или членовредительстве. Дисфория может возникать при органических патологиях мозга, эпилепсии, некоторых видах психопатий, атрофических и сосудистых процессах в мозге.

Эмоциональная лабильность, слабодушие

Это неустойчивость настроения. Человек по незначительному поводу легко переходит от смеха к плачу, от гнева к умилению. Он не может без слез смотреть сентиментальный фильм, читать книги. В течение дня у такого больного эмоции многократно меняют полярность. Слабодушие является симптомом сосудистых заболеваний мозга. Оно часто встречается также при органических его патологиях и астениях различной природы происхождения.

Эмоциональная тупость (оскудение)

Это исчезновение моральных, эстетических, интеллектуальных и этических чувств. Человек теряет деликатность, способность к сопереживанию, проявляет эмоциональную холодность, грубую бесцеремонность, безучастность и безразличие к судьбе близких людей. Подобное нарушение типично для людей, страдающих шизофренией.

Апатия

Нарушение, которое выражается в отсутствии всяческих желаний и абсолютном безразличии к себе и окружающим. Больные при этом не только теряют интерес к внешнему миру, но и совершенно безразличны к собственному состоянию. Они часто становятся неопрятными, неряшливыми. Сохраняя способность мыслить, они не могут действовать. Такое состояние характерно для шизофрении и некоторых видов органического поражения мозга.

Причины нарушений

Согласно данным статистики, в половине случаев нарушения эмоциональной сферы выражаются в развитии психических заболеваний. Это очень тревожный факт. Психологи полагают, что главными причинами их появления могут быть:

  • Перенесенные сильные стрессы и заболевания.
  • Особенности психоэмоционального и физического развития.
  • Микроклимат и отношения в семье, особенности воспитания (в случае возникновения нарушений у ребенка).
  • Трагическое событие.
  • Социальные и бытовые условия жизни, близкое окружение.

Нарушения могут быть спровоцированы и другими факторами. Например, в детском возрасте психологическую травму могут нанести компьютерные игры и кинофильмы.

Нарушения эмоциональной сферы у детей

У ребенка такого рода патология чаще всего проявляются в переходные периоды развития. Немаловажным фактором является и то, что маленький ребенок, особенно в дошкольном возрасте, обладает большей восприимчивостью, чем подросток или взрослый человек. Поэтому признаки нарушения эмоциональной сферы у него проявляются более интенсивно. Однако родители часто не замечают подавленности детей, списывая их неадекватное поведение на особенности характера.

Эмоциональная нестабильность у взрослых людей проявляется стандартно в немотивированной радости, лабильности настроения, ощущениях тоски, грусти или напряженности. Нарушения эмоциональной сферы у детей носят, как правило, скрытый характер. У ребенка могут быть проблемы с пищеварительным трактом, расстройства аппетита, частые болезни, снижение иммунных реакций, потеря веса, замедление психического развития, расстройства сна, ослабление памяти, потливость, изменение состояния кожного покрова.

У дошкольников нарушения эмоциональной сферы часто выражаются в немотивированном гневе, болезненных страхах, агрессии и т.д. Биологический показатель в форме органического поражения мозга плода в период беременности, родов или в первые годы жизни создает необратимые нарушения личностной эмоциональной сферы. Ребенок этого возраста наиболее подвержен психологическим установкам и процессу социализации – действиям или словам, присущим другим детям и влияющим на его развитие и поведение. Подобное психологическое явление считается нормальным для детей, однако следует наблюдать за тем, не возникают ли у малыша проблем эмоционального характера.

Нарушения у детей со слуховыми и речевыми патологиями

Часто страдает эмоциональная сфера детей с нарушениями речи, а кроме того, и слуха. Среди малышей, имеющих проблемы психофизического развития, большую группу составляют те, у которых имеются нарушения слуха. Такой ребенок не имеет возможности научиться разговаривать самостоятельно, поскольку он воспринимает звуковую речь, у него нет возможности получать слуховые образцы. Эти дети не контролируют произношение, вследствие чего у них возникает искажение речи, а в некоторых случаях она вообще не развивается.

Эмоциональная сфера детей с нарушением слуха отрицательным образом отражается на овладении сложной речевой системой. Это не только существенно ограничивает возможности в познании окружающего мира и в обучении, но и оказывает выраженное негативное воздействие на психическое развитие личности, искажая или задерживая его.

Глубокие нарушения слуха в большинстве случаев влекут за собой немоту и приводят к социальной изоляции ребенка, поскольку его общение со слышащими детьми является весьма ограниченным. Это зачастую приводит к развитию у них нарушений эмоциональной сферы в виде агрессии, проявлений негативизма, эгоцентризма, эгоизма. Также могут наблюдаться противоположные реакции — апатичность, заторможенность, безынициативность.

Как исправить положение дел

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы — это специальная система психологического воздействия. Ее основными направлениями является смягчение дискомфорта на уровне эмоций, повышение самостоятельности и активности, устранение личностных реакций вторичного характера, обусловлен­ных нарушениями психологической сферы. Важным этапом работы является коррекция уровня самосознания, самооценки, формирование саморегуляции у пациента.

Конкретные задачи психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы:

  • Изменение стереотипов, установок и позиций.
  • Преодоление внутрисемейного кризиса.
  • Устранение проявлений дезадаптации в поведении.
  • Расширение сфер социального взаимодействия.
  • Формирование адекватного отношения к себе и к окружающим.

Мы рассмотрели особенности развития нарушений эмоциональной сферы у детей и взрослых.

Симптомы и методы лечения нарушений эмоциональной сферы

Любое событие или происходящая ситуация в жизни человека сопровождаются определёнными эмоциями. Каждый из нас хотя бы раз в жизни ощущал неимоверное состояние эйфории, необъяснимую грусть, радость встречи с близкими и любимыми или же полную опустошённость. Проявление безграничного спектра эмоций напрямую зависит от нашего психического состояния и окружения, которое часто диктует конкретные поведенческие и эмоциональные рамки. Ведь далеко не каждый человек способен на нестандартные, иногда граничащие с безумием, поступки. Вы смогли бы встать посреди улицы и, не обращая ни на кого внимания, крикнуть во весь голос «Я счастлив(а)»? Или же любую другую фразу? Думаю, что вряд ли, ибо в Вас, как и во многих других людях, заложены социальные модели поведения и проявления эмоций, которые не предусматривают подобных эксцентричных поступков.

Таким образом, личностные стереотипы и ограничения скапливают внутри нас огромное количество невыраженных эмоций, будь то нечаянная радость или ощущение грусти. Эмоциональное напряжение с каждым днём растёт всё больше, погружая нас в состояние психического расстройства. Со временем, даже при большом желании, эмоции не будут иметь свободный выход, так как очень долгое время человек содержал их в себе и попросту разучился их выражать. Образуется нарушение эмоциональной сферы, которое влечёт за собой разлад всей психофизической системы организма.

Значение эмоций и настроения в жизни человека

Эмоция – это настолько тонкое и неосязаемое чувство, постоянно лабильное и зависящее от бесчисленного количества имманентных и внешних факторов, что нуждается в тщательной проработке и осознании со стороны индивида. Эмоции регулируют психическую и телесную жизнедеятельность организма, задействуя при необходимости способы психологической защиты и адаптации к создавшейся ситуации. Они направлены на чёткое выражение нашего внутреннего душевного состояния, способны высказать больше, чем обычные слова. Если убрать эмоциональную экспрессию с каждого выговариваемого слова, получится монотонный, неинтересный, лишённый всякого смысла текст. Эмоциональная окраска речи, действий, поступков делает нашу жизнь ярче и осмысленнее, даёт возможность лучше понять имманентное состояние собеседника и найти с ним общие точки соприкосновения. Проявление эмоций очень характерно в различных душевных песнях, кинофильмах, театральных выступлениях. Без эмоционального выражения искусство потеряло бы всякий смысл.

Читать еще:  Как избавиться от дипресии

Фактор настроения также напрямую зависит от эмоций, и наоборот. При хорошем, позитивном настрое индивид выражает доброжелательные, искренние эмоции, тогда как в угнетённом состоянии духа наши эмоции меняют свою окраску на противоположную. Смена настроения сказывается на изменении эмоций, что может повлечь за собой конфликты с окружением, психологический разлад внутри семьи или коллектива, ссору с близким человеком. Особенно это касается нарушений эмоциональной сферы, где человек часто бросается из одной крайности в другую, становясь впоследствии эмоциональным импотентом и приобретая различные формы психических расстройств.

Способы исследования эмоций

Мимика лица и речевая окраска играют огромную роль в распознавании и исследовании эмоций. Ещё во времена СССР были разработаны методики для определения стандартного набора эмоций, таких, как гнев, печаль, радость, страх, отвращение, удивление.

Существуют физические и психологические показатели выражения эмоциональной сферы человека. К физиологическим признакам можно отнести колебания сердцебиения, артериального давления, кожно-гальваническую реакцию, температуру кожи на кончиках пальцев, психомоторные показатели. При волнении и ощущении страха у человека данные могут повышаться или понижаться, в зависимости от типа характера личности. В середине двадцатого века была разработана электромиографическая методика распознавания эмоций по мимике и выражению лица. По данным исследований было обнаружено, что при отрицательных эмоциях у человека задействуется 41% лицевых мышц. Психологи и физиологи до сих пор расходятся во мнении, верно ли интерпретировать нарушения эмоциональной сферы при помощи физиогномики, так как некоторые мимические жесты могут навязываться социумом или быть контролируемыми самим человеком.

Психологические методы направлены на определение имманентного состояния человека и выявление нарушений его эмоциональной сферы. Сюда входит комплекс тестов и опросников, выявляющих эмоциональные особенности человека, также портретные методы (испытуемым показывают портрет человека, давая ему определённую характеристику, и далее испытуемый должен описать своё впечатление об изображённом человеке). Эффективным методом определения эмоциональных нарушений является дневник эмоций, куда человек должен записывать все эмоции, проявленные в течение дня, чтобы после их проанализировать. Определение эмоций по графическому эталону помогает выявить психическую реакцию человека и состояние его эмоциональной сферы.

При нарушении эмоциональной сферы физиологические и психологические данные будут иметь неудовлетворительные показатели. В состоянии эмоционального разлада человек не способен давать объективную оценку предлагаемым ситуациям или людям, он концентрируется исключительно на внутренних ощущениях, может впадать в истеричное состояние.

Симптомы эмоциональной нестабильности

Симптоматика проявления нарушений эмоциональной сферы довольно обширна. Эмоциональные колебания вызывают неблагоприятные стрессовые ситуации, действия, имеющие продолжительный срок и наносящие непоправимый вред психике человека. Изменение общего эмоционального фона может быть первым сигналом развивающейся душевной болезни. За возникновение и реализацию эмоций отвечают кора головного мозга, вегетативная и двигательная системы.

Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны как сбоем в функционировании организма, так и влиянием внешних факторов, усугубляющих психическое напряжение человека. Вследствие этого возникают синдромы, способствующие дальнейшему разладу эмоциональной сферы.

  • Депрессия определяется стойким угнетённым состоянием личности, негативными мыслями, тоской и беспричинной грустью. Больной воспринимает все события с чувством безысходности, что может привести к дальнейшему самоубийству. Депрессия может возникнуть при гипертонической болезни или гепатите.
  • Мания (маниакальный синдром) проявляется в повышенном настроении, двигательном и психическом возбуждении, выражающемся быстрой моторикой речи и жестов. Характерно преобладание низших эмоций (неумеренная тяга к еде, сексуальным удовольствиям), повышенной самооценки вплоть до мании величия.
  • Дисфория несёт в себе ежедневный агрессивный настрой к окружающему миру, выражается в угрюмом настроении, вспышках гнева, беспричинном раздражении, недовольстве, часто сопровождается проявлениями ярости с разрушительными действиями. Дисфория проявляется при височной эпилепсии.
  • Эйфория является антиподом дисфории. Выражается в безмятежном, полном счастья состоянии духа, пассивном отношении к проблемам и заботам, ощущении благополучия при наличии неприятностей. Человек видит окружающий мир сквозь розовые очки, воспринимает все, даже самые трагичные ситуации, с оптимизмом и даже радостью.
  • Экстаз понимается как высшая степень проявления восторга, восхищения, имеет положительную окраску. Это особое состояние сознания, где стираются границы между телесным и духовным миром, и появляется чувство восторженности, своего рода вхождение в нирвану.
  • Тревога обуславливается моральным беспокойством, ожиданием трагичной или катастрофической ситуации, которая может случиться с самим человеком или его близкими. Состояние тревоги бывает обусловленным накрученной жизненной ситуацией или диффузным, не имеющим отношения к реальным фактам и событиям. Проявляется в соматических и невротических нарушениях, является одной из причин депрессии.
  • Эмоциональная лабильность выражается неустойчивостью настроения. Индивид в течение пяти минут может перейти от смеха к плачу или же от злости к радости и умилению. Человек очень сентиментален, чувствителен к малейшим проявлениям эмоций со стороны окружения. Слабодушие является одним из признаков сосудистых и органических заболеваний головного мозга, астении.
  • Недержание аффекта проявляется в неконтролируемом внешнем выражении эмоций, нарушениях аффективных реакций при воспоминаниях событий из прошлого, принятии личных впечатлений, сентиментальности. Этот вид нарушения эмоциональной сферы можно отнести к индивидуальным особенностям восприятия окружающего мира. Чаще всего человек сам осознаёт свою излишнюю эмоциональность и старается скрыть её от других. Недержание аффекта характерно при перенесённом энцефалите, церебральном атеросклерозе, других проявлениях патологии мозга.

Признаки эмоциональных нарушений у детей

Эмоциональная сфера у человека развивается с момента его рождения. Маленький ребёнок обладает намного большей восприимчивостью, чем взрослые люди, поэтому признаки нарушения эмоциональной сферы у него могут проявляться более интенсивно. Однако очень часто родители не замечают общей подавленности детей, списывая их неконтролируемое поведение или нежелание выполнять домашнее задание в школе на особенности характера и лень.

Эмоциональная нестабильность у взрослого человека выражается стандартно в лабильности настроения, ощущениях грусти, тоски, печали, немотивированной радости или напряжённости. У детей же эти проявления носят скрытый характер, чаще всего обуславливаясь вегетативными нарушениями. Это могут быть расстройства аппетита, проблемы с желудочно-кишечным трактом, постоянно чередующиеся болезни, снижение иммунитета, потеря в весе, торможение психического развития, ослабление памяти, расстройства сна, изменение состояния кожи, потливость. Нарушения эмоциональной сферы у дошкольников выражаются в гневе, немотивированной агрессии, болезненных страхах и т.д.

Биологический показатель в виде органического поражения головного мозга плода во время беременности, родов или в первые несколько лет жизни ребёнка создаёт необратимые нарушения эмоционально личностной сферы.

Генетической основой развития эмоциональной сферы у детей выступают темперамент, уравновешенность, подвижность, адаптация психических процессов. Ребёнок наиболее подвержен процессу социализации и психологическим установкам – словам или действиям, присущим другим детям и влияющим на поведение и развитие ребёнка. Дети обычно стремятся быть друг на друга похожими, разделять общие интересы, взгляды, быть схожими внешне. Подобный психологический процесс является нормальным для растущих детей, однако следует всегда наблюдать за тем, не становится ли ребёнок конформистом.

Классификация нарушений эмоциональной сферы определяет два основных типа реакций:

  • патологические – личностные психические реакции, выражающиеся в изменениях поведения у детей, ведущие к нарушению социальной адаптации. Проявляются в невротических расстройствах. Огромную роль здесь играют поведенческие и психологические факторы: семейные конфликты, неправильное воспитание, непедагогичное поведение со стороны школьных учителей, эмоциональная депривация. Симптомы выражаются в постоянном выявлении нарушений эмоциональной сферы.
  • характерологические – обусловленное влиянием определённой микросреды изменение поведения у детей, имеющее точную направленность, не нарушающее социальную адаптацию и не сопровождающееся физиологическими расстройствами организма.

Нарушения эмоциональной сферы ребёнка влекут за собой впоследствии ментальные отклонения. Они выражаются в низкой самооценке, эмоциональной незрелости, нарушениях в познавательной и речевой сферах, общей интеллектуальной недоразвитости. Неврологическая симптоматика также указывает на наличие психических и эмоциональных отклонений у детей.

Методы коррекции эмоций

Особенности коррекции эмоциональной сферы у детей и взрослых заложены в нескольких эффективных подходах, способных нормализовать эмоциональное состояние личности.


В деятельностном подходе актуальной является игровая терапия для детей. Очень часто дети с эмоциональными отклонениями имеют недостачу игрового процесса, что сильно тормозит их ментальное и психическое развитие. Постоянный двигательный и речевой фактор в игре даст возможность раскрыться ребёнку, ощутить радостные эмоции от процесса игры. Прорабатывание различных жизненных ситуаций в игровой терапии поможет ребёнку быстрее адаптироваться к реальным условиям жизни.

Психодинамический подход основывается на принципах и методах психоанализа, направлен на разрешение внутреннего конфликта человека, понимание себя и своих потребностей, осознание уже полученного жизненного опыта. Методика включает в себя арттерапию, непрямую игротерапию, сказкотерапию. Данные виды будут полезны как взрослым, так и детям, они помогут раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональную проблему в определённом образе. Психодинамический подход уникален в лёгкости и непринуждённости проведения.

Этнофункциональная психотерапия искусственно создаёт раздвоенность субъекта для того, чтобы пациент мог осознать свои личностные и эмоциональные проблемы, как бы глядя на себя со стороны. При помощи психотерапевта человек переносит свои эмоциональные переживания на свою этническую проекцию, прорабатывает их, осознаёт, полностью пропускает через себя с целью последующего окончательного избавления от них.

Нарушения эмоциональной сферы являются сегодня распространённой проблемой среди детей и взрослого населения. Чрезмерное проявление или скрытие эмоций напрямую зависит от внешних социальных и культурных факторов, а также от имманентных индивидуальных особенностей человека. Комплекс психотерапевтических методов позволит избавиться от навязчивых эмоциональных состояний, сделает жизнь спокойнее и красочнее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector