Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития

Невротические расстройства

Невротические расстройства – большая разнородная группа преходящих функциональных расстройств, обусловленных острыми или хроническими психологическими травмами. Клиническая симптоматика отличается крайним разнообразием, при этом всегда наблюдаются дезадаптация, ограничительное поведение, нарушения настроения, собственно невротические симптомы (тревога, астения, фобии, обсессии) и соматовегетативные нарушения. Самосознание и критика к собственному состоянию полностью сохранены. Диагноз выставляется на основании жалоб, анамнеза болезни и истории жизни пациента. Лечение – психотерапия, лекарственная терапия.

Общие сведения

Невротические расстройства (неврозы) – группа расстройств, представляющих собой психопатологическую реакцию на неразрешимую и непереносимую психотравмирующую ситуацию. Все невротические расстройства обратимы, однако имеют тенденцию к затяжному течению. Несмотря на отсутствие тяжелых психических нарушений, неврозы существенно ухудшают качество жизни больных, негативно влияют их эмоциональное состояние, ограничивают возможности профессиональной реализации и построения благополучных личных отношений.

Точные данные о распространенности невротических расстройств отсутствуют. Согласно официальной статистике, неврозами страдает 0,4-0,5% населения, однако, специалисты в области психологии и психотерапии критично относятся к этой цифре, отмечая, что она отражает лишь случаи постановки на диспансерный учет в государственных медицинских учреждениях. Таким образом, неучтенными остаются больные, проходящие лечение в многочисленных частных психологических и психотерапевтических центрах. Не стоит забывать и о том, что значительная часть пациентов, страдающих неврозами, вообще не обращается к психологам и психотерапевтам, стыдясь своей «слабости» или расценивая проявления болезни как особенности личности.

Причины невротических расстройств

В основе невроза всегда лежит запредельный стресс, обусловленный невозможностью изменить непереносимую ситуацию. При этом конкретные причины развития невротического расстройства могут существенно различаться. В одних случаях толчком для возникновения невроза становится явная острая стрессовая ситуация (например, разрыв важных отношений или потеря работы). В других — внутреннее напряжение возрастает медленно, незаметно для окружающих, и человек заболевает вроде бы без видимой причины, при кажущемся полном или почти полном социальном и личном благополучии.

Психоаналитики полагают, что невротические расстройства возникают вследствие глубинного психологического конфликта, препятствующего удовлетворению важных потребностей или представляющего непреодолимую угрозу для будущего пациента. Известный американский психолог и психоаналитик Карен Хорни рассматривала невроз, как противоречие между различными защитными механизмами, призванными оберегать пациента от унижений, пренебрежения, агрессии, тотального контроля и других воздействий, нарушающих естественные фундаментальные права любого человека.

Так или иначе, все исследователи неврозов сходятся в том, что в основе болезни лежит явный или скрытый внутренний конфликт, противоречие между различными потребностями, чувствами, желаниями и адаптационными психологическими механизмами. Предрасполагающими факторами, увеличивающими вероятность развития невротических расстройств, считают определенные особенности характера, личности и жизненной истории пациента.

Неврозы чаще возникают у чрезмерно чувствительных, эмоциональных, впечатлительных пациентов, обладающих богатым воображением и хорошо развитым образным мышлением, либо у психологически ригидных больных, которые плохо осознают свои чувства и тяжело переживают любые жизненные изменения. Большое значение имеют неблагоприятные условия воспитания: пренебрежение, отвержение и невнимание к нуждам ребенка, чрезмерная опека, попустительство, склонность родителей создавать из ребенка кумира, противоречивое воспитание и т. д.

Определенное влияние на развитие невротических расстройств оказывают биологические факторы, в частности – индивидуальный уровень нейромедиаторов в головном мозге. Изначально существующая нерезко выраженная аномалия оказывается «точкой уязвимости» и при стрессе, наряду с другими факторами, провоцирует нарушения интегративной деятельности мозга. При развитии невроза нейротрансмиттерная дисфункция нарастает, что обуславливает дальнейшее ухудшение состояния больного.

Классификация невротических расстройств

Большое разнообразие и полиморфизм клинических проявлений невротических расстройств усложняют четкое деление неврозов на группы или типы, что обуславливает различные точки зрения по поводу того, какие неврозы следует объединять в одну группу, а какие – нет. Отечественная медицина традиционно признает три вида неврозов: невроз навязчивых состояний, истерический невроз и астенический невроз (старое называние – неврастения), однако эта классификация расходится с практикой. К примеру, в ней не отражена одна из самых распространенных на сегодняшний день групп неврозов – тревожные расстройства, выделенные МКБ-10 в отдельный синдром.

Такое несоответствие порождает различные подходы к систематизации неврозов. При постановке диагноза в клинической практике многие специалисты предпочитают использовать классификацию, созданную с учетом причин развития и преобладающих симптомов болезни. В этой классификации различают следующие расстройства невротического уровня:

  • Тревожно-фобические расстройства. Основным признаком болезни является резкое повышение уровня тревожности, иногда переходящее в фобию. В группу таких расстройств относят генерализованное тревожное расстройство, панические атаки, агорафобию, клаустрофобию, социофобию и другие простые и сложные фобии.
  • Обсессивно-компульсивные расстройства. Ведущим симптомом являются навязчивые мысли и навязчивые действия.
  • Астенический невроз (неврастения) – расстройства невротического уровня, в клинической картине которых преобладает астенический синдром.
  • Соматоформные расстройства. По клиническим проявлениям такие расстройства напоминают соматические заболевания, однако не имеют под собой реальной физической основы. В отличие от пациентов с искусственными расстройствами, больные с соматоформными расстройствами не предпринимают каких-либо действий для симуляции болезни и действительно чувствуют неприятные симптомы.
  • Диссоциативные расстройства. В эту группу входят диссоциативные расстройства движений и ощущений и другие подобные расстройства невротического уровня, ранее носившие называние истерического невроза.

Симптомы невротических расстройств

Все неврозы сопровождаются эмоциональными, психологическими и вегетативными нарушениями. К числу вегетативных симптомов относятся предобморочные состояния, головокружения, чувство неустойчивости, дрожание конечностей, подергивания мышц, мышечные судороги, учащение пульса, боли и неприятные ощущения в груди, повышение или понижение артериального давления, чувство холода или жара, ощущение удушья, нехватки воздуха или неполноты вдоха, зевота, нарушения аппетита, различные диспепсические расстройства, учащенное мочеиспускание, боли, зуд и неприятные ощущения в промежности, потливость, ознобы и незначительное беспричинное повышение температуры. Характерными особенностями вегетативных нарушений являются их непостоянство и полисистемность.

При всех невротических расстройствах наблюдаются нарушения сна: трудности при засыпании из-за мыслей, связанных с травмирующей ситуацией, или из-за чрезмерно острого восприятия любых внешних сигналов (тиканья часов, уличного шума, звуков шагов у соседей), частые пробуждения, поверхностный сон, яркие или кошмарные сновидения, чувство слабости и разбитости после ночного сна. Нередко больной днем страдает от сонливости, а ночью – от бессонницы.

Еще одним облигатным признаком неврозов является астения. Больные плохо переносят нагрузки, быстро истощаются. Невротические расстройства сопровождаются неустойчивостью настроения, раздражительностью и снижением работоспособности различной степени выраженности. Страдает и сексуальная сторона жизни пациентов – половое влечение пропадает или снижается, уменьшается продолжительность половых актов, сексуальные контакты не приносят былого удовлетворения, возникают различные расстройства (нарушения потенции, преждевременная эякуляция).

При невротических расстройствах наблюдаются аффективные нарушения. Общий фон настроения снижается, больные чувствуют печаль, тоску и безнадежность. Привычные удовольствия (вкусная еда, увлечения, общение с друзьями и родными), ранее доставлявшие радость, становятся безразличными. Круг интересов сужается, пациенты становятся менее общительными и начинают избегать контактов с другими людьми. Часто развиваются депрессии или субдепрессии. Повышается уровень тревоги. Больные видят будущее неблагоприятным, неблагополучным. Они живут в предчувствии неопределенной катастрофы, склонны излишне концентрироваться на негативных вариантах развития событий.

В отличие от вышеперечисленных проявлений невроза, обсесии и фобии возникают не у всех больных. Эти два признака тесно связаны между собой, однако в клинической картине, как правило, преобладает один из двух симптомов. Обсессии представляют собой непроизвольные навязчивые мысли, влечения, опасения или воспоминания. Для избавления от обсессий пациенты выполняют компульсивные действия, нередко приобретающие вид сложных ритуалов.

Фобиями называют навязчивые страхи предметов или ситуаций, в данный момент не представляющих реальной опасности для больного. Различают три вида фобий: простые фобии (изолированные страхи пауков, полетов, птиц, клоунов и пр.), агорафобию (боязнь открытых пространств, мест, которые невозможно незаметно покинуть, и ситуаций, в которых можно остаться без помощи) и социофобию (страх ситуаций, в которых больной оказывается в центре внимания окружающих).

Диагностика и лечение невротических расстройств

Диагностика неврозов осложняется малым количеством объективных симптомов, позволяющих однозначно судить о наличии или отсутствии расстройства. Основное значение при постановке диагноза имеют жалобы пациента и анамнез болезни. Кроме того, врач проводит психологическое тестирование с использованием специальных стандартизированных опросников (BVNK-300 в адаптации Бакировой, 16-факторный опросник Кеттелла и т. п.). В процессе диагностики исключают органическую патологию, которая могла бы спровоцировать появление психологических и соматовегетативных нарушений. При необходимости больного направляют на консультации к неврологу, терапевту, кардиологу, гастроэнтерологу, эндокринологу и другим специалистам, назначают МРТ головного мозга, ЭЭГ, ЭКГ и другие исследования.

Основным методом лечения невротических расстройств является психотерапия. Используют психоанализ, когнитивно-поведенческую терапию, эриксоновский гипноз, интегративную трансперсональную терапию, психодинамическую терапию и другие методики. Цель терапии – выявление осознанных и бессознательных механизмов адаптации и их последующая коррекция. При необходимости психотерапию проводят на фоне медикаментозной поддержки. В зависимости от имеющихся симптомов используют транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики.

Назначают общеукрепляющее лечение, которое включает в себя лечебную физкультуру, массаж, прием витаминов и микроэлементов. Большое значение имеет изменение образа жизни: соблюдение режима труда и отдыха, умеренные физические нагрузки, пребывание на свежем воздухе, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. Иногда требуется смена деятельности. При своевременном начале лечения прогноз благоприятный. Симптомы исчезают, больные возвращаются к нормальной жизни, однако при тяжелых стрессах возможны рецидивы. При позднем обращении и несоблюдении рекомендаций врача отмечается тенденция к затяжному течению.

«Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития».

ГЛАВА 1 Понятие невротических расстройств, их причины и виды 5

1.1 Понятие невротических расстройств и причины их развития 5

1.2 Основные виды и проявления невротических расстройств 8

ГЛАВА 2 Невротические расстройства при дизонтогениях 11

2.1 Закономерности отклоняющегося развития, лежащие в основе неврозогенеза 11

2.2 Патогенетические факторы невротических расстройств при отклоняющемся развитии 13

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема роста числа детей с нарушениями психического развития. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают пограничное положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны. При этом все большее внимание науки уделяется проблемам изучения особенностей психической сферы детей с отклоняющимся развитием (В.И. Лубовский, О.В. Защиринская, Е.А. Медведева и др.), поскольку, как было отмечено еще Л.С. Выготским, наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.

Читать еще:  Расстройство артикуляции речи

Современные исследователи отмечают, что в связи с падением качества жизни многих жителей нашей страны, с влиянием таких факторов как социальная и экономическая нестабильность, безработица, миграция, рост кризисных и конфликтных, социально и личностно фрустрирующих ситуаций и др., среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, как у наиболее уязвимой категории, увеличилось число различных проявлений психической дезадаптации (раздражительность, снижение настроения, тревожность, агрессивность, головные боли, бессонница и др.) и нервно-психических нарушений непсихотического уровня, в частности невротических расстройств.

У детей и подростков с отклоняющимся развитием наиболее часто встречаются различные изменения в самосознании (заниженная или завышенная самооценка, нарушения в самоотношении, нарушения полоролевой идентичности, нарушения саморегуляции и др.), подозрительность, мнительность и обидчивость, конфликтность, агрессивность и раздражительность, нарушения межличностных отношений. Наиболее распространёнными являются фобии, которые составляют примерно 20% всех невротических расстройств.

Развитие ребенка 2−3 лет

Физическое развитие ребенка 2 — 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на .

Без принятия должных медико-психолого-социально-педагогических мер в условиях социально-экономической нестабильности проблема невротических расстройств у лиц с отклоняющимся развитием не только не разрешается сама собой, но, напротив, еще больше усугубляется. В связи с этим выявление закономерностей психического развития аномальных детей и особенности невротических расстройств в контексте отклоняющегося развития имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку является основой для разработки эффективных методов психодиагностики, профилактики и коррекции данных расстройств у лиц с отклоняющимся развитием.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется ростом числа детей с нарушениями психического развития и широкой распространенностью среди них различных невротических расстройств. Актуальность данной проблемы и научно-практическая значимость ее исследования определили выбор темы данной работы.

Тема настоящего теоретического исследования: «Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития».

Цель исследования — теоретически изучить проблему невротических расстройств в контексте отклоняющегося развития.

1. Раскрыть содержание понятия невротических расстройств и изучить причины их развития.

2. Охарактеризовать основные виды и проявления невротических расстройств.

3. Раскрыть основные особенности и закономерности аномального психического развития, лежащие в основе неврозогенеза.

Методы исследования — теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме невротических расстройств в контексте отклоняющегося развития.

ГЛАВА 1 Понятие невротических расстройств, их причины и виды

Биологические причины отклоняющегося развития

Тема2.1. 4: Причины отклонений в психическом развитии Глоссарий:патогенные факторы, генетические, пренатальное развитие, натальные, постнатальные вредности, психосоциальные факторы», депривационные феномены, уязвимость, резистентность, опосредующие, факторы. Вопросы: 1. Патогенные, психосоциальные факторы. 2. Факторы резистентности и уязвимости. 3. Опосредующие факторы. Литература: 1. Колесникова .

1.1 Понятие невротических расстройств и причины их развития

Невротические расстройства — это собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению, проявляющихся преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов [3, С. 10].

Невротические расстройства рассматриваются как следствие неразрешимых внутриличностных мотивационных конфликтов при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты [9, С. 29]. Это хронические длительные болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации [2, С. 34].

В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности.

Предпринято множество попыток объяснить природу и причины невротических расстройств. Согласно психодинамической теории, невротические расстройства порождаются неосознаваемыми внутренними конфликтами между двумя противоборствующими желаниями или между желаниями и общественными нормами поведения. Присущие внутреннему конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности, и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение, и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения. Человек, не способный разрешить эти конфликты, подавляет их, вытесняя из сферы сознания. Но вытесненный конфликт не затухает, а сохраняет свой динамический потенциал. Связанные с ним болезненные переживания, вытесненные за пределы сознания, активно влияют «изнутри» на мышление, чувства, поведение и физиологические функ

Психология Этапы развития психологии

Название и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения I этап. Донаучный, до VII—VI вв. до н.э. Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охранительной и активной роли души II этап. Философский VII—VI вв. до н.э.— конец XVIII — начало XIX в. Античная психология Душа — источник активности тела, обладает .

1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педология трудного возраста / Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — 396 с.

2. Гиляровский, В.А. Избранные труды / В.А. Гиляровский. — М.: Медицина, 1973. — 328 с.

3. Каменецкий, Д.А. Неврозология и психотерапия / Д.А. Каменецкий. — М.: Гелиос АРВ, 2005. — 384 с.

4. Ковалев В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста / В.В. Ковалев // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1981. Т. 81. № 12.

5. Лакосина, Н.Д. Клинические варианты невротического развития / Н.Д. Лакосина. — М.: Медицина, 1970. — 222 с.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. — М.: Речь, 2009. — 420 с.

7. Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии / В.В. Лебединский // Международная конференция памяти А.Р. Лурии: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, ТВ. Ахутиной. — М, 1998. — 710 с.

8. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В.И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6.

9. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 608 с.

10. Мягер, В.К. Диэнцефальные нарушения и неврозы / В.К. Мягер. — Л.: Медицина, 1976. — 166 с.

11. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. — 428 с.

12. Немчин, Т.А. Клинические особенности страха при неврозах / Т.А. Немчин / В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. — Л.: Медицина, 1965. — С. 209−217.

13. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2000. — 512 с.

Вклад Д.Н. Узнадзе в развитие психологии

33 Курсовая работа на тему Вклад Д.Н. Узнадзе в развитие психологии Минск 2006г. Оглавление Введение Общая характеристика работы Глава I. Творчество Д.Н. Узнадзе с 1905 по 1950 гг. 1.1 Общее состояние психологической науки с 1905 по 1950 гг. 1.2 Биографические сведения Д.Н. Узнадзе Выводы по первой главе Глава II. Вклад Д.Н. Узнадзе в разработку проблемы импульсивного поведения 2.1 Анализ труда Д. .

14. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2002.

15. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие / Е.Ф. Рыбалко. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.

16. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов: 3-е изд. / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. — М.: Академический Проект, 2010. — 880 с.

17. Соловьева С.Л. Медицинская психология: Новейший справочник практического психолога/ С.Л. Соловьева. — М.: АСТ, 2007. — 575 с.

18. Соловьева С.Л. Кризисная психология. Справочник практического психолога / С.Л. Соловьева. — М.: АСТ, 2008. — 288 с.

19. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. — М.: Медицина, 1998. — 260 с.

20. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

21. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. — М.: Академический проект, 2007. — 224 с.

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С давних пор известно, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств (невозможность справиться с учебной программой, пренебрежительное или даже издевательское отношение окружающих) у умственно отсталых лиц появляются нормальные или патологические эмоциональные реакции. Однако долгий период времени отказывались признавать, что механизм реагирования интеллектуально неполноценных людей на неблагоприятные жизненные ситуации тот же или примерно такой же, как и у интеллектуально полноценных индивидов. Полагали, что незрелость личности отсталого ребенка и даже взрослого, недифференцированность, неадекватность и эгоцентричность их чувств не позволят им сформировать такие эмоциональные механизмы, которые лежат в основе неврозов. По мере изучения психологии и психопатологии умственно отсталых лиц и накоплении знаний о психогенных нервно-психических расстройствах сформировалось убеждение о возможности возникновения этих расстройств у людей с отклонениями в развитии (Penrose L. S., 1954; Menolascino F. J. и EggerM. L., 1978; Kosior J., 1970).

L. S. Penrose (1963), изучая 1280 умственно отсталых лиц, обнаружил у 132 из них психоневрозы и другие расстройства личности. При этом у легко умственно отсталых лиц они встречались почти в два раза чаще, чем у лиц умеренно и тяжело умственно отсталых. По его мнению, об-сессивные неврозы, тревожные состояния и истерия, вероятно, наблюдаются у них с такой же частотой, что и в популяции. Эти расстройства могут быть причиной отклонений в поведении, затруднений в освоении учебной программы и как следствие — причиной госпитализации.

L. Т. Hilliard и В. Н. Kirmen (1965) описали трудности дифференциального диагноза между психозом и неврозом у умственно отсталых лиц. Особенно, по их мнению, это справедливо по отношению к детям. Они указали на эмоциональные трудности как на причины возникновения неврозов у детей и привели описания наиболее часто встречающихся симптомов. Они обратили внимание на то, что даже тяжело умственно отсталые дети, особенно из неблагополучных семей, были склонны к стойким негативным эмоциональным реакциям (беспокойство, негативизм, реакции сопротивления) на незнакомые лица, непривычную обстановку и отрыв от семьи.

Читать еще:  Растительные волокна и белок в здоровом питании

В. Н. Kirman (1972) считает, что эмоциональное созревание умственно отсталых детей происходит медленнее, а дифференциация чувств у них завершается позже, чем у нормально развивающихся детей. Постепенно стабилизирующаяся эффективность детей определяет рисунок их поведения и позволяет им реагировать на все, что происходит вокруг. При этом их поведение зависит в значительной степени от моральной оценки, которая вырабатывается у них под влиянием возникающих отношений между детьми и между детьми и взрослыми.

Th. E. Jordan (1972) указывал на то, что во многих случаях невозможно определить характер и происхождение неправильного поведения умственно отсталых индивидов. Навязчивые движения, мысли, страхи, враждебность и другие невротические расстройства у умственно отсталых детей не всегда своевременно распознаются.

Е. Е. Baltasar (1975), подчеркнув важность проблемы, осуществил обзор более 1500 источников литературы, посвященных эмоциональным расстройствам умственно отсталых лиц, которые возникали в процессе адаптации к окружающей среде. Значение этой работы определяется указанием автора на необходимость создания специальных профилактических программ, способных предупредить эмоциональные расстройства у людей с нарушениями развития.

J. M. Kaufman и J. S. Payne (1975) предупреждают о том, что социальная адаптация умственно отсталых лиц без поддержки окружающих практически невозможна и может привести к эмоциональным срывам. Для абилитации умственно отсталые лица наряду с интеллектуальным совершенствованием нуждаются в развитии эмоционально-волевых качеств. Обучение необходимым жизненным навыкам, как предполагают авторы, уменьшит вероятность фрустраций и будет способствовать предупреждению эмоциональных расстройств.

Возрастает внимание к различным формам поведения, отражающим эмоциональные трудности, часто осложняющие жизнь умственно отсталых индивидов. Разнообразие (по воспитанию, культурному окружению, психическим и физическим характеристикам) умственно отсталых детей позволяет одним более или менее благополучно приспосабливаться к учебе, труду и другим условиям жизни, тогда как многие не справляются с этим. Меньшему числу из них удается избежать трудностей, они могут быть положительными, дружелюбными, пассивными, общительными. Большинство же становится тревожными, враждебными, агрессивными и антисоциальными. Их интеллектуальная ограниченность серьезно препятствует получению удовлетворения от собственных усилий и способности с успехом ответить на требования и ожидания окружающих. Из-за затруднений в адаптации умственно отсталый индивид нуждается в помощи других людей. В результате главным образом от поддержки окружающих взрослых зависит, будет или нет удовлетворительным эмоциональное приспособление. В случае если взрослые только ставят перед отсталым ребенком задачи и не обеспечивают необходимой поддержкой его усилия, его потребности становятся более настоятельными. Обнаружив, что на него не обращают внимания или отвергают, такой ребенок интенсифицирует свое неприемлемое поведение. Подобное поведение может развиваться и приобретать постоянный характер как дома, так и в школе, вне зависимости от понимания взрослыми умственной отсталости ребенка. Осознание взрослыми трудностей ребенка может сочетаться с эмоциональным непринятием его отклоняющегося поведения. Крушение родительских амбиций по отношению к ребенку приводит к все возрастающему разочарованию. Они реагируют гневом и лишают ребенка своей любви, считая его упрямым, безнравственным или ленивым. Это затрудняет принятие ребенка таким, каков он есть. А он, в свою очередь, видя вокруг одни лишь угрозы, становится тревожным, периодически взрываясь аффективными вспышками. В результате ребенку приходится преодолевать и умственную отсталость, и эмоциональные трудности, возникшие из-за непонимания или неприятия его окружением. Особенно большие сложности у отстающего в развитии ребенка могут возникнуть из-за внезапных изменений в его окружении, например при появлении новых людей. При отсутствии необходимой семейной поддержки он становится чрезмерно замкнутым, робким или безразличным. В то же время заинтересованный, но очень требовательный взрослый (воспитатель, учитель) подавляет инициативу ребенка, который становится неспособным сосредоточиться и усвоить необходимый материал.

Из-за слабости интеллектуальной регуляции чувств умственно отсталые лица не способны управлять своими эмоциями в соответствии с обстоятельствами. Если что-либо не получается, они не способны найти удовлетворение той или иной своей потребности в другой активности. Они практически не могут подавить чувство обиды на того, кто воздвиг преграду на пути удовлетворения их потребностей. У многих умственно отсталых детей с рождения имеется болезненно измененный фон настроения. Они раздражительны, у них преобладает сниженное, а нередко и мрачноватое, злобное настроение. Естественно, при таком эмоциональном фоне часто провоцируются вспышки аффекта с разрушительными и агрессивными поступками (Menolascino F. J. и Egger M. L., 1978).

Ниже подытоживаются факторы, способствующие возникновению у умственно отсталых субъектов психических нарушений.

□ Нейрофизиологические процессы, лежащие в основе умственной отсталости.

□ Увеличивающаяся вероятность потери или разлуки, особенно запределами семьи.

□ Ранимость, связанная с эксплуатацией или злоупотреблениями со стороны других лиц.

□ Неадекватность механизмов преодоления.

□ Семейный стресс, утяжеленный наличием ребенка с нарушениями развития.

□ Риск, связанный с ограничением круга социальных отношений и уменьшением репертуара социальных навыков.

□ Риск, связанный с недостатком возможностей для развития и тренировки рекреационных и трудовых навыков.

□ Отрицательное влияние на самооценку затруднений в обучении и возможных телесных пороков.

□ Стойкие, чрезмерные по силе и продолжительности формы отрицательных эмоциональных реакций у умственно отсталых индивидов:

• проявления декомпенсации основных психических нарушений («психического дефекта») под влиянием преимущественно эндогенных или неясных обстоятельств;

• кратковременные, возникающие в ответ на неблагоприятную ситуацию, например в момент ссоры со сверстниками;

• затяжные проявления невротического расстройства, появляющиеся, например, в процессе школьной дезадаптации;

• проявления реактивных состояний, являющихся следствием серьезных жизненных трудностей.

У умственно отсталых подростков с церебрально-эндокринной недостаточностью, особенно при неблагоприятно протекающем пубертатном кризе, развиваются расстройства влечений (гиперсексуальность, булимия, уходы, бродяжничество, агрессивно-садистические тенденции).

К. С. Лебединская (1979) описала декомпенсацию невротического типа и психическую декомпенсацию психопатоподобного типа: с преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости, с преобладанием аффективной возбудимости, с преобладанием патологии влечений (см. выше).

М. Ш. Вроно (1983) возникновение декомпенсаций умственной отсталости объясняет, в частности, астениями и невротическими расстройствами (тиками, заиканием, нарушениями сна и аппетита, страхами, истериформными явлениями).

Часто встречающиеся на жизненном пути умственно отсталого ребенка или подростка трудности могут привести к невротическим расстройствам. Тенденцию к появлению невротических расстройств обнаружил у олигофренов W. Kretschmer (1959).

Г. Е. Сухарева (1965) условием возникновения невротических синдромов у умственно отсталых детей считает не резко выраженный интеллектуальный дефект и относительно сохранную эмоциональность, изолированность от детского коллектива, неспособность овладения общеобразовательной школьной программой и т. д.

Наблюдающиеся у умственно отсталых детей нарушения в поведении нередко увязывают с психотравмирующими факторами и объясняют психологическими механизмами компенсации и гиперкомпенсации.

В. В. Ковалев, Е. И. Кириченко, Б. А. Леденев, Г. С. Маринчева (1995) считают, что у детей с неглубокой умственной отсталостью под влиянием психотравмирующих факторов могут возникать невротические расстройства в виде страхов, тревоги, колебаний настроения, системных невротических реакций (тики, заикание, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита). Они могут также проявляться нарушениями поведения: аффективными реакциями, прогулами и т. д.

Причиной невротических расстройств могут стать направление ребенка в общеобразовательную школу, переживание подростком собственной неполноценности, невозможность принимать участие в играх и занятиях психически полноценных сверстников, отвергающее, пренебрежительное, издевательское, жестокое отношение окружающих.

Б. Е. Микиртумов (1976) полагает, что влияние периода полового созревания на динамику умственной отсталости опосредовано сложными взаимоотношениями между социально-психологическими условиями развития, особенностями возрастной реактивности и резидуаль-но-органической церебральной недостаточностью.

G. S. Baroff(1986), поставив вопрос о тождестве чувств у умственно отсталых индивидов в сравнении с таковыми у интеллектуально благополучных лиц, отвечает на него положительно. Все отстающие в развитии воспитываются в социальной среде, окружены людьми, пытаются имитировать поведение здравомыслящих учителей. В то же время они нередко воспринимаются как «особые» существа. Без сомнения, такое отношение к умственно отсталым лицам оказывает на них отрицательное влияние. Их не понимают, завышают требования к ним, лишают необходимой защиты либо не верят в то, что они смогут приобрести необходимые для жизни навыки. Признание их принципиально неотличимой человеческой природы — один из ключей для уменьшения дистанции между ними обществом, а следовательно, и средство для облегчения их адаптации. В конечном итоге это именно тот путь, по которому может развиваться предупреждение возникновения дистрессов, негативных эмоциональных реакций и невротических расстройств.

Невротические расстройства у легко умственно отсталых детей и подростков принципиально не отличаются от таковых же у нормально развивающихся индивидов.

Невротическое расстройство — болезненная реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Это психогенное (как правило, связанное с переживанием конфликтов) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций.

Обычно осложненная беременность матерей умственно отсталых детей и, как правило, аномально протекающие роды вносят свою лепту в создание у них предрасположения к невротическим расстройствам. Часто переносимые интеллектуально неполноценными детьми соматические заболевания создают благоприятный астенизирующий фон, способствующий возникновению невротических расстройств.

В происхождении и оформлении клинической картины неврозов большое значение приобретают преморбидные особенности личности. У подавляющего большинства детей в происхождении умственной отсталости участвуют последствия перенесенных органических повреждений головного мозга. Вследствие этой патологии нередко формируются органические психопатоподобные нарушения личности. Среди них наиболее часто встречаются неустойчивость, вспыльчивость, эмоциональная лабильность и др. Эти черты личности наряду с интеллектуальной неполноценностью еще больше затрудняют приспособительные возможности индивида и увеличивают и без того повышенный риск возникновения невротических расстройств. Психические травмы в детстве (потеря родителей, отвержение, боязнь остаться незащищенным), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между близкими людьми создают продолжительные стрессовые ситуации, истощают защитные возможности личности и организма и вызывают невротические расстройства.

Из социальных факторов в этиологии неврозов умственно отсталых детей самым важным оказывается неблагополучная обстановка в семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). К заболеванию невротическими расстройствами предрасполагают материнская депривация, неправильная подготовка к жизни (чрезмерная опека, необычная строгость или безнадзорность), несоответствующее половое воспитание (развращающее).

Психоневротические расстройства у детей

Такие психологические расстройства как неврозы, часто встречаются у детей. Наибольшее количество случаев расстройств фиксируется в возрастной группе, к которой относятся школьники и подростки.

Проявляется неврастения в раздражительной слабости. Ребенок может иметь склонность к гневным реакциям или раздражению, а также неустойчивость перед различными психическими напряжениями. Часто невротические расстройства сопровождаются вегетативными нарушениями. Могут возникать сосудистые обмороки, расстройства аппетита и сна, частые рвоты и головные боли.

Читать еще:  Лучшее средство для сна

Причины развития невротических расстройств

Главной причиной, которая может привести к развитию невроза у ребенка, является психологическая травма. Степень расстройства во многом зависит от состояния психики в целом и способности ЦНС сопротивляться негативным воздействиям. Зигмунд Фрейд, труды которого положили начало научной неврологии, сравнил невроз с монастырем. По его мнению, личности, оказавшиеся слабыми для этой жизни, сбегают от реальности, укрываясь в неврозах, как в монастырях.

Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются:

  • чрезмерные нагрузки. Физические занятия также могут стать причиной невроза, но в первую очередь необходимо остерегаться интеллектуальных перегрузок. Занятия в специализированных школах с различным уклоном, посещение различных кружков и секций после школы – все это может спровоцировать появление астенического невроза у ребенка;
  • неблагоприятная обстановка в семье, ссоры и развод родителей;
  • ошибки родителей в воспитательном подходе. Чрезмерная требовательность, наличие излишних и жестких ограничений.

Подростки наиболее подвержены возникновению неврозов. Это связано с особенностями протекания данного возрастного периода. Сложные отношения с ровесниками в школе и острые конфликтные ситуации могут оказать негативное влияние на неокрепшую психику ребенка.

Классификация невротических расстройств у детей

На сегодняшний день различают несколько видов невротических расстройств у детей и подростков. К ним относятся:

1. Невроз истерический представлен нарушениями моторной функции, а также соматовегетативными отклонениями. Возможно возникновение истерического паралича, рвоты, задержки мочеиспускания и даже обмороком. В некоторых случаях дети могут жаловаться на не существующие боли в частях тела или органах, которые не имеют патологий. Младшие дети в момент приступа могут падать на пол, кричать, плакать, бить руками и ногами. Причиной такого приступа может стать чувство обиды или недовольство отказом в выполнении требований ребенка. Спровоцировать возникновение истерического невроза может и наказание. Подобное расстройство является некой защитной реакцией психики на непереносимые условия. В результате больной «обеспечивает» себе особое внимание, от него ничего не требуют.

2. Невроз ипохондрический наиболее часто встречается у подростков. Ипохондрия характеризуется чрезмерными опасениями заболеть или получить какую-то травму. Больной ребенок постоянно находится в угнетенном состоянии.

3. Невроз депрессивный характеризуется стремлением к одиночеству. У девочек подростков на фоне депрессий может развитья анорексия.

4. Невроз навязчивых состояний сопровождается различными фобиями. Ребенок может бояться темноты, одиночества или смерти. Для данного вида невроза характерно наличие нервных тиков.

5. Астенический невроз возникает у детей, плохо переносящих психологическое напряжение. Расстройство сопровождается частым плачем, повышенной раздражительностью и утомляемостью, неустойчивым сном и энурезом.

Невротические расстройства у детей могут возникать в разном возрасте, особенно опасно это заболевание для подростков. Для этого возраста характерно негативное восприятие мира и неуверенность в себе, наличие неврозов еще более отягощает ситуацию.

Лечение и профилактика невротических расстройств у детей

Коррекция такого психического состояния, как невротические расстройства у детей, осуществляется комплексно. При этом необходима консультация у разных специалистов. Только при совместной работе педиатра, невролога, психолога и психиатра возможно успешное лечение расстройства.

Большое значение в нормализации психического состояния ребенка имеет участие родителей. Они должны заметить изменения в поведении ребенка и сразу же обратиться к специалистам. Важно понимать, что игнорирование такого опасного заболевания, как неврастеническое расстройство, может привести к еще более тяжелым состояниям. Поэтому важно начать лечение как можно раньше. В Психоэндокринологическом Центре работают опытнейшие специалисты, применяющие в своей практике последние достижения в области психиатрии и психологии.

В процессе лечения большое внимание уделяется психотерапевтическим мероприятиям. Семейные психологи Центра вдут работу не только с маленьким пациентами, но и его родителями и другими членами семьи. Лекарственные препараты также могут применяться при коррекции невротических расстройств у детей. Их назначают в крайних случаях, когда прием медикаментов оправдан состоянием пациента.

Невроз опасное и коварное заболевание, для полного излечения от него необходимо приложить немало усилий. Намного легче предотвратить появление неврозов. В группу риска попадают впечатлительные дети, имеющие склонность к беспокойствам различного рода и страхам. Родители должны с вниманием относится к ребенку, к его потребностям, а в случае проявления первых признаков невротических расстройств обращаться к специалистам Психоэндокринологического Центра. Всем пациентам гарантируется полная конфиденциальность!

Что такое невротические расстройства и как их распознать?

Невротические расстройства относятся к заболеваниям, которые нарушают психологическую деятельность организма, при этом не вызывают сильных изменений в поведении человека, но могут негативно сказаться на качестве жизни больного. Подобные расстройства находят свое выражение в множестве заболеваний: психастении, навязчивых и истеричных состояниях, неврастении.

Причины невротических расстройств личности

Такие заболевания являются психопатологической реакцией организма на стрессовую, травмирующую психику и трудно переносимую ситуацию. Все расстройства данного типа обратимы, но протекают в большинстве случаев затянуто. Нарушений в психике человека они не вызывают, но сильно усложняют жизнь больных людей, пагубное влияя на их эмоциональное состояние, делая тем самым невозможным построение благополучных личных отношений и реализацию в профессиональной сфере.

Фиксированных данных о распространении подобных проблем не имеется, но официальная статистика утверждает, что он неврозами страдает примерно 0,5% населения.

Психологи относятся к этому показателю критично, потому как данные подсчеты отражают только зафиксированные случаи, когда больной был поставлен на учет в поликлинике. Поэтому неучтенными являются все пациенты частных клиник и центров. А большая часть больных и вовсе не обращаются за профессиональной помощью, расценивая свое состояние как особенность характера.

В некоторых случаях катализатором к возникновению нарушений становится острая и неожиданная стрессовая ситуация. В других напряженность повышается постепенно, практически неощутимо для людей, поэтому иногда может казаться, что человек начинает страдать без видимой на то причины, обладая полным благополучием.

Врачи утверждают, что такие расстройства развиваются из-за появления глубокого личностного конфликта, который становится препятствием к удовлетворению важных для индивида потребностей. Некоторые специалисты рассматривают невроз как противоречие между защитными механизмами организма, которые призваны оберегать человека от негативных эмоций и чувств.

Такое состояние характерно для людей с повышенной чувствительностью, эмоциональностью, обладающих хорошим воображением, либо тех, кто не способен хорошо анализировать свои ощущения и с трудом переносит любые жизненные изменения. Большое значение в развитии невротических проблем играют психологические травмы в детстве пациента.

По статистике неврозам более всего подвержены люди, воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях.

Также фактором риска для отклонений в психическом здоровье являются биологические особенности каждого человека и индивидуальный уровень нейромедиаторов.

Классификация невротических расстройств

Принято делить неврозы на 3 группы: навязчивых состояний, истерические и астенические. Но данная классификация все больше расходится с практикой. В ней не утверждены некоторые из наиболее часто встречающихся заболеваний.

Подобные различия ведут за собой разные способы систематизирования невротических расстройств. Устанавливая диагноз, специалисты чаще применяют классификацию, в которой выделяются следующие группы расстройств:

  1. Тревожно-фобические, основным признаком которых является резкое повышение тревожности и появление навязчивых страхов. К этой группе относятся панические расстройства, сложные и простые фобии и генерализированное тревожное расстройство.
  2. Обсессивно-компульсивные, чьим главным признаком является появление навязчивых мыслей, идей и действий.
  3. Астенические расстройства, главным из которых является астенический синдром.
  4. Соматоформные клинически аналогичны с соматическими, но не имеют под собой физической основы.
  5. Диссоциативные нарушения включают в себя расстройства движений и ощущений и подобные им заболевания, которые ранее относились к истерическим неврозам.

Признаки невротических расстройств

Все неврозы ведут за собой ряд эмоциональных, вегетативных и психологических нарушений.

К вегетативным симптомам относят обмороки, головную боль, головокружение, слабость в ногах и ощущение неустойчивости, дрожь, неконтролируемые движения и подергивания в мышцах, судороги, резкое учащение сердцебиения, скачки артериального давления, озноб, ощущение удушья или нехватки кислорода, плохой аппетит, чрезмерную активность выделительной системы, усиленное выделение пота, беспричинное повышение и понижение температуры. Вегетативные признаки характеризуются как непостоянные и полисистемные.

Невроз приводит к различным нарушениям сна. Пациентам сложнее засыпать из-за тревожных мыслей, которые относятся к какой-либо травмирующей ситуации, и из-за навязчивых идей, чье появление спровоцировано чрезмерно острым восприятием окружающего мира. Сон становится непродолжительным, с частыми пробуждениями и кошмарами. После пробуждения человек не только не чувствует себя отдохнувшим, но еще более ощущает усталость, слабость и разбитость. Больным свойственна сильная сонливость в дневное время и бессонница ночью.

Для страдающих этим заболеванием свойственна астения, т. е. повышенная утомляемость, быстрое истощение энергетических запасов организма. Постоянная слабость провоцирует частые перемены настроения, раздражительность, сильное снижение уровня работоспособности. У пациентов практически полностью пропадает сексуальная жизнь, половое влечение отсутствует, близость не приносит удовлетворения.

К физическим симптомам, характерным для неврозов, относятся язвы, тошнота, боли в спине и конечностях, ослабление иммунитета и сыпь.

Диагностика и лечение

Диагностировать невроз непросто, потому как количество объективных симптомов недостаточно для того, чтобы сделать вывод о наличии расстройства. Основное внимание уделяется ощущениям пациента, его жалобам и истории болезни. Специалистами проводится тестирование, которое направлено на выявление отклонений. Пациент также проходит прием у кардиолога, терапевта, гастроэнтеролога.

В некоторых случаях назначаются проведение МРТ головного мозга, ЭКГ и прочие исследования.

Такие состояния лечат с помощью терапии. В процессе проведения сеанса используются психоанализ, гипноз, различные методы психотерапии, цель которых состоит в выявлении и последующей корректировке механизмов адаптации. В случае необходимости осуществляется медикаментозная поддержка организма. В зависимости от того, какими симптомами обладает пациент, используются различные группы лекарств: антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики.

О лечении подобных психических состояний нужно задумываться своевременно, иначе есть риск того, что они перетекут в более тяжелую болезнь.

Профилактика

Для того чтобы не стать невротиком, необходимо больше времени уделять физической активности, соблюдать режим дня, тщательно проветривать помещения и дышать свежим воздухом, проводить какое-то время на природе, принимать витамины, составить правильный и здоровый рацион, а также научиться планировать день так, чтобы в нем было место полноценному отдыху.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector