Олигофрен что такое
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Олигофрен что такое

Олигофрения

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Общие сведения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Читать еще:  Тест люшера что это

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Олигофрения

Олигофрения — это синдром врождённого психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

Причины олигофрении

К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного. Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1. Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

Классификация

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию — типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

— осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

— дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

— осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

— олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

— умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

— олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

А . Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В . Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С . Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D . Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E . Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 — снижение интеллекта

2 — общее системное недоразвитие речи

3 — нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 — нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 — некритичность мышления, конкретность

6 — малопродуктивность памяти

7 — недоразвитие познавательных интересов

8 — нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу — аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Читать еще:  Воспаление позвоночного нерва

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

Олигофрения — что это, и как с этим жить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Когда в семье рождается ребёнок с подозрением на умственную отсталость, родители испытывают сильную тревогу по поводу его будущего, и не знают чего ожидать.

Олигофрен – кто это, всегда ли это низкий уровень жизни, как улучшить ситуацию, и можно ли этого избежать?

Олигофрения — это.

Олигофрения – это врождённое или рано приобретённое (до 3 лет) слабоумие, которое характеризуется недоразвитостью всей психики, интеллекта преимущественно.

Возникает из-за несформированных участков головного мозга при рождении, которые потом не прогрессируют либо делают это очень слабо и медленно. Или сильного нарушения взаимодействия нейронов в раннем детстве.

Олигофрения отличается от деменции (это как?), поскольку она возникает в более зрелом и пожилом возрасте.

При этом заболевании страдают такие сферы, как:

  1. мышление;
  2. речь;
  3. эмоционально-волевая сфера;
  4. моторная.

При тяжёлой степени олигофрении (1-3% от общего числа) заболевания человеку дают инвалидность.

Более часто встречается лёгкая форма, при которой можно исправить некоторые изъяны в когнитивных функциях. Можно адаптировать человека к внешней среде и бытовым процедурам.

В США и западной части Европы детей-олигофренов водят в обычные школы, а не отдают в специализированные. Такая практика постепенно доходит и до нас.

Система отношения к таким людям долго не менялась у нас. Начиная с детских садиков, и заканчивая отдельными группами в училищах, поскольку раньше их совсем не брали в высшие учебные учреждения.

На комфорт и благополучие ребёнка-олигофрена влияет адекватное отношение родителей, которые заботятся и уделяют ему должное количество внимания.

Также помогает наличие необходимого опыта у педагогов, понимающих как обращаться с особенными учениками, и толерантное общество (это как?) вокруг.

Почему дети становятся олигофренами

Причина около 80% заболевания — в нарушениях на генетическом уровне.

Классификация факторов, которые можно унаследовать от родителей:

  1. хромосомные заболевания (трисомии, болезнь Дауна, Шерешевского-Тернера, синдром Кланфельтера);
  2. аномалии мозга (микроцефалия, гидроцефалия);
  3. нарушение эндокринной системы, которые влияют на когнитивные функции – гипотиреоз и гипертиреоз (кретинизм);
  4. энзимопатия, при которых нарушается выделение и/или активность ферментов (галактоземии, фенилкетонурии).

Олигофрен – это еще и ребёнок, который развивался в утробе при заболеваниях матери и нарушениях беременности:

  1. при патологиях в положении (нефропатия, анемия, нарушение кровообращения в плаценте, эклампсия, токсикоз второй половины беременности);
  2. другие заболевания, которые имеют обострение во время беременности (проблемы с щитовидной железой, сахарный диабет, болезнь почек и печени, сердечно-сосудистая недостаточность);
  3. иммунологический конфликт по резус-фактору (это что?) между матерью и плодом;
  4. травма черепа и головного мозга при родах;
  5. преждевременные роды;
  6. асфиксия новорожденных (это что?);
  7. некоторые медикаменты;
  8. употребление алкоголя, сигарет и наркотических веществ;
  9. инфекционные заболевания матери (гепатит, корь, краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция);
  10. другие болезни (СПИД, токсоплазмоз, сифилис).

После рождения ребёнок может приобрести умственную отсталость до 3 лет, если получит черепно-мозговую травму. Или переболеет энцефалитом, менингитом (это что?).

Симптомы олигофрении у ребенка

Если у ребёнка лёгкая степень олигофрении, то почти невозможно это определить сразу после рождения.

Со временем становится более заметно, что ему сложно придерживаться распорядка дня, повторять и осваивать бытовые навыки.

В садике также плохо получаются несложные задания, ребенок быстро утомляется. Например, в 3 года не может сложить пирамидку, хотя это делают дети в 1-2 года с нормальным развитием. Трудности в контакте и общении со сверстниками.

Речь бедная, развивается с задержкой, потому что дети путают похожие буквы. Как следствие, неправильно пишут и произносят. Связи в области слухового и артикуляционного речевого аппаратов не формируются правильно.

Поскольку концентрация внимания значительно снижена, это затрудняет изучение любой информации и навыков.

Симптом похож на проявление синдрома дефицита внимания и гиперактивности (что это?), где дети также даже не пытаются услышать взрослых, понять их указания. Потому что преобладают процессы возбуждения, и нет момента, когда останавливаются и погружаются в задание.

Кроме того, что внимание у ребенка-олигофрена и так страдает, ещё и объём его памяти значительно ограничен. Поэтому запомнить и воссоздать информацию очень сложно.

Детям трудно заучить небольшой кусочек текста, даже если несколько раз медленно его повторить. Не всегда могут уместно применить выученный материал в будущем.

Движения у ребенка с олигофренией вялые, неточные, поэтому страдает мелкая моторика, а с ней связано развитие почти всех когнитивных функций.

Поскольку соответствующие области головного мозга расположены рядом, и не стимулируют друг друга, как это происходит у здоровых детей. Это может влиять на невозможность следить за собой, и за гигиеной (это что?) в частности, в том числе и в более старшем возрасте.

Взаимодействие с предметами хаотичное. Малыш не может схватить небольшой объект целой ладонью либо пальцами. Поэтому письмо даётся с трудом даже при лёгком уровне олигофрении.

Ребёнка-олигофрена небезопасно оставлять в окружении незнакомых людей, поскольку они очень доверчивы, им легко внушить любое действие. Поэтому среди жертв насилия часто попадаются дети с умственной отсталостью.

Таких малышей часто называют «солнечными», поскольку они часто улыбаются, жизнерадостные и добрые. Даже если не могут высказать свои чувства словами, то обнимают и целуют.

Классификация умственной отсталости

Классификация, где фигурируют названия «дебильность», «имбецильность», «идиотия» — устарела. Поскольку люди начали использовать эти слова в повседневной жизни в качестве оскорблений.

Сейчас умственную отсталость обозначают с помощью уровня выраженности.

    Лёгкая степень олигофрении (IQ = 50—70). Их иногда трудно отличить от людей, у которых развитие находится на нижней границе нормы. Возможны адаптация в обществе, навыки простых рабочих процессов.

Овладение конкретными знаниями обеспечивает механическая память и склонность к подражанию. Но в учёбе они медлительны, отсутствует самостоятельность и желание что-то освоить. Почти нет абстрактного мышления (это как?), но речь находится на относительно высоком уровне.

Поведение часто импульсивное, сложно противиться своим влечениям. Хотя в детстве заметно отставание в развитии когнитивных и физических (ходьба, рефлексы) функций, к более взрослым годам разница со здоровым человеком становится не настолько заметна.
Средняя степень олигофрении (IQ = 20—50). Дети труднообучаемые и не способные работать. Словарный запас около 250 слов, говорят несложными короткими фразами. Элементарными знаниями пользуются очень прямолинейно.

Некоторые дети могут отдельно назвать несколько букв, владеют простой арифметикой. При этом они трудно переключаются, несамостоятельные. Но способны себя обслужить, помыть посуду, убрать в своей комнате.

Согласитесь, что это прекрасно.

Профилактика олигофрении у ребенка

Зная, кто такой олигофрен, стоит преждевременно заняться своим здоровьем и профилактикой, чтобы избежать последствий. Нужно исключить нахождение в области с радиоактивным излучением и химическими веществами, которые негативно влияют на репродуктивную систему.

Беременность должна быть запланированная. До этого времени женщине стоит проверить своё состояние и вылечить заболевания. Или же нормализовать показатели, если они хронические.

Основной акцент делается на эндокринной системе. Также нужно вовремя лечь в больницу на сохранение.

Чтобы избежать токсоплазмоза, в квартире должны быть только те животные, которые прошли обследование на паразитов, и не гуляют на улице.

Не употреблять вещества, которые негативно влияют не только на женщину, но и на плод. Придерживаться дозировки препаратов, которые можно принимать беременным.

Автор статьи: Марина Домасенко

Кто такой олигофрен

Кого называют олигофреном?

Данный термин часто можно слышать во время беседы, но далеко не все правильно применяют его сегодня, что приводит к путанице и недопониманию.

Причиной является то, что само понятие в нашей стране не очень распространено и говорят о нем редко.

Под определение олигофрен подпадает человек, который обладает определенной патологией, которая проявляется уже после рождения.

Читать еще:  Принципы составления рациона питания ребенка

Олигофрения (название заболевания) не поддается лечению. По этой причине болезнь сопровождает человека на протяжении длительного периода времени и постоянно дает о себе знать.

Чем обусловлено заболевание? В первую очередь речь идет о том, что человек утрачивает способность к нормальному обучению, поэтому нуждается в постоянной помощи со стороны родителей и близких людей.

Он должен понимать, как именно живет окружающее общество, а также как ему стоит относиться к тем или иным явлениям.

Такое обучение становится жизненно важным для олигофрена, так как современный социум практически никак не помогает в решении подобной проблемы, оставаясь равнодушным к олигофрении, хотя болезнь с каждым годом становится все более распространенной.

Обучением олигофрена занимаются не только родители, но и специализированные педагоги, социальные работники и врачи.

Только в этом случае умственно неполноценный человек может адаптироваться в обществе и в результате стать его членом, а не оставаться изгоем.

Олигофрения, если переводить дословно, обозначает малоумие, что точно характеризует особенности данного заболевания.

Если рассматривать обозначение, которое присваивает болезни отечественная медицина, то речь идет об особом состоянии человека, при котором пациент демонстрирует отклонения в психическом развитии, которое возникает по причине нарушения в работе нервной системы.

Не сложно догадаться, что наиболее ярко болезнь проявляется в отношении мыслительных процессов, по причине чего человек частично утрачивает свои интеллектуальные способности.

Причины возникновения слабоумия

Современная медицина не дает точного ответа на подобный вопрос. Поэтому в каждом конкретном случае проводится индивидуальная диагностика, в рамках которой и удается установить характер, причины и оптимальные методы лечения расстройства.

В то же время можно говорить о нескольких общих чертах, которые проявляются у большинства больных олигофренией.

Развитие болезни часто связано с генетическими особенностями, которые наследуются от родителей. В частности, появление ребенка-олигофрена может быть вызвано тем, что малыш предрасположен к болезни Дауна или микроцефалии.

Другим фактором выступает определенный урон, который наносится ребенку еще во время пребывания в утробе матери.

Среди подобных факторов стоит отметить изменение гормонального фона, а также перестройка организма в следствии перенесенной вирусной инфекции.

Другими болезнями, которые приводят к появлению на свет олигофрена, выступает:

Медики не редко обнаруживают асфиксию у новорожденных. Данное отклонение вызвано тем, что кровь младенца и его матери не совпадает по ряду иммунологических паттернов.

В результате проявляется конфликт резус-факторов, сопровождаемых повреждениями головы или младенческими инфекциями.

Процесс изучения данной болезни продолжается и сегодня, поэтому в будущем вполне вероятно получение более обширной информации.

Симптомы умственной отсталости

Рассматривая столь опасное заболевание, невозможно не уделить внимание симптомам, которыми оно сопровождается.

В первую очередь речь идет о том, что человек воспринимает мир не полностью, что проявляется в его заторможенной реакции на внешние раздражители.

Олигофрен является недоразвитой личностью в целом. Симптомы, которые присущи такому пациенту, заключаются в отклонениях речи, памяти и внимании.

Его мышление происходит медленнее, поэтому реакция следует далеко не всегда.

Также стоит отметить тот факт, что олигофрен демонстрирует некоторую отсталость в движениях, что также связано с поражением нервной системы.

В процессе общения с человеком можно обнаружить, что он демонстрирует определенную неграмотность, а также строит фразы неправильно.

Внимание привлекает и сложность в формулировке фраз, что выражено отсутствием обширного словарного запаса. Это связано с сложностями в запоминании информации.

Такого человека невозможно оценивать по стандартным критериям, так как даже в возрасте 30 лет олигофрен демонстрирует крайне низкую инициативность.

Ему очень легко внушить что-либо, так как больной не способен осмыслить происходящее. В результате он склонен принимать неадекватные решения, что влечет за собой негативные последствия.

Олигофрения у взрослых

. или: Малоумие, умственная отсталость, недоразвитие интеллекта

Симптомы олигофрения у взрослого

  • Отставание в умственном развитии (в том числе у взрослого человека в детстве).
  • Отставание в физическом развитии: ребенок (или взрослый человек в детстве) поздно начинает ходить, присаживаться.
  • Недоразвитие речи: от наличия бедного словарного запаса (100-200 слов) до полного отсутствия речи, при этом контакт осуществляется с помощью крика, стона. Иногда человек с олигофренией может не понимать речь.
  • Нарушение абстрактного мышления: люди с олигофренией с трудом могут сказать, есть ли что-то общее между понятиями “ стул», » стол» и » шкаф”, объяснить, что означает такое абстрактное понятие, как, например, “ свет” или “ любовь”.
  • Нарушение узнавания вещей, людей: в тяжелых случаях люди с олигофренией не узнают своих родных.
  • Нарушение выполнения простейших бытовых навыков (мытье посуды, уборка, чистка зубов, одевание), а также сложных видов деятельности (чтение, письмо, спортивные игры).
  • Подчиняемость, внушаемость: люди с олигофренией часто ввязываются в компании наркоманов, правонарушителей, так как являются чрезвычайно внушаемыми.
  • Эмоциональные нарушения в виде вспышек агрессивности, злости, раздражительности.

Выраженность перечисленных симптомов индивидуальна для каждого человека.

Формы олигофрения у взрослого

Причины олигофрения у взрослого

  • Генетические заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью (синдром Дауна, синдром Ангельмана, Прадера-Вилли связаны с нарушением строения генов и хромосом, сопровождаются также признаками физического недоразвития).
  • Повреждающие факторы, воздействующие на плод через организм беременной женщины (матери).
    • Ионизирующее излучение (например, при частом применении рентгена).
    • Химические агенты (например, бытовые токсины, алкоголь, наркотики).
    • Инфекционные заболевания у беременной:
      • цитомегаловирусная инфекция;
      • сифилис;
      • краснуха;
      • токсоплазмоз и др.
    • Недоедание у беременной (или грубое нарушение диеты, например, отказ от употребления мяса в контексте вегетерианства, но без должной компенсации необходимых веществ).
    • Недостаток йода у беременной (необходим для правильного развития нервной системы плода).
  • Травмы головного мозга ребенка в процессе родов: асфиксия (удушье), родовая травма.
  • Недостаточное общение и педагогическая работа с ребенком в первые годы жизни (в неблагополучных семьях): при этом исходные ресурсы головного мозга оказываются неиспользованными, поэтому в этих случаях чаще отмечается положительный эффект от лечебных мероприятий.
  • Недостаток йода в пищевом рационе в раннем возрасте (новорожденность и до 2-3 лет).

Врач невролог поможет при лечении заболевания

Диагностика олигофрения у взрослого

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • с какого возраста признаки олигофрении (недостаточное развитие речи, эмоциональная недоразвитость, трудности при чтении, бедная речь) стали заметны;
    • как протекала беременность этим человеком (были ли инфекционные заболевания, недостаточное питание);
    • часто ли болел человек в детстве простудными заболеваниями;
    • как питался человек в детстве (в частности, не было ли недоедания).
  • Осмотр психиатром: оценка интеллектуальных способностей человека при беседе, использовании специальных шкал, опросников. Оценивается речь пациента, уровень его общения в социальной среде, отношения с родителями и родственниками (часто люди с олигофренией очень трепетно относятся к родителям, называя их по имени, но не узнают знакомых людей и даже пугаются их).
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяют послойно изучить строение головного мозга и определить возможные признаки повреждения мозга (кровоизлияния, нарушения строения мозга).

Лечение олигофрения у взрослого

  • Лечение при легких и среднетяжелых формах (дебильность и имбецильность) сводится к коррекции имеющегося интеллектуального дефекта с помощью коррекционных школ, активного участия педагогов, логопедов в развитии речи, социальных навыков, мышления и внимания у больных.
  • Лечение тяжелых форм (идиотии) сводится к постоянному надзору в условиях дома инвалидов, домах для умственно отсталых или психиатрической лечебницы. Больным необходим тщательный уход, кормление.

Осложнения и последствия олигофрения у взрослого

  • Нарушение социальной и трудовой адаптации в связи с выраженным в той или иной степени интеллектуальным дефектом.
  • Агрессивное поведение с социально опасными поступками (чаще бывают при среднетяжелых и тяжелых формах): например, суицидальное поведение, попытка убийства и др.

Профилактика олигофрения у взрослого

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Необходима консультация с врачом

Чудновский В.С., Чистиков Н.Ф. — Основы психиатрии – 1997
Попов Ю.В. – Современная клиническая психиатрия, 2006 г.

Что делать при олигофрении?

  • Выбрать подходящего врача невролог
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector