Особенности детей с дебильностью
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Особенности детей с дебильностью

Дебильность как легкая форма олигофрении

Дебильность это легкая степень умственной отсталости, причина которой кроется в органических поражениях плода в утробе матери или задержкой развития.

Умственная отсталость или олигофрения является психическим недоразвитием интеллектуальной и познавательной деятельности человека, как результат органического поражения структур головного мозга.

Международная классификация болезней выделяет три формы умственной отсталости:

  1. Дебильность является самой простой формой олигофрении и самой распространенной.
  2. Имбецильность – умеренная степень олигофрении. Больные могут понимать обращенную речь и разговаривать.

Идиотия – самая тяжелая степень. Полностью отсутствуют примитивные реакции, речь, способность что-то понимать и осмысливать, нарушена координация движений.

Дебильность характеризуется низким уровнем способности к абстрактному мышлению и обобщениям. При этом моторика и координация движений сохранены.

При дебильности ребенок не может построить сложные умозаключения, не улавливает закономерной связи между предметами и событиями, не способен устанавливать причинно-следственную связь между ними.

Наблюдается недостаточное развитие волевых и нравственных качеств, легкая внушаемость.

Речь таких детей недостаточно развита, очень низкий словарный запас.

Нарушение корректируется психолого-педагогической и симптоматической терапией, а также мерами социальной адаптации, правильным психолого-педагогическим воспитанием, правильно организованным трудовым и школьным обучением.

Дебильность является самой распространенной формой умственной отсталости. Она наблюдается у 75% от всех детей, страдающих снижением интеллекта.

Данный термин также употребляется в понятиях легкая олигофрения или легкая субнормальность. При дебильности коэффициент интеллекта снижен и варьируется в показателях от 50-69. Многие путают дебильность с пограничной умственной отсталостью.

Следует помнить, что пограничная умственная отсталость возникает вследствие психологической задержки развития. Задержка вызывается внешними факторами. Например, неблагоприятными условиями жизни, интеллектуальной депривацией, приобретенными или врожденными психическими дефектами.

Задержка ограничивает познавательные возможности ребенка, но может корректироваться с помощью правильных психолого-педагогических мер. Дебильность также может быть легкой, средней и тяжелой, это зависит от степени недоразвития интеллекта. Помимо этого выделяют атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую форму, как и другие виды умственной отсталости.

Дебильность причины

Существует несколько причин проявления этой формы олигофрении:

  1. Генетические заболевания, зависящие от нарушения строения хромосом и сопровождающиеся отклонениями в физическом развитии. Например, синдром Дауна, Ангельмана и т. д.
  2. Влияние на организм матери вредных факторов во время беременности. К ним относится:
    • ионизирующее излучение (от рентгена);
    • химические вещества (бытовые токсины и т. д.);
    • инфекционные заболевания матери;
    • недоедание или нарушение диеты;
    • недостаток йода.
  3. Родовая травма, возникшая в процессе родов.
  4. Педагогическая запущенность в ранние годы жизни ребенка.
  5. Недостаток йода в организме ребенка в ранний период.

Классификация

Дебильность имеет разные стадии типы и формы, которые зависят от рассмотренных далее факторов.

Стадии дебильности

Степени дебильности выделяются в зависимости от степени умственного нарушения. Для оценки интеллектуальных возможностей используется показатель коэффициента IQ.

При этом нарушение может быть представлено тремя формами:

    • легкая форма при IQ = 65-69;
    • умеренная форма при IQ = 60-64;
    • глубокая форма при IQ = 50-59.

Уровень интеллекта оценивается специальными психологическими методиками, включающими тесты на логику, пространственное мышление и т. д.

Типы дебильности различаются в зависимости от степени нарушения волевых процессов. Так выделяют:

    • гиподинамический тип — общая заторможенность психических процессов;
    • гипердинамический тип — двигательное беспокойство, расторможенность, безмотивные аффекты.

Если правильно организовывать быт и правила труда для детей, страдающих дебильностью, они способны будут освоить несложные профессии и самостоятельно себя обслуживать. Для этого им необходимо руководство и поддержка.

Формы

Существуют также формы дебильности.

    • Стеническую форму, которая характеризуется добродушием больного, уравновешенным темпераментом, активностью.
    • Астеническую форму, для которой свойственна эмоциональная неустойчивость и переутомляемость.
    • Атоническая форма, характеризующаяся неспособностью пациента проявлять мотивированное поведение.
    • Дисфорическую форму. Самая редкая форма, имеющая выраженное эмоциональное расстройство, агрессивное поведение и склонности к саморазрушению личности.

Симптомы и признаки

Знание основных симптомов и признаков дебильности поможет быстрее начать все лечебные и профилактические меры.

    • Отставание в физической подготовке. Ребенок поздно начинает ходить, устает и нарушает координацию.
    • Речь развивается плохо, запас слов незначительный.
    • Нарушено абстрактное мышление, выражен конкретно-описательный тип мышления.
    • Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
    • Снижение уровня памяти. Проблемы в запоминании стихов, имен и т.д.
    • Снижена познавательная активность и воображение.
    • Внушаемость, склонность следовать асоциальному поведению.
    • Нарушения в эмоционально-волевой сфере, склонность к агрессии, раздражительности.

Для каждого человека степень выраженности данных симптомов может быть разной, и поставить диагноз может только квалифицированный специалист после проведения диагностики.

Диагностика нарушения

Диагностика проводится в несколько этапов:

    • Сбор и анализ жалоб пациента и анамнеза заболевания. Учитываются следующие факторы:
      • возраст, когда начали проявляться первые признаки дебильности;
      • течение беременности матери;
      • факты простуды и инфекции в детстве;
      • недоедание в детстве.
    • На втором этапе происходит осмотр психиатром. Он оценивает интеллектуальные способности, используя опросники и шкалы. Происходит оценка речи, поведения в повседневных ситуациях, отношения к родным и близким.
    • Компьютерная томография и МРТ способны зафиксировать признаки повреждения мозга.
    • Консультации невролога в некоторых случаях.

Дебильность лечение

Дети с данным диагнозом должны находиться под постоянным наблюдением невролога и психиатра. Если дебильность была развита на фоне эндокринопатии, важно дополнительное наблюдение у эндокринолога.

При возможности устранения основных причин нарушения можно использовать специальную терапию. Если был выявлен токсоплазмоз или сифилис, лечение проводится с помощью этиотропов. В некоторых случаях необходимо соблюдение диетического питания или гормональная терапия.

При дебильности часто проводят симптоматическую терапию, которая включает препараты против судорог, ноотропы, психотропные препараты и витамины. Если наблюдается повышенная утомляемость, целесообразен прием психостимуляторов. Если есть склонность к повышенной возбудимости, рекомендуют эленимум, аминазин и т. д.

Вместе с медикаментозным лечением необходимо корригирующее лечение. Используются методики педагогики, психологии и логопедии. Основная цель такого лечения заключается в психологической поддержке, коррекции нарушения обучаемости, приобретение навыков и знаний, необходимых для самостоятельной жизни. Занятия с логопедом проводятся с целью развития речи, коррекции брадилалии и заикания.

Социальная адаптация

Вопросы социальной адаптации разрешаются педиатрами, социальными работниками и психологами, педагогами, а также врачами детской неврологии и психиатрии.

Основной задачей социальной адаптации является приспособление пациентов с дебильностью к нормальной, самостоятельной жизни, помощь с освоением профессии и бытовым навыкам самообслуживания.

Помимо этого необходимо уберечь человека от вовлечения в преступные группировки, предотвратить склонность к асоциальному поведению, поскольку именно люди с повышенной внушаемостью и исполнительностью используются незаконопослушными гражданами для достижения своих преступных целей.

Очень важна в процессе социальной адаптации правильная организация возможностей получения академических знаний, навыков трудовой деятельности и быта.

Дети с данным отклонением должны проходить обучение в специальных коррекционных учебных заведениях, программа обучения в которых полностью согласована с их умственными способностями. Классы для занятий должны быть с небольшой наполняемостью, чтобы каждый ребенок получал индивидуальный подход. Это делает обучение более эффективным.

Люди с дебильностью после завершения обучения в школе способны освоить элементарную специализацию, уметь выполнять легкую работу. Профессия не должна требовать быстрого переключения внимания, проявления инициативы и принятия решений. Если процесс социальной адаптации построен правильно, большинство людей с нарушением интеллектуальной сферы легко адаптируется в обществе, способно вести трудовую деятельность, и заводить семью.

Видео на тему: «Дебильность (Лёгкая умственная отсталость)»

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Читать еще:  Опасность компьютерных игр

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.
Читать еще:  Помощь при эпиприпадке

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Дебильность.
статья на тему

Клиника интеллектуальных нарушений. Что же такое дебильность?

Скачать:

Вложение Размер
debilnost-referat.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Клиника интеллектуальных нарушений

Термином «умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых составляют дети-олигофрены. Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС в пренатальный, натальный и постнатальный период (ранний).

Причины олигофрении различны. Выделяют 3 основные группы этиологических факторов:

  1. Неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза).
  2. Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (болезни и алкоголизм матери, прием различных лекарственных препаратов, оказывающих вредное воздействие на плод).
  3. Осложнения во время родов (родовые травмы, обвитие плода пуповиной) и тяжелые болезни раннего возраста (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции).

Однако, довольно часто встречаются случаи олигофрении с невыясненной причиной.

По глубине дефекта, в зависимости от выраженности психического недоразвития, различают три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность . При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития:

— во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект.

— во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретнообразное, ситуационное. Речь отличается бедностью запаса слов, элементарным построением фразы, неграмотностью. Внимание и память в целом ослаблены, хотя бывает хорошо развита механическая память с избирательным запоминанием, например, номеров телефонов, фамилий, цифр. У больных снижен уровень побуждений, инициативы. Незрелость личности проявляется в повышенной внушаемости без логического осмысления ситуации, неспособности принять адекватное решение в обычных житейских ситуациях, недостаточной критичности к своему состоянию. Развитие физическое также протекает с задержкой. Степень задержки и тяжесть пороков развития зависят от степени слабоумия.

Дебильность – наиболее легкая по сравнению с идиотией и имбецильностью степень слабоумия. Многие врачи и дефектологи, учитывая широкий диапазон отставания и темпа психического развития, различают выраженную, среднюю и легкую (почти неотличима от нижней границы нормального интеллекта) дебильность.

Среди дебилов различают:

  1. Эретичных (возбудимых)
  2. Вялых апатичных
  3. Злобно-упрямых
  4. Мстительных
  5. Торпидных (заторможенных)

Дебилы способны к обучению, иногда при хорошей механической памяти, усидчивости и гиперопеке родителей достигают неплохих результатов в учебе, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах. Однако сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы.

Анализ раннего развития детей-дебилов показывает наличие у большинства из них задержки в развитии. Клинически это проявляется в том, что эти дети позднее начинают реагировать на звуковые и световые раздражители. Задерживается и развитие их двигательных функций: они позднее начинают держать головку, поворачиваться, сидеть, ходить.

Детям-дебилам дошкольного возраста присущ ряд особенностей отличающих их от нормальных сверстников. Дебилы мало способны к самостоятельной деятельности. Их деятельность, даже игровая, непродуктивна, творческие возможности примитивны. Заметить эту особенность бывает трудно.

В силу тугоподвижности, косности умственных процессов дебилы с трудом справляются с предлагаемыми им заданиями, не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не используют прошлый опыт, медленно расширяют круг возможных действий, не улавливают изменений условий или характера игры и т.п. Эти дети обычно рисуют одни и те же предметы, долго играют в одни и те же игры. В выполняемых действиях преобладает элемент подражания. Действия носят однообразный характер.

В дошкольном возрасте часто выявляются и особенности моторики, речь идет об умении выполнять мелкие координированные движения. У дебилов они долго остаются неточными, неловкими.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте выявляются ряд особенностей, свойственных детям-дебилам.

Особо нужно сказать о нарушении формирования речевой функции. В более тяжелых случаях дебильности, уже с раннего возраста задерживается реакция на речь окружающих, запаздывает появление гуления, первых слов, эхолалии. В более легких случаях речь развивается правильно на первоначальных этапах. Отклонения связаны с появлением фразы. У детей медленно накапливается словарь. При обследовании выявляется, что пассивный словарь преобладает над активным.

Чаще, чем в норме встречаются нарушения звукопроизношения; эти нарушения являются более стойкими и труднее поддаются исправлению. Речь долго сохраняет аграмматический характер (перестановки, замены звуков и слогов, опускания и искажения окончаний).

В школьном возрасте расширяется восприятие окружающего.

При общении дебилы, хотя и медленно, но овладевают представлениями о времени, месте. Однако они остаются ограниченными. Критические способности снижены: дети часто переоценивают свои возможности и не могут предвидеть последствий своих неправильных действий.

В процессе обучения – дебилы испытывают большие трудности. Овладение навыками чтения и письма происходит с большим трудом. Легче вырабатываются простые навыки. Так, например, им легче запомнить буквы, чем слить их в слоги и слова. Во время чтения и письма многие допускают ошибки в виде пропусков, недописок, искажений. Сравнительно легко овладевают порядковым счетом, но счетные операции осуществляются с большим трудом. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями.

Особенности высших функций:

— восприятие достаточно активно, нет избирательности;

— внимание трудно привлечь, трудно фиксируется, зато легко рассеивается и отвлекается;

— память гипертрофирована, не развито осмысленное запоминание, но механическая память может быть развита хорошо;

— мышление конкретное, заостряется на второстепенных деталях, не могут установить логические связи, в структуре дефекта – недоразвитие речи, отставание в сроках развития, речь искажена фонетически и грамматически, проста, элементарна, стереотипна. Дети затрудняются высказать свои мысли, значит они затрудняются в пересказе.

Но в отличие от имбецилов, бывает, что дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие речи, их поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствует хорошая механическая память, подражательность. Однако наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным отвлеченным обобщениям для них затруднителен.

Эмоциональная сфера недоразвита, преобладают актуальные переживания.

Волевая деятельность характеризуется слабостью побуждения, недостаточной самостоятельностью, сочетается с импульсивностью, негативизмом, отсутствием борьбы мотивов.

Дети-дебилы медлительны, инертны, малоинициативны, но легко подражают взрослым, представляющих для них авторитет. Отмечается необдуманность и непредсказуемость поступков, слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения. Самооценка завышенная.

Все вышеперечисленные особенности детей-дебилов не всегда выявляются своевременно. Дети часто попадают в массовую школу. И, несмотря на то, что с некоторыми детьми очень хорошо работают родители и педагоги, в школе они не успевают. Стремление некоторых родителей удержать ребенка в массовой школе наносит ему большой вред. Не успевая в школе, он теряет веру в свои силы и возможности. В результате в одних случаях ребенок становится пассивным, апатичным, вялым, безразличным; у него формируются такие отрицательные черты характера, как неуверенность, отсутствие инициативы, внушаемость. В других случаях начинают преобладать возбуждение, повышенная реактивность, аффектные вспышки, возникают психопатоподобные состояния.

В процессе обучения во вспомогательной (коррекционной) школе дебилы накапливают запас знаний, представлений, умений, навыков. Обогащаются их эмоциональная сфера, выявляются индивидуальные особенности личности. Но осуществление высших форм мышления для них остается недоступным.

С годами дебильность становится менее заметной, особенно у тех, кто сумел хорошо адаптироваться в жизни. Однако, часть дебилов может попасть в группу асоциальных или даже уголовных элементов в связи с повышенной внушаемостью, некритичностью и недостаточным осмыслением ситуации.

Дебильность ( Умственная отсталость легкой степени )

Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость. Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.

МКБ-10

Общие сведения

Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».

Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.

В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.

Причины дебильности

Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития. К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.

Признаки дебильности

Дебильность характеризуется отсутствием способности вырабатывать сложные понятия, делать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для детей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления. Они способны воспринимать лишь внешнюю сторону происходящих событий и зачастую не могут понять ситуацию целиком. Правильно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может найти внутренние связи между ними и испытывает затруднения при их сравнении. Наряду с отставанием в умственном развитии у таких детей нередко отмечается недоразвитие речи (ОНР и ФФН). Типичны обедненность лексики, аграмматизм, косность и замедленность речи (брадилалия). Дебильность легкой степени проявляется ограничением способности к обобщению и абстрактному мышлению, при хорошей ориентировке в повседневных обыденных ситуациях.

Обучение в школе детям с дебильностью дается с большим трудом. Они тяжело усваивают правила правописания, испытывают затруднения при необходимости пересказать прочитанный текст, плохо понимают, что именно требуется сделать согласно заданию. Особенно трудным предметом для них является математика. Иногда среди имеющих дебильность встречаются дети с частичной одаренностью: абсолютным слухом, отличной механической памятью, художественным талантом, умением в уме производить арифметические действия с крупными цифрами.

Дебильность сопровождается ограничением познавательной потребности, недоразвитием эстетических, нравственных и волевых качеств. В следствие этого пациенты с дебильностью оказываются неспособными сформировать собственное суждение и мировоззрение. При этом они легко подражают другим, перенимают чужие взгляды и довольно часто неукоснительно придерживаются их. Слабость воли, отсутствие самостоятельности и инициативности при дебильности сочетается с легкой внушаемостью, что может сделать дебила послушным орудием в руках других людей. Не понимая последствий и исполняя чью-то волю, такой человек может совершить преступление или действовать в рамках преступной группировки.

По своему характеру пациенты с дебильностью могут быть доброжелательными, ласковыми и добродушными или, наоборот, агрессивными, злобными, упрямыми и мстительными. Достаточно часто среди них встречаются люди с усиленными примитивными влечениями (например, половыми).

Диагностика дебильности

В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений. В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.

В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.

Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.

Лечение при дебильности

Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.

Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.

Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.

Социальная адаптация при дебильности

Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.

Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.

Разновидности олигофрении — от дебильности до идиотизма

Олигофрения характеризуется недоразвитием психики и интеллекта. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте слабоумие. Название болезни происходит от греческих слов малый и разум. В непрофессиональной среде, для обозначения олигофрении, более корректными считаются выражения “психическая недостаточность” или “психическая задержка”.

Причины возникновения олигофрении

Выделяют три группы причин олигофрении – комплексы внутренних (эндогенные), внешних (экзогенные) и смешанных факторов.

К причинам, имеющим внутренний характер, относят все виды психического недоразвития, которые могут быть вызваны хромосомными патологиями, наследственными специфическими нарушениями обмена веществ и различными генетическими синдромами. Причиной олигофрении такого типа могут быть различные метаболические заболевания и разные типы мукополисахаридоза.

Второй комплекс причин болезни, общего психического недоразвития у больного составляют внутриутробные инфекции при ношении плода, иммуноконфликт крови матери и ребенка, алкоголизм, наркомания и другие пагубные привычки матери, которые могут спровоцировать серьезные нарушения при снабжении плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы черепа ребенка.