Отрицательный полюс экстраверсии образуют такие характеристики как
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Отрицательный полюс экстраверсии образуют такие характеристики как

Обзор технологии индивидуального подхода в обучении

Первый фактор, как правило, называют экстраверсией. Его положи- тельный полюс образуют такие характеристики, как общительность, настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность, энергичность, доминантность. Отрицательный полюс — сдержанность, застенчивость, стремление быть одному, а не с людьми.

Второй фактор — альтруизм, склонность идти навстречу людям. Те, кто получают высокие оценки по этому личностному свойству, воспринимаются как люди отзывчивые, дружелюбные, готовые помочь, добрые, мягкосердечные, чувствительные, легко прощающие окружающих и вызывающих к себе доверие. Низкие оценки — свойственны людям холодным, недружелюбным, вздорным, злым и неблагодарным.

Третий фактор — сознательность, контроль импульсивности. На положительном полюсе он характеризуется организованностью, ответственностью, склонностью планировать свои действия и эффективностью этих действий, практичностью и зависимостью. На отрицательном полюсе — необязательностью, неаккуратностью, забывчивостью, неумением организовывать свои действия, фривольностью в отношениях с окружающими и независимостью.

Четвертый фактор — невротизм, негативные эмоции. Высокий невротизм (отрицательный полюс) связан с напряженностью, тревожностью, склонностью к плохому настроению, подверженностью различным беспокойствам и страхам. Положительный полюс соответствует эмоциональной стабильности, спокойствию и удовлетворенности.

Пятый фактор — открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Люди, характеризующиеся высокими оценками по этому фактору, имеют широкие интересы, развитое воображение. Они любознательны, артистичны и воспринимаются окружающими как умные, остроумные и логичные. Те, кто имеет низкие оценки по этому фактору, производят впечатление людей простоватых, серых и неинтересных.

Структура свойств, описываемая Большой пятеркой, представляет собой максимальный уровень обобщения всех поведенческих особенностей, очень высокий уровень абстракции — настолько высокий, что на нем теряется специфика не только отдельных поведенческих особенностей, но и качественные различия между разными сферами личности — с одной стороны, теми, которые описывают динамические особенности поведения, а, с другой — теми, которые относятся к мотивам, целям и содержанию деятельности.

Анализировать свойства человека на этом уровне вполне правомерно, но при этом надо помнить, что, чем выше уровень обобщения, тем больше конкретных деталей упускается из виду.

Когда человек говорит, что и собак и кошек можно назвать животными, он абсолютно прав. Однако, говоря так, он хорошо знает, что это — разные животные, что у них есть много различий. Точно так же при исследовании личностной сферы не следует забывать, что свойства, входящие в каждый из факторов Большой пятерки, — это разные свойства. Можно исследовать то, в чем проявляется их сходство (т.е. диагностировать только эти 5 факторов), но при этом надо помнить, что между этими свойствами есть и разница, что у каждого из них есть своя специфика, которая тоже вносит свой вклад в индивидуальные различия.

Дж. Ройс и А. Пауелл создали многофакторную структуру индивидуальности представляющую собой суперсистему, которая определяется шестью взаимодействующими системами — сенсорной, моторной, когнитивной, аффективной, а также системой стилей и системой ценностей (рис. 1). Функции сенсорной системы состоят в превращении физической энергии в психологическую информацию. Функции моторной системы — в превращении психологической информации в физическую энергию. Сенсорная и моторная системы обеспечивают вход и выход информации, ее кодирование и декодирование. Когнитивная система связана с обработкой информации, позволяющей определить основные параметры окружающего мира. Аффективная система преобразует информацию в состояния активации. Когнитивная и аффективная системы являются центральными уровнями системы, отвечающими за обработку информации.

Еще о педагогике:

Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека
Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и в этих словах заложен весь смысл физического воспитания детей. В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественн .

Назначение и особенности педагогического рисунка
Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки у .

Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали и древние греки, произведения искусства, которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эсте .

Факторные модели личности

В отличие от перечисленных выше теорий личности, заключающих в себе как определенные допущения о природе человека и принципах его функционирования, так и четкие представления о ядерных и периферических структурах личности, факторные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного подхода заключается в том, что на первом этапе производятся наблюдения над многими людьми. Потом данные наблюдений выражаются количественно. Например, рост кодируется в сантиметрах, вес – в килограммах, способности – баллами, набранными по соответствующим тестам, и т.д. Затем вычисляется коэффициент корреляции между переменными. Высокий коэффициент корреляции показывает, что переменные проявляются совместно, низкий коэффициент свидетельствует о том, что присутствие одной переменной исключает проявление другой, нулевой коэффициент означает, что зависимости не выявлено. Например, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека и отрицательно – с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви, скорее всего, будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, факторный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин (рассчитывается также и вклад каждой переменной в тот или иной фактор). Например, мы обнаружили высокую позитивную корреляцию между оценками по русскому языку, литературе, беглостью речи и скоростью запоминания иностранных слов. Образовавшийся фактор можно назвать фактором В (вербальных способностей). Аналогично с помощью факторного анализа некоторые авторы пытались выделить основные свойства личности, к которым можно редуцировать все многообразие проявлений человека.

Модель личности по Р. Б. Кэттелу

Лучший способ охватить личность в целом, считал Рэймонд Бернард Кэттел (1905–1998), – это изучить лексический состав языка. Он предположил, что каждое слово, обозначающее то или иное свойство человека, потенциально представляет собой черту личности. Оказалось, что в английском языке с описанием личности связано 18 тыс. слов. Исключив синонимы, редко употребляемые и устаревшие слова, ученый составил список из 171 слова. Черту личности Кэттел определяет, как «то, что позволяет предсказать действия человека в определенной ситуации». Важно заметить, что начинал Кэттел свою работу, не имея никакой определенной «модели» личности, т.е. он не делал предположений относительно сути личности (ядра) и движущих сил ее развития. На деле он использовал обратную стратегию: описывая периферию личности, он надеялся совершить восхождение к ядру. В связи с этим ученый провел разделение на поверхностные (те, что можно наблюдать) и основные (глубинные) черты личности. Факторизуя поверхностные черты, он надеялся обнаружить основные. Логика Кэттела была такова: если несколько поверхностных черт проявляются в виде группы, значит, существует какая-то общая черта, которая стоит за ними. Для своих разработок ученый использовал три типа данных:

  • 1) данные, полученные наблюдением над людьми в естественных условиях (L-данные). Примером L-данных служит информация о том, сколько мест работы сменил человек или отзывы о нем коллег по службе;
  • 2) данные, полученные с помощью опросников (Q-данные). Например, ответ на вопрос «Часто ли вас посещают мрачные мысли?» – это типичные Q-данные;
  • 3) данные, полученные посредством объективных тестов (например, количество решенных задач). Эта информация составляет корпус Т-данных.

В результате факторного анализа Кэттел выделил 35 первичных черт, из которых 23 являются характеристиками нормальных людей, а 12 относятся к патологическим отклонениям. Исключив из 23 нормальных первичных черт семь (их так и называют «семь недостающих факторов»), Кэттел создал один из самых популярных до настоящего времени инструментов измерения свойств личности, получивший название 16-факторного личностного опросника Кэттела (16 PF). Первичные черты, измеряемые опросником 16 PF, представлены в табл. 10.4.

Таблица 10.4

Нормальные первичные основные черты личности, измеряемые опросником 16 PF

Скрытный, держится обособленно, не интересуется делами других

Аффектотимия Добросердечный, открытый, беспечный, принимает участие в заботах других людей

Эмоциональный, легко расстраивается, изменчивое поведение

Эмоционально стабильный, реалистичный, спокойный

Читать еще:  Как не бояться рака

Послушный, робкий, позволяет другим руководить собой, покорен обстоятельствам, легко приспосабливается

Доминантность Настойчивый, агрессивный, упрямый, склонный к соперничеству

Здравомыслящий, молчаливый, серьезный

Энтузиаст, невнимательный, беззаботный

Слабость «Сверх-Я» Пренебрегает правилами и моральными стандартами общества, потворствует своим желаниям

Совестливый, упорный, высокоморальны й

Застенчивый, робкий, сдержанный, чувствительный к угрозам

Искатель приключений, нечуткий, смелый в общении с людьми

Реалист, не поддается иллюзиям

Мечтательный, чувствительный, зависимый, осторожный

Доверчивый, принимает мир таким, каков он есть

Подозрительный, ревнивый, догматичный

Natural Forthrightness Прямой, открытый, простые вкусы

Проницательный, изысканный, вежливый, умеет вести себя в обществе

Самоуверенный, безмятежный, довольный собой

Боязливый, неуверенный, озабоченный, склонный обвинять себя

Не любит перемен, уважает традиции

Любит экспериментировать, мыслит свободно, ничего не принимает на веру

Зависимый от группы

Импульсивность Низкий самоконтроль, руководствуется своими сиюминутными желаниями

Самоконтроль Контролирует свое поведение,

обладает силой воли, дисциплинированный

Расслабленность Спокойный, не напряжен

Фрустрированность Напряжен, раздражительный, не удовлетворен

* Кэттел придумал оригинальные (непереводимые) названия полученным факторам, так как хотел, чтобы они рассматривались вне связи с привычным значением слон.

Поскольку опросник предназначен для быстрой диагностики черт личности, в него включены Q-данные, прошедшие проверку на устойчивость с помощью данных других типов.

Иерархическая модель личности Г. Айзенка. Воспользовавшись факторным анализом, Ганс Юрген Айзенк (1916–1997) создал свою четырехуровневую иерархическую модель личности. Ученый предположил, что нижний уровень – это уровень специфических действий или мыслей, он может быть достаточно случаен и не свидетельствует о свойствах личности. Второй уровень – это уровень привычных действий или мыслей, он более диагностичен относительно личности в целом. Третий уровень – это черты личности. Айзенк определяет черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта представляет собой пучок взаимосвязанных привычных реакций. Данный уровень примерно совпадает с 35 первичными чертами в концепции Кэттела. Четвертый, высший уровень, – это уровень типов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. По сути, типы в концепции Айзенка – это результаты факторизации первичных черт.

Все три фактора, выделенных Айзенком, являются ортогональными (т.е. результаты замеров практически не коррелируют между собой). Это значит, что каждый из типов отражает независимую характеристику личности или одно из ее измерений. Взятые вместе, они образуют трехмерное пространство. Каждый человек может быть охарактеризован точкой в данном трехмерном пространстве, координатными осями которого являются факторы экстраверсии – интроверсии, нейротизма – стабильности и психотизма – «Сверх-Я» (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Трехмерное пространство, иллюстрирующее три независимых измерения личности в модели Г. Айзенка

Фактор Экстраверсия/Интроверсия (Е) на положительном полюсе включает в себя общительность, живость, импульсивность, оптимизм, активность, доминантность, уверенность в себе, беззаботность, смелость на положительном полюсе. Негативный полюс данного фактора включает замкнутость, пессимизм, пассивность, неуверенность в себе, задумчивость, хороший контроль над поведением. Айзенк считая, что главная причина различия между экстравертами и интровертами – разный уровень возбудимости ретикулярной формации головного мозга (подробнее об индивидуальных различиях в функционировании нервной системы см. разд. 10.6.2). Поскольку у экстравертов этот уровень ниже, они менее чувствительны к сенсорной стимуляции. Экстраверты ищут острых впечатлений, чтобы повысить возбуждение, а интроверты, наоборот, стараются избегать ситуаций, которые могут вызывать слишком сильное возбуждение. Можно предсказать, что экстраверты будут получать удовольствие от таких занятий, как быстрая езда на автомобиле, прыжки с парашютом, путешествия, употребление стимулирующих веществ. Интроверты же предпочтут спокойные занятия, такие как чтение, прогулки и т.д.

Фактор Нейротизм/Стабильность (N) на позитивном полюсе включает в себя высокую тревожность, подавленность, низкую самооценку, склонность к сильным реакциям на стресс, частые боли психогенного характера. На отрицательном полюсе данного фактора находится низкая тревожность, высокая самооценка, устойчивость к стрессу.

Фактор Психотизм/»Сверх-Я» (Р) включает в себя на положительном полюсе эгоцентризм, эмоциональную холодность, агрессивность, враждебность к окружающим, подозрительность и часто склонность к асоциальному поведению. Отрицательный полюс данного фактора описывает склонность к сотрудничеству с другими людьми, просоциальные моральные нормы, стремление заботиться.

Поскольку факторы Айзенка независимы, личность в целом можно описать, только учитывая вклад всех трех факторов. Так, личность человека, схематически представленного на рис. 10.2, характеризуется высокими уровнями экстраверсии, эмоциональной стабильности и сильным «Сверх-Я». Другими словами, это активный, общительный человек, не склонный тревожиться по пустякам, с высокой самооценкой и твердыми моральными принципами.

В отличие от Кеттела Айзенк рассуждал не только индуктивно (обобщая эмпирические наблюдения), но и дедуктивно (конкретные наблюдения направлялись теоретическими построениями). Он установил четыре критерия, необходимых для того, чтобы фактор был принят:

  • 1) психометрическое подтверждение существования фактора;
  • 2) фактор должен наследоваться;
  • 3) фактор должен иметь смысл с точки зрения теории;
  • 4) фактор должен быть социально уместен, т.е. иметь отношение к социальным явлениям, например достижениям на профессиональном поприще, стабильностью брака и т.д.

Как видно из второго критерия, Айзенк делал особый акцент на биологических предпосылках личности, считая, что три выделенных им типа являются генетически обусловленными и прижизненный опыт не оказывает на них большого влияния. Можно считать, что типы Айзенка – это формальные характеристики функционирования личности, поэтому они описывают, скорее, не собственно ядро или периферию личности, а ее индивидные безличные предпосылки. В связи с этим теорию личности Айзенка часто относят к концепциям темперамента (см. ниже).

Таким образом, описания личности как совокупности отдельных (иногда коррелирующих между собой) черт отражают генерализованные, относительно устойчивые, инструментальные способы реагирования на разные классы ситуаций.

ти факторная модель

В более поздних работах количество факторов, выделенных Р.Кэттелом, и их содержание начинают подвергаться сомнению. Так, используя тот же список свойств, к которому пришел Р.Кэттел в результате кластерного анализа, но расширяя группу экспертов, которые эти свойства оценивают, разные исследователи выделяют всего 5 факторов (John О.Р., 1990). К этому же результату приводит и семантический анализ первоначального списка черт, составленного Г.Олпортом и Г.Одбертом (Norman W.T., 1963).

Содержание этих 5 факторов в значительной степени совпадает в работах разных авторов, независимо от того, какие методы многомерного анализа и какие варианты факторного анализа они используют и какой именно список черт берется за основу — исходный (Г.Олпорта и Г.Одберта) или модифицированный в более поздних работах.

1) Первый фактор, как правило, называют экстраверсией.

Его положительный полюс образуют такие характеристики, как общительность, настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность, энергичность, доминантность.

Отрицательный полюс — сдержанность, застенчивость, стремление быть одному, а не с людьми. По сравнению с экстраверсией—интроверсией, рассматриваемой Г.Айзенком, первый фактор является более общим, включает в себя более широкий круг личностных черт. Экстраверсия—интроверсия Ай-зенка входит в этот фактор как один из его показателей.

2) Второй фактор — альтруизм, склонность идти навстречу людям.

Те, кто получают высокие оценки по этому личностному свойству, воспринимаются как люди отзывчивые, дружелюбные, готовые помочь, добрые, мягкосердечные, чувствительные, легко прощающие окружающих и вызывающие к себе доверие.

Низкие оценки — свойственны людям холодным, недружелюбным, вздорным, злым и неблагодарным.

3) Третий фактор — сознательность, контроль импульсивности.

На положительном полюсе он характеризуется организованностью, ответственностью, склонностью планировать свои действия и эффективностью этих действий, практичностью и зависимостью.

На отрицательном полюсе — необязательностью, неаккуратностью, забывчивостью, неумением организовывать свои действия, фривольностью в отношениях с окружающими и независимостью.

4) Четвертый фактор — невротизм, негативные эмоции.

Высокий невротизм (отрицательный полюс) связан с напряженностью, тревожностью, склонностью к плохому настроению, подверженностью различным беспокойствам и страхам.

Положительный полюс соответствует эмоциональной стабильности, спокойствию и удовлетворенности.

5) Пятый фактор — открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность.

Люди, характеризующиеся высокими оценками по этому фактору, имеют широкие интересы, развитое воображение. Они любознательны, артистичны и воспринимаются окружающими как умные, остроумные и логичные.

Те, кто имеет низкие оценки по этому фактору, производят впечатление людей простоватых, серых и неинтересных.

Высокий уровень обобщенности этих 5 факторов (влияние их на разнообразные менее общие личностные черты) определил название этих факторов — Большая пятерка.

Термин большая пятерка относится к точке зрения, согласно которой основные параметры личности можно объяснить всего лишь пятью факторами и которую называют пятифакторной моделью(FFM).

Большинство известных личностных опросников, включая опросники Кэттелла, Айзенка и MMPI, можно свести путем факторного анализа к пяти основным факторам или подмножеству этих факторов.

Читать еще:  Психология мужчины в 32 года

Параметрам личности, составляющим большую пятерку, обычно дают названия в соответствии с одним из концов континуума, который они представляют:

1. Экстраверсия: общительность, контактность, доминирование, предприимчивость.

2. Социальное соответствие: нежность, сердечность, доброта, дружелюбие.

3. Совестливость: организованность, предусмотрительность, надежность.

4. Стабильность: выдержанность, невозмутимость, уравновешенность.

5. Открытость: оригинальность, проницательность, изобретательность, разносторонние интересы.

В целом ряде генетических исследований, проводившихся в рамках пятифакторной модели личности, показано, что все пять основных факторов личности имеют приблизительно сходный коэффициент наследуемости (около 0.5). Эти результаты говорят о том, что наследственность играет одинаковую роль для всех пяти факторов личности, хотя часть из них в данной модели относят к свойствам характера, а часть — к темпераменту.

Например, Джон Лоелин (Loehlin, 1992) использовал данные исследований близнецов и исследований приемных детей для того, чтобы определить степень, с которой каждый из личностных факторов «Большой Пятерки» Коста и МакКрея (Costa, McCrae, 1992a) зависит от генетических факторов. Значения наследуемости для этих шкал варьируют от 0,3 до 0,5 (с самыми высокими показателями наследуемости для наиболее хорошо согласованных факторов экстраверсии и нейротицизма).

По обобщенным данным Дж. Лоэлина генотип обусловливает от 28% до 49% вариативности свойств Большой пятерки. В наибольшей степени с генотипом связаны показатели

экстраверсии (36) и

открытости новому опыту (46%), в наименьшей —

альтруизма (28%) и

сознательности (28%), однако различия между разными свойствами в их генетической обусловленности невелики

Фактор Положительный полюс Отрицательный полюс Н
Экстраверсия Общительность, настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность, энергичность, доминантность сдержанность, застенчивость, стремление быть одному, а не с людьми
Альтруизм, склонность идти навстречу людям люди отзывчивые, дружелюбные, готовые помочь, добрые, мягкосердечные, чувствительные, легко прощающие окружающих и вызывающие к себе доверие людям холодным, недружелюбным, вздорным, злым и неблагодарным
Сознательность, контроль импульсивности организованностью, ответственностью, склонностью планировать свои действия и эффективностью этих действий, практичностью и зависимостью. необязательностью, неаккуратностью, забывчивостью, неумением организовывать свои действия, фривольностью в отношениях с окружающими и независимостью.
Невротизм, негативные эмоции эмоциональной стабильности, спокойствию и удовлетворенности напряженностью, тревожностью, склонностью к плохому настроению, подверженностью различным беспокойствам и страхам
Открытость новому опыту, когнитивная сложность Широкие интересы, развитое воображение. Они любознательны, артистичны и воспринимаются окружающими как умные, остроумные и логичные людей простоватых, серых и неинтересных

Закерман(Zuckerman, 1991) дал полезную сводку ранее опубликованной литературы, еще раз подтверждая, что

• показатели наследуемости значительны;

• влияние генетических факторов не исчезает в зрелом возрасте;

• разделенная (семейная) среда действительно играет крайне незначительную роль в детерминации личности в любом возрасте, а неразделенная (индивидуальная) среда — значительно более мощный источник влияний на все личностные черты.

Параметрические оценки пяти основных показателей личности

Показатель Различная среда Грубый h 2 Точный h 2 Общая среда сиблингов
1. Экстраверсия II. Социальное соответствие III. Совестливость IV. Эмоциональная стабильность V. Интеллектуальная открытость Среднее значение 0,49 0,52 0,55 0,52 0,49 0,51 0,49 0,39 0,40 0,41 0,45 0,43 0,32 0,29 0,22 0,27 0,43 0,31 0,02 0,09 0,05 0,07 0,06 0,06

Роль общей среды оказывается невысока и определить ее трудно, поскольку используемые методы не позволяют надежно разделить влияние общей среды и эпистаза. Если влияние эпистаза действительно имеет место, то общая среда определяет от 2% до 11%вариативности показателей Большой пятерки.

Если же неаддитивные генетические влияния отсутствуют, то общая среда определяет от 10% вариативности (для показателей открытости новому опыту) до 28% вариативности (для показателей альтруизма).

Оставшаяся доля фенотипической вариативности определяется несистематическими средовыми влияниями — различающейся средой, генотип-средовыми взаимодействиями и ошибками измерения.

Доля этой компоненты в фенотипической дисперсии всех без исключения свойств Большой пятерки оказывается очень большой — от 44% до 54% всей вариативности.

Работа, проведенная на разлученных и неразлученных близнецах, показывает также то, что свойства Большой пятерки нельзя исследовать близнецовым методом без специального анализа близнецовой среды: МЗ близнецы, живущие вместе, оказываются похожи больше, чем живущие врозь. У ДЗ близнецов фактор совместной жизни не оказывается столь значимым. Следовательно, в сходстве МЗ близнецов присутствует некоторый компонент негенетического сходства, обусловленный спецификой монозиготной среды. Если использовать данные неразлученных близнецов для подсчета показателей наследуемости, то эти показатели могут оказаться искаженными.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 591 . Нарушение авторских прав

Отрицательный полюс экстраверсии образуют такие характеристики как

Личность понимается как сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции. Личность моложе индивида, так как человек рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения социального опыта.

Рубинштейн выделял 3 аспекта психического облика личности:

чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

Таким образом, Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности. В структуру личности многие авторы включают темперамент, как психофизиологическую основу личности (Мясищев, Мерлин, Ананьев и др.). Основоположник персонологии Оллпорт писал: «Личность есть такая динамическая организация психофизических систем индивидуума, которая определяет его уникальный способ адаптации к среде».

Айзенк, известный персонолог, определял личность как «. более или менее стабильную и устойчивую структуру характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру».

Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии. Устойчивость — это относительное постоянство личностных свойств. «Для индивидуума характерно проявление тенденции реагировать одинаковым способом в одинаковых ситуациях, каковая тенденция увеличивается с возрастом. » — писал один из основоположников персонологии Мюррей. Многочисленные данные, полученные при помощи наблюдений, самонаблюдений, анализа биографий и тестовых оценок, указывают на высокую устойчивость личностных свойств. Например, различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, социабельности и застенчивости сохраняются на протяжении дошкольного, школьного детства вплоть до взрослости. Целостность личности заключается в теснейшей взаимосвязи психических процессов и свойств, образующих единую структуру личности.

Теории, рассматривающие структуру личности, представлены теориями личностных черт, теориями личностных факторов, типологическими теориями. Понятие личностной черты впервые было предложено Оллпортом. Под чертой понимается устойчивая характеристика, имеющая иерархическую организацию, проявляющаяся в поведении и позволяющая сравнивать степень выраженности поведенческих проявлений у разных людей. В качестве личностных черт выделяют, например, экстраверсию — интроверсию, тревожность или эмоциональную стабильность, застенчивость, гнев, активность.

Экстраверсияинтроверсия впервые как черта личности была представлена Юнгом и охарактеризована Айзенком следующим образом:

Интроверсия

Экстраверсия

Ориентация на внутренние стимулы

Стремление к стимуляции извне

Низкий уровень вовлеченности в различные формы активности

Интенсивное вовлечение в разные формы активности

Застенчивость — связана со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов. Зимбардо, исследователь застенчивости, связывает ее с темпераментными чертами, как предрасположенностью, из которой под влиянием социальных факторов формируется так называемая выученная застенчивость. Отмечая увеличение количества застенчивых в современных обществах, в качестве социальных факторов этого явления Зимбардо выделяет внедрение компьютерных технологий и автоматизацию производства, уменьшающие процесс живого общения; уменьшение взаимодействия внутри семьи; снижение ценности совместного отдыха, благодаря индустрии развлечений; рост преступности, воспитывающий в людях страх, удерживающий их от контактов.

Количество рассматриваемых черт может быть увеличено. Так, выделяют агрессивность, ответственность и другие. Но главным недостатком теории черт является то, что личность рассматривается как простой набор черт, а не как определенная целостность, имеющая свою структуру.

Кеттел, развивая факторный подход к личности, выделяет 2 вида черт: поверхностные (вторичные) и порождающие их, или первичные. Первичные черты в свою очередь разделяются на конституциональные (генетически обусловленные) и характерологические (развивающиеся под влиянием условий жизни, обучения). В своей концепции Кеттел выделяет 3 группы черт в структуре личности: темпераментные черты — способности, динамические черты, мотивирующие поведение, включающие направленность и интересы личности. Все эти черты образуют взаимосвязанную систему 16 факторов личности.

Читать еще:  Паника при засыпании

В число 16 факторов 1-го порядка Кеттел включает следующие, имеющие два противоположных полюса.

Низкий интеллект — высокий интеллект.

Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость.

Низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения.

Социальная робость — социальная смелость.

Низкая сенситивность (толстокожесть) — высокая сенситивность.

Практичность — мечтательность (богатое воображение).

Уверенность в себе (высокая самооценка) — неуверенность в себе (чувство вины).

Зависимость от группы — самодостаточность.

Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль.

Низкая сила побуждений — высокое рабочее напряжение.

Определенное сочетание факторов первого порядка образует структуру факторов более высокого 2-го порядка, включающую: экстраверсию — интроверсию, приспособленность — тревожность, утонченную эмоциональность — динамическую стабильность, подчиненность — независимость. Объединение отдельных факторов в целостную структуру происходит по двум принципам: координации, взаимодействия черт на паритетных началах (факторы 1-го порядка) и субординации (по этому принципу происходит взаимодействие факторов 1-го и 2-го порядка).

Айзенк, из работы которого заимствована эта схема и пояснения к ней, выделяет 4 уровня организации поведения. Нижний уровень представлен специфическими реакциями (СР) — это реакции на повседневные события жизни, которые могут быть индивидуально устойчивыми или вариативными. Второй уровень — уровень привычных реакций личности. Эти (ПР) реакции обычно повторяются при схожих ситуациях. На третьем уровне представлены черты (Ч) как структура привычных действий (в данном примере это настойчивость, ригидность, субъективность, робость, раздражительность). Эти черты могут быть названы также группами факторов, так как они получены при применении корреляционного анализа. На четвертом уровне представлен общий тип как структура черт (в данном случае — интроверт).

Помимо интроверсии в число базовых факторов, образующих типы, Айзенк включает нейротицизм (эмоциональная стабильность — нестабильность) и психотизм (тенденция к импульсивности или контролю). В последние десятилетия, начиная с 80-х гг., число базовых факторов расширяется до пяти и наибольшее распространение получает так называемая пятифакторная модель личности, основанная на психометрическом подходе и включающая следующие 5 факторов (Голдберг).

Пятифакторная структура личности

Название фактора

Положительный полюс

Отрицательный полюс

Общительность, напористость, высокая активность

Спокойствие, пассивность, сдержанность

Доброта, доверчивость, теплота

Враждебность, эгоизм, недоверчивость

Организованность, основательность, надежность

Беззаботность, небрежность, ненадежность

4. Эмоциональная стабильность

Любознательность, вдохновенность, креативность

Узость интересов, заурядность, ограниченность

Эти факторы образуют верхний базовый уровень наиболее обобщенных свойств личности, в то же время десятки частных характеристик, представляющих проявления этих базовых свойств в конкретных ситуациях, образуют нижний уровень иерархии. Рассмотрение структуры пяти факторов показывает, что часть из них может быть отнесена к биологически обусловленным (темпераментальным) подструктурам, например 1-й и 4-й факторы, в то время как 2-й и 3-й представляют направленность личности, а 5-й скорее можно отнести к потенциалу личности, ее способностям. Таким образом, рассматривая структуру личности, большинство психологов, как отечественных, так и зарубежных, включают в нее темперамент, способности, характер, направленность, своеобразное сочетание которых создают неповторимость человеческой индивидуальности.

Темперамент, характер и способности рассмотрены выше.

Темперамент человека: экстраверсия и интроверсия

Первым в психологии о разделение людей в зависимости от их темперамента на экстравертов и интровертов заговорил Карл Юнг. В своем труде «Психологические типы» он указывал, что типологизация людей на экстравертов и интровертов зависит от направления их жизненной энергии, то есть, направления либидо.

Карл Густав Юнг в центр своей концепции ставил фокус на межличностном взаимодействии людей. Так, фокус внимания интровертов, направленность их жизни, исходя из мысли психоаналитика, находится именно в субъективном восприятии и понимании психического содержания, то есть, направлена вовнутрь, на понимание внутренней психической активности. Экстраверсия же, как поведенческий тип, характеризуется концентрацией внимания и направленностью сил на внешние объекты в мире. Концепция Юнга остается одной из самых популярных в типологизации людей в психологии сегодня.

Тем не менее, и в наши дни возникают все больше вопросов относительно этих понятий. Знание, сформулированное в научных кругах, перекочевало в житейскую мудрость. Сейчас для многих не составит труда первому встречному объяснить общее понимание этих двух понятий: экстраверсия и интроверсия. Однако, как показывает практика, житейское понимание может отличаться от понятия научного.

Определение темперамента

Бытует общее мнение, что экстраверты это такие активные общительные ребята, которые «не думают», «не переживают» и уж точно им не свойственно «расстраиваться по всяким пустякам». Интроверсия была наделена другой житейской мудростью. Это «чуткие», «отзывчивые», «застенчивые», «робкие» и, без сомнения, «ранимые» создания. Такие себе «мыслители» и «философы» своего времени, всегда погружены в себя, абстрагирующиеся от реальности и закрывающиеся от людей. Как это часто бывает, распространенное мнение об определении темперамента не вполне соответствует научному подходу.

Свойства темперамента. Кто такие интроверты и экстраверты?

Если разобраться, то окажется, что очень часто люди приписывают экстраверсии и интроверсии совершенно другие, независимые от этих двух полюсов темперамента характеристики и свойства. На самом деле, интроверт не всегда бывает замкнутым и отрешенным от всего мира. Существуют общительные, хорошо социализированные интроверты, которые не представляют своей жизни без друзей. Да, его окружения не состоит из сотни хороших друзей, однако они могут проявлять активность и лидерские качества, быть творческими, но совершать свою деятельность в особый способ. Экстраверт же может не блистать лидерскими качествами, а хороших друзей у него может быть меньше десяти.

Дело ведь не в количестве людей близкого окружения, а в направленности интересов и своеобразии восприятия мира экстравертами и интровертами.

Согласно К.Юнгу экстраверты свою энергию направляют на внешний мир, они интересуются больше тем, что происходит извне их. Интроверты сосредотачивают свое внимание на своем внутреннем мире и внутренних мирах других людей. Смысл жизни для экстравертированного человека – это хорошая оценка со стороны окружающих, внешнее одобрение, внешняя награда, слава, деньги. Именно это является стимулами для его развития, это те «силы», которыми он движим.

Интроверты сосредоточены больше на том, чтобы получать удовольствие от развития и совершенствования своего внутреннего «Я», своего внутреннего мира. Их интересует мнение окружающих, награды, но эти стимулы не так ярко выражены, как, например, у экстравертов. У интроверта эти стимулы преломляются через его внутреннее «Я». Человек получает удовольствие от самого процесса, от того, какие плоды саморазвития эта деятельность ему принесет, к каким внутриличностным изменениям это приведет. Это, однако, не значит, что экстраверты лишены удовольствия от созерцания изменений внутри себя. Они не придают этому слишком большое значение, их локус внимания направлен на другие объекты.

Теории темперамента

Психолог Коллин Де Янг, исследуя мозг экстравертов и интровертов, пришел к выводу, эмоциональная составляющая этих двух полюсов отлична по физиологии. Как выяснилось в ходе исследования, дофаминовая система у экстравертов работает более активно, поэтому для поддержания эмоционального баланса, они нуждаются во внешнем подкреплении. У интровертов же активно вырабатывается нейромедиатор ацетилхолин, поэтому места скопления людей и шумные вечеринки не приносят для них такого удовольствия, напротив, от перевозбуждения интроверты утомляются гораздо быстрее, чем экстраверты.

Генетическая база экстраверсии находится в стадии разработки исследователями. Однако, сейчас есть данные, что за желание получать новые впечатления, отвечает «ген авантюры».

Сьюзан Кейн, американская исследовательница экстраверсии и интроверсии, в своей книге об интровертах пишет, что современный мир достаточно суров к интровертированным людям. Это объясняется тем, что от человека требуется слишком много активности. Личность человека становится брендом, который надо выгодно «продать», так как, если вы произведете впечатление, на вас обратят внимание, то шансы на успешную карьеру, жизнь возрастают. Таким образом, интровертам приходится подстраиваться под социальные рамки, чтобы как-то «преуспеть».

Тем не менее, на данном этапе, акцент смещается на внутреннюю жизнь, создаются публикации об особенностях мировосприятия интровертов. В почете становятся задумчивость и чуткость. Тем не менее, важно помнить о том, кто вы есть на самом деле, не зависимо от того, какой полюс «Колесом Фортуны» будет воспеваться обществом в данный момент. Нет ничего важнее вашего эмоционального комфорта. Нет ничего плохого в том, чтобы быть экстравертом или интровертом. Вы уникальная личность, а любая концепция, которая типологизирует людей, лишь несет в себе описание малой части вашей многогранной личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector