Посттравматический синдром у детей
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Посттравматический синдром у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – нарушение психической деятельности, развивающееся после внешнего психологически травмирующего события. Проявляется многократным переживанием ситуации в кошмарных снах и мыслях, желанием избавиться от воспоминаний, актуальным нервным напряжением, раздражительностью, тревожностью. Для диагностики используются психометрические тесты, проективные методики, наблюдение, беседа. Специфическое лечение включает семейную психотерапию, когнитивно-поведенческую терапию, нейролингвистическое программирование, аутотренинг. При сложных формах дополнительно применяется медикаментозная терапия.

Общие сведения

Термин «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) употребляется с 1980-х годов. Его синоним – посттравматический синдром. Изначально эта нозология включала эмоциональные нарушения, вызванные экстраординарными природными общественно-политическими событиями: военными действиями, террористическими актами, стихийными бедствиями. Позже границы понятия были расширены, к данной патологии стали относить сходные невротические расстройства после бытового, социального насилия. Распространенность ПТСР в общей популяции составляет 7,8%. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%. Самые высокие показатели отмечаются после войн, преследований, репрессий; самые низкие – после серьезных заболеваний.

Причины ПТСР у детей

Дети являются группой, отличающейся высокой возрастной предрасположенностью к посттравматическому синдрому. Риск развития ПТСР увеличивается из-за чувствительности, восприимчивости, впечатлительности, недостаточной сформированности адаптационных механизмов нервной системы. Причинами расстройства являются:

  • Психологическая травма. Травмирующее событие становится основой синдрома. Экстремальной ситуацией может быть тяжелое заболевание, инвалидизация, длительная разлука с матерью, помещение в интернат, болезнь или смерть близкого человека, физическое, сексуальное и психологическое насилие, техногенные и природные катастрофы, войны, преследования.
  • Неблагоприятные социальные условия. Причиной формирования посттравматического синдрома является неблагоприятная обстановка после психотравмы. Дети, испытывающие одиночество, не охваченные социальными взаимодействиями, не имеющие близких людей, проживающие в трудных материально-бытовых условиях больше подвержены расстройству.
  • Индивидуальные особенности. Вероятность развития посттравматического синдрома выше при отягощенной наследственности – наличии родственников первой линии с психическими расстройствами, суицидами, алкоголизмом, наркоманией. ПТСР чаще диагностируется у соматически ослабленных детей, имеющих неврологические, эндокринные, психические болезни.

Патогенез

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – отсроченная реакция на травму. Она развивается как результат истощения адаптационных резервов организма, сбоя эмоционально-волевых механизмов. В экстремальной ситуации системы организма функционируют в усиленном режиме – активизируется фаза сопротивления. Опасность, непредсказуемость событий не позволяют проявить слабость, эмоциональность. Собственное отношение, страх, унижение, боль вытесняются из сознания, так как не способствуют выживанию. В итоге через определенный промежуток времени защитные механизмы истощаются, переживания актуализируются, трансформируясь в навязчивые воспоминания, кошмарные сны, напряжение, тревожность, депрессию.

Классификация

Характерная особенность посттравматического стрессового расстройства – стадийность. Синдром развивается через некоторое время после психологической травмы, имеет ряд этапов. Классификация включает следующие виды ПТСР:

  • Острое расстройство. Характерно яркое проявление симптомов. Продолжительность – до 3 месяцев.
  • Хроническое расстройство. Симптомы менее заметны, выявляются признаки истощения ЦНС, отмечается грубость, эгоизм, равнодушие к окружающим людям, событиям.
  • Деформации эмоционально-волевой сферы. Возникают при длительном хроническом течении ПСТР. Развиваются приступы тревоги, страха, паники. Заостряются негативные черты характера.
  • Отсроченный синдром. Симптомы проявляются через полгода и более после воздействия психотравмирующей ситуации.

Симптомы ПТСР у детей

Поведение детей, страдающих посттравматическим синдромом, направлено на избегание ситуаций, актуализирующих воспоминания травмы. Случайное взаимодействие с триггером (фрагментом психотравмирующей ситуации) сопровождается эмоциональным приступом, проявляющимся тревогой, криками, паникой, плачем, неадекватными импульсивными поступками. Примером триггера является скрип тормозов, звук выстрела, запах определенных лекарств. Воспоминания чаще возникают ночью, днем редки, переносятся легче. Нередко отмечаются нарушения сна, дневная сонливость. Часто наблюдается стремление ребенка пережить травмирующую ситуацию вновь: сюжет воспроизводится в рисунках, играх, сочиненных историях.

Дети, подвергшиеся физическому насилию, становятся агрессивными – провоцируют конфликты, первыми начинают драку. У дошкольников на фоне ПТСР обнаруживается регресс развития: упрощается речь, игра, исчезают ранее усвоенные навыки самообслуживания, гигиены. Нарушения эмоциональных, волевых функций проявляются замкнутостью, капризностью, раздражительностью. Возникают проблемы социализации, социальной адаптации. Тяжелые формы сопровождаются иллюзиями, галлюцинациями, отражающими отрывки травмирующей ситуации.

Постоянное эмоциональное перенапряжение, бессонница приводят к развитию церебрастенического синдрома – комплекса симптомов истощения нервной деятельности. Ребенок быстро утомляется, не справляется с учебной нагрузкой, старается избегать физической активности, плохо концентрируется. Постепенно появляются функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной системы. Частыми симптомами являются ночной энурез, вялость, слабость, сонливость, эпигастральные, головные, сердечные боли.

Осложнения

Нейрофизиологические системы детей стремительно развиваются. Психологические травмы отражаются на процессе физического и психического развития. При отсутствии своевременной диагностики и адекватного лечения посттравматическое стрессовое расстройство у детей становится хроническим, осложняется развитием вторичной депрессии, появлением обсессивно-компульсивного, панического расстройства, фобий. Среди оформленных страхов преобладает агорафобия, клаустрофобия, боязнь темноты. По мере взросления возникает риск патохарактерологического, психопатического развития личности, наблюдается замкнутость, тревожность, озлобленность, агрессивность. Расстройства поведения ассоциируются с повышенным риском алкоголизации, наркотической зависимости, социальной дезадаптации, суицида.

Диагностика

Трудности диагностики посттравматического стрессового расстройства связаны с ограниченностью вербальных возможностей детей, склонностью родителей недооценивать симптомы ребенка. Для выявления синдрома используются навыки клинического обследования, специальные психодиагностические инструменты:

  • Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. Специалист выясняет характер психотравмирующего события, период до появления симптомов, выраженность клинической картины. Акцент делается на три ключевых момента: наличие психотравмы, эмоциональный всплеск на воздействие триггеров, частые воспоминания о травмирующем событии, подтверждающиеся воспроизведением в играх, снах, рисунках, рассказах.
  • Психодиагностика.Клинический психолог предлагает родителям заполнить опросники, касающиеся состояния ребенка: перечень педиатрических симптомов (PSC-17), опросник тревожности Лаврентьевой, Титаренко. Эмоциональная сфера детей до 8-10 лет исследуется проективными методиками: рисуночными тестами «Несуществующее животное», «Человек под дождем», методиками интерпретации ситуаций (тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест детской апперцепции (CAT), тест руки).

При наличии выраженных соматических симптомов ребенка направляют к узким специалистам для исключения возможных заболеваний. Дифференциальную диагностику проводят с первичными депрессивными состояниями, поведенческими нарушениями, острыми реакциями на стресс. Ключевым моментом является отсроченность, стадийность симптомов ПТСР, наличие триггеров, реакции на них.

Лечение ПТСР у детей

Посттравматический синдром возникает при нарушении переработки жизненного опыта экстремальных ситуаций – моменты из прошлого существуют в реальной жизни, изменяют ее. Поэтому лечение предполагает работу с детским психологом, психотерапевтом – специалистами, помогающими осознать, пережить, отпустить травмирующие события. Комплексная терапия ПТСР у детей включает:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Встречи со специалистом направлены на осознание, повторное переживание психотравмы. После этого используются техники десенсибилизации ключа. Подбирается несколько стимулов одного типа, но различной интенсивности. Производится провокация эмоционального ответа (страха, плача) с постепенным усилением, вырабатываются навыки совладания с приступом. Со временем связь триггера и эмоций разрушается.
  • Психокоррекция деструктивных чувств. Проективными методами, игровыми ситуациями устраняется чувство вины, корректируются приступы агрессии, самоагрессии.
  • Семейная психотерапия. Работа вместе с родителями, близкими родственниками направлена на снятие тревожности, эмоционального напряжения. Создаются ситуации, благодаря которым ребенок может проявлять себя, быть активным, не бояться.
  • Медикаментозное лечение. Назначается при тяжелом течении ПТСР для купирования фобий, панических приступов, иллюзий. Применяются седативные средства, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Препараты снимают напряжение, навязчивости, повышают настроение, устраняют тревожность, стабилизируют работу ЦНС, снижают агрессивность. Выраженная тревожность корригируется транквилизаторами, астенические проявления – ноотропами, психотическая симптоматика – нейролептиками.

Прогноз и профилактика

На ранних стадиях ПСТР прогноз благоприятный, расстройство удается устранить комплексной психотерапевтической помощью, дополненной приемом медикаментов. Хроническая форма синдрома тяжелее поддается лечению – развиваются осложнения, происходит психопатизация личности. Патологические изменения более стабильны, требуют длительного врачебного контроля. Снизить вероятность посттравматического синдрома можно правильной организацией жизни. Необходимо обеспечить максимальную включенность ребенка в социальные отношения: посещение школы, дружеские встречи, спортивные секции, активный семейный отдых. Важна увлеченность настоящим – встречами, учебой, творчеством, достижениями. Если ребенок хочет обсудить произошедшее тяжелое событие, нельзя отказывать, но стоит говорить о нем, как о прошлом опыте.

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Что такое Посттравматическое стрессовое расстройство у детей —

В 1980 году посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) было признано таковым Американской Психиатрической Ассоциацией в DSM-III. Была описана типичная триада: навязчивые мысли, эмоциональное оцепенение и избегание, а также физиологическое гипервозбуждение. В похожей форме посттравматическое стрессовое расстройство выявляется у детей.

Оно возникает как следствие испытанного ребенком бедствия или грубого насилия или бы свидетелем таких ситуаций. Также может возникать после сексуального или физического плохого обращения, автомобильных катастроф, медицинских процедур, угрожающих жизни заболеваний. Более распространенной причиной является насилие – физическое и сексуальное. Также малыши часто становятся свидетелями серьезного домашнего и убийства в ходе споров между родителями и другими близкими людьми.

Было проведено исследование с применением критериев DSM, в результате которого посттравматическое стрессовое расстройство нашли у 100% сексуально растленных детей, у 70% подвергшихся физическому насилию и у 60% переживших бедствия.

Часто ПТСР не диагностируется, лечение не проводится.

Что провоцирует / Причины Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Модерирующие переменные

В детстве и у взрослых одинаковые травмы могут вызвать разную реакцию, привести к разным последствиям. Это может возникать по причине разных темпераментов, различий в личности или генетической подверженности специфическим расстройствам. Также могут играть роль некоторые когнитивные свойства, к примеру, развитость навыков решения проблем.

Также предполагается, что дети лучше умеют амортизировать стресс, если у них хорошие взаимоотношения с одним родителем (мамой или папой), дружная и любящая друг друга семья, поддержка большого количества учителей/воспитателей и одногодок. А нарушают устойчивость противопложные факторы, такие как разлады в семье, проблемы в отношениях с потенциальными друзьями и окружающими людьми, серьезное социальное неблагополучие.

Симптомы Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Симптомы посттравматического стрессового расстройства у ребенка делят на такие группы:

— отказ воспринимать реальность

Но не значит, что перечисленные ниже симптомы будут абсолютно у всех переживших травму детей. Тут представлен наиболее полный список симптомов.

1. Отказ воспринимать реальность

а) попытки избежать мест, людей и видов деятельности, которые напоминают малышу о перенесенной травме;

б) ребенок стремится избегать чувств, мыслей и разговоров, что связаны с травмирующим событием;

в) малышу становятся не интересны занятия, которые он любил раньше;

Читать еще:  Грудное вскармливание детей. 3,5—5,5 месяцев

г) возникает ощущение чужеродности и отрешенности от окружающих людей;

д) ребенок не хочет думать о будущем и обсуждать что-либо, связанное с будущим;

е) ребенку сложно ощущать и выражать положительные эмоции, такие, например, как радость.

2. Повторные переживания

а) навязчивые воспоминания о травме и связанные с этим страшные сны;

б) повторяющееся переживание травмы – ребенок ощущает незаконченность негативного события, переживает его прямо сейчас;

в) ощущения подавленности и тревоги вследствие возникновения стимулов, которые обозначают для ребенка травму или связаны с ней каким-то образом.

3. Повышенная возбудимость

а) нарушается сон;

б) появляется вспыльчивость и вспышки гнева;

в) ребенок постоянно готов к чему-то плохому;

г) возникают сложности с сосредоточением и учебой;

д) резко реагирует на внезапные движения и неожиданные звуки.

Повторяющееся чувство вины у ребенка связано с поведением его во время травматического события. Расщепление личности выражается в забывании важных моментов трагического события и в ощущении оторванности от себя – «будто я уже не я».

Диагностика Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства у детей: по окончанию травматического события ребенок минимум месяц испытывает симптомы, которые описаны выше. Помимо них, у ребенка повышенный уровень общих страхов и тревога, бывают панические атаки. При разлуке с близкими людьми дети могут захотеть спать в одной кровати с родителями, даже если ребенку 16-17 лет.

Многие дети с симптомом ПСТР становятся раздражительными и сердитыми, что проявляется в их поведении с окружающими. Если во время трагического события погибли друзья или близкие, дети начинают винить себя за то, что выжили, а кто-то умер. Наиболее поражены данному расстройству те детки, кто вплотную приблизился к смерти.

Общая тревога и депрессия, как правило, со временем уменьшаются, а специфические страхи и избегание могут быть удивительно устойчивы. Все больше документальных подтверждений тому, что эти симптомы сопровождаются длительными внутренними физиологическими эффектами. Как пример – после землетрясения в Армении через 5 лет у детей с симптомами навязчивого повторного переживания травмы все еще был повышен уровень кортизола в состоянии покоя.

Лечение Посттравматического стрессового расстройства у детей:

Дети должны говорить о своей травме со специалистами и с теми взрослыми, кто неравнодушен к их беде (родственники). Возможно, что по причине навязчивых мыслей у них появился страх сойти с ума. Потому дети должны услышать, что их состояние это нормальная реакция на произошедшие события. Это положит начало попыткам примириться со случившимся и жить полноценной жизнью, откинув навязчивые мысли.

Когда взрослые считают, что о травме и ее последствиях не следует говорить, «чтобы не расстраивать ребенка», или сами боятся того, что может быть сказано, дети часто догадываются об этом и хранят молчание, чтобы угодить им.

Для лечения детей применяют иногда несколько когнитивных подходов и воздействий, которые показали свою эффективность, когда были применены для лечения взрослых пациентов с таким же диагнозом.

Иногда выявляют механизмы, что запускают приступы тревоги, тогда на них воздействуют, обучая ребенка релаксации и другим методикам снижения тревоги. За этим можно начать ступенчатое (постепенное) воздействие обстановкой бедствия; для того, чтобы преодолеть избегание, воздействие, как правило, должно быть живым и долгим.

Эффективность имеют также групповые обсуждения с товарищами по несчастью и их родителями, но они должны продвинуться дальше выражения чувств и принять более терапевтическое направление.

В начале 1990-х был разработан метод десенситизации и переработки движением глаз, который заключается в том, что детей просят вообразить травмирующее событие и одновременно с этим следить движениями глаз за рукой психотерапевта, которая перемещается в поле зрения на значительные расстояния. Словесные обсуждения тут не применяются. У некоторых детей травмирующие образы перестают быть таковыми, больше не вызывают тревоги.

Если у ребенка есть трудности с засыпанием, можно слушать в кровати запись музыки или сказки, чтобы отогнать неприятные навязчивые мысли, связанные с травмирующим событием. Плохие сны обсуждаются днем с родителями, чтобы ребенок приписал им словами хорошее окончание вместо негативного. Если родители детей во время бедствия были убиты, может быть жизненно важным помочь детям и их новым воспитателям приспособиться к потребностям каждого из них. Им может понадобиться помощь, чтобы отличить горе от страха, вызванного происшедшим.

Профилактика Посттравматического стрессового расстройства у детей:

В ближайшее время после травмирующего события (не более 2 недель) можно провести дебрифинг, чтобы предупредить посттравматическое расстройство у детей. Но этот метод вызывает сомнения в своей эффективности. Листки, предупреждающие молодых людей и их родителей о возможных эмоциональных последствиях, вероятно полезны, и их все больше и больше предоставляют благотворительные организации.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Посттравматическое стрессовое расстройство у детей:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Посттравматического стрессового расстройства у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков

Травматический опыт может вызвать расстройство психики не только во взрослом возрасте. Психика детей и подростков еще более хрупка и ранима.

До 40% детей и подростков переживали как минимум одно травматическое событие в своей жизни. У части из них может развиться так называемое посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР.
Травматические события могут быть разными, но чаще всего это физическое или сексуальное насилие, несчастный случай, стихийное бедствие и т. п. Дети или подростки либо пережили это событие сами, либо стали свидетелями того, как это произошло с кем-то еще, например, с их близкими.

Развитие ПТСР у ребенка или подростка зависит от многих факторов — тяжести травмы, ее повторяемости и реакции на случившееся членов семьи. Дети или подростки при посттравматическом стрессовом расстройстве чувствуют себя не в состоянии уйти из-под влияния травмы. Они стараются избегать людей или ситуаций, которые напоминают им о пережитом. Они мучаются воспоминаниями о случившемся, или же страдают от ночных кошмаров, связанных с травмой, которые кажутся очень реалистичными. Эти постоянные напоминания приносят множество трудностей в повседневную жизнь ребенка.

Общие симптомы ПТСР у детей и подростков

  • Избегание ситуаций, которые напоминают о травмирующем событии
  • Навязчивые воспоминания о произошедшем, ночные кошмары
  • В играх ребенок повторяет травмирующую ситуацию или каким-либо образом отсылает к ней
  • Импульсивность или агрессия
  • Беспокойство и нервозность
  • Эмоциональное “онемение”
  • Проблемы с успеваемости в ​​школе из-за невозможности сосредоточиться

В зависимости от травмирующего события и восприимчивости ребенка/подростка, симптомы могут быть выражены или малозаметны. Наиболее заметный для родителей симптом – избегание того, что связано с травмирующей ситуацией.

“Мы с сыном стали участниками ужасной автомобильной аварии. Несколько машин прямо перед нами столкнулись, и наш авто догнал их. В тех машинах были жертвы, кто-то пытался вытащить застрявших людей, была неразбериха. Все это было большим потрясением для меня и для сына. Он почти перестал спать, мало ел, его начали мучить кошмары. Он перестал ездить на автомобиле, в школу приходилось везти его на маршрутке.“

Чем младше ребенок, тем сложнее распознать ПТСР. У детей ПТСР проявляется неспецифически: изменяется поведение, ребенок становится более возбужденным, беспокойным, чаще плачет. У подростков наблюдаются “взрослые” симптомы – воспоминания о травматическом событии, избегание стимулов, связанных с травмой. Диагноз ПТСР ставят, если симптоматика проявляется более месяца после травмы.

Лечение ПТСР у детей и подростков

Если у вашего ребенка проявляются симптомы посттравматического стрессового расстройства, скорее всего, они уменьшатся и исчезнут в течение нескольких месяцев. Однако через какое-то время возвращаются снова. ПТСР поддается лечению, поэтому важно обратиться к врачу на первых этапах проявления расстройства. Вот несколько распространенных путей лечения юных пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством:

Читать еще:  Почему беременных мучает бессонница

Когнитивно-поведенческая терапия

КПТ является одной из наиболее распространенных форм «разговорной терапии», и терапевты могут использовать его для работы с детьми и подростками. Когнитивно-поведенческая терапия, сосредоточенная на травме, помогает ребенку замечать и исправлять иррациональные или нелогичные мысли о самой травме или о людях и ситуациях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая терапия также обычно включает в себя знакомство с информацией о методах расслабления и преодоления стресса. Когнитивно-поведенческая психотерапия хорошо работает с подростками и детьми старшего возраста. Метод рекомендован NICE (Великобритания) как эффективный при лечении СДВГ.

Игровая терапия

Этот вид терапии может особенно хорошо работать для детей младшего возраста, которые часто косвенно пытаются сообщить о своей реакции на травму и понять, что произошло. Терапевты используют арт-терапию и игры, чтобы помочь ребенку пережить травму и справиться с другими жизненными стрессами. Арт-терапия применяется в работе с детьми младшего возраста, когда методики когнитивно-поведенческой терапии слишком сложны для освоения ребенком.

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)

Метод ДПДГ становится все более популярным в психиатрии. Терапевт направляет движения глаз пациента, в то время как ребенок в течение короткого времени вспоминает травмирующее событие. Несмотря на то, что механизм работы метода ДПДГ не изучен, эффективность десенсибилизации и переработки движением глаз доказана во многих исследованиях. NICE (Великобритания) также рекомендует данный метод для лечения посттравматического стрессового расстройства.

Медикаментозное лечение

Не существует специальных лекарств, которые «излечивают» ПТСР, но иногда антидепрессанты и препараты для снятия тревожности могут помочь облегчить некоторые симптомы ПТСР у детей, если они также посещают психотерапевта. Препарат подбирается в зависимости от состояния, возраста, сопутствующих заболеваний.

Что делать, если у моего ребенка ПТСР?

Наблюдая, как ребенок становится «заложником» пережитой травмы, вы можете почувствовать себя бессильными и не всегда понимать, какие шаги предпринять в первую очередь. Лучше всего начать с того, чтобы выслушать вашего ребенка и не игнорировать его проблемы и трудности. Объединитесь с членами семьи и психотерапевтом, которые поддержат вас и вашего ребенка. Вы можете обратиться к психологу в школе вашего ребенка, в больницу или в местный кризисный центр, где вам укажут, куда двигаться дальше.

Помните, что посттравматическое стрессовое расстройство поддается лечению, и ваш ребенок сможет жить прежней жизнью. Те шаги, которые вы предпримете сегодня, помогут вашему ребенку строить свое будущее без страха и оглядки на пережитые страдания.

Тревожность и депрессия

Проблемы психического здоровья у маленьких детей могут иметь серьезные последствия для их развития. Важно понимать причины, симптомы, последствия и то, какие методики коррективного вмешательства являются наилучшими, чтобы выявлять и предотвращать тревожность и депрессию у маленьких детей.

Поделиться этой информацией

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей младшего возраста

Александра Де Янг, PhD, Джастин Кенарди, PhD

Национально-исследовательский центр нарушений здоровья и реабилитации, медицинский факультет, Университет Квинсленда, Австралия

Введение

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – одно из самых серьезных и ослабляющих здоровье расстройств, сопровождающих пережитую травму. Согласно исследованиям, у детей младшего возраста, как и у детей постарше и подростков, обычно проявляются три традиционных симптома ПТСР: повторное переживание события (через ночные кошмары или посредством отыгрывания травматических событий), стремление избежать напоминаний о пережитом событии, а также психологическое перевозбуждение (например, раздражительность, расстройство сна, немотивированное вздрагивание). 1 Однако результаты исследований говорят о том, что признаки ПТСР, указанные в The Diagnostic and statistical Manual of mental Disorders (Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств, 4-ое издание, переработанное), 2 неадекватно отражают специфику появления симптомов у младенцев и детей дошкольного возраста. В Руководстве также дана заниженная статистика относительно количества детей, переживающих посттравматический стресс и последующее ухудшение состояния здоровья. 3 Соответственно, проведение новых исследований стимулирует включение подтипа ПТСР, встречающегося у детей дошкольного возраста, в Руководство по диагностике и статистике в 5-ом издании. 4,5

Частота, течение и последствия реакций на травму

Результаты исследований маленьких детей, авторы которых приняли адекватные возрасту критерии ПТСР, показали, что в 6.5–29% случаев дети испытывают острую реакцию на стресс в течение первого месяца после дорожно-транспортного происшествия (ДТП) 6 или случаев получения ожоговых травм 7 ; в 14.3–25% случаев – в течение двух месяцев после получения различных видов травм (например, ожоги, пулевые ранения, ДТП, травмы во время занятий спортом или во время игры), 8,9 в 10 % случаев – в течение шести месяцев после ДТП или получения ожоговых травм 6,8 и в 13.2% случаев – в среднем в течение 15 месяцев после получения ожоговых травм.10 Признаки возрастно-специфического ПТСР проявляются в 26-60% 1,3,11 случаев как следствие физического или сексуального насилия. Наше исследование показало, что у детей младшего возраста развивается депрессия, тревожное расстройство, связанное с разлукой, оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) и специфические фобии вследствие получения ожоговых травм, 8 и что данные расстройства в высокой степени являются сопутствующими симптомами ПТСР.

Исследования, проведенные с участием детей всех возрастных категорий, показали, что в отсутствии лечения ПТСР может развиться в хроническую форму, подрывающую здоровье. 8,12,13 Результаты данного исследования вызывают опасения, принимая во внимание тот факт, что нейрофизиологические системы у детей младшего возраста, включая системы модуляции стресса и регуляции эмоций, все еще находятся в процессе стремительного развития. 14 Кроме того, травмы, полученные в детстве, ассоциируются с перманентным структурным 15 и функциональным 16 повреждением мозга, так же, как и с появлением психиатрических расстройств, 17 поведением, связанным с риском для здоровья, и соответствующим состоянием физического здоровья у взрослых. 18 Таким образом, травма, полученная в раннем детстве, может иметь гораздо более серьезные последствия в отношении траектории развития, чем травмы, полученные на более поздних этапах развития.

Во время работы с детьми очень важно осознавать, что сама травма и реакция ребенка на нее – серьезное испытание для родителей, которое может также стать источником хронического стресса. Результаты исследований показали, что примерно 25% родителей переживают клинически повышенный уровень острого стресса, ПТСР, тревожность, депрессию и стресс в течение первых шести месяцев после случая травмы у ребенка. 19-21 Хотя большинство родителей остаются относительно устойчивыми, и уровень их стресса со временем приходит в клиническую норму, страдания родителей в течение стадии острого стресса способствуют развитию и сохранению травматической симптоматики у пострадавших детей. 19,20,22

Общепризнано, что качество привязанности детей и родителей друг к другу, душевное здоровье родителей и их действия по воспитанию являются ключевыми факторами, влияющими на восстановление ребенка после пережитой травмы. 14,23,24 Для детей младшего возраста отношения с родителями особенно важны, поскольку дети не обладают достаточными приспособительными возможностями, чтобы регулировать сильные эмоции самостоятельно. Таким образом, они зависят от чувствительного и эмоционально открытого воспитателя, который мог бы помочь им регулировать эмоциональную реакцию в минуты душевного страдания. 14,23 Кроме того, дети младшего возраста особенно полагаются на эмоции родителей с целью понять, как интерпретировать то или иное событие или реагировать на него. В дальнейшем дети могут имитировать реакцию своих родителей на страх и их неадекватные приспособительные реакции. 25 Родители также могут напрямую влиять на контакт ребенка с напоминаниями о пережитой травме (например, позволять избегать обсуждения произошедшего) и таким образом препятствовать адаптации ребенка к восприятию события. 25

Влияние неблагоприятных психологических реакций на отношения между детьми и родителями, развитие травматических симптомов у ребенка в сочетании с душевными страданиями родителей – важные аргументы, побуждающие уделять больше внимания потребностям родителей с целью снизить уровень их переживаний и стимулировать у них способность поддержать детей в трудную минуту. Адекватные меры, нацеленные на облегчение душевного недомогания ребенка и родителей, а также на улучшение отношений между ними, благотворно скажутся на процессе торможения развития посттравматических реакций у родителей и детей. Однако имеются лишь предварительные данные в поддержку данных видов вмешательства в период обострения, требуется проведение дополнительных исследований по этому вопросу.

Меры профилактики и коррекции на раннем этапе

К сожалению, у большинства детей и их родителей, переживающих психологические трудности после травмы, не диагностируют характерных симптомов, вследствие чего и дети, и родители не получают адекватной поддержки. Принимая во внимание распространенность случаев получения травм, а также учитывая тот факт, что период раннего детства является сензитивным периодом развития мозга, необходимо ввести эффективные меры, способные снизить риск развития хронических посттравматических стрессовых реакций у детей и родителей. Целесообразно принимать подобные меры в обстановке с повышенным риском возникновения стрессовых реакций, например, в лечебном учреждении. Данное решение позволило бы снизить риск возникновения травматических стрессовых реакций или вовсе предотвратить их с помощью проведения обследования и внедрения программы профилактических мер. 26 Ранняя диагностика выраженных симптомов и принятие соответствующих мер в семьях, находящихся в группе риска, поможет предотвратить возникновение проблем и их укоренения или, по меньшей мере, свести к минимуму влияние этих проблем на ребенка, семью и общество. Однако первостепенная задача состоит в том, чтобы научиться различать категории пациентов, переживающих кратковременное душевное расстройство и тех, кто находится в зоне риска развития хронического ПТСР, 13 не создавая при этом дополнительных перегрузок для заполненных лечебных учреждений. Психометрически выверенных методик обследования для очень маленьких детей не существует, что является существенным недочетом в данной области.

До настоящего времени большинство исследований проводилось скорее на предмет лечения хронического ПТСР, чем на предмет ранней профилактики его симптомов. Как в детской, так и во взрослой литературе нет данных о том, какие категории пациентов нуждаются в проведении мероприятий профилактики на раннем этапе, какую продолжительность и содержание должны иметь данные мероприятия. 27 На сегодняшний момент систематические обзоры свидетельствуют о наибольшей эффективности продолжительной когнитивно-бихевиоральной терапии травмы (КБТ), которая проводится в течение первых трех месяцев после пережитых событий. 27

Читать еще:  Аспергера синдром признаки

Результаты исследований с участием детей говорят о том, что предупредительные меры на основе информации об инциденте в течение двух недель после случаев получения травмы способны снизить симптомы тревожности у детей в 1-ый 28 и 6-ой месяцы после пережитого события. 29 Кроме того, Landolt и соавторы получили положительный отклик на проведение разового сеанса предупредительной терапии, направленной на нейтрализацию симптомов депрессии и поведенческих проблем у группы детей предподросткового возраста (7-11 лет), затронутых дорожно-транспортными происшествиями. 30 Berkowitz с коллегами 31 создали единственную индивидуально-ориентированную программу профилактики (4 сеанса для ребенка с родителем/опекуном, включающие диагностику, обучение психологической самопомощи и адаптационным навыкам) для детей 7-17 лет. Программа показала свою эффективность при снижении проявлений ПТСР и различных посттравматических симптомов.

Тем не менее, не существует обнародованных исследований эффективности превентивных посттравматических психологических мероприятий для детей младшего возраста (до шести лет). Однако исследования Scheeringа показали, что 12 сеансов когнитивно-бихевиоральной терапии, построенные в соответствии со специальным планом для ПТСР, проведенные с детьми 3-6 лет, переживших разнообразные травмирующие события, показали свою целесообразность и эффективность при снижении существующих посттравматических симптомов стресса. 32

Немногие исследования рассматривают компонент предупредительной терапии для взрослых с целью профилактики расстройств после получения ребенком травмы. Kenardy и соавторы обнаружили, что обучение психологической самопомощи, предоставленное родителям в течение 72 часов после несчастного случая, показало свою эффективность при снижении посттравматических симптомов у родителей в период 6 месяцев после случившегося. 28 Melnyk и соавторы 33 рассматривали эффективность программы профилактики у родителей детей 2-7 лет, находящихся под пристальным наблюдением педиатров. Исследователи обнаружили, что у родителей в группе профилактики заметно снизился уровень стресса, депрессии и симптомов ПТСР, а их дети после выписки испытывали меньше поведенческих проблем интернализующего и экстернализующего типа.

Перед тем, как давать научно обоснованные рекомендации по проведению профилактических мероприятий ПТСР у детей младшего возраста, требуется проведение соответствующих исследований. Однако Landolt и соавторы, основываясь на результатах недавно проведенного мета-анализа, утверждают, что ранние профилактические меры помогают выявить детей, находящихся в зоне риска. Данные мероприятия включают несколько сеансов обучения психологической самопомощи, индивидуальным адаптационным навыкам, вовлечение в процесс родителей и ознакомление с различными формами травматических явлений. 34

Рекомендации для родителей, служб и административной политики

На данный момент явлению посттравматического стресса у детей младшего возраста уделяется недостаточно внимания. Сотрудникам лечебных учреждений следует более пристально наблюдать за детьми с целью выявления признаков посттравматического стресса. Возможно, для этого потребуется проведение подготовки и переподготовки персонала. Массовое стандартизованное обследование является идеальным вариантом, однако проведение диагностики групп детей, находящихся в зоне риска, может оказаться более экономичным. Помимо того, любая программа обследования должна быть интегрирована с клинической структурой, предоставляющей возможности для получения соответствующей помощи. Дистресс у родителей – это значительный фактор влияния на посттравматические реакции у детей. Однако в лечебных учреждениях данному критерию уделяется недостаточно внимания. Причиной тому может быть тот факт, что дистресс родителей на фоне получения травмы ребенком может не достигать уровня клинического диагноза, или же то, что больше внимания принято уделять потребностям ребенка, нежели семье в целом. 22 Сотрудникам служб следует уделять больше внимания тому, что последствия травмы могут оказать более серьезное влияние на семейную систему в целом .

Отголосок боли. Что такое посттравматическое стрессовое расстройство

Понятие «психологическая травма» часто употребляется к месту и не к месту, но мало кто понимает, как выглядит настоящий посттравматический стрессовый синдром и что делать человеку, которому приходится его переживать. Как проявляются отложенные последствия тяжелых событий и что поможет с ними бороться?

Поделиться:

Что такое психологическая травма

Под психологической травмой в широком смысле подразумевается любое остроэмоциональное воздействие, нарушающее нормальное функционирование психики. Но все мы различаемся по степени чувствительности, поэтому событие, которое подкосит одного человека, не помешает другому адаптироваться к действительности и наслаждаться собой. В популярной психологии модно рассуждать о детских травмах, влияющих на поведение человека во взрослой жизни (например, «у меня был холодный отец, поэтому у меня не клеятся отношения с противоположным полом»), но многие специалисты придерживаются мнения, что бесконечно возвращаться к прошлому и перекладывать всю ответственность на родительские ошибки в воспитании — не очень продуктивный путь и лучше сконцентрироваться на том, чтобы менять свое поведение к лучшему в настоящем. Если, конечно, речь не идет о действительно острых переживаниях, радикально меняющих мировосприятие.

Любая ли травма вызывает посттравматический синдром?

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у людей, переживших катастрофическое или просто угрожающее их жизни событие — от стихийного бедствия или войны до сексуального насилия. Тут на первом месте стоит потеря базового доверия и ощущения безопасности. Иногда человек выдает острые реакции сразу после травматизации, но бывает так, что симптомы проявляются в течение нескольких месяцев или даже годы спустя. Отголоски пережитого стресса могут вызвать серьезные проблемы в отношениях, на работе и в социальной жизни. Часто у людей, переживших подобное, появляется склонность к суициду, пищевым расстройствам или злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

При этом далеко не все неприятности с психикой, которые можно заполучить после травмы, являются именно посттравматическим расстройством: эмоциональное потрясение может стать триггером для практически любого психического заболевания, например, депрессии или шизофрении. Также не все жертвы травматических событий получают ПТСР — для этого нужно сочетание генетической предрасположенности к психическим расстройствам и определенной совокупности внешних факторов. Имеет значение длительность стрессовой ситуации и то, в каком возрасте человек ее пережил (детские травмы «заживают» хуже), были ли рядом люди, способные оказать поддержку.

Симптоматика

Посттравматическое расстройство может проявляться в следующих симптомах:

  • Навязчивые мысли. Это воспоминания о травматическом событии и переживание его заново в воображении, неприятные сны о случившемся и острые реакции на что-либо, напоминающее о стрессовой ситуации.
  • Избегание. Люди с ПТСР часто боятся обсуждать травматическое событие и избегают связанных с ним мест, людей и занятий. Это может привести к смене работы, партнера или места жительства.
  • Опустошенность и отчуждение. Люди, пережившие травматическое событие, часто теряют способность испытывать положительные эмоции. Они ощущают эмоциональную опустошенность, безнадежность и теряют вкус к жизни и интерес к тому, что цепляло их прежде. Помимо очевидного дискомфорта для самих больных, это может вызывать проблемы с близкими: друзья и родные могут почувствовать, что человека словно подменили. Теперь он с трудом идет на контакт и в мыслях как будто все время находится где-то далеко.
  • Приступы гнева.
  • Тревожность/бравада. Больной может зациклиться на собственной безопасности и стать параноиком или, наоборот, постоянно нарываться на неприятности, провоцируя ситуации, сходные с той, что вызвала травму (например, человек, у которого близкий погиб в аварии, может стать стритрейсером).
  • Психосоматика. Возможны панические атаки, проблемы с концентрацией и сном, тахикардия, повышенная утомляемость, мышечное напряжение. Часто встречается частичная амнезия: человек не помнит каких-то важных и слишком пугающих деталей рокового события.

Полную версию диагностических критериев можно посмотреть в справочнике DSM-5. Но не пытайтесь диагностировать расстройство самостоятельно — это должен сделать специалист.

Почему это происходит

По одной из нейробиологических теорий, это расстройство вызвано сбоем в функционировании гиппокампа — отдела головного мозга, отвечающего за работу с памятью. Предполагается, что стрессовое воспоминание не «архивируется», поэтому организм раз за разом переживает его так, словно оно снова происходит в реальности.

А если рассуждать с психологической точки зрения, травматическое событие лишает человека чувства безопасности и доверия к миру. Теоретически мы понимаем, что жизнь несправедлива и любому из нас на Бронной может упасть на голову кирпич, но мы защищаемся от этих малоприятных мыслей, иначе быстро перестали бы получать удовольствие от жизни. Человеку, пережившему невероятно сильный стресс, сложно абстрагироваться от ощущения, что окружающая реальность может «подставить» его в любой момент.

Повторение сценария

Самое печальное — в том, что человеку с ПТСР достаточно легко получить повторную травму и попасть в замкнутый круг тревоги и недоверия. Ретравматизация может происходить в двух вариантах. Во-первых, человек может сам неосознанно воспроизводить печальную ситуацию из прошлого (например, жертва абьюзера может найти себе другого партнера с теми же неприятными качествами, а ветеран войны — поехать наемником в «горячую точку»). Во-вторых, травма может «ожить» в ходе несвоевременной откровенной беседы, неумелой психотерапии или воспроизведения обстоятельств, где она была получена. Проблема в том, что каждый такой круг будет закреплять негативное мироощущение, и в дальнейшем лечить человека будет сложнее.

Как лечить

ПТСР считается одной из разновидностей тревожного расстройства, и пациенты с таким заболеванием хорошо реагируют на медикаментозное лечение селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС, последнее поколение антидепрессантов). Резкие приступы тревоги снимаются транквилизаторами — в первую очередь, лекарствами из группы бензодиазепинов. Но от них быстро возникает зависимость, и ими можно пользоваться только краткосрочно, о чем врач, выписывающий подобные препараты, должен предупредить пациента. Хорошие результаты дает и психотерапия, причем, как и в случае депрессии, с точки зрения доказательной медицины, самой надежной считается когнитивно-поведенческая терапия. Но универсальных рецептов нет, и возможно, пациенту придется сменить несколько терапевтов и методик, прежде чем он найдет вариант, подходящий лично ему.

Заразительный стресс

ПТСР может передаваться: психотерапевты, работающие с подобными пациентами, порой ощущают на себе похожие симптомы, теряют веру в собственную безопасность, чувство гармонии и доверия к миру. Это явление называется «вторичной» или «викарной» травматизацией. В этом случае и терапевту может понадобиться помощь в виде общения с коллегами или курса терапии под наблюдением супервизора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector