Примеры изменчивости норм девиантного поведения
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Примеры изменчивости норм девиантного поведения

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное . Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное , еще одно его название – делинквентное . Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное . Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение . В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение . Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение . Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды . Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество . Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение . Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения . Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Разновидности и нормы девиантного поведения

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы рассмотрим типы девиантного поведения. Вы узнаете, какие формы и виды выделяют. Вам станут известны социальные нормы и корректировка девиантности.

Возможные типы

К основным вариантам девиаций относят:

  • индивидуальные формы — нарушение требований общественных норм, прав и морали одним индивидом, несущие за собой соответствующие последствия;
  • коллективные — неправильная деятельность определенной социальной группы, субкультуры, конфронтация с общепринятыми нормами.

Мертоном было выделено четыре варианта девиации.

  1. Инновация — пути достижения целей методами непринятыми в обществе, а именно шантажом, проституцией, финансовой пирамидой.
  2. Бунт — отрицание целей и способов, направленных на их достижения. Возникновение желания заменить их чем-то новым.
  3. Ритуализм — негативное отношение к целям общества. Например, ситуация со скрупулезными людьми, которые многократно проверяют проделанную работу, но не помнят о конечной цели.
  4. Ретретизм — нежелание достигать цели, бегство от них. Например, ситуация с алкоголиками, токсикоманами или наркоманами.
  • преступность — является самым опасным отклонением, отходящим от социальных норм;
  • алкоголизм (все чаще подвержена молодежь);
  • самоубийство — уровень возрастает в период социальных и экономических кризисов, нередко является последствием ассоциального поведения.

Типы девиантности в виде насилия:

  • мазохизм — являет собой половое извращение, направленное на самого человека, который получает удовлетворение путем ощущения боли (другой формой этого состояния является причинение себе страданий и самобичевание);
  • садизм — боль наносится другому человеку с целью получения сексуального удовлетворения;
  • самоубийство — крайняя степень насилия в отношении самого себя.

Типы, включающие в себя употребление психоактивных веществ:

  • алкоголизм – приводит к возникновению психических и физических процессов, которые являются необратимыми;
  • наркомания — болезненное влечение к употреблению запрещенных веществ, развиваются тяжелые нарушения психических и физических функций;
  • токсикомания – состояние, вызывающее необходимость в токсических веществах, химических средствах, транквилизаторах.
Читать еще:  Психотерапевты белгорода отзывы

Виды девиантного поведения

  1. Деструктивный — нарушает социальные, нравственные нормы, вред наносится самому себе (накопительство, самоизоляция, мазохизм).
  2. Асоциальное поведение — вред наносится социальным общностям, соседям, семье (наркомания, алкоголизм).
  3. Аффективное поведение — семейный конфликт, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе.
  4. Противоправные нарушения, как правовых, так и моральных норм (грабеж, убийство, изнасилование).
  5. Аддиктивный — уход от реального мира, применение психоактивных веществ.
  6. Психопатологический — проявление психических болезней, расстройств.
  7. Диссоциальный – угрожающий целостности личности.
  8. Делинквентный — проявляется поступками криминального характера, в частности мелкими правонарушениями, например, мошенничество или хулиганство.
  9. Агрессивный — возникновение конфликтов, столкновение интересов в семье, в школе, среди коллег.
  10. Патологический — склонность к суицидальным мыслям, саморазрушению.
  11. Патохарактерологический — изменения возникают в характере человека в процессе нестандартного воспитания. Появляются сверхценные идеи, мнимые ценности, психопатии. Индивид может становиться опасным для общества.

Рассматривают типичные формы девиантности:

  • проституция;
  • уголовная преступность;
  • алкоголизм;
  • психическое расстройство;
  • наркомания;
  • азартные игры.

Разные виды девиантного поведения разделены на три классификации.

  1. Преддевиантный синдром – факторы, которые воздействуют на развитие девиантности.
  2. Докриминогенный. Не являет собой опасность для общества, в частности, нарушение норм морали, поведения в общественных местах, мелкие проступки, избегание общественной деятельности, употребление наркотических, токсических или алкогольных веществ.
  3. Криминогенный уровень. Когда совершаются проступки из группы уголовно — наказуемых, в частности, преступность, наркомания, алкоголизм.

Социальные нормы

Существование любой социальной системы обязательно в себя включает наличие различных норм регулирующего и упорядочивающего действия. Освоение этих норм приобретается путем социализации.

Социальные нормы собой представляют эталонные образцы и схемы поведения, модели, которые распространены в обществе и одобрены большинством его представителей. Они возникли на ранней стадии развитие общества, когда появилась необходимость в обеспечении эффективной совместной деятельности.

На сегодняшний день существуют нормы, касающиеся, как профессиональной этики, так и уголовного законодательства.

  • общесоциальные — которые действуют в обществе (законы, обычаи, этикет, традиции) и групповые — те, которые ограничиваются рамками определенной социальной группы, например, подростковой средой;
  • официально закрепленные, в частности законы, и неформальные, например, этикет и мораль;
  • нормы — правила, которые диктуют, как должен поступать человек в той или иной ситуации (их нарушение ведет за собой уголовное преследование) и нормы – ожидания, например, пользование столовыми приборами, чистка ротовой полости, поступление в университет после окончания школы.

Коррекция девиантности

  1. Воспитательная функция. Акцентирование на положительные черты, которые имелись у индивида до развития девиации.
  2. Стимулирующая. Убеждение человека в том, что необходимо заниматься положительной деятельностью.
  3. Компенсаторная. Формирует стремление борьбы с недостатками, желание добиться успехов и целей, которые являются наиболее успешными для конкретного индивида. Таким способом человек может самоутвердиться.

Борьба с девиантностью рассматривает две основные группы методов воздействия: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы в себя включают:

  • общественное влияние, а именно коррекция страхов, активно волевых дефектов, культура здорового смеха, самокоррекция, игнорирование, коррекция навязчивых действий и мыслей;
  • коррекция нервного характера, недостатков в поведении ребенка;
  • коррекция посредством труда;
  • рациональная организация коллектива детей.

Как видите, методы девиантного поведения включают в себя два основных подхода. В некоторых случаях достаточно педагогического влияния, в других — консультации с психотерапевтом.

Теперь Вам известны нормы девиантного поведения, а также его виды. На сегодняшний день, все больше людей подвержены развитию определенных девиаций. Однако, нужно учитывать и то, что нормы и правила в обществе постоянно регулируются, изменяются, поэтому то, что сейчас кажется девиантным поведением, со временем может стать нормальным.

Девиантное поведение: причины, примеры и способы решения проблемы

Человек, который сталкивался с социальной психологией, социологией или социальной работой уже слышал термин «девиантное поведение». Но не все понимают значение этого понятия. Для начала необходимо разобрать другой термин. Социальные нормы – общепринятые правила, которые регулируют деятельность отдельных людей в группе, стране и государствах, объединенных в международные сообщества.

Если они нарушаются, идет речь о девиации. Разберем это понятие детально.

Девиантное поведение и девиантность – это непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных стандартов.

Девиантное поведение – это непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных норм.

Примеры такого поведения

Можно рассматривать два типа рассматриваемого явления.

  1. Положительная девиация стимулирует развитие общества или индивида. Обычно возможность отклоняться от социальных стандартов предоставляет группа лидерам. Например, героические поступки, самопожертвование и сверх преданность.
  2. Отрицательная девиация – оказывается негативное влияние. Например, трудные подростки, преступники.

Есть близкое понятие «делинквентное поведение». Разница между ними заключается в том, что в первом случае нарушается любая социальная нора, а в последнем речь идет только о юридических предписаниях. Делинквентное отклонение можно рассматривать, как разновидность девиантного.

Причины

Девиантное поведение возникает из-за нарушения процессов социализации – вхождения человека в общество. Социализация продолжается в течение всей жизни, поэтому нормальный человек внезапно может перестать соответствовать “стандартам”.

Например, упертый подросток, не желающий получать новые знания, попробовал пива, ему понравилось. Он думает, а почему бы мне не употреблять этот напиток чаще?

Вторая причина возникновения отклоняющихся моделей действий – педагогическая запущенность. Например, родители не занимаются ребёнком.

Признаки девиантного поведения

Четко определить, отклоняется поведение или нет нельзя – это относительное понятие. Нарушающий правила человек может считать это адекватным и правильным. Проще всего говорить о делинквентных моделях, потому что нормы законодательно прописаны.

Можно выделить важные индикаторы:

  1. Деструктивный или аутодеструктивный характер. Наносит вред окружающим или самому себе.
  2. Многократное повторение нарушения правил.
  3. Медицинская норма. Отклонение от медицинских и психологических стандартных показателей.
  4. Социальная дезадаптация. Это одновременно причина и индикатор – потеря способности усваивать социальные требования.

Виды и примеры отклоняющегося поведения

Классификаций существует огромное количество, и их все нельзя включить в эту статью. Одну из них мы уже рассмотрели. Кроме положительных и отрицательных девиаций можно еще выделить нейтральные. Например, это попрошайничество, которое не особо мешает людям, но при этом подобное поведение не одобряется обществом.

Примеры на основе матрицы социальных девиаций Н. В. Майсак (2010):

Девиации по характеру направленности и проявления:

  • конструктивное, творческое поведение
    • Научное: развитие эстетической хирургии, трансплантация органов
    • Художественное: татуировки, граффити, необычный и модный образ, создание эротической литературы и живописи, принадлежность к субкультурам, чёрный юмор
    • Техническое: изобретения и моделирование,
    • Организационная деятельность: организация своего дела, активное участие в политической жизни, объединение разных людей в группы по интересам, создание туристического бизнеса.
    • Компьютерное: дизайн, компьютерная инженерия, создание сайтов для общения
  • аутодеструктивное поведение:
    • аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость) – алкоголизм, наркомания, трудоголизм, шопоголизм, зависимость от гаджетов, еды, любовных отношений, информационных технологий, интернета, онлайн-игр и виртуального пространства.
    • суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид), эвтаназия, самоубийство, татуировки, пирсинг, бодимодификации, увлечение опасными видами спорта, самоповреждение.
  • внешнедеструктивное поведение:
    • противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение) – невыплата алиментов, несоблюдение родительских обязанностей, работы, мелкое хулиганство, прогулы, преступление с корыстными целями, сводничество, сутенерство, проституция, агрессивная самозащита и самооборона, выраженная оппозиционная деятельность, социальная зависимость от окружающих, попрошайничество, вандализм, воровство, разбой, убийства, участие в опасных группировках или сектах.
    • коммуникативные девиации – гиперобщительность или избегание социума, пренебрежение нормами морали, употребление нецензурных выражений, нигилизм, шокирующий или неопрятный имидж, сутяжничество, манипулирование людьми.

Девиации по степени социальной одобряемости:

  • социально одобряемое и просоциальное поведение (адаптированное к нормам определенной социальной группы) – альтруизм, самопожертвование, научный, технический или художественный творческий процесс, продвижение новых идей.
  • социально нейтральное (не представляющее общественной опасности или с неоднозначными критериями оценки) – принадлежность к субкультурным группам, альтернативные виды искусства, оппозиционность, неисполнение своих обязанностей гражданина.
  • социально неодобряемое:
    • асоциальное (отклоняющееся от морально-нравственных норм) – импульсивная тяга к перемене мест, бродячая жизнь, лудомания, алкоголизм, наркомания, злоупотребление психотропными веществами, виктимное, агрессивное или фанатичное поведение, нищенство, попрошайничество.
    • антисоциальное (отклоняющееся от правовых норм) – антисоциальная пропаганда, создание преступных сообществ, участие в преступных группировках, работорговля, хакерство, вандализм, воровство, изнасилование, сутенерство, убийства.

Можно выделить другие типы девиаций:

  1. Инновация. Цели общества соблюдаются, но предлагаются новые методы их достижения.
  2. Ритуализм. Цели общества рассматриваются, как желаемые, но утопичные.
  3. Ретреизм. Человек не соглашается как с целями общества, так и с методами их достижения.
  4. Мятеж. Девиация может рассматриваться, как позитивная, так и негативная. Попытка установки нового порядка в обществе.

Девиации у детей

У детей подобная проблема возникает чаще всего по причине педагогической запущенности. Родители не уделяют ребенку достаточно внимания, семья становится дисфункциональной, хоть и условно-благополучной может продолжать оставаться.

Еще одна причина возникновения девиаций у детей – неправильные методы воспитания.

Девиации у взрослых

В этом случае все достаточно запущено, поскольку устранить привычки, взгляды на жизнь, которые закреплялись годами, достаточно трудно. Тем не менее это можно пытаться делать. Не без участия самого клиента, конечно.

Читать еще:  Диклофенак или баралгин что лучше

Как справиться с проблемой?

Самостоятельно вы не сможете решить эту задачу. Чтобы вытаскивать девиантов, существуют социальные работники. В случае с детьми этой проблемой еще занимаются социальные педагоги. Чтобы воспользоваться их услугами, нужно обратиться в государственную социальную службу вашего района. Это совершенно бесплатно.

Девиантное поведение детей и подростков

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Читать еще:  Виды акцентуаций характера

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное . Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное , еще одно его название – делинквентное . Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное . Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение . В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение . Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение . Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды . Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество . Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение . Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения . Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector