Проблемы с дикцией
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Проблемы с дикцией

Как улучшить дикцию и четкость речи взрослому человеку и ребенку: 5 мощных упражнений + книги и тренинг

Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Плецтавьте себе, вы идете по набележной и к вам подходит лебенак. Он гавалит: “Тетя/дядя, мати, как я дидяю! Дай кааку!” Что означает: “Тетя/ дядя, смотри как я играю! Дай конфетку!” Вам, наверное, непривычно читать такие слова, правда? А слышать их еще веселей! Сегодня поговорим с вами о том, как улучшить дикцию и четкость речи, чтобы не было типа такого: “пасполт”, “у вас есть муза?, – а муза у меня нет, вот такая в зизни зопа!”, “девушка, а вы любите кафку?, – да, особенно грефневую…” ну и тому подобное.

Для чего нужна хорошая дикция

Сначала разберемся, что же такое дикция и почему нам следует о ней позаботиться.

Дикция – четкое, ясное произношение, когда человек произносит слова и фразы понятно и разборчиво. Человек с хорошей речью не “страдает” шепелявостью, гнусавостью, заиканием.

Хорошая дикция – это не требование только к телеведущим и учителям. Она нужна в жизни и обиходе всем. Мы все устраиваемся на работу, общаемся среди своего круга знакомых, мы не знаем, в конце концов, куда нас “занесет”, где и с кем будем взаимодействовать.

Очень яркий пример человека с “хорошей” дикцией был с 2016 до 2019 года в Верховном Совете Украины – А. В. Парубий. С его речи смеялись все, кто мог, ведь не часто СПИКЕРА (от слова “говорить”) совета страны услышишь с такой дикцией! Это я как раз к тому, что нужно уже сейчас заботиться об улучшении качества речи, учиться красиво говорить, чтобы потом не смешить народ…

Упражнения для улучшения дикции и четкости речи

Филологи исследовали вопрос о развитии дикции и пришли к выводу, что улучшать артикуляцию речи русскоговорящего населения нужно очень многим. Это связано с тем, что именно русский язык отличается “ленивой” артикуляцией, в отличие от английского, например.

Даже есть определенные способы проверить, хороша ли у вас артикуляция для четкой речи:

  1. Возьмите зеркало и, глядя в него, произнесите гласные звуки (а, о, и, э, у, ы). Изменяют ли положение и форму ваши губы? Если они хорошо двигаются, изменяют форму, то вы на верном пути.
  2. Для хорошей артикуляции важна подвижность языка. Сверните его трубочкой. Если не получается, это связано со слабостью мышц или врожденной особенностью. Но развиваться можно!
  3. Важно также хорошо открывать рот. Чтобы это проверить, приготовьте ладонь без большого пальца. Затем максимально откройте рот, продвиньте 4 пальца внутрь между верхней и нижней челюстью. Если вам удалось это сделать, то рот открывается без зажимов, а, значит, мышцы уже готовы к работе.

Итак, с диагностикой разобрались, теперь определимся, что делать для развития речи и улучшения артикуляции. Представляю вам несколько эффективных упражнений, помогающих вам достигнуть цели.

Разминка

Возьмите ручку или карандаш в зубы, говорите любое предложение или фразу из 10–15 слов. При этом карандаш нужно сжимать со всех сил. Затем выньте канцелярский предмет и произнесите фразу опять. Вы сразу же услышите разницу! Весь артикуляционный аппарат настроится на правильное говорение, точное и аккуратное.

Разминку с помощью карандаша достаточно проводить до 5 минут перед упражнениями, это упражнение нужно для “прокачки” мышц артикуляции.

Также вы можете разминаться с помощью орехов. Еще Демосфен в Древней Греции вывел уникальный метод тренировки речи камнями. Он на берегу моря набирал полный рот камней и кричал слова в бурю морскую, стараясь их четко произносить. Почти то же подразумевает тренировка с орехами. Вы набираете их в рот и стараетесь как можно лучше произнести слова, улучшающие речь.

Разминка с помощью карандаша

Скороговорки

В домашних условиях вы отлично сможете улучшить произношение речи, ведь карандаши и доступ к скороговоркам у всех имеется. Это минимальный набор развития артикуляции. Но идем дальше.

Скороговорки применяют для детей начиная с 4–6 лет. Это очень действенный способ. Скороговорки используют и для улучшения дикции взрослых, ниже я напишу самые эффективные из них. Кроме того, такими фразами вы улучшаете не только свою речь, но и словарный запас. Подбирайте нужные вам скороговорки, только делайте акцент на проработку всех букв и их сочетаний.

Прослушайте запись своего голоса

О, свои записи я не очень люблю слушать. Помню, как один раз услышала свой детский и смешной голос на диктофоне, причем говорила я довольно серьезные вещи… Над записью посмеялась я и все мои знакомые.

Но для развития четкой и грамотной речи слушать свой голос на записи – очень полезное занятие. Почти каждому человеку захочется его изменить, поработать над дикцией. Делать это нужно так: вы берете какой-то отрывок из текста, затем четко стараетесь его читать, записывая на диктофон. Не понравилась запись – повторяете чтение. И так до тех пор, пока идеально не отточите свое произношение.

То же самое можно делать, чтобы улучшить разговорную речь на английском. Можно еще и хорошего знакомого со знанием английского привлечь, чтобы “экспертное” мнение послушать.

Обязательное условие – тренировка диафрагмы

Для вокалистов, заикающихся людей, диафрагма – условие успешности. Кто бы мог подумать, что какой-то мостик над желудком определяет кучу денег в шоу-бизнесе! Но для правильной речи и пения нужна обязательная тренировка этой самой диафрагмы. Натренированная диафрагма дает возможность договорить фразу до конца, допеть ее.

Тренировать ее можно таким способом: сделайте глубокий вдох, затем тяните гласный звук до момента, когда дыхания вообще не останется.

Когда вы достигнете 25–30 секунд такого “тяжения”, изменяйте высоту голоса, старайтесь тянуть звук более тонким голосом.

Когда и при таком условии вы тянете гласную до 25–30 секунд, переходите к надуванию воздушных шариков. И организму полезно, и окружающих порадуете! Ну а если без шуток, надувание шариков очень хорошо развивает диафрагму и увеличивает объем легких.

Сочетание разных звуков

Помимо скороговорок, поставить грамотную речь и дикцию можно с помощью специальных сочетаний звуков. В этих сочетаниях используются согласные и гласные. Повторяя их раз по 5, вы отрабатываете дикцию. Ну а грамотная речь добавляется опытом чтения разных книг (чуть ниже приведу список). Какие сочетания будут полезны:

  • бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
  • вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
  • стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
  • гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра и т. д.

Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых

О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше. Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают. Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки. И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.

  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
  • Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.

Ну и полегче что-нибудь.

  • Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  • Ценит цеп косец по косовице.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорка для улучшения дикции

Книги, которые улучшают речь и словарный запас

Чтобы улучшить свою речь, нужно читать тексты на разные темы. При таком раскладе речь обогащается новыми словами, появляется логика в высказываниях, улучшается грамотность речи. Вы не найдете профессора, который бы не мог двух слов связать или говорил “здеся”, “тама”, “тута”, “четверЬг”, “сЭрцЭ”. Все потому, что книги улучшают риторику речи, помогают формулировать мысли.

Я сделала подборку книг, которые смогут стать для вас уроками русского языка, литературы, а также экскурса в лингвистику и другие филологические науки.

  1. Вадим Храппа “От адамова яблока до яблока раздора”.
  2. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
  3. Ларри Кинг “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно”.
  4. Найджел Браун “Странности нашего языка”.
  5. Наталья Ром “Хочу говорить красиво! Техники речи”.
  6. Виктория Володина “Альбом по развитию речи”.
  7. Лев Успенский “Слово о словах”.

Эти книги помогут улучшить разговорную речь на русском, а также с их помощью вы определите, как малознакомые слова использовать по назначению.

Как улучшить речь ребенка

Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.

А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.

Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких. Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много.

Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.

Читать еще:  Ожирение - характеристики заболевания

Тренинг

Тренировка речи неразрывно связана с тренировкой психических процессов памяти и внимания. А вот тут у меня для вас сюрприз: есть отличный способ развития речи и памяти – курс от Викиум. Это хороший инструмент для развития.

Курс “Мнемотехники” поможет вам в повседневной жизни все быстро запоминать и в любом количестве. Вы даже сможете лучше запоминать языки и научитесь легко выражать свои мысли на английском, немецком, португальском, да каком угодно!

Этот тренинг – хороший помощник для тех, кто забывает дни рождения любимых, пароли и логины, даже малейшие четверостишия. Вы уже за неделю увидите результат.

Заключение

В погоне за красивой речью и дикцией не переусердствуйте. Помните, что важно тренировать мышцы и артикуляцию. А для этого еще раз о главном:

  1. Хорошая дикция нужна всем и везде.
  2. Чтобы ее развивать, нужно заниматься самообразованием: читать книги, улучшать словарный запас, делать упражнения для артикуляции.
  3. Не брезгуйте скороговорками, они лучше всего справляются с тренировкой дикции.
  4. Не бывает хорошей речи без хорошей памяти и внимания. Именно эти психические процессы помогают вам говорить правильно, логично и красиво.

Выражайте свои мысли четко и понятно, развивайтесь, потому что идти к своей цели никогда не поздно! Делитесь своим опытом развития речи в комментариях, а также нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы полезные упражнения получили распространение. А я прощаюсь с вами, до встречи!

Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых

Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
  • Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
  • Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.

Станиславский о роли дикции

Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».

Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.

Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.

Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:

  1. Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
  2. Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.

В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.

Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, сделать речь четкой и внятной.

Упражнения выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки – 5-7 минут.

2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7-10 минут.

3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7-10 минут.

6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения – 5-7 минут.

7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки – делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

Дикция

Публикации из раздела «Работа с голосом»

6 бесплатных уроков.
Как подготовить и провести
успешную презентацию

Дикция

Возможно, кому-то это покажется очень странным, но слово «дикция» у меня всегда ассоциируется со словом «почерк». А слово «почерк» напрямую связываю со словом «врач». Уважительно отношусь к людям этой не простой, но уникальной профессии. Скверный почерк многих врачей ни капельки не снижает их уровень профессионализма, но вызывает бурю неприятных ощущений, когда мы силимся понять, что написал доктор, и никак не можем этого сделать.

Точно так же и человек, который невнятно и искаженно произносит слова, рискует вызвать у своего собеседника негативные эмоции и быть многими не понятым.

ЧТО ТАКОЕ ДИКЦИЯ

Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов нашей речи.

Дикция – это своего рода основа четкости и разборчивости того, что мы говорим.

В дикции проявляется общая культура человека и его культура речи. Четкая и хорошо поставленная речь – один из элементов успешности и привлекательности. Согласитесь, что это очень важно для каждого из нас.

Успех любого публичного выступления зависит во многом от того, насколько аудитории комфортно воспринимать оратора. А комфортно только тогда, когда слушатель не испытывает напряжения по поводу вашей речи, ему все понятно и нет повода задавать дополнительные уточняющие вопросы. У людей не возникает желания поскорее попрощаться с вами, им хочется вас слушать и наблюдать за выступлением до конца.

Последнее время я становлюсь участником многих вебинаров – обучающих программ, которые проходят в режиме реального времени через Интернет. Обнаружив в анонсах материал на интересную для меня тему, записалась на участие в вебинаре. Каково же было мое разочарование, когда я услышала непонятную и плохо различимую речь молодого человека, ведущего это мероприятие. Данное разочарование постигло не только меня, но и других участников: люди писали и просили, чтобы оратор говорил медленнее и понятнее. Не знаю, чем закончилось это дело, но меня как слушателя, оратор потерял навсегда. Возможно у этого молодого человека материал был полезный и очень интересный, но я этого уже не узнаю.

Читать еще:  Роль лицевого нерва в проявлениях лицевых болей

Плохая дикция, невнятное произношение – это неуважение к своим слушателям, это принуждение их к расшифровке сказанного вами или стимуляция к тому, чтобы все было пропущено «мимо ушей».

ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ ДИКЦИИ

  • Нарушение произношения звуков или отсутствие звуков в речи. К сожалению, с каждым годом неуклонно растет количество людей, имеющих проблемы в звукопроизношении. Таких людей вы встречаете часто. Возможно, вы сами имеете дефекты речи. Как правило, это касается произношения свистящих («С», «З» и их мягкие варианты), шипящих («Ш», «Ж», «Ч», «Щ») и соноров («Л», «Р» и их мягкие варианты). Наиболее часто встречающие варианты – отсутствие в речи звуков «Л» и «Р» или горловое произношение звука «Р». Не буду подробно останавливаться на этом вопросе. Сейчас, как никогда, в огромном количестве имеется материал для самостоятельной работы, было бы только желание. Как логопед с многолетним стажем посоветую лишь одно: прежде чем заниматься «самолечением», обратитесь к специалисту. Он покажет вам правильное выполнение упражнений, тем самым, сэкономив ваш самый главный ресурс, время.
  • Слабость или вялость артикуляционного аппарата. Очень часто люди, не имеющие дефектов речи и правильно произносящие все звуки, в особо значимых ситуациях, в том числе и при публичном выступлении, говорят нечетко и смазанно. Порой люди сами от себя не ожидают такой картины и очень удивляются происходящему. А причина – очевидная. Произношение слов требует очень быстрой и четкой переключаемости артикуляционного аппарата от одного движения к другому. Это достигается только при активности и интенсивности в работе всех артикуляционных мышц. Их согласованность и свобода – залог хорошей дикции.

Человека с безупречной дикцией понимают намного легче. Если вы хотите донести до слушателей свои мысли, то надо говорить не только эмоционально, но и ясно. Возможно то, что вы хотите сказать, очень важно и интересно, но если ваши слова слушатель будет разбирать с большим трудом, скорее всего, выступление окажется бесполезным.

Если вы понимаете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься ее улучшением прямо сегодня. Даже, если у вас нет особых изъянов, то все равно найдите время для работы над дикцией, ведь правильная и четкая речь – это еще большая уверенность в себе, в силе своего голоса и слова.

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ДИКЦИЕЙ

Основой дикции является энергичная и слаженная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Возможность развить и сохранить их подвижность и эластичность позволяет следующая система заданий:

  • Тренировка активных мышц речевого аппарата.
  • Тренировка и отработка гласных звуков.
  • Тренировка и отработка согласных звуков.
  • Тренировка и отработка фраз, текстов, скороговорок, стихов.

Упражнения для самостоятельной работы над дикцией вы найдете на нашем сайте. Работа эта будет кропотлива и потребует выдержки и терпения. Возможно, кому-то из вас захочется все бросить и сказать: «Да, зачем мне это надо? У меня и так все в порядке». Не сдавайтесь, проявите упорство и настойчивость. Вы обязательно получите результат и ваша дикция будет работать на вас и служить примером для других.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Как улучшить дикцию

Особенно хорошая дикция нужна публичным деятелям, работникам сферы обслуживания и консультационных центров, специалистам средств массовой информации. Многие, даже взрослые люди, часто задают себе вопрос, как улучшить дикцию, усовершенствовать свою речь. Иногда нехитрых приемов бывает достаточно для устранения незначительных дефектов.

Что такое дикция

Под дикцией понимают произношение, уровень отчетливости в выговаривании звуков, слов и слогов. Часто она характеризуется оценочно.

Понятие «плохая дикция» подразумевает невнятное звуковое формирование, вызывает трудности в общении, часто вызывает чувство неясности и эстетического невосприятия речи. Обладатели хорошей артикуляции свободно общаются, выражают свои мысли логично и правильно, благодаря чему окружающие могут по достоинству оценить красоту и самобытность речи.

Улучшить произношение можно самостоятельно при помощи специальных упражнений для дикции. Темп речи и правильная артикуляция обеспечивают хорошие ораторские данные. Средний и замедленный темп речи позволяет произносить слова более отчетливо, с правильной интонацией и акцентами, в то время как при быстром темпе говорящий может испытывать больше трудностей.

Читать еще:  Что такое невроз сердца симптомы

В случае, когда у человека имеются дефекты речевого аппарата, для развития и улучшения дикции потребуется прибегнуть к помощи специалистов. Самосовершенствование в формировании звуков происходит путем специальных тренировок дикции, которые могут включать различные занятия, заучивание скороговорок, пение, звуковой анализ не только своего, но и чужого произношения.

Понятие дикция довольно обширное и включает в себя артикуляцию и дыхание.

Причины проблем с произношением:

  • Лень. Просто человек ленится открывать рот, шевелить губами.
  • Участие исключительно голосовых связок в звукообразовании. Для глубокого, приятного звучания необходимо задействовать резонаторы, в частности трахею и бронхи.
  • Неправильное положение органов артикуляционного аппарата. Человек привык к неправильному положению языка, губ при образовании звуков.

Как улучшить дикцию и четкость речи

В этом деле терпение, время и желание – главные помощники. Несистематичные тренировки дикции не дадут никакого результата. Если ребенка можно своевременно записать на занятия к логопеду, то взрослые могут самостоятельно улучшить артикуляцию – наилучший эффект дают ежедневные занятия.

Существует целый комплекс довольно несложных упражнений, которые помогут улучшить произношение и технику речи. Самый доступный и известный еще с детства метод – проговаривание скороговорок. Частое проговаривание этих небольших по объему и ритмичных фраз помогут добиться прогресса уже буквально через считанные недели. Если в речи есть небольшие дефекты (проблемы с определенным звуком), то все упражнения, в том числе и скороговорки, должны быть с акцентом именно на проблеме. То есть, если у человека трудности с формированием свистящих и шипящих звуков, нужно повторять фразы, где такие звуки доминируют.

Для усложнения задачи можно поместить в рот (за щеки) грецкие орехи и продолжать выговаривать скороговорки.

Если к срокам улучшения артикуляции выдвинут лимит, лучше совместить самостоятельные занятия и посещения специалиста.

Упражнения для дикции

При развитии дикции делается акцент на работу разных частей артикуляционного аппарата.

В зависимости от этого формируются целые комплексы приемов:

Упражнения для развития мышц нижней челюсти

  • Выполнение голосовых упражнений «Гудок» и «Стон» помогут в тренировке речевого аппарата. Следует уделять большое внимание подвижности артикуляционных органов, особенно нижней челюсти. О хорошей проработке данной зоны говорит ощущение комфорта и свободы в данных мышцах. Чтобы не травмировать и не перенапрягать челюсть, рекомендуется все занятия выполнять с полуоткрытым или открытым ртом.
  • «Щелкунчик». Выполняя упражнение, нужно медленно очень широко открыть рот, а после также медленно его закрыть. Повторять несколько раз.
  • «Сдвижки». При этом задании челюсть выдвигается вперед, а губы остаются расслабленными. Далее делаются движения вправо, после – влево. Высокий уровень профессионализма – круговые движения против и по часовой стрелке, начать можно с воображаемого квадрата, постепенно добиваясь совершенства.

Упражнения на подвижность губ

Очень часто причиной нечеткого выговаривания звуков является недостаточный тонус губ. При хорошей артикуляции губы должны быть очень подвижными, контролируемыми. Большое внимание при занятиях должно уделяться нарочитому вытягиванию, смыканию, округлению, растягиванию и другим физическим манипуляциям губами при звуковом формировании, скороговорок, фраз и целых текстов.

При чтении текстов нужно уделять внимание положению губ при правильном проговаривании звуков.

  • «Уточка». Выполняя эту тренировку, необходимо стянуть губы, как при образовании звука «у», после нужно максимально растянуть губы до «обнажения» нижних и верхних зубов. Усложнить тренировку можно круговыми движениями «уточек» по сторонам.
  • «Банка с вареньем». Задание полностью имитирует слизывание варенья. Необходимо напрячь язык и медленно водить им по поверхности губ . Вспомните, как вы слизываете варенье с губ. Одновременно тренируются и мышцы языка. Усложнить процесс можно, делая указанные движения по внутренней поверхности губ.
  • «Маска». Для выполнения этого метода тренировки дикции необходимо широко открыть рот и с силой втянуть губы вглубь, задействуется также и челюсть. Завершает упражнение широкая расслабляющая улыбка.
  • «Кролик». Человек должен попытаться не используя рук, поднять верхнюю губу к носу. Лицо должно быть расслаблено.

Упражнения, развивающие тонус мускулатуры языка

Роль языка в правильном формировании звуков очевидна. Постановка согласных звуков является важным фактором в формировании отчетливой речи. Именно сочетание правильного положения языка, зубов и неба помогает сформировать согласный ряд звуков. Самым важным навыком хорошей дикции является скорость переключения с одной согласной на другую, именно он обеспечивает быструю, четкую речь. В основе этих упражнений лежит проговаривание слов со стечением нескольких согласных звуков подряд. Сюда же относятся и скороговорки.

  • «Лошадка». Отличное средство для людей с неправильным произношением звуков «р» и «л». Для его выполнения придется вспомнить, как цокать языком. Правильное выполнение сопровождается характерной вибрацией между серединой языка и небом. Метод активно задействует среднюю часть языка.
  • «Художник». Короткая подязыковая уздечка провоцирует неправильное формирование звуков «л» и «р», в этом случае это упражнение наиболее эффективно. Языком делаются прямые движения по направлению от зубов вдоль верхнего неба до подвижного язычка.
  • «Лодочка». Формирует произношение «ч». С помощью боковых мышц нужно поднять язык и высунуть его. Интересно, что никаких звуков при этом произносить не нужно, задействование «ленивых» мышц языка стимулирует правильное произношение звука.
  • «Шпага». Щеки и губы прорабатываются изнутри. Напряженным языком-«шпажкой» проводят по нижней и верхней челюсти.

Для улучшения дикции необходимо включать в занятия тренировку мышц неба. Приемы обнаружения и закрепления главного речевого голоса, как и занятия для расслабления зажимов мышц помогут определиться с оптимальным положением аппарата, при котором звучание максимально четкое, красивое и убедительное.

Необходимо также уделять внимание диапазону голоса и его интенсивности. Сила голоса определяется, в основном, интенсивностью дыхания, а уже потом напряжением мышц гортани и голосовых связок. Нельзя забывать и о правильной интонации. Очень эффективно работает в этом направлении гекзаметр А.В. Пряшникова.

Общие рекомендации для эффективности упражнений по развитию дикции:

  • регулярность занятий, от частоты в 90% зависит результат работы;
  • длительность каждого упражнения должна составлять минимум 5 минут, приступить к следующему можно только после того, как данный прием не будет полностью усвоен;
  • аудио и видео запись с последующим воспроизведением поможет проанализировать и откорректировать ошибки;
  • лучше заниматься в присутствии кого-то из близких, мнение со стороны является залогом успеха;
  • хороший и более быстрый результат дает совмещение самостоятельных тренировок и занятий со специалистом.

Тренировка дикции скороговорками

Существенно улучшить дикцию помогут скороговорки – легко запоминающиеся забавные стишки, прибаутки, фразы, наборы слов. Для улучшения артикуляции существуют специально разработанные упражнения для быстрого проговаривания, направленные на исправление различных дефектов.

Как правильно построить занятия с использованием скороговорок:

  • тренировку нужно проводить минимум 3 раза в день по 10-15 минут;
  • для удобства лучше распечатать выбранные варианты (3-5 штук, не более) на листе четким шрифтом, чтобы они легче запоминались. Лучше сделать несколько экземпляров и развесить в видимых местах;
  • раз в 10 дней следует выбирать новые скороговорки, чтобы артикуляционный аппарат не привыкал;
  • начинать нужно с медленного произношения, четко проговаривая каждый слог, постепенно темп наращивается;
  • окончания в словах подчеркиваются четким проговариванием;
  • упражняться можно перед зеркалом вначале только одними губами, а потом уже добавляется звук;
  • можно произносить один и тот же текст с разными интонациями, имитируя голоса женщины, мужчины, ребенка, постараться пропеть фразу;
  • чтобы занятия не наскучили, можно совместить их с ритмичными движениями, лишь бы не сбивалось дыхание;
  • самые сложные скороговорки можно попробовать пропеть по какому-то известному простому мотиву.

Курсы по развитию речи

В настоящее время для развития дикции разработана масса курсов. Большинство из них позволяет освоить основные техники речи, вести диалог, выработать устойчивость приемам вербальной манипуляции. За счет этого автоматически поднимается самооценка, человек обретает возможность четко и ясно излагать свои мысли.

Главной задачей курсов является поиск уникального собственного стиля речи, который поможет даже скрыть некоторые дефекты и недочеты в произношении. Большое внимание уделяется ораторскому мастерству. Помимо массы теоретического материала, видео и аудиозанятий, в курс входят различные тренинги, на которых можно даже провести своеобразную имитацию выступления перед публикой.

В интернете можно даже пройти онлайн-курсы, направленные на тренировку дикции.

Дыхательная гимнастика

Ни в коем случае нельзя преуменьшать роль дыхательных упражнений для дикции. Существует целый перечень различных приемов, суть которых сводится к обучению человека произносить максимально длинные тексты без перерывов на вдохи и различные паузы в тех частях монолога, где это может вызвать нарушения смысловой либо эмоциональной нагрузки. Человеку, который по роду своей деятельности много говорит, часто выступает перед аудиторией важно развить диафрагмальное дыхание.

При правильном дыхании вдох происходит через нос, а выдох – через рот, при этом на выдохе и произносятся звуки. Мышцы живота и диафрагма на вдохе должны быть расслаблены. Живот от набранного воздуха должен округлиться, так дышат все спортсмены. При выдохе живот втягивается, диафрагма выгибается. Рабочая аксиома для правильного дыхания: расслабленный живот на вдохе, подтянутый – на выдохе.

Самое первое и простое занятие для тренировки диафрагмы – надувать воздушный шарик.

Для тренировки дыхательных навыков можно выучить несколько стихотворений и декламировать их своим друзьям либо родственникам. С каждым разом необходимо постепенно увеличивать размер произведения. В момент проговаривания очень важно следить за произношением, не расстраиваясь промахам, а внимательно изучать их и делать для себя соответствующие выводы.

Еще в комплекс занятий с элементами дыхательной гимнастики можно включить тренировки на длинные гласные. Суть их заключается в том, что нужно как можно дольше тянуть гласные звуки при выдохе ртом, с каждым разом все увеличивая продолжительность выдоха. При частых занятиях можно выйти на время в 20-30 секунд. Усложнить прием можно повышением либо понижением тембра голоса.

Хороший результат дает методика «Счет». При вдохе необходимо считать в прямом порядке от одного и дальше. С освоением этого упражнения можно увеличивать счет до 10-15. В таком же ритме выполняется обратный счет. Можно произносить разные пословицы, поговорки на одном вдохе.

Выполнение нехитрых рекомендаций поможет улучшить дикцию любому желающему, достаточно только очень этого хотеть, не бояться потратить время и изучить проблему. Результат с лихвой окупит все «затраты» и поможет не только поднять самооценку, но откроет также ранее закрытые двери в профессиональной сфере.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector