Профилактика нарушений психического здоровья
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Профилактика нарушений психического здоровья

Профилактика психического стресса

Профилактика нарушений психического и репродуктивного здоровья

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая «Я-концепция» (восприятие или оценка самого себя) — позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

Стресс — что защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители.

Дистресс — форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора.

у современного человека, находящегося постоянно под воздействием стрессовых ситуаций, развиваются болезни нервной системы, которые объединены в группу невротических расстройств.

Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

· все они относятся к функциональным видам расстройств, т. е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;

· имеют невротический уровень проявления, т. е. больной независимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реальной действительностью;

· расстройство имеет четкую временную связь с провоцирующим его фактором.

Профилактика психического стресса

· Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она заключается в так называемой превентивной концептуализации, смысл которой состоит в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение навыков управления состоянием психики.

· Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть непосредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

· Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утилизации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы).

· Фармакологическая коррекция, которая включает использование лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера.

Кроме того, люди, пережившие острый стресс (психотравму) или находящиеся в состоянии хронического стресса, подлежат общему оздоровлению.

Адаптогены — вещества растительного и животного происхождения, обладающие антистрессорным действием, повышающие устойчивость организма к стрессу, высвобождающие его запасные функциональные резервы, отдаляющие фазу наступления утомления и укорачивающие восстановительный период. К числу адаптогенов растительного происхождения относятся женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия маньчжурская и др. Принимают адаптогены короткими (14-21 день) курсами, так как механизм их действия основан на использовании резервных возможностей организма, а они не безграничны.

Необходимо помнить и применять такие доступные, не оказывающие отрицательного воздействия на здоровье организма методы снятия стрессовых реакций, как:

· глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности (недаром некоторые люди, после сильнейшей стрессовой ситуации непроизвольно впадают в летаргический сон);

· повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охотой (во время мышечной активности сжигаются излишки адреналина — химической причины стресса);

· различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов — социального работника или психолога (медитация, аутогенная тренировка, групповой тренинг);

· занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюдение за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);

· нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения — смехотерапия);

Как известно, на что человек направляет свое внимание, на то и расходуется его энергия. Стремясь удовлетворить свои потребности, часто многие сразу, человек рассредоточивает свои силы. На удовлетворение всех потребностей своего ресурса, естественно, не хватает, но человек этого не понимает или игнорирует. Такое поведение редко даёт желаемый результат, и неизбежно отрицательно сказывается на физическом и психологическом состоянии. Снижается работоспособность, возникают проблемы со здоровьем, осложняется общение, накапливается неудовлетворённость качеством своей жизни. Если инстинкт самосохранения блокирует неправильное поведение человека, то ограничивается его активность (внезапно нарастает чувство лени, понижается сопротивляемость организма различным инфекциям и т.п.). Так создаются условия для выздоровления и восполнения ресурса.

Человек же, располагающий скромным запасом сил, сконцентрировавший их на приоритетном направлении, в состоянии удовлетворить актуальную потребность. Удовлетворив её, он может направить свое внимание на удовлетворение следующей по актуальности потребности. Очень хорошо, если такие потребности связаны с образованием, развитием личности. Можно разбить путь их достижения на этапы, и решать задачи последовательно. Правильно распоряжаясь своими возможностями, человек может достичь многого.

В мире, в котором мы живём, в людях, с которыми мы общаемся, есть много как положительного, так и отрицательного. Излишняя фиксация внимания на негативных аспектах в окружающем мире приводит к тому, что человек «отравляет» своё сознание, ограничивает возможности наполнять себя положительными эмоциями, здоровыми и продуктивными идеями; лишается радости общения с людьми. Как гласит восточная мудрость: «Если смотришь в грязь — видишь грязь и ничего, кроме грязи. Если смотришь в небо, то иногда сможешь увидеть звёзды». Умение видеть в другом человеке достоинства, даже если они глубоко спрятаны и редко проявляют себя из-за невостребованности, даёт возможность выстраивать новые, более конструктивные отношения.

Патология формируется, когда у человека разрушаются межличностные связи, нет любви, нет социального пространства. Психическая зрелость и душевное здоровье характеризуются тем, что человек активно пользуется помощью других людей и охотно сам помогает. Все люди прямо или косвенно зависимы друг от друга и поэтому соблюдение принципа экологичности в общении является надёжной гарантией сохранения доброжелательных, уважительных, взаимно полезных отношений.

Репродуктивная система является относительно автономной и нет прямой корреляции между состоянием общего и репродуктивного здоровья. Высокий уровень общего здоровья может быть при низкой плодовитости и наоборот. Наряду с этим существует общий биологический механизм, связывающий эти два аспекта и направляющий функционирование организма в целесообразное в данных условиях русло. Это – стресс. При угрозе выживанию репродуктивная функция отключается и зачатие не происходит, так как интересы популяции в иерархии стратегий жизнедеятельности стоят на втором месте после индивидуального выживания. По этой же причине стресс может прерывать беременность, нарушая нейроэндокринную настройку на нее в организме (так называемую доминанту беременности).

Чем выше адаптационный потенциал, выше уровень физического и психического здоровья человека, тем больше вероятность сохранения репродуктивного здоровья в условиях перегрузок. Другой аспект этого же выбора между индивидуальным выживанием и репродукциями — это гестоз беременности, приводящий к невынашиванию плода, как проявление недостаточной адаптации к беременности вследствие низкого уровня соматического здоровья.

Профилактика нарушений, снижающих репродуктивное здоровье, в значительной степени связана с благополучием в половой жизни, одной из составляющих которого является совместимость партнеров. Совместимость может рассматриваться на нескольких уровнях.

Профилактика психических расстройств

Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Читать еще:  Препараты от болезни альцгеймера

Для психики человека, особенно развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой и социальной средой. Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение — физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей нормального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий уровень умственной работоспособности — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Обычно это сопровождается снижением внимания, трудностями концентрации, вялостью, апатией, потерей интереса к работе или учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями, головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела), подавленным состоянием, беспричинными страхами, то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой личности, ее уникальности.

По оценкам ВОЗ, на планете сегодня живет более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. Психические расстройства являются одной из самых значительных проблем здравоохранения по распространенности, заболеваемости и инвалидности. Установлено, что психические расстройства затрагивают более трети населения ежегодно, при этом наиболее распространенными являются депрессия и тревожные расстройства. Проблемы психического здоровья являются основной причиной инвалидности и досрочного выхода на пенсию во многих странах и тяжелым бременем ложатся на экономику, и наша страна — не исключение.

В Несвижской ЦРБ под наблюдением психотерапевта на сегодняшний день находится 790 пациентов, в течение года за помощью обратилось 1860 человек. Одним из самых распространенных расстройств является депрессия. Актуальность проблемы депрессий обусловлена не только большой их распространенностью, но и тяжестью последствий. Биологические механизмы депрессии вызывают различные соматические нарушения. Согласно данным ВОЗ, примерно 5% населения земного шара страдает депрессиями, при этом риск заболеть депрессией в течение жизни постоянно повышается и достигает 20%.

Около 15% больных депрессией совершают суицид. Среди всех случаев самоубийств в 60% их причиной являются депрессии. Особенно велика опасность суицида при сочетании депрессии с хроническим соматическим или неврологическим заболеванием.

По статистике, депрессии чаще наблюдаются у женщин, чем у мужчин. Депрессия влечет за собой ряд неблагоприятных последствий медицинского и социального порядка. Депрессия серьезно влияет на качество жизни и адаптационные возможности человека, может привести к снижению профессионального статуса с вынужденной сменой работы, распаду семьи и другим негативным последствиям.

Профилактика психических расстройств.

Здоровый сон. Взрослый человек должен спать 8 часов в сутки, дети и подростки — 9 часов.

Рациональное питание. Регулярное, сбалансированное питание — залог физического и психологического здоровья. В рацион должны входить продукты, являющиеся источниками триптофана. Нехватка его в рационе ведет к депрессии, беспокойству, раздражительности, нетерпеливости, импульсивности, перееданию, увеличению веса, избыточному потреблению углеводов, ухудшению памяти, бессоннице. Наиболее богатыми источниками триптофана являются: фасоль и горох, различные крупы, грибы, кисломолочные продукты, сыр. А так же мясо, рыба, морковь, свекла, капуста белокочанная, орехи.

Гиподинамия влечет за собой снижение общего тонуса и работоспособности. Занятия спортом, пешие прогулки, умеренная физическая активность помогают эмоциональной разрядке организма.

Положительные эмоции — самый важный фактор в профилактике депрессии. Необходимо находить время для себя, для своих увлечений, любимых книг и встреч с друзьями.

Психическое здоровье – состояние, которое позволяет реализовать свои способности, может противостоять разного рода стрессогенным факторам, жить продуктивно, быть полезным обществу.

Психическое здоровье позволяет мыслить, чувствовать, выражать эмоции, общаться, получать удовольствие от жизни. Это основа благополучия человека и общества.

gabiya.ru

Шпаргалка по Сестринскому делу от «GABIYA»

Укрепление здоровья и профилактика нарушений психического здоровья.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Стресс — защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители.

Дистресс — форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора.

Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

  • все они относятся к функциональным видам расстройств, т. е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;
  • имеют невротический уровень проявления, т. е. больной независимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реальной действительностью;
  • расстройство имеет четкую временную связь с провоцирующим его фактором.

Профилактика психического стресса

• Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение навыков управления состоянием психики.

• Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть непосредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

• Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утилизации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы).

• Фармакологическая коррекция, которая включает использование лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера.

Необходимо применять методы снятия стрессовых реакций, как:

  • глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности ;
  • повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охотой (во время мышечной активности сжигаются излишки адреналина — химической причины стресса);
  • различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов — социального работника или психолога (медитация, аутогенная тренировка, групповой тренинг);
  • занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюдение за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);
  • нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения — смехотерапия);
  • секс и др.

Для укрепления психического здоровья существуют эффективные мероприятия

  • Мероприятия в раннем детстве (например, посещения на дому беременных женщин, дошкольные психо-социальные мероприятия, сочетание мероприятий по питанию и психо-социальных мероприятий среди популяций, находящихся в неблагоприятных условиях);
  • Поддержку детей (например, программы по выработке навыков, программы по развитию детей и молодежи);
  • Предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию, схемы микрокредитов);
  • Социальную поддержку популяций пожилых людей (например, инициативы дружеской поддержки, дневные центры и центры помощи пожилым людям в общинах);
  • Программы, нацеленные на уязвимые группы, включая меньшинства, коренные народности, мигрантов и людей, пострадавших во время конфликтов и стихийных бедствий (например, психо-социальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • Деятельность по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические перемены в школах, школы с благоприятными условиями для детей);
  • Мероприятия по охране психического здоровья на работе (например, программы по профилактике стресса);
  • Политика по решению жилищных проблем (например, улучшение жилищных условий);
  • Программы по предупреждению насилия (например, инициативы по полицейской охране общественного порядка в общинах)
  • Программы по развитию общин (например, инициативы «Общины, проявляющие заботу», комплексное сельское развитие)
Читать еще:  Как влияет стресс на зачатие

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нервно-психические расстройства и их профилактика

Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления.

Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной.

Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время (остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяю­щую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требова­ниям.

Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая «Я-концепция» (восприятие или оценка самого себя) — позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

Психическое здоровье неразрывно связано в понимании большинства людей с теорией стресса и общего адаптационного синдрома Г. Селье.

Стресс (от англ. stress — напряжение, усиление, ударение) — что защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители. Термин, как и теория, был предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г.

Некоторые ученые выделяют стресс, вызванный положи­тельными эмоциями — эустресс и отрицательными — дистресс.

Дистресс (от английского distress — страдание) — форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реак­ция организма на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патологического фактора. Возни­кающие при нем нарушения Г. Селье рассматривал, как болезни адаптации. Наиболее тяжелая форма дистресса — шок.

Механизм ответной реакции организма, или стресс, вызы­вается выбросом в кровь гормона надпочечников — адреналина.

Адреналин вызывает в организме человека защитные реакции, выработанные за миллионы лет у наших предков и помогавшие им противостоять стрессогенным факторам, например, спасаться от саблезубого тигра:

  • учащение работы сердца и повышение АД, что дает возмож­ность крови скорее доставлять кислород к мышцам, мышцам — быстрее сокращаться (сердце «выпрыгивает» из груди), а человеку — убегать;
  • расслабление гладкой мускулатуры внутренних органов и сжатие сфинктеров прямой кишки и мочеиспускательного канала, что приводит к таким последствиям, как «в штаны наложил», «штаны намочил», «медвежья болезнь», но оправ­дывает положение о том, что убегать налегке легче, чем с грузом;
  • расширение зрачков «у страха глаза велики» и др.

Однако если адреналин выбрасывается из надпочечников в кровь часто, кровеносные сосуды привыкают все время нахо­дится в сжатом состоянии, они со временем совсем перестают расслабляться, а это не что иное, как гипертоническая болезнь.

Может быть и такое, что нетренированные (при малоподвижном образе жизни) стенки кровеносных сосудов не выдерживают дав­ления на них крови, при его повышении под действием адрена­лина, лопаются, и если это происходит в головном мозге, то на­зывается кровоизлиянием (красный инсульт), если в толще сер­дечной мышцы, то — инфарктом миокарда и т.д. Вот почему хронический стресс и неумение с ним бороться страшны для совре­менного человека.

Кроме того, у современного человека, находящегося постоянно под воздействием стрессовых ситуаций, развиваются бо­лезни нервной системы, которые объединены в группу невроти­ческих расстройств.

Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

  • все они относятся к функциональным видам расстройств, т.е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;
  • имеют невротический уровень проявления, т.е. больной неза­висимо от тяжести состояния не утрачивает контакта с реаль­ной действительностью;
  • расстройство имеет четкую временную связь с провоцирую­щим его фактором.

Профилактика психического стресса и коррекция его по­следствий включают следующие группы методов:

  • Повышение устойчивости к психическому стрессу. Она за­ключается в так называемой превентивной концептуализа­ции, смысл которой состоит в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, а также приобретение на­выков управления состоянием психики.
  • Отреагирование отрицательных эмоций. Оно может быть не­посредственным, либо в позже смоделированной ситуации. В зависимости от типа психосоматической конституции формы реагирования могут быть разными: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков, людей атлетической конституции), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвини­ков), слезы (у людей меланхолического склада).
  • Психокоррекция. При острых кратковременных стрессах они может включать: комплекс движений для внутренней утили­зации адреналина); релаксацию всевозможными способами; самовнушение; использование внешних расслабляющих воз­действий (музыка, запахи, природные факторы).
  • Фармакологическая коррекция, которая включает использо­вание лекарственных препаратов или трав (адаптогенов), преимущественно успокаивающего характера.

Кроме того, люди, пережившие острый стресс (психо­травму) или находящиеся в состоянии хронического стресса, под­лежат общему оздоровлению.

Адаптогены — вещества растительного и животного про­исхождения, обладающие антистрессорным действием, повы­шающие устойчивость организма к стрессу, высвобождающие его запасные функциональные резервы, отдаляющие фазу насту­пления утомления и укорачивающие восстановительный период.

К числу адаптогенов растительного происхождения относятся женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия маньчжурская и др. Принимают адаптогены короткими (14-21 день) курсами, так как механизм их действия основан на использовании резервных воз­можностей организма, а они не безграничны.

Необходимо помнить и применять такие доступные, не оказывающие отрицательного воздействия на здоровье организма методы снятия стрессовых реакций, как:

  • глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности (недаром некоторые люди, после сильнейшей стрессовой си­туации непроизвольно впадают в летаргический сон);
  • повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охо­той (во время мышечной активности сжигаются излишки ад­реналина — химической причины стресса);
  • различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов — социального работника или пси­холога (групповые, аутотренинга);
  • занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюде­ние за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);
  • нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения — смехотерапия);
  • секс и др.

Кроме невротических расстройств, существуют психические заболевания. Их количество, к сожалению, имеет тенденцию к росту, хотя в общей массе всех болезней их доля и так достаточноно велика. Например, в нашей республике психические расстройства стоят на 3-м месте по причине инвалидности (рис. 1). Вдумайтесь в тот факт, что каждая 9-я — 10-я больничная койка в России — психиатрическая.


Рис.1. Социально значимая патология в структуре первичной инвалидности по ее причинам

Психиатрия (от греч. psyhe + iatreia — душа, дух, сознание + врачевание, лечение) — отрасль клинической медицины, изу­чающая причины, механизмы развития, проявления и распространенность психических болезней и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы экс­пертизы и реабилитации психически больных.

Самыми распространенными психическими заболевания­ми являются: умственная отсталость, шизофрения, психозы и эпилепсия. В психиатрии умственная отсталость называется олигофренией.

Олигофрения — психическое, главным образом умствен­ное недоразвитие. Олигофрения бывает трех степеней по выра­женности интеллектуального дефекта:

Дебильность (8,5%) — легкая степень олигофрении, ха­рактеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью воз­можностей обучения, сниженной социальной адаптацией;

Имбецильность (72,6%) — характеризуется замедленным и непоследовательным мышлением, косноязычием, возможно­стью усвоения лишь элементарных навыков;

Идиотия (18,9%) — наиболее тяжелая форма олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических ре­акций и речи, невозможностью усвоения простейших навыков.

Шизофрения — психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями лич­ности (снижение активности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психических процессов, нарушение мышления) и различными продуктивными симптомами. Шизофрения считает­ся одним из самых тяжелых психических заболеваний.

Читать еще:  Истеричная женщина 7 букв

Психоз — болезненное расстройство психики, проявляю­щееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинации, бред, психомоторные, аффективные расстройства и др.). Одним из разновидностей этой патологии является маниакально-депрессивный психоз.

Эпилепсия — хроническая болезнь, обусловленная пора­жением головного мозга, проявляющаяся повторными судорож­ными или другими припадками и сопровождающаяся разнооб­разными изменениями личности.

Шизофрения, психозы и эпилепсия приводят к слабо­умию. Слабоумие — стойкое оскудение и упрощение психиче­ской деятельности, характеризующееся ослаблением познава­тельных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведе­ния. Слабоумие занимает первое ранговое место среди всех видов психической патологии.

Как следует из определений приведенных заболеваний, при них в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмоции и др.), претерпевает из­менения сама структура личности.

Дисгармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сфе­рах жизнедеятельности — самообслуживании, общении, обуче­нии, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

Причины многих психических заболеваний не до конца понятны, однако такая болезнь, как олигофрения чаще всего раз­вивается у детей алкоголиков. Алкоголь — яд, он не только нано­сит вред самому пьющему человеку, но и калечит потомство.

В психиатрии существует такое понятие, как стигма. На­селение негативно относится к потребителям психиатрических услуг, большая его часть боится обращаться за квалифицирован­ной психиатрической помощью, дабы не стать изгоями в глазах окружающих, не получить «стигму».

Стигма — это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохоже­сти на большинство представителей общества. Дословно термин «стигма» означает «метка», «клеймо», которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступников.

Стигматизация в определенной мере предопределена био­логически — животные изгоняют из стаи особей, которые чем-либо отличаются от всех. Стигма — устойчивое, труднопреодоли­мое убеждение.

В современном обществе большую роль в поддержании стигмы психических расстройств играют средства массовой ин­формации. Представляя общественности узкосфокусированные истории, основанные на избирательном восприятии ситуации, они усиливают негативное отношение и формируют стереотипы.

В конце 80-х гг. прошлого века в России СМИ была раз­вернута широкая антипсихиатрическая кампания, которая имела для психиатрии разнополюсные последствия. Население в связи с выведенным отрицательным образом психиатрии и психиатров более чем на 30% снизило обращения за психиатрической помо­щью.

В настоящее время художественные телефильмы пестрят образами психически больных людей. Причем персонажи высту­пают в виде маньяков-убийц или, что бывает реже, великих му­чеников в руках садистов-врачей. Такие «произведения искусст­ва» могут только усугубить и без того значительную стигматиза­цию психически больных, усилить их дискриминацию.

Современный человек должен понимать, что нервно-психические перегрузки, стрессы могут любого привести на при­ем к психотерапевту или психологу. И это нормально. Не убегаем же мы от хирургов, например, с приступом аппендицита.

Однако необходимо четко представлять себе то, что лечением психиче­ских заболеваний, назначением любых психотропных (влияющих на психику) препаратов, имеют право заниматься только врачи; психиатры и психотерапевты. Помощь психолога предполагает: только вербальные методы воздействия. Вербальный (от лат. verbalis — словесный) — относящийся к речи.

Профилактика нарушений психического здоровья

Психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека — потребностью самореализации как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время остаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Как предупредить психические заболевания?

Профилактические меры необходимо применять по отношению ко всем известным заболеваниям. Психические расстройства – не исключение. Душевное здоровье, так же, как и физическое, является основной составляющей общего самочувствия человека, поэтому так важно поддерживать его стабильность.

Степень социальной реализованности напрямую влияет на состояние психики. Способность адаптироваться в трудных условиях и адекватно реагировать на стрессовые ситуации свидетельствует о крепком психическом здоровье человека.

Методы профилактики психических заболеваний

Существуют первичные и вторичные меры профилактики недугов психики. Первичные включают в себя ряд действий, направленных на недопущение развития психических болезней. Вторичные – на предотвращение рецидива уже существующих заболеваний, их назначает специалист индивидуально, после пройденного пациентом курса лечения.

Основные первичные меры профилактики:

  1. Полноценный отдых и здоровый сон не менее 8 часов в сутки. Глубокий сон способствует восстановлению нервной системы и является отличным профилактическим средством против развития психических заболеваний.
  2. Умеренные физические нагрузки. Необходимо регулярно заниматься спортом или выполнять другую работу, связанную с движением. Излишки адреналина накапливаются в организме и могут способствовать развитию психических расстройств. Физические нагрузки сжигают лишний адреналин и тем самым оказывают достаточно сильное профилактическое действие.
  3. Занятие любимым делом. Если основная деятельность человека не связана с любимым делом, важно уделять достаточно времени для хобби. Это поможет снять накопившееся напряжение.
  4. Отношения в семье. Этот пункт очень важен для крепкого здоровья психики. К отношениям в семье следует относиться серьезно, поскольку регулярные ссоры и скандалы с близкими людьми нередко являются причиной душевных расстройств.
  5. Интимная сторона жизни. Известно, что долгое воздержание может привести к различным психическим расстройствам, например, к депрессии. Поэтому важно уделять данному вопросу достаточно внимания. Но не стоит переусердствовать, поскольку избыточная сексуальная активность приводит к эмоциональному истощению.
  6. В качестве дополнения к перечисленным методам рекомендуется посещать различные психологические тренинги. При отсутствии такой возможности, тренинги можно проводить самостоятельно. Периодически следует устраивать нервно-эмоциональную разрядку, для этого отлично подойдет встреча с друзьями либо прогулка на свежем воздухе. Также для этой цели подходит активный отдых.
  7. Для укрепления психического здоровья существуют эффективные мероприятия
  • Мероприятия в раннем детстве (например, посещения на дому беременных женщин, дошкольные психосоциальные мероприятия, сочетание мероприятий по питанию и психосоциальных мероприятий среди популяций, находящихся в неблагоприятных условиях);
  • Поддержку детей (например, программы по выработке навыков, программы по развитию детей и молодежи);
  • Предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию, схемы микрокредитов);
  • Социальную поддержку популяций пожилых людей (например, инициативы дружеской поддержки, дневные центры и центры помощи пожилым людям в общинах);
  • Программы, нацеленные на уязвимые группы, включая меньшинства, коренные народности, мигрантов и людей, пострадавших во время конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • Деятельность по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические перемены в школах, школы с благоприятными условиями для детей);
  • Мероприятия по охране психического здоровья на работе (например, программы по профилактике стресса);
  • Политика по решению жилищных проблем (например, улучшение жилищных условий);
  • Программы по предупреждению насилия (например, инициативы по полицейской охране общественного порядка в общинах)
  • Программы по развитию общин (например, инициативы «Общины, проявляющие заботу», комплексное сельское развитие)

Следуя вышеперечисленным советам, вы не только обезопасите себя от развития психических расстройств, но также улучшите физическое здоровье. Эти методы наиболее эффективны, если применять их в комплексе. Но если вы стали замечать нарушения психики у себя или у своих близких, рекомендуется немедленно обратиться к специалисту. Не следует заниматься самолечением, поскольку это может серьезно навредить больному.

Л.В. Власова — заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ СПБ №3.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector