Психический инфантилизм у взрослых симптомы
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Психический инфантилизм у взрослых симптомы

Психический инфантилизм у взрослых симптомы

Термин «инфантилизм» был введен E . Lasegue в 1864 г. Он обозначает относительно равномерную задержку темпа психического и физического развития человека.

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

Во взрослой психиатрии симптомы психического инфантилизма рассматриваются в рамках изменений личности при различных психических заболеваниях (E. Kraepelin).

По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» был введен в начале XIX в. немецким психиатром G. Anton, но он рассматривал его как «парциальный инфантилизм» (в отличие от «тотального инфантилизма» при олигофрении). В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах М. О. Гуревича, Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской и др.

В раннем детском возрасте в связи с присущей ему физиологической гипертимией и большой зависимостью эмоциональных характеристик от условий социальной среды воспитания и индивидуальных особенностей установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, затруднено. Однако педиатры и неонатологи [Долецкий С. Я., 1976; Гаврюшов В. В., 1982] отмечали инфантильные особенности эмоционально-волевой сферы и личности детей, формирующиеся в условиях длительной и частичной госпитализации, при повторных хирургических операциях и др. Исходя из анализа психологических и психопатологических проявлений, М. О. Гуревич (1932) и В. В. Ковалев (1985) считали, что наряду с эмоционально-волевой незрелостью для психического инфантилизма в детстве характерны «моторный инфантилизм» и большая или меньшая пограничная интеллектуальная недостаточность. Динамика и исходы психического инфантилизма изучены недостаточно и требуют специальных исследований.

Распространенность психического инфантилизма, по данным психиатрической эпидемиологии детского возраста, довольно значительна —1,6 %.

Причинами психического инфантилизма чаще всего являются относительно легкие поражения головного мозга — инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов. Предполагается также избирательность поражения функциональных систем головного мозга, определяющаяся асинхронностью их интенсивного формирования и тропностью действия того или иного фактора в соответствующий, наиболее чувствительный период. Не меньшая роль в генезе инфантилизма отводится и конституционально-генетической предрасположенности, а также психогенным факторам в виде особенностей воспитания — гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т. п. [Лебединская К. С., 1982; Ковалев В. В., 1985].

Различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный.

Наиболее существенными признаками психического инфантилизма является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Предпосылки психического инфантилизма в первые годы жизни: слабый уровень мотиваций, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязанность к матери, отсутствие стремления к самостоятельности. О снижении темпа созревания эмоциогенных структур мозга свидетельствуют длительно сохраняющаяся диффузная, склонная к генерализации общая двигательная, мимическая и вокальная реакции на раздражители, замедление дифференциации эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной расторможенности и т. д.

Простой гармонический инфантилизм — равномерная задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1—3 года. Это отражается как на поведении ребенка, так и на его возможностях социальной адаптации. Клиническая картина простого инфантилизма характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста и отличаются грацильностью. Им свойственны живая, но поверхностная любознательность, общие нестойкие интересы к окружающему. При полноценном интеллекте отмечается неразвитость интеллектуальных интересов, своего рода диспропорциональность: неутомимость в игровых действиях и быстрая отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интеллектуального, волевого усилий и терпения. В связи с этим при поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. Постепенно приобретаются индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, дополняемые воображением и фантазией. Проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к 10 годам. В тех случаях, когда инфантилизм сочетается с пограничной интеллектуальной недостаточностью, наступает ее компенсация. Тем не менее, видимо, прав В. В. Ковалев (1985), который считает, что полной нормализации личностных свойств не наступает и простой инфантилизм, отмечаемый в детском и пубертатном возрасте, сменяется личностной дисгармонией и завершается акцентуацией характера или психопатией преимущественно неустойчивого или истероидного типа. Простой инфантилизм в клинической практике встречается редко и чаще на уровне субклинического состояния.

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением и патологическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.

Наиболее распространенным вариантом органического, или психического, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизотия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т. п. Клиническая картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна и определяется выраженностью других психопатологических симптомов органического поражения головного мозга. Эмоционально-волевая незрелость, как и при простом инфантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуальной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость мыслительных процессов. Кроме того, отмечаются снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность характеризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих действий, отражающая низкий уровень притязаний. Наряду с этим наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. Пограничная интеллектуальная недостаточность у этих детей выражена в большей степени, чем при других формах инфантилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной деятельности — внимание, память, психическая работоспособность. Но эти расстройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отсталости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоционально-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллектуальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагированию).

К осложненным вариантам органического инфантилизма относятся его церебрастенический, невропатический и диспропорциональный варианты, а также инфантилизм при эндокринопатиях. При церебрастеническом варианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности. Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием астеноневротических явлений в виде повышенной тормозимости, пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адаптации в детских коллективах с симптомами выраженной соматовегетативной дизрегуляции. При эндокринных вариантах клиническая картина определяется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональной дисфункции. Так, при гипогенитализме характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрствованием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склонностью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстройствами внимания и логической памяти.

Исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, К. С. Лебединская выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического инфантилизма.

Недостаточно изученным остается особый вариант инфантилизма — психогенный инфантилизм [Кириченко Е. И., 1979; Лебединская К. С., 1982]. Этот вариант рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания. Формирующиеся в случаях депривации аффективная незрелость и повышенная лабильность, отсутствие внутренних запретов определяются неправильным воспитанием или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность. При воспитании по принципу гиперпротекции наряду с инфантильностью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности. Но всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированными позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, потребность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения таких детей.

Дифференциальный диагноз всех форм инфантилизма проводится прежде всего с умственной отсталостью и расстройствами поведения различного генеза. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Для отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность, нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Читать еще:  Основные понятия бихевиоризма

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

Общие сведения

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Причины психического инфантилизма

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Патогенез

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Классификация

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

  • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
  • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
  • Консультирование родителей.Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Психический инфантилизм: как не остаться «большим ребенком»

Психический инфантилизм – состояние, при котором взрослый ведет себя, как ребенок. Он не умеет контролировать свои эмоции, продумывать действия на несколько шагов вперед, анализировать и оценивать ситуацию. Это заболевание может развиваться и у детей. В обоих случаях оно имеет серьезные последствия, сильно портит качество жизни. Как его распознать? Можно ли избавиться от инфантилизма и «повзрослеть»?

Общая информация

Психический инфантилизм – это патология, характеризующаяся задержкой эмоционального и личностного развития. Слово «инфантилизм» пришло из латыни. Означает «младенческий, детский». По сути, это несоответствие действий, эмоций и чувств возрастным требованиям. В обычной жизни инфантильный человек наивен, зависим от окружающих, часто не справляется даже с общими бытовыми проблемами.

Читать еще:  Шизофрения не болезнь

Интересно, что синдром психического инфантилизма в Международной классификации болезней (МКБ-10) считается отдельным заболеванием. Его название – инфантильное расстройство личности.

В некоторых случаях психический инфантилизм – признак неврозов, психопатий. Иногда это реакция на стрессовые ситуации.
Из всех пациентов 1,6% составляют дети. Причем мальчиков и девочек равное количество.

Причины развития психического инфантилизма

Главными причинами развития этого психического заболевания являются нарушения в работе нервной системы, гормональные сбои, неправильное воспитание. Сюда же относится генетическая предрасположенность. Рассмотрим подробнее.

Одним из факторов, провоцирующих развитие психического инфантилизма, считают поражения головного мозга. Они являются следствием инфекций, интоксикации, различных травм, асфиксии, кислородного голодания (гипоксии). Это заболевание – частый спутник при ДЦП (церебральный паралич).

Следующий фактор – расстройства психики. К ним относятся: умственная отсталость, аутизм, шизофрения, задержка развития. У детей и взрослых с такими диагнозами риск развития инфантилизма значительно выше, чем у здоровых людей.

А что можно сказать о наследственности? Многие особенности, в том числе и инфантильность, ребенок получает от родителей. Во многом именно генетика определяет уровень инертности нервной системы, скорость метаболических процессов и т.д.

И, наконец, воспитание. Если с ранних лет ребенок сталкивается с запретами, гиперопекой или деспотизмом со стороны родителей, он вырастет психически незрелым, инфантильным взрослым.

Система классификации

Психический инфантилизм бывает врожденным и приобретенным. Также выделяют 3 его подвида:

  1. Органический (осложненный). Это следствие поражений центральной нервной системы. Патологии возникают при черепно-мозговых травмах, асфиксии, инфекциях и интоксикации. Вместе с инфантилизмом развивается психоорганический синдром. Для него характерно ухудшение памяти, снижение интеллекта, обеднение речи, неспособность запоминать новые и систематизировать старые знания.
  2. Соматогенно обусловленный. Результат нарушений в работе эндокринной системы, хронических заболеваний, приводящих к общему истощению, заболеваний внутренних органов.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается при излишней опеке со стороны родителей, их деспотизма, слишком мягкого воспитания. По-другому называется психологическим инфантилизмом.

Еще одним параметром для классификации психического инфантилизма является клиническая картина. Патология бывает тотальной и частичной. В первом случае ребенок сильно отстает во всех видах развития (неосложненный инфантилизм). Ни его внешность, ни поведение, ни эмоциональное состояние не соответствуют возрасту. Дети неутомимы в играх, но при этом не проявляют никаких интеллектуальных интересов.

При частичном инфантилизме с физическим развитием все в порядке. Психика же так и остается незрелой. Для ребенка характерны неуравновешенность, раздражительность, зависимость от взрослых.

Симптоматика

Главными признаками психического инфантилизма являются:

  • неустойчивое внимание;
  • склонность к необоснованным суждениям;
  • неспособность проводить анализ информации;
  • отсутствие способности планировать свои действия;
  • беззаботность;
  • легкомыслие;
  • склонность фантазировать.

Дети с диагнозом «психический инфантилизм» не понимают запретов, не умеют общаться со взрослыми людьми, не понимают необходимости держать дистанцию.
Есть и другие признаки заболевания.

Капризность

Представляет собой изменчивость, непостоянство. У взрослого или ребенка желания меняются молниеносно. Речь не идет о смене требований и предпочтений по мере взросления. Здесь говорится о неадекватности, спонтанности.

Часто капризность считают своенравностью, упрямством. Одно из ее проявлений – психическая незрелость. В качестве наглядного примера представьте человека, который вчера был готов отдать все, что у него есть, за исполнение желания. Сегодня же ему на него наплевать. Есть ли среди ваших знакомых такие люди?

Незрелая эмоционально-волевая сфера

Инфантильные люди не умеют контролировать свои эмоции. Если человек здоров, он при любых обстоятельствах держит себя в руках. В противоположность ему инфантильная личность крайне нестабильна в проявлении эмоций. Сильные переживания по пустякам, раздражительность из-за мелочей быстро сменяются полным спокойствием и умиротворением.

Неспособность принимать самостоятельные решения

Инфантильный человек лишен самостоятельности. Он не умеет рассуждать, не готов брать ответственность за принятые решения.

Возможные осложнения

Главным осложнением считается невозможность адаптироваться в социальной среде, взаимодействовать с обществом. Есть и другие опасные состояния:

  • депрессия;
  • тревожность;
  • психопатия;
  • вторичная интеллектуальная задержка.

Пациент не умеет контролировать себя, не способен адекватно оценить ситуацию. Он постоянно ищет пример для подражания. Если психический инфантилизм развился у ребенка, у него будут проблемы с успеваемостью.

Диагностика

Психический инфантилизм диагностируют в школьном возрасте. Поводом для визита к врачу является неспособность школьника справляться с возросшими нагрузками, а также адаптироваться к новым условиям.
Специалист назначает ряд диагностических мероприятий:

  1. В первую очередь это опрос пациента. Проводится психиатром. Врач уточняет симптомы, определяет степень их выраженности. Проверяет, насколько ребенок адаптирован в своей среде. Также он обращает внимание на адекватность поведения, способность вести разговор, концентрировать внимание и соблюдать дистанцию.
  2. Следующий этап – проведение специальных тестов. Маленькому пациенту предлагают нарисовать картинку. На ней может быть изображен дом, человек, животные, дерево и т.д. Инфантилизм проявляется в придании животным человеческих свойств и характеристик, упрощением деталей.
  3. Далее ребенку или взрослому нужно пройти еще один вид тестов. Рисованный апперцептивный (РАТ), детский апперцептивный (САТ). Здесь следует внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней происходит.
  4. В конце врач предлагает воспользоваться опросниками (патохарактерологический диагностический, акцентуаций характера Леонгарда Шмишека). Они показывают наличие эмоциональной нестабильности. Подходят для диагностики психического инфантилизма у детей старше 10 лет и взрослых.

Стоит отметить, что диагностика помогает исключить наличие таких отклонений как олигофрения, аутизм, поведенческие расстройства. В отличие, например, от аутизма при инфантилизме человек нуждается в общении с социумом. Но найти общий язык с окружающими он не может.

Особенности лечения, прогноз

Терапия напрямую зависит от формы психического инфантилизма, степени выраженности симптомов, общего состояния здоровья. Соматогенный и органический тип патологии предполагают устранение главного заболевания. При психогенно обусловленном требуется работа с психотерапевтом.

Комплексное лечение проводится в 2 этапа:

  1. Прием медикаментозных препаратов. Речь идет о нейролептиках, транквилизаторах, антидепрессантах. Они помогают избавиться от эмоциональных и поведенческих нарушений. Для решения проблем с обучаемостью используют ноотропы. Длительность курса лечения и дозировку определяет врач. Самолечение крайне опасно. Оно может ухудшить состояние.
  2. Психотерапия. Психотерапевт работает с эмоциями пациента, учит его адаптации в социуме, общению с окружающими людьми.

Также врач проводит консультации с родителями инфантильного ребенка. Во время беседы он объясняет особенности развития и воспитания. Помогает исключить гиперопеку и сильный контроль.

В целом у психического инфантилизма благоприятный прогноз. Правильно назначенное лечение устранит и симптомы заболевания, и причину его развития. Если дело касается ребенка, к 10-11 годам его состояние заметно улучшится.

Заключение

Психический инфантилизм у взрослых и детей мешает человеку стать полноценной частью общества. Это серьезное заболевание, которое требует незамедлительного лечения, иначе человек так и останется «большим ребенком». Здесь понадобится помощь психиатра или психотерапевта. Не нужно стесняться обращаться за помощью. Своевременная диагностика и правильная терапия помогут пациенту «вырасти» в эмоциональном плане.

Инфантилизм: признаки инфантильной личности

«Живи этим моментом» – такой принцип пропагандируется в рамках современной культуры. Причем этот принцип имеет мало общего с правилом «здесь и сейчас», который особо активно используется в гештальт-терапии. Принцип «здесь и сейчас» – это про умение жить в настоящем и наслаждаться им, но при этом не забывать ни об опыте прошлого, ни о построении планов на будущее. В то время как современная культура дает человеку совсем другие ориентиры: «живи этим моментом, не думай о будущем, возьми от жизни все, что можешь!». В некоторых случаях такие ориентиры помогают человеку стать многогранной личностью, развиваться в разных направлениях и пробовать себя в разных видах деятельности. С другой стороны, эти особенности современной культуры могут способствовать проявлению инфантилизма.

Инфантилизм означает незрелость развития, наличие у человека детских черт личности или проявлений их в поведении. Инфантильный человек внешне может выглядеть как взрослый, но, по сути, он как будто остается «взрослым ребенком. Особо сохранению и развитию черт инфантильной личности способствуют особенности современной культуры: богатый выбор развлечений, культ «вечной молодости»… Все это приводит к тому, что человек отодвигает процесс взросления «на потом» и превращается в маленького ребенка, заключенного в оболочку взрослого человека. Конечно, не все «детские» черты обязательно являются признаками инфантилизма. К тому же, будучи не чрезмерно развитыми, инфантильные черты могут находиться в рамках нормы, и только будучи сильно выраженными, они становятся неприятными атрибутами инфантилизма. Итак, к признакам инфантилизма следует относить:

Эгоцентризм

Первый признак инфантильной личности – это эгоцентризм. Причем, стоит заметить, что понятие эгоцентризма не тождественно с эгоизмом. Человеку-эгоисту просто наплевать на чувства и потребности других людей, тогда как человек с выраженным эгоцентризмом не способен даже понять состояние и потребности другого. Для таких людей существует только один центр вселенной – это они сами. И существует только одна верная точка зрения – точка зрения самого эгоцентриста. Окружающие люди вроде как присутствуют в картине мира этого человека, но понять этих других эгоцентрист не способен. Их помыслы, чувства, надежды – все это не представляет для эгоцентриста никакого интереса. Окружающие люди для него оцениваются по критерию «полезности – бесполезности». Если конкретный человек удовлетворяет потребности эгоцентриста и создает для него атмосферу комфорта, то такой человек оценивается как «хороший», а если нет – то оценивается как «нехороший».

Читать еще:  Приготовление мясных блюд при раздельном питании

Для маленького ребенка такая позиция естественна – он еще не научился ставить себя на место другого, не научился понимать других людей и принимать их точку зрения. Однако со временем ребенок учится понимать окружающий мир, он учится ценить переживания других людей. Наверное, именно поэтому поведение взрослого человека-эгоцентриста выглядит так противоестественно: внешне взрослый человек, а поступает как ребенок. И на отношениях эгоцентризм сказывается отнюдь не положительно, ведь наладить взаимоотношения с человеком, который не умеет и не желает понять тебя, совсем непросто.

Отсутствие стремления к самостоятельности

Следующий признак инфантильной личности – это отсутствие стремления к самостоятельности, иждивенчество. Причем, здесь имеется в виду не жизнь полностью за счет другого человека. А нежелание проявлять самостоятельность в обслуживании собственных потребностей. На данное проявление инфантилизма со стороны мужчин очень часто жалуются жены: муж совсем не помогает по дому, даже не стирает и не моет за собой посуду… Чаще всего подобную неспособность к самообслуживанию мужчины объясняют тем, что все это «не мужское дело», и вообще, он же «деньги зарабатывает». В результате взрослый и ответственный мужчина, приходя домой, превращается в инфантильного мальчика, а его жене остается только принять на себя обязанности заботливой матери.

Стремление к игре, как признак инфантилизма

Следует сразу заметить, что речь здесь не об игривости самой по себе, а только о том варианте, когда поиск развлечений превращается для человека в первостепенную задачу, отодвигая на второй план прочие виды деятельности. Самой страшной вещью для человека, ориентированного исключительно на игры и развлечения, становиться скука.

«Игры» и развлечения в данном случае могут быть разные: увлеченность компьютерными играми, шопингом, походы по барам с друзьями, постоянные покупки «технических игрушек»… Во всех этих занятиях нет ничего плохого, но в своем стремлении к развлечениям инфантильная личность теряет чувство меры и тогда стремление к вечным играм становиться признаком инфантилизма.

Сложности с принятием и реализацией решений, как проявление психического инфантилизма

Одним из самых распространённых проявлений психического инфантилизма являются сложности с принятием решений и их воплощением в жизнь.

Тем, что отличает зрелого взрослого человека от маленького ребенка, является развитость волевых процессов. Взрослый умеет взять свою волю в кулак, и просто сделать то, что положено, несмотря на усталость, нежелание что-либо делать и банальную лень. У детей же волевая сфера еще недостаточно развита, поэтому для них нежелание что-либо сделать может стать основной причиной невыполнения каких-либо действий.

Для того чтобы принять и реализовать решение, человек должен обладать сильной волей и развитыми когнитивными способностями. Ребенок еще не способен самостоятельно принимать решения: за него это делает кто-то другой – взрослый человек, который берет на себя ответственность за жизнь и поступки ребенка. Когда же взрослый человек выявляет неспособность принять и воплотить в жизнь свое решение, это является проявлением психического инфантилизма.

Безответственность касательно своей жизни и отсутствие целей на будущее

Если человек не желает принимать и самостоятельно реализовывать решения, он может и вовсе переложить ответственность за собственную жизнь на плечи другого человека. Во взаимоотношениях с человеком, которому пришлось принять ответственность за инфантильную личность, они выбирают роль маленького ребенка, который нуждается в поддержке со стороны взрослого. К тому же, инфантильные личности совершенно неспособны построить перспективу на будущее, ведь инфантилы, по сути, остаются детьми, а для ребенка существует только одно время – «сейчас». Поэтому забота о будущем тоже возлагается на плечи «опекуна» инфантильной личности.

Неумение познавать и оценивать себя

И последним признаком инфантильной личности является неумение оценивать свое поведение, свои поступки и самого себя, а также неспособность к рефлексии и самопознанию. Для того, чтобы обладать способностью к адекватной самооценке и самопознанию, человек должен уметь оглядываться назад и критично оценивать все события своего прошлого. Однако для инфантильной личности это слишком сложно, она предпочитает не оглядываться назад, а жить только настоящим моментом…

Такими являются основные признаки инфантильной личности. В малых дозах все эти признаки помогают сохранить ребенка внутри себя, но будучи чрезмерно развитыми, они превращают человека в «вечного ребенка», нуждающегося в постоянной опеке.

Причины, виды, симптомы, лечение психического инфантилизма

Изучение проблемы психического инфантилизма важно в психиатрической и педиатрической практике. Не существует единой методики выявления и лечения состояния, в связи с чем пациенты могут не получить адекватного лечения.

Психический инфантилизм – это нарушения в психике взрослого человека, при котором происходит задержка физических и психических функций с сохранением в них особенностей, присущих раннему возрасту.

Состояние характеризуется доминированием позиции «ребенка» в поведении.

Психический инфантилизм возникает в период полового созревания у детей либо уже у взрослого человека.

Десятый пересмотр Международной классификация болезней (МКБ 10) относит психический инфантилизм к классу XVIII. R00-R99, блоку R50-R69, пункту R62, подпункту R62.8. «Другие виды задержки ожидаемого нормального физиологического развития».

Соотношение мальчиков и девочек с расстройством примерно равное, а распространенность достигает 1,6 %.

Классификация

Психический инфантилизм бывает врожденный и приобретенный, простой и дисгармонический.

При простом (гармоническом) незрелость человека характеризуется поведением, не соответствующим возрасту. Происходит равномерная задержка психического и физического развития.

Дисгармонический – это простой инфантилизм с дополнительными характеристиками:

  • перепадами настроения;
  • самолюбивостью;
  • завышенными или заниженными потребностями;
  • повышенной аффективной возбудимостью;
  • ранней сексуальностью;
  • жестокостью по отношению к слабым и беззащитным и др.

Приобретенный инфантилизм делят на три группы:

  • органический (вследствие поражения центральной нервной системы);
  • соматогенный (вследствие эндокринных и хронических заболеваний, поражений внутренних органов);
  • психогенно обусловленный (психологический) как следствие чрезмерной опеки родителей, изнеживающего либо деспотичного воспитания.

Описание
Физиологический Замедление роста и развития физиологических систем организма
Психический Характеризуется задержкой темпов психического развития
Социальный Проблемы социализации, непонимание обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления
Правовой Не сформированные правовые знания, взгляды и установки

Психический инфантилизм по Ковалеву

В. Ковалев говорит о вариантах (синдромах) психического инфантилизма:

  • простой (не осложненный),
  • осложненный.

Простой – незрелость психики ребенка во всех областях деятельности, в том числе интеллектуальной, без осложняющего психопатологического синдрома.

Осложненный сочетает психический инфантилизм и церебрастенический синдром (капризность, двигательная расторможенность, неустойчивость внимания и др.).

Ковалев различает также психический инфантилизм с чертами невропатии (тормозимость, несамостоятельность, внушаемость, трудности адаптации в детских учреждениях, излишняя впечатлительность и др.).

Причины, патогенез

  1. Перенесенные в детстве заболевания хронического характера:
    • печени, сердечно-сосудистой и кровеносной систем, желудочно-кишечного тракта;
    • туберкулез;
    • сифилис, и др.
  2. Заболевания и травмы головного мозга.
  3. Родовая травма.
  4. Функциональная или органическая гипоталамо-гипофизарная недостаточность:
    • тотальная;
    • парциальная;
  5. Чрезмерное употребление алкоголя, наркотическая зависимость родителей.
  6. Плохие материальные условия:
    • недостаточное питание;
    • авитаминоз.
  7. Наследственность.

Причины инфантилизма в 20-40 лет у взрослых:

  1. Поражения гипоталамуса или гипофиза:
    • опухолевое;
    • травматическое;
    • сосудистое;
    • инфекционно-токсическое.
  2. Неправильная работа эндокринных желез.
  • центральная нервная система (ЦНС) развивается замедленно, функциональная активность одной или нескольких эндокринных желез недостаточная;
  • нарушаются обменные процессы;
  • недоразвитие половых органов.

Клиническая картина: симптомы, типичный пациент

Симптом, который является характерным для психического инфантилизма, — детскость поведения, не соответствующего возрасту. Иные признаки:

  • внимание неустойчиво;
  • нарушение функций передней доли гипофиза;
  • вторичный гипогонадизм;
  • ЦНС характеризуется задержкой в развитии.

Клиническая картина характеризуется:

  • недостатком восприятия и невнимательностью;
  • поспешностью и необоснованностью суждений;
  • неумением проводить анализ;
  • влечением к фантазированию;
  • сомнениями в собственных силах;
  • предрасположенностью к нервным срывам.

Типичного пациента характеризуют мечтательность, эгоцентризм, капризность, несоответствие поведения и эмоциональных реакций возрастным.

Диагностика

Диагностику проводят по степени развития вторичных половых признаков в возрасте, когда они должны развиваться.

Устанавливают костный возраст рентгеновским методом.

Для разработки плана лечения делают анализ крови, проверяя содержание гонадотропинов, гемоглобина и лимфоцитов.

Возможности медицины

Лечение и коррекция включает:

  • улучшение условий проживания;
  • сбалансированное питание;
  • прием витаминов;
  • физиотерапию;
  • психотерапию (индивидуальную или групповую);
  • фармакотерапию.

Мероприятия должны быть направлены на причину возникновения заболевания и включать комплекс необходимых мер.

Какие проблемы ожидают инфантилов

Последствия психического инфантилизма проявляются в различных жизненных ситуациях.

  1. Мужчины и женщины живут с родителями и не хотят создавать свою семью.
  2. Часто неспособны удержать работу.
  3. Не хотят и не умеют принимать решения и нести ответственность за свою жизнь.
  4. Все это формирует социальную неадаптированность личности и приводит к повышенной тревожности и неврозам.
  5. Школьники продолжают больше интересоваться играми, чем учебой, не понимая ее смысла.

Прогноз зависит от причин возникновения состояния.

Инфантилизм, связанный с родовой травмой, трудно поддается лечению. Прогноз неблагоприятный.

Состояние, связанное с эндокринными нарушениями, хорошо лечится применением гормонов. Прогноз благоприятный. То же относится и к нерезковыраженному инфантилизму, связанному с недостатком витаминов и неполноценным питанием в период роста.

Профилактика заключается в активном участии родителей в жизни ребенка. Нужно подавать пример самостоятельности в принятии решений, умении логически мыслить и анализировать.

Ребенку необходимо создать нормальные условия проживания и питания, ориентироваться на его потребности.

Психический инфантилизм – это недостаточно изученное психопатологическое состояние человека, при котором ему трудно адаптироваться и принимать решения. Состояние излечивается или корректируется в зависимости от его вида и комплексности.

Важным является совокупность профилактических мер, призванных снизить или нивелировать риск возникновения состояния.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector