Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением

ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С АДДИКТИВНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ

В процессе социализации и с участием врожденных и приобретенных церебральных отклонений происходит становление черт зависимой личности. Важную роль здесь играет обретение или необретение «опыта разлуки», возникающего в детском возрасте, и некоторых психофизиологических механизмов, приводящих к инфантилизму, повышенной внушаемости и психической ригидности. Процесс же формирования конкретного клинического варианта расстройств зависимого поведения (наркотического, игрового, пищевого, сексуального, религиозного) во многом стихиен.

Выделяются следующие психологические особенности лиц саддиктивными формами поведения:

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

3) внешняясоциабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4) стремление говорить неправду;

5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7) стереотипность, повторяемость поведения;

Предсказуемость, заданность собственной судьбы становится раздражающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску.

По мнению Э. Берна, у человека существует шесть видов «голода»:

1) голод по сенсорной стимуляции;

2) голод по признанию;

3) голод по контакту и физическому поглаживанию;

4) сексуальный голод;

5) структурный голод, или голод по структурированию времени;

6)голод по инцидентам.

В рамках аддиктивноготипа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям).

Вместе с тем объективно и субъективно плохая переносимость трудностей по-вседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что не способны «жить как люди». Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях -условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие, и «настоящей, свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека.

Учитывая, что давление на таких людей со стороны социума достаточно интенсивно, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого они научаются формально исполнять социальные роли, навязанные им обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, пытающейся скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Базисная характеристика аддиктивной личности- зависимость.Для оценки и отнесения человека к зависимому типу выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости:

1) неспособность принимать решения без советов других людей;

2) готовность позволять другим принимать важные для него решения;

3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;

4) затруднения начать какое-то дело самостоятельно;

5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;

6) плохая переносимость одиночества -готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать;

7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;

8) охваченность страхом быть отвергнутым;

9) легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.

Данные признаки характерные для зависимого типа личности, являют собой внутренние предпосылки для возникновения, в том числе и наркотической зависимости, при определённом стечении обстоятельств.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Психологические особенности аддиктивной личности

Дата публикации: 25.10.2018 2018-10-25

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Файзуллин, Р. Ш. Психологические особенности аддиктивной личности / Р. Ш. Файзуллин. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53269/ (дата обращения: 13.04.2020).

Зависимое поведение — это одержимое желание изменения своего психического состояния с помощью употребления веществ, изменяющих сознание, с целью ухода от реальности.

В настоящий момент, ученые, врачи и иные специалисты используют три основных подхода по изучению формирования зависимости, медицинский, социальный, психологический.

Медицинский подход основывается на том, что существенным фактором развития зависимости являются процессы в головном мозге человека, исходя из этого основным элементом лечения зависимости, должно быть воздействия на головной мозг различными медикаментозными препаратами. [1, с. 1]

Социальный подход исходит из условий проживания человека, его роли в социуме, что образование зависимого поведения наступает в случае дисбаланса личности между человеком и его социальной сферой.

Психологический подход основывается на убеждении, что причиной развития зависимости являются внутренние процессы личности, а в частности его восприятие и сознание. Так или иначе, основой образования различных зависимостей является зацикленность на объекте или деятельности способной изменить внутренние состояние зависимого лица.

В состоянии эмоционального напряжения, как правило, человек совершает стереотипные действия или компульсивные шаги, не анализируя своих действий, также данное состояние можно охарактеризовать как стрессовые расстройства личности. В состоянии стресса человек, как правило, ищет все способы по улучшению своего эмоционального состояния. В процессе стресса, человек способен оставить без внимания свои морально — этические нормы. [2, с. 22]

В этот период человек может поддаться соблазну употребить вещества, изменяющие сознание, тем самым войти в группу риска зависимых лиц.

На сегодняшний момент проблема зависимости является актуальной проблемой и в связи с этим была создана наука аддиктология изучающая причины возникновения зависимостей (химической и нехимической). Наряду с аддиктологией изучением проблемой зависимости занимаются социология, психология, наркология, психиатрия.

В словаре психологии термин зависимое поведение — это форма деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к эйфорическим ощущениям и уходу от реальности при помощи изменения своего психического состояния.

Таким образом, можно сделать вывод, что зависимое поведение — это желание изменить свое эмоциональное состояние с целью «ухода» от реальности путем употребления веществ, изменяющих сознание, или зацикленная заинтересованность каким-либо занятием. [3]

Говоря об особенностях личности с зависимым поведением с точки зрения психологии можно выделить следующее. Во-первых, это быстрая внушаемость. Во-вторых, отсутствие способности прогнозировать и анализировать свои действия и будущее. В третьих преобладает ярко выраженный дефект характера — эгоцентризм, это невозможность здраво оценить свои поступки и свою личность, а отношение к окружающим людям носит «потребительский» характер. Зависимые люди также очень эгоистичные личности. Для людей страдающей химической зависимостью характерно «подавление» своих чувств и описание своего внутреннего эмоционального состояния.

Исходя из психологических особенностей лиц с зависимым поведением, можно утверждать, что данная модель поведения зависимого лица ведет к деструктивным изменениям психики, следовательно, к деградации личности. [4, с. 240]

Личностная деградация потребителей характеризуется сужением круга интересов, общим огрублением личности. У больных пропадает интерес к любым событиям их жизни, кроме приема наркотиков. Они становятся угрюмыми, нелюдимыми, перестают проявлять внимание к близким, безразлично относятся к работе, к жизненным радостям и неприятностям.

Так называемая «наркоманическая» личность характеризуется: повышенной возбудимостью, нарастанием аффективных расстройств в виде дисфории или апатико-абулических депрессий, аффективной лабильностью, преобладанием истеровозбудимых форм реагирования, психосоциальной дисфункцией в виде постепенного угасания интересов, различными аномалиями эмоционально-волевой сферы, расстройствами сферы влечения, выраженным морально-этическим снижением и транзиторными интеллектуально-мнестическими расстройствами [5, с. 864].

Отечественный исследователь В. Л. Юлдашев выделяет некоторые особенности межличностных отношений лиц с химической зависимостью. К ним относятся стремление уходить от ответственности в принятии решений, измененное поведение, эмоциональная напряженность, выстраивание психологических защит в виде обвинения других и рационализации своих действий, сниженная адаптация к повседневным трудностям, низкая самооценка в сочетании с идеализмом и перфекционизмом, невозможность поддерживать стойкие эмоциональные отношения.

По данным отечественных и зарубежных исследователей в качестве личностных особенностей больных опийной наркоманией отмечаются неуверенность в себе, экстернальный локус контроля, сниженная самооценка, импульсивность, асоциальные наклонности, низкая фрустрационная толерантность. У больных опийной наркоманией также выявляется повышенная эпилептоидность, сниженная самокритичность, проявляющаяся в неадекватной самооценке, нарушение понимания больным своего места в жизни. У них недостаточно развита способность к рефлексии [6, с. 60].

У людей с зависимым поведением выявляется склонность к поиску новых эмоциональных ощущений и рискованных поступков в жизни [7, с. 25].

Высокая степень полезависимости и диффузность интрацепции свидетельствуют о слабой организованности и структурированности внутреннего опыта больных опийной наркоманией и низкой его рефлексии, что является препятствием для опосредованного отреагирования потребности в стимуляции в знаково-символической форме и социально-детерминированных видах деятельности. Данные обстоятельства приводят к тому, что потребность в острых ощущениях удовлетворяется непосредственно, путем употребления ПАВ [8, с. 88].

В поздний период развития наркотической зависимости обостряются внутриличностные конфликты и неспособность к социально-психологической адаптации становится очевидной.

Хроническое употребление наркотиков приводит к усилению пассивности, безразличию к своему внешнему виду, к бесплодному фантазированию и невозможности принимать решения, а также к абсолютной неспособности к длительным усилиям.

Изучая личностные особенности зависимых от героина с разным стажем употребления наркотика М. Г. Ерофеева, приходит к сходным выводам. В качестве психологических характеристик зависимых со стажем употребления менее 5 лет она отмечает следующие черты: высокая психическая активность, высокая мотивация достижения (часто ориентирована на моторную и речевую активность), интересы поверхностные, неустойчивые; эмоциональная и социальная незрелость, большое количество поверхностных контактов, эмоциональная лабильность, неадекватность самооценки [9, с. 288].

Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением

Б. Сегал выделяет следующие психологические особенности личности с аддиктивными формами поведения:

1. Снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.

2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешнепроявляемым превосходством, внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

3. Стремление говорить неправду.

4. Стремление обвинять других, зная, что они не виновны.

5. Стремление уходить от ответственности принять решения.

6. Стереотипность, повторяемость поведения.

Раскрывая основные особенности личности со склонностью к аддиктивному поведению, В.Д. Менделевич (1998) обращает внимание на рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличии от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

Читать еще:  Эпилептоидный тип личности лечение

Анализируя особенности личности, В.Д. Менделевич ссылается на Е. Берна и через призму его теории раскрывает сущность аддиктивной личности. По мнению Е.Берна, у человека существует 6 видов голода:

1. Голод по сенсорной стимуляции.

2. Голод по признанию.

3. Голод по контакту и физическому поглаживанию.

4. Сексуальный голод.

5. Структурный голод, или голод по структурированию времени.

6. Голод по инициативе.

У аддиктивной личности каждый вид голода обостряется. Они не находят удовлетворения чувству голода в реальной жизни и стремятся снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Они пытаются достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдают предпочтение громким звукам, ярким краскам, резким запахом.) Голод по признанию удовлетворяется неординарностью поступков. Структурный голод- это стремление заполнить время событиями.

Объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формирует у аддиктивных личностей скрытый комплекс неполноценности. Они страдают оттого, что отличаются от других, что не способны «жить, как люди». Однако такой временно возникший «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие, и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека [10].

Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивном поведением и поверхностью эмоциональных связей. Они страшатся стойких и эмоциональных контактов вследствие потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки [19]. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ, приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением табакокурением или ПАВ в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления табачных изделий.

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание) [18].

Табакокурение — состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении табачных продуктов, принимающей форму непреодолимого влечение.

В определенных условиях при жизненных неудачах бывает, что подростки теряют веру в собственные силы и стараются приспособиться к стрессовым ситуациям. Для некоторых кажущийся выход из положения — это курение.

Физическая зависимость — состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром).

Основными причинами распространения и употребления табака являются сложившиеся социально — экономические условия. Курение больше не считается злом, так как в последнее время появилось большее зло токсикомания и наркомания. Людям свойственно рассматривать любые события в свете сравнения их с подобными — именно поэтому вид курящего подростка уже не вызывает бурной реакции у взрослых. Табакокурение стало считаться «дурной привычкой». Люди не понимают, что курение — это завимимость.

Существует биологический механизм формирования зависимости, реализующийся через процессы, протекающие в организме — биохимические, биоэлектрические, биомембранные, клеточные, тканевые и так далее [25].

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом можно выделить ряд достаточно закономерных этапов.

1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играет любопытство, подражание, групповая конформность и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояния сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми или допустимыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультурных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. Достоверных статистических данных о времени совершения первых проб нет, но эмпирический опыт позволяет утверждать, что до наступления 18 лет подавляющее большинство подростков так или иначе знакомится с психоактивными веществами. По разным причинам (удовлетворенное любопытство, страх наказания, опасения пристраститься, неприятные ощущения и переживания, разрыв с компанией и т.д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения (исключение составляют табакокурение и культурно санкционированная алкоголизация).

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующий за первыми пробами этап экспериментирования с разными видами психоактивных веществ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно употребление как знак принадлежности к группе, для других — сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих — качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу — для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («Не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр-коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый спектр. Чаще это происходит после 15 лет. Индивидуальной психологической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения отличается моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяются доминирующей культурной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты, насвай и т.д. — в других этносоциальных средах). Решающее место в работе с аддиктивным поведением принадлежит педагогике и социальной педагогике.

3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Социальные — нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические — высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизации и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей.

Психологические — незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов, конституционально акцентуированные особенности психологии.

Биологические — природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.

Следует отметить, что среди причин употребления табака наиболее часто упоминаются следующие:

Социальная согласованность. Если курение принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует необходимость курить самому, чтобы показать свою принадлежность к этой группе.

Удовольствие. Одна из главных причин, почему подростки курят — это ощущение себя взрослым, могущим позволить себе небрежно стряхивать пепел, эффектно прикуривать и т.д. Это — эффект «маски взрослого»

Доступность. В настоящее время табачные изделия можно купить везде, тем более что правило «не продавать табачные и спиртные изделия детям до 16 лет», практически ни где не соблюдается. Продавцы ночных палаток не обращают внимания на возраст покупателя, так как важнейшим для них является выручка.

Любопытство в отношении курения заставляет некоторых подростков начать курить и самим.

Враждебность. Табакокурение может выглядеть символом оппозиции ценностям общества.

Достаток и досуг могут привести к скуке и потере интереса к жизни, и выходом и стимуляцией в этом случае может оказаться табакокурение.

Уход от физического стресса. Большинству людей удается справляться с наиболее стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются «придумать своеобразный ритуал» [36]. Таким ритуалом является не раз слышанная любым из нас фраза: «Сейчас я покурю, успокоюсь».

Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением

Войти

Экзамен психология аддиктивного поведения

1. История исследования аддиктивного поведения:психол и мед подходы.
Аддиктивное поведение — один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. Базисной характеристикой для аддиктивной личности является зависимость.
В. Segal выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:
— сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; — скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; — внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; — стремление говорить неправду; — стремление обвинять других, зная, что они невиновны; — стремление уходить от ответственности в принятии решений; — стереотипность, повторяемость поведения; — зависимость; — тревожность.
Аддикция — универсальный способ «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении.
В соответствии с концепцией Н. Пезешкиан есть четыре вида «бегства» от реальности:
— «бегство в тело» — происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями («паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями («поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления; — «бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими делами время, становясь трудоголиком; — «бегство в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму; — «бегство в фантазии» — интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.
Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, кроются в детстве, в особенностях воспитания. Работы 3. Фрейда, Д. Винникотта, И. Балинта, М. Кляйн, Б. Спока, М. Маллер, Р. Спиц свидетельствуют о том, что мучительные переживания ребёнка в первые два года жизни (болезнь, утрата матери или ее неспособность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, жёсткий режим питания, запрещение «баловать» ребенка, желание сломить его упрямый нрав) связаны с последующим зависимым поведением детей. Как часто вместо телесного контакта и эмоционального тепла ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни. Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством приема определенных веществ, фиксации на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку необходимой любви, то со временем он будет испытывать трудности в поддержании самоуважения, неумении принимать и любить самому.

Читать еще:  Последствия сильного стресса у женщин

2. Сущность аддиктивного поведения. Этапы развития аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Addictus – это юридический термин, которым называют человека подчиняющегося, осужденного; “аддиктус” – тот, кто связан долгами.
Виды аддиктивной реализации: химические аддикции (алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, лекарственная зависимость, курение, токсикомания); нехимические (поведенческие) аддикции (азартные игры (гэмблинг), компьютерные зависимости или интернет-зависимости, аддикция отношений, сексуальная, любовная аддикции, аддикция избегания, работоголизм, аддикция к трате денег, ургентная аддикция, аддикция упражнений (спортивная), духовный поиск, «состояние перманентной войны», синдром Тоада (зависимость от «веселого автовождения»), фанатизм (религиозный, политический, спортивный, национальный), парасуицидальное поведение); промежуточные (пищевые) аддикции (булимия, нервная анорексия).
Этапы развития зависимости (вариант 1, из лекции)

Синдром зависимости:
а) Сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к приему вещества.
б) Сниженная способность контролировать прием вещества: его начало, окончание или дозу, о чем свидетельствует употребление вещества в больших количествах и на протяжении периода времени большего, чем намеревалось, безуспешные попытки или постоянное желание сократить или контролировать употребление вещества.
в) Состояние отмены или абстинентный синдром, возникающее, когда прием вещества уменьшается или прекращается, о чем свидетельствует комплекс расстройств, характерный для этого вещества или использование того же (или сходного вещества) с целью облегчения или предупреждения симптомов отмены.
г) Повышение толерантности к эффектам вещества, заключающееся в необходимости повышения дозы для достижения интоксикации или желаемых эффектов или в том, что хронический прием одной и той же дозы вещества приводит к явно ослабленному эффекту.
д) Поглощенность употреблением вещества, которая проявляется в том, что ради приема вещества полностью или частично отказываются от других важных альтернативных форм наслаждения и интересов, или в том, что много времени тратится на деятельность, связанную с приобретением и приемом вещества и на восстановление от его эффектов.
е) Продолжающееся употребление вещества вопреки явным признакам вредных последствий, о чем свидетельствует хроническое употребление вещества при фактическом или предполагаемом понимании природы и степени вреда.
1. Начальная (первая) стадия зависимости — диагностические критерии: а),б),г)ие);
2. Средняя (вторая) стадия зависимости — диагностические критерии: помимо а), б), г) и е) дополнительно присутствует, как минимум, один из двух оставшихся критериев в) и д) синдрома зависимости;
3. Конечная (третья) стадия зависимости — диагностические критерии: помимо признаков синдрома зависимости, определяются признаки резидуальных психических расстройств и психических расстройств с поздним дебютом; повышение толерантности к психоактивному веществу может сменяться тенденцией к ее снижению. В конечной стадии зависимости, как правило, определяются стойкие соматоневрологические нарушения.

Этапы развития аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских): (вариант 2)
Первый этап — «Первые пробы». Первоначально происходит знакомство с веществом эпизодически, с получением положительных эмоций и сохранением контроля.
Второй этап — «Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем. Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда вещество действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние. Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные стереотипы поведения.
Третий этап — «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования). Характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».
Четвертый этап — Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено. Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.
Пятый этап — «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).

3. Факторы формирования аддиктивного поведения:биологические, социальные, психологические.
Биологические факторы. Наследственность является основой формирования темперамента и личности. Патологические факторы, осложняющие течение беременности (плохое здоровье матери, инфекционные заболевания, курение, прием ряда лекарств и т.д.), осложнения в период родов, болезни и травмы первого года жизни ребенка – все это может вызывать те или иные нарушения ЦНС. Ряд авторов отмечает значение органической неполноценности структур головного мозга в формировании личностных аномалий, включая аддиктивное поведение. Органическая неполноценность ЦНС может являться основой инфантилизма, эмоционально-волевой неустойчивости, личностной агрессивности. Отягощенная наследственность (алкоголизм, психические расстройства) относятся к факторам риска возникновения аддиктивного поведения. Риск развития алкоголизма у детей алкоголиков в 4 раза выше, чем у лиц с благополучной наследственностью.
Социальные факторы. Любое социальное воздействие можно отнести к влиянию большой и малой соц.группы. О влиянии большой соц. группы имеет в себе культурный контекст. В разных народах употребление ПАВ считается нормальным, а в некоторых – привилегией. В других культурах – будет считаться нарушением и отклоняющимся поведением. Влияние малых групп счит.существеннее, семья – малая группа.
Стиль родительского воспитания. При исследовании подростков, которые имеют разные формы созав.повед. обобщают, что любой нарушенный стиль воспитания является фактором, который предрасполагает к зависимому поведению. Большим влиянием есть стили родительского поведения. Если рассматривать зависимое поведение как форму ухода от реальности, то стратегии родител.повед (отвержение, враждебность, предъявление завышенных требований, надменность санкций и наказаний) формируют у ребенка/подростка направленную мотивацию по нахождению той реальности, в которой он может себя комфортно чувствовать. Подросток замещает одну реальность другой. Формирование аддикции у подростка происходит не на основе собственной адд.мотивации. Сформированный синдром зависимости обладает структурой с наличием патологической аддиктивной мотивации – непреодолимое влечение к приему ПАВ. Применение ПАВ доминирует не зависимостью от них, а соц.влиянием на подростка (2 крупные повед.реакции: мотивы принадлежности к группе и мотивы, которые регулируют реакцию эмансипации у подростка). Стратегии род.воспитания усиливают реакции эмансипации и нацеливают подростка на поиск круга общения вне семьи. Подросток показывает, что он «взрослый» (сепарация от родителей) и употребление ПАВ — это и принятие ценностей референтной группы (напр.,для получения статуса в этой группе), и доказательство своего взросления. У мальчиков подростков употреб. ПАВ мотивированно стремлением подчеркивания своей маскулинности.
Жизненный сценарий (формирование генерационного цикла аддикции) исслед. в системно-семейной психотерапии. По статистике, которую приводит Анна Варга более 70% девочек, у которых отцы были алкоголиками, выходят замуж и оказываются, что их мужья алкоголики (становятся ими или проявилась со склонностями к алкоголизации). Определяется механизмом выбора партнера с такими признаками.
Неблагополучные социально-психологические отношения в семье подростков-наркоманов отмечаются в 69% случаев и сочетаются с наследственной отягощенностью алкоголизмом. Дети в семьях с алкогольными «традициями» подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и наркотикам. В этом свою роль играют генетические причины и окружение. Мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в другой семье, усыновившей их, подвергаются в 2–4 раза большему риску стать алкоголиком, чем родившиеся в нормальных семьях.
Нарушение семейной структуры (проблема созависимости). Созависимость – зависимость от аддикта. Термин водится как отражение нарушения семейной структуры. Члены семьи с аддикцией неизбежно вызывают деформацию других членов семьи. Если нет деформации и подстройки – семья распадётся. Форма подстройки есть адаптацией, чтобы семья продолжала существовать. Механизм объединения семьи против внешнего врага («как мы будем что-то предпринимать» и т.д.).
Уровень образования. Исследования показали, что люди с высшим образованием с меньшей вероятностью попадают в категорию аддиктов. Можно предположить, что повышение образовательного уровня стимулирует соответсвующие развитие качеств, черт и явл факторами компенсации зависимости (прогностические фун-и, ответственность за самого себя и т.п.).
Средства массовой информации. Навязывание через рекламу, их доступность, идентификация с образом соц.успешности престижного человека, поощрение лекарств (быстрый способ решения/устранения через употребления ПАВ). Аддикция преодоления (выпил – стало легче, сдал экзамен, покурил – стало легче).
Религия. Некоторые религии одобряют употребление ПАВ, некоторые запрещают. Религиозность перерастает в фанатизм и такие индивиды становятся созависимы от межличностных отношений и влияния на себя авторитетного человека, лидера группы.
Психологические факторы:
• механизм «сдвига мотива на цель» (Б.С.Братусь)- адд.повед. начинается с одной мотивации и заканчивается утрачиванием ее и остается как влечение к этому ПАВ.
• концепции зависимой личности (В.Д.Менделевич);
• зависимость как синдром патологического развития личности: нарушение в прохождение определенных стадий развития личности (Б.Уайнхолд), зависимость как механизм совладания с психологической травмой (А.Янов, Л.Бурбо).

Психологические особенности лиц с аддиктивным поведением

Подростковый возраст — самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы [9].

В своей работе «Психология девиантного поведения» профессор Менделевич В.Д. определяет, что девиантное поведение подростка — это анализ его взаимодействия с реальностью, так как главным принципом нормы является приспособление индивида к своему реальному окружению, т.е. адаптивность. Уход от реальности выбирают, как правило, те, кто относится к ней негативно и оппозиционно и неспособен адаптироваться к ней. «При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться действительности по причине её несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциональных ценностей или откровенно антигуманной деятельности» [8].

И.С. Кон считает, что все формы девиантного поведения подростка взаимосвязаны. «Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие» [4]. Реалии жизни показали справедливость этого постулата. Рассмотрев точку зрения многих учёных, мы поддерживаем их мнение о том, что подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям — нет никаких специфических причин девиантности подростков. Однако, социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащих к различным группам, своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодёжи [2].

Читать еще:  Мужчины в 25 лет психология

Аддиктивное поведение подростков, как и взрослых людей, бывает разной степени тяжести: от практически нормального — до тяжёлой зависимости, приводящей часто к психической патологии. Профессор Змановская Е.В. различает аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не являются тяжёлыми зависимостями и не всегда представляют собой явную угрозу жизни (переедание, курение и др.)

Рассмотрим несколько определений, что такое вредные привычки. Вредная привычка — это многократно повторяющееся действие (на уровне автоматизма), отличающееся вредоносностью с позиции общественного блага, окружающих людей или здоровья человека, попавшего в кабалу этой привычки. Вредная привычка — это закреплённый способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу. Существуют и другие определения понятия «вредная привычка», но все они приводят к выводу, что вредные привычки серьёзно ухудшают, состояние здоровья человека, как физическое, так и психическое. В своей диссертации «Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей» Баринова А.Н., как и многие другие исследователи и педагоги, относит к вредным привычкам подростков наркоманию, алкоголизм, токсикоманию, курение, а также игровую зависимость [1]. «Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек является формирование у детей самого разного возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее с развитием его потребностно-мотивационной сферы» [3].

«Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами» [5].

Особенность аддиктивного поведения подростка состоит в том, что уходя от реальности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию безопасности и восстановления равновесия, в результате процесс начинает управлять личностью и пристрастие уже руководит ею.

Для современного мира характерно стремительное нарастание изменений во всех сферах жизни общества. Следовательно, уход от проблем — это самый простой и доступный для аддиктивной личности способ выживания. В этом случае на психофизиологическом уровне нарушаются естественные адаптационные возможности личности, появляется психологический дискомфорт, причины которого бывают как внутренние, так и внешние. Люди по-разному реагируют на такие состояния. Аддиктивные личности не переносят перепадов настроения и психологический дискомфорт и ищут лёгкие пути выхода из трудных для них ситуаций, а именно: изменяют своё психическое состояние, чтобы получить приятные эмоции, создавая, таким образом, иллюзию решения проблемы, то есть идут по пути наименьшего сопротивления. Сильные негативные эмоции оказывают такое влияние на личность, следствием которого является дезадаптация «я», выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий, что приводит к потере контроля действий над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным [6]. Профессор Соловьёва С.Л. отмечает, что «желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, токсических веществ, а также азартных игр, компьютера, секса, переедания или голодания, работы, длительного прослушивания ритмичной музыки» [10].

Считается, что аддиктивная личность не только испытывает дискомфорт и дисгармонию, но и неспособна думать хорошо ни о себе, ни о других. Доктор Ханзян отметил это кратко: «Аддикты страдают, потому что не ощущают себя хорошими». Аддиктивные личности изо всех сил скрывают свою уязвимость с помощью отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады. Они живут в виртуальной реальности, в иллюзиях и фантазиях, что приводит к изоляции, обеднению эмоциональной сферы, отсутствию стойких привязанностей и неустойчивости взаимоотношений с людьми.

С каждым годом увеличивается список вариантов зависимого поведения, в него входят и шопинг, и игры на бирже, и участие в аукционах, и частый просмотр телевизионных программ или сериалов, и длительное прослушивание музыки низкочастотных тонов, а также разговоры о политике, религиозные пристрастия, сектантство, большой спорт, нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези», «дамскими романами» и т.д. Выше перечисленные занятия могут быть, конечно, и отдыхом, но только в том случае, если человек с их помощью не уходит от решения насущных проблем.

Довольно большой и постоянно пополняющийся список причин, определяющих зависимое поведение, говорит о множестве факторов, вызывающих патологическое влечение, находящееся внутри человека. Это приводит к тому, что вместо овладения сложной (стрессовой) ситуацией человек старается не замечать её или уходить от неё, маскируя своё поведение вполне безобидными действиями (например, коллекционированием) или даже социально одобряемыми (например, трудоголией).

Люди с подобным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания [5].

При смене таких психологических состояний, как напряжение, эмоциональная боль, чувство одиночества, на положительные ощущения человек запоминает «путь устранения» своих неприятностей. Чем сильнее переживаемые эмоции, тем быстрее и легче формируется зависимость.

Аддиктивная реакция развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным, доставляющим удовольствие и успокаивающим. Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Особенность фиксации заключается в том, что она влечёт за собой сильное желание повторить пережитое изменённое состояние ещё раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализации, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Мучительные события жизни у человека, не имеющего сил и умений преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их уничтожения или немедленного счастья [5].

Понимание связи между действием и состоянием приводит к тому, что возникают отрицательные переживания, способствующие появлению действия, которое устраняет негативные эмоции. Своим стремлением достичь немедленного удовольствия человек сам себя заманивает в ловушку, даже зная или предполагая о негативных последствиях своего поведения. Так происходит с наркоманом, курильщиком, алкоголиком, игроком и т.д. Искусственное устранение, а не искоренение причин неприятного состояния усиливает вероятность его повторения через короткие промежутки времени.

Если говорить образно, то для психологически зрелой личности мир — это арена для переживания, в том числе и негативных чувств, для того чтобы творить и воплощать свои желания, преодолевая трудности и ожидания. Для аддикта мир — это тюрьма, оттуда не вырваться, поэтому лучше уйти от решения этой проблемы любым доступным способом. Таким образом, аддикция — это уклонение от жизни «взрослого человека», уход от ответственности.

В соответствии с имеющимися критериями особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

Для аддиктивных же личностей характерен феномен «жажды острых ощущений» со стремлением к риску, тяготением к опасным ситуациям и видам деятельности, отсутствием стабильности и надёжности в межличностных взаимоотношениях. Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, серой и скучной жизнью, перед обязательствами и ответственностью, склонность к интенсивным эмоциональным переживаниям, к опасным ситуациям, риску и авантюрам.

Аддикты живут в своём воображаемом мире, находясь в конфликте с окружающими людьми, для которых этот мир недоступен и является незрелым. Для аддиктов реальным является лишь «мышление по желанию», т.е. то, что соответствует их желаниям и представлениям. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная.

Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель — человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет, старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него, аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с её устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «ещё при рождении знаешь, что и как произойдёт с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженным аффектом являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими.

Интересна точка зрения Э. Берна, объясняющего механизм возникновения аддиктивного поведения эмоциональной депривацией.

Э. Берн обозначил у человека шесть видов голода.

  1. Голод по сенсорной стимуляции.
  2. Голод по признанию.
  3. Голод по контакту и физическому поглаживанию.
  4. Сексуальный голод.
  5. Структурный голод, или голод по структурированию времени.
  6. Голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью.

Исследователь B. Segal (1989) отметил следующие особенности аддиктивной личности:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.

Таким образом, изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей позволяет прийти к выводу, что основной характеристикой аддиктивной личности подростка является зависимость, которую можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии.

Рецензенты:

Фортова Л.К., д.п.н., к.ю.н., профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир;

Завражин С.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector