Реакция на фрустрацию это
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Реакция на фрустрацию это

Что является причиной фрустрации и каковы типичные реакции на нее?

Фрустрация: тупики и неудачи

Фрустрация — это негативное эмоциональное состояние, которое возникает, когда человеку мешают достичь цели.

Фрустрацию вызывают препятствия разного рода. Можно разграничить внешние и внутренние фрустрации. Внешняя фрустрация вызывается не самим человеком, а внешними условиями, которые мешают человеку продвижению к цели. Вот примеры внешней фрустрации: проколотая шина; отказ вступить в брак; ситуация, когда вы видите, что в холодильнике ничего нет, а вы собирались дать вашей собаке косточку; когда вы хотите съесть отбивную котлету, но не обнаруживаете ее; если приходите домой, а голодная собака выгоняет вас на улицу. Другими словами, внешняя фрустрация основывается на задержках, неудачах, отказе, утратах и других факторах, блокирующих мотивированное поведение.

Обратите внимание, что внешние препятствия могут быть или социальными (водителями, которые медленно едут; высокими людьми в зрительном зале перед вами; наглецами, которые влезают в очередь) или несоциальными (закрытыми дверями, севшей батарейкой, дождем вдень игры). Если спросить десять ваших друзей, что их недавно фрустрировало, то большинство, вероятно, назовут чье-то поведение. Так как мы — социальные животные, то мы особенно чувствительны к социальным источникам фрустрации. Вероятно, именно поэтому несправедливое обращение, связанное с расовыми или этническими предрассудками, является основным источником фрустрации и стресса в жизни многих афро-американцев и представителей других меньшинств (Clark, Anderson, Clark & Williams, 1999).

Фрустрация особенно возрастает, когда возрастает сила, срочность или важность блокированного мотива. Учтите также, что фрустрация усиливается, когда мы оказываемся рядом с целью. В результате фрустрация становится еще более интенсивной, если человек наталкивается на препятствие, находясь вблизи цели. Если бы вам, чтобы получить высокую оценку, не хватило пяти правильных ответов, то вы, вероятно, испытали бы сильную фрустрацию.

Последний фактор, обусловливающий фрустрацию, можно охарактеризовать одной старой фразой — «последняя соломинка, сломавшая спину верблюда». Эффекты повторяющейся фрустрации накапливаются, и небольшое раздражение перерастает порой в сильную реакцию. Так, например, когда человек ежедневно совершает длинные поездки на работу, то у него с большей вероятностью проявится «дорожная ярость».

Личностная фрустрация основана на личных характеристиках человека. Если ваш рост 4 фута и вы мечтаете стать следующим Майклом Джорданом, то, скорее всего, вы будете фрустрированы. Точно так же вы будете испытывать фрустрацию, если хотите поступить в медицинскую школу, но получаете только плохие оценки.

Реакции на фрустрацию

Агрессия — одна из самых устойчивых и наиболее часто встречающихся реакций на фрустрацию. Связь фрустрация—агрессия настолько распространена в жизни, что вряд ли нам понадобятся эксперименты, чтобы ее продемонстрировать. Стоит взглянуть почти в любую газету, и мы найдем такие примеры.

Действительно ли фрустрация всегда приводит к агрессии?

А бывают другие реакции?

Несмотря на то, что эта взаимосвязь довольно сильна, фрустрация не всегда провоцирует агрессию. Агрессия, как правило. — первая реакция на фрустрацию. Чаще всего на фрустрацию человек реагирует еще большей настойчивостью.

Настойчивость может помочь вам приспособиться. Преодоление препятствия гасит фрустрацию и удовлетворяет наши потребности или мотив. То же самое верно и для агрессии, которая убирает или уничтожает препятствие. Представьте себе небольшую группу кочевников. Их мучает жажда, но подойти к воде им мешает свирепое животное. Легко заметить, что, нападая на животное, кочевники помогают себе выжить. В современном обществе такую прямую агрессию редко сочтут приемлемой. Если вы видите длинную очередь возле фонтанчика с водой, то вряд ли в данном случае ваша агрессия будет приемлема. Поскольку прямая агрессия не поощряется в обществе, то она часто смещается.

Как происходит смещение агрессии? Действительно ли часто возникает смещенная агрессия?

Направлять агрессию на источник фрустрации порой невозможно или даже опасно. Если начальник на работе или учитель в школе фрустрирует вас, то цена прямой агрессии может быть очень высока. Вместо этого агрессию можно сместить или направить на другой объект, — на кого-то или что-то, что находится пол рукой. Цели смещенной агрессии, как правило, более безопасны или вряд ли будут сводить с вами счеты так же, как настоящий источник фрустрация.

Иногда возникают длинные цепи смещения агрессии, когда один человек смещает агрессию на другого. Например, деловая женщина, фрустрированная высокими налогами, делает выговор своему работнику, который проглатывает гнев, пока не добирается до дома, и затем кричит на жену, которая, в свою очередь, кричит на детей, которые дразнят собаку. Собака гоняется за котом, кот переворачивает клетку с канарейкой.

Враждебность и насилие психологи по большей части приписывают смещенной агрессии. Довольно тревожный пример — это возрастание числа изнасилований детей в периоды безработицы. Существует известный паттерн — создание козла отпущения, когда на человека или группу людей возлагают вину за условия, в которых они находятся, а не за то, что они делают.

Еще одна распространенная реакция на фрустрацию — это уход или удаление. Фрустрация вызывает стресс и неприятные ощущения. Если другие реакции не снижают ощущения фрустрации, человек может попытаться сбежать. Уход может означать действительно оставление источника фрустрации (уход из школы, потеря работы, выход из несчастливого брака) или психологическое удаление. Две распространенные формы психологического ухода — это апатия (когда мы притворяемся, что нас ЭТО не волнует) и использование наркотиков, таких как кокаин, алкоголь, марихуана.

Статья подготовлена по материалам книги Куна

Типы фрустрационных реакций

Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.

1) Агрессивность — самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия — по сути является атакой либо непосредственно на фрустрирующее препятствие, либо на объект (предмет), выступающий в виде замещения (что попало «под горячую руку»). Агрессия — это нападение (или желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии — острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия..

Способствуют возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2) Отступление и уход — в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим (ретировка перед лицом сильного противника) или психологическим (признание человеком своей неправоты): а) сдерживание — осознанное отступление; б) подавление — неосознанное отступление (когда между противоположными тенденциями возникает острый конфликт). Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:

o сублимация — координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами (секс — в творчестве, агрессия — в спорте);

o рационализация — использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения (особенно неосознанного, необъяснимого);

o фантазия — когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы (человек уходит в мир грез, мечтаний, сновидений);

3) Регрессия — трудная задача заменяется более легкой. Регрессия — это возврат к шаблону (поведению), который сформировался значительно раньше (возможно, в детстве) и что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие. Регрессия — возвращение к более примитивным. А нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии — регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

Фрустрация — расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация — состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель — реализовать мотив.

Розенцвейг: фрустрация — имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Браун, Фарбер: фрустрация — результата таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. . Майер считает, что поведение животного и человека зависит от двух потенциалов:

1) репертуар поведения, определенный наследственностью, условиями развития и жизненным опытом;

2) избирательные или отборочные механизмы, которые делятся на действующие при мотивированной деятельности и возникающие при фрустрации.

При фрустрации нецеленаправленное поведение отличается чертами деструктивности, ригидности незрелости. Фрустрацию нельзя считать не мотивированной. Психические состояния вызываемые фрустратором несомненно зависят от его типа.

Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:

1) лишения, т.е. отсутствие необходимых средств достижения цели или удовлетворения потребности (внешнее лишение: человек голоден, а пищи достать не может, внутреннее лишение — человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность);

2) потери (сгорел дом);

3) конфликт (человек, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Он хотел бы соблазнить ее, но …).

Левитов: фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающих на пути к достижению цели или решению задачи. Имеются попытки, возвести фрустрации в ранг совершенно законных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности организма и личности.

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме:

1) толерантность (терпеливость, выносливость, когда фрустратор не вызывает фрустрацию). Разные формы толерантности:

а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.

4) Фиксации — два смысла:

а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации — капризное поведение. Активная форма фиксации — уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.

Читать еще:  Может ли влюбиться психопат

5) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; эпизодическими, преходящими. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

-апатия ( один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);

-агрессия и деструкция;

-стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

-регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

Степень фрустрации (ее вид) зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.

Два основных направления реакций:

Агрессия — одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации

физическое (сильный противник) или психологическое (я был не прав). Осознанное отступление — сдерживание себя.

Неосознаваемое отступление — подавление.

Рационализация — когнитивное оправдание.

Фантазия — иллюзия выхода из ситуации (мечтания).

Фиксация — парализуется вся деятельность.

Регрессия — шаблонная реакция. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями.

Эти приемы можно рассматривать как формы адаптации.

Фрустрация в психологии: что это простыми словами

Приветствую Вас, друзья!

В жизни часто случается так, что мы болезненно переживаем негативные события, особенно если они связаны с разочарованиями от несбывшихся ожиданий. Психологи называют это состояние фрустрацией. Сегодня мы подробно разберемся с тем, что такое фрустрация, почему она возникает, к каким последствиям может привести и как от неё избавиться. Начнем.

Что такое фрустрация?

Термин «фрустрация» образован от латинского слова frustratio, которое переводится как «тщетное ожидание» или «несбывшийся замысел». В психологии данным термином обозначается состояние психики, связанное с сильным разочарованием. Оно возникает в момент осознания, что определенные планы, связанные с приятным ожиданием, не сбудутся. Фрустрация – это нормальная реакция на разочарование, поскольку замешательство, растерянность и грусть в таких обстоятельствах вполне естественны. Но если данное состояние затягивается, это может приводить к долговременным негативным последствиям для психики.

По продолжительности фрустрационные состояния бывают трёх видов:

  • устойчивое свойство психики, характерное для конкретного человека;
  • нетипичное состояние, постепенно меняющее характер;
  • временное состояние (сильное переживание, связанное с определенным неприятным событием или ситуацией).

Фрустрацию иногда путают с депривацией. Эти состояния действительно имеют определенное сходство, но основаны на совершенно разных механизмах. Первое обычно связано с неудовлетворенным желанием или неудачей, постигшей на пути к цели. Второе возникает, когда человек теряет возможность делать нечто привычное. У взрослых депривацию может вызвать физическое увечье или потеря близкого человека. Дети переживают её и по более безобидным причинам, например, осознав, что больше не вернутся в детский сад.

В психологии фрустрация рассматривается как травмирующее состояние с широким спектром негативных последствий. Если человек долго пребывает в таком состоянии, он испытывает сильный дискомфорт, у него развивается депрессия, меняется характер, а поведение становится агрессивным и неестественным. Поэтому важно вовремя выявлять причины фрустрации и поскорее от неё избавляться.

Причины фрустрации

Спровоцировать фрустрацию могут разные обстоятельства. Возможные причины принято делить на три группы:

1. Привация. Это слово имеет латинское происхождение (privatio) и обозначает лишение. В рассматриваемом контексте оно подразумевает, что причиной фрустрации послужило понимание того, что возможность достичь желанной цели отсутствует изначально. В качестве примера можно привести невысокий рост или отсутствие вокальных данных.

2. Депривация. Так называется состояние, когда человек ощущает потерю и осознаёт, что она лишает его определенных возможностей, которые были доступны ему раньше.

3. Конфликт. Подобное состояние возникает, если определенные желания и мечты являются взаимоисключающими. К примеру, подросткам свойственно мечтать о том, чтобы провести всю жизнь с одним любимым человеком. Но начиная свои первые отношения, они часто осознают, что это ещё не тот человек. В такой момент их мечта вступает в конфликт с желанием получить первый романтический и сексуальный опыт.

Фрустрацию могут провоцировать различные события и обстоятельства, поступки окружающих и собственные решения, а также заблуждения и ошибочные выводы. Эти факторы называются фрустраторами. Их принято делить на 4 основных типа:

  • физические (финансовые ограничения, лишение свободы);
  • психологические (нехватка знаний, страхи, сомнения, внутренние конфликты);
  • биологические (возраст, болезни, рост, вес и прочие особенности тела);
  • социальные (конфликты с окружающими, непринятие законов и общепринятых норм поведения).

Для конкретного индивида все фрустраторы делятся на внешние и внутренние. Внешние переносятся значительно проще, поскольку всегда есть возможность обвинить в собственных неудачах окружающих или обстоятельства. Если же человек признаёт собственные ошибки, это может повлиять на самооценку и приводить к ненужному самокопанию. Состояние фрустрации значительно усиливается, если у человека присутствует ощущение, что неудача – это следствие несправедливости или нарушения его прав.

Признаки фрустрации

Поскольку фрустрация – это травмирующее состояние, желательно уметь своевременно избавляться от неё. Для начала давайте разберемся, как её определить. Основными признаками фрустрации являются:

  • тревожность, переживания из-за мелочей;
  • чувство отчаяния, безысходности;
  • уверенность в том, что решить проблему собственными силами невозможно;
  • раздражительность и агрессия по отношению к близким или себе самому;
  • неконструктивное поведение (замкнутость, отказ решать проблемы);
  • саморазрушение, потакание собственным слабостям.

Поведение человека в состоянии фрустрации зависит от природы этого состояния и может варьироваться в широких пределах. Принято выделять три основных модели:

1. Бегство. Человек «убегает» от проблемы, делая вид, что её не существует, и стараясь заниматься любыми доступными делами, чтобы отвлечься.

2. Концентрация на проблеме. Человек признает серьезность проблемы и концентрирует на ней всё внимание. Но его отрицательные эмоции настолько сильны, что мешают эффективно её решать.

3. Поиск решения. Человек пытается разобраться с причинами и исправить ситуацию. Если состояние фрустрации не запущено, оно может обеспечить прилив сил, помогая работать более энергично.

Последствия фрустрации

Для точного понимания, что такое фрустрация, важно знать и то, к каким последствиям она может привести. В норме данное состояние должно помогать нам находить решения в сложных ситуациях, а также запоминать негативный опыт, чтобы не повторять собственных ошибок в будущем. Наиболее правильной и здоровой является позитивная реакция на фрустрацию. Она заключается в том, что человек бросает все ресурсы на анализ причин и поиск оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Но если подавленное состояние затягивается надолго, на смену положительным проявлениям приходят отрицательные, спектр которых значительно шире. Чаще всего негативными последствиями фрустрации становятся такие состояния как:

1. Агрессия. Если человеку кажется, что неприятная ситуация спровоцирована извне, он автоматически направляет агрессию на её предполагаемый источник. Такая реакция может включать недоброжелательность, словесные нападки и даже попытки физического воздействия. Ситуация усугубляется тем, что в состоянии фрустрации человек может терять самообладание и не думать о последствиях.

2. Аутоагрессия. Осознавая собственную вину за произошедшее, человек может направить агрессию на себя. Это проявляется в саморазрушительном поведении, часто бессознательном. Он может намеренно рисковать жизнью, отказываться от лечения и здорового образа жизни, охотнее поддаваться вредным привычкам.

3. Отступление. Иногда в состоянии фрустрации человек старается подавить несбыточные желания, пытаясь обесценивать их фразами в стиле «Не особо и хотелось!». Нередко это сопровождается импульсивными поступками и решениями, помогающими отвлечься.

4. Регрессия. Часто фрустрация заставляет человека возвращаться к более примитивному поведению – нервной, нерациональной и бессмысленной реакции. Ребенок, у которого что-то не получилось, начинает психовать и плакать. У взрослых подобная реакция также возможна, но проявляется значительно реже.

5. Фиксация. Осознав, что он не может продвигаться желаемыми темпами, человек иногда «фиксируется» в текущем состоянии. Он старается жить той жизнью, которая кажется ему нормальной, но по сути является бесцельной (это состояние прекрасно иллюстрируют слова «Он просто пил, ел, спал. Тянулись серые дни…» из песни «Любовь» группы ДДТ).

6. Бессмысленная активность. Пытаясь подавить энергию гнева и создать ощущение полезной деятельности, человек совершает беспорядочные движения, занимается бесполезными и неактуальными делами.

7. Апатия. Затянувшееся состояние фрустрации может перерасти в депрессию, сопровождающуюся апатией и отсутствием интереса к жизни.

Как избавиться от фрустрации?

Для человека, хорошо понимающего, что такое фрустрация, вполне естественным является желание поскорее избавиться от этого опасного состояния, чреватого долгоиграющими последствиями для психики. Сделать это можно, воспользовавшись следующими советами:

1. Взгляните на себя со стороны. Возможно, сдаваться ещё рано. И смена ракурса позволит понять, действительно ли цель настолько недостижима.

2. Переоцените несбывшиеся желания. Подумайте, насколько они важны. Возможно, это были детские или подростковые мечты, навязанные модой, стереотипами (что это такое?) или давно забытым увлечением.

3. Составьте новый план достижения целей. Если желания действительно важны, а возможность добиться их исполнения присутствует, обдумайте, как это реализовать. Составьте пошаговый план, оцените реальность и сложность каждого шага.

4. Установите конечный срок. Проанализировав сложность каждого этапа, определите, сколько потребуется времени, и установите дату, до которой планируете справиться. Но будьте реалистом и не ставьте перед собой невыполнимых задач.

5. Будьте терпеливы. Если цель действительно важна для вас, она стоит того, чтобы подождать. Наберитесь терпения.

6. Отдохните. Эмоциональная усталость и выгорание мешают действовать эффективно. Возможно, стоит взять небольшой перерыв для отдыха или посвятить некоторое время хобби.

Заключение

Фрустрация – это распространенное и вполне естественное состояние, возникающее у любого человека в момент разочарования. Она может быть конструктивной и помогать в эффективном решении возникшей проблемы, а может угнетать и приводить к негативным последствиям для психики.

Читать еще:  Почему человек дебил

Интересно, что психологи считают склонность к фрустрации признаком высокого интеллекта, поскольку люди, часто пребывающие в таком состоянии, больше времени тратят на обдумывание причинно-следственных связей в своей жизни. Столкнувшись с фрустрацией в будущем, имейте в виду, что из этого состояния можно извлечь пользу. Главное – научиться перенаправлять энергию гнева в конструктивное русло, не позволяя фрустрации угнетать вас. А научиться этому вы можете, воспользовавшись советами из данной статьи.

Лекция на тему «Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации

1. Определение «фрустрация» в современной психологии

2. Степени остроты фрустрации

3. Причины вызывающие фрустрацию

4. Типы фрустрационных реакций

Определение «фрустрация» в современной психологии

Фрустрация- эмоциональное состояние, возникающее при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого препятствия на пути к цели. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая-в чувстве безысходности, крушения надежд, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам.

Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других — психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск. Сколь часто фрустрация «навещает» человека, зависит от него самого. У каждого индивида свой порог фрустрации. Который определяется его общей эмоциональностью, значимостью для него текущей ситуации, а также убеждениями, установками, принципами и отношением к жизни.

2. Степени остроты фрустрации

Степень остроты фрустрационного переживания и последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет эти личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация — агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним . Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение» . Было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия.

3. Причины вызывающие фрустрацию

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения– отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;

3) конфликт– одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «. наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта…».

Прямым следствием фрустрации является не агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций. Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

И. П. Павлов много раз говорил о трудностях жизни, которые вызывают неблагоприятные состояния коры больших полушарий головного мозга. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

1) вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия. Фрустрация к такого типа трудностям не относится;

2) непреодолимые. Явления фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деят-ти.

Другие трудности в жизни относятся к числу непреодолимых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых . Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерам, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности.

4. Типы фрустрационных реакций

Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.

1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – это нападение по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия.

Способствуют возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2) Отступление и уход – в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим или психологическим: а) сдерживание – осознанное отступление; б) подавление – неосознанное отступление. Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:

сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами;

рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения ;

фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы;

3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой. Регрессия – это возврат к поведению, сформированному значительно раньше и что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие. Регрессия – возвращение к более примитивным. А нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель — реализовать мотив.

Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:

1) лишения- отсутствие необходимых средств достижения цели или удовлетворения потребности;

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме:

1) толерантность. Разные формы толерантности:

а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.

2) Фиксации – два смысла:

а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

б) прикованность к фрустратору, поглощающему все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.

Читать еще:  Психотропные лекарства без рецепта

3) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; эпизодическими, преходящими. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

-агрессия и деструкция;

-стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

-регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.

Два основных направления реакций:

Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации

Отступление: физическое или психологическое. Осознанное отступление – сдерживание себя.

Неосознаваемое отступление – подавление.

Анализируя результаты экспериментов, пришли к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше. Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов ,но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер, то и социальную проблему.

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение приобретает в современной психологии проблема «выносливости» человека в отношении фрустрации.

Список используемой литературы

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 491

2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2006-352с.

Реакция на фрустрацию это

У термина фрустрация (от лат. fmstratio — «расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)») два значения:

• акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. обозначение фрустрационной ситуации);

• эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Оно сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

Фрустрацию вызывает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели.

С точки зрения С. Розенцвейга (S. Rosenzweig, 1960), всякая реакция на такой фрустратор служит поддержанию равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации — это реакция личности.

Возникает таковое не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог, который индивидуален у разных людей. Он определяется рядом как ситуационных, так и личностных аспектов:

• повторением неудовлетворенности: вновь случившаяся неудача наслаивается на эмоциональный след от прежней;

• этапом деятельности: если препятствие возникает в ее начале, агрессия выражена слабее, нежели в том случае, когда неудача постигла человека в самом конце;

• глубиной неудовлетворенности: чем сильнее была потребность, тем ниже порог фрустрации;

• эмоциональной возбудимостью человека: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог;

• уровнем притязаний личности, привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог фрустрации.

Было также установлено (В. Fagot, 1978; W. Hartup, 1958), что девочки легче подвергаются фрустрации, чем мальчики. Однако эта закономерность не абсолютна. Ряд психологов полагают, что мальчики испытывают большую фрустрацию в ситуациях, связанных с высказываниями. Как определили М. Принс (М. Prince, 1993) и М. Линн (М. Lynn, 1991), у женщин более сильная фрустрация вызвана отсутствием денег.

Кроме того, легкость возникновения состояния фрустрации зависит и от выраженности свойства силы нервной системы: у лиц со слабой нервной системой это состояние возникает при меньшем числе неудач, чем у лиц с сильной нервной системой.

Типы фрустрационного поведения. Фрустрация влияет на деятельность человека по-разному. В одних случаях она мобилизует для достижения отдаленной по времени цели, усиливает мотив. Однако при этом формы поведения могут носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, который либо стремится путем замещающих действий уйти от конфликтной ситуации (запрещенная или недостижимая цель выполняется мысленно либо только частично или решается похожая задача), либо вообще отказывается от деятельности.

Согласно С. Розенцвейгу, фрустрация по своей направленности имеет три поведенческие формы (реакции): экстрапунитивную, интрапунитивную, импуни-тивную.

Экстрапупитивпая форма связана с возникновением внутреннего «подстрекателя» к агрессии, с направленностью реакции искать виновного вовне. Человек обвиняет в случившемся обстоятельства, других людей. У него появляются раздражительность, досада, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится непластичным, примитивным, используются его ранее заученные формы, даже если они и не приводят к нужному результату. На основании этого возникла даже фру-страционная теория агрессии, которую предложили Дж. Доллард и др. (J. Dollard et al., 1939). Авторы полагают, что агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие препятствий, стоящих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления того состояния, к которому человек стремился.

Интрапуиитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией, когда человек обвиняет в неудаче самого себя, у него появляется чувство вины. В результате рождаются подавленное настроение, тревожность, человек становится замкнутым, молчаливым. При решении задачи он возвращается к более примитивным формам, ограничивает виды деятельности и удовлетворение своих интересов.

Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, исправимому со временем. Человек не обвиняет ни себя, ни других.

По данным Н. В. Тарабриной (1973) и К. Д. Шафранской (1976), чаще всего (50% случаев) преобладают экстрапунитивные реакции, почти вдвое реже встречаются интрапунитивные (самообвинительные) (27%) и еще реже импунитивные (23%). У мужчин больше экстрапунитивных реакций, а у женщин — интрапуни-тивных.

Н. П. Фетискин (1982) обнаружил, что субъектам с экстрапунитивной формой реагирования присущи сильная нервная система и подвижность нервных процессов, а демонстрирующим импунитивную и интрапунитивную формы — слабая нервная система и инертность нервных процессов. Связь различных форм реагирования на фрустрацию с типологическими особенностями установлена и в других исследованиях (Т. О. Амон, 1975).

Появление состояния фрустрации и той или иной формы реагирования зависит от личностных особенностей человека, поэтому было предложено понятие фрустрациопной толерантности, т. е. устойчивости к факторам, вызвавшим фрустрацию.

Лица со слабой нервной системой чаще проявляют интрапунитивную форму фрустрации, с сильной нервной системой — экстрапунитивную (агрессию). В. Е. Василенко (1998) утверждает, что экстрапунитивные реакции связаны с интеллектом отрицательным образом, а интрапунитивные и импунитивные — положительным. У школьников младших классов преобладают первые формы реагирования. В. Хармаз (1997) выявил у эмигрантов из Ирака, живущих в Швеции, выраженную импунитивную направленность, особенно у мужчин. У их детей преобладали эгозащитные и интрапунитивные реакции, отражающие склонность к самообвинению. У русских детей, по данным того же автора, с возрастом уменьшается число экстрапунитивных реакций, что свидетельствует, по его мнению, о снижении потребности непосредственно и открыто выражать свои эмоции. У иракских детей-эмигрантов такой тенденции не отмечается: импунитивный тип реагирования доминирует во всех возрастных группах, что В. Хармаз связывает с особенностями воспитания этих детей (повышенная зависимость от более старших, склонность к подчинению, послушанию).

Как показано М. А. Гулиной (1987), экстрапунитивные реакции наиболее характерны для лиц экстравертированного и тревожного типа, высокоэмоциональных; интрапунитивные же свойственны в большей мере интровертам со средним уровнем тревожности и в меньшей — интровертам с повышенной тревожностью и эмоциональностью.

Изучение типов и направленности фрустрации в группах мужчин и женщин, которое провел И. А. Юров (1981), показало; в частоте проявления типов реакций (0—D — подчеркивание наличия препятствий, препятственно-доминантный тип; N—P — акцентирование на достижении результата, разрешающий тип; E—D — акцент на самозащите, самозащитный тип) особых различий нет, а по направленности у мужчин несколько чаще встречается вариант Е (поиск виновного вовне, экстрапунитивные реакции), а у женщин — вариант М (отсутствие обвинений, безобвинительные реакции). Относительно варианта / (интрапуни-тивных. самообвинительных реакций) различий между мужчинами и женщинами выявлено не было.

По данным В. А. Якунина (1981), по направлению реакций преобладали внеш-необвинительные реакции (58,7%), а по типу — самозащитные (46,7%), что соответствует тенденциям, выявленным И. А. Юровым. Интеркорреляционный анализ показал, что лица с преобладанием внешнеобвинительных реакций менее склонны проявлять реакции разрешающего типа. Последний тип склонны проявлять лица с самообвинительным направлением реакций, которым, однако, несвойственны реакции самозащитного типа. Субъекты, у которых наблюдается преобладание безобвинительных реакций, с большей частотой проявляют реакции пре-пятственно-доминантного типа и в меньшей степени — самозащитного типа.

В этом исследовании выявлены связи типов фрустрационното реагирования с рядом личностных особенностей (по Кеттеллу). Так, внешнеобвинительные реакции положительно связаны с эмоциональной лабильностью (QІI), а самообвинительные реакции — положительно с робостью (фактор О) и интроверсией и отрицательно — с доминированием (фактор Е) и тревожностью (QII). Безобвинительные реакции положительно связаны и с динамизмом (фактор F), реалистичностью (фактор М) и отрицательно — с робостью и интроверсией. Препятст-венно-доминантный тип отрицательно связан с рафинированностью (фактор N), разрешающий тип — отрицательно с консерватизмом (фактор QI), а самозащитный тип реакции — положительно с радикализмом и рафинированностью.

В социально-фрустрирующей ситуации женщинам более присуща интрапуни-тивная направленность реакции, связанная с самообвинением (А. И. Винокуров, 1996).

Эмпирически описаны несколько классификаций стилей морального поведения: интегрированный — неинтегрированный (Хортшорн и Мэй, 1930), покорный — тревожный — агрессивный — конструктивный (Пулккинен, 1987), прагматический — альтруистический (Валантинас, 1989) <ТерешкинА. Ф. Системное исследование интегральное™. Пермь, 1991. С. 91).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector