Синдром саванта это
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Синдром саванта это

Синдром Саванта: причины развития, признаки и проявления, диагноз, прогноз

Синдром Саванта – это особый вид психического нарушения, который негативно влияет на работу головного мозга. Чаще всего заболевание встречается у умственно-отсталых людей с нарушением восприятия окружающего мира или у аутистов. Больным трудно познавать то, что происходит вокруг них, обслуживать себя в быту, выполнять привычные здоровому человеку вещи. Но, несмотря на это, каждый из пациентов имеет свой «остров гениальности». Это означает, что такие люди обладают различными уникальными способностями, раскрыть которые совсем несложно, главное – найти верный подход.

У савантов специалисты выявляют поразительные умственные знания или способности в какой-либо сфере деятельности. При этом по уровню интеллектуального развития больные останавливаются на стадии дебильности.

Синдром произошел от французского слова «саванта», которое переводится как «ученый». На сегодняшний день по статистике ООН насчитывается около 67 миллионов человек с аутистическими расстройствами. Из них “патологией” больны всего лишь 50 и абсолютно каждый из этих людей обладает уникальными способностями и талантами.

Причины возникновения синдрома Саванта

Чаще всего аномалия возникает вследствие генетических нарушений и может передаваться по наследству. Обычно болезнь тревожит людей с аутизмом или другими расстройствами психики. Также синдром может возникнуть из-за перенесенных черепно-мозговых травм или заболеваний мозга. Многие ученые считают, что савантизм – это следствие перинатальной патологии.

Все причины возникновения аномалии все еще неизвестны, но специалистами подсчитано, что болезнь в пять раз чаще беспокоит мужчин, чем женщин. Объясняется это тем, что в мужской хромосоме содержатся десятки генов, которые способствуют рождению ребенка с данным недугом.

Некоторые врачи предполагают, что аномалия развивается из-за особого вируса, который приводит нейроны к мутации. А исследования магниторезонансной и компьютерной томографии доказывают, что у людей с синдромом Саванта правое полушарие намного лучше развито, чем левое. Именно поэтому у них и выявляются особые способности.

Подтверждено и то, что у больных синдромом особое строение головного мозга: он не разделен на два полушария.

Савантизм не может появиться из-за приобретенных в ходе жизни заболеваний.

Факторы риска

Так как в большинстве случаев савантизм возникает из-за наследственной предрасположенности, основными факторами риска становятся генетические нарушения и психические расстройства. К ним можно отнести: синдром Аспергера, аутизм и умственную отсталость.

Помимо этого, выделяют следующие, не менее значимые, факторы риска:

  • Недоношенность (рождение ребенка раньше 35 недели);
  • Вес младенца, не превышающий 2500 г;
  • Зрелый возраст хотя бы одного из родителей (мать – от 40 лет, отец – от 49);
  • Врожденные пороки развития;
  • Травмы, полученные во время родов;
  • Послеродовую реанимацию ребенка;
  • Недавно перенесенные инфекции и заболевания мозга;
  • Мужской пол;
  • Генные мутации из-за неблагоприятной экологической обстановки;
  • Недостаток витаминов, в особенности – витамина D.

Патогенез

Современная классификация болезней не рассматривает синдром как самостоятельное заболевание. Считается, что недуг сопутствует аутистическому расстройству. Причина развития аномалии все еще остается неизвестной до конца.

Бытует мнение, что недуг возникает из-за различных патологических процессов, которые могут повлиять на асимметрию полушарий мозга. Обычно у здоровых людей правое полушарие, которое отвечает за творчество, пространственное и образное мышление, меньше левого (аналитическое мышление и вербальная информация). Исследования показывают, что у больных левое полушарие повреждено, а значит правое полностью возмещает его дисфункцию. Поэтому у человека появляются удивительные способности и таланты.

Симптомы болезни

Симптомы недуга трудно перепутать с какой-либо другой болезнью, так как все они являются специфическими. Например, саванты не способны самостоятельно обслуживать себя в быту – они не могут есть и одеваться без помощи, им трудно сходить в магазин за покупками или просто поговорить с незнакомцами. Но при всем при этом такие люди являются настоящими гениями в какой-либо области: они могут полностью пересказать прочитанную вчера книгу, сложить в голове огромные числа за считанные секунды или с точностью воспроизвести впервые услышанную музыкальную композицию.

К сожалению, области знаний у таких людей ограничены. Больные имеют феноменальную память, художественные, музыкальные, лингвистические, математические или механические таланты, но они часто не знают своего имени или дня рождения. Иногда пациенты имеют сразу несколько удивительных способностей. Больные синдромом запоминают все мелкие подробности: они даже могут поминутно расписать день, который был несколько недель назад.

Люди с синдромом Саванта живут в своем выдуманном мире. Обычно больные не коммуникабельны, им трудно построить предложение и выразить свою мысль, поэтому они не могут полностью влиться в социум. Пациенты имеют нарушения речи и движения. Они не смотрят в глаза другим людям, боятся прикосновений.

Также савантизму сопутствует:

  1. Физическое и умственное отставание;
  2. Психические нарушения;
  3. Аутизм;
  4. Синдром Дауна;
  5. Нарушения функционирования мозга;
  6. “Островки гениальности”.

Первые признаки

Если болезнь была врожденной, то необычные способности человека начнут проявляться в детстве. Например, дети, которые только узнали цифры, могут сразу же безошибочно складывать их в уме.

Так больной савантизмом Ким Пик в 2 года мог полностью запомнить текст книги, которую ему только что прочитали. Уже в 12 лет он закончил обучение в школе, так как полностью освоил программу без чьей-либо помощи.

Стадии

Обычно заболевание сопровождают разные формы умственной недоразвитости – эпилепсия, аутизм, синдром Дауна. У каждой из них есть главное сходство – чем раньше была начата коррекция поведения и развития ребенка, тем больше шансов на успешную адаптацию человека в социуме в будущем. Именно поэтому наиболее важной является ранняя стадия развития аномалии.

Начальная стадия сопровождает ребенка с первых дней его рождения. У таких детей нетрудно заметить особенности в развитии уже в возрасте 1-2 лет. Вместе с этим становятся более явными и нарушения психики. Современные технологии диагностики позволяют выявить синдром еще в младенческом возрасте.

Формы

Невероятные способности больных обычно проявляются в одном виде деятельности:

  • В музыке. Чаще всего больные играют на фортепиано, обладают абсолютным слухом и могут с точностью повторить все ноты.

  • В скульптуре или живописи. Савантов даже не нужно учить рисовать, они сами знают, как правильно это делать. Их рисунки и скульптуры отличаются особой реалистичностью и красочностью.
  • В моделировании. Пациенты не только отлично моделируют простые предметы, но и оказываются в силах изготовить сложные мелкие детали.
  • В математике. Счет в уме огромных примеров, повторение ряда многозначных числе и другие математические способности – все это также является отличительной чертой савантов.
  • В механике. Больные могут определить точное расстояние без каких-либо измерительных инструментов.
  • В лингвистике. Такая форма встречается намного реже, чем остальные, но тоже имеет место быть. Некоторые саванты являются настоящими полиглотами и разговаривают в совершенстве сразу на нескольких десятках языков.
  • Во времени. Люди с синдромом Саванта могут безошибочно определить время без хронометра или часов.
  • Имеют хорошую память. Представителем такой формы является Ким Пик, который за 10 секунд может прочитать целую страницу книги. На сегодняшний день известно, что он прочитал более 10000 книг и текст каждой из них в силах воспроизвести дословно.
  • Иногда пациенты имеют более развитое обоняние, зрение и осязание, чем у обычных людей.

Известные люди с синдромом

Многие больные синдромом – это поистине великие и гениальные люди. Самыми известными из них являются:

  1. Стивен Уилтширк – талантливый живописец из Британии, знаменит своей феноменальной памятью. Маленькому Стивену в 3 года поставили синдром Саванта. В 5 лет родители впервые заметили его особый талант к живописи. Сейчас он может воспроизвести любой пейзаж, который когда-либо видел, на холсте.
  2. Ким Пик родился с черепно-мозговой грыжей, травмой мозжечка и увеличенной головой. Обычно такие нарушения приводят либо к одаренности, либо к умственной отсталости. В случае Кима, все это возникло одновременно. Диагноз ребенку также поставили в 3 года. Со временем подросток начал запоминать целые книги, а позже у него появился настоящий талант к музыке.
  3. Таммет Дэниел родился с эпилепсией, отставал в развитии, но уже в юношеском возрасте знал несколько десятков языков, причем выучить он мог абсолютно любой диалект, даже самый сложный. Помимо этого, Таммет обладает и математическими способностями.
  4. Бен Андервуд еще в детстве потерял глаза, но это не помешало ему отлично ориентироваться на местности. Для этого он издает щелчок пальцами рук, чтобы уловить эхо.
  5. Дерек Паравичини тоже болен синдромом Саванта, но вопреки диагнозу он смог стать известным джаз-бен музыкантом.

Видео: о самых известных савантах

Диагностика синдрома

Установить диагноз можно при наличии мозговой дисфункции, сбора истории болезни пациента и его родственников. Доктор должен назначить энцефалографию, КТ и МРТ исследования, забор биоматериалов для лабораторных анализов. Обязательно нужно провести IQ-тест, выявить показатели эмпатии. Также необходимо провести дифференциальную диагностику, чтобы исключить другие аномалии развития. Но чаще всего патология становится заметна из-за совокупности гениальности и одаренности вместе с психическими нарушениями.

Лечение синдрома

Терапия данного синдрома возможна у врача психиатра, но стоит сказать, что особого лечения болезни не существует. Главное – адаптировать человека к нормальной жизни в социуме и улучшить его эмоциональное и физическое состояние. Лечение медикаментами обычно не применяется.

Каждая уникальная способность, которая была обнаружена у ребенка, требует особого отношения. Иногда действия педагогов приводят к утрате всех способностей детей. Именно поэтому важно найти действительно квалифицированного специалиста.

Коррекционные мероприятия

Прежде всего больных следует адаптировать к жизни в социуме с другими людьми, улучшить их эмоциональное и психологическое состояние. Для этого обычно назначают физиотерапею, развивающие программы и редко медикаментозное лечение.

Для социализации детей подходит арт-терапия, сказкотерапия, музыкальные занятия, физкультура и сеансы расслабляющего массажа. Позже подростков приобщают к общественной деятельности и совершенствуют их физическую форму. Также проводятся занятия по развитию речи.

Помимо всего этого больному следует вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек. Обычно после такого лечения симптомы болезни отступают, человек начинает вливаться в настоящую полноценную жизнь.

Осложнения

Несмотря на то что больные синдромом Саванта обладают удивительными способностями и гениальностью, на протяжении всей жизни их беспокоят психические расстройства, которые провоцируют трудности в общении с другими людьми. У савантов часто возникают депрессии, так как им кажется, что они одиноки и никогда не смогут реализоваться в социуме. Также недавние исследования ученых подтвердили, что у них есть предрасположенность к суицидальным наклонностям.

Профилактика

Профилактики заболевания, как таковой, все еще не предусмотрено. Специалисты советуют лишь стараться вести здоровый образ жизни и бросить все вредные привычки. Также перед зачатием ребенка стоит пройти всевозможные медицинские обследования, чтобы предотвратить риск возникновения вышеперечисленных факторов.

Прогноз

Несмотря на то что синдром Саванта был открыт уже достаточно давно, ученые все еще не смогли решить, что же это такое – тяжелое заболевание или форма гениальности. Физическая и умственная отсталость обычно замещаются какими-либо талантами, которые в дальнейшем помогают человеку стать известным и приспособиться к жизни в социуме. Многие больные имеют безгранично любимую работу и, скорее всего, являются поистине счастливыми людьми.

Видео: о синдроме Саванта


Синдром саванта у людей с аутизмом

Понятие синдрома саванта

Синдром саванта или савантизм – достаточно редкое состояние, характеризующееся наличием так называемого «острова гениальности» у людей с особенностями психического развития – как приобретенными, так и генетическими (включая аутизм). Синдром саванта проявляется в различных выдающихся способностях, затрагивающих одну или несколько областей науки или искусства.

Термин «савант» происходит от французского слова savant (ученый). Впервые феномен савантизма описал в 1887 г. Д. Л. Даун – тот самый британский врач, который занимался изучением такого заболевания, как «монголизм», позже переименованного в синдром Дауна.

В наше время савантизм не включен в международные медицинские классификаторы, поэтому называть его «болезнь саванта» – некорректно: данное состояние официально признано редкой формой РАС либо побочным проявлением некоторых дефектов центральной нервной системы.

Способности саванта

Савант (человек с синдромом саванта) может иметь крайне низкую способность к «общеобразовательному» обучению. Однако при этом ему вполне по силам развивать свои незаурядные таланты даже без помощи учителя, подчас достигая поистине невероятных успехов в таких сферах, как:

  • математика;
  • музыка;
  • рисование;
  • механика;
  • картография и т. д.

Кроме того, среди документально зарегистрированных проявлений савантизма значатся и феноменальная память, многократно обостренное чувство времени, высочайшие способности к изучению иностранных языков, очень тонкое обоняние и прочие «суперталанты».

В силу особенностей устройства своего мозга, саванты зачастую неспособны подвергать анализу и осмысливать полученные данные, вырабатывая некую единую концепцию познания, свойственную обычным людям (Д. Л. Даун дал этому феномену название «вербальная адгезия» или «словесное склеивание»). Именно эта особенность, по мнению ученых, и дает людям с синдромом саванта массу преимуществ в процессе усвоения информации.

Читать еще:  Что такое рда

Известные люди с синдромом саванта

Самым известным в мире человеком с савантизмом был американец Ким Пик (1951–2009 гг.), ставший живым прототипом главного героя кинофильма «Человек дождя». За свою буквально сверхчеловеческую эрудицию Ким получил такие неформальные прозвища, как «мегасавант» и «Ким-пьютер». Он мог за 8 секунд прочитать две страницы любой книги (одну правым, а вторую – левым глазом) и запомнить их содержание навсегда.

В течение жизни Ким Пик успел прочитать около 12 тысяч книг (включая разнообразные справочники, пособия и сборники таблиц) и мог дословно воспроизводить любые фрагменты из них, точно указывая номер страницы. Кроме того, Ким умел быстро и точно вычислять дни недели по числам месяцев в любых годах, имел незаурядные музыкальные способности, а также производил в уме сложнейшие математические вычисления, вплоть до извлечения кубического корня и перемножения четырехзначных чисел с дробями.

Среди других всемирно известных савантов нельзя не упомянуть таких людей, как:

  • Стивен Уилтшир, савант аутист – художник-архитектор со зрительной сверхпамятью, который может с высочайшей точностью воспроизводить на холсте любые предметы и пейзажи, даже если видит их всего несколько секунд. Сам Стивен совершенно равнодушен к славе, однако благодаря стараниям педагогов, поддерживающих в художнике интерес к творчеству, уже издано несколько альбомов с его работами;
  • Дерек Паравичини, слепой аутист с синдромом саванта – известнейший джазовый музыкант, заслуживший мировую славу своей уникальной способностью сыграть любое музыкальное произведение после единственного прослушивания. При этом Дерек страдает эхолалией (повторение всех услышанных звуков, свойственное 75% людей с аутизмом), а его интеллект находится на уровне 4-летнего ребенка;
  • Дэниел Таммет (аутизм, эпилепсия) – савант, обладающий талантом к сложным математическим операциям, а также способностью к изучению любого языка в течение одной недели. В 2004 г. Дэниел побил европейский рекорд, записав по памяти 22 514 знаков после запятой числа пи. Для записи такого количества цифр Дэниелу потребовалось пять часов;
  • Лесли Лемке (ДЦП, слепота) – выдающийся пианист, самостоятельно освоивший игру на фортепьяно уже будучи слепым – глаза мальчика были удалены хирургическим путем еще в детстве из-за врожденной глаукомы. Лесли часто выступает с концертами и способен безошибочно подобрать любую мелодию, прослушав ее один раз.

Изучение особенностей савантов пока не дало однозначного ответа на вопрос, чем можно объяснить их феноменальные способности. Однако уже известно, что объемы некоторых участков мозга этих людей превышают нормальные. А мозг Кима Пика даже не был поделен на полушария, представляя собой однородный «монолитный» блок без мозолистого тела, которое в норме разделяет правую и левую части мозга.

Савантизм: симптомы и признаки

Симптомы савантизма практически невозможно перепутать с признаками какого-либо другого состояния, настолько они специфичны. Являясь настоящим гением в какой-либо узкой сфере, в остальных областях жизни савант обычно демонстрирует явный недостаток способностей, включая:

  • трудности с самообслуживанием (зачастую люди с савантизмом не могут поесть или одеться без посторонней помощи);
  • невозможность самостоятельно решать какие-либо бытовые вопросы;
  • неспособность взаимодействовать с незнакомыми людьми;
  • нарушения двигательных функций;
  • страх прикосновений, отсутствие зрительного контакта и т. д.

Большинство людей с синдромом саванта живут в собственных выдуманных мирах, будучи неспособны полноценно влиться в социум. При этом достаточно сложно научить ребенка с аутизмом зрительному контакту при проявлении других специфичных черт синдрома. Некоторые саванты, несмотря на наличие удивительных талантов, могут не знать своего имени или даты рождения, забывают названия простейших предметов, не умеют писать даже при высокой грамотности чтения и т. д.

Еще один распространенный «симптом саванта» – глобальные проблемы с речью. Люди с савантизмом часто испытывают лексические затруднения – например, савант-синдром у детей с аутизмом часто сопровождается нарушением слоговой структуры слов («перемешивание» слогов), аграмматизмами, ошибками при согласовании слов в предложениях, невозможностью произносить отдельные гласные или согласные звуки и т. д. Поэтому достаточно часто саванты предпочитают невербальные способы коммуникации при помощи картинок, табличек, музыки или каких-либо других альтернативных методов общения. И если ребенок аутист не говорит — есть вероятность, что его мозг просто работает другим образом, используя вместо слов — зрительные образы.

Синдром саванта у людей с аутизмом

Синдром саванта и аутизм – понятия, идущие рука об руку. Ранее считалось, что среди аутистов случаи савантизма распространены примерно в соотношении 1/10, но согласно результатам исследований последних лет эта пропорция была увеличена до 3/10, тогда как среди обычных людей «синдром гения» встречается лишь в одном случае из 2000.

Необычные таланты у детей с аутизмом могут начать проявляться уже в самом раннем возрасте. Например, способность к сложным математическим операциям может открыться у 3–5-летнего ребенка, лишь недавно познакомившегося с цифрами и предпочитающего их любым игрушкам.

Как получить синдром саванта?

Истинный савант синдром встречается лишь у людей с особенностями психического развития, однако в редких случаях состояния, напоминающие «синдром гения», были зафиксированы и после получения обычными людьми черепно-мозговых травм. Разумеется, не стоит стремиться к травмам ради получения сверхспособностей (тем более, что шанс получить их таким путем мал). Лучше воспользоваться менее травматичными способами – например, специальными программами, основанными на применении мнемотехники и включающими в себя множество эффективных упражнений, направленных на развитие памяти до уровня «выше среднего». Работе с такими пациентами помогает и АВА терапия в Москве, в том числе предлагая обучение наиболее эффективным методикам.

Синдром саванта: форма гениальности или болезнь?

Синдром саванта – это очень редкое состояние для лиц, которые страдают от различного рода отклонений в развитии (в том числе и аутистических). Оно заключается в наличии некоего “острова гениальности”, выдающихся способностей в одной или нескольких сферах, которые резко контрастируют с ограниченностью личности. Синдром может быть как приобретённым, так и врожденным. В крайне редких случаях он может возникать в результате черепно-мозговой травмы или же различных заболеваний, развивающихся в головном мозге.

Что такое синдром саванта?

В большинстве случаев у савантизма генетическая природа, но встречаются случаи проявления синдрома после черепно-мозговых травм, воспалительных процессов в головном мозге или при нарушении развития плода в утробе матери

Сокращенно данное расстройство называется савантизм. Термин походит от французского слова savant, которое переводится как “ученый”. Синдром является, по сути, вторичным явлением, которое сопровождает определенные типы умственной отсталости и психического развития. Проявляется савантизм чаще всего в таких сферах:

  • рисование, графика, живопись;
  • музыка (как сочинение песен, так и игра сложных произведений);
  • прикладная математика и другие точные науки;
  • картография;
  • все виды моделирования;
  • выполнение сложных расчетов.

Люди с синдромом саванта могут легко сказать, на какой день недели выпадет 24 октября 2341 года или воспроизвести по памяти несколько страниц текста, прочитанного один раз. Также среди проявлений болезни известны обостренный нюх и превосходное ориентирование на местности.

Причины развития

Согласно данным нескольких узкоспециализированных исследований в области мозга и его работы, отмечается, что активность правого полушария значительно выше, оно заметно замещает левое, в котором проявляется функциональный дефицит. Среди установленных на сегодняшний день факторов, влияющих на развитие синдрома, следует выделить:

  • проведение реанимационных мер для ребенка сразу после его рождения;
  • рождение раньше срока;
  • вес новорожденного значительно отличается от нормы, примерно на более чем 2 кг;
  • возраст родителей (когда матери за 40, а отцу за 50);
  • наличие аутистических болезней в роду;
  • различные врожденные пороки развития;
  • низкий уровень экологии, который становится причиной недостатка витамина D и различного рода мутаций.

Среди больных с синдромом саванта представители сильного пола имеют численное превосходство. Существует мнение, что это связано с тестостероном, а точнее с его влиянием на развитие и рост головного мозга. Также тестостерон подавляет выработку окситоцина, – гормона, влияющего на социальную адаптацию личности.

В некоторых кругах существует теория вирусной этиологии данного феномена. Согласно этому мнению инфекционный агент попадает в здоровый организм и провоцирует мутации клеток в головном мозге. Но подтверждения гипотезы пока что не были предоставлены медицинскими учеными.

Как проявляется синдром?

Больным синдромом Саванта свойственна некоммуникабельность

Для савантиста самые простые в понимании обычного человека вещи являются непосильными. Это касается самостоятельного одевания, приготовления пищи, прогулки в магазин и т.д. Но в отдельных узкоспециализированных сферах они проявляют выдающиеся способности. Это касается:

  • пространственного мышления – для человека с синдромом саванта не составит труда по памяти воспроизвести случайно увиденный предмет;
  • математические расчеты – савант легко совершает сложные арифметические вычисления;
  • креативность – такие люди способны быть проектировщиками и изобретателями, конструировать или создавать чертежи различных механизмов и приспособлений;
  • память – пациент запоминает и воспроизводит большие по объему фрагменты информации часто после первого же прочтения или изучения.

Наблюдаются сопутствующие расстройства и симптомы:

  • умственная и физическая отсталость;
  • слуховые и речевые нарушения;
  • эпилепсия;
  • аномальная структура некоторых участков мозга;
  • низкий общий уровень интеллекта;
  • расстройства аутистического характера;
  • присутствие двигательных стереотипов.

Больные синдромом саванта отличаются своей некоммуникабельностью, они избегают общения с людьми, тактильных контактов. Больные затрудняются выражать эмоции и чувства, социализация в обществе практически отсутствует.

Осложнения и прогнозы

Больные синдромом Саванта всю жизнь страдают от психических расстройств, которые не позволяют им быть полноценными единицами общества. Потому, несмотря на их гениальность, савантам очень сложно находить общий язык с окружающими. Одним из распространенных осложнений является депрессия на фоне ощущения тотального одиночества и страха, что они так и не смогут реализовать себя в обществе. Все это приводит к появлению суицидальных наклонностей.

Несмотря на то, что синдром Саванта открыт уже достаточно давно, ученые не могут однозначно установить, что же это — форма гениальности или тяжелое заболевание. Относительно этого ведутся споры, поскольку физическую и некоторую умственную отсталость настолько замещает “остров гениальности”, что савант становится всемирно популярным и приспосабливается к социуму. Многие больные занимаются деятельностью, которую безгранично любят, а потому являются гораздо более счастливыми, чем некоторые обычные люди.

Методы диагностики синдрома

С помощью специальных тестов специалист легко установит уровень интеллектуального развития пациента

Так как синдром Саванта является редкой формой аутистического расстройства, то предпосылками к его развитию могут считаться нарушения в работе клеток головного мозга на некоторых его участках. В связи с этим и проявляется отставание в умственном развитии и другие симптомы.

Клиническая диагностика синдрома опирается на такие показатели:

  • возраст и гендер пациента;
  • результаты МРТ;
  • результаты энцефалограммы;
  • семейный анамнез;
  • специальные лабораторные исследования.

Используя специальные тесты, специалист устанавливает уровень эмпатии и общего интеллектуального развития пациента.

Лечат ли синдром саванта?

Терапия данного синдрома возможна у врача психиатра, но стоит сказать, что особого лечения болезни не существует. Главное — адаптировать человека к нормальной жизни в социуме и улучшить его эмоциональное и физическое состояние. Лечение медикаментами обычно не применяется.

Каждая уникальная способность, которая была обнаружена у ребенка, требует особого отношения. Иногда действия педагогов приводят к утрате всех способностей детей. Именно поэтому важно найти действительно квалифицированного специалиста.

Коррекционные мероприятия

Прежде всего больных следует адаптировать к жизни в социуме с другими людьми, улучшить их эмоциональное и психологическое состояние. Для этого обычно назначают физиотерапию, развивающие программы и редко медикаментозное лечение.

Для социализации детей подходит арт-терапия, сказкотерапия, музыкальные занятия, физкультура и сеансы расслабляющего массажа. Позже подростков приобщают к общественной деятельности и совершенствуют их физическую форму. Также проводятся занятия по развитию речи.

Помимо всего этого больному следует вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек. Обычно после такого лечения симптомы болезни отступают, человек начинает вливаться в настоящую полноценную жизнь.

Всемирно известные люди с синдромом саванта

Даниэль Пол Таммет – 14 марта 2004 года побил рекорд Европы, воспроизведя 22 514 знаков после запятой числа Пи за 5 часов и 9 минут

Миру известно несколько особо гениальных савантов:

  1. Даниэль Пол Таммет. Этот человек родился в Британии. У него врожденная эпилепсия и аутизм. Даниэль имеет уникальный талант к сложным математическим вычислениям и изучению иностранных языков, также он обладает последовательной памятью.
  2. Ричард Воуро. Гениальный художник. Родился в Шотландии в 1952 году. Будучи совсем маленьким, едва научившись ходить, он начал рисовать. До одиннадцати лет его не могли научить разговаривать, а после неудачной операции на глазах он стал слепым, но его работам поражались даже высокие деятели искусств.
  3. Ким Пик. По рассказам отца, Пик, будучи еще совсем малышом, в возрасте 1,5 -2 года имел феноменальную память. Он с легкостью читал книги, запоминая их, затем ставил их на полку в перевернутом виде. Так он показывал, что книга прочтена. Чтение одной книги занимает у него не более часа, а воспроизвести содержание он может на 99%. Всего Пик помнит содержание около 12 тысяч прочитанных книг. Гениальные особенности позволяют этому человеку повторить на фортепиано все услышанные им музыкальные произведения, даже если он слышал их несколько лет назад. Без труда он может музицировать и общаться одновременно. Также он с легкостью ответит, какую партию играл каждый музыкальный инструмент в тысячах произведений.
  4. Дерек Паравичини. Известнейший во всем мире талантливый джазовый музыкант. Он родился в 1979 году, раньше положенного срока. Это повлияло на правильное развитие его головного мозга, а со временем он ослеп. Ограниченные физические и психические возможности этого человека не помешали, а наоборот поспособствовали развитию его музыкального таланта. Он может с легкостью сыграть любое услышанное им музыкальное произведение. Впервые его концерт состоялся в Лондоне, при участии Королевского оркестра. Тогда ему было всего девять лет. Блистая своим гениальным талантом, Дерек остается в развитии на уровне четырехлетнего ребенка.
Читать еще:  Почему я стесняюсь девушек

Синдром саванта

Синдром саванта (савантизм) — это состояние, при котором человек с расстройством развития (например, с аутизмом) проявляет выдающиеся способности или навыки в какой-то определенной сфере (например, в математике или музыке) [1].

История исследований синдрома саванта описана в работах Дарольда Трефферта. В частности, в своей статье The savant syndrome: an extraordinary condition. A synopsis: past, present, future («Синдром саванта: уникальное состояние. Синпсис: прошлое, настоящее, будущее») [2] автор пишет о том, что впервые состояние, похожее на синдром, было описано в 1783 году в немецком психологическом журнале Gnothi Sauton на примере случая Джедидайи Бакстона, человека с уникальными способностями к счету и феноменальной памятью. В 1798 году Бенджамин Раш описал еще один случай выдающихся способностей к счету у Томаса Фуллера. При том что Томас «едва ли мог понять что-то более сложное, чем счет — будь то теоретическая или практическая информация» [3], когда его попросили посчитать, сколько секунд прожил человек, которому было 70 лет, 17 дней и 12 часов, он дал абсолютно верный ответ и даже учел 17 високосных лет.

Первое точное описание синдрома было дано в 1887 году Джоном Лэнгдоном Дауном. Он представил 10 случаев людей с «особыми способностями», которых называл «учеными идиотами». Один из его пациентов дословно помнил огромные куски из «Расцвета и падения Римской империи» и мог цитировать их с любого места. Другие пациенты Дауна рисовали с большим мастерством, имели музыкальные и арифметические способности. Все это вписывается в клиническую картину синдрома саванта, как он понимается сегодня.

В 1914 году Уильям Тредголд в своем учебнике Mental Deficiency («Ментальная недостаточность») дал очень подробное описание синдрома, добавив более 20 случаев из клинического опыта различных специалистов. В 1978 году А. Л. Хилл составил обзор литературы с 1890 по 1978 годы, включающей в себя описание более 100 случаев савантизма. В тот же год Бернард Римленд опубликовал данные своего исследования, проведенного с участием 5400 детей с аутизмом, 531 из которых проявили «особые способности». В 1988 году Дарольд Трефферт опубликовал обновленную версию обзора, содержащую более детальную информацию об описанных ранее случаях, и предложил изменить термин «ученый идиот» на «синдром саванта». В 1989 году он же опубликовал монографию Extraordinary People («Выдающиеся люди»), в которой суммировал результаты исследований и описаний, за предыдущие 100 лет. В 2001 году Беата Хермелин в своей полубиографической книге Bright Splinters of the Mind: A Personal Story of Research with Autistic Savants («Блестящие островки разума: личная история исследований савантизма у людей с аутизмом») подвела итог 20 годам исследований, которыми занималась она сама и ее коллеги.

В 1887 году Джон Даун ввел для своих пациентов термин «ученый идиот» (idiot savant), который находился в употреблении в течении почти 100 лет. В то время «идиот» было приемлемым словом для обозначения людей с IQ ниже 25 баллов, а слово «ученый», savant, было образовано от французского глагола savoir — знать. При этом термин был ошибочным, потому что почти все случаи савантизма встречаются у людей с IQ выше 40. В целях соблюдения точности и из уважения к человеческому достоинству термин был заменен на «синдром саванта», который сегодня широко используется. Именно он считается предпочтительным, а не используемый иногда «аутичный савант»: поскольку синдром также встречается и при других расстройствах, нарушениях или травмах ЦНС.

В 1973 году Американская ассоциация по вопросам ментальной недостаточности (старое название Американской ассоциации по вопросам нарушений интеллекта и развития, AAIDD) дала следующее определение синдрома саванта: «Человек с низким уровнем интеллекта, который обладает необычайными навыками выполнения некоторых специальных заданий типа счета в уме, запоминания дат и чисел или в выполнении некоторых бытовых заданий на крайне высоком уровне». В 1983 году определение было пересмотрено и звучало так: «Человек с явными интеллектуальными нарушениями, имеющий при этом выдающиеся умения в узко ограниченных сферах (например, арифметика, высчитывание дат)». Несмотря на различия этих определений их роднит два соображения: 1. человек должен иметь некоторые необычайно развитые способности по сравнению с нормативной выборкой и по сравнению с общим уровнем способностей этого человека; 2. человек должен иметь интеллектуальные нарушения или/и сложности в адаптивном поведении.

В 1998 году Леон Миллер предложил употреблять термин «савант» ко всем людям, которые имеют выдающиеся навыки хотя бы в одной сфере, которые контрастируют с общим уровнем его функционирования. Это свидетельствовало о том, что исследователи приходят к пониманию: савантизм может встречаться у людей с IQ выше 70 (что является «порогом» интеллектуальной недостаточности) и характерен не только для аутизма (например, для синдрома Прадера-Вилли или синдрома Вильямса) [4].

Распространенность среди людей с РАС

Люди с РАС в кино, телепрограммах и литературе часто изображаются носителями синдрома саванта. Например, маленький ребенок, способный взламывать сложнейшие коды или взрослый с феноменальной памятью. Музыкант, который может сыграть любую мелодию на слух, лишь услышав ее. Некоторые изображения людей с аутизмом и синдромом саванта опираются на реальные истории (например, Ким Пик стал прототипом Рэймонда Бэббита, персонажа Дастина Хоффмана в «Человеке дождя»), некоторые — плод фантазии писателей и сценаристов. Иногда реальные случаи оказываются удивительнее любого вымысла и широко тиражируются СМИ и социальными медиа. Например, уже несколько лет в соцсетях то и дело появляются рассказы о поразительных способностях художника Стивена Уилтшира рисовать панорамы городов по памяти.

Но как часто савантизм на самом деле встречается в популяции людей с РАС? И как взаимосвязь аутизма и синдрома саванта, демонстрируемая в кино, влияет на жизнь людей с РАС и их близких?

Согласно последним исследованиям, савантизм не такое уж редкое явление при аутизме. Исследование 2009 года Патрисии Хоулин и коллег показало [6], что 1/3 взрослых людей с аутизмом демонстрировали выдающиеся навыки в одной или более сферах (на основании родительских отчетов и психометрических тестов). Как правило, особые способности характерны для ограниченного количества областей: согласно исследованию 2015 года Андре-Анн Меёр и коллег [4], более 70% детей и взрослых с аутизмом показали высоко развитые память (по сравнению с 52% в контрольной группе), визуально-пространственные способности (по сравнению с 32% в контрольной группе), способности к счету, рисованию или музыке (по сравнению с 17% в контрольной группе в каждой сфере). В то же время исследователи заметили, что хотя в ряде случаев особые изолированные навыки и могут теряться (в среднем у 12% участников исследования), но это скорее нетипичные случаи.

Интересно, что при исследовании, проведенном при участии 6000 близнецов 8-летнего возраста [7], было показано, что способности (о которых сообщали родители) к музыке, математике, искусству или запоминанию были связаны с наличием аутичных черт у ребенка, особенно — с устойчивыми и повторяющимися интересами и деятельностью, повышенным вниманием к деталям (также данные родительских отчетов). Результаты этого исследования показали, что генетический эффект двух переменных во многом пересекается. Исследователи обнаружили, что одни и те же генетические факторы могли отвечать за наличие у детей как выдающихся способностей, так и аутичных черт. Грубо говоря, гены «отвечающие» за таланты пересекались с теми, которые «отвечают» за аутизм. Авторы сделали предположение, что эти аллели, связанные с аутичностью, появились не случайно и что скорее всего они стали продуктом позитивного отбора в ходе эволиции, так как они положительно коррелируют с высоким интеллектом и развитой способностью к обучению в генеральной популяции [8].

Франческа Аппе пишет [9]: «Можно предположить, что внимание к деталям лежит в основе таланта к музыке или искусству у детей с аутизмом. Все музыканты с савантизмом, протестированные до сегодняшнего дня, показывали абсолютный слух. Но именно дети с аутизмом, даже без специального обучения, отлично запоминали информацию о нотах и сохраняли ее спустя дни и недели. В то время как их типично развивающиеся сверстники переключались от конкретных нот к мелодиям (которые могут быть представлены в разных переложениях), при аутизме способность поддерживать конкретное звучание сохранялась». Аппе пишет о случае, когда человек с аутизмом мог не только различать ноты на слух, но даже определять высоту звука в речи людей или шумах окружающей среды. Исследовательница также отмечает, что многие художники с аутизмом настолько восприимчивы к деталям, что способны рисовать набело участок за участком, вместо того чтобы сначала сделать набросок всей картины. Внимание к деталям и предпочтение обрабатывать информацию о частях, а не целом, характерны для аутизма, хотя могут встречаться и у нейротипичных людей. Некоторые когнитивные аспекты аутизма могут быть «внедрены» в различные генетические и неврологические основы. Это значит, что одаренные люди могут иметь общий когнитивный стиль с людьми с аутизмом, но при этом не разделять их социально-коммуникативные трудности — заключает Аппе.

Несмотря на то, что савантизм среди детей и взросых с аутизмом действительно иногда встречается, большинство людей с аутизмом не обладает выдающимися способностями. Это значит, что тиражируемые медиа стереотипы о «гениальных людях с аутизмом» часто негативно сказываются на жизни людей с аутизмом и их близких. Те, кто никогда не сталкивался с аутизмом в реальной жизни, ожидают, что люди с аутизмом будут иметь феноменальные таланты. Родителей это часто задевает. «Когда соседи спрашивают меня об особых талантах моего аутичного сына, я говорю им, что его талант — получить срыв в магазине из-за мерцания ламп!» — говорит мать мальчика с аутизмом.

С другой стороны, подчеркивание и привлечение внимания общества к специальным интересам, способностям и талантам может помочь повысить самооценку людей с РАС, дать им новые возможности и темы для взаимодействия и лучшие шансы на получение работы. Общественный деятель, социальный работник и женщина с синдромом Аспергера Дина Гасснер отмечает, что представление в медиа людей с аутизмом как суперодаренных — это иногда даже хорошо. «Люди видят проявления аутизма, о которых они не знали раньше. Правда, мне кажется в СМИ есть тенденция преувеличивать особенности людей с аутизмом для того, чтобы они были заметны и наглядны для зрителей. Общество стало более информированным об аутизме, чем когда-либо. С другой стороны, эти образы не похожи на типичного человека с синдромом Аспергера. Мне также кажется, что образы в СМИ создают искаженное представление о синдроме Аспергера. Мы не занимаемся целыми днями чем-то, что хорошо у нас получается. Нам все еще нужно делать уборку в доме, нам нужно планировать свой день, многие из нас заботятся о семьях, и эти задачи даются нам с большим трудом. Мне кажется, СМИ не отражают всех этих бытовых проблем, с которыми мы живем постоянно, как они не отражают и огромного истощения, которое мы испытываем, пытаясь их решить» [10].

Читать еще:  Потеря работы и ее психологические последствия

Статью подготовил: Юля Азарова

Лига выдающихся идиотов. Самые потрясающие на свете мозги савантов

Аутисты, которых мы по собственному кретинизму принимаем за идиотов, в реальности способны делать вещи для нас непосильные.

По шкале интеллекта мы с тобой куда ближе к котам помоечным, дикорастущим, нежели к среднестатистическим обладателям синдрома саванта. Ведь обычный савант как нечего делать перемножит шестизначные числа в уме, целиком процитирует книжку, которую читал лет десять назад, вспомнит, что с ним произошло в любой день его жизни и за несколько дней в совершенстве овладеет иностранным языком. Правда, удивлять тебя своими способностями он будет с расстегнутой ширинкой, засохшей едой на подбородке и держась за мамочкину руку.

Впервые савантизм был описан Джоном Лэнгдоном Дауном — тем самым Дауном, который описал болезнь «монголизм», позже переименованную в синд­ром Дауна*. В 1887 году он ввел выражение idiot savant («идиот ученый»; от фр. savoir – знать), но ни оно, ни термин autistic savant («аутист савант»), предложенный Бернардом Римландом, не являются правильными. Дело в том, что савантизм — не отдельная болезнь, это всего лишь симп­том, который может вызываться самыми разными мозговыми проблемами, начиная физической травмой и заканчивая слабоумием.

* — Примечание Phacochoerus’a Фунтика: « Не повторяй ошибок Дауна: если захочешь прославить свою фамилию, предварительно как следует подумай, чем это может закончиться »

Ким Пик

Если б не было Кима, Барри Морроу не вдохновился бы на создание сценария фильма «Человек дождя», а Дастин Хоффман не получил бы своего «Оскара». Именно Ким со своими фантастическими способностями стал прототипом Реймонда-Рэйнмена.

Ким родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребенка большие проблемы. Голова у него была раза в два больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она еще была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч. Внут­ри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга, как мозолистое тело и комиссуры, которые в норме соединяют левое и правое полушария. А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован. Но вместо того, чтобы вести тихую жизнь покладистого растения, которую, казалось бы, уготовили для него феи судьбы, Ким стал гением, которого родные и близкие дразнят Кимпьютером. Уже в полтора года Ким слово в слово запоминал книги, которые ему читали. Он каждый день ходил в городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити и знал наизусть около 9000 произведений. Он проглатывал страницу за 7–10 секунд, причем правую половину разворота читал правым глазом, а левую — левым. Мозг Кима содержали все известные человечеству сведения, касающиеся 15 интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка. Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и запомнил номера всех его обитателей. Если бы Киму дали автомобильные права, ему не нужно было бы тратиться на навигатор, так как он детально помнил карты всех городов Америки. Вот только прав ему не суждено было увидеть как собственной мозговой грыжи, потому что, невзирая на всю свою гениальность, Ким был совершенно безнаде­жен в плане самостоятельного существования. Координация движений у него чудовищная, ему тяжело было следить за своими конечностями, ходил он как марионетка, управляемая пьяным кукловодом. По улицам он передвигался только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну — кормил Кима, одевал и завязывал ему шнурки.

Кроме того, гений интеллекта был безнадежно плох в абстрактных понятиях. Например, если спрашивали, что значит «он пошел по стопам своего отца», Ким, подумав, отвечал: «Он держал его за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».

Стивен Уилтшир

Маленький Стивен не был болтливым мальчиком. Более того, он вообще никогда ничего не говорил. Если ему нужно было спать, он рисовал кровать; если хотел молока — рисовал пакет. В лондонской школе Куинсмилл, куда родители отдали пятилетнего аутиста, он мог часами молча сидеть за столом и водить карандашом в альбоме. Но садисты-учителя придумали, как заставить ребенка заговорить. Они забирали его рисунки и прикидывались, что не понимают, что тот просит: «Хочешь порисовать, Стивен? Тогда скажи, что тебе нужна бумага и карандаши». Однажды это сработало. Стивен протянул к мучителям руки и с усилием, но внятно произнес свои первые слова — «paper» и «pencil». К девяти годам он полностью овладел речью и вскоре стал героем программы The Foolish Wise Ones, в которой рассказал о своей способности зарисовывать любые постройки, лишь мельком взглянув на них.

Аудитория и телеведущие усомнились, поэтому компания BBC решила провести эксперимент. На вертолете в сопровождении двух репортеров Стивен поднялся над Лондоном и в течение нескольких минут смотрел на город сверху, после чего, вернувшись в студию, начертил точную карту местности в четыре квадратные мили, на которой вполне детально изобразил около двухсот строений. Карта оказалась такой красивой, что на Стивена тут же посыпались заявки от людей, желавших ее приобрести.

Вид на Манхэттен с высоты полета Стивена

Так савант-живописец нашел дело своей жизни. Теперь он уже полетал над Римом, Гонконгом, Иерусалимом, Мадридом, Токио и Дубаем и воссоздал эти города на десятиметровых полотнах. Выставки картин 35-летнего англичанина проходят по всему миру, а в 2006 году королева Елизавета II наградила Стивена орденом Британской империи в знак признания его творческих заслуг.

На то, чтобы окинуть взглядом эту панораму Токио, ты потратишь больше времени, чем Стивен потратил на то, чтобы ее запомнить

Лесли Лемке

Лесли был долгожданным ребенком. Его родители мечтали о том, что у них будет красивый, веселый и здоровый малыш. И поэтому пришли в ужас, увидев сына — скрюченное существо с поврежденным головным мозгом и церебральным параличом. Кроме того, у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни. Не будем осуждать родителей Лесли, которые тут же оформили отказ от родительских прав: у каждого человека есть предел груза, который он может вынести. А вот выхаживавшая Лесли медсестра Мэй Лемке в смысле житейских грузов оказалась тяжеловесом и официально усыновила малыша, обзаведясь, таким образом, шестым ребенком в довесок к пяти собственным. Кое-как научившись есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно, долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией. Однажды он услышал по телевизору запись Концерта № 1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано в гостиной и с первого же раза сыграл его.

Когда дочь садиласьза рояль, вся семьясобиралась вокруг и наклеивала ейбороду

С тех пор Лесли — слепой, умственно отсталый, с церебральным параличом, не имевший ни одного урока музыки — может повторить любую мелодию, услышанную хотя бы раз. Пусть без артистизма и глубины, свойственной настоящим исполнителям, но зато и без единой помарки, которые с теми легко случаются.

Эллен Будро

Эллен – одна из немногих женщин-саван­тов. Слепая, с задержкой умственного развития, она, подобно Лесли Лемке, впервые услышав мелодию, может тут же сыграть ее на пианино или гитаре, правда обычно с ошибками и искажениями. Но зато Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека: она не хуже китов и летучих мышей пользуется эхолокацией. Первыми ее способности заметили родители, потрясенные тем, что четырехлетняя слепая девочка прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков, обходит стулья и легко сбегает вниз по лестнице. Правда, все время бубнит себе под нос какую-то странную не то песенку, не то бурчалку. Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнает об объектах на своем пути. Так что она не может потеряться. Причем не только в пространстве, но и во времени. Когда девочке было пять лет, ее заинтересовал секундомер. Ей объяснили, что это такое, она несколько секунд послушала тиканье и с тех пор с точностью до секунды может сказать, сколько в данный момент времени.

Даниэль Таммет

Если тебя начнут беспокоить тяжелые эпилептические припадки, не спеши сразу обращаться к врачу. Погоди немного: а вдруг у тебя разовьется память и появятся математические способности, как произошло с Даниэлем, единственным савантом, который может объяснить работу своего мозга (остальные обычно не могут понять, что от них хотят услышать)? В первые годы жизни Даниэль рос обычным ребенком, но не пойми откуда взявшаяся эпилепсия привела к аутизму, серьезным проблемам в плане общения с другими людьми и математической гениальности. 30-летний англичанин рассказывает, что, когда он хочет решить какую-нибудь математическую задачу, ему видятся две расплывчатые геометрические фигуры. Постепенно контуры становятся все более четкими, и наконец возникает третья фигура — ответ. Каждое число для него имеет свои цвет и форму, и он способен нарисовать их или вылепить. «В моем восприятии девятки — огромные и синие, и я до сих пор удивляюсь, что в газетах они мелкие и темные. Шестерки представляются мне крохотными черными дырами. Когда я думаю о числе 89, передо мной пролетает что-то похожее на снежинки. А вот число 351 напоминает полную ложку овсяной каши». Самое красивое и гармоничное для него число пи. Даниэль может процитировать его до 22 514 знаков после запятой. Эту способность он продемонстрировал 14 марта 2004 года, в международный день числа пи, установив мировой рекорд.

Кроме того, у Даниэля удивительные лингвистические способности. Он знает 11 языков: английский, французский, финский, немецкий, испанский, румынский, литовский, эстонский, валлийский, эсперанто и исландский, который выучил за семь дней, по­участвовав в эксперименте документального фильма The brain man. Сейчас Даниэль работает над созданием собственного языка — mänti. Преподает языки онлайн, делает все точно по часам (любое нарушение режима ввергает его в панику и может вызвать тяжелый эпилептический припадок) и живет со своим другом Джеромом. Вот и решай теперь, нужны ли тебе феноменальная память и математические способности.

Как подхватить савантизм

О причинах, вызывающих савантизм, ученые пока могут только гадать. Посвятившая жизнь этой проблеме профессор Нэнси Миншу из Питсбургского университета утверждает, что аномально высокий уровень тестостерона (гормона мужественности) у новорожденных савантов вызывает усиленный рост мозга и одновременно подавляет выработку гормона окситоцина, отвечающего за успешную социализацию. Нейрофизиологи из Университета Вандербильта в Нэшвилле считают, что в мужской Х-хромосоме есть несколько десятков генов, отвечающих за рождение ребенка-саванта (именно этим можно объяснить тот факт, что савантов-мужчин в пять раз больше, чем савантов-женщин). Профессор Эдвин Кук из Чикагского университета предполагает существование вируса, вызывающего мутацию нейронов головного мозга. Как бы то ни было, строение мозга савантов действительно уникально: у Кима Пика, например, полушария головного мозга вообще не разделены.

Пока одни ученые спорят о причинах появления синдрома, другие готовы чуть ли не завтра поставить производство гениев на поток. Нейрофизиологи Брюс Миллер из Калифорнийского университета и Алан Снайдер из Сиднейского университета независимо друг от друга провели сканирование электромагнитной активности мозга нескольких савантов и получили совершенно идентичные результаты. Оказывается, в артериальной области левой височной доли находится «зона гениальности». У подавляющего большинства людей она отключена с рождения: электромагнитная активность в этой части мозга практически равна нулю. Если простимулировать ее работу, то человек станет гениальным, подумали ученые и уже потянулись было за скальпелями, как в последний момент решили ограничиться магнитной стимуляцией. В ходе эксперимента пять из семнадцати добровольцев в несколько раз улучшили свои показатели в арифметических вычислениях и рисовании. «Их креативность возросла на сорок процентов. Испытуемые могли использовать резервуары бессознательного», — говорит Снайдер. Разумеется, результат не слишком впечатляющий, но нейрофизиологи и не возлагали особых надежд на столь слабый метод воздействия. Вот если хотя бы один доброволец согласился на трепанацию черепа и имплантацию нейростимуляторов… Но дураков пока нет. И искусственно выведенных савантов, соответственно, тоже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector