Сказкотерапия примеры сказок
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Сказкотерапия примеры сказок

Вы давно искали такое!

Уникальная книжка, соединившая в себе два эффективных развивающих подхода: головоломку и дидактическую сказку.

Здесь я собираю небольшую коллекцию своих сказок для разного возраста и на разные темы. Если Вам понравилась сказка и актуальна ее проблематика, обратите внимание, возможно, она входит в определенный тематический цикл , ссылка на который будет дана вверху страницы. Пройдя по ссылке на тематический сборник, вы сможете ознакомиться с другими сказками на эту же тему.

Сказка о том, как мама разучилась быть организованной Сказка, направленная на повышение организованности и аккуратности, обращающая внимание ребенка на тот пример, который подает ему мама.

Волос Великого Победителя Сильное желание выигрывать — обязательная черта победителя. Поэтому и расстройства от поражений вещь естественная. Но как найти в поражениях позитив и конструктив, чтобы не так болезненно их переживать?

Старательная шляпница Сказка о перфекционизме.

Сказка о гиане Однв из самых волшебных сказок, в которой намешано очень много интересных мыслей, о мотивации, о неидеальности, о прощении и даже о концентрации внимания.

Тетушка Время Медитативная сказка о смерти близких.

Сказка о стране любимых игрушек. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для детей, которым трудно делиться. Возраст 3-8 лет.

Сказка об отце и сыне — ювелирах Красивая история о навязчивом стремлении к идеальности и безупречности.

Сказка о Маленькой Зубной Фее Сказка для повышения уверенности в себе, для тех, кому прошлые неудачи мешают верить в себя. Возраст от 4 лет.

Сказка о Чистограде и Грязномории. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ и о том, что чистота может сохраниться в этом мире только если каждый регулярно будет прилагать к этому усилия. Смотрите видеосказку:

Персиковое дерево. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для повышения уверенности, для любого возраста. И для взрослых тоже, прочитайте и почувствуйте на себе как работает сказкотерапия.

Градусник профессора Заболейко Сказка о том, что быть здоровым намного приятнее, чем болеть.

Сундучок сокровищ. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для адаптации в детском саду, вселяющая уверенность, что вечером мама всегда обязательно придет забрать ребенка домой. Смотрите видеосказку:

Сказка про телеладошки В этой сказке сбылась мечта девочки о новом мире, в котором играть на планшете и смотреть мультики можно было в любое время. Понравилось ли девочке жить в таком мире — читайте сами.

Улины ушки Сказка о девочке, которая слышала только то, что хотела слышать.

Страна Счастливых Королев Это терапевтическая сказка для мам. Если вы хотите прочувствовать на себе, как работает сказкотерапия, что чувствует слушатель и читатель, когда проблема сказки созвучна его переживаниям, прочитайте эту сказку для взрослых.

Сказка о Хризантиме Востроухом Еще одна сказка для неидеальных мам, написанная неидеальной мамой.

Сказка о волшебном блокноте Может ли быть настоящая дружба скоротечной и кто он такой, ис тинный друг? Такие вопросы предложит для размышления эта сказка о доверии в дружбе.

Сказка о принцессе, которая любила елочные игрушки Сказка для повышения уверенности в себе, о том, что для того, чтобы увидеть настоящую ценность вещи, часто нужно время.

Сайнара и Кутумэй Взрослая красивая и романтичная сказка для повышения уверенности в себе, которую с удовольствием слушают и малыши. И даже если они не понимают всех сложностей сюжета, они наполняются верой в счастливый конец, мальчики представляют себя мужественными охотниками, а девочки — прекрасными и мудрыми хранительницами семейного счастья.

Как ежик за грибами собирался. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку.

Сказка про новую кроватку. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Которая легко и понятно объяснит деткам, почему нужно спать в своей собственной кроватке, а не вместе с мамой и папой.

Сказка о гноме и сирене Сказка для девочек, воспитываемых одинокими мамами.

Лиловая раковина Сказка для мальчиков, воспитываемых одинокими мамами.

Сказка о фруктовой фее Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку..

Маленькая Лесная Колдунья и медвежонок Красивая история для деток, которые не хотят стричь ноготки.

Самая сахарная сказка Это сказка для сладкоежек любого возраста.

Сказка о двух друзьях и книгах Это сказка о том, как важно говорить со своими близкими, а не хранить в душе обиды на них.

Сказка о полной банке варенья Сказка для сладкоежек и грязнуль — пример негативного парадоксального внушения мыслей о чистоте.

Хромая Зельда Это сказка о женском счастье и о том, что если поверить в себя, можно измениться до неузнаваемости.

Сказка про бабушкину куклу. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка, которая поможет делать первые шаги в самостоятельности.

Сказка о пяти лягушачьих источниках Это сказка о пользе чтения и образования, о том, что знания позволяют другими глазами смотреть на мир, наполняя жизнь интересом и счастьем.

Как Костю поливали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Сказка о двух братьях и потерянном доверии Эта сказка — настоящая скандинавская сага о двух королевских сыновьях, которая рассказывает что такое доверие и предательство.

Королева Чистоглядия Двадцать Вторая. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Еще один пример трансформации метафорической истории в детскую сказку.

Сказка о заклятии жадности Серьезная и глубокая сказка о принце, на которого было наложено заклятие жадности, а также о настоящей дружбе, ибо страшные чары могло разрушить только это глубокое чувство.

Сказка для единственных и неповторимых Которая поможет снизить конкуренцию в братско-сестринских отношениях, а еще эта сказка о необходимости говорить с близкими о своих эмоциях и чувствах.

Сказка о четырех друзьях Это сказка о настоящей дружбе, написанная, как пример сказки по десяти словам, когда сначала составляется случайный список слов, а потом сочиняется сказка, в которую эти слова должны быть вписаны.

Как медведь обниматься учился Это сказка об объятиях, которая напоминает об очень простом способе почувствовать внимание и любовь своих близких и рассказывает, как обниматься правильно.

Голубые клубни Сказка для читателей постарше, в которой поднимается сразу много вопросов, это и доверие, и умение верить в свою мечту и силы, даже если близкие отказываются верить в тебя.

Сказка о неубранных игрушках и волшебнике Легопупсе Сказка на одну из самых первых тем приучения к порядку и аккуратности — уборку игрушек.

Сказка о двух колоннах Сказка о доверии в команде, о необходимости разделять отвественность между всеми участниками.

Упорное деревце на краю обрыва. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о компромиссе, о том, что уступить, это не значит проиграть или сдаться.

Не сказка, а быль о чудесном растении Вы можете читать эту сказку как дидактическую, а можете найти в ней и актуальную психологическую проблематику.

Как туфли мягкие ножки искали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о том, что ласку и тепло в отношениях не нужно искать и ждать от окружающих, а нужно наполнять этим отношения самому.

Сказка о мальчике, который хотел дружить с клубничкой Сказка, написанная для детей аллергиков, чтобы помочь им отказаться от тех аллергенов, которые они упели полюбить. Тем не менее, сказка является очень многоуровневой и может быть полезна всем в вопросах построения отношений.

Проклятие эльфов липового парка Тоже сказка на тему аллергии, которая, при этом, может восприниматься гораздо шире — как сказка об истинной поддержке.

Сказка о сонном гномике создана для того, чтобы помочь детям научиться свободно мечтать. В эту сказку встроена целая коллекция игр, развивающих фантазию, в которые ребенок сможет включиться прямо в процессе чтения или возможно воспользоваться идеями этих развивающих игр впоследствии.

Васильки счастья Сколько стоит счастье и можно ли его продавать?

Сказка о пойманном кузнеце счастья Адресована тем, кто сильно переживает из-за проигрышей в играх.

Прививка долголетия Сказка о боязни уколов и о том, что испытать и пережить что-то, чего мы очень боимся, часто оказывается намного проще, чем преодолеть собственный страх этого.

Когда просыпается древний охотник Эта сказка об агрессии, о том, как взять эту сильную эмоцию под контроль и направить в конструктивное русло.

Влад и Владилена Взрослая сказка о взрослых отношениях, о ярлыках, которые мы иногда вешаем друг на друга.

Метод бабочки простая сказка с красивой и удивительно точной метафорой, которая расскажет об одном из способов повышения внимания.

Методика сказкотерапии: какие сказки использовать

Именно сказки стали предметом изучения и действенным инструментом в руках известнейших мировых психологов, врачей, педагогов и многих других. Благодаря их многолетним трудам у нас с вами, неопытных родителей, есть уникальная возможность проводить сложные психотерапевтические занятия с ребенком в домашних условиях, не травмируя его психику и не тратя огромного количества денег.

Если вовремя рассказать ребенку правильную сказку, эффект будет таким же, как у взрослого, прошедшего психологическую консультацию у опытного психолога.

Главное отличие состоит лишь в том, что ребенку не придется вслух анализировать и делать соответствующие выводы о том, что происходит в его жизни. У ребенка работа будет проходить на подсознательном уровне, внутри.

Многие уважаемые психологи отмечают огромное значение сказкотерапии, которая является не просто направлением в психотерапии, а результатом синтеза педагогики, психологии, психотерапии и философии многих мировых культур.

Методика сказкотерапии: структурирование сказок по проблемам

Сегодня совершенно не обязательно придумывать отдельные сказки в зависимости от проблем малыша – все они уже существуют, причем в очень удобном для родителей виде.

Все сказки можно структурировать по типу проблем, имеющихся у ребенка:

  • Сказки для работы с детскими страхами (страх медицинского кабинета, страх темноты и прочие страхи).
  • Сказки для работы с гиперактивными детьми.
  • Сказки для работы с проявлением агрессии у детей.
  • Сказки для детей, имеющих расстройство поведения, которое проявляется физически: отсутствие аппетита, энурез (проблемы с мочевым пузырем) и пр.
  • Сказки для работы с детьми, страдающих от проблем в семье (развод родителей, рождение братика/сестрички, мечта о новой семье, где к ребенку, по его мнению, будут лучше относиться).
  • Сказки для работы с детьми, которые потеряли близких людей или любимых домашних питомцев.

Популярные жанры сказок, используемых в методике сказкотерапии

Сказкотерапия – это совершенно не обязательно рассказывание одних лишь сказок. К этому методу лечения относится работа с любыми видами литературных жанров – басни, притчи, былины, легенды, сказки, мифы, анекдоты.

Читать еще:  Что выпить при похмельном синдроме

Всегда можно использовать и более современные жанры литературы – фэнтези, детективы, любовные романы и пр. До начала работы следует индивидуально подойти к подбору оптимального жанра для того или иного ребенка или взрослого, который будет интересен.

Главное – не то, в каком виде вы преподнесете мораль (в виде сказки или в виде приключенческой истории о пиратах), а то, насколько действенную метафору вы подберете, потому что именно она должна лежать в основе любой рассказываемой истории и только она будет определять эффективность сказкотерапевтического приема.

При этом каждый из вышеназванных жанров имеет свою терапевтическую функцию. Остановимся более подробно на двух наиболее действенных жанрах – на сказках и притчах.

Методика сказкотерапии: функция притч и историй

В притче скрыта глубинная философия жизни. В этом типе рассказов мораль не завуалирована, как во многих других, а сформулирована прямо, так что ее не придется искать. Как правило, в одной притче заключен один жизненный урок, не больше.

Этот литературный жанр прекрасно подходит не только при работе с детьми, но и с подростками и даже взрослыми.

Нередко специалисты дополняют этот жанр, рассказывая афоризмы, истории, сказки, метафоры, анекдоты.

Например, истории могут иметь разное воздействие на людей – как терапевтическое, так и воспитательное. В каждой истории заключен смысл, который может быть интерпретирован по-разному – это будет зависеть от образа мышления каждой отдельной личности.

Правильно подобрав притчи и истории, вы поможете ребенку посмотреть на свои проблемы и страхи на оптимальной дистанции, на которой он также сможет увидеть и способы разрешения всех своих проблем.
Кроме того, история хороша тем, что она имеет продолжительное терапевтическое воздействие на человека. Даже после окончания сеанса сказкотерапии история будет иметь свое действие, работать независимо от участия взрослого в лечении.

Методика сказкотерапии: особенности работы с детьми

Задача сказки – помочь ребенку приобрести необходимые знания, которые помогут ему решить его конкретную проблему.

Здесь огромное значение имеет непосредственное общение между ребенком и взрослым, поэтому крайне важно, чтобы у взрослого было определенное эмоциональное отношение к содержимому своего рассказа.

Если вы решили самостоятельно провести сказкотерапию, вы должны соблюдать ряд условий, без чего добиться необходимого эффекта будет крайне сложно:

  • При рассказывании сказки взрослый должен передавать настоящие чувства, подлинные эмоции.
  • Во время рассказа необходимо расположиться самому таким образом, чтобы ребенок мог наблюдать мимику и жесты рассказчика, выражение глаз, иметь визуальный контакт со взрослым.
  • Нельзя, чтобы во время рассказа возникали длительные паузы.

Также стоит обратить внимание на создание сказочной ситуации. Нужно соблюдать следующие условия:

  • В ситуации должен использоваться принцип «открытости», то есть не должно содержаться готового ответа на решение проблемы.
  • В ситуации должна описываться актуальная проблема ребенка, которая будет зашифрована в сказочной метафоре, в образном ряде сказки.
  • Сама ситуация и вопрос должны быть сформулированы таким образом, чтобы ребенок мог иметь возможность самостоятельно построить и проследить причинно-следственную связь.

В любом случае, начинать следует с того, чтобы сказка обязательно подходила по возрастному признаку.

Помните о том, что в 2 года ребенок может удержать в памяти лишь самые простые действия сказочных героев, у него только начинает проявляться интерес к сказке как таковой. Прекрасно подходят такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Теремок».

Умение четко разделять сказку от действительности появляется у детей лишь к 3,5-4 годам.

Примеры известных сказок для сказкотерапии

В зависимости от детских проблем можно использовать многочисленные сказки, известные нам с самого детства. Это могут быть как русские, так и зарубежные сказки известных авторов или народные сказки.

Для девочек подходят сказки, в которых главный герой – женщина или девочка. Например, «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Госпожа метелица», «Спящая красавица» и др.

Для мальчиков нужно выбирать соответствующие сказки. Несмотря на то, что во многих сказках улавливается женский путь и решение проблемы, действующим лицом должен быть мужчина, например, сказка «Царевна-лягушка». В некоторых особых случаях используется сказка «Серая шейка».

Многие психологи сходятся во мнении, что произведения Ш. Перро подходят для конкретных жизненных ситуаций. Например, если ребенок находится в кризисе, можно прочесть ему «Спящую красавицу». Если ребенок испытывает проблему инцеста, прекрасно подходит сказка «Ослиная шкура». Брошенным детям может помочь сказка «Мальчик с пальчик».

Терапевтическое значение могут иметь и такие сказки, как «Баба Яга», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и пр.

Уважаемые родители! Рассказываете ли вы своим детям сказки собственного сочинения? О чем ваши сказки, какие проблемы с их помощью вам удалось решить? Поделитесь опытом и советами для начинающих. Ждем комментариев.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Читать еще:  Питание при гломерулонефрите у детей

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

Читать еще:  Что такое возрастной кризис

В 8 – 9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2 – 3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3 – 4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4 – 5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5 – 6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

Важные моменты

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10 – 12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сказкотерапия

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела.

Сказкотерапия для детей.

Духовная природа человека соткана из множества образов, символов и смыслов, корни которых уходят глубоко в предыдущие поколения. Жизненный опыт, накопленный нашими предками, не пропадает зря, а является нам сквозь мифы, сказки и притчи.

Задолго до первых рукописей и книг легенды и сказания передавались из уст в уста. Они помогали человеку разобраться в себе и окружающем мире, давали примеры образа действий и поступков, учили добру и злу, открывали смысл жизни. Знакомые с детства, дошедшие до нас сказки, имеют огромную силу. Минуя рациональный рассудок и логику, эта сила образов и аллегорий воздействует на наши чувства и эмоции, проникает в бессознательное и отражается в повседневной деятельности.

Что такое сказкотерапия.

Согласитесь, было бы большим упущением не использовать такой значительный ресурс на благо себе. Ведь сказка может воспитать ребенка, а так же помочь в решении каких либо проблем. И совершенно неудивительно, что сказка превращается в тонкий, и в то же время мощный инструмент психологической помощи.

Практическая психология знает много эффективных подходов и методик, с помощью которых психотерапевты помогают детям справиться с их проблемами, решить проблемы характера, наладить отношения, справиться с трудностями.

Один из таких методов, метод психологической работы с детьми является сказкотерапия.

И так давайте знакомится с таким интересным направлением.

Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии! Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Работа со сказками отлично подходит и взрослым и детям.

Какая польза от сказок для детей.

Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития.

С помощью сказок ребенок сможет:

  • Узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
  • Фантазировать и развивать воображение;
  • Расширять свои знания об окружающем мире;
  • Сформировать положительные черты характера;
  • Различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
  • Находить поддержку;
  • Скорректировать свое поведение на бессознательном уровне;
  • Решить проблемы своего характера;
  • Наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
  • Справляться с психосоматическими проявлениями.

Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя, начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.

С какого возраста можно заниматься.

Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.

Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя.

В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.

В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку.

Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.

В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.

Как заниматься.

В сказкотерапии для детей используются разные виды сказок.

Дидактические сказки – это когда в игровой сказочной форме ребенку преподносится учебный материал. В дошкольном возрасте такие сказки незаменимы.

Психотерапевтические сказки – это когда в сказке решается проблема ребенка. То есть подбирается сказка именно под конкретную проблему ребенка. В этой истории, сказочный сюжет схож с реальной проблемой ребенка. В сказке присутствует решение проблемы.

Дети воспринимают сказочные истории, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок и вместе с героем погружается в его трудности и радости, «примеряет» на себя происходящие обстоятельства в сюжете. У ребенка есть возможность оценить себя со стороны. И если в обычной жизни он столкнется с примерной ситуацией, то он будет уверенней решать такой вопрос, так как он покажется ему знакомым.

Работа с психотерапевтическими сказками.

  1. Определитесь, какая проблема есть у ребенка. А может вы, что-то хотите подкорректировать.
  2. Подберите сказку, которая будет соответствовать решению Вашего вопроса.
  3. Читая сказку ребенку, акцентируйте его внимание на том, что Вы хотите донести до ребенка. Но растолковывать мораль не надо.
  4. Обсудите с ребенком прочитанное, пускай он выскажет свое мнение.
  5. Одноразового прочтения сказки не достаточно. Чтобы добиться максимального результата, надо прочитать несколько сказок на аналогичными ситуациями.
  6. Постоянно использовать психокорекционные сказки не стоит. Применяйте их дозировано, по необходимости.
  7. Добавьте юмора, это всегда сближает родителей и детей.

Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить послушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.

Родитель выступает посредником между нуждающимся в психологической помощи ребенком и многовековой мудростью сказок. Таким образом, очень бережно и мягко происходит усвоение ребенком важного житейского опыта, которого порой так не хватает в реальной жизни.

Если вы придерживаетесь строгих взглядов, то по первому впечатлению слушать сказки вам может показаться чем-то несерьёзным. Однако это совсем не так. Созданные сказками образы воспринимаются фактически на бессознательном уровне, поэтому их воздействие очень эффективно и бережно. Этот метод создает безопасные условия для решения определенной проблемы, а позитивные изменения не заставляют себя ждать. Сказкотерапия для детей применяется и при сильных стрессах, и при конфликтных ситуациях. Работа со сказкой дает быстрые положительные результаты, снимая психическое напряжение. Пространство сказки расширяет внутреннюю свободу, что способствует выходу за рамки обыденности, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить недостающие ресурсы.

Кроме того, сказкотерапия для детей отлично совмещается с методами арт-терапии. Например, сказочная песочная терапия нравится, как детям, так и взрослым, и решает при этом широкий спектр психологических и педагогических задач. С помощью сказкотерапии вы смоделируете будущее Вашего ребенка, чтобы претворить в жизнь, написанную вами чудесную и яркую сказку!

Интересно почитать

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector