Сколько живут олигофрены
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Сколько живут олигофрены

Олигофрен – кто это, как развивается ребенок при разных стадиях олигофрении?

В зависимости от форм и проявлений, врачи выделяют несколько видов умственной отсталости. Патология может иметь как врожденный, так и приобретенный характер. В отдельных случаях пациента с данным нарушением называют олигофрен: кто это, как внешне определить человека с таким диагнозом – известно не многим.

Кто такой олигофрен?

Данный термин врачи используют для обозначения пациентов с заболеванием олигофрения. Эта патология сопровождается выраженной умственной отсталостью, нарушением психического развития. Связана она в большинстве случаев с врожденным развитием патологии. Однако возможна и приобретенная форма слабоумия, которая развивается у детей до 3 лет и связана с органической патологией головного мозга.

При этом вместе с умственной недостаточностью наблюдается и слабое развитие эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, речи и личности в целом. Однако, чтобы понять, что обозначает термин олигофрен, кто это необходимо детальнее рассмотреть нарушение и основные его диагностические критерии.

Олигофрения – что это за болезнь?

Увидев в заключении диагноз олигофрения, что это такое, чем вызвано – родители спешат выяснить у врача. Впервые термин был предположен Эмилем Крепелиным и с греческого переводится как «oligos» – малый + «phren» – душа, ум. В качестве синонима врачи часто используют малоумие. При этом существует важное отличие: если слабоумие связано со снижением уровня интеллекта, то при олигофрении мышление в своем развитии не достигает уровня взрослого человека.

Заболевание диагностируется в раннем, детском возрасте. В зависимости от выраженности изменений и уровня IQ классификация олигофрении производится следующим образом:

Причины олигофрении

Узнав о диагнозе олигофрен и кто это, зачастую родители не могут понять, как такое произошло. Специалисты длительное время проводили наблюдения за пациентами с таким диагнозом. При этом не удалось точно установить, что провоцирует развитие олигофрении. Среди самых частых провоцирующих факторов выделяют следующие причины слабоумия:

  • генетические нарушения плода;
  • злоупотребление вредными привычками во время беременности (алкоголь, никотин);
  • перенесенные инфекции во время беременности;
  • недостаточное и неправильное питание беременной женщины;
  • недостаток йода;
  • родовые травмы у малыша, сопровождающиеся повреждением головного мозга;
  • недостаточное общение и слабая педагогическая работа с ребёнком в первые годы жизни.

Чем опасна олигофрения?

Олигофрения у детей редко сопровождается другими патологиями организма, которые могли бы угрожать жизни. При этом заболевание значительно ухудшает качество жизни ребенка. В зависимости от выраженности нарушения он может нуждаться в постоянной опеке (при тяжелых формах дети неспособны самостоятельно себя обслуживать).

Наличие умственной отсталости при отсутствии сопутствующих патологий не оказывает влияния на продолжительность жизни. Однако неполноценное психическое развитие связано с возникновением трудностей во всех сферах психики:

  • ребенок труднообучаемый;
  • медленно все воспринимает;
  • не нуждается в новых впечатлениях.

Олигофрения у детей – симптомы и признаки

Используя термин олигофрен кто это некоторые не имеют понятия. Первое, что обращает на себя внимание при олигофрении, это отставание в умственном развитии, которое может сопровождаться физическим недоразвитием. Речь ребенка развита плохо: словарный запас скудный, в некоторых случаях ребенок вовсе не разговаривает.

Абстрактное мышление нарушено или отсутствует: ребенок неспособен узнавать вещи, людей, его окружающих. Зачастую такие дети испытывают трудности при выполнении простых бытовых задач, эмоционально нестабильны (наблюдаются вспышки агрессии, злости, раздражительности). Во многом симптоматика зависит от стадии олигофрении.

Олигофрения в стадии дебильности

Это самая легкая форма олигофрении. Уровень IQ составляет 50-70. Олигофрения в степени дебильности характеризуется наглядно-образным мышлением. Прочитанный текст понимается пациентом с трудом. Наблюдается слабость самообладания, отсутствие способности подавлять свои влечения, поэтому поступки зачастую необдуманны. Среди других признаков, указывающих на дебильность, выделяют следующие симптомы малоумия:

  • импульсивное поведение;
  • повышенная внушаемость;
  • косноязычная речь;
  • определения воспринимаются медленно;
  • хорошее развитие механической памяти;
  • подражательность.

Данная форма является легкой степенью заболевания. Дети легко общаются с окружающими людьми, речь развита хорошо. Трудности могут возникнуть только при решении сложных математических и интеллектуальных задач. Установление причинно-следственной связи вызывает затруднения, логические обобщения такие дети сделать неспособны.

Олигофрения в стадии имбецильности

Диагноз имбецильность выставляется в тех случаях, когда уровень IQ составляет 20-50. Это средняя степень олигофрении. Речь у пациентов с такой патологией аграмматична, словарный запас составляет всего 200-300 слов. В большинстве случаев имбецилы способны общаться только несложными фразами, испытывают трудности при построении сложных и длинных предложений. Дети в процессе обучения путаются в написании и произношении схожих букв. В качестве основных признаков, которыми сопровождается олигофрения у детей, симптомы врачи называют следующие:

  • развитие преимущественно механической памяти;
  • пассивное внимание;
  • использование приобретенных знаний как штампов;
  • неспособность к отвлечению от ситуации;
  • способность усваивать только простые трудовые процессы (стирка, мытье посуды);
  • смена привычной обстановки сопровождается негативной реакцией;
  • сильная обидчивость.

Олигофрения в стадии идиотии

Самая тяжелая степень олигофрении, IQ меньше 20. Речь и мышление находятся в зачаточном состоянии, практически отсутствуют. Пациенты нуждаются в постоянной помощи близких, уходе со стороны. Внешние раздражители вызывают развитие неадекватной реакции. Внимание и сосредоточенность неустойчивы, осознание собственной личности смутное. Больные плохо отличают родных от посторонних.

Эмоции элементарны: пациенты способны выражать свое удовольствие и недовольство. При этом выражаются они примитивно в виде двигательного возбуждения или крика. Среди других симптомов выделяют следующие признаки олигофрении в стадии идиотии:

  • агрессивное поведение, направленное в том числе и на себя;
  • пациенты часто способы употреблять только жидкую пищу;
  • навыки самообслуживания сформировать невозможно.

Как выглядит олигофрен?

Дети-олигофрены в раннем возрасте не отличаются от своих сверстников. Первые признаки заболевания становятся заметны ближе к 3 годам. При этом ребенок не имеет никаких дефектов внешности, поэтому до определенного времени заболевание остается незамеченным. Подозрения на заболевание зачастую выявляются психологом при профилактическом осмотре ребенка.

Легкая степень олигофрении нередко выявляется только с началом учебной деятельности: ребенок испытывают трудности в процессе запоминания и восприятия материала. Для постановки диагноза необходимо в совокупности оценивать степень адаптации ребенка к общественной жизни, его способность к уходу за собой, уровень общения.

Диагностика олигофрении

Перед тем как сделать заключение и выставить диагноз олигофрен, врачи проводят комплексное обследование пациента. Одним из первых этапов является анализ жалоб больного, семейный анамнез. Врачебная практика показывает, что нарушение чаще фиксируется у детей, чьи родители также имеют нарушения психики. Пациент проходит осмотр психиатра, проходит оценку интеллектуальных способностей, оценивается речевая функция.

Существуют специальные тесты, которые помогают определить, существует ли проблема, поставить диагноз олигофрен: кто это многие не понимают до момента беседы с врачом. Тесты предполагают опрос пациента и оценку его ответов. Нередко данные методики дополняют инструментальными обследованиями:

  • компьютерной томографией;
  • МРТ головы;
  • энцефалограммой.

Олигофрения у ребенка – что делать?

Заболевание олигофрения трудно поддается коррекции. Каждый случай уникален, поэтому не существует единого алгоритма лечения. Зачастую терапия направлена на облегчение самочувствия пациента, обучение его элементарным навыкам самообслуживания. При этом стоит учитывать степень олигофрении. В стадии дебильности и имбецильности врачам удается добиться хороших результатов. Важное значение имеет своевременный и правильный подбор индивидуальной программы обучения, методики воспитания ребенка.

Можно ли вылечить олигофрению?

Олигофрения, лечение которой занимает длительное время, относится к необратимым изменениям психики. Это означает, что полностью излечить пациента с таким диагнозом нельзя. Врачебные мероприятия направлены на активное обучение пациентов, разработку индивидуального плана их адаптации и социализации. Таким образом специалистам удается улучшить качество жизни, обучить ребенка элементарным навыкам самообслуживания, что значительно снижает нагрузку на родителей. Однако большинство олигофренов на протяжении всей жизни нуждаются в опеке и помощи родных.

Обучение детей-олигофренов

Легкая степень олигофрении хорошо поддается коррекции. Обнаружение патологии на раннем этапе позволяет минимизировать последствия нарушения психики. Такие дети хорошо адаптируются в обществе, обучаются, поэтому нередко посещают обычную школу. Однако они нуждаются в постоянном наблюдении. Для комплексной помощи детям с олигофренией требуется наблюдение нескольких специалистов:

  • детского психиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • дефектолога;
  • логопеда.

Зачастую дети с олигофренией нуждаются в разработке индивидуальной программы обучения. Психологическое сопровождение и коррекция, непрерывная работа с дефектологом помогают скорректировать расстройства речи, снять психологическое напряжение путем преодоления внутренних конфликтов. Это способствует улучшению концентрации внимания.

Олигофрения – формы, причины, коррекция

«Мой ребенок – олигофрен, – с горечью говорит одна моя знакомая, – он родился таким, и это уже навсегда, пожизненная болезнь, можно научить только навыкам самообслуживания, но программу общеобразовательной школы он уже никогда не освоит». Что же делать безутешным родителям олигофренов и как найти ответ на риторический вопрос: почему мой ребенок? Поговорим о причинах, формах и последствиях этого психического заболевания.

Олигофрения – нарушение интеллекта

Главная особенность олигофрении – нарушение интеллекта, то есть способности к пониманию и переработке информации. Иначе олигофрению называют умственная отсталость. Ученые выделяют в структуре интеллекта биологический, психометрический и социальный уровни, но ведущим является биологический интеллект, который определяется скоростью протекания процессов высшей нервной деятельности. Основным параметром, определяющим уровень интеллектуального развития, является индивидуальная скорость переработки информации, которая у олигофренов оказывается минимальной.

Уровень IQ человека характеризует психометрический интеллект и зависит также преимущественно от генотипа и от факторов среды. Социальный уровень интеллекта измеряется способностью человека использовать психометрический интеллект относительно адаптации к требованиям общества. У олигофренов наблюдается нарушение мышления на всех уровнях. Прежде всего, это затрагивает когнитивные способности, возможность к самостоятельному приобретению новых знаний, адаптационные способности. Особенности психофизиологических свойств центральной нервной системы свидетельствуют о врожденных нарушениях интеллекта.

В контексте культурно-исторических исследований интеллект отождествляется с понятийным мышлением, которое отсутствует у умственно отсталых детей. Они лишены возможности оперировать абстрактными понятиями, категориальными единицами, не способны к сравнению, обобщению, классификации предметов. Им не доступны такие мыслительные операции как умозаключение, а также совокупность различных операций (суждение, оценка, рассуждение). Мышление олигофренов примитивно, они мыслят конкретными понятиями, в лучшем случае способны только к простому описанию действий и предметов.

Главным критерием олигофренического слабоумия в психиатрии является клинико-психопатологический подход. Своеобразие психоповедения проявляется в недоразвитии эмоциональной сферы. Дети с умственной отсталостью часто очень открыты, добры и ласковы по отношению к людям. Интеллектуальная недостаточность протекает без нарастающих изменений, темп психического развития замедлен. Поэтому у детей-олигофренов нарушена социальная адаптация, приводящая к невозможности усвоения школьной программы.

Причины олигофрении

Основная причина возникновения олигофрении – наследственная. По определению многих ученых олигофрения – вид аномального развития в результате генетической патологии или поражения зародыша во время внутриутробного развития, или поражение ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка, отражающемся на недоразвитии всей познавательной системы. Факторы развития олигофрении принято разделять на эндогенно-наследственные, экзогенно-органические и социально-средовые. Также в клинической картине часто наблюдается совокупность этих факторов.

Читать еще:  Астено ипохондрический синдром симптомы

К генетически наследуемым заболеваниям, влекущими за собой умственную отсталость, относятся такие заболевания, как фенилкетонурия, Синдром Клайнфелтера, галактоземия, Синдром XYY, Синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, синдром Корнелии де Ланге. Таким образом, большое значение в развитии олигофрении отводится хромосомным нарушениям в первый триместр беременности. Эмбриологи отмечают, что к 28 недели беременности у плода завершается формирование нейронов и отростков к коре больших полушарий мозга. В мозге начинает функционировать собственно система проводников, которая передает информацию внутри всей нервной организации. У олигофренического эмбриона обнаруживается наименьшее количество ассоциативных нейронов, нежели у здорового.

Также большую роль в развитии слабоумия играют экзогенные вредности, действующие на организм плода через кровь матери. К кислородному голоданию плода ведут такие болезни матери во время беременности, как болезни почек, крови, сердечная недостаточность, инфекционные заболевания – краснуха, гепатит, грипп, цитомегалия. Вот почему при обнаружении данных инфекций в первой половине беременности женщинам рекомендуется сделать аборт. Также важное значение в развитии олигофрении имеет прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов типа антибиотиков, барбитуратов, сульфаниламидов. Не исключается также токсическое влияние алкоголя во время беременности. Во второй половине беременности, когда завершено формирование мозга и нервной трубки, происходит этап дифференциации и интеграции функций мозга, поэтому аномалии развития головного мозга в этот период отличаются неравномерностью поражения или наиболее выраженным недоразвитием. Клинически это выражается в появлении наряду с олигофренией различных психопатических расстройств.

Ученые отмечают два вида анатомических изменений в клинической картине олигофрении. В первом случае наблюдается слабое развитие полушарий и извилин – агирия и микрогирия, во втором случае – уменьшение количества корковых слоев, неправильное расположение клеток по этим слоям, недоразвитие белого вещества и малое количество нервных клеток. По результатам ЭЭГ у больных олигофренией замечено значительное нарушение в протекании нервных процессов, инертность нервной деятельности в коре полушарий мозга, обнаружено замедленное действие этих процессов, реакция торможения превалирует над реакцией возбуждения. Особенно у олигофренов страдают лобные и теменные доли мозга, что объясняет недостаточность у них аналитико-синтетических функций мышления.

К постнатальным этиологическим факторам олигофрении относят инфекционные заболевания – менингиты, энцефалиты, дистрофические заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы и другие повреждения, которые обуславливают поражение головного мозга и аномалии его развития. К экзогенно-органическим факторам также относят иммунологическую несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. У определенной категории детей олигофрения является вторичным нарушением (при гидроцефалии), обусловленным нарушением предпосылок интеллекта таких как памяти, работоспособности, внимания, эмоционально-волевой сферы. Формы умственной отсталости, с четко установленными причинами их появления, называют дифференцированными формами и составляют 35 % клинической картины, в других случаях с неясными или невыясненными причинами олигофрения считается недифференцированной или идиопатической.

Формы и степени олигофрении

Разнообразие клинических форм и вариативный подход к данной проблеме привели к созданию более 20 классификаций олигофрении. Все эти классификации в большинстве случаев построены на психологических принципах и определяют коэффициент IQ, но не отражают структуру дефекта. Наиболее распространенной классификацией в отечественной психиатрии является разделение олигофрений Г.Е. Сухаревой, основанное на критерии причины появления и времени поражения:

Олигофрения, связанная с генетическими факторами воздействия.

Олигофрения, связанная с перинатальными вредностями.

Олигофрения, связанная с постнатальными органическими поражениями мозга.

В МКБ-10 диагностируется четыре степени олигофрении, основанных на измерении уровня IQ:

Легкая степень расстройства – дебильность(F70), при данных IQ 50-69 баллов, что соответствует интеллектуальному развитию ребенка 9-12 лет.

Умеренная степень олигофрении – имбецильность (F71), IQ 35-49 баллов, что соответствует развитию ребенка 6-9 лет.

Тяжелая степень олигофрении – тяжелая олигофрения (F72), при IQ 20-34 балла, что соответствует интеллектуальному развитию малыша 3-6 лет.

Глубокая степень олигофрении – идиотия (F73), при IQ ниже 20 баллов, что соответствует умственному развитию ребенка 2-3 лет.

Чем сильнее расстройство интеллекта, тем раньше оно обнаруживается у младенца, а позже резко усиливается при освоении ребенком школьной программы с началом обучения. Пик олигофрении приходится на 10-15 лет, постепенно снижаясь до 1 % популяции. При любой степени олигофрении обязательно наблюдение детского психотерапевта и медикаментозное вмешательство.

Коррекция при олигофрении

Легкая степень слабоумия – дебильность, не смотря на заметную задержку умственного развития, легче других поддается коррекции. Дети в дошкольном возрасте зачастую выглядят как вполне здоровые, они легко усваивают навыки самообслуживания, хорошо слышат, видят и говорят вполне чисто. Их можно научить простым арифметическим действиям, приучить к ручному труду, поэтому они посещают коррекционную школу восьмого вида. При благоприятных условиях к позднему подростковому возрасту они осваивают программу 5-6 классов и выпускаются в 9 классе. Далее перед ними стоит выбор – либо идти работать в профессии, не требующие специальной подготовки (дворники, уборщицы), либо поступить в профучилище, где им вполне удается освоить профессии швеи, портного, парикмахера, обувщика по ремонту обуви, маникюрши, вышивальщицы.

В случае имбецильности ребенок не может обучаться в школе, ему с трудом удается даже научиться держать ложку. Навыки самообслуживания усваиваются плохо и достигают среднего уровня. Словарный запас беден – составляет 20-40 слов, речь невнятна, монотонна. При умеренной олигофрении больным доступны некоторые действия ручного труда, но работать на производстве они могут только под присмотром в специализированных условиях.

При тяжелой форме олигофрении развитие речи и ручной моторики минимально. Дети в дошкольном возрасте неспособны к самообслуживанию, не могут общаться с другими людьми. Школу такие дети не посещают, им недоступна программа даже начальной школы. В подростковом возрасте при постоянном обучении больным оказывается доступно ограниченное речевое и невербальное общение, а также некоторые навыки самообслуживания. Освоение ручных навыков невозможно, автономное существование снижено до минимального уровня. Такие больные до конца своих дней остаются под присмотром родных или сиделок.

Глубокая умственная отсталость – идиотия, предполагает, что больной просидит всю жизнь на препаратах дома или в психоневрологическом интернате. Минимальное развитие сенсомоторики лишь в единичных случаях позволяет научить его элементарным навыкам самообслуживания к 14-15 годам. Большинство больных остаются до конца жизни неподвижными и не способны контролировать физиологические отправления. Они не осваивают речь, плохо понимают речь окружающих, общение возможно лишь на языке жестов. Продолжительность жизни олигофренов невелика – 35-40 лет.

При любой степени олигофрении больного нужно продолжать обучать элементарным навыкам самообслуживания, развивать моторику рук. Благодаря современным технологиям многие формы олигофрения, обусловленные генетическими факторами, успешно диагностируется на стадии раннего внутриутробного развития, поэтому перед родителями ставят вопрос об искусственном прерывании беременности. В других случаях, когда ребенок уже родился, психологи рекомендуют родителям принять свое чадо таким. Это совсем нелегко, поэтому родителям детей-инвалидов обязательно психологическое сопровождение.

Медицинская учебная литература

Учебная медицинская литература, онлайн-библиотека для учащихся в ВУЗах и для медицинских работников

Умственная отсталость (олигофрения)

В данной главе рассмотрена обширная группа психических расстройств различной этиологии и патогенеза, объединенных сходством основных клинических проявлений, состоящих в общем недоразвитии психики с преимущественной недостаточностью интеллекта. Для обозначения подобных расстройств используются различные термины, не всегда полностью совпадающие по значению. Термин «олигофрения» введен Э. Крепелином в 1915 г. и довольно широко используется в европейской психиатрии. В Англии и США вместо этого термина для обозначения умственной отсталости чаще используют выражения «замедление психического развития» (mental retardation) или «задержка психического развития» (mental handicap). Поскольку оценка умственного недоразвития в англо-американской традиции в основном проводится в соответствии с показателями, полученными при психологическом тестировании, понятие «задержка психического развития» включает более широкий круг расстройств, обусловленных не только ранней органической патологией, но и социально-психологическими причинами, а также возникших вследствие прогрессирующих заболеваний (эпилепсии, шизофрении). В отечественной психиатрии ранее традиционно использовался термин «олигофрения». В настоящее время все более часто применяется обозначение «умственная отсталость».

Общие положения и систематика

Олигофрении — это группа непрогредиентных психических расстройств органической природы, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

В отечественной психиатрии при диагностике олигофрений важнейшая роль отводится данным клинико-психопатологического обследования и анализу динамики состояния. Предлагаются следующие основные критерии олигофрении [Сухарева Г.Е., 1965]:

  • своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы;
  • непроцессуальный непрогредиентный характер интеллектуального дефекта;
  • замедленный темп психического развития индивида.

Стойкий характер расстройств, отсутствие прогредиентности не позволяют рассматривать олигофрении в качестве собственно заболеваний (процессов). В классификации НЦПЗ РАМН (см. раздел 14.2) олигофрении отнесены к патологии развития (дизонтогенезу). Однако это не означает, что при олигофрениях вообще отсутствует какая-либо динамика. Во-первых, всегда можно проследить эволютивную динамику, заключающуюся в том, что в процессе роста и взросления происходят развитие (эволюция) способностей и навыков индивида, накопление отдельных знаний, заучивание типичных ситуаций и способов поведения. Это проявляется некоторым улучшением адаптации (особенно при мягких вариантах олигофрении), иногда даже сглаживанием психического дефекта. Во-вторых, наличие органических изменений в мозге при олигофрении создает условия для периодической декомпенсации, временных патологических реакций или даже очерченных психотических состояний под влиянием возрастных кризов, различных экзогенных вредностей, а также вследствие психогений.

Таким образом, к олигофрениям не относят расстройства интеллекта при прогрессирующих психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилепсия, а также расстройства интеллекта вследствие тяжелых органических повреждений (травм, инфекций, интоксикаций), возникшие в более старшем возрасте (после 3 лет), когда основные компоненты интеллектуальной деятельности уже достаточно сформировались. Следует учитывать, что при отдельных олигофрениях удается проследить некоторое прогрессирование в первые годы жизни (например, при фенилкетонурии и некоторых других наследственных энзимопатиях). Однако это прогрессирование происходит в период, когда интеллект ребенка еще не сформировался, а в дальнейшем состояние стабилизируется и формируется интеллектуальный дефект, довольно четко соответствующий признакам олигофрении.

С точки зрения этиологии и патогенеза олигофрения представляет собой неоднородную группу. Большинство авторов предполагают связь олигофрений с наследственностью (генетическим дефектом) или с органическими экзогенными повреждениями организма в период раннего онтогенеза. Однако установить эти причины у каждого отдельного индивида удается не всегда. Считается, что на сегодняшний день можно достоверно установить природу психического дефекта не более чем у 35 % больных с олигофренией. Остальные случаи рассматриваются как «недифференцированные формы». Отмечают, что диагностические сложности обычно тем больше, чем менее выражен интеллектуальный дефект. Процентное соотношение наследственных и связанных с экзогенными вредностями вариантов олигофрении может быть проиллюстрировано данными Э. Рид и С. Рид (1965): 29 % — с достоверно наследственными формами, 19 % — с «вероятным» этиологическим значением генетических факторов, 9,5 % — с «вероятным» значением внешнесредовых факторов, 42,5 % — неясной этиологии.

Читать еще:  Дергаюсь во сне и просыпаюсь

Таким образом, наследственные факторы рассматриваются как одна из важнейших причин олигофрении. В различных руководствах указывается от 200 до 300 различных наследственных заболеваний и синдромов, сопровождающихся умственной отсталостью. Среди недифференцированных форм олигофрении также отмечается высокое значение наследственных факторов. Характерно существенное различие в конкордантности по олигофрении у однояйцевых (90 %) и разнояйцевых (40 %) близнецов. Конечно, на данные генеалогических исследований влияет существенно более низкая вероятность иметь детей при олигофрении. Однако отмечается, что при браке здорового сибса умственно отсталого лица и человека с благополучной наследственностью вероятность рождения умственно отсталого ребенка существенно выше (7,3 %), чем при браке 2 здоровых лиц с благополучной наследственностью (1,3 %). Эмпирический риск умственной отсталости у сибса больного олигофренией составляет при идиотии 5,6 %, при имбецильности — 18%, при дебильности — 52,8 %.

Высказывается точка зрения о возможном возникновении олигофрении вследствие непосредственного воздействия ионизирующего излучения и некоторых химических веществ (например, алкоголя) на генеративные клетки родителей, однако, вероятнее всего, при оценке значения этих факторов несколько преувеличивается их реальная опасность. Гораздо более существенными оказываются прием некоторых лекарственных средств и употребление матерью алкоголя непосредственно в периоде беременности. Наиболее тяжелые последствия связаны с воздействием на эмбрион в первом триместре беременности. Нередко в этом случае наблюдаются множественные врожденные дефекты органов и систем. Частота таких расстройств у больных с тяжелой умственной отсталостью составляет 35—40 %.

Из экзогенных факторов, действующих во время беременности и способных вызвать задержку психического развития, чаще других встречаются вирусные инфекции (краснуха, грипп, гепатит, сифилис, листериоз), интоксикации, гормональный дисбаланс и соматические заболевания матери (сахарный диабет, токсикоз беременности, сердечная недостаточность), патология плаценты, резус-конфликт. Из факторов, связанных непосредственно с родами, следует указать недонашивание, стремительные роды, асфиксию в родах, реже механические травмы. Среди постнатальных вредностей чаще других наблюдаются нейроинфекции и длительные истощающие соматические заболевания в первые годы жизни.

Для классификации олигофрений могут быть использованы различные критерии. Наиболее ранние систематики основаны на различиях в клинических проявлениях. В XIX и начале XX вв. [Гризингер В., 1867; Корсаков С.С., 1913; Крепелин Э., 1915] нередко выделяли формы олигофрений, сопровождающиеся возбуждением и раздражительностью (эретичные олигофрены) и сочетающиеся с тупым безразличием, апатией и заторможенностью (торпидные олигофрены). Наблюдения, однако, показывают, что с возрастом (особенно по миновании пубертатного периода) у части эретичных олигофренов развиваются признаки торпидности.

В отечественной клинической психиатрии общепризнанной является классификация Г.Е. Сухаревой (1965), разделяющая олигофрении в зависимости от времени действия повреждающего фактора и этиопатогенетических механизмов:

  • эндогенные и генетические — хромосомные аберрации (болезнь Дауна), наследственные энзимопатии (фенилкетонурия, гомоцистинурия, лейциноз, галактоземия, гаргоилизм, синдром Марфана, синдром Леша—Нихена и др.), сочетанное поражение ЦНС и костной системы (дизостозы, ксеродермии);
  • эмбриопатии и фетопатии — последствия внутриутробных инфекций (краснуха, грипп, паротит, токсоплазмоз, листериоз, сифилис), последствия интоксикаций в периоде беременности (например, прием алкоголя и лекарственных средств), гормональных нарушений у матери, гемолитической желтухи;
  • вредности перинатального и постнатального периода — последствия родовой травмы и асфиксии, перенесенные в детстве травмы и инфекции (энцефалиты и менингоэн-цефалиты).

При всей стройности данной классификации применение ее сталкивается со значительными сложностями в связи с высокой частотой недифференцированных форм и возможностью сочетания нескольких патогенных факторов одновременно.

В МКБ-10 задержки психического развития классифицируются в соответствии со степенью недоразвития интеллекта. При этом единственной общепринятой мерой интеллекта признается индекс IQ (см. раздел 2.5). Хотя большинство клиницистов указывают на неточность и невысокую стабильность оценок интеллекта с помощью тестовых методик, однако для приблизительной характеристики этот индекс достаточно показателен. В отличие от традиционного разделения олигофрении на идиотию, имбецильность и дебильность (см. раздел XI) в МКБ-10 выделяется 4 степени умственной отсталости (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Разделение олигофрений по степени задержки интеллектуального развития

Следует учитывать, что интеллектуальный дефект не единственное патологическое проявление олигофрений. Характерна неспособность длительное время концентрировать внимание; память в большинстве случаев снижена, хотя изредка отмечается достаточно хорошая механическая память. Нередко у больных с олигофренией отмечаются нарушения поведения [Р7.*1], обусловленные не столько собственно интеллектуальным недоразвитием, сколько особенностями воспитания олигофренов, их положением в обществе. Явная зависимость от родителей делает их пугливыми, они плохо переносят смену обстановки. Плохое распознавание эмоций и поведения окружающих приводят к недопониманию ситуации и может быть причиной замкнутости. В большинстве случаев пациенты с легкими степенями олигофрении сознают свое отличие от большинства людей, пытаются скрыть свое непонимание за витиеватыми бесплодными рассуждениями, неумело стараются привлечь к себе внимание поступками, которые могут оказаться деструктивными. Довольно часто отмечается выраженная внушаемость, что может делать больных с олигофренией игрушкой в руках преступника. По примеру окружающих лица с легкой степенью умственной отсталости начинают злоупотреблять алкоголем, сквернословить. Излишнее покровительство со стороны родителей и окружающих часто лишает их инициативы, потворствует пассивности и иждивенчеству.

У части больных развиваются психозы, проявляющиеся психомоторным возбуждением, агрессивностью, реже галлюцинациями и бредовыми идеями. Наибольшая вероятность возникновения психозов связана с наступлением пубертатного периода.

Часто наряду с психическими расстройствами обнаруживаются неврологические и соматические дефекты, эпилептиформные припадки. Характерны двигательная неловкость, затруднение в формировании двигательных навыков, особенно заметные при тяжелых степенях олигофрении. При сканировании головы могут быть выявлены заметные локальные и общие дефекты мозга и черепа (изменение формы черепа, микроцефалия, расширение желудочковой системы, дополнительные полости в мозге, нарушение соотношения белого и серого вещества), однако у значительной части больных (особенно с легким интеллектуальным дефектом) ни при ЭЭГ-обследовании, ни при КТ и МРТ существенных отклонений от нормы не обнаруживается.

У больных с олигофренией нередко отмечаются дефекты в иммунной системе, значительные биохимические сдвиги в основных обменных процессах. Все это может служить причиной более тяжелого течения банальных инфекций. Средняя продолжительность жизни пациентов с легкой и умеренной умственной отсталостью составляет около 50 лет, лица с глубокой умственной отсталостью обычно не доживают до 20 лет.

Точная оценка распространенности олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных социальных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Олигофрения – формы, причины, коррекция

«Мой ребенок – олигофрен, – с горечью говорит одна моя знакомая, – он родился таким, и это уже навсегда, пожизненная болезнь, можно научить только навыкам самообслуживания, но программу общеобразовательной школы он уже никогда не освоит». Что же делать безутешным родителям олигофренов и как найти ответ на риторический вопрос: почему мой ребенок? Поговорим о причинах, формах и последствиях этого психического заболевания.

Олигофрения – нарушение интеллекта

Главная особенность олигофрении – нарушение интеллекта, то есть способности к пониманию и переработке информации. Иначе олигофрению называют умственная отсталость. Ученые выделяют в структуре интеллекта биологический, психометрический и социальный уровни, но ведущим является биологический интеллект, который определяется скоростью протекания процессов высшей нервной деятельности. Основным параметром, определяющим уровень интеллектуального развития, является индивидуальная скорость переработки информации, которая у олигофренов оказывается минимальной.

Уровень IQ человека характеризует психометрический интеллект и зависит также преимущественно от генотипа и от факторов среды. Социальный уровень интеллекта измеряется способностью человека использовать психометрический интеллект относительно адаптации к требованиям общества. У олигофренов наблюдается нарушение мышления на всех уровнях. Прежде всего, это затрагивает когнитивные способности, возможность к самостоятельному приобретению новых знаний, адаптационные способности. Особенности психофизиологических свойств центральной нервной системы свидетельствуют о врожденных нарушениях интеллекта.

В контексте культурно-исторических исследований интеллект отождествляется с понятийным мышлением, которое отсутствует у умственно отсталых детей. Они лишены возможности оперировать абстрактными понятиями, категориальными единицами, не способны к сравнению, обобщению, классификации предметов. Им не доступны такие мыслительные операции как умозаключение, а также совокупность различных операций (суждение, оценка, рассуждение). Мышление олигофренов примитивно, они мыслят конкретными понятиями, в лучшем случае способны только к простому описанию действий и предметов.

Главным критерием олигофренического слабоумия в психиатрии является клинико-психопатологический подход. Своеобразие психоповедения проявляется в недоразвитии эмоциональной сферы. Дети с умственной отсталостью часто очень открыты, добры и ласковы по отношению к людям. Интеллектуальная недостаточность протекает без нарастающих изменений, темп психического развития замедлен. Поэтому у детей-олигофренов нарушена социальная адаптация, приводящая к невозможности усвоения школьной программы.

Причины олигофрении

Основная причина возникновения олигофрении – наследственная. По определению многих ученых олигофрения – вид аномального развития в результате генетической патологии или поражения зародыша во время внутриутробного развития, или поражение ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка, отражающемся на недоразвитии всей познавательной системы. Факторы развития олигофрении принято разделять на эндогенно-наследственные, экзогенно-органические и социально-средовые. Также в клинической картине часто наблюдается совокупность этих факторов.

К генетически наследуемым заболеваниям, влекущими за собой умственную отсталость, относятся такие заболевания, как фенилкетонурия, Синдром Клайнфелтера, галактоземия, Синдром XYY, Синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, синдром Корнелии де Ланге. Таким образом, большое значение в развитии олигофрении отводится хромосомным нарушениям в первый триместр беременности. Эмбриологи отмечают, что к 28 недели беременности у плода завершается формирование нейронов и отростков к коре больших полушарий мозга. В мозге начинает функционировать собственно система проводников, которая передает информацию внутри всей нервной организации. У олигофренического эмбриона обнаруживается наименьшее количество ассоциативных нейронов, нежели у здорового.

Также большую роль в развитии слабоумия играют экзогенные вредности, действующие на организм плода через кровь матери. К кислородному голоданию плода ведут такие болезни матери во время беременности, как болезни почек, крови, сердечная недостаточность, инфекционные заболевания – краснуха, гепатит, грипп, цитомегалия. Вот почему при обнаружении данных инфекций в первой половине беременности женщинам рекомендуется сделать аборт. Также важное значение в развитии олигофрении имеет прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов типа антибиотиков, барбитуратов, сульфаниламидов. Не исключается также токсическое влияние алкоголя во время беременности. Во второй половине беременности, когда завершено формирование мозга и нервной трубки, происходит этап дифференциации и интеграции функций мозга, поэтому аномалии развития головного мозга в этот период отличаются неравномерностью поражения или наиболее выраженным недоразвитием. Клинически это выражается в появлении наряду с олигофренией различных психопатических расстройств.

Читать еще:  Как лечить нервное истощение в домашних условиях

Ученые отмечают два вида анатомических изменений в клинической картине олигофрении. В первом случае наблюдается слабое развитие полушарий и извилин – агирия и микрогирия, во втором случае – уменьшение количества корковых слоев, неправильное расположение клеток по этим слоям, недоразвитие белого вещества и малое количество нервных клеток. По результатам ЭЭГ у больных олигофренией замечено значительное нарушение в протекании нервных процессов, инертность нервной деятельности в коре полушарий мозга, обнаружено замедленное действие этих процессов, реакция торможения превалирует над реакцией возбуждения. Особенно у олигофренов страдают лобные и теменные доли мозга, что объясняет недостаточность у них аналитико-синтетических функций мышления.

К постнатальным этиологическим факторам олигофрении относят инфекционные заболевания – менингиты, энцефалиты, дистрофические заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы и другие повреждения, которые обуславливают поражение головного мозга и аномалии его развития. К экзогенно-органическим факторам также относят иммунологическую несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. У определенной категории детей олигофрения является вторичным нарушением (при гидроцефалии), обусловленным нарушением предпосылок интеллекта таких как памяти, работоспособности, внимания, эмоционально-волевой сферы. Формы умственной отсталости, с четко установленными причинами их появления, называют дифференцированными формами и составляют 35 % клинической картины, в других случаях с неясными или невыясненными причинами олигофрения считается недифференцированной или идиопатической.

Формы и степени олигофрении

Разнообразие клинических форм и вариативный подход к данной проблеме привели к созданию более 20 классификаций олигофрении. Все эти классификации в большинстве случаев построены на психологических принципах и определяют коэффициент IQ, но не отражают структуру дефекта. Наиболее распространенной классификацией в отечественной психиатрии является разделение олигофрений Г.Е. Сухаревой, основанное на критерии причины появления и времени поражения:

Олигофрения, связанная с генетическими факторами воздействия.

Олигофрения, связанная с перинатальными вредностями.

Олигофрения, связанная с постнатальными органическими поражениями мозга.

В МКБ-10 диагностируется четыре степени олигофрении, основанных на измерении уровня IQ:

Легкая степень расстройства – дебильность(F70), при данных IQ 50-69 баллов, что соответствует интеллектуальному развитию ребенка 9-12 лет.

Умеренная степень олигофрении – имбецильность (F71), IQ 35-49 баллов, что соответствует развитию ребенка 6-9 лет.

Тяжелая степень олигофрении – тяжелая олигофрения (F72), при IQ 20-34 балла, что соответствует интеллектуальному развитию малыша 3-6 лет.

Глубокая степень олигофрении – идиотия (F73), при IQ ниже 20 баллов, что соответствует умственному развитию ребенка 2-3 лет.

Чем сильнее расстройство интеллекта, тем раньше оно обнаруживается у младенца, а позже резко усиливается при освоении ребенком школьной программы с началом обучения. Пик олигофрении приходится на 10-15 лет, постепенно снижаясь до 1 % популяции. При любой степени олигофрении обязательно наблюдение детского психотерапевта и медикаментозное вмешательство.

Коррекция при олигофрении

Легкая степень слабоумия – дебильность, не смотря на заметную задержку умственного развития, легче других поддается коррекции. Дети в дошкольном возрасте зачастую выглядят как вполне здоровые, они легко усваивают навыки самообслуживания, хорошо слышат, видят и говорят вполне чисто. Их можно научить простым арифметическим действиям, приучить к ручному труду, поэтому они посещают коррекционную школу восьмого вида. При благоприятных условиях к позднему подростковому возрасту они осваивают программу 5-6 классов и выпускаются в 9 классе. Далее перед ними стоит выбор – либо идти работать в профессии, не требующие специальной подготовки (дворники, уборщицы), либо поступить в профучилище, где им вполне удается освоить профессии швеи, портного, парикмахера, обувщика по ремонту обуви, маникюрши, вышивальщицы.

В случае имбецильности ребенок не может обучаться в школе, ему с трудом удается даже научиться держать ложку. Навыки самообслуживания усваиваются плохо и достигают среднего уровня. Словарный запас беден – составляет 20-40 слов, речь невнятна, монотонна. При умеренной олигофрении больным доступны некоторые действия ручного труда, но работать на производстве они могут только под присмотром в специализированных условиях.

При тяжелой форме олигофрении развитие речи и ручной моторики минимально. Дети в дошкольном возрасте неспособны к самообслуживанию, не могут общаться с другими людьми. Школу такие дети не посещают, им недоступна программа даже начальной школы. В подростковом возрасте при постоянном обучении больным оказывается доступно ограниченное речевое и невербальное общение, а также некоторые навыки самообслуживания. Освоение ручных навыков невозможно, автономное существование снижено до минимального уровня. Такие больные до конца своих дней остаются под присмотром родных или сиделок.

Глубокая умственная отсталость – идиотия, предполагает, что больной просидит всю жизнь на препаратах дома или в психоневрологическом интернате. Минимальное развитие сенсомоторики лишь в единичных случаях позволяет научить его элементарным навыкам самообслуживания к 14-15 годам. Большинство больных остаются до конца жизни неподвижными и не способны контролировать физиологические отправления. Они не осваивают речь, плохо понимают речь окружающих, общение возможно лишь на языке жестов. Продолжительность жизни олигофренов невелика – 35-40 лет.

При любой степени олигофрении больного нужно продолжать обучать элементарным навыкам самообслуживания, развивать моторику рук. Благодаря современным технологиям многие формы олигофрения, обусловленные генетическими факторами, успешно диагностируется на стадии раннего внутриутробного развития, поэтому перед родителями ставят вопрос об искусственном прерывании беременности. В других случаях, когда ребенок уже родился, психологи рекомендуют родителям принять свое чадо таким. Это совсем нелегко, поэтому родителям детей-инвалидов обязательно психологическое сопровождение.

Олигофрения

Олигофрения — это синдром врождённого психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

Причины олигофрении

К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного. Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1. Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

Классификация

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию — типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

— осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

— дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

— осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

— олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

— умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

— олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

А . Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В . Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С . Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D . Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E . Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 — снижение интеллекта

2 — общее системное недоразвитие речи

3 — нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 — нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 — некритичность мышления, конкретность

6 — малопродуктивность памяти

7 — недоразвитие познавательных интересов

8 — нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу — аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector