Сложная дислалия что это
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Сложная дислалия что это

Дислалия — нарушение речи у детей: причины и методы устранения

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

  1. Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  2. Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  3. Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  1. Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  2. Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  3. Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
  4. Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».

Параротацизм

Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  1. Гамацизм – звук «г»
  2. Каппацизм – звук «к»
  3. Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  1. Отсутствием звуков «Г» и «К».
  2. Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  3. Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм
  2. Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Можно ли вылечить сложную дислалию, описание патологии, методы коррекции

Сложная дислалия − это дефекты звукопроизношения, связанные с неправильным развитием фонематического слуха, говорения. К возрасту 4-5 лет заканчивается формирование речи, ребенок произносит большинство распространенных в обиходе слов, умеет складывать их в предложения.

В этот период выявляются первые дефекты в произношении звуков, 30% дошкольников страдают от дислалии. Нарушение не влияет на словарный запас, умение логично высказывать мысль, выстраивать предложения, текст, грамматический строй речи, умственные способности малыша.

При дислалии ребенок неправильно воспринимает на слух звуки, что влияет на говорение. Либо он верно слышит, но произносит искаженно. У 15-20% младших школьников (1-2 классы) диагностируется патология, мешающая ребенку в обучении. Успеваемость снижается по русскому языку, литературной речи, где основным звеном является фонетика. Дефект не связан с нарушением слуха, неправильной работой нервной системы и проводящих путей, связывающих речевой аппарат и ЦНС (центральную нервную систему). Ранняя диагностика сложной дислалии позволяет успешнее преодолеть патологию, повышает результативность коррекции.

Особенность сложной дислалии

Дислалия бывает простой и сложной. В первом случае дефект связан с неправильным воспроизведением определенной группы звуков. Ребенок искаженно воспринимает на слух свистящие (ц, з, с), шипящие (ш, ч, ж, щ), сонорные (л, р, н, м). При произношении данных звуков происходит замена, например, звук Ш на Щ, Р на Л, Ж на Ш. При простой форме в 60% нарушено произношение одного звука, коррекция проходит легче, ребенок за 1-3 месяца работы с логопедом научается правильному говорению.

Сложная дислалия труднее поддается коррекции. При позднем диагностировании патологии не удается полноценно восстановить речевой аппарат. Если родители в дошкольном возрасте замечают у малыша первые признаки подмены звуков, необходимо обращаться за помощью к логопеду, или пробовать собственными силами справиться с дефектом речи. При поступлении в 1 класс, когда начнется фонетика (произношение звуков), школьнику будет труднее помочь. Нарушение речи повлияет на письмо.

Сложная форма отличается искаженным восприятием звуков, входящих в разную фонетическую группу. У ребенка может быть нарушено произношение свистящих, сонорных и шипящих одновременно. Дети путают звонкие и глухие (вместо «шарф» слышат «шарв»).

У малышей до 3 лет рано говорить о дислалии относительно сонорных звуков. Правильное произношение данной группы приходит позже.

Классификация

Существует 2 основные формы сложной дислалии у детей дошкольного возраста − органическая и функциональная. Классификация основана на причинах неправильного звукопроизношения, локализации дефекта. Органическая (механическая) форма связана с повреждением речевого аппарата, функциональная – с неправильным воспроизведением группы звуков при освоении речи. Редко встречается комбинированный тип, когда причиной сложной формы становится органическое нарушение в строении артикуляционного аппарата, недостаточная развитость фонематического слуха.

Механическая форма

Трудно поддается коррекции, ее истоки в неправильном говорении, связанном с органическими дефектами мышечного и костного строения периферического артикуляционного аппарата:

  • дефекты в строении нёба;
  • маленькая уздечка (находится под языком);
  • аномалии прикуса;
  • толстые или тонкие губы;
  • неправильное расположение зубов (выступы или впадины);
  • большой или маленький размер языка.

Нарушения могут быть врожденные или приобретенные. Успешность коррекции во многом зависит от параллельного медицинского воздействия на проблему.

Фонетическая форма

Диагностируется при полном отсутствии органических нарушений со стороны артикуляционного аппарата. Основа патологии − неправильное восприятие речи в раннем детском возрасте.

Уже с первого года у малыша формируется фонетический слух. Рекомендация логопедов: прекратить к данному возрасту детские «лепетания» со стороны взрослых. Следует произносить слова полноценно, так, как положено по правилам русского языка, без уменьшительно-ласкательных и сокращенных приемов.

Причины развития фонетической формы:

  • Неправильный пример со стороны родителей (двуязычие в семье, подражание детскому лепету).
  • Задержка развития речи.
  • Задержка психического развития.
  • Соматические болезни.
  • Неблагоприятное окружение (взрослые не разговаривают с малышом, имеют речевые нарушения).

У дошкольников дислалия может быть вызвана дизартрическим компонентом, когда неправильное говорение связано с нарушенным тонусом мышц речевого аппарата. Чрезмерное напряжение или слабость языка, губ, щек приводят к искаженному произношению. Диагностировать расстройство можно самостоятельно при внимательном наблюдении за ребенком. У малыша часто открыт рот, свыше нормы текут слюнки, язык выглядывает наружу (вялость мышц). Ребенку трудно высунуть язык вперед, губы напряжены, плотно сомкнуты (повышенный тонус).

Сложную дислалию делят на подвиды:

  • Артикуляторно-фонетическая. Проявляется в виде неверно усвоенных звуковых позиций, малыш неправильно располагает язык, губы, зубы во время произношения определённого звука.
  • Артикуляторно-фонематическая. Ребенок верно воспринимает звуки на слух, но не может правильно управлять речевым аппаратом. В результате происходит неправильное произношение.
  • Акустико-фонематическая. Дефекты звукового оформления речи, связанные с неверной интерпретацией звука и последующим неправильным говорением. Ребенок слышит вместо Р звук Л, в речевом аппарате дается команда на произношение последнего звука, в результате вместо «рыба» произносится «лыба».
Читать еще:  Тревожность это в психологии

В зависимости от дефекта говорения, относящегося к определённой группе звуков, выделяют следующие виды:

  • Ротацизм (дефекты в произношении звука Р).
  • Сигматизм (распространённый тип искажения шипящих звуков: с, з, ц, ш, ж, щ,ч).
  • Ламбдацизм (нарушено произношение звука Л).
  • Йотацизм (неверно проговаривается Й).
  • Хитизм (неправильно говорится звук Х).
  • Гаммацизм (нарушено произношение звука Г).
  • Каппацизм (К).

Диагностика

Диагностика сложной дислалии включает несколько этапов.

  1. Сбор анамнеза (сведений) начиная с перинатального развития ребенка. Логопеда интересуют наличие или отсутствие патологий во время вынашивания малыша, неврологические диагнозы в раннем возрасте, травмы опорно-двигательного аппарата.
  2. С помощью дидактического материала (карточки с предметами, животными, для детей школьного возраста буквы) выявляют дефекты произношения. Логопедический материал позволяет понять, какая группа звуков нарушена при говорении.
  3. Школьнику предлагается прочитать и прослушать 2 разных текста. Задание необходимо для выявления формы патологии. Логопед понимает, нарушен ли фонетический слух.

В логопедическом диагнозе прописывается название нарушения (сложная или простая дислалия), вид (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая) и форма дислалии (органическая или функциональная), разновидность дефекта.

Методы коррекции

Лечением сложной дислалии занимается логопед, иногда требуется совместное ведение пациента с медицинским работником. Логопедическая коррекция при патологии имеет не только задачу восстановления естественного звукопроизношения. Педагог занимается развитием коммуникабельности, психических процессов, учит отличать группы звуков.

Работа ведется по 3 направлениям в зависимости от причин развития сложной дислалии:

  1. Если стимулирующим фактором стала функциональная форма, логопед развивает процессы фонетики, речевую моторику. При механической форме коррекция планируется после оперативного устранения причины. Ребенок проходит лечение у ортодонта, хирурга, стоматолога.
  2. С помощью логопедических упражнений, приспособлений, педагог учит малыша осваивать проблемные звуки, правильность произношения, ставит артикуляционный аппарат. Упражнения проводятся с использованием зеркала, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями языка, губ, щек при подражании логопеду.
  3. Логопед добивается закрепления правильного произношения звуков в обыденной речи. Строятся предложения с использованием проблемных фраз, составляются словосочетания, читаются скороговорки. Важно определить, что ребенок способен не только верно читать и воспроизводить, но и слышать произнесенный звук.

Курс лечения длится от полугода, рекомендуется 3 занятия с педагогом в неделю.

Профилактика, советы родителям

Для предупреждения дислалии необходимо постоянно заниматься речевым развитием малыша. С малых лет разговаривать с крохой, объяснять, как называются предметы, играть в игры, подразумевающие произношение сложных звуков (например, как «говорят» животные). Правильный и здоровый образ жизни с рождения стимулирует активную деятельность всего организма, в том числе артикуляции. Закаливание, массаж, упражнения, подвижные игры будут одной из тактик профилактики нарушений развития речи.

Родителям нужно помнить:

  • малышам необходимо читать сказки;
  • рассказывать о собственных действиях;
  • пояснять явления природы, непонятные слова и выражения;
  • проводить с малышом с ранних лет артикуляционную гимнастику;
  • со школьником можно заучивать скороговорки наизусть;
  • при первых признаках расстройства речи обращаться к логопеду.

Сложная дислалия, несмотря на серьезность патологии, поддается лечению. Процесс восстановления речи будет зависеть от своевременности терапии.

Дислалия ( Косноязычие )

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

МКБ-10

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

Читать еще:  Методы вывода из запоя

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Дислалия

Дислалия — это нарушение правильного воспроизведения определенных звуков при условии, что у пациента сохраняется в норме функция слуха и снабжение речевого аппарата нервами. Зачастую диагностируют у детей в возрасте 3–5 лет, реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.

  • Речевая дислалия: классификация нарушения
  • Причины возникновения дислалии
  • Симптомы нарушения звуковосприятия
  • Диагностика дислалии
  • Способы коррекции дислалии
  • Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Особенность нарушения произношения звуков заключается в том, что дислалия не имеет связи с травмами слухового аппарата или нарушениями ЦНС ребенка, то есть пациент является здоровым физически, но при общении меняет буквы местами или произносит их «проглатывая». Однако если ребенка попросить написать слово, с которым возникают трудности, будут указаны правильные буквы.

Речевая дислалия у детей младшей возрастной группы — это наиболее диагностируемый дефект. Если рассматривать статистику, то в медицинской практике подобное нарушение установлено у 1 из 3 детей в возрасте 3–5 лет, по достижению 6–8 лет речь корректируется, а симптомы нарушения замечены будут у 1 из 5 детей. В дальнейшем диагноз ставится всего 1% пациентов.

Дислалия имеет избирательный характер, то есть ребенок отлично выговаривает 90% слов, букв и звуков. Если своевременно внедрить коррекцию, то пациент полностью избавляется от нарушения звукопроизношения.

Речевая дислалия: классификация нарушения

В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

Выделяют три формы дислалии:

  1. физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
  2. механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
  3. функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

По характеру нарушения дислалия бывает:

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Выделяют две формы дислалии:

  1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

  • йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
  • ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
  • хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
  • каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
  • гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
  • сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;

Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

Причины возникновения дислалии

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

Причины функциональной дислалии следующие:

  1. недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;
  2. наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;
  3. отсутствие воспитания ребенка родителями;
  4. проблемы фонематического слуха;
  5. нарушение слуха.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

Читать еще:  Что принять при стрессе

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Способы коррекции дислалии

Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.

Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача — логопеда. Лечение проводится в несколько этапов. Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка. Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.

Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.

Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях — около 6.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Дислалия

Дислалия – расстройство речи, выраженное в искажении, замещении, отсутствии, замене звуков устной речи при сохранении словарного запаса, понимания грамматического строя, иннервации артикуляционного аппарата, нормального слуха (отклонение не связано с повреждениями головного мозга или потерей слуха). Термин произошёл от греческого «lalia» — речь и приставки «дис», характеризующей отклонение от нормы.

Дислалия у детей — обычное явление для дошкольников, которым требуются занятия с логопедом (классический пример, замена буквы «р» буквой «л»). Расстройство звукопроизношения не накладывает изменений на интеллект, но может привести к дисграфии или дислексии, а также затрудняет коммуникацию, поэтому требует своевременного лечения.

Работа специалиста в клинике НИАРМЕДИК заключается в обследовании строения речевого аппарата и его подвижности, выявлении качества фонематического слуха, звукопроизношения, при необходимости к диагностическому процессу привлекается стоматолог, отоларинголог, невролог, чтобы исключить другие причины проблемы. Правильное произношение можно поставить в любом возрасте, никогда не поздно обратиться к логопеду. Коррекция заболевания проводится в три этапа – подготовительный, формирование первичных навыков в произношении, автоматизации звукопроизношения в устной речи.

Распространенность проблемы

Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах – 17-20%, и в старшем возрасте – 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, рассеянный склероз.

Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.

Приём по адресу:
г. Москва, Проспект Маршала Жукова, д.38 к.1

Приём по адресу:
г. Москва, ул.Маросейка, д.6-8, стр. 4

Классификация дислалии

Две основные группы в том заболевании — механическая (органическая) и функциональная дислалия, первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия делится на три типа:

  • моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
  • сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
  • сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.

При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) — человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.

В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:

  • акустико-фонематическая дислалия;
  • артикуляторно-фонематическая;
  • артикуляторно-фонетическая.

Последние две группы объединяются под названием артикуляторная дислалия, а первые две под термином фонематическая дислалия.

В любой из этих категорий возможны разные степени сложности заболевания — сложная дислалия (неправильное произношение более 4 звуков) и простая.

В каждой из перечисленных категорий можно выделить виды дислалии еще по одному признаку – какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все путаемые и непроизносимые звуки находятся в одной группе (например, только шипящие или только свистящие), имеет место мономорфная дислалия, а если из разных – полиморфная.

Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:

  • ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р’];
  • сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с’], [з], [з’]
  • ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л’];
  • гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г’];
  • хитизм – недостатки в согласных [х] и [х’];
  • каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к’];
  • йотацизм – неправильное произношение [й];
  • дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
  • дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Существуют и такие понятия как парагаммацизм, парасигматизм, когда имеется дополнительный фонематический дефект (звук заменяется на другой). Нарушения при дислалии могут быть сложными и комбинированными, например, ламбдацизм комбинируется с ротацизмом, сигматизм с ротацизмом, и они оба еще с дефектами смягчения.

Причины заболевания в данном случае кроются в социальных и биологических факторах:

  • дети подражают речи взрослых (торопливой, диалектной);
  • взрослые разговаривают с детьми, используя сюсюканье и детский лепет, что препятствует развитию нормальной речи;
  • билингвизм в семье;
  • педагогическая запущенность, представленность ребенка самому себе;
  • общая физическая ослабленность ребенка;
  • несформированность речевых укладов;
  • запаздывание речевого развития.

Механическая дислалия

Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.

Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:

  • короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;
  • короткая уздечка верхней губы;
  • массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • маленький и узкий язык (микроглоссия) — наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.

Причины дислалии в косной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.

Симптомы отклонения

Дислалия отличается широким разнообразием симптомов, представленных пропусками (полное выпадение из речи), заменами (замещение другим звуком каждый раз, как только он встречается), искажением (ненормативным произношением) и смешением звуков (произношение то правильное, то неправильное). Различные симптомы проявляются в зависимости от формы заболевания:

  • при функциональной нарушается произношение одного или нескольких звуков
  • при механической – группы сходных по артикуляции звуков;
  • при физиологической наблюдается возрастное косноязычие, причиной которого является несформированность фонематического слуха и неспособность правильно управлять движениями органов речи, что само собой проходит к 5 годам.

Мы разработали для Вас специальные годовые программы наблюдения за здоровьем.
Услуги каждого пакета ориентированы на поддержание здоровья и профилактику болезней.

Годовые медицинские программы для детей

Детские годовые программы НИАРМЕДИК созданы для того, чтобы помочь родителям вырастить здорового ребенка! Программы разработаны для детей разного возраста и гарантируют качественную медицинскую помощь без очереди.

Годовые медицинские программы для взрослых

Взрослые годовые программы «С заботой о себе» разработаны для тех, кто ответственно подходит к своему здоровью. Программы включают: консультации терапевта, а также самых востребованных врачей-специалистов.

Программа ведения беременности

Сеть клиник НИАРМЕДИК предлагает будущей маме программу ведения беременности «Жду тебя, малыш!». Программа разработана с учетом передовых международных стандартов здравоохранения.

Коррекция

Дислалия речи исправляется в три этапа – подготовительный, формирование первичных навыков, формирование коммуникативных навыков. Лечение начинается после того, как была произведена диагностика з.

Логопедическая коррекция на подготовительном этапе зависит от типа проблемы:

  • при механическом типе дефекта в первую очередь требуется устранение дефектов, вид вмешательства зависит от типа этого дефекта, например, при короткой уздечке потребуется пластика языка, а при проблемах с прикусом лечение у ортодонта;
  • при моторном типе имеет значение массаж и гимнастика, которые усиленно практикуются как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно дома;
  • при сенсорной функциональной дислалии логопед старается сконцентрироваться на фонематических процессах, и именно им уделяет повышенное внимание.

Параллельно логопед работает над базовыми упражнениями и ставит основные речевые навыки. Важное значение имеет правильное формирование сильной воздушной струи, которая необходима для четкого произношения, а также произношение опорных звуков и развитие мелкой моторики речи.

Второй этап предполагает усложнение работы – уже отрабатываются те звуки, которые вызывают затруднения (двумя способами – путем подражания или, если это не удается, с помощью специальных инструментов, формирующих правильную привычку). После этого звук автоматизируется в слогах, затем в словах и в предложении. Логопедическая коррекция завершается воссозданием ситуаций общения, когда логопед добивается безошибочного употребления выученных звуков во всех ситуациях.

Важно посещать занятия 3 раза в неделю и выполнять дома все заданные упражнения. Логопедическая коррекция в НИАРМЕДИК всегда показывает положительные результаты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector