Структура речевого дефекта при дислалии
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Структура речевого дефекта при дислалии

В.10.Дислалия. Структура речевого дефекта. Классификация дислалии

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках. Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Также дислалия упоминается в работах следующих авторов: А.М. Смирнова, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун, Л.В. Мелехова и др.

ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ. Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую). В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии. Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты. Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения — биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношения). При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков — в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления. В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению. Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay). Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм — дефект произношения р и р’, ламбдацизм — л и л’, сигматизм — свистящих и шипящих звуков, йотацизм — йот (j), каппацизм — к и к’, гаммацизм — г и г’, хитизм — х и х’. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

Простые и сложные дислалии. В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры). Механическая дислалия — нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод). Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже — р и р’. Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка. При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом. Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической. Во всех случаях механических дислалии необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

дислалия причины.формы
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Скачать:

Вложение Размер
vopros_10.dislaliya._prichiny._formy.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

10. Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия – это расстройство звукопроизношения, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо расстройствами в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, либо нарушениями анатомического строения периферического речевого аппарата. Редко бывает, когда нарушено все сразу.

  1. Слабость нейродинамических процессов:

в коре головного мозга протекают нейродинамические процессы: возбуждение, торможение, концентрация. Их полноценная деятельность необходима в образовании условно-рефлекторных связей. Слабость нейродинамических процессов влияет на ход речевого развития, замедляет его. Причина: соматическая ослабленность ребенка;

  1. Расстройство взаимоотношения речеслухового и речедвигательного анализаторов. У детей здоровый артикуляционный аппарат, нет ни анатомических, ни функциональных расстройств.

Речеслуховой анализатор недоразвит. Поздно появляется чувство языковой нормы, из-за этого закрепляются недостатки произношения звуков, которые ребенок не замечает и самостоятельно не исправляет.

  • Неблагоприятное речевое окружение (воспитанием ребенка занимаются лица с недостатками произношения, данный недостаток превращается для ребенка в эталон нормы, ребенок овладевает речью с данным недостатком).
  • Неправильное речевое воспитание (члены семьи уподобляют свою речь детской речи (сюсюкают).
  • Двуязычие в семье.
  1. Нарушения анатомического строения речевого аппарата (любые, даже незначительные нарушения языка, губ, зубов и т.д. искажают произношение звука.

Дислалия (функциональная) как клинический диагноз, ставиться с 5 лет, а механическая — в любом возрасте.

Функциональная дислалия наступает в результате соматической ослабленности, неправильного речевого воспитания и окружения; Не связана с органическим поражением центральной нервной системы.

У детей – дислаликов сохранен интеллект, слух, зрение.

Классификация – Б.М. Гриншпун. Основана на выделении первичного нарушения в структуре речевого дефекта.

  1. Акустико-фонематическая дислалия – первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляцию звуков воспроизводит верно, но слабо различает звуки сходные по акустическим признакам:

Звонкость – глухость, Твердость – мягкость, Свистящие – шипящие, Соноры [р] [л]

Наблюдаются случаи, которые смешиваются не пара звуков, а вся фонематическая группа, имеющая данный акустический признак. Все шесть пар звонки и глухих: З айка – с айка, К ости – г ости, твердость – мягкость для всех звуков.

В силу этого такие дети в период школьного обучения испытывают серьезные трудности при освоении связи буквы и звука и орфографических правил. По структуре речевого дефекта у таких детей фонематическое недоразвитие речи.

  1. Артикуляционно-фонематическая дислалия . Первичным звеном нарушения является недостаточная сформированность артикуляционной базы речи.
  1. Из-за трудностей овладения сложными артикуляционными укладами ребенок заменяет звук на более простой по артикуляции. Ребенок часто замечает недостаток своей речи, особенно если этот недостаток моделируется взрослыми, этот недостаток создает благоприятное условие для самокоррекции.

При появлении звука, который раньше заменялся более простым по артикуляции начинается сбой артикуляционных программ, т.е. в речи эти звуки слабо дифференцируются: платье – п[р]атье, [лыба]-[рыба]

Свои речевые ошибки сам не замечает, но если данную ошибку воспроизводит взрослый, ребенок может ее исправить. Дети в этом случае способны к самокоррекции речи.

По структуре речевого дефекта – ффнр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Логопедическая помощь должна оказываться таким детям, сразу после 5лет (не раньше), в противном случае возможна дисграфия, дислексия при обучении в школе.

  1. Артикуляторно-фонетическая дислалия. Дефект речи выражается в искажении звуков, т.е. звук есть, но его звучание ненормированное. Может быть в результате подражания неправильно говорящим из близкого окружения; из-за временных диспропорций в росте частей артикуляционного аппарата; по структуре речевого дефекта это фонетическое недоразвитие речи. Дети свои недостатки не замечают, часто их не замечают и члены семьи, в силу этого самокоррекции не происходит. Логопедическую работу можно начинать раньше 5 лет.

Механическая дислалия — о рганическая (механическая) дислалия. Наступает в результате анатомических дефектов в строении губ, языка и т.д.

Губы могут быть: -Чрезмерно толстыми, Расщепленные, -Рубец на губе (послеоперационный), утолщение, -Укороченная верхняя губа — все это приводит к неотчетливому произношению гласных звуков. Гласные звуки являются основными для разборчивости речи.

Могут затрудняться произношение губно-губных звуков [п] — [б] — становится невозможным плотное смыкание губ. Изменяется качество произношения шипящих звуков.

Зубы – полное отсутствие зубов

  • Редкие зубы
  • Диастемы (большие расстояния между зубами)
  • Мелкие зубы
  • Излишне крупные зубы
  • Кривые зубы
  • Может быть передне открытый или открытый боковой прикус

Челюсти – прогения (нижняя челюсть выступает вперед).

-прогнатия (вперед выступает верхняя челюсть)

— это вызывает недостатки шипящих и свистящих звуков.

Твердое небо – в норме твердое небо в виде полусферы.

Недостатки: 1. высокое (готическое) небо (очень распространенный сегодня недостаток) — может из-за твердых сосок (1вар), из-за питания, экологии (2вариант) – отражается на формировании звука [р].

2. может быть плоское, низкое небо – гласные звуки теряют полётность, становятся «плоскими».

  • Укороченная подъязычная уздечка (уздечка находится ближе к кончику языка и тогда подъем языка становиться болезненным) Устранение недостатка: растягивание (щадящий путь), подсечка (мини хирургическая операция в стом. хирургии.
  • Язык может быть укороченный, толстый, без выраженного кончика языка.
  • Может быть длинный, узкий язык.
  • Может быть большой, заполняющий всю полость рта -движения неотчетливые, неуклюжие это приводит к неотчетливости артикуляции.

Логопед должен направлять пациента к специалистам, чтобы определить возможность устранить дефект и выполнить коррекцию в строении органов артикуляции.

При невозможности устранения дефекта подбирается звук-алофон, т.е. дефектный звук, но наиболее близкий к норме.

Ведущие недостатки механической дислалии – это отсутствие звука, искажение и замена.

Структура речевого дефекта при дислалии.

  1. фонетическое недоразвитие речи (фнр)
  2. фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ффн)
  3. фонематическое недоразвитие речи.

При дислалии не бывает общего недоразвития речи.

По данным Александровой среди дошкольников – дислалики 30%, младшего школьного возраста – около 7%.

Какие бывают дефекты звукопроизношения?

  1. отсутствие звука: [-ыба,], [-акета].
  2. искажение звука (звук звучит, но его звучание не является нормированным). Артикуляция в целом воспроизводится верно, но какой-то момент артикуляции ребенком не выполняется.
  3. замена звуков (не овладев сложной артикуляцией звука, ребенок заменяет его на более простой, и эта замена носит устойчивый характер).
  4. смешение звуков (недифференцированное произношение). В речи ребенка сформировались оба звука, но акустические различия между звуками носят размытый неустойчивый характер. В речи ребенок ошибается в употреблении этих звуков. Эти дети входят в группу риска, т.к. у них могут возникнуть сложности в период школьного обучения.
  • Антропофонические нарушения – искажение звуков:

Свистящие звуки – сигматизм ( [с][з][ц] )

Шипящие звуки – сигматизм ( [ш] [ж] [щ] [ч]

Недостатки [к] – каппацизм

Недостатки [г] – гаммацизм

Недостатки [х] – хитизм

Если звуки искажаются – то это антропофонический дефект.

  • Отсутствие звука, замена, смешение звука – фонологический дефект :
  • свистящие и шипящие звуки – парасигматизм.
  • [р] – параротацизм
  • [л] – параламбдацизм
  • [к] – паракаппацизм
  • [г] — парагамматизм
  • [х] – парахитизм
  • Нарушение озвончения
  • Нарушения смягчения
  • Йотацизм

Самые страдающие звуки: шипящие – 22%, свистящие – 22%, недостаток звука [р] – 20%, [л] – 10%, нарушения озвончения – 4,5%, йотированные звуки – 1,5%, заднеязычные звуки – 1%.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения.

Доклад в рамках взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ.

ДИСЛАЛИЯ Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согла.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о.

В презентации дается определение, указываются причины дислалии,ее формы, виды нарушений при дислалии, этапы логопедического воздействия.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ.

Дислалия

Дислалия

Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.
Классификация дислалии

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии

В зависимости несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
Йотацизм – недостатки произношения [й]
Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.)

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Причины дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей, минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика дислалии

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.
Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ И РИНОЛАЛИИ

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Описание презентации по отдельным слайдам:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ И РИНОЛАЛИИ Подготовила: Маковкина В.А.

ДИСЛАЛИЯ нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Нарушения звукопроизношения определяется как уклонение в произношении звуков в речевом потоке от норм, общепринятых в данной языковой системе. Обычно страдает произношение согласных и звуков, наиболее сложных по артикуляции (тех, которые позже усваиваются в процессе развития). Гласные и простые согласные звуки нарушаются очень редко.

ДИСЛАЛИЯ Нарушения звукопроизношения выражаются в следующих формах (или сочетаниях): 1. Пропуск (элизия), при котором звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука (рыба — ыба). 2. Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости (рыба — лыба). 3. Смешение звуков, при котором ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи. 4. Искажение звуков, при котором вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе родного языка.

ДИСЛАЛИЯ В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, звуковые нарушения подразделяются на две разноуровневые категории: 1. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или как фонематические (Р. Е. Левина), или как сенсорные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена система языка. 2. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические (Р. Е. Левина), или моторные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.

ДИСЛАЛИЯ О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения:  неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука

ДИЗАРТРИЯ нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.

ДИЗАРТРИЯ Классификация дизартрии по принципу локализации поражения мозговых структур: Корковая (очаговые поражения двигательных зон коры мозга, ответсветнные за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и за формирование речевого праксиса) Подкорковая (экстрапирамидная) (поражение подкоркового ядра, ответсветнные за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи) Мозжечковая (поражение ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за синхронность (координированность) в работе дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи) Псевдобульбарная (поражены проводящие системы, обеспечивающие проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга) Бульбарная (поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга)

ДИЗАРТРИЯ Классификация дизартрии по степени выраженности: Анартрия – отсутствие речи из-за полного паралича речедвигательных мышц. Дизартрия – нечленораздельная речь из-за частичных параличей (парезов) речедвигательных мышц. Стёртая дизартрия – Менее выраженная форма дизартрии, связанная с «точечным» поражением головного мозга и проявляющаяся в основном в специфических нарушениях произношения отдельных групп звуков.

ДИЗАРТРИЯ При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания.

РИНОЛАЛИЯ — нарушение тембра голоса (гнусавость) и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости, такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба.

РИНОЛАЛИЯ В зависимости от причины возникновения выделяют органическую (механическую) и функциональную; врожденную и приобретенную ринолалию. Выделяют три формы ринолалии: открытая – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. закрытая – речевой выдох направлен только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса. смешанная – состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии.

Сравнительный анализ дислалии, ринолалии, дизартрии. ЭТИОЛОГИЯ ДИСЛАЛИЯ РИНАЛОЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Врожденное наследственность внутриутробная патология травмы рахит соматически ослаблен наследственность внутриутробная патология (4-8нед. беременности – краснуха, корь, токсоплазмоз) асфиксия родовая травма неблагоприятное протекание беременности кесарево сечение Приобретенное привычка долгого сосания пальца речевое окружение неправильное речевое воспитание педагогически запущен Причиныцентрального характера Причиныперифирическогохарактера гемолитическая болезнь инфекционные заболевания черепно-мозговые травмы нарушение мозгового кровообращения опухоли головного мозга

Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии Структура речевого дефекта Речевые симптомы ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Первично: недоразвитие фонематической стороны речи, недоразвитие речевого дыхания (короткий выдох, слабая воздушная струя). Вторично: нарушения письменной речи. Первично: недоразвитие фонетической стороны речи (пропуски, искажение, замена, смешение звуков) нарушениезвукоголосовойструктуры слова нарушения тембра голоса, интонации недостатки лексико-грамматического строя Первично: недоразвитие фонетической стороны речи (чаще пропуски, искажения) недоразвитие физиологического и фонационного дыхания нарушение голоса (тембра, силы, высоты) нарушение просодической стороны речи Вторично недоразвитие фонематического слуха лексико-грамматическое недоразвитие нарушения письменной речи

Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии Структура речевого дефекта Неречевые симптомы ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Особенностистроения и подвижности артикуляционного аппарата Анатомические изменения лицевого скелет Функциональные физиологические расстройства Двигательно-кинестетические. Слухо-зрительные Слухокинестетических

Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии Особенности нарушений звукопроизношения ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Мономорфное и полиморфное. Полное отсутствие звука. Замена другим правильно произносимым звуком Непродолжительное смешение вновь усвоенного звука с бывшим субститутом Устойчивое смешение звуков Искаженное звучание звука Нарушаются гласные и согласные звуки (нарушения дифференциации по признаку ротовой – носовой, глухой – звонкий, переднеязычный — заднеязычный) Нарушаются гласные и согласные звуки (нарушение дифференциации по артикуляторным признакам: место, способ образования звука) Нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Неотчётливое произношение гласных звуков Преобладание межзубного и бокового произношения щелевых согласных. Смягчение твёрдых согласных Общая «смазанность» звукопроизношения в спонтанной речи Трудность автоматизации вновь воспитанных звуков в связной речи Нарастание общейсмазанностиречи при увеличении речевой нагрузки Нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении правильных речевых навыков

СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДИСЛАЛИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ДИСЛАЛИИ

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Нарушение проявляется в дефектах воспроизведения звуков речи: их искаженном произнесении, заменах, смешениях, пропусках.

Термин «дислалия» был введен литовским врачом И. Франком для обозначения всех нарушений произносительной стороны речи. Изменения в объем данного понятия был введен рядом исследователей: А. Куссмаулем, Гутцаном, В. Олтушеским. Из отечественных ученных изучением дислалии занимались: М. T. Хватцев, А. М. Смирнова, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др. Так, постепенно из понятия «дислалия» ушли нарушения произносительной стороны речи при нарушениях слуха, при дизартрии (в том числе ее стертой форме), ринолалия.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушений и причин, обусловливающих дефект: функциональную и механическую (органическую). Функциональные нарушения возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения , а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механической – страдает группа. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические нарушения.

Причинами функциональной дислалии могут быть: общая физическая ослабленность, ЗПР (ММД), избирательные нарушения фонематического слуха, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи, неправильное воспитание в семье.

Как минимум стоит попробовать, потому что:

    Более 80 курсов для обучения Всего 20 минут в день на занятия Персональный преподаватель

Причинами механической (органической) дислалии являются аномалии артикуляционного отдела периферического речевого аппарата: укороченная уздечка, дефекты челюстей, дефекты строения зубов, аномальное строение твердого неба, массивный язык, толстые губы.

Замены и смешения звуков Р. Е. Левина квалифицирует как фонематические дефекты, а искажения как фонетические. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления. В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы сенсорную и моторную в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы нарушены.

Наиболее важным критерием квалификации дефекта является тот, на основе которого может осуществляться логопедическое воздействие, то есть учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. На основе этого признака выделяют три формы дислалия: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую.

К акустико-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи – несформированнось операций опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков, принятие решения о фонеме. При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений физического слуха, дефект сводится к избирательному нарушению фонематического слуха.

К артикуляторно-фонематической дислалии относятся дефекты обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам а моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта: 1) артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной (замена на более простой звук); 2) артикуляторная база полностью несформирована (замены неустойчивы). Фонематический слух при данной форме дислалии сформирован полностью. Ребенок осознает свой дефект и пытается его преодолеть.

К артикуляторно-фонетической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Отмечается искаженное произношение, близкое к нормативному звуку, реже отмечается отсутствие звука.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины: ротацизм / параротацизм (р, р’), ламбдацизм / параламбдацизм (л, л’), сигматизм / парасигматизм (свистящие и шипящие звуки), йотацизм (j), каппацизм (к, к’), гаммацизм (г, г’), хитизм (х, х’).

О. В. Правдина выделяет три уровня нарушения произношения звука:

ü Полное неумение правильно произносить звук или группу звуков;

ü Неправильное произношение в речи при правильном произношении изолировано и в легких словах;

Читать еще:  Тетурам как принимать без ведома больного
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector