Телефон доверия священника
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Телефон доверия священника

Православная горячая линия «Узнай у священника»

С 25 мая начала работать православная горячая линия — мобильная служба «Узнай у священника – 09399». Теперь в любое время, набрав на мобильном телефоне номер 09399 в любой точке России, можно услышать ответ священника на вопросы о Боге, вере, Церкви, личной и семейной жизни.

О задачах и особенностях нового проекта журналистам рассказали его создатели: руководитель проекта, клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье иерей Вадим Леонов, куратор проекта – диакон храма св. Митрофана Воронежского Михаил Палкин, технический директор – генеральный директор компании «Московский Телеграф» Дмитрий Коноплянский.

Руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский отметил, что проект осуществлен по благословению Патриарха Алексия II.

Владимир Вигилянский считает очень важным использовать разные формы коммуникации для свидетельства о правде Божией, о жизни Церкви, о православной вере. «Люди у нас хотят жить по правде Божией», – сказал священник, и добавил, что новый проект является «ответом Церкви на запрос общества». Далеко не всегда и не все могут обратиться к священнику с вопросом в храме и в прямом эфире православных радио- и телепередач, особенно с интимными вопросами, рассуждал Владимир Вигилянский. «А по телефону это легче сделать», – считает священник.

Как объяснил Вадим Леонов, служба ориентирована в первую очередь на тех людей, «которые считают себя православными христианами, но по различным причинам мало знают о православии по существу», а также на тех, кто находится в поисках веры или только задумывается о принятии крещения. Цель проекта – «помочь этим людям переступить порог храма». Типичные вопросы этих людей были исследованы и классифицированы по 9 разделам. Нажав соответствующую кнопку после набора номера 09399, можно обнаружить свой вопрос уже сформулированным в соответствующем разделе и выслушать записанный ответ священника. Кто такой Бог? Что сделал для нас Христос? Откуда взялся человек и каково его предназначение? Что нас ждет за порогом смерти? Как подготовиться к исповеди? Когда и как поститься? Почему мы страдаем? Как найти и сохранить любовь? Как воспитывать капризного ребенка? Что делать с пьянством в семье? Эти вопросы постоянно задают православным священникам, и теперь можно узнать ответ по мобильному телефону. Пока служба носит характер «голосовой библиотеки», по выражению священника Михаила Палкина, а не интерактивной связи.

Разделы службы «Узнай у священника 09399» таковы: 1 – церковный календарь, вспоминаемые святые, краткое житие, чтение из Священного Писания, является ли день постным; 2 – как подготовиться к крещению, исповеди, причащению и другим церковным таинствам; 3 – вопросы личной жизни; 4 – о семейной жизни; 5 – основы православной веры; 6 – богослужение, праздники и посты в церкви; 7 – святыни Москвы и Подмосковья; 8 – советы священника; 9 – православные молитвы. По словам Вадима Лионова, содержание разделов будет постоянно обновляться, в том числе – и с учетом новых вопросов, которые можно будет задать, набрав 0 после основного номера – вопрос будет записан. Подробное содержание разделов, а также примеры ответов можно просмотреть на официальном сайте службы.

Как рассказал Вадим Леонов, основные принципы, которыми руководствовались создатели мобильной службы, таковы: о православии должны рассказывать по телефону те, кто «реально о нем знает», т.е. священники. Большую часть разделов «начитал» сам отец Вадим; в записи ответов участвовали также священники Алексий Казанчев и Константин Прокопчук. Второй принцип, которого придерживались миссионеры, – «все содержание должно доноситься самым доступным образом».

Мобильная служба «Узнай у священника – 09399» имеет свою предшественницу: как рассказал диакон Михаил, по инициативе прихожан храма св. Митрофана Воронежского подобная служба уже существовала с 2001 по 2006 г. Как только она закончила свое существование (по экономическим причинам), в приходе св. Екатерины и тоже по инициативе мирян возник проект «09399», продолживший миссионерскую работу. Обе службы—некоммерческие, т.е. их создатели и сотрудники работают совершенно бескорыстно, при поддержке энтузиастов – дизайнеров, компьютерщиков, маркетологов, издателей. Однако пользователям приходится платить за техническое обслуживание сервиса. И если минута связи с первой из упомянутых справочных православных служб стоила вопрошающему 1,5 доллара, то дозвонившийся в мобильную службу «Узнай у священника – 09399» заплатит 11 руб. за минуту. Дозвониться будет нетрудно: одновременно служба может принять 360 звонков, в том числе – и со стационарных телефонов, звонить с которых нужно по номеру 8-809-505-8399 (звонки должны производиться в тональном наборе). Существует номер и для бесплатных звонков – 8-800-505—9399, но его пропускная способность ограничена.

Журналистов интересовало, предполагается ли в перспективе, помимо голосового контента, организовать в рамках новой службы «живое» общение со священнослужителями. Такие планы есть, ответил священник Владимир Вигилянский, однако сначала новому проекту надо зарекомендовать себя. Он отметил, как важно для людей, приходящих в Церковь, иметь возможность побеседовать со священником. Сейчас во многих храмах, а также в проходной резиденции Патриарха можно задать вопросы дежурному священнику во внебогослужебное время. Однако очень желательным и перспективным Владимир Вигилянский считает организацию телефонного «дежурства». Такая возможность будет рассматриваться не раньше осени, отметил он.

Позвоните священнику!

Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной — звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС».

Десять батюшек и один телефон

Полное название этой службы — епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие». Идея ее создания в Новосибирске принадлежит архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону.
— Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, — рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «Общества книголюбов». В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.

В службе по очереди работают десять священников. На каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки.

— Чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, — рассказывает духовник службы протоиерей Виталий Бочкарев. — Категории очень разные — и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.
Бывают звонки издалека, из Москвы и Владивостока например. И даже из-за границы. Как правило, это те, кто родился и потом уехал из Новосибирска.

— Однажды нам позвонили из Испании, — говорит отец Виталий. — Это были родители одного парня, который здесь, в Новосибирске, попал в милицию. Они попросили нас помочь найти ему православного адвоката. У одного нашего диакона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.

Откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? В основном через интернет. Местные же могут прочитать о нем в новосибирских СМИ. Газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. Но главный способ распространения информации — «сарафанное радио»: человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим.

Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия, — анонимность звонков. Люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос не стесняясь и не боясь возможного осуждения.

— Мы не просим человека называть имя, — продолжает отец Виталий. — Представляемся мы. И далее начинается разговор. Иногда звонящий просит о нем помолиться. Тогда, конечно, мы записываем имя. Но инициатива в этом случае исходит от него.
Несерьезных вопросов не существует

Менее чем за год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. В основном это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. Спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках — как к ним готовиться. О порядке богослужения и формах венчания. Как крестить детей и кого можно брать крестными. Как убедить родственников, чтобы они приняли таинство крещения. Как похоронить человека по-христиански. Можно ли молиться за самоубийц. Как поехать группой на экскурсию в монастырь. Или церковная утварь и иконы родственников, которые уже умерли, куда это деть.

— Иногда и довольно сложные вопросы бывают, — говорит о. Виталий. — Спрашивают о толковании тех или иных мест Священного Писания. Или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной Иисусовой молитве. Я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. И во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным руководством священника. Так что иногда приходится и вразумлять слишком ревностных православных.

— Для людей нет серьезных и несерьезных, простых и сложных вопросов, — считает Наталья Пендюрина. — Бывает, человек спрашивает: может ли теща быть крестной своему зятю? Или: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? Или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? Или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовня? Смеетесь? А мы отвечаем — серьезно и обстоятельно. Раз человек спрашивает, значит, для него это важно.

Основная проблема служащих на телефоне — время, его часто не хватает. Необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. Некоторые звонящие готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. Столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. Таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. Но в нормативы уложиться никак не удается. Священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.

В действительности новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. С 9.00 до 18.00 на звонки отвечает координатор службы, который может что-то подсказать, дать номера телефонов социальных служб, приходов или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.

Алло, это исповедь?

Часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. И тогда священнику приходится объяснять, что исповедь — это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в церкви. Самая большая радость для священников — если после такого разговора кто-то и правда приходит в храм.

— Недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто мне звонила, — вспоминает отец Виталий. — Я ее сразу узнал. Не по голосу, конечно, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. Я говорю: «Вы мне звонили?» Она: «Да, это я. После ваших слов я решила прийти в церковь». Она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. И это было по-настоящему удивительно и приятно.

С теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним исповедовать и причащать.
Звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном это малоимущие. В епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. Плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание.
Чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.

— Это очень помогает в работе, — объясняет Наталья Пендюрина. — Каждый месяц владыка Тихон просматривает журнал, дает рекомендации. Основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как Церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.

В последнее время часто звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. Такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. Служба принимает заявку и организует поездку батюшки. Таких выездов становится все больше.

— Телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. И нас это очень воодушевляет, — улыбается отец Виталий. — У всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. Нам есть куда развиваться. Мы ведь только в начале пути.

«Алло! На проводе – православный телефон доверия»

А вечером того же дня были приняты первые звонки по епархиальному телефону доверия. С тех пор ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18 до 21 часа десять новосибирских священников по очереди дежурят у телефона и по мере своих сил пытаются отвечать на вопросы новосибирцев.
Сразу после того, как Владыка назначил меня духовником организуемой Епархиальной Консультационной службы «Содействие», пришлось услышать много предположений и суждений по поводу этого начинания. Все эти предположения и суждения можно обобщить в виде трех заявлений:

1. Да, епархиальный телефон доверия – это полезное и необходимое дело. Народ наш нуждается в воцерковлении, большинство людей не знает основных истин православной веры и часто имеет извращенное понятие о духовной жизни. Поэтому будет очень хорошо, если священники станут отвечать на вопросы новосибирцев по телефону.

3. Зачем вообще приставать к батюшкам с какими-то вопросами? Священники и так обо всем говорят в проповедях. В Церкви не должно быть никаких праздных вопросов. Там уже все решено святыми отцами и Соборами. Иди в приходскую библиотеку и читай, обо всем давно написано.
Прошло уже два месяца, как по епархиальному телефону доверия был задан первый вопрос священнику. Всего с 11 октября по 4 декабря к нам обратилось 430 человек. Можно подвести некоторые итоги и ответить на вышеприведенные заявления.

Начнем с третьего тезиса. Должен заметить, что совершенно согласен с утверждением о полезности посещения приходской библиотеки и любой другой библиотеки. Но сложность положения заключается в том, что многие новосибирцы, в том числе даже те, кто бывает в храмах, не подозревают о существовании приходских библиотек. Поэтому очень обрадовало, когда на одном из дежурств меня спросили, как ознакомиться с толкованием на Евангелие, и я отослал вопрошающего в библиотеку Вознесенского кафедрального собора.

Действительно, церковные догматы выработаны Соборами, и святые отцы оставили нам великую сокровищницу опыта своей духовной жизни. Но каждое новое поколение воспринимает это великое наследие по-своему. Поэтому у человека, только стоящего возле церковных врат или уже сделавшего первые шаги в жизни церковной, всегда возникают вопросы, требующие разрешения.

В истории Церкви есть множество примеров того, как ученик спрашивал, а опытный духовный учитель отвечал. И многие из этих вопросов и ответов дошли до нас. Например, ответы на вопросы учеников преподобных Варсонофия Великого и Иоанна. В XIX веке люди, имеющие нужду в духовном попечении и наставлении, задавали вопросы известным подвижникам и получали от последних письменные ответы. До нас дошло множество томов писем оптинских старцев, святителя Феофана Затворника, адресованных разным лицам, задававшим им вопросы. Разумеется, священники, дежурящие по вечерам у епархиального телефона доверия, не мнят себя старцами и не сравнивают себя ни со святителем Феофаном, ни с преподобными Варсонофием и Иоанном. Но и вопросы, нам задаваемые, еще не достигли той духовной высоты, которая содержалась в вопрошаниях, обращенных к этим святым отцам. Пока нас спрашивают об элементарных вещах. Но наличие таких вопросов у новосибирцев – явление симптоматичное. Народ, получающий познания и жизненные ориентиры от средств массовой информации и, прежде всего, с экранов телевизоров, часто не знает самого простого, касающегося жизни во Христе и в Церкви.

Что касается второго опасения, то должен заметить, что любители кроссвордов к нам не обращались. Люди же, в состоянии психического здоровья которых мы могли бы сомневаться, звонили редко, но и им священники из нашей службы пытались ответить.
Двухмесячный опыт работы епархиальной телефонной службы социальной помощи «Содействие» показывает верность первого тезиса о необходимости этого начинания.

Как правильно молиться и читать Священное Писание, каков порядок венчания, как готовиться к исповеди, где находится ближайший храм, каким образом можно пригласить священника к больному, какую помощь может оказать Церковь лицам, употребляющим наркотики, и алкоголикам, как помочь родственникам, попавшим в секту, как записаться в приходскую школу, кто может быть восприемником при крещении, возможна ли исповедь по телефону или Интернету, когда и какой церковный праздник будет в ближайшее время, каковы особенности Рождественского поста – вот далеко не полный перечень того, что интересует людей.

Иногда звонившие высказывали свои пожелания. Одна женщина считает, что необходимо ввести систему православного религиозного образования во всех детских домах, школах и ПТУ. Звонившие просили восстановить православные телевизионные программы на общедоступных каналах телевидения, а не только на кабельном. Высказывалось пожелание провести встречу со священником в одном из учебных заведений Новосибирска.

БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ПРИХОДСКОГО ТИПА

«ПМ» проверила, как выполняется патриаршее указание о дежурстве священников в столичных церквах

Для церковного человека прийти в храм в подходящий час после богослужения и поговорить со своим духовником или другим священнослужителем о наболевшем не проблема. Вопросов у жаждущего спасения человека всегда достаточно. Еще больше вопросов у того, кто только начал свой путь в Православии. Но куда податься, если духовного отца пока нет, а во время исповеди у священника на внимательный разговор времени хватает не всегда?

Однажды был такой случай и у меня. На исповеди заговорила о том, от чего болит душа. А изрядно утомленный толпой «грешников» молодой священник оборвал на полуслове: «Этот случай не исповедальный, идите с Богом, матушка». Жаль, тогда он не сказал, куда именно идти и что я могу обратиться в другое время к нему или к дежурному священнику.

Общегородской практике внебогослужебного дежурства священнослужителей (в определенные дни и часы) четыре неполных года. Иметь в каждом храме дежурного священника на случай внезапно возникшей необходимости исповедаться или причастить тяжелобольного, а также для разъяснений вопросов мирян, касающихся веры и Церкви, Святейший Патриарх Кирилл распорядился в своем докладе на епархиальном собрании 20 декабря 2013 года. Мы решили проверить, как сегодня на практике выполняется то указание правящего архиерея.

В КАЖДОМ ВТОРОМ ХРАМЕ ДЕЖУРНОГО НЕ БЫЛО, НО В БЕСЕДЕ СО СВЯЩЕННИКОМ НЕ ОТКАЗАЛИ НИГДЕ

Сначала о грустном. В Сети по запросу «дежурный священник» я обнаружила телефон доверия Православной службы помощи «Милосердие», по которому вроде как тоже можно позвонить, если требуется совет. Набирала этот номер несколько раз, но дозвониться так и не смогла.

Краткие же результаты нашего исследования дежурств на приходах таковы. Дежурные священники существуют как класс. Они доступны и готовы к диалогу, если вы… простой горожанин. А вот если представитесь журналистом, понадобится время на согласование и разрешения на интервью.

Если ваш вопрос не требует непосредственного присутствия в храме или вы не можете выйти из дома по состоянию здоровья, вас выслушают по телефону и, что самое приятное, тут же ответят. А если собеседник не очень занят, можете даже рассчитывать на задушевный разговор. Контактный телефон дежурного священника всегда приведен на доске информации, около свечного ящика либо на сайте в разделе «Контакты». Звоните, договариваетесь о встрече и, если батюшка интересуется сутью вопроса, в двух словах обозначаете, чего хотите. Тогда дежурный священник исходя из своего расписания назначает время.

В некоторых храмах расписание работы дежурных священников для бесед с прихожанами четко определено. Тогда подходящий день можно выбрать заранее. Но в этом случае лучше лишний раз перезвонить и уточнить: форс-мажоры у клириков никто не отменял.

Но все вышесказанное характерно для многоклирных приходов, то есть тех, где помимо настоятеля есть хотя бы один диакон. К сожалению, почти во всех строящихся или восстанавливающихся храмах служит только один священник (и то не ежедневно). Как показывает опыт, несмотря на большую загруженность, он готов говорить с вами и по телефону, и очно на приходе, а в его отсутствие в храме вы всегда сможете найти его номер телефона и узнать, когда можно будет побеседовать лично.

Примерно так обстоят дела с дежурствами в храме во имя Царя-страстотерпца Николая II в Аннине. Вот что говорит по этому поводу настоятель священник Тимофей Куропатов:

– У нас регулярного дежурства нет. Но любой человек может подойти к свечному ящику, и ему дадут мой телефон. Быстрый вопрос решаем тут же. Если требуется отдельная беседа, долгая исповедь или какая-то треба, договариваемся о времени. Как правило, встречаемся вечером, после рабочего дня. Можно приходить и очно – в любое время в выходной день, когда я почти всегда в храме.

Итак, подведем итог. Несмотря на то, что в каждом втором из обзвоненных или посещенных лично храмов дежурного не было, мне нигде не отказали в беседе со священником. Мои вопросы (не отвлеченно-придуманные, а взятые из реальной жизни – моей или моих знакомых) внимательно выслушивали, и ни один разговор, ни один ответ не оказался формальным.

Катерина Моисеенко
Опубликовано: №17 (630) сентябрь, 2017 г.

Создан православный телефон доверия

№13 (190)

В этой теме:

В Екатеринбурге открылась Всероссийская научная конференция «Духовно-нравственные традиции отечественного образования на рубеже столетий»
Еще один антинаркотический Центр в полную силу заработал в Екатеринбургской епархии

Не так давно в нашей епархии начала свою работу ассоциация православных психологов во имя святителя Феофана Затворника. А совсем недавно члены ассоциации начали работать на православном телефоне доверия. Сегодня мы беседуем с заместителем директора ассоциации – Новиковым Константином Владимировичем.

– Каких целей вы хотите добиться, создавая православный телефон доверия?

– Цель у нас одна: чтобы как можно больше людей укрепилось в вере, постигло необходимость воцерковления и через решение психологических проблем пришло к личностному, духовному возрастанию.

– Не боитесь ли вы того, что для некоторых людей телефон доверия заменит собой исповедь, тем самым оттолкнет людей от веры?

– Не думаю. Исповедь – это, прежде всего, таинство, покаяние, то есть уже свершившийся результат духовной работы. К психологу же, и особенно на телефон доверия, люди обращаются, наоборот, в минуту растерянности, в минуту поиска решения проблемы.

– Не думаете ли вы, что произойдет подмена живого православия безблагодатной наукой психологией?

– Священник осуществляет духовное окормление, ведет душу к Богу. Психолог же помогает жить в миру. Мирское не заменит Бога, так же как и наука не заменит благодати. Но привести оба полюса в равновесие и, по словам Владыки Викентия, «стоять у врат и показывать дорогу к храму» и призван православный психолог.

– Насколько эффективно можно помочь человеку за один сеанс?

– Задача психолога на телефоне доверия не в том, чтобы давать рекомендации, а в том, чтобы облегчить человеку понимание и осмысление своей проблемы, и, следовательно, определить пути для ее решения.

– Существует такой афоризм: «Чужая душа — потемки». Насколько нравственно светским людям копаться в чужой душе?

– Психолог работает только по запросу нуждающегося в решении проблем человека. Звонок на телефон доверия — это уже призыв о помощи, призыв человека, который запутался в своих чувствах, эмоциях и страстях и не в состоянии самостоятельно выбраться из своей проблемы. Повторюсь, задача психолога — не копаться в чужой душе, а помочь человеку отрегулировать свои проблемы, разобраться в чувствах и найти свое, именно свое решение.

– Вы считаете себя компетентными для такой ответственной работы?

– Абсолютная компетентность может быть только у Бога, а мы, как люди, призванные помогать друг другу, стараемся выполнить это по мере своих сил. А так как некоторые из нас стали специалистами в области психологии, то помощь будет намного квалифицированнее, чем у других людей.

Известно, что у священников существует тайна исповеди. А как у вас обстоят дела с конфиденциальностью?

– Психологи, работающие на телефоне доверия, прошли тщательный отбор. Кроме того, что для них являются незыблемыми заповеди этического кодекса психолога “Не навреди” и “Конфиденциальность — главное условие работы”, это еще и глубоко верующие люди, признающие и понимающие таинство исповеди. Поэтому все, что излагается по телефону, остается между психологом и позвонившим.

– Но в прежние времена с проблемами паствы справлялся один священник, без психолога и телефона доверия.

– Сейчас на душу человека падает неизмеримо большее количество соблазнов. Высокие технологии, высокие скорости, наркотики, секты, разврат, унижения и неуверенность в завтрашнем дне – это проблемы не только стойкости духа, но и психического здоровья. Помочь выстоять среди жестокости этого мира или справиться со своей ложной застенчивостью и придти к батюшке за благодатной помощью призван православный психолог.

– Что вы хотели бы сказать людям, которые будут к вам обращаться ?

– Сколько бед удалось бы избежать и перед каким множеством грехов устоять, если человек вовремя обратится к психологу.

Дорогие братья и сестры, звоните и приходите. Ведь если Церковь — мать, а Бог — Отец, то православная психология — это посох, с помощью которого, уже изнемогая под бременем мира сего, можно дойти до них, а иногда и вернуться издалека…

Православный телефон доверия 24–23–70 работает круглосуточно.

Читать еще:  Как себя вести если ребенок закатывает истерики
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
26 мая 2007