Тест люшера цель методики
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Тест люшера цель методики

Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности
тест (старшая, подготовительная группа) на тему

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.

С помощью данного теста можно определить эмоциональное самочувствие ребенка не только в данный момент, но и выявить предпочитаемое эмоциональное состояние, а также его оценочное отношение к детскому саду, семье, предстоящей учебе в школе и т.д (приложения 1-8).

Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности (отношения) к :

ü уровню комфортности ребенка в детском саду;

ü к предстоящему школьному обучению;

ü ситуации в семье;

ü к детскому саду в период адаптации

Скачать:

Вложение Размер
test_lyushera.docx 71.01 КБ

Предварительный просмотр:

Е. Д. Полякова, педагог-психолог

МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.

Диагностика эмоционального состояния дошкольников

Цветовой тест М. Люшера

Области применения. Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Данный тест состоит из стимульного материала ( восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным . Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

  1. синий
  2. зеленый явно предпочитаемые цвета
  3. красный предпочитаемые цвета
  4. желтый
  5. фиолетовый нейтральные цвета
  6. коричневый
  7. черный негативные цвета
  8. серый (нулевой)

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция , занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных — со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние , второй — действительное . В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние .

3 балла — допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла — смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый — на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное — требуется помощь психолога, педагога.

1 балл — черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии , требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.

Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

Порядок предъявления карточек

Порядковый номер цвета по Вальнеффору

(индикатор психологического благополучия )

Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда

Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый — на последних позициях

Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда)

Все, что вы хотели знать о цветовом тесте Люшера

Для чего создан тест Люшера?

Тест Люшера используется для измерения психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков. Идея автора основана на том, что восприятие цвета не является субъективным, а универсально, в то время как цветовые предпочтения наоборот субъективны и способны диагностировать текущее состояние человека.

Этот тест очень легок и быстр в прохождении, и одновременно считается «глубинным», созданным для специалистов, психиатров, психологов и врачей. Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, который вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект.

Он является проективной методикой и основан на том, что выбор цвета зачастую отражает направленность человека на определенного рода деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.

История теста

Созданный Максом Люшером еще в середине XX века, тест поначалу не встретил одобрения среди научного общества, однако же со временем его идеи набрали популярность. Первый вариант теста опубликован в 1948 году, а в 1970 году вышло руководство к нему. Также основы метода цветодиагностики Люшер осветил в своих книгах «Сигналы личности» и «Четырехцветный человек». В основу теста легли 4500 цветовых тонов, которые он подбирал самостоятельно.

Полный и легкий сокращенный варианты теста Люшера

«Клинический цветовой тест Люшера»

Это семь цветовых таблиц, громоздкий вариант, который применяется в тех случаях, когда в нем действительно возникает необходимость. Цвета этих семи таблиц следующие:

«Быстрый» или «Сокращенный тест Люшера»

Лаконичный и удобный тест с восемью рядами цветов:

  • серый (0);
  • темно-синий (1);
  • сине-зеленый (2);
  • красно-желтый (3);
  • желто-красный (4);
  • красно-синий или фиолетовый (5);
  • коричневый (6);
  • черный (7).

«Метод цветовых выборов»

В 2010 году Собчик Людмилой Николаевной был предложен адаптированный вариант сокращенного теста — «Метод цветовых выборов» (МЦВ). Так она прокомментировала свою работу:
« терминология и суть интерпретирующих сентенций в модифицированном тесте значительно переработаны в соответствии с выявленными недостатками оригинальной версии методики и с учетом современного психологического тезауруса».

Автор теста

Макс Люшер (M. Luscher) родился 9 сентября 1923 года в Швейцарии в городе Безель. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию, психотерапевтические методы. В 1949 году успешно защитил свою диссертацию по философии и психологии «Цвет как инструмент психодиагностики». Основной деятельностью Люшера является проведение обучающих семинаров для психологов психотерапевтов, поддержка научных исследований в области цветовой диагностики, а также чтение лекций в Восточной и Западной Европе, США и Австралии. Был почетным членом международного роршахского общества в Риме, президентом центра диагностики Люшера в Риме и Института Макса Люшера в Падуе.

Возможности теста Люшера

  1. Поможет определить наличие и причины психологического стресса.
  2. Укажет на настоящее состояние человека, а не на желаемое.
  3. Позволит произвести быстрый и глубокий анализ личности.

Инструкция к прохождению теста Люшера

Сама процедура тестирования очень проста: испытуемый раскладывает карточки с цветами по убыванию степени его личной, субъективной приязни к ним. При прохождении теста следует отвлечься от любых ассоциаций и общепринятых вкусов, только ваше личное отношение.

Считается, что при тестировании следует использовать только оригинальные цветовые карточки, что впрочем не мешает проходить его на компьютере — проведенные исследования не показали значительной разницы в результатах.

Пройдите тест Люшера прямо сейчас!

Для того, чтобы сделать это, нет нужды ни в каких-либо дополнительных действиях — просто берете и проходите! Простой и понятный интерфейс нашего сайта позволит сделать это в считанные минуты.

Расшифровка результатов теста Люшера

Каждый цвет обозначает конкретную потребность:

  • серый (0) — в ограждении, создании границы;
  • синий (1) — в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
  • зеленый (2) — в самоутверждении, желание нравиться;
  • красный (3) — в активных действиях, добиваться успеха;
  • желтый (4) — в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
  • фиолетовый (5) — в самоидентификации;
  • коричневый (6) — в свободе от напряжения, уюте;
  • черный (7) — в отказе из своенравного протеста, восстание против собственной судьбы.

Если основные цвета располагаются на первых пяти позициях, то считается, что потребности человека, соответствующие этим цветам, в какой-то мере удовлетворяются, если же они на последних трех позициях, то имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.

Зарегистрируйтесь на нашем сайте и сохраните результат!

Почему бы не вернуться к результатам пройденного сегодня теста позднее и не сравнить их с новыми? Регистрация не отнимет у Вас много времени, а результаты всех тестов, пройденных на нашем сайте, всегда будут под рукой.

Тест люшера цель методики

В разработанный нами комплекс методик были включены три методики: цветовой тест М. Люшера, методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок А.Д. Кошелевой (данная методика была модифицирована нами с целью расширения спектра изучаемых параметров), методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке; методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.

1. Цветовой тест (М. Люшер).

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево — красный (3), светло — жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся — и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. Выполнение теста оценивается при соотнесении обоих выборов ребёнка:

— Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.

— Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.

— Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 — 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 — 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.

2. Методика А. Д. Кошелевой.

Данная методика была модифицирована нами с целью расширения изучаемых параметров. Так, нами был добавлен дополнительный этап исследования, направленный на изучение способности детей вербализировать эмоции в процессе разыгрывания сюжетных сценок.

Цель: Изучение эмоциональных проявлений детей и уровня сформированности у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок.

Метод проведения исследования:

Этап 1. Экспериментатор описывает знакомые и понятные детям ситуации и предлагает их изобразить.

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

I ситуация — показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

II ситуация — показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

III ситуация — показать неподдельную радость за другого.

IV ситуация — показать обиду девочки.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения понимать эмоциональные состояния других людей и сопереживать им. Проводится уровневая обработка данных.

Высокий уровень – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации, без помощи взрослого, использует различные экспрессивно-мимические средства общения.

Средний уровень – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации после объяснения взрослым эмоционального состояния героев, ограничено использует экспрессивно-мимические средства общения.

Низкий уровень – ребенок затрудняется изобразить эмоциональное состояние даже после объяснения взрослого. При попытках изображения отмечается резко ограниченный набор экспрессивно – мимических средств общения.

Данная диагностическая серия направлена на изучение уровня сформированности у детей умения вербализировать эмоции после разыгрывания сюжетных сценок. Экспериментатор вновь описывает детям уже проигранные ситуации и просит словами описать эмоциональное состояние каждого из героев.

Инструкция: Послушай еще раз небольшие рассказы. И скажи мне, что чувствует мальчик? Что чувствует мама?

Обработка данных. Анализируется умение детей называть эмоциональные состояния героев. Проводится уровневая обработка данных.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно правильно назвал эмоциональные состояния всех героев.

Средний уровень — ребенок самостоятельно назвал эмоциональные состояния только некоторых героев, остальные были названы после помощи взрослого.

Низкий уровень – ребенок не смог самостоятельно назвать эмоциональные состояния героев, после помощи взрослого назвал только некоторые из них.

3. Методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).

Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет.

Ребенку последовательно называют сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Данные соотносят с уровнями развития понимания эмоциональных состояний сверстников и взрослых.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно адекватно изображенной ситуации определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых на каждой картинке.

Средний уровень – ребенок самостоятельно определяет некоторые эмоциональные состояния людей, изображенных на картинке, при оказании педагогом содержательной помощи.

Низкий уровень – ребенок определяет ограниченное число эмоциональных состояний, даже с учетом разносторонней помощи педагога.

4. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

1) восприятие экспрессивных признаков (мимических);

2) понимание эмоционального содержания;

3) идентификация эмоций;

4) вербализация эмоций;

5) воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность).

Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.

Дифференциация результатов по показателям 3, 4, 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему и высокому.

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.

Метод проведения теста: методика включает в себя две диагностические серии.

Диагностическая серия № 1.

Стимульный материал: 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-были неразлучные друзья гномы: весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, ябеда. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости анализируется соответствия каждого имени определенному эмоциональному состоянию. Далее демонстрируются шесть карт с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, ябеда. Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, наличие помощи. Данные показатели фиксируются в таблицу.

Обработка данных. Данные соотносятся с уровнями сформированности у детей восприятия мимических средств выражения эмоций и умения вербализировать эмоции.

Высокий уровень – ребенок выбирает все изображения адекватно названым эмоциональным состояниям, без помощи взрослого.

Средний уровень – ребенок адекватно выбирает 4-6 изображений с использованием содержательной помощи взрослого.

Низкий уровень – ребенок адекватно выбирает 1-2 изображения с использованием различных видов помощи взрослого.

Диагностическая серия № 2.

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением (радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие).

Данная диагностическая серия включает в себя два этапа.

Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду показывать тебе фотографии людей, а ты — отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.

Карточки демонстрируются по одной, переход к следующей осуществляется только после анализа или использования всех видов помощи.

Инструкция 2: Как ты думаешь, что случилось с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение)?

В процессе выполнения задания фиксируются точность (адекватность) идентификации эмоций, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.

Инструкция: Я буду давать тебе карточки с загаданными лицами, а ты будешь отгадывать лицо на фотографии.

Перед ребенком раскладываются все фотографии в ряд, пиктограммы предъявляются по одной. Оцениваются восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно-действенная (п-д).

Обработка данных. Все занесенные в протокол данные соотносятся с уровнями развития эмоциональной сферы.

— Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.

— Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 — 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.

— Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно — действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

Представленные в нашем комплексе диагностические методики, направленные на изучение особенностей идентификации и вербализации эмоций в различных условиях предполагают уровневую обработку данных. Результаты выполнения каждого задания соотносятся с уровнями. Для удобства оценки уровня развития исследуемых параметров у детей по итогам выполнения заданий всех диагностических методик каждый из выделенных уровней был соотнесен нами с определенным количеством баллов: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл и отказ от выполнения задания – 0 баллов.

Тест Люшера

Тест Люшера – это тест, разработанный швейцарским психотерапевтом Максом Люшером для исследования личности. Суть теста заключается в ранжировании цветных карточек. На основе ваших индивидуальных предпочтений между цветами можно сделать определённые выводы о вашей личности.

Предлагаем вам пройти нашу онлайн-программу «Самопознание», чтобы лучше узнать себя. За 4 недели с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Что такое тест Люшера и как он работает?

Метод цветовой диагностики, разработанный психотерапевтом Максом Люшером и названный в его честь, был разработан в середине прошлого века и сразу же стал популярным.

Тест был главной разработкой Люшера и основным делом его жизни. На протяжении нескольких десятилетий он проводил исследования и совершенствовал свою методику.

Макс Люшер считал, что восприятие цвета универсально, но цветовые предпочтения индивидуальны. Исходя из этого, зная цвета, предпочитаемые индивидом, и их значение, можно сделать выводы о свойствах его характера и внутреннем состоянии.

Также результаты теста Люшера помогают психотерапевтам определять причины стресса и, соответственно, находить способы избавления от него.

Следует отметить, что по утверждению самого Макса Люшера, его тест является применимым для каждого человека. Независимо от пола, национальности, возраста и т.д. тест позволит провести правильную диагностику.

Существуют различные вариации этого теста. Наиболее популярным является восьмицветовой тест Люшера. В таком варианте человеку предлагается проранжировать представленные ниже цвета.

Как уже было сказано, существует несколько тестов Люшера, и, конечно же, каждый из них настоящий. Различаются они количеством цветов, размером карточек и самими цветами (оттенками).

Клинический цветовой тест Люшера

Этот тест называют полным тестом Люшера, т.к. в нём содержится больше цветов.

Для его проведения необходимы следующие условия:

  1. Хорошее естественное освещение.
  2. Отсутствие прямых солнечных лучей.
  3. Использование оригинальных цветов (при изменении набора цветов будет меняться и интерпретация результатов)

Проводится этот тест так:

  1. Выбор среди оттенков серого цвета.
  2. 8 цветов.
  3. Выбор среди четырёх основных цветов.
  4. Среди синего цвета.
  5. Среди зелёного цвета.
  6. Среди красного цвета.
  7. Среди жёлтого цвета.

Пройти тест Люшера вы можете здесь (в том числе полный) и здесь.

Значение цветов

Каждый цвет имеет свою особую характеристику.

Серый

В тесте Люшера серый – это нейтральный цвет. Если человек ставит его на первое место, то он хочет отделиться от всего остального мира, избежать влияния каких-либо стимулов. Если серый выбран не первым, он означает желание человека отстраниться от проблем, которые обозначают наименее привлекательные цвета. Серый цвет на первых трёх позициях интерпретируется как склонность к самообману.

Красный

Красный – цвет возбуждения. Он означает стремление к власти, успеху, насыщенной и яркой жизни. Если красный цвет ставится на первое место, это означает, что человек хочет пережить это возбуждение в ближайшее время. Красный на последних местах обозначает страх перед возбуждением, неготовность его испытать.

Зелёный

Этот цвет означает упорство, настойчивость, постоянство и надёжность. А также сопротивление переменам. Если человек выбирает зелёный первым, то, вероятно, он желает увеличить уверенность в собственной ценности. Ещё зелёный означает стремление установить контроль над собственной жизнью и улучшить её. Зелёный цвет на первом месте – признак жажды признания. Зелёный на последних местах означает те же желания, но неготовность их реализовать.

Синий

Синий цвет – цвет покоя, цвет отсутствия раздражения. Поэтому выбор синего цвета означает нужду в покое и расслаблении. То есть синий – признак восприимчивости. Если человек ставит синий на последнее место, это означает нежелание покоя. Человек считает, что не может успокоиться, сбавить обороты, ничего при этом не потеряв.

Жёлтый

Отчасти он похож на красный цвет, но слабее его. Жёлтый – это яркость, веселье, надежда на счастье. Если человек выбирает его одним из первых, это означает стремление к освобождению от того, что в данный момент угнетает человека. Жёлтый на последних местах – признак разрушения надежд.

Коричневый

Коричневый цвет – приглушённый красный. Он пассивнее. Коричневый предполагает чувственное восприятие, а не возбуждённую деятельность. Этот цвет на первых местах обозначает стремление к умиротворению и отдыху. На последних местах – желание выделиться.

Фиолетовый

Фиолетовый получается при смешивании синего и красного, двух противоположных по значению цветов. Фиолетовый цвет может обозначать единство или неопределённость. Его часто одним из первых выбирают подростки. Фиолетовый на последних местах означает желание слияния и единения.

Чёрный

Это цвет отрицания, «ничто». Чёрный на первом месте означает протест против собственной судьбы, её отрицание. Чёрный на последнем месте – это убеждение в том, что отказ ведёт к дефициту, лишению. Поэтому человек, поставивший чёрный цвет на последнее место, не хочет ни от чего отказываться.

Критика теста

Критики часто обращают внимание на то, что формулировки результатов теста достаточно размыты и универсальны. То есть из-за эффекта Барнума людям кажется, что тест невероятно точен и «прям про меня», но на самом деле его результаты подходят почти каждому.

Нет убедительных доказательств, что тест Люшера действительно точен и даёт сугубо индивидуальную характеристику, поэтому и к его результатам стоит относиться не слишком серьезно.

Тест люшера цель методики

Цветовой тест Люшера – это один из наиболее популярных психологических тестов, используемых для диагностики внутреннего стостояния человека. Несмотря на чрезвычайную легкость и быстроту прохождения, он является «глубинным» инструментом, созданным для психиатров, психологов и врачей. Тест Люшера с высокой степенью достоверности продиагностирует ваше психофизиологическое состояние, стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, поможет определить наличие и причины психологического стресса.

Первая редакция теста, принесшая швейцерскому психологу Максу Люшеру (Max Lüscher) мировую известность, опубликована в 1948 году, а полноценное руководство выпущено в 1970-м. Каждый цвет тщательно подбирался по своему психологическому и физиологическому значению, для этого в течение пяти лет проводились предварительные опыты с 4500 оттенками. Люшер специально подчеркивает, что адекватная диагностика по его методу возможна лишь при использовании определенного, тщательно выверенного набора цветов. Их значение является универсальным, и остается неизменным для разных стран и народов, не зависит от возраста, пола, уровня образования и т. п.

В оригинале тест представлен в двух вариантах: полном («клинический цветовой тест Люшера»), с помощью семи цветовых таблиц, и кратком восьмицветовом («быстрый или сокращенный тест Люшера»). Первый из них достаточно громоздок и применяется в основном в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта. Здесь вы можете пройти обе версии теста.

Известный российский психолог Л. Н. Собчик предложила адаптированный вариант восьмицветового теста Люшера под названием «Метод цветовых выборов». Функциональные пары в нём выделяются традиционным образом, но «терминология и суть интерпретирующих сентенций в модифицированном тесте значительно переработаны в соответствии с выявленными недостатками оригинальной версии методики и с учетом современного психологического тезауруса» . С трактовками по этому методу вы также сможете ознакомиться в результатах быстрого варианта теста.

Особенности реализации:

  • полноценная полная клиническая методика – возможно, впервые в интернете;
  • полноценно реализованная двухпроходная методика восьмицветового теста;
  • цвета подобраны максимально близко к оригинальным цветовым таблицам;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Макс Люшер
• Цвет вашего характера
М.: Вече, 1997, ISBN 5-7141-0126-X, 5-7905-0037-4

Известно, что «на вкус и цвет товарища нет». Прочитав эту книгу, вы сможете убедиться, насколько разнообразны предпочтения людей относительно цветов и как различия в отношении к цвету отражают не только различия во вкусах, но и в настроении человека. Приведенные в книге тесты помогут вам понять, в какие цвета окрашена для вас жизнь, а интерпретации ответов подробно объяснят характер стоящих перед вами проблем и подскажут, насколько вы способны справиться с ними.

Макс Люшер
• Какого цвета ваша жизнь
Закон гармонии в нас. Практическое руководство
М.: Гиппо, 2003, ISBN 5-902288-07-X, 3-548-75096-6

Макс Люшер, известный как создатель цветового теста, является автором многих книг по психологии. Идея классика нового направления в психологии проста: человек, который живет в гармонии с собой – живет правильно. Книга поможет читателю найти свой стиль жизни.

Книга будет интересна специалистам в области психологии, управления человеческими ресурсами и широкому кругу читателей, стремящихся обрести гармонию с собой.

Л. Н. Собчик
• МЦВ – метод цветовых выборов
Модифицированный восьмицветовой тест Люшера
СПб.: Речь, 2001, ISBN 5-9268-0025-0, 5-9268-0047-1

Практическое руководство представляет собой описание восьмицветового теста Люшера и его модифицированного, адаптированного на отечественной популяции варианта. Методика предназначена для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого. Она также позволяет выявить компенсаторные возможности человека, оценить степень выраженности болезненно заостренных черт характера и клинических проявлений. Практическое руководство содержит подробную интерпретацию функциональных пар цветового выбора с использованием современного психологического тезауруса. Рекомендуется к использованию практическими психологами, врачами и педагогами в сфере профессионального или кадрового отбора, семейного консультирования, а также для дифференциальной диагностики, индивидуализации мер психологической, коррекции и психотерапии.

В. В. Драгунский (сост.)
• Цветовой личностный тест
Минск: Харвест, 2007, ISBN 985-13-1457-9,985-13-3751-Х 978-5-17-031629-8

Данная книга является учебником и одновременно методическим руководством к цветовому тесту Макса Люшера. В основе этого теста лежит идея, согласно которой выбор индивидом той или иной цветовой последовательности отражает во всей полноте его эмоционально-чувственную сферу. Цвет, как и звук, всемогущ. Оба они способны исцелять не только психозы, но и тяжелые органические недуги. С другой стороны, особенности цветовых предпочтений позволяют с высокой точностью осуществлять психологический анализ личности. Цветотест Макса Люшера – поразительно действенное орудие познания психики. Но, применяя предлагаемый тест, на забывайте о необходимости охранения клиента от избыточной информации о нем самом: люди нуждаются не в «поучениях» или «разоблачениях», а в помощи, поддержке и понимании.

Эта книга нужна в первую очередь психологам, психотерапевтам и психиатрам. Она будет также полезна художникам, дизайнерам, специалистам в области рекламы.

Читать еще:  Бывает ли температура при воспалении тройничного нерва
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector