Тест на определение акцентуации характера
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Тест на определение акцентуации характера

Расширенный опросник Шмишека

Стандартная, наиболее распространенная версия теста Леонгарда-Шмишека состоит из 88 вопросов.
Впервые русскоязычная адаптация выполнена В. М. Блейхером в 1973 году.
Существует большое количество более поздних вариантов перевода опросника, здесь приведен один из них.

Пройти тест Леонгарда-Шмишека, 88 вопросов

Расширенная версия состоит из 98 (или 97, в зависимости от источника) вопросов.
Дополнительно введена шкала искренности ответов.

Пройти расширенный тест Леонгарда-Шмишека, 98 вопросов

Адаптация детской версии выполнена И. В. Крук в 1975 году.
От взрослого варианта отличается только формулировкой вопросов.

Пройти детский вариант теста Леонгарда-Шмишека, 88 вопросов

В качестве результатов во всех версиях приводятся:

  • значения десяти шкал акцентуаций с краткими интерпретациями;
  • подробные описания акцентуированных типов личности;
  • возможные интерпретации сочетаний шкал по книге Ю. В. Кортневой.

Особенности реализации:

  • краткие и подробные результаты, приводится интерпретация сочетаний шкал;
  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • доступны все подробности расчётов для использования в учебных целях;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Карл Леонгард
• Акцентуированные личности
М.: Эксмо-Пресс, 2001, ISBN 5-04-008782-9

Это, пожалуй, самая популярная книга по психиатрии. Ее автор, К. Леонгард (1904-1988), выдающийся немецкий психиатр, невролог, психолог, известен широкой публике, прежде всего, как автор концепции об «акцентуациях характера». Данное понятие не только прочно укоренилось в лексиконе специалистов, но и в некоторой степени стало достоянием той части читающей аудитории, которую принято называть «мыслящей» и «интересующейся».

Рассказывая об акцентуированных личностях – здоровых людях, но стоящих близко к границе между нормой и патологией, Леонгард выбрал такой стиль изложения и построения материала, благодаря которому книга тоже оказывается на границе между серьезной научной монографией и работой, предназначенной для широкой публики.

Написанная живым языком, с пояснением имеющейся терминологии, книга представляет интерес как для специалистов, прежде всего психологов и психиатров, студентов медицинских, психологических, педагогических вузов, так и всех интересующихся проблемами психологии личности.

Ю. В. Кортнева
• Диагностика актуальной проблемы
Методика Леонгарда-Шмишека
М.: ИОИ, 2004, ISBN 5-88230-151-3

В основе интерпретативного подхода лежит принцип использования психометрического парадокса, позволяющий успешно работать с неустойчивыми данными, высоко нагруженными по социальной желательности.

Практическое руководство по тесту Леонгарда-Шмишека содержит подробное описание методики, отдельных шкал и их сочетаний. В рабочих материалах содержится текст опросника, приводятся примеры интерпретации профилей в рамках консультативной ситуации.

Руководство адресовано профессиональным психологам и студентам, получающим подготовку в области психодиагностики, а также специалистам, работающим в области консультирования и ассесмента.

Н. И. Шевандрин
• Основы психологической диагностики
М.: Владос, 2003, ISBN 5-691-00991-5, 5-691-00992-3

В учебнике раскрывается специфика работы практического психолога. Учебник состоит из трех частей.

В первой части приводится методика типичных диагностических процедур, рассматриваются психометрические основы психодиагностики .многомерные методы анализа и интерпретации данных, роль ЭВМ в психодиагностике.

Во второй части приводится характеристика межличностных отношений, продемонстрирована связь коррекционных и терапевтических процедур применительно к социально-психологическим проблемам.

Третья часть приводит сведения о развитии и современном состоянии психодиагностики личности и образовательных систем. В практикумах и приложениях дан широкий перечень диагностических средств, предложены рекомендации по психокоррекции и развитию личности и групп.

Учебник адресован студентам высших учебных заведений, будет полезен и практическим психологам.

Тест на акцентуацию характера 🍋

Автор Таня Хохлова в 03.12.2018 . Опубликовано Психология

Опросник служит для нахождения акцентуаций характера, вариация типологического подхода ее изучения. Впервые издан Г. Шмишеком в 1970 г. на основе теории К.Леонгарда.

С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации характера (по классификации К.Леонгарда), которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).

Подробное описание акцентуаций характера читайте в этой статье.

Теоретические основы опросника

Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Методика нахождения акцентуаций личности.

Цель: определить акцентуации характера.

Характеристики метода

Опросник служит для нахождения акцентуаций характера, вариация типологического подхода ее изучения. Впервые издан Г. Шмишеком в 1970 г. на основе теории К.Леонгарда.

Теоретическое обоснование опросника — теория «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно теории, всякая личностная характеристика относится к главной или добавочной.

Главные характеристики — личностный стержень, определяющий степень ее развития, адаптации, здоровье психики.

При значительной выраженности, главные черты характеризуют личность в целом. При воздействии негативных факторов они могут стать патологией и разрушить личностную структуру.

Индивиды, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не стоит рассматривать, как патологические.

Это случай «заострения» определенных, свойственных всем людям, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации характера (по классификации К.Леонгарда), которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).

Типы акцентуации характера

  1. Демонстративный тип. Определяется развитым навыком вытеснения.
  2. Педантичный тип. Слабый механизм вытеснения негативных событий. Высокая ригидность психики.
  3. Застревающий тип. Главная особенность — фиксация аффекта.
  4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность. Сниженный самоконтроль в устремлениях и желаниях.
  5. Гипертимический тип. Характерен повышенный эмоциональный фон, жизнерадостность, оптимистичность.
  6. Дистимический тип. Сниженный эмоциональный фон, пессимизм, фиксация на негативных аспектах, медленные психические реакции.
  7. Тревожно-боязливый. Боязливость, пугливость и робость.
  8. Циклотимический тип. Чередование фаз гипертимности и дистимности.
  9. Аффективно-экзальтированный. Частые перемены настроения. Восторг и печаль — характерные для такого типа эмоции.
  10. Эмотивный тип. Близок к аффективно-экзальтированному, но реакции не такие бурные. Такие люди характеризуются завышенной впечатлительностью и чувственностью.

Опросник состоит из 88 вопросов. Варианты ответов «да» или «нет». Существует урезанный вариант опросника. Есть два типа методики:

Оба бланка включают в себя равное число вопросов, имеют одни типы акцентуаций и единые способы интерпретации. Отличаются они формулировкой вопросов, инструкция к опроснику и определение главенствующих акцентуаций характера едино.

Материал: для тестирования нужно подготовить бланки, ручку и текст опросника. Для интерпретации результатов понадобятся «ключи».

Процедура тестирования

Прочесть инструкцию, убедиться в правильном её восприятии. Убедиться что бланки заполнены правильно. Использование методики возможно с 11-12 лет, в групповом или индивидуальном тестировании.

Опросник состоит из 88 вопросов, ответы на которые заполняются в регистрационном бланке, соответственно «+» для положительного ответа(да) и «-» для отрицательного ответа (нет).

При интерпретации можно изготовить ключи-трафареты, накладывающиеся на бланк ответов. Таким образом реализуется подсчет ответов в соответствии с ключом.

Бланк ответов

Ф.И.О.: ______________________________________________

Возраст: ________ Дата ____________________

Инструкция: Вам предстоит ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.

1 23 45 67
2 24 46 68
3 25 47 69
4 26 48 70
5 27 49 71
6 28 50 72
7 29 51 73
8 30 52 74
9 31 53 75
10 32 54 76
11 33 55 77
12 34 56 78
13 35 57 79
14 36 58 80
15 37 59 81
16 38 60 82
17 39 61 83
18 40 62 84
19 41 63 85
20 42 64 86
21 43 65 87
22 44 66 88

После заполнения бланка подсчитывается число баллов отдельно по каждому из 10 типов акцентуаций в следующей последовательности:

Подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни ука­занные вопросы и количество ответов «Нет» (—) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

1. Гипертимные

«+»:1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 «-»: нет

2. Застревающие, ригидные

«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 «-»: 12, 46, 59

3. Эмотивные, лабильные

«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 «-»: 25

4. Педантичные

«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 «-»: 36

5. Тревожные

«+» 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 «-»: 5

6. Циклотимные

7. Демонстративные

«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 «-»: 51

8. Неуравновешенные, возбудимые

«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 «-» нет

9. Дистимичные

«+» 9, 21, 43, 75, 87 «-»: 31, 53, 65

10. Экзальтированные

«+»: 10, 32, 54, 76 . «-»: нет

После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла.

18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.

12-17 баллов – скрытая акцентуация.

Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.

Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Профиль характера

Полученные данные откладываются на специальной шкале

Шкала акцентуаций характера

Интерпретация результатов

Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Выделенные К. Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:

Акцентуации характера:

  • демонстративный,
  • педантичный,
  • застревающий,
  • возбудимый.

Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

  1. Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.
  2. Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
  3. Эмотивные, аффективно лабильные.
  4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
  5. Тревожные.
  6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
  7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.
  8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
  9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
  10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:

  • демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);
  • педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
  • возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
  • застревание (в патологии: паранояльные психопаты).

Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.

Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.

1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.

2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.

3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные.

7. Демонетративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость, Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

  1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
  2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
  3. Легко ли вы плачете?
  4. Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано?
  5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
  6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
  7. Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
  9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  10. Вы человек серьезный?
  11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
  12. Предприимчивы ли вы?
  13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
  14. Мягрсосердечны ли вы?
  15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
  16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
  17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
  20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
  21. Любят ли вас ваши знакомые?
  22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
  23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?
  24. Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
  25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
  26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
  27. Хвастаетесь ли вы иногда?
  28. Смогли ли вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
  29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?
  30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?
  31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
  32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности?
  33. Легко ли вы впадаете в гнев?
  34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
  35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
  36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
  37. Лгали вы когда-нибудь в своей жизни?
  38. Говорите ли бы людям свое мнение о них прямо в глаза?
  39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
  40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?
  41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
  42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
  43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
  44. Вы очень общительный человек?
  45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
  46. Сбегали ли вы в детстве из дому?
  47. Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?
  48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
  49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
  50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?
  51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели?

Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

  • Очень ли вы любите животных?
  • Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
  • Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?
  • Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
  • Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
  • Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
  • Очень ли вы любите веселиться?
  • Вы всегда говорите то, что думаете?
  • Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
  • Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?
  • Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
  • Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудач ах люде и, которые вам неприятны?
  • Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?
  • Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?
  • Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
  • Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?
  • Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?
  • Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?
  • Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
  • Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
  • Часто ли у вас бывают головокружения?
  • Часто ли вы смеетесь?
  • Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?
  • Вы человек живой и подвижный?
  • Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?
  • Вы страстный любитель природы?
  • Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
  • Пугливы ли вы?
  • Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?
  • Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
  • Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?
  • Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?
  • Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
  • Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?
  • Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
  • Переживаете ли вы длительное время горести других людей?
  • Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
  • Могли ли бы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?
  • Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?
  • Часто ли у вас бывают страшные сновидения?
  • Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
  • Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?
  • Вы – человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.
  • Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
  • В беседах вы больше молчите, чем говорите?
  • Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?
  • Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

    ТЕСТ на ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ АКЦЕНТУАЦИЙ по К.ЛЕОНГАРДУ

    Экспресс-диагностика

    Тренинг «Мастер общения» Подробнее

    Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

    Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

    Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

    Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

    Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

    • 1)Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.
    • 2)Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
    • 3)Эмотивные, аффективно лабильные.
    • 4)Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
    • 5)Тревожные.
    • 6)Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
    • 7)Демонстративные, с истерическими чертами характера.
    • 8)Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
    • 9)Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
    • 10)Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

    Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:

    • демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);
    • педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
    • возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
    • застревание (в патологии: паранояльные психопаты).

    Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.

    Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.

    Акцентуации.

    1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.

    2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.

    3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

    4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

    5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

    6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные.

    7. Демонстративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.

    8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.

    9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

    10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

    Экспресс-диагностика

    Тренинг «Мастер общения» Подробнее

    Вопросы
    1. 1)Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
    2. 2)Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
    3. 3)Легко ли вы плачете?
    4. 4)Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано?
    5. 5)Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
    6. 6)Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
    7. 7)Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания?
    8. 8)Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
    9. 9)Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
    10. 10)Вы человек серьезный?
    11. 11)Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
    12. 12)Предприимчивы ли вы?
    13. 13)Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
    14. 14)Мягкосердечны ли вы?
    15. 15)Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
    16. 16)Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
    17. 17)Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?
    18. 18)Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
    19. 19)Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
    20. 20)Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
    21. 21)Любят ли вас ваши знакомые?
    22. 22)Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
    23. 23)Ваше настроение обычно несколько подавленно?
    24. 24)Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
    25. 25)Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
    26. 26)Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
    27. 27)Хвастаетесь ли вы иногда?
    28. 28)Смогли ли вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
    29. 29)Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?
    30. 30)Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?
    31. 31)Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
    32. 32)Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности?
    33. 33)Легко ли вы впадаете в гнев?
    34. 34)Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
    35. 35)Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
    36. 36)Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
    37. 37)Лгали вы когда-нибудь в своей жизни?
    38. 38)Говорите ли бы людям свое мнение о них прямо в глаза?
    39. 39)Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
    40. 40)Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?
    41. 41)Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
    42. 42)Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
    43. 43)Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
    44. 44)Вы очень общительный человек?
    45. 45)Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
    46. 46)Сбегали ли вы в детстве из дому?
    47. 47)Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?
    48. 48)Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
    49. 49)Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
    50. 50)Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?
    51. 51)Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?
    52. 52)Очень ли вы любите животных?
    53. 53)Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
    54. 54)Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?
    55. 55)Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
    56. 56)Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
    57. 57)Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
    58. 58)Очень ли вы любите веселиться?
    59. 59)Вы всегда говорите то, что думаете?
    60. 60)Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
    61. 61)Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?
    62. 62)Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
    63. 63)Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людеи, которые вам неприятны?
    64. 64)Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?
    65. 65)Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?
    66. 66)Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
    67. 67)Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?
    68. 68)Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?
    69. 69)Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?
    70. 70)Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
    71. 71)Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
    72. 72)Часто ли у вас бывают головокружения?
    73. 73)Часто ли вы смеетесь?
    74. 74)Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?
    75. 75)Вы человек живой и подвижный?
    76. 76)Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?
    77. 77)Вы страстный любитель природы?
    78. 78)Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
    79. 79)Пугливы ли вы?
    80. 80)Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?
    81. 81)Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
    82. 82)Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?
    83. 83)Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?
    84. 84)Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
    85. 85)Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?
    86. 86)Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
    87. 87)Переживаете ли вы длительное время горести других людей?
    88. 88)Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
    89. 89)Могли ли бы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?
    90. 90)Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?
    91. 91)Часто ли у вас бывают страшные сновидения?
    92. 92)Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
    93. 93)Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?
    94. 94)Вы — человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.
    95. 95)Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
    96. 96)В беседах вы больше молчите, чем говорите?
    97. 97)Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?
    Обработка результатов.

    Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

    Выявление акцентуаций характера (тест-опросник Шмишека)

    Выявление акцентуаций у подростка проводится с помощью тест-опросника Шмишека. Опросник предназначен для диагностики акцентуации личности. В основу опросника положена концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Акцентуация личности, по мнению К. Леонгарда, соответствует такому состоянию личности, когда индивидуальный характер реакций на окружающее достигает особенной выраженности, что свидетельствует о возможности перехода нормы в патологию. К. Леонгард считает, что акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, как социально-положительному, так и социально-отрицательному, развитию.

    В результате исследования с помощью опросника Шмишека может быть обнаружен тип акцентуации личности, кроме того, результаты могут быть представлены в виде профиля личностной акцентуации и структура черт может анализироваться в целом. Следует учесть, что автор концепции настаивает на приоритете метода наблюдения как наиболее плодотворном при постановке диагноза. Таким образом, рекомендуется уточнять результаты вопросника результатами непосредственного наблюдения за поведением испытуемого в жизненных ситуациях.

    Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «Да» и «Нет». Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся знаки «+» или «-» в соответствии с вариантом ответа.

    1. Ты обычно спокоен, весел? Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
    2. Легко ли ты можешь расплакаться?
    3. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
    4. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?
    5. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
    6. Любишь ли ты бывать главным в игре?
    7. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?
    8. Серьезный ли ты человек?
    9. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?
    10. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?
    11. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел?
    12. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
    13. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?
    14. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции?
    15. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
    16. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
    17. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?
    18. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят?
    19. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
    20. Тебе обычно немного грустно?
    21. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
    22. Тебе трудно долго оставаться на одном месте?
    23. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
    24. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?
    25. Раздражают ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?
    26. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
    27. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
    28. Ты — один из лучших учеников в классе?
    29. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
    30. Легко ли ты можешь рассердиться?
    31. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
    32. Умеешь ли ты веселить ребят?
    33. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нём думаешь?
    34. Боишься ли ты крови?
    35. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
    36. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
    37. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату?
    38. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?
    39. Легко ли ты знакомишься с людьми?
    40. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?
    41. Ты когда-нибудь убегал из дома?
    42. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?
    43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
    44. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
    45. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?
    46. Любишь ли ты животных?
    47. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
    48. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?
    49. Твое настроение зависит от погоды?
    50. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ?
    51. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
    52. Нравится ли тебе быть среди ребят?
    53. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?
    54. Можешь ли ты организовать игру, работу?
    55. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
    56. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
    57. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
    58. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?
    59. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?
    60. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
    61. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
    62. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
    63. Бывает ли у тебя головная боль?
    64. Часто ли ты смеешься?
    65. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?
    66. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
    67. Часто ли с тобой бывают несправедливы?
    68. Любишь ли ты природу?
    69. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
    70. Боязлив ли ты, как ты считаешь?
    71. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
    72. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены?
    73. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором ни с кем не хочется разговаривать?
    74. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
    75. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
    76. Умеешь ли ты развлекать гостей?
    77. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
    78. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
    79. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
    80. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
    81. Часто ли тебе снятся страшные сны?
    82. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
    83. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?
    84. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
    85. Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно?
    86. Обычно ты немногословен, молчалив?
    87. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль,что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

    Обработка Данных

    1. Демонстративность/демонстративный тип:

    «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

    Сумму ответов умножить на два.

    2. Застревание/застревающий тип:

    «+»>: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

    Сумму ответов умножить на два.

    3. Педантичность/педантичный тип:

    «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

    Сумму ответов умножить на два.

    4. Возбудимость/возбудимый тип:

    Читать еще:  Опасен ли шизофреник для окружающих
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector