Тревожность в психоэмоциональном состоянии
Lechenienarkomanii-tomsk.ru

Вредные привычки

Тревожность в психоэмоциональном состоянии

Причины и виды тревожности

Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, проявляющаяся повышенной склонностью человека к беспокойству, тревоге, страху, который зачастую не имеет под собой достаточных оснований. Охарактеризовать это состояние можно и как переживание дискомфорта, предчувствие некой угрозы. Тревожное расстройство принято относить к группе невротических расстройств, то есть к психогенно обусловленным патологическим состояниям, характеризующимся разнообразной клинической картиной и отсутствием нарушений личности.

Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста, в том числе и у маленьких детей, однако, согласно статистике, чаще всего от тревожного расстройства страдают молодые женщины в возрасте двадцати-тридцати лет. И хотя время от времени, находясь в определенных ситуациях, каждый человек может испытывать тревогу, о тревожном расстройстве будет идти речь, когда это чувство становится слишком сильным и неконтролируемым, что лишает человека возможности вести нормальную жизнь и заниматься привычной деятельностью.

Существует целый ряд нарушений, в симптоматику которых входит тревога. Это фобическое, посттравматическое стрессовое или паническое расстройство. Об обычной тревожности, как правило, идет речь, при генерализованном тревожном расстройстве. Чрезмерно острое чувство тревоги заставляет человека беспокоиться практически постоянно, а также испытывать различные психологические и физические симптомы.

Причины развития

Точные причины, способствующие развитию повышенной тревоги науке неизвестно. У одних людей состояние тревожности появляется без видимых причины, у других — становится следствием пережитой психологической травмы. Считается, что определенную роль здесь может сыграть и генетический фактор. Так, при наличии определенных генов в головном мозге возникает некий химический дисбаланс, что и вызывает состояние психической напряженности и тревоги.

Если принять во внимание психологическую теорию о причинах возникновения тревожного расстройства, то чувство тревоги, а также фобии первоначально могут возникать в качестве условно-рефлекторной реакции на какие-либо раздражающие стимулы. В дальнейшем аналогичная реакция начинает возникать и при отсутствии такого стимула. Биологическая теория говорит о том, что тревога является следствием неких биологических аномалий, например, при повышенном уровне продуцирования нейромедиаторов – проводников нервных импульсов в головном мозгу.

Также повышенная тревожность может стать следствием недостаточной физической активности и нерационального питания. Известно, что для поддержания физического и психического здоровья необходим правильный режим, витамины и микроэлементы, а также регулярная физическая активность. Их отсутствие негативно влияет на весь человеческий организм и может стать причиной тревожного расстройства.

У некоторых людей состояние тревожности может быть связано с новой, незнакомой окружающей средой, кажущейся опасной, собственным жизненным опытом, в котором имели место неприятные события и психологические травмы, а также особенностями характера.

Кроме того, такое психическое состояние, как тревога, может сопровождать многие соматические заболевания. Прежде всего, сюда можно отнести любые эндокринные нарушения, в том числе и гормональный сбой у женщин при климаксе. Внезапное чувство тревоги иногда становится предвестником инфаркта, а также может свидетельствовать о падении уровня сахара в крови. Психические заболевания также очень часто сопровождаются тревожностью. В частности, тревога является одним из симптомов шизофрении, различных неврозов, алкоголизма и т.д.

Среди существующих типов тревожного расстройства чаще всего в медицинской практике встречается адаптативное и генерализованное тревожное расстройство. В первом случае человек испытывает неконтролируемую тревогу в сочетании с иными негативными эмоциями при приспосабливании к какой-либо стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чувство тревоги сохраняется перманентно и может направляться на самые различные объекты.

Существует несколько видов тревожности, наиболее изученными и чаще всего встречающимися из них являются:

  • Социальная тревожность. Человек испытывает дискомфорт, находясь среди большого скопления людей, например, в школе, на работе и т.д. Вследствие этого люди сознательно пытаются избегать некоторых видов деятельности: не знакомятся с людьми, отказываются от публичных мероприятий;
  • Публичная тревожность. При таком расстройстве чувство тревоги остро проявляется на любых массовых мероприятиях. Это могут быть экзамены, публичные конференции и т.д. В основе этой тревоги лежит неуверенность человека в том, что он сможет справиться с поставленной задачей, страх оказаться в неловкой ситуации. При этом, внимание концентрируется не на основной задаче, а на возможных неприятностях, которые предположительно могли бы произойти;
  • Тревога, появляющаяся при необходимости сделать определенный выбор. Когда нужно принять определенное решение тревога может корениться в неуверенности в правильности выбора, страхе перед ответственностью, а также ощущении собственной беспомощности;
  • Посттравматическая тревожность. Очень часто состояние постоянной тревоги появляется после пережитой психологической травмы. Человек испытывает беспричинное беспокойство, ожидает опасности, просыпается среди ночи с криком, не понимая причин собственных страхов;
  • Экзистенциальная тревога. По сути, это осознание человеком того факта, что когда-то он может умереть. Такая тревога имеет три основных проявления: страх перед смертью, страх осуждения и несоответствия ожиданиям других людей, а также страх того, что жизнь проходит впустую;
  • Разделенное тревожное расстройство. При данном нарушении человек испытывает острый приступ тревоги и паники, если оказывается вне какого-либо места или отделенным от конкретного человека;
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Иррациональные, навязчивые тревожные мысли можно назвать главным и основным симптомом этого тревожного расстройства, при этом больной всегда осознает болезненность своего состояния, но не может самостоятельно избавиться от своих повторяющихся тревог и идей;
  • Соматогенная тревога. Состояние тревожности, выступающая в качестве симптома какого-либо соматического заболевания.

У некоторых людей тревога является чертой характера, когда состояние психической напряженности присутствует всегда вне зависимости от конкретных обстоятельств. В других случаях тревога становится своеобразным средством избегания конфликтных ситуаций. При этом эмоциональное напряжение постепенно накапливается и может привести к возникновению фобий.

Для иных людей тревога становится оборотной стороной контроля. Как правило, состояние тревожности характерно для людей, стремящихся к безупречности, обладающих повышенной эмоциональной возбудимостью, нетерпимостью к ошибкам, беспокоящимся о собственном здоровье.

Помимо разнообразных видов тревожности, можно выделить и основные ее формы: открытую и закрытую. Открытую тревогу человек переживает осознанно, при этом такое состояние может быть острым и нерегулируемым либо компенсируемым и контролируемым. Осознаваемую и значимую для конкретной личности тревожность называют «насаждаемой» или «культивируемой». В таком случае тревога выступает в виде своеобразного регулятора активности человека.

Скрытое тревожное расстройство встречается намного реже, нежели открытое. Такая тревога является в различной степени неосознаваемой и может проявляться в поведении человека, излишнем внешнем спокойствии и т.д. В психологии такое состояние иногда называют «неадекватным спокойствием».

Клиническая картина

Тревожность, как и любое иное психическое состояние способно выражаться на различных уровнях человеческой организации. Так, на физиологическом уровне тревога может вызывать следующие симптомы:

  • учащенное сердцебиение и дыхание;
  • нестабильность артериального давления;
  • повышенная эмоциональная и физическая возбудимость;
  • общая слабость;
  • дрожь в руках или ногах;
  • снижение порога чувствительности;
  • сухость в ротовой полости и постоянная жажда;
  • нарушения сна, проявляющиеся в трудностях с засыпанием, тревожных или даже кошмарных сновидениях, дневной сонливости и т.д.;
  • быстрая утомляемость;
  • напряженность и болезненность мышц;
  • боли в желудке неясной этиологии;
  • усиленная потливость;
  • нарушения аппетита;
  • расстройства стула;
  • тошнота;
  • пульсирующие головные боли;
  • нарушения со стороны мочеполовой системы;
  • нарушения менструального цикла у женщин.

На эмоционально-когнитивном уровне тревога проявляется в постоянной психической напряженности, чувстве собственной беспомощности и незащищенности, страхом и беспокойством, снижением концентрации внимания, раздражительностью и нетерпимостью, невозможностью сосредоточиться на конкретной задаче. Эти проявления нередко заставляют людей избегать социальных взаимодействий, искать причины не посещать учебу или работу и т.д. В результате этого состояние тревоги только усиливается, также страдает и самооценка больного. Излишне концентрируясь на собственных недостатках, человек может начать испытывать отвращение к самому себе, избегать любых межличностных взаимоотношений и физических контактов. Одиночество и чувство «второсортности» неизбежно приводят к проблемам в профессиональной деятелньости.

Если рассматривать проявления тревоги на поведенческом уровне, то они могут заключаться в нервном, бессмысленном хождении по помещению, качание на стуле, стуке пальцами по столу, тереблении собственной пряди волос или посторонних предметов. Привычка грызть ногти также может являться признаком повышенной тревоги.

При тревожных нарушениях адаптации, человек может испытывать признаки панического расстройства: внезапные приступы страха с проявлением соматических симптомов (одышка, учащенное сердцебиение и т.д.). При обсессивно-компульсивном расстройстве на первый план в клинической картине выходит навязчивые тревожные мысли и идеи, заставляющие человека постоянно повторять одни и те же действия.

Диагностика

Диагностика тревоги должна проводиться квалифицированным врачом-психиатром на основании имеющихся у пациента симптомов, которые должны наблюдаться на протяжении нескольких недель. Как правило, выявить тревожное расстройство не трудно, однако сложности могут возникнуть при определении конкретного его типа, так как многие формы имеют одинаковые клинические признаки, но отличаются временем и местом возникновения.

Прежде всего, подозревая тревожное расстройство, специалист обращает внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, присутствие признаков повышенной тревожности, к коим могут относиться нарушения сна, тревога, фобии и т.д. Во-вторых, учитывается длительность течения имеющейся клинической картины. В-третьих, необходимо убедиться, что все имеющиеся симптомы не представляют собой реакцию на стресс, а также не связаны с патологическими состояниями и поражениями внутренних органов и систем организма.

Само диагностическое обследование проходит в несколько этапов и помимо подробного опроса пациента включает в себя оценку его психического состояния, а также соматическое обследование. Тревожное расстройство следует отличать от тревоги, которая часто сопровождает алкогольную зависимость, так как в этом случае требует совершенно иное медицинское вмешательство. На основании результатов проведенного соматического обследования также исключаются заболевания соматической природы.

Как правило, тревога – это состояние, поддающееся коррекции. Метод лечения подбирается врачом в зависимости от преобладающей клинической картины и предполагаемых причины расстройства. Сегодня наиболее часто используется медикаментозная терапия с использованием препаратов, воздействующих на биологические причины тревоги и регулирующие продукцию нейромедиатров в головном мозге, а также психотерапия, направленная на поведенческие механизмы появления состояния тревоги.

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Психодиагностика психических состояний: тревога, агрессия

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – результат особого кратковременного сочетания определенных динамичных психических свойств-явлений, т.е. свойств, быстро изменяющихся во времени

Психические состояния:
Эмоциональные состояния
Функциональные состояния
Мотивационные состояния

Направления изучения психических состояний:
-изучение осознаваемых компонентов, данных в субъективных переживаниях
-изучение выразительных компонентов, проявляющихся в особенности поведения и пантомимики, а также в результатах деятельности
-изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях.

Виды информации для описания состояний человека
Словесные самоотчеты и самооценки, констатация интуитивного опыта
Данные клинических наблюдений
«Молярные» характеристики поведения (позы, жестикуляция, мимика, речевые характеристики)
Реакции на действие различных стрессоров
Изменение (ухудшение) деятельности
Изменение вегетативных и физиологических функций

Читать еще:  Симптомы нарушения сна

Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение — эмоцией огорчения или парализующего страха.

Основные эмоциональные состояния:
Радость (удовлетворение, веселье)
Грусть (апатия, печаль, депрессия)
Гнев (агрессия, озлобление)
Страх (тревога, испуг)
Удивление (любопытство)
Отвращение (презрение, брезгливость)

Функциональные состояния — состояния человека, непосредственно выражающиеся в интенсивности информационно-энергетического взаимодействия со средой в данный момент, связаны с уровнем бодрствования и внимания.

Основные функциональные состояния:
Сон
Дремота
Спокойное бодрствование
Активное внимание (ориентировочная реакция)
Напряженное внимание (тревога, стрессовая мобилизация)
Утомление (истощенное внимание, дистресс)

Диагностика функциональных состояний
Физиологическая регистрация:
частоты дыхания, пульса
КГР (кожногальванической реакции)
мускульного тонуса (миограмма)
кровонаполнения сосудов (плетизмограмма)
Тесты «карандаш-бумага»:
корректурная проба
САН

ТРЕВОГА – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (A-state, тревога-состояние)

ТРЕВОЖНОСТЬ – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают (A-trait, тревога-черта)

Понимание тревоги в теории Спилбергера:
1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности.
2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживания. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги.
3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно.
4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Шкалы тревоги и тревожности Спилбергера (STAI):
Автор: Ч.Д.Спилбергер, 1964
Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности.
Наибольшие диагностические возможности шкалы проявляются при обследовании взрослых, начиная с 17 лет.
Русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978), Ю.Л.Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности.

Шкала проявления тревожности
Автор: Тейлор Джеймс Гарден, 1953
измерение проявлений тревожности
шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить да или нет. Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника MMPI. Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с хроническими реакциями тревоги.
Наиболее известны варианты методики в адаптации Т.А.Немчинова и В.Г.Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи.

АГРЕССИЯ – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на причинение физического или психологического ущерба или даже уничтожение другого индивида или группы.

АГРЕССИВНОСТЬ – предрасположенность к агрессивному поведению.

1) Опросник враждебности Басса-Дарки
1957
Авторы: А.Басс, А.Дарки
диагностика агрессивных и враждебных реакций
предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых

2) Тест Руки — проективная методика исследования личности.
1961
Авторы: Б.Брайклин, З.Пиотровский, Э.Вагнер
прогноз и оценка открытого агрессивного поведения, может быть использован для выявления существенных потребностей. мотивов, конфликтов личности
возрастной диапазон: взрослые старше 16 лет
Стимульный материал — стандартные 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой проят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание. Ответы, относящиеся к первым двум категориям рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна.
В теоретическом обосновании Р.т. его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки сязано с развитием головного мозга.
адаптация: Т.Н.Курбатова для взрослых старше 16 лет, Н.Я.Семаго для детей до 11 лет

3) Тест Розенцвейга (Розенцвейга рисуночной фрустрации методика) — проективная методика исследования личности. Предложена Саулом Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации.

диагностика особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели
методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на которых изображены 2 человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на 2 основные группы:
-Ситуации препятствия (эгоблокинговые). В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом.
-Ситуации обвинения (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения или его привлекают к ответственности.
Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С.Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.

По направлению реакции подразделяются на:

а) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.

в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Существует деление по типу реакции:

Препятственно-доминантные — препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

Самозащитные — активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признания собственной вины, уклонения от упрека, направленны на защиту своего «Я»

Необходимо-упорствующие — постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
возрастной диапазон от 14 лет
разработан вариант для обследования детей от 4 до 14 лет (1948)
В соответствии с теорией С.Розенцвейга, фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной позиции.

Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. — Днепропетровск 2010
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

ЗдоровьеЧеклист: 10 признаков того, что у вас повышенная тревожность

Бессонница, перфекционизм, страх, спазмы мышц и другие

Текст: Полина Непомнящая

Беспокоиться из-за финансовых проблем, экзамена или переезда в другую страну естественно. Но если переживания по поводу и без растут как снежный ком, превращаются в страхи, начинают мешать вести обычную жизнь и с ними никак не получается справиться — похоже, развивается тревожное расстройство. По данным ВОЗ, тревожное расстройство есть у 264 миллионов людей в мире (женщин среди них больше). К счастью, в отличие от некоторых других психических заболеваний, вылечить его можно. Один из эффективных методов — когнитивно-поведенческая психотерапия.

По словам экспертов клиники Мэйо, как возникает тревожное расстройство, до конца не понятно. Влияют разные факторы: от генетической предрасположенности и пережитой в детстве психологической травмы до употребления алкоголя и некоторых лекарств. При тревожном расстройстве люди жалуются на множество вещей: от проблем с желудком до чувства невозможной усталости. По некоторым оценкам, возможных симптомов заболевания порядка ста. Мы выбрали самые распространённые из них.

Ваше беспокойство несоразмерно поводу

Повышенная тревожность отличается от обычного беспокойства тем, что она навязчива, негативно влияет на качество жизни и нарушает повседневную деятельность человека. Кроме того, чтобы считаться признаком расстройства, беспокойство должно появляться регулярно в течение шести месяцев и с каждым днём труднее поддаваться контролю. При этом уровень беспокойства не отражает серьёзность ситуации, которая его вызвала. Сильную тревогу провоцируют в том числе совершенно обычные вещи, например навязчивая мысль о невыключенном утюге (который на самом деле выключен) или как-то не так уложенные подушки.

Вам физически плохо

У тревожного расстройства есть признаки, связанные с ухудшением не только эмоционального, но и физического состояния: головокружение, сухость во рту, повышенное потоотделение, учащённое сердцебиение, тошнота, головная боль. Все эти неприятные симптомы — результат перегрузки симпатической нервной системы, которая регулирует дыхание, пищеварение и кровообращение. Мозг, узнав об опасности (он не понимает, реальная она или нет), готовит тело к стрессовой ситуации — на случай если человеку придётся бороться или убегать. При настоящей угрозе такая реакция организма действительно необходима, но при мнимой эти эффекты только навредят — они продолжат беспокоить, пока тревога не уйдёт.

Ставить себе диагноз «тревожное расстройство», основываясь только на этих признаках, — плохая идея. Они могут оказаться симптомами других заболеваний, так что лучше обратиться к врачу и рассказать о своих жалобах. Если специалист определит, что тошнота, повышенное давление, недомогание не вызваны нарушениями физического здоровья, стоит обратиться к психотерапевту.

Вы быстро устаёте

Быстрая утомляемость связана с выработкой кортизола (гормона стресса) в ответ на тревогу, вызванную реальными или воображаемыми проблемами. Кортизол побуждает мозг избавиться от источника переживаний, но при тревожном расстройстве зачастую непонятно, что вызвало беспокойство. Впоследствии мозг устаёт работать под напором этого гормона, особенно когда это происходит чуть ли не изо дня в день, и от этого появляется общее чувство усталости. Теоретически утомляемость может быть следствием других симптомов тревожного расстройства — бессонницы или мышечного напряжения, — но пока учёные не нашли этому подтверждения.

Безусловно, на основании одной только усталости тревожное расстройство не диагностируют, ведь это распространённый признак многих болезней, в том числе депрессии и гипотиреоза. Лечение всех этих состояний различается, поэтому и к диагностике надо подходить внимательно, учитывая весь комплекс жалоб и симптомов.

Читать еще:  Раздражительность причины у мужчин

Вы не можете усидеть на месте

Такое состояние беспокойства пациенты описывают как «непреодолимое желание двигаться». Тревожное расстройство распространено среди детей и подростков, и неусидчивость часто встречается у них. В исследовании поведения 128 детей с таким диагнозом учёные обнаружили, что этот симптом беспокоит 74 % участников. Для сравнения: боли в животе возникают у 70 % человек, усиленное потоотделение — у 45 %. Родители могут считать такое поведение нормальным, но если всплески активности повторяются чуть ли не каждый день на протяжении шести месяцев, это повод посетить психотерапевта.

У вас проблемы с концентрацией

Давно жалуетесь на плохую концентрацию и пытаетесь решить вопрос с помощью книг по саморазвитию и самодисциплине? Наверняка авторы таких трудов скажут, что дело в лени, нежелании двигаться вперёд или нелюбви к работе. Иногда действительно достаточно хорошей мотивации, чтобы ситуация изменилась — но дело может быть и в тревожном расстройстве. В исследовании 157 детей с повышенной тревожностью обнаружилось, что более двух третей из них испытывают трудности с концентрацией. В ходе другого исследования, где изучали поведение 175 взрослых с тревожным расстройством, учёные выяснили, что 90 % участников жалуются на низкую сосредоточенность, и чем сильнее их беспокойство, тем хуже концентрация.

Приступы тревоги могут снижать производительность труда и негативно влиять на рабочую память. Рабочая, или оперативная, память помогает хранить информацию, пока человек ею пользуется (нужно иметь в виду, что рабочая и кратковременная память — не одно и то же). И, конечно, тревожное расстройство не единственная причина, мешающая выполнять стандартные поручения на работе или помнить, кому вы только что звонили. Проблемы с памятью и концентрацией тоже считаются признаками синдрома дефицита внимания и депрессии.

Вы раздражительны

Раздражительность возникает из-за того, что нервная система становится гиперчувствительной ко всему происходящему, а не потому что у вас плохой характер. Острая реакция на вещи, которые раньше не выбили бы вас из колеи, — характерный признак повышенной тревожности. В прошлогоднем исследовании выяснилось, что более 90 % из 6166 участников ощущают крайнюю вспыльчивость в периоды обострения заболевания.

Контролировать эмоции сложно, но этому можно попробовать научиться. Сделайте глубокий вдох и проанализируйте, что вас раздражает или при каких обстоятельствах это происходит. Возьмите тайм-аут или ограничьте общение с человеком-триггером — это поможет предотвратить резкие перемены настроения. А если в основе раздражительности лежит тревожное расстройство, то по мере его лечения и этот симптом должен пройти.

У вас постоянно напряжены мышцы

Напряжение мышц как симптом тревожного расстройства плохо изучено. Но почему оно возникает, известно: тело реагирует на стресс сокращением мышц, готовясь к любому развитию событий (вдруг придётся бежать). В случае тревожного расстройства бежать никуда не надо, но мышцы остаются напряжёнными. Проявляется это по-разному: сжатие челюсти или кулаков, боль в мышцах, спазмы, зажимы. Иногда дискомфорт доходит до того, что человек не может встать с кровати и для облегчения ситуации нужно принять лекарства.

По словам доктора психологических наук и соруководительницы Института тревожных и стрессовых расстройств (Мэриленд, США) Салли Уинстон, контролировать мышечное напряжение помогает физическая активность. Главное в этом вопросе — регулярность, иначе справляться с новыми приступами беспокойства и боли станет сложнее. Снизить мышечное напряжение помогают и методы релаксации — для релаксационной терапии вообще продемонстрирована эффективность в лечении тревожного расстройства.

Вы плохо спите

Нет ничего необычного в том, чтобы ворочаться полночи перед ответственным выступлением или назначением на новую должность. Но если это происходит снова и снова — в том числе без явной причины, — есть вероятность, что у вас тревожное расстройство. Чаще всего люди с таким диагнозом жалуются, что плохо засыпают или просыпаются среди ночи. Утром они встают разбитыми и, не успев подняться с кровати, думают лишь о том, как поскорее лечь спать — и так по кругу.

Учёные уже не раз заявляли о связи между бессонницей и тревожным расстройством. Пока точно неясно, что является причиной, а что следствием. Скорее всего, они влияют друг на друга, то есть расстройство побуждает бессонницу и наоборот. Так, в Королевском колледже Лондона провели исследование — оказалось, что бессонница в детстве провоцирует развитие расстройства в будущем. Нарушение сна опасно не только этим: по данным Американской ассоциации по исследованию тревожно-депрессивных расстройств, эта проблема может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, инсульту и ожирению. Но выход есть: например, когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться и от тревожного расстройства, и от бессонницы — так считают канадские учёные.

Вы боитесь

Фобия — отдельный тип тревожного расстройства; это иррациональная боязнь конкретных объектов или ситуаций, например змей (герпетофобия) или полёта на самолёте (аэрофобия). Если страх становится подавляющим, разрушительным и несоразмерным фактическому риску, это явный признак фобического расстройства. Человек понимает, что объективных причин бояться нет, но управлять собой не может. Фобии усложняют и портят жизнь, часто влияя на выбор: например, из-за боязни летать человек отказывает себе в путешествиях в страны, где мечтает побывать, или проводит выходные у телевизора, а не в лесу с друзьями, боясь насекомых.

В отдельный тип тревожного расстройства выделяют ещё одну фобию — боязнь общества, или социальное тревожное расстройство. При таком заболевании люди боятся, что другие могут их осудить, унизить, отвергнуть или негативно оценить их поступки, испытывают чувство тревоги или страха перед мероприятиями, где будет много гостей, или вовсе их избегают. Оказываясь на людях, человек с социальной фобией переживает о каждом своём шаге и слове, начинает краснеть, запинаться — и чувствует себя ещё хуже из-за того, что ситуацию не удаётся контролировать. Социофобия — довольно распространённая проблема. Только в Америке она есть у 15 миллионов человек, но мало кто из них обращается за профессиональной помощью.

Вы перфекционист

Совершать ошибки, анализировать, стараться избегать их в будущем и двигаться дальше — нормально. Осуждать, ругать себя, бояться не соответствовать чьим-то стандартам и ожиданиям — нет. Стремление к совершенству через самобичевание грозит проблемами с эмоциональным здоровьем: учёные уже установили связь между перфекционизмом и тревожным расстройством, где болезнь — следствие.

Перфекционисты убеждены, идеальным нужно быть во всём — это касается не только личностных и профессиональных качеств, а любых мелочей: от начищенного до скрипа кафеля в ванной до расставленных по алфавиту книг на полке. Но обычно результат не приносит удовольствия, человек начинает корить себя за то, что мог бы сделать лучше — и берётся всё переделывать, не понимая, как и когда остановиться. Доктор психологических наук Катария Мокрю в этом случае советует устанавливать таймер на два часа — когда они истекут, остановитесь, независимо от того, как вы себя чувствуете и насколько качественно выполнили задачу. Попробуйте этот лайфхак сначала в быту, а потом на работе — так вы начнёте не только экономить время, но и контролировать свои действия.

Тревожность в психоэмоциональном состоянии

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину. [24,с.57]. Остальные — производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [24, с. 66]

«Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». [5, с. 68]

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. [17, с. 234]

Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. [14, с. 68 ]

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [17, с. 234]

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [17].

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.[7,с.103]

Читать еще:  Постоянное чувство страха и тревоги причины

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств — важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.[7,с.105]

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.[18,с.109]

Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой, они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что — нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование — тревожность. Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением).К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями — тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.[16, с. 111]

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи — непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.[28,с.119]

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Таким образом, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод по первой главе:

1. По данной проблеме работали ряд зарубежных и отечественных исследователей. В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности. Анализ основных работ показывает, что в понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода — понимание тревожности как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни

2. Выделяют два основных вида тревожности: Первым из них -ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Другой вид -личностная тревожность. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

3. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Эмоциональное состояние. Тревожность

Понятие о сознании. Возникновение и развитие сознания в филогенезе. Структура сознания.

Сознание выступает в качестве высшей формы отражения внешних и внутренних явлений. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление, употребление орудий труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

1. Активность, что связано с наличием цели у человека.

2. Интенциональность – направленность на какой-либо предмет.

3. Способность к рефлексии – способность к самопониманию, самопознанию.

4. Сознание носит мотивационно-ценностный характер – оно всегда мотивировано, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

5. Сознание носит общественный характер, т.е. является необходимым элементом общественной деятельности человека.

Многие отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Непременной составляющей частью психики человека выступает бессознательное.

Все современные концепции, касающиеся бессознательного, можно подразделить на 2 теории:

1. Теория психоанализа. Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех уровней: Бессознательная — принцип, который регулируется принципом удовольствия и включает в себя врожденные и вытесненные импульсы желания, влечения, стремления.

Сознание– явление, поддающееся волевой регуляции – это наша реальность.

Предсознание – этот уровень включает в себя нормы, правила, принципы культуры, которые созданы определенным обществом. Теория психоанализа рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психики.

2. Теория неосознаваемой психологической установки – в основе этой теории лежит идея целостности психики.

Эмоциональное состояние — понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерика, упадок сил, мечтательность, хочу или не хочу, — все это эмоциональные состояния.

Иногда, по жизни, все это называют проще: «эмоции» в противоположность разумному («Ну, пошли эмоции. «) или «чувства» (противопоставление «Разум и чувства»).

Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

Зигмунд Фрейд выделял в три вида тревожности:

Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.

Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.

Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью идущей от Супер-Эго.

По cфере возникновения различают:

Частную тревожность — тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)

Общую тревожность — тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают:

Адекватную тревожность — отражает неблагополучие человека.

Неадекватную тревожность (собственно тревожность) — тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имет частично врождённую, частично приобретённую природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек, в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает её.

Неофрейдисты считают основной причиной тревожности неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану).

Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1472 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector